ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-14467/18 от 16.05.2019 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                          634050 пр-кт Кирова, д. 10, г. Томск, Томская область

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                  Дело № А67-14467/2018

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2019г.

Решение в полном объеме изготовлено 23 мая 2019 г.

Арбитражный  суд Томской  области в составе судьи Н.В. Панкратовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.О. Долженковой, с использованием аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭКМО» (<...>, ИНН <***> ОГРН <***>)

к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области  (634034, <...>) о признании недействительной документации для проведения конкурсного отбора в части, а также незаконным распоряжения № 113 от 27.06.2018,

третье лицо – УМП «Спецавтохозяйство г.Томска»

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 23.08.2018;

от ответчика – не явился (извещен);

от третьего лица – ФИО2, доверенность от 05.09.2018;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭКМО» (далее по тексту – ООО «ЭКМО», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением (уточненным в ходе рассмотрения дела) к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее – Департамент, ответчик) о признании недействительной документации для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора по извещению №270618/2724524/01 в части установления максимально приведенной стоимости услуги регионального оператора, отсутствия тарифа на захоронение ТКО на полигоне в д.Нелюбино, установления требований к документам, подтверждающим критерий квалифицированности, установления минимального значения по критерию оперативности, а также о признании незаконным распоряжения № 113 от 27.06.2018.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено унитарное муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство г. Томска» (далее также – УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», третье лицо).

В обоснование заявленных требований Заявитель указал, что документация об отборе противоречит Правилам проведения конкурного отбора №881 от 05.09.2016, подп. «и», «л, «м» п.12, п.22 Правил, а также закону о защите конкуренции, поскольку ограничивают конкуренцию и уменьшают число участников конкурса; в конечном счете, установление в оспариваемой части документации ограничивающих критериев не позволяет выявить участника конкурсного отбора, исполнение соглашения которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, не способно обеспечить равные права и возможности для участников конкурсного отбора и равные условия для участия, нарушает права и интересы ООО «ЭКМО» в сфере предпринимательской деятельности. По аналогичным основанием подлежит отмене и Распоряжение Департамента №113 от 27.06.2018.

Ответчик с доводами заявителя не согласился, в отзыве на заявление указал, что Документация о конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в 7-й зоне деятельности регионального оператора, утвержденная распоряжением Департамента от 27.06.2018 № 113, разработана в соответствии Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881. Деятельность Департамента по проведению конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в 7-й зоне деятельности регионального оператора осуществлена в строгом соответствии с действующим законодательством, установление критериев, оспариваемых Заявителем, не нарушает его права и не ограничивает конкуренцию.

УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» в отзыве на заявление поддержало позицию Ответчика, указав дополнительно, что Заявителем без достаточных оснований подаются жалобы в различные контролирующие органы, и УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» не может приступить к своевременному выполнению своих обязанностей в статусе «Регионального оператора», в том числе по Седьмой зоне деятельности, рассматриваемой в данном деле.

В судебном заседании, в котором на основании ст.163 АПК РФ судом объявлялся перерыв,  представитель ООО «ЭКМО» поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, доводы изложены письменно.

Представитель третьего лица просил в удовлетворении требований Заявителя отказать по основаниям, изложенным в отзыве и письменных дополнениях.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с подпунктом 4) подпункта 8-3) пункта 9 постановления Губернатора Томской области от 23.11.2007 № 153 «Об утверждении Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области» Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим функцию - проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановление Губернатора Томской области от 23.11.2007 № 153 «Об утверждении Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области» (далее - Положение) размещено на официальном сайте Департамента (https://depnature.tomsk.gov.ru, раздел «Полномочия»).

Согласно указанного полномочия, в 2018 году Департаментом организован и проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Томской области в 7-й зоне деятельности регионального оператора, в связи с чем Департаментом вынесено оспариваемое Распоряжение №113 от 27.06.2018, утвердившим Документацию о конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора (далее - документация об отборе).  

Документация об отборе размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещении информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru)), а также на официальном сайте Департамента.

Считая, что действия Департамента по изданию Распоряжения №113 от 27.06.2018 и Документация об отборе не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «ЭКМО» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые акты, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является одновременно как его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу 27 статьи 1 Закона №89-ФЗ региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) признается оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В силу статьи 5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 5 и пунктом 4 статьи 24.6 Закона 89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (в дальнейшем – Правила №881, Правила).

Разделом III Правил №881 (пунктами 10-18) определены требования к разрабатываемой и подлежащей публикации Документации о проведении конкурса по отбору регионального оператора. Разделом V Правил, определены критерии такого отбора.

Согласно п. 10 Правил, организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе. Документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов).

Как следует из материалов дела и представителями участвующих в деле лиц не оспаривается, 27 июня 2018 года на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru опубликовано извещение и документация о проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора и положения документации (Извещение № 270618/2724524/01) сроком на 10 лет.

Доводы Заявителя по существу спора сводятся к тому, что при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами организатором торгов в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» утверждена документация, не соответствующая требованиям пп. «и», «м», «л» п. 12 Правил №881, поскольку конкурсная документация не содержит значения величин, которые должны приниматься за основу при расчете единого тарифа на услугу регионального оператора на первый год действия соглашения. Таким образом, расчет максимальной приведенной стоимости услуги регионального оператора не обоснован, произведен без учета расходов на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне в д. Нелюбино, а также п.22 Правил в части установления требований к документам по критерию квалифицированности и оперативности.

Согласно пп. «и», «л», «м» п. 12 Правил №881, документация об отборе содержит:

и) критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором (далее соответственно - критерии качества оказания услуги региональным оператором, услуга регионального оператора), их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором;

л) информацию о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора, включая информацию о тарифах операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов;

м) информацию о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимой величине.

В соответствии с п. 1.5 документации для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в седьмой зоне деятельности регионального оператора (далее – документация) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Томской области.

В п. 1.6 документации указана ссылка на общедоступный и бесплатный источник опубликования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, размещенной на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области https://depnature.tomsk.gov.ru.

Таким образом, территориальная схема является неотъемлемой частью документации конкурсного отбора.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что сведения, предусмотренные пп. «и» п. 12 Правил содержатся в разделе 8 документации конкурсного отбора, что свидетельствует о соблюдении организатором отбора данной части требований.

Особенности расчета единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами определены Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее - Правилами регулирования тарифов).

Расчет размера необходимой валовой выручки, предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация тарифов осуществляются в соответствии с Методическим указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Приказом ФАС России от 21.11.2016 №1638/16 (далее – Методические указания).

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может превышать стоимости услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Документация об отборе утверждена распоряжением Департамента от 27.06.2018 № 112. Департаментом при содействии Департамента тарифного регулирования Томской области, исходя из требований Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитан максимальный размер приведенной стоимости. Согласно приказу Росприроднадзора от 31.03.2015 № 272 эксплуатирующей организаций на полигоне ТБО в д. Нелюбино является ООО «ЭКМО». Тариф на захоронение ТКО для ООО «ЭКМО», установлен приказом Департамента тарифного регулирования №7-657/9(103) от 10.07.2018, период действия тарифа с 11.07.2018 по 31.12.2018.

Таким образом, на момент утверждения документации об отборе тарифа для ООО «ЭКМО» не существовало, следовательно, данные сведения не могли быть включены в документацию конкурсного отбора.

Расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора в седьмой зоне деятельности произведен в соответствии с п. 92 Правил регулирования тарифов и п. 96 Методических указаний, при этом организатором конкурсного отбора учтены тарифы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленные на момент утверждения конкурсной документации.

Вместе с тем, как следует из материалов дела сведения, предусмотренные пп. «л» п. 12 Правил, а именно информация о порядке расчета единого тарифа на услугу регионального оператора содержатся в Приложении № 2 к документации об отборе.

В Приложении № 2 к документации об отборе содержится ссылка на тариф оператора по обращению с отходами (УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», вид деятельности - захоронение ТКО), установленный согласно Приказу Департамента тарифного регулирования от 29.11.2017 № 7-657/9(424). Тариф оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является единственным установленным уполномоченным органом тарифного регулирования на всей территории седьмой зоны деятельности регионального оператора на дату утверждения документации об отборе и распространяет действие и применим в период установленного в документации об отборе срока действия соглашения с региональным оператором. Тариф УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» установлен на 2019, 2020 годы.

Пунктом 89 Основ ценообразования и пунктами 83, 84 Методических указаний, утвержденных Приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16,  установлено, что расчет единого тарифа и необходимой валовой выручки регионального оператора осуществляется в соответствии с условиями соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемого между региональным оператором и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора, исходя из непревышения таких величин над стоимостью услуг регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на соответствующий год.

В документации указана вся нормативная база, на основании которой был о расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора. Максимальное значение приведенной стоимости услуг регионального оператора на территории Томской области в седьмой зоне деятельности в соответствии с документацией составила 3,809 млрд. руб.

Действительно, в расчет максимального значения приведенной стоимости не включен, ввиду его отсутствия на дату утверждения Документации об отборе.  Тариф на захоронение ТКО на полигоне, расположенном по адресу: Томская область, Томский район, 2,5 км к юго-востоку от д. Нелюбино, установлен Заявителю Департаментом тарифного регулирования Томской области на период 11.07.2018 – 31.12.2018 Приказом от 10.07.2018 № 7-667/9(103).

Однако, проанализировав представленные документы, суд соглашается с позицией Третьего лица, что включение тарифа на захоронение ТКО на полигоне д. Нелюбино в расчет существенно не повлияет на размер максимального значения приведенной стоимости регионального оператора, так как объем ТКО, которые должны быть захоронены на полигоне д. Нелюбино, составляет не более 1,9% от общего объема захоронения (в документации максимальное значение приведенной стоимости - 3,809 млрд. руб.).

Учитывая, что тариф УМП «Спецавтохозяйство г. Томска», включенный в расчет, ниже, чем установленный позднее тариф для  ООО «ЭКМО» на захоронение ТКО на полигоне д. Нелюбино, можно предположить, что включение в расчет тарифа ООО «ЭКМО» могло бы привести только к увеличению максимальной стоимости.

Тариф оператора по обращению с отходами (УМП «Спецавтохозяйство г. Томска»), установленный согласно Приказу Департамента тарифного регулирования от 29.11.2017 № 7-657/9(424), являлся единственным тарифом оператора по обращению с отходами, установленным уполномоченным органом тарифного регулирования на всей территории седьмой зоны деятельности регионального оператора на дату утверждения документации.

Таким образом, подпункт «л» пункта 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881, не нарушен.

Согласно приложению № 2 к документации об отборе порядок расчета приведенной стоимости услуги Регионального оператора определяется Правилами регулирования тарифов и Методическими указаниями.

Значение приведенной стоимости услуги Регионального оператора рассчитывается как сумма необходимой валовой выручки регионального оператора за весь срок, на который присваивается такой статус на период с 2019 по 2028 гг., приведенной к сопоставимым ценам с использованием прогнозируемого значения индекса потребительских цен, указанного в документации об отборе, и с применением ставки дисконтирования, равной норме доходности инвестированного капитала в реальном выражении (за вычетом индекса потребительских цен) по формулам, изложенным в Методических указаниях.

Для расчета максимальной приведенной стоимости услуги Регионального оператора, прогнозных уровней тарифов организаций, оказывающих услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на территории Томской области на период 2019 – 2028 гг., применяется индекс потребительских цен 104,0%, норма доходности инвестированного капитала – 13,21% (Приказ ФАС России от 25.12.2017 № 1768/17 «Об утверждении минимальной нормы доходности для расчета тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2018 году»).

Указанное значение индекса потребительских цен участникам конкурсного отбора необходимо использовать для составления расчета приведенной стоимости услуги Регионального оператора. Максимальное значение приведенной стоимости услуги Регионального оператора на территории Томской области в седьмой зоне деятельности регионального оператора на период 2019 – 2028 гг. составляет 3 808 909 290,70 руб. (три миллиарда восемьсот восемь миллионов девятьсот девять тысяч двести девяносто рублей семьдесят копеек) (с учетом НДС).

Таким образом, информация о порядке расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора и ее максимально допустимая величина (подпункт «м» п.12 Правил) содержатся в документации об отборе.

На основании вышеуказанного, доводы ООО «ЭКМО» о несоответствии документации об отборе требованиям пп. «и», «м», «л» п. 12 Правил не нашли своего подтверждения.

Оценивая доводы Заявителя о несоответствии Документации об отборе по критериям квалифицированности и оперативности, арбитражный суд отмечет следующее.

В соответствии с п.п. «и » п. 12 Правил документация должна содержать, в том числе критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с ТКО региональным оператором (далее соответственно - критерии качества оказания услуги региональным оператором, услуга регионального оператора), их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.

В соответствии с разделом 3 документации об отборе также в пункте 3.4.7 установлено требование к составу документов и материалов, предоставляемых в рамках заявки: значения критериев качества оказания услуги региональным оператором, которые заявитель обязуется обеспечить в случае признания его победителем или единственным участником конкурсного отбора, а также документы, подтверждающие указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором.

В соответствии с п. 8.4.7 документации об отборе для подтверждения критерия квалифицированность (критерия «Т») - «наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовых договоров работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами, не менее 3 лет» заявителем должны быть представлены следующие документы (заверенные руководителем или уполномоченным лицом заявителя копии): а)приказы о принятии в штат заявителя работников (в количестве, заявленном в качестве значения критерия); б)трудовые договоры заявителя с работниками (в количестве, заявленном в качестве значения критерия); в)трудовые книжки работников заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с настоящим подпунктом документации трудовые договоры (в количестве, заявленном в качестве значения критерия); г)документы, подтверждающие стаж работы в сфере обращения с отходами не менее 3 лет у каждого работника заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта документации трудовые договоры: трудовые договоры работников заявителя, заключенные работником с предыдущим (предыдущими) работодателями (в случае когда, работник заявителя, с которым заключен представленный в соответствии подпунктом «б» настоящего пункта трудовой договор, заключил указанный трудовой договор позднее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в отборе заявителем, либо в случае, если трудовой договор заключен работником и заявителем ранее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в отборе заявителем, но период выполнения трудовой функции в сфере обращения с отходами составляет менее 3 лет); должностные инструкции работников заявителя (а также должностные инструкции работников, которые им исполнялись у предыдущего (предыдущих) работодателей) (в случае, когда в заключенных трудовых договорах, представленных в соответствии с подпунктами «б», «г» не содержится ссылок на трудовую функцию в сфере обращения с отходами); д)документы, подтверждающие квалификацию работников заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта документации трудовые договоры, выданные не позднее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в настоящем отборе заявителем, по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что документы, указанные в подпунктах «б» - «г» настоящего пункта должны подтверждать суммарную продолжительность работы работника заявителя в сфере обращения с отходами (как у заявителя, так и у предыдущего (предыдущих) работодателей  не менее 3 лет. Само по себе включение требования о предоставлении в составе документов, подтверждающих критерий квалифицированность (критерий «Т») - «наличие заключивших с участником конкурсного отбора трудовых договоров работников, имеющих стаж работы в сфере обращения с отходами, не менее 3 лет», обширного и максимально детализированного перечня документов, которые должны подтверждать заявленное значение критерия (в п. 8.4.7 документации об отборе) обусловлено целями отбора регионального оператора по обращению с отходами:обеспечить равный доступ к участию в отборе, обеспечить единое и однозначное для всех участников понимание его условий, критериев отбора, требований к документам, которые подтверждают заявленное участником значение критериев, провести отбор регионального оператора в соответствии с требованиями действующего законодательства. обеспечить объективную и правильную оценку уполномоченным органом представленных заявок.

В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» предусматривает в качестве лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами (для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности): наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Таким образом, при установлении в подпункте «д» пункта 8.4.7. документации об отборе требования по предоставлению документов, подтверждающих квалификацию работников заявителя, с которыми заключены представленные в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта документации трудовые договоры, выданные датой не позднее 3 лет, предшествующих дате подачи заявки на участие в настоящем отборе заявителем, по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимые для работы с отходами I - IV классов опасности, обусловлено требованиями действующего законодательства о возможности осуществлять деятельность по обращению с отходами после получения документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности и, соответственно, только после получения указанных документов начинает идти стаж работы в сфере обращения с отходами у сотрудника заявителя. Соответственно, до получения указанных документам указанная деятельность в сфере обращения с отходами не осуществлялась и не могла осуществляться (с учетом понимания добросовестности участников хозяйственного оборота данной сферы).

При этом арбитражный суд отмечает, что сама возможность установления в документации перечня документов, которые подтверждают заявленные значения критерия отбора «квалифицированность», прямо предусмотрена п.п. «и» п. 12 Правил, в соответствии с которым документация должна содержать, в том числе критерии конкурсного отбора, характеризующие качество оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором (далее соответственно - критерии качества оказания услуги региональным оператором, услуга регионального оператора), их минимальные и (или) максимальные предельные значения, требования к документам, подтверждающим указанные участником конкурсного отбора значения критериев качества оказания услуги региональным оператором, которые и были установлены для критерия «квалифицированность» в пункте 8.4.7 документации об отборе.

Также не могут быть признаны обоснованными доводы заявителя о незаконности Документации об отборе в связи с установлением минимального значения по критерию оперативности. Так, исходя из позиции Заявителя, минимальный срок по критерию «О» пункта 8.3 Документации в минимальный срок 7 рабочих дней по «срокам рассмотрения обращения потребителей»  не соответствует действующему законодательству. По мнению заявителя, такой срок должен составлять не менее 3-х рабочих дней.

Заявитель считает, что минимальный срок должен составлять 3 рабочих дня с учетом Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, а именно подпункта «ж» п. 148 (22) Правил.

Суд полагает, что указанная позиция заявителя основана на неверном толковании положений действующего законодательства.

Так, согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354. Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) Правил № 354 (пункт 148(1) Правил № 354).

Исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) Правил N 491 (пункт 148(3) Правил № 354).

Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 148(4) Правил № 354).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям (пункт 148(7) Правил № 354).

Обязанности и права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами определены пунктами 148(22) и 148(23) Правил № 354 соответственно.

В пункте 148(22) Правил содержится в том числе, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги;

б) заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;

г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

е) принимать в порядке и в сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

ж) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований, претензий) потребителей на качество предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, обращения, требования, претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;

и) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;

л) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления информацию в письменной форме за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах и (или) массе твердых коммунальных отходов, образующихся в помещении в многоквартирном доме, и суммарном объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, рассчитанных с применением нормативов накопления твердых коммунальных отходов или количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления.

Таким образом, из буквального прочтения и понимания пункта 148(22) и в частности подпункта «ж» Правил в данном Постановлении (Правилах) нет прямого указания на то, что минимальный срок в 3 дня распространяется именно на Регионального оператора, поскольку приведенная норма регламентирует иные правоотношения, возникающие между исполнителем и потребителем коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах, установленное Департаментом минимальное значения строки 3 Таблицы 1 пункта 8.3 Документации по критерию « оперативности (срок рассмотрения обращений потребителей» в диапазоне «минимум» 7 рабочих дней не противоречит действующему законодательству, кроме того каким либо образом не ограничивает потенциальных участников на участие в таком конкурсе. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу №А67-929/2018.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела ООО «ЭКМО» не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми актами, а также не представлено обоснование того, каким образом признание незаконными Распоряжения Департамента и Документации об отборе повлечет восстановление его прав.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования общества с ограниченной ответственностью «ЭКМО» о признании недействительной в части документации для проведения конкурсного отбора, а также незаконным распоряжения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области  № 113 от 26.07.2018, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                    Н. ФИО3