ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-1408/11 от 04.08.2011 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67- 1408/2011

04.08.2011 дата объявления резолютивной части

11.08.2011 дата изготовления в полном объеме

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Афанасьевой Е. В.,

при проведении протокола судебного заседания секретарем Чащиной Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1 ФИО13 <***>

к Федеральному бюджетному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Томской области ФИО13 <***>, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области ФИО13 <***>

о признании незаконными совершенных 15.10.2009 действий по повторному определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100033:0146 и 70:21:0100033:0147 и действий по внесению в сведения ГКН кадастровой стоимости указанных земельных участков,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, ФИО2,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО3 по доверенности от 28.02.2011, пасп.,

от ФБУ «ЗКП» по Томской области – ФИО4 по доверенности от 12.01.2011, пасп.,

от Управления Росреестра по Томской области – ФИО5 по доверенности от 21.12.2010, сл.уд., ФИО6 по доверенности от 21.12.2010, сл.уд.,

от третьего лица – ФИО3 по доверенности от 28.02.2011, пасп.,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Томской области (после изменения в ходе производства по делу наименования Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Томской области) о признании незаконными совершенных 15.10.2009 действий по повторному определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100033:0146 и 70:21:0100033:0147 и действий по внесению в сведения государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости указанных земельных участков (уточненные после оставления заявления без движения требования).

Судом к участию в данном деле, возникшем из публичных правоотношений, в качестве другого ответчика привлечено Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Томской области, по ходатайству заявителя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен ФИО2.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали письменно изложенные в ходе производства по делу доводы, в том числе представитель заявителя и третьего лица на удовлетворении требований настаивал, представители ответчиков против требований возражали, просили в их удовлетворении оказать.

Требования заявителя мотивированы в частности тем, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 70:21:0100033:0146 была увеличена 10 206 807,96руб., с кадастровым номером 70:21:0100033:0147 была увеличена 40 323 691,08руб. необоснованно. Указанные земельные участки были образованы и поставлены на кадастровый учет в марте 2007 года, при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет был выдан кадастровый план земельного участка 70:21:0100033:0146 от 05.03.2007 №21/07-2-71, в котором была указана кадастровая стоимость в размере 3 237 232,21руб., и кадастровый план земельного участка 70:21:0100033:0147 от 05.03.2007 №21/07-2-72 в котором была указана кадастровая стоимость 12 789 223,83 руб. В 2008 году была произведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Томской области, земельные участки в состав объектов оценки не вошли. Результаты оценки были утверждены постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а, в Приложении 1 к данному Постановлению сведения о кадастровой стоимости земельных участков заявителя отсутствуют. Однако, кадастровая стоимость земельных участков была увеличена, о чем свидетельствуют кадастровые паспорта от 09.02.2011. При повторном определении кадастровой стоимости был использован удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) для земельных участков, отнесенных к 7 группе видов разрешенного использования, в размере 7350,96 руб. за кв. м., такой удельный показатель утвержден постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а.

С образования и постановки на учет земельных участков в 2007 году такие характеристики земельных участков как границы, площадь, вид разрешенного использования, категория не изменялись. Следовательно, законные основания для переоценки (повторной оценки) кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями, отсутствуют. Применение ФГУ «Земельная кадастровая палата» п. 2.1.3 Методических указаний для повторной кадастровой оценки земельных участков незаконно, т.к. указанный пункт регламентирует проведение кадастровой оценки земельного участка в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, а так же в случае перевода земельного участка в состав земель поселений из состава иной категории, земельные участки не являются вновь образованными(они уже были образованы и поставлены на кадастровый учет в марте 2007 г.), они не могли быть переведены в состав земель поселений, так как при постановке на кадастровый учет уже были в составе земель поселений. Земельные участки не могли быть отнесены к ранее учтенным, т.к. согласно «Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках» ГЗК-1-Т.Р-11-02-01 ранее учтенными земельными участками признаются земельные участки, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 02.01.2000, кадастровый учет земельных участков был произведен позже указанной даты.В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. После проведения государственного кадастра учета и регистрации прав, земельные участки 70:21:0100033:0 70:21:0100033:0147 являются существующими. Согласно п. 6.2. Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного Приказом Росземкадастра 15.06.2001 № П/119 земельные участки учтены в качестве объектов недвижимого имущества и им присвоено наименование «Землепользование». С момента регистрации прав земельные участки являются существующими, а относить их к образуемым, находящимся в процессе образования, нет никаких оснований.

Требования действующего на момент совершения действий Приказа Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 N' 35 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» о внесении кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15, 221-ФЗ) на основании решения, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, оформленного в установленном законодательством порядке, а также на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка выполнены не были. Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ определены сроки осуществления кадастрового учета на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Кадастровый учет осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов, т.е. кадастровая стоимость земельных участков не вошедших в состав объектов оценки могла быть определена и внесена в государственный кадастр недвижимости на основании п.1. ст.4, при соблюдении порядка, определенного Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215, в середине февраля месяца 2009 года и представлена в налоговый орган до 1 марта 2009 года.

В законодательстве существовал «пробел», нормы Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 не регламентировали действия по определению кадастровой стоимости земельных участков в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов (п.2.4 введен позднее). В связи с этим «пробелом» при утверждении результатов государственной кадастровой оценки Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а, Постановление Главы Администрации (Губернатора) области от 29.11.2002 № 352 не признано утратившим силу и распространяется на правоотношения, возникшие в период проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, с 01.01.2007 по 31.12.2008, а также на земельные участки, которые не вошли в Перечень объектов оценки. В связи с отсутствием соответствующего регулирования, «пробелов» в приказе Минэкономразвития 222, и соответствующего порядка в Административном регламенте по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости после определения кадастровой стоимости органом кадастрового учета стоимость спорных земельных участков повторно определяться не должна. Кроме того, действиями ФГУ были нарушены нормы Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) устанавливал, что кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года, повторная же кадастровая оценка земельных участков была выполнена в декабре 2008 года - спустя один год и девять месяцев.

На основании пп.5.2. и 5.2.2. Положения «О Министерстве экономического развития Российской Федерации», Минэкономразвития РФ принимает методические указания по государственной кадастровой земель.Минэкономразвития РФ Приказом от 02 ноября 2009 г. N 439 дополнил Методические указания пунктом 2.4. Указанные изменения были внесены позднее совершения оспариваемых действий и после вступления в силу постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Минэкономразвития РФ (орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровой оценки) и Росреестр неоднократно разъясняли свою позицию по данномувопросу.

Заявитель настаивает на том, что в ходе совершения действий по повторному определению кадастровой стоимости земельных участков были нарушены п.3 ст.16, п.2.ст.17, п.4 ст.15, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п.3, п. 13, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, п.1.2, п.1.3, п.1.4, п.2.1.3 Методических указаний, утвержденных Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, а также Приложение к данному приказу, п.9 ст.12, п.6 ст.22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п.1 ст.14 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ; п.6.2. Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового утвержденного Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 № П/119; пп.5 п. 4, п. 18 Приказа Министерства юстиции РФ от 20.02.2008, Постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29.11.2002 № 352, п.1.2, п.1.4.1, п.1.4.2, Методических указаний, утвержденных Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39; п.6.3, п.6.4, п.12 Административного регламента, утвержденного Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 № 215.

В качестве обоснования нарушения прав и законных интересов заявитель указывает, что в результате незаконных действий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Томской области по перерасчету кадастровой стоимости на него возложена обязанность по уплате излишних сумм в виде земельного налога.

Доводы о пропуске срока заявитель считает необоснованными, полагает, что срок не пропущен, наряду с этим, в случае вывода о пропуске срока просит данный срок восстановить в связи с уважительными причинами.

Третье лицо ФИО7 считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поддерживает позицию заявителя о нарушении при совершении оспариваемых действий требований действовавших нормативных правовых актов. Кроме того, третье лицо полагает, что принцип актуализации означает, что непрерывность и актуализация сведений ГКН должна выполняться не произвольно, по усмотрению неких лиц имеющих доступ к этому, а строго в соответствии с законом «О государственном кадастре недвижимости» и другими нормативно-правовыми актами. В то же время, в материалы дела представлены исчерпывающие доказательств, того, что действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Томской области по повторному определению кадастровой стоимости земельных участков заявителя не соответствуют положениям: п.2 ст. 17, п.З ст. 16, п.1 ст. 23 Федеральное закона 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Кроме того, указанные действия не соответствуют абз.2 пп. 10 п. 8; абз.1 пп. 7 п.8; пп.1,3,5 ст. 4; пп.1,3,5 ст. 18; п. 8 6 «Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (утвержден Приказом Министерства юстиции РФ № 35 от 20.02.2008), а так же иных нормативно-правовых актов, регламентирующих определение кадастровой стоимости и внесение ее в ГКН. Никаких доказательств того, что в порядке информационного взаимодействия документы действительно в орган кадастрового учета поступали, не предоставлено. П. 3 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618) устанавливает, что Документ, представляемый на бумажном носителе, должен быть отправлен вместе с сопроводительным письмом. П. 4 Положения устанавливает, что сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия, подлежат отражению в государственном кадастре недвижимости при условии соответствия их содержания и способа их представления настоящему Положению. Таким образом, очевидно, что не соблюден способ представления документов в порядке информационного взаимодействия, предусмотренный законом, следовательно, сведения о повторно определенной кадастровой стоимости земельных участков заявителя внесению в ГКН не подлежат.

Возражения ФБУ «ЗКП» по Томской области мотивированы тем, что сведения о величине кадастровой стоимости земельных участков в связи с принятием постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а подлежали внесению в ГКН. Сведения о земельных участках с местоположением: <...> с кадастровыми номерами 70:21:0100033:146 площадью 1 388,5 кв.м., 70:21:0100033:147 площадью 5 485,5 кв.м. внесены в ГКН 05.03.2007в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100033:0012. При проведении государственного кадастрового учета актом определения кадастровой стоимости земельных участков (лист 33 кадастрового дела земельного участка 70:21:0100033:0145) всем трем участкам определена кадастровая стоимость путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости,утвержденный постановлением Главы администрации Томской области от 29.11.2002 № 352. Хотя кадастровая стоимость образованных земельных участков определялась в период проведения работ по государственной кадастровой оценке, но отношения к ней не имела, т.к. это начальная кадастровая стоимость земельных участков в момент их образования. Все три образованные земельные участка в Перечень земельных участков, подлежащих кадастровой оценке не включались, т.к. их на 01.01.2007 не существовало.

На основании постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а, которым в приложении 2 утверждены новые средние удельные показатели кадастровой стоимости кадастрового квартала, учреждением последовательно по группам земельных участков, подразделенных в соответствии с п.1.7 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель и вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» с 23.03.2009 программно пересчитана кадастровая стоимость земельных участков, кадастровые выписки о земельных участках удостоверены Управлением Росреестра по Томской области.Кадастровая стоимость образованных в результате раздела земельных участков кадастровые номера 70:21:0100033:0147 и 70:21:0100033:0146 не была определена 23.03.2009 программой из-за некорректности вида разрешенного использования, установленного земельным участкам администрацией г. Томска при их образовании.При обращении с запросами о предоставлении сведений ГКН 14.10.2009 № 7021/205/09-1053 и № 7021/205/09-1054 были выданы кадастровые выписки о земельных участках: 70:21:0100033:0146 и 70:21:0100033:0147 с кадастровой стоимостью земельных участков, определенной в соответствии с п.2.1.3.Методических указаний. Кадастровая стоимость земельных участков определена как произведение значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок (согласно постановления Администрации Томской области от 24.12.2008г. № 262а) на площадь земельных участков. Утверждения заявителя о том, что его земельные участки дважды проходили государственную кадастровую оценку не обоснованы. Кадастровая стоимость земельных участков указанная при их образовании являлась их начальной кадастровой стоимостью. Определение кадастровой стоимости земельных участков заявителя проведено в полном соответствии с действующими правовыми нормами и правилами.Из постановления главы администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» следует, что результаты по уже проведенной государственной кадастровой оценке земель, утвержденные им, должны применяться с 01.01.2009, в том числе и для налогообложения.

Постановление главы администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» поступило в орган кадастрового учета - Управление Роснедвижимости по Томской области в предусмотренный п.4. ст. 15 федерального закона от 24.-7.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» пятидневный срок. Управлением Роснедвижимости по Томской области копии постановлений Администрации Томской области с утвержденными результатами государственной кадастровой оценки земель с файлами для загрузки сведений о кадастровой стоимости земельных участков переданы учреждение не в рамках информационного взаимодействия, а в порядке подчиненности для исполнения, о чем представлялось суду письмо Управления Роснедвижимости по Томской области от 29.12.2008г. № 01-29/1649 «О внесении сведений о кадастровой стоимости в ЕГРЗ», которыми подтверждаются, что учреждение обеспечивало технологически исполнение государственных функций, возложенных на Управление Роснедвижимости по Томской области.

Полномочиями кадастрового органа ФГУ «ЗКП» по Томской области наделено с 15.09.2010 приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Минэкономразвития от 11.03.2010. Ранее было создано для исполнительных функций, возложенных на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного земельного кадастра недвижимости (п.1.2 Устава). Во исполнение указанной задачи обеспечения ведения государственного кадастра недвижимости до 15.09.2010 учреждение подготавливало официальные сведения ГКН, осуществляло проверку документов, представляемых для проведения государственного кадастрового учета на наличие необходимых для учета сведений и их соответствие сведениям, содержащимся в ГКН, а также на отсутствие иных оснований для отказа или приостановления ГКУ, прием и регистрацию документов.Правоотношения возникли в период осуществления государственной функции по проведению государственного кадастрового учета в соответствии с п.3. ст. 1, ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» уполномоченным органом - Управлением Роснедвижимости по Томской области.  Заинтересованным лицом, чьи действия оспариваются заявлением о признании незаконным действий государственного органа, должно быть Управление Росреестра по Томской области.Пунктами 10 и 11 Административного регламента сведения об экономических характеристиках (сведения о кадастровой стоимости) земельных участков вносятся в Государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту РФ. Учетная кадастровая запись об изменении текущих характеристик существующего земельного участка осуществляется в ранее открытом подразделе ГЗК КР (абзац 9 п.25.3. Регламента). Все выполненные учетные кадастровые записи приобретают юридическую силу с момента удостоверения их подписью должностного лица кадастрового органа (абзац 15. п.25.3. Регламента).

Акты не составлялись по устному распоряжению руководителей Управления Роснедвижимости из-за перегруженности специалистов как учреждения, так и Управления в связи с массовой переоценкой земель и сокращением сроков ГКУ. Допущенное кадастровым органом по объективным причинам незначительное несоблюдение процедуры оформления части документов о принятых решениях не влияет на правильность определения кадастровой стоимости земельных участков.

Возражения Управления Росреестра по Томской области мотивированы тем, что материалами дела не подтверждено нарушение норм закона, а также не подтверждено прав заявителя. Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области в 2007 году проводилась в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель», Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, «Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 № П/0152 по состоянию на 01.01 2007. Результаты оценки утверждены Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 №262а. В соответствии с п. 2.1.1 Методических указаний перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов был сформирован Управлением Роснедвижимости по Томской области по состоянию на 1 января 2007 года. Согласно данным, содержащимся в базе данных ЕГРЗ, земельные участки кадастровыми номерами 70:21:010033:0146 и 70:21:010033:0147, расположенные по адресу: <...> поставлены на кадастровый учет 05.03.2007 поэтому не были включены в перечень объектов оценки.Кадастровая стоимость данных участков определена в соответствии с п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. № 222.

Кадастровая стоимость земельных участков, образованных в период с 01.01.2007 по 01.01.2009 определялась по результатам предыдущей государственной кадастровой оценки земель, которая проводилась в Томской области в 2002 году и утверждена Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области 29.11.2002 №352. В соответствии с письмом Роснедвижимости от 29.01.2008 № ВК/0403 «Об определении кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков» определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков исуществующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади в период с 01 января года проведения работ по государственной кадастровой опенке земель по дату введения в действие новых нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов работ по государственной кадастровой оценке земель, осуществляется на основании сведений соответствующих нормативных правовых актов, действовавших на момент подачи заявок для проведения государственного кадастрового учета земельных участков или внесения изменений в сведения государственного земельного кадастра в порядке, предусмотренном Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222. Новые нормативные правовые акты органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов работ по государственной кадастровой оценке земель применяются для целей реализации приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 с даты введения их в действие. После введения в действие новых нормативных правовых актов осуществляется перерасчет кадастровой стоимости для всех вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади в период с 01 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель по дату введения в действие новых нормативных правовых актов органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении результатов работ по государственной кадастровой оценке земель.Расчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:010033:0146 и 70:21:010033:0147 выполнен в порядке, установленном действующим законодательством, и, следовательно, оснований для исключения сведений о кадастровой стоимости земельных участков из государственного кадастра объектов недвижимости нет.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Принцип непрерывности актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений означает, что государственный кадастр недвижимости постоянно обновляется, поэтому он является источником актуальных и достоверных сведений. Указанный принцип сопровождается непрерывностью процесса совершенствования нормативно-правовой базы получения кадастровых сведений, что может гарантировать объективность и ценность такой информации. Таким образом, после вступления в силу Постановления от 24.12.2008 № 262а кадастровая стоимость земельных участков, образованных после 01.01.2007 должна быть актуализирована в соответствии с указанным постановлением.

Согласно ч.1 ст.3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 № 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан СИ. ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12», в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц -при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.

Управление Росреестра настаивает на том, что в случае удовлетворения требований данные принципы будут нарушены.

Кроме того, Управление настаивает на том, что заявителем по настоящему делу пропущен срок для подачи заявления, заявитель узнал о величине кадастровой стоимости задолго до обращения в суд, уважительных причин для восстановления срока нет.

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ФИО13 <***>.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации праваФИО1 принадлежал на праве собственности земельный участок, по адресу: <...>, с кадастровым номером участка 70:21:0100033:0146 площадью 1 388,5 кв. Так же ему принадлежал на праве долевой собственности земельный участок, по адресу: <...> с кадастровым номером 70:21:0100033:0147 площадью 5 485,5 кв.м,

Указанные земельные участки были образованы путем разделения земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100033:0012 и поставлены на государственный кадастровый учет в марте 2007 года, при этом был определен вид разрешенного использования: для завершения строительства и последующей эксплуатации незавершенного строительством здания.

При постановке земельных участков на государственный кадастровый учет были выданы кадастровый план земельного участка 70:21:0100033:0146 от 05.03.2007 № 21/07-2-71, в котором была указана кадастровая стоимость в размере 3 237 232,21 руб., и кадастровый план земельного участка 70:21:0100033:0147 от 05.03.2007 №21/07-2-72, в котором была указана кадастровая стоимость 12 789 223,83 руб.

Данная кадастровая стоимость земельных участков определена в акте определения кадастровой стоимости исходя из указанных в кадастровых планах от 05.03.2007 площади участков, вида разрешенного использования и среднего удельного показателя, установленного Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29.11.2002 № 352.

Акт определения кадастровой стоимости от 05.03.2007, удостоверенный должностным лицом Управления Роснедвижимости по Томской области (т.1 л.114), имеется в кадастровом деле земельного участка 70:21:0100033:0145, который наряду с участками 70:21:0100033:0146, 70:21:0100033:0147 был выделен из ранее существовавшего участка 70:21:0100033:0012.

В дальнейшем заявителю были выданы кадастровые паспорта от 09.02.2011, в которых кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100033:0146 указана 10 206 807,96 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100033:0147 указана 40 323 691,08 руб.

Согласно представленным материалам данная кадастровая стоимость 10 206 807,96 руб. и 40 323 691,08 руб. была впервые указана в имеющихся кадастровых делах земельных участков 70:21:0100033:0146 и 70:21:0100033:0147 кадастровых выписках (выписках из государственного земельного кадастра) от 15.10.2009.

В данных выписках указана та же площадь земельных участков, указан такой же вид разрешенного использования, при этом указан средний удельный показатель кадастровой стоимости - 7 350,96 руб./кв.м.

Кадастровые выписки (выписки из государственного земельного кадастра) от 15.10.2009, копии которых находятся в материалах кадастровых дел, были удостоверены Управлением Роснедвижимости по Томской области, что не оспаривается участвующими в деле лицами (подлинник выдается лицу, подавшему заявку, по которой изготавливается выписка).

Признание незаконными совершенных 15.10.2009 действий по повторному определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100033:0146 и 70:21:0100033:0147 и действий по внесению в сведения государственного кадастра объектов недвижимости кадастровой стоимости указанных земельных участков, является предметом требований заявителя.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Государственный кадастр недвижимости как предусмотрено в статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является федеральным государственным информационным ресурсом.

Учитывая, что государственный кадастр недвижимости в силу прямого указания закона является федеральным государственным информационным ресурсом, то государственные органы, осуществляющие его ведение, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.

Этот вывод согласуется и с закрепленными в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принципами ведения государственного кадастра недвижимости, которое осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений (статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, к которым относятся и земельные участки, определен в статье 7 указанного закона. При этом данные сведения подразделяются на сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости (предусмотрены в п.1, кадастровая стоимость к ним не относится) и на дополнительные сведения об объекте недвижимости, которые также вносятся в государственный кадастр недвижимости (предусмотрены в п.2).

К таким дополнительным сведениям в соответствии с подп.11 п.2 ст.7 указанного закона относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе, признаются государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (ст. 1, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О государственном кадастре недвижимости").

Из представленных в дело материалов кадастровых дел земельных участков следует, что рассматриваемые земельные участки были образованы в 2007 году и прошли государственный кадастровый учет 05.03.2007 по заявке о постановке земельных участков на учет от 18.02.2007 № 21/07-415 (лист 1 кадастрового дела земельного участка 70:21:0100033:0145) с присвоением кадастровых номеров: 70:21:0100033:0145 (земельный участок площадью 1 403,5 кв.м.), 70:21:0100033:0146 (земельный участок площадью 1 388,5 кв.м.), 70:21:0100033:0147 (земельный участок площадью 5 485,5 кв.м.).

При постановке участков на государственный кадастровый учет 05.03.2007 были определены сведения, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости, в том числе определена и кадастровая стоимость данных земельных участков, при этом был составлен акт определения кадастровой стоимости всех трех участков, находящийся в кадастровом деле земельного участка 70:21:0100033:0145.

В соответствии пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ).

К моменту постановки земельных участков на государственный кадастровый учет органом исполнительной власти результаты государственной кадастровой оценки земель в Томской области были уже утверждены Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29.11.2002 N 352 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области" (опубликовано в издании "Официальные ведомости" (сборник нормативно-правовых актов, подписанных Главой Администрации Томской области), 30.12.2002, N 24(29)). Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29.11.2002 N 352 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области" в Приложении 20 к постановлении утверждена кадастровая стоимость земель в муниципальном образовании «Город Томск», руб./кв.м. в разрезе кварталов. Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в Томской области по состоянию на 1 января 2002 года для целей налогообложения и иных целей.

Поскольку земельные участки по отношению к данной государственной кадастровой оценке земель, проведенной по состоянию на 1 января 2002 года, являлись вновь образованными (образованы не только после начала года проведения кадастровой оценки, но и после утверждения ее результатов), то их кадастровая стоимость была определена в 2007 году при постановке на государственный кадастровый учет исходя их среднего показателя по соответствующему кварталу, вида разрешенного использования, площади участка, соответствующие сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости. Заявитель никаких возражений ни по виду разрешенного использования, ни по порядку определения кадастровой стоимости, ни по ее величине не заявлял, в судебном заседании также никаких возражений по примененному при постановке на государственный кадастровый учет порядку определения стоимости также не указал.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет (пункт 3).

Таким образом, исходя из действовавшего в тот момент законодательства предполагался порядок, при котором утвержденные результаты должны действовать до утверждения новых результатов оценки, которая проводится не реже одного раза в 5 лет, при этом запрета на более частое проведение работ по государственной кадастровой оценки не было установлено.

На основании Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, в Томской области была организована и проведена государственная кадастровая оценка земель по состоянию на 1 января 2007 года, об организации работ по государственной оценке именно по состоянию на 1 января 2007 года в материалы дела представлены необходимые документы, заявителем данные обстоятельства, и именно год проведения кадастровой оценки, не оспариваются.

По отношению к данной государственной оценке, проводимой по состоянию на 1 января 2007 года, земельные участки заявителя 70:21:0100033:0146 (земельный участок площадью 1 388,5 кв.м.), 70:21:0100033:0147 (земельный участок площадью 5 485,5 кв.м.) также являются вновь образованными, поскольку они образованы уже после года начала работ по проведению по проведению государственной кадастровой оценки.

Данная государственная кадастровая оценка проводилась по отношению к участкам, образованным и поставленным на государственный кадастровый учет по состоянию на 1 января 2007 года проведения работ по государственной оценке, которые и подлежали включению в утверждаемый Перечень объектов оценки. Первоначально земельный участок 70:21:0100033:0012 (из которого были образованы рассматриваемые участки заявителя и который был на учете на 1 января 2007 года) был в перечень включен, а в дальнейшем после образования из него других участков в марте 2007 года был исключен из него, что следует из представленного реестра изменений (т.1 л.67). В связи с тем, что рассматриваемые земельные участки 70:21:0100033:0146 и 70:21:0100033:0147 были образованы после 1 января 2007 года начала работ по проведению данной государственной оценки они в состав перечня объектов оценки войти не могли, не входили.

В этой связи в отношении данных земельных участков подлежал применению иной предусмотренный нормативными правовыми актами порядок определения величины кадастровой стоимости.

Так, согласно п. 11 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель.

Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, Минэкономразвития РФ утверждены Приказом от 12 августа 2006 г. N 222 Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (зарегистрировано в Минюсте РФ 15 сентября 2006 г. N 8297).

В соответствии с пунктом 1.2 данных Методических указаний они применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: - образования нового земельного участка; - изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; - изменения вида разрешенного использования земельного участка; - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; - выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.

Поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, проводимой по состоянию на 1 января 2002 года, земельные участки не существовали, то при проведении государственного кадастрового учета при образовании участков 05.03.2007 органом правомерно для определения величины кадастровой стоимости были применены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Вместе с этим, при анализе фактических обстоятельств дела и норм указанных Методических рекомендаций, утв. Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 № 222, Правил проведения кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, суд приходит к выводу, что данные образованные и постановленные на государственный кадастровый учет земельные участки являются вновь образованными и по отношению в государственной кадастровой оценке земель, проводимой по состоянию на 1 января 2007 года, поскольку на момент начала года работ по проведению данной государственной кадастровой оценки – 1 января 2007 года, данные земельные участки не существовали и поставлены на кадастровый учет не были.

В этой связи при определении величины кадастровой стоимости данных вновь образованных по отношению к государственной кадастровой оценке земель, проводимой по состоянию на 1 января 2007 года, и после утверждения результатов данной кадастровой оценки подлежал применению именно тот порядок, который определяют Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Оснований считать, что участки по отношению к данной государственной кадастровой оценке не должны быть признаны вновь образованными и что к ним должен применяться иной порядок, нет. Для участков, существовавших и поставленных на государственный кадастровый учет на момент проведения государственной кадастровый оценки, но не вошедших по каким-то причинам в перечень объектов оценки, определен другой порядок, а именно такие участки должны пройти государственную кадастровую оценку в порядке, установленном Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39. Это связано с тем, что такие участки должны были войти в перечень объектов оценки как существовавшие на момент ее проведения. В данном же случае земельные участки на момент проведения государственной кадастровой оценки не существовали и на кадастровый учет поставлены не были, в связи с чем должны быть оценены как вновь образованные по отношению к данной государственной кадастровой оценке, в принципе не могли быть включены в перечень объектов оценки, формируемый на начало года проведения работ по государственной кадастровой оценке – 1 января 2007 года.

Государственная кадастровая оценка проводилась по состоянию на 1 января 2007 года, и именно это и является моментом ее проведения, в дальнейшем же в 2008 году постановлением главы Администрации (Губернатора) Томской области были только утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2007 года для целей налогообложения и для иных целей, установленных законодательством, что указано в постановлении от 24.12.2008 № 262а. Оснований считать дату утверждения результатов государственной кадастровой оценки моментом ее проведения нет, это лишь один из этапов оформления результатов работ по государственной кадастровой оценке. Государственная кадастровая оценка в соответствии с Правилами проведения кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, представляет собой длительный процесс, состоящий из разных этапов, проведение государственной кадастровой оценки начинается формированием перечня объектов оценки, при этом Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, в пункте 1.3 предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенного ссылки заявителя, третьего лица на то, что земельные участки не могли считаться вновь образованными, на нарушения норм указанных в письменных объяснениях нормативных правовых актов, в том числе Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" судом отклоняются как необоснованные, в данном случае речь идет об оценке участков как вновь образованных именно по отношению к проводимой государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2007 года.

Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 № 222, предусматривают определение величины кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков в границах существующего поселения кадастровая стоимость путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (п.2.1.3). В ряде норм Методических указаний (п.2.1.16, 2.1.17, 2.1.18 и др.) предусмотрены также особенности для определенных случаев, но в любом случае используется площадь участка и значение среднего удельного показателя соответствующего вида разрешенного использования кадастрового квартала.

Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области" в составе приложения № 1 утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области, при этом определена стоимость конкретных участков с указанием кадастровых номеров (которые изначально вошли в перечень объектов оценки как поставленные на кадастровый учета на 1 января 2007 года). В составе же приложения № 2 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области.

Из представленных материалов следует, что после утверждения результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2007 года указанным постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а Управлением Роснедвижимости Томской области и ФГУ «ЗКП» по Томской области проводилась работа по организации программного перерасчета содержащихся в государственном кадастре недвижимости данных о величине кадастровой стоимости земельных участков.

В ходе рассмотрения дела установлено, что перерасчет ранее определенной согласно постановлению от 29.11.2002 № 352 величины кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков заявителя был произведен 15.10.2009, что следует из материалов кадастровых дел земельных участков, в которых имеются кадастровые выписки (выписки из государственного земельного кадастра) на 15.10.2009 с указанием стоимости и среднего удельного показателя, по которому она рассчитана, определенного уже согласно постановлению от 24.12.2008 № 262а.

Документы об ином времени перерасчета стоимости в кадастровых делах и в материалах дела отсутствуют, из объяснений ответчика следует, что действия совершены 15.10.2009 после поступления 14.10.2009 заявления о предоставлении сведений и ГКН, при получении которого кадастровый орган обнаружил, что ранее перерасчет величины кадастровой стоимости программно в отношении данных земельных участков не произведен и что в ГКН содержится стоимость, определенная по результатам кадастровой оценки на 1 января 2002 года.

Во время совершения оспариваемых действий государственную функцию по проведению государственного кадастрового учета в соответствии со ст.1, 3, 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществлял в Томской области уполномоченный орган – Управление Роснедвижимости по Томской области. В соответствии с Уставом ФГУ «ЗКП» по Томской области, утвержденным приказом Роснедвижимости 18.01.2005 № П/0003, а также представленной в дело схемой взаимодействия при осуществлении государственной функции, данное учреждение находилось в ведении органа Роснедвижимости для исполнительных функций, возложенных на него по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного земельного кадастра недвижимости (п.1.2 Устава). Данным учреждением, что не оспаривается участвующими в деле лицами, осуществлялась подготовка документов для государственного кадастрового учета, в том числе текущих изменений, затем документы передавались в Управление Роснедвижимости для удостоверения уполномоченным должностным лицом. Это имело и место и при совершении оспариваемых действий, кадастровые выписки от 15.10.2009 выполнены именно на бланках Управления Роснедвижимости по Томской области и удостоверены уполномоченным должностным лицом этого управления, что не оспаривается (копии выписок находятся в кадастровых делах, подлинники подлежали выдаче лицу, подавшему заявление от 14.10.2009). В тот период ФГУ «ЗКП» по Томской области не обладало собственными полномочиями по самостоятельному проведению кадастрового учета, осуществляло только исполнительские функции, в связи с чем действия по внесению в ГКН сведений осуществлялись при удостоверении выписки должностным лицом Управления Роснедвижимости. В то же время, на основании пункта 1.3 Методических указаний, утв. Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 № 222, Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района, определялась кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

К числу таких сведений относятся согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, в силу норм ч.1 ст.16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при изменении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области, а они изменились в связи с утверждением результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2007 года, должны осуществляться действия по кадастровому учету изменения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области.

По смыслу целей и задач проведения государственной кадастровой оценки земель, норм статьи 66 Земельного кодекса РФ, принципов ведения государственного кадастра объектов недвижимости, определенных в ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" действия по кадастровому учету изменения сведений о кадастровой стоимости должны осуществляться и в отношении тех участков, которые вошли в перечень объектов оценки, и в отношении тех участков, которые не должны были входить в перечень оценки, включая и участки заявителя.

На основании ч. 3 ст. 16 названного закона кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

В силу п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов (п. 2 ст. 17 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Из представленных документов следует, что постановление с приложением и с данными на оптических носителях поступили в орган кадастрового учета Управление Роснедвижимости по Томской области, а затем в подведомственное ему ФГУ «ЗКП» по Томской области, задолго до совершения оспариваемых действий, указанный срок не соблюден, что, однако, не свидетельствует о том, что после истечения такого срока предусмотренные законом действия по кадастровому учету изменений сведений о кадастровой стоимости не должны были совершаться. Напротив, учет изменения этих сведений должен был пройти ранее, нежели совершены оспариваемые действия, несовершение в установленный срок таких действий влечет наличие в кадастре недостоверных сведений и должно быть устранено, сведения должны быть приведены в соответствие.

В любом случае несоблюдение срока внесения сведений об изменении кадастровой стоимости не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя, который как следует из его позиции настаивает на том, что вне зависимости от вступления в силу результатов кадастровой оценки земель на 1 января 2007 года стоимость именно его земельных участков по прежнему должна определяться по данным по состоянию на 1 января 2002 года. Учитывая принципы непрерывности актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений и обеспечения стабильности регулирования гражданских отношений, с момента утверждения новых результатов кадастровой оценки постановлением от 24.11.2008 N 262а кадастровая стоимость рассматриваемых земельных участков должна быть изменена.

Ссылки заявителя на то, что не соблюден порядок передачи применительно к составлению сопроводительного письма, к форме передачи материалов (что материалы должны передаваться органом исполнительной власти в Управление Роснедвижимости либо на бумажном носителе либо на оптическом, а в данном случае использовались оба способа) не влияют ни на наличие предусмотренных законом оснований для совершения действий по кадастровому учету изменения сведений о кадастровой стоимости, ни на права и законные интересы заявителя. Из материалов дела следует, что необходимые для перерасчета материалы были переданы, находились в распоряжении органа кадастрового учета, доказательств того, что для перерасчета использовались недостоверные материалы, например, не те средние удельные показатели, которые утверждены нормативным правовым актом (опубликованным для общего сведения), нет. Никаких возражений по поводу определения удельного показателя, вида разрешенного использования, который использовался ответчиками для перерасчета, предпринимателем не заявлено, доводы касаются лишь самой возможности перерасчета и внесения измененных сведений.

Заявитель также ссылается на иные нарушения, связанные с отсутствием акта определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей, составляемого по установленной форме, отсутствием решения уполномоченного должностного лица, на основании которого могут внесены сведения в кадастр.

Согласно п. 1.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 № 222, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей. В ст.23 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.Согласно п. 18 Приказа Министерства юстиции РФ от 20.02.2008 N' 35 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, подготавливается с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, подписывается данным должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме. Подлинник решения помещается в соответствующее кадастровое дело.

Первоначально при постановке рассматриваемых земельных участков на государственный кадастровый учет 05.07.2007 требования Методических указаний о составлении Акта определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей, были выполнены, соответствующий акт составлен, представлен в материалы дела ФБУ «ЗКП» по Томской области. Таким образом, требования Методических указаний при определении кадастровой стоимости данных земельных участков при постановке их на кадастровый учет были выполнены.

В материалах дела отсутствуют документы о том, что был составлен еще один акт определения кадастровой стоимости при учете 15.10.2009 изменений кадастровой стоимости на основании постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а, однако 15.10.2009 проводился именно учет изменений сведений о кадастровой стоимости земельных участков.

Решение об осуществлении кадастрового учета изменения сведений о кадастровой стоимости в качестве отдельного документа в дело ответчиками не представлено, в кадастровых делах отсутствует.

Вместе с тем, в конечном итоге изменения сведений о кадастровой стоимости отражены в кадастровых выписках о земельном участке (выписках из государственного земельного кадастра) от 15.10.2009, удостоверенных должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей, а также в кадастровых выписках от 09.02.2011, удостоверенных уполномоченным на это время лицом. Данные обстоятельства, а именно удостоверение выписок уполномоченным лицом, не оспариваются ни заявителем, ни иными лицами. Таким образом, действия внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков совершены тем должностным лицом, которое на этом уполномочено и которое уполномочено удостоверять акт и принимать решение об осуществлении учета.

Законом не предусмотрено участие правообладателя земельного участка в составлении акта определения кадастровой стоимости, в самой процедуре рассмотрения вопроса о принятии решения в случае, когда учет осуществляется на основе материалов, поступивших от органов исполнительной власти в порядке информационного взаимодействия, эти процедуры предусмотрены только для органа кадастрового учета и являются внутренними, в связи с чем отсутствие данных документов никак не влияет на возможность реализации прав и законных интересов заявителя. В любом случае несоблюдения требований по внутреннему прохождению документов в органе кадастрового учета и подведомственном ему на тот момент учреждении не влечет нарушения прав и основанных на законе интересов заявителя в случае правильного определения им сведений о кадастровой стоимости.

В данном случае действия по перерасчету величины стоимости и внесению изменений в сведения государственного кадастра объектов недвижимости совершены уполномоченным лицом при удостоверении подготовленных ФГУ «ЗКП» по Томской области кадастровых выписок. Внесенные сведения соответствуют постановлению Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а, никаких доказательств того, что неверно определен средний удельный показатель кадастрового квартала, вид разрешенного использования либо площадь земельных участков не представлено, никаких доводов по данным обстоятельствам не заявлено, в связи с чем у суда нет оснований для вывода о том, что внесенные сведения об изменении кадастровой стоимости не являются достоверными.

Указания заявителя на то, что в законодательстве имел место «пробел», который восполнен только после вступления в силу п.2.4 Приказа Минэкономразвития от 12.08.2006 № 222, поэтому при наличии такого «пробела» кадастровая стоимость земельных участков заявителя должна определяться на основе среднего показателя по постановлению Администрации Томской области от 29.11.2002 № 352, не могут быть признаны обоснованными. Несмотря на отсутствие прямых положений в Приказе № 222 на момент совершения оспариваемых действий такое правовое регулирование фактически имело место исходя из комплексного толкования действующих нормативных правовых актов в сфере земельного законодательства, законодательства, регулирующего кадастровую деятельность, а также законодательства о налогах и сборах, учитывая принципы платности землепользования, экономического обоснования, всеобщности и равенства налогообложения, о также непрерывности актуализации содержащихся в кадастре сведений, единства технологии ведения кадастра на всей территории Российской Федерации.

Как правильно указывает Управление Росреестра Томской области, согласно ч.1 ст.3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 № 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан СИ. ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12», в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Из изложенного подхода следует, что налогоплательщики при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.

Учитывая изложенное, при утверждении органом исполнительной власти Томской области результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Томской области по состоянию на 1 января 2007 года у органа кадастрового учета не имелось оснований не вносить в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельных участков заявителя, сохраняя после утверждения новых результатов кадастровой оценки в кадастре неактульные сведения о кадастровой стоимости его участков исходя из показателей на 1 января 2002 года. После утверждения новых результатов эти сведения перестали быть достоверными, их сохранение в отношении заявителя поставило бы его в неравное положение по сравнению с иными правообладателями земельных участков.

При таких обстоятельствах оснований для вывода о нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя не имеется.

Примененный суд при рассмотрении дела подход согласуется со сформировавшейся по данному вопросу судебной практикой (например, постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2011 по делу N А71-4594/2010 и определение ВАС РФ об отказе в передаче данного дела в Президиум от 25 мая 2011 г. N ВАС-6140/11; постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2011 по делу N А71-4593/2010-А18 и определение ВАС РФ об отказе в передаче данного дела в Президиум от 23 мая 2011 г. N ВАС-6129/11, постановление ФАС Уральского округа от 19.01.2011 по делу N А71-4592/2010-А18 и определение ФАС РФ об отказе в передаче данного дела в Президиум от 23 мая 2011 г. N ВАС-6149/11 и др.)

Кроме того, при оценке доводов заявителя о нарушении оспариваемыми действиями его прав налогоплательщика земельного налога судом учтено толкование конституционного принципа платности землепользования, прав налогоплательщика земельного налога, изложенное в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 N 15932/10, из которого следует, что даже в случае отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости и у налогоплательщика и у общества имеются правовые основания для определения налоговой базы по земельному налогу, исходя непосредственно из постановления органа исполнительной власти субъекта РФ, применимого к спорному периоду, которым определена стоимость одного квадратного метра для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования. Данное толкование является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении аналогичных дел.

Иные доводы участвующих в деле лиц судом также были исследованы, не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требований. В том числе ссылки заявителя на то, что кадастровая оценка земель проводится не чаще одного раза в 3 года, а кадастровая оценка земельных участков была необоснованно выполнена в декабре 2008 года спустя один год и девять месяцев, основаны на неверном толковании норм. Нормы о том, что кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года предусмотрены Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) и нормы эти касаются именно процесса организации государственной кадастровой оценки земель в Российской Федерации, в отношении рассматриваемых земельных участков осуществлялось определение величины кадастровой стоимости в соответствии с Методическими указаниями и средним удельным показателем кадастрового квартала по состоянию на 1 января 2002 года, величина кадастровой стоимости после определения среднего удельного показателя квартала на 1 января 2007 года была обоснованно внесена в государственный кадастр недвижимости как актуальная, что является только кадастровым учетом текущих изменений. То обстоятельство, что кадастровая стоимость и база по земельному налогу увеличились само по себе не говорит ни о необоснованности действий по кадастровому учету текущих изменений кадастровой стоимости на основе актуального показателя, ни о нарушении прав заявителя.

Само по себе письмо заместителя руководителя Роснедвижимости от 29.01.2008 № ВК/0403, на которое ссылаются ответчики, как правильно указывал представитель заявителя и третьего лица не является нормативным правовым актом в сфере кадастровой деятельности. Вместе с тем, ошибочность ссылок ответчиков на данный документ как на обязательный к применению не свидетельствует об отсутствии оснований, предусмотренных законодательством, для совершения оспариваемых действий.

Доводы о нарушении в качестве оснований для удовлетворения требований норм Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Приказа Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра", Административного регламента, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215, отклоняются как необоснованные и документально не подтвержденные.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда предпринимателя стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Заявитель обратился в арбитражный суд 05.03.2011. Несмотря на то, что более чем за три месяца до этого заявителю было известно о самом факте внесения сведений в кадастр, причины такого внесения им уточнялись путем направления запросов. Учитывая данные обстоятельства, а также осуществление заявителем активной переписки с органом кадастрового учета для уточнения совершенных действий, их оснований, обращение в данный орган для урегулирования спора суд считает возможным эти причины пропуска срока признать уважительными и срок восстановить.

Рассмотрев дело по существу и оценив имеющиеся в деле доказательства во взаимосвязи и в совокупности, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных ст.201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из представленных участвующими в деле лицами материалов не следует, что оспариваемые действия по определению величины кадастровой стоимости рассматриваемых земельных участков после ее изменения по постановлению от 24.12.2008 № 262а, на которые заявитель указывает как на повторное определение кадастровой стоимости, и действия по внесению в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о кадастровой стоимости противоречат указанным заявителям нормативным правовым актам. Также материалами дела не подтверждено и то, что такие действия в действительности привели к необоснованному завышению кадастровой стоимости земельных участков заявителя и тем самым нарушили его права и законные интересы. С учетом изложенного, оснований для признания их незаконными не усматривается.

Излишне уплаченная государственная пошлина (рассмотрены требования об оспаривании четырех действий) подлежит возврату заявителю из федерального бюджета РФ на основании ст.333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании незаконными совершенных 15.10.2009 действий по повторному определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100033:0146 и 70:21:0100033:0147 и действий по внесению в сведения ГКН кадастровой стоимости указанных земельных участков, проверенных на соответствие Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель",  Приказу Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Приказу Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра", Приказу Минюста РФ от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости",   Постановлению Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29.11.2002 № 352, Приказу Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215, отказать.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 800 руб., уплаченную по квитанции от 28.03.2011 № 3202251.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья Афанасьева Е. В.