ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-1503/08 от 27.06.2008 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-1503/08

27 июня 2008 г. дата оглашения резолютивной части

27 июня 2008 г. дата изготовления в полном объеме

Судья Арбитражного суда Томской области О.А. Скачкова,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к Департаменту строительства и архитектуры Администрации г. Томска,

третье лицо – ООО «Депозит-Н»,

о признании недействительным приказа директора Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска от 02 11 2007г. № 4 об отмене разрешения на строительство от 01 10 2007г. № RU 70301000-495-С/07 и обязании указанного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя

при ведении протокола судебного заседания судьей О.А. Скачковой,

при участии:

от заявителя – ФИО2 по доверенности 70 АА 504700 от 03 04 2008г., паспорт <...>,

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 18 12 2007г., удостоверение № 24,

от третьего лица – ФИО2 по доверенности от 10 01 2008г., паспорт <...>,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту также – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры Администрации г. Томска о признании недействительным приказа директора Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска (далее по тексту – Департамент, ДСиА) от 02 11 2007г. № 4 об отмене разрешения на строительство от 01 10 2007г. № RU 70301000-495-С/07 и обязании указанного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменных объяснениях, в том числе: - приказ от 02 11 2007г. № 4 не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы организации и индивидуального предпринимателя ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности; - отмена разрешения на строительство от 01 10 2007г. № RU 70301000-495-C/07 нарушает положения ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ), которой не предусматривается возможность отмены данного вида документа; - поскольку выдача разрешения на строительство в соответствии с п.п. 1.21 п. 1 ст. 39 Устава г. Томска входит в компетенцию Администрации г. Томска (далее по тексту – Администрация) и само разрешение на строительство представляет собой правовой акт индивидуального характера самой Администрации, то быть отмененным приказом должностного лица отраслевого органа администрации не может; - из содержания Положения о Департаменте строительства и архитектуры администрации города Томска (п. 3.12 гл. 3), следует, что Администрация г. Томска наделила указанный Департамент полномочием только на выдачу разрешения на строительство. Следовательно, отмена данного документа возможна только в соответствии со ст. 48 Устава г. Томска, то есть отменить указанный акт может только сама Администрация г. Томска путем вынесения соответствующего постановления согласно ст. 48 Устава г. Томска и ст. 48 Федерального закона от 06 10 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - имеются сомнения в наличии необходимых полномочий Е.В. Паршуто в момент вынесения приказа от 02 11 2007г. № 4; - на 02 11 2007г., т.е. на день издания приказа от 02 11 2007г. № 4 Департамент строительства и архитектуры не был учрежден. Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска учрежден только с 08 11 2007г., однако, приказ директора указанного департамента был издан уже 02 11 2007г., что представляется незаконным и противоречит положениям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст. 6, 41) и Устава г. Томска (ст. 38).

Представитель ответчика в судебном заседании, не признавая требования заявителя, просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях, в том числе: - право на выдачу или отмену выданного разрешения на строительство не зависит от статуса лица, а определяется той компетенцией, которой обладает то или иное структурное подразделение Администрации. В соответствии с п. 7 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 2 ст. 38 Устава г. Томска Дума г. Томска решением от 24 05 2005г. № 916 утвердила структуру (перечень органов) Администрации г. Томска (Приложение к решению Думы, где п. 14 в структуру Администрации г. Томска включен Департамент строительства и архитектуры); - исходя из норм ст. 38 Устава г. Томска функциональные органы Администрации г. Томска могут обладать правами юридического лица, возникающими с момента их государственной регистрации на основании решения Думы г. Томска об их учреждении и утверждении положений о них (п. 2, 3 ст. 38, подп. 2.2 п. 2 ст. 27 Устава). ДСиА был зарегистрирован в качестве юридического лица 17 12 2007г. Кроме того, п. 2 указанного решения № 916 устанавливает, что Мэр г. Томска в соответствии с утвержденной структурой формирует (создает) соответствующие органы и определяет их полномочия. На основании указанных норм Постановлением № 604 от 28 09 2007г. Мэр г. Томска утвердил Положение о Департаменте строительства и архитектуры Администрации г. Томска (далее - «Положение»). В соответствии с п. 1.1 Положения, Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска является отраслевым органом Администрации г. Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере строительства и архитектуры на территории г. Томска; - на основании пункта 3.11 Положения, Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска уполномочен на выдачу разрешений на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства на территории г. Томска. В соответствии с п. 5.2.3 Положения, директор Департамента издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения; - полномочия Администрации г. Томска, предусмотренные подп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 10 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» делегированы структурному подразделению Администрации в соответствии с п. 2 ст. 38, п. 1 ст. 37 Устава г. Томска. Соответственно, ДСиА, как орган, уполномоченный на принятие решений о выдаче разрешений на строительство, также является и тем органом, который может отменять разрешения на строительства независимо от даты их выдачи, следовательно, независимо от того, какой структурный орган администрации принимал решения об их выдаче; - разрешение на строительство выдает именно Администрация г. Томска (как орган местного самоуправления), этот же орган и отменил выданное разрешение на строительство от 01 10 2007г. Департамент строительства и архитектуры является лишь структурным подразделением Администрации, уполномоченным на совершение соответствующих действий и выполняет функции администрации г. Томска по выдаче разрешения на строительство; - Е.В. Паршуто назначен на муниципальную должность заместителя Мэра, директора Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска распоряжением Мэра г. Томска от 02 10 2007г. № 215к; - основанием для принятия оспариваемого акта явилось отсутствие градостроительного плана земельного участка при выдаче разрешения на строительство, предусмотренного ст. 51 ГрК РФ. Разрешение на строительство не может считаться выданным на законных основаниях при нарушении порядка его выдачи, поэтому орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее выданное разрешение на строительство, при условии его несоответствия законам и иным нормативным актам либо нарушения порядка его выдачи. Поскольку не было представлено градостроительного плана, то и выдать разрешение на строительство не возможно было, поскольку не возможно проверить соответствию градостроительному плану проектной документации. Таким образом, в порядке самоконтроля возможна была отмена разрешения на строительство органом, уполномоченным на выдачу таких документов; - 25 01 2006г. Правительство РФ утвердило форму градостроительного плана Постановлением от 29 12 2005г. № 840. Инструкция по заполнению формы градостроительного плана была утверждена приказом Минрегиона РФ от 11 08 2006г. № 93, который вступил в силу с 27 11 2007г.). Соответственно с 25 01 2006г. при получении разрешения на строительство требуется прикладывать к заявлению и градостроительный план земельного участка (ст. 4 Федерального закона от 29 12 2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие ГрК РФ»). Для реализации норм федерального законодательства принимались нормативные акты и на уровне муниципального образования г. Томска. В частности, в соответствии с распоряжением Мэра г. Томска от 25 06 2007г. № р483 «О подготовке и утверждении градостроительных планов» полномочия по подготовке и утверждению градостроительных планов были возложены на Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, Положением от 28 09 2007г. № 604 - на Департамент строительства и архитектуры. Распоряжением Мэра г. Томска от 15 06 2007г. № р450 был утвержден Регламент подготовки документов по вопросам предоставления земельных участков для проектирования и строительства, который содержит раздел 4 «О порядке подготовки градостроительного плана земельного участка для проектирования и строительства». Таким образом, у заявителя была возможность получить градостроительный план, который является обязательным документом для получения разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 ГрК РФ.

Представитель заявителя ФИО2, являющаяся и представителем третьего лица, от имени третьего лица поддержала доводы заявителя, требования заявителя считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ФИО4 администрацией Кировского и Советского округов г. Томска 26 09 2002г., номер документа ПД-К № 10155, внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску 04 08 2004г., ОГРН <***>.

04 06 2003г. между ООО «Депозит-Н», участником которого являлась индивидуальный предприниматель ФИО1, ООО «ПФК «Баррель», ГСК «Форум» с одной стороны и Администрацией г. Томска с другой стороны заключен договор о проектировании и строительстве, согласно которому участники строительства обязаны разработать проектную документацию для строительства объектов недвижимости по пер. Спортивному, 4-8 с учетом создания единого архитектурно-градостроительного ансамбля.

На основании обращения ООО «Депозит-Н» от 24 07 2003г. о проектировании и строительстве объектов Мэром г. Томска принято постановление от 03 11 2003г. № 3447з «О предварительном согласовании места размещения административно-жилого комплекса с торгово-выставочными помещениями и гаражами-автостоянкой по пер. Спортивный, 4», согласно которому ООО «Депозит-Н» предварительно согласовано на земельном участке площадью 1368,19 кв.м. место размещения административного жилого комплекса с торгово-выставочными помещениями и гаражами – автостоянкой по пер. Спортивному в границах согласно топографическому плану, а также утвержден акт от 24 07 2003г. выбора земельного участка для размещения административно-жилого комплекса с торгово-выставочными помещениями и гаражами - автостоянкой по пер. Спортивному, 4.

06 08 2007г. между ООО «Депозит-Н» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор простого товарищества (о совместной деятельности). В соответствии с п. 1.1 договора простого товарищества от 16 08 2007г. товарищи обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью извлечения прибыли путем осуществления строительства административного комплекса с торгово-выставочными помещениями и гаражами – стоянкой, общей площадью 6944 кв.м. на земельном участке общей площадью 1302 кв.м. по адресу <...>.

31 08 2007г. ООО «Депозит-Н» и индивидуальный предприниматель ФИО1 обратились в Комитет строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации города Томска с заявлением на получение разрешения на строительство с приложением к заявлению документов, указанных в приложении (т. 1, л.д. 149-150).

Письмом от 10 09 2007г. № 295 Комитетом строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска ООО «Депозит-Н» и индивидуальному предпринимателю ФИО1 было сообщено об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что стройгенплан представлен с нарушением границ отвода земельного участка для строительства, измененный стройгенплан не согласован с ГИБДД и ДДСБиТ, а также в связи с отсутствием согласования измененной проектной документации с рабочей комиссией ДАиГ Администрации г. Томска по рассмотрению и согласованию проектных материалов.

19 09 2007г. ООО «Депозит-Н» и индивидуальный предприниматель ФИО1 повторно обратились в Комитет строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации города Томска с заявлением на получение разрешения на строительство с приложением к заявлению документов, указанных в приложении (т. 2, л.д. 2-3).

01 10 2007г. Комитетом строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации города Томска ООО «Депозит-Н» и индивидуальному предпринимателю ФИО1 выдано разрешение на строительство № RU 70301000 - 495 - С/07.

02 11 2007г. директором Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска Е.В. Паршуто издан приказ № 4 об отмене разрешения № RU 70301000 - 495 - С/07 от 01 10 2007г., выданного ООО «Депозит-Н» и индивидуальному предпринимателю ФИО1 на строительство административного комплекса с торгово-выставочными помещениями и гаражами – автостоянками по пер. Спортивному, 4.

Полагая, что приказ от 02 11 2007г. № 4 не соответствует закону и нарушает её права и законные интересы, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанного приказа недействительным.

Признание недействительным приказа директора Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска от 02 11 2007г. № 4 «Об отмене разрешения на строительство от 01 10 207г. № RU 70301000 - 495 - С/07» является предметом требований заявителя по настоящему делу.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 201 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица может быть признан судом недействительным.

В силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).

Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 статьи 51 ГрК РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Таким образом, перечень документов, представляемых с заявлением на выдачу разрешения на строительство является строго регламентированным, одним из обязательных документов, представляемых вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство, является градостроительный план земельного участка.

Статьей 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, в силу прямого указания закона, отсутствие документов, указанных в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Как следует из текста заявления на получение разрешения на строительство, представленного в Комитет строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска 19 09 2007г., ООО «Депозит-Н» и индивидуальный предприниматель ФИО1 приложили к нему (т.1, л.д. 138):

- свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области № 70 АА 167482 от 11 10 2006г.;

- свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области № 70 АБ 111106 от 02 07 2007г.;

- свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области № 70 АБ 128634 от 15 08 2007г.;

- свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области № 70 АБ 111210 от 11 07 2007 г.;

- свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области № 70 АБ 128633 от 15 08 2007г.;

- договор дарения, удостоверенный нотариусом ФИО5 от 14 02 1989г.;

- постановление Мэра г.Томска от 23 08 2006г. № 2686з о переоформлении в собственность Л.К. ФИО1, ФИО6, ФИО7 земельного участка, место положение которого <...>;

- договор простого товарищества (о совместной деятельности) от 16 08 2007г.;

- кадастровый план земельного участка от 29 03 2007г. № 21/07-2-1442;

- архитектурно-планировочное задание № 360/3-04;

- санитарно-эпидемиологическое заключение ГУ «Центр Госсанэпиднадзора в г. Томске Томской области» от 28 12 2004 г.;

- заключение Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области от 17 05 2005г.;

- заключение Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области от 05 12 2006 г.;

- экспертное заключение Главгосэкспертизы России по Томской области № 24-0217-05/ТГЭ-0961 от 09 06 2005г.;

- письмо Управления Главгосэкспертизы России по Томской области от 26 12 2006 г. № 483;

- выписку №165/4-05 из решения рабочей комиссии ДАиГ по рассмотрению и согласованию проектных материалов от 10 08 2005г.;

- заключения отдела архитектуры, застройки и землепользования объединенной администрации Кировского и Советского округов № 258 от 30 08 2004г., № 283 от 16 09 2004г., № 284 от 16 09 2004г.;

- материалы, содержащиеся в проектной документации: общая пояснительная записка; альбом - ГП, ОС; альбом - ГП изменение №1, ОС изменение №1; альбом - АС изменение №1.

Следовательно, материалами дела не подтверждается предоставление заявителем в Комитет строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска всех документов, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ. Так, в деле отсутствуют доказательства передачи в Комитет градостроительного плана земельного участка (подпункт 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ), что не оспаривается заявителем.

Таким образом, поскольку индивидуальным предпринимателем ФИО1 и ООО «Депозит-Н» не представлены все документы, указанные в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, у Комитета строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска не было законных оснований выдавать разрешение на строительство.

Как указывалось выше, 01 10 2007г. ООО «Депозит-Н» и индивидуальному предпринимателю ФИО1 было выдано разрешение на строительство № RU 70301000 - 495 - С/07, которым ООО «Депозит-Н» и индивидуальному предпринимателю ФИО1 разрешено строительство объекта капитального строительства – административного комплекса с торгово-выставочными помещениями и гаражами – автостоянки по адресу <...>.

Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство обязан провести проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, и выдать разрешение на строительство или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Между тем, доказательств проведения проверки проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, лицами, участвующими в деле, не представлено.

Таким образом, материалы дела не содержат доказательств того, что Комитет, в соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ, на момент выдачи разрешения RU 70301000 - 495 - С/07 (01 10 2007г.) произвел проверку проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Доводы заявителя о том, что у ФИО1 отсутствовала объективная возможность получения градостроительного плана земельного участка в рассматриваемый период времени, отклоняются арбитражным судом.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 12 2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие ГрК РФ: 1) до установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17 11 1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», правила пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию; 2) после установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка в составе градостроительного плана земельного участка, не указанного в части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и в составе градостроительного плана земельного участка из земель, не указанных в части 6 статьи 36 ГрК РФ, указываются данные и информация, предусмотренные частью 3 статьи 44 ГрК РФ, за исключением информации, предусмотренной пунктом 4 части 3 статьи 44 ГрК РФ. В составе градостроительного плана указанного земельного участка также должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. В таком случае подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществляется на основании информации, указываемой в составе градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, после утверждения Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка его представление для получения разрешения на строительство является обязательным.

Форма градостроительного плана земельного участка утверждена постановлением Правительства РФ от 29 12 2005г. № 840 «О форме градостроительного плана земельного участка», которое вступило в действие с 25 01 2006г. Инструкция по заполнению формы градостроительного плана утверждена приказом Минрегиона РФ от 11 08 2006г. № 93 (начало действия с 27 11 2006г.). Соответственно с 25 01 2006г. для получения разрешения на строительство к заявлению требуется предоставлять градостроительный план земельного участка.

Для реализации норм федерального законодательства на уровне муниципального образования г. Томска принимались нормативные акты, регламентирующие оформление градостроительного плана земельного участка. В частности, в соответствии с распоряжением Мэра г. Томска от 25 06 2007г. № р483 «О подготовке и утверждении градостроительных планов» полномочия по подготовке и утверждению градостроительных планов были возложены на Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, Положением от 28 09 2007г. № 604 – на Департамент строительства и архитектуры.

Распоряжением Мэра г. Томска от 15 06 2007г. № р450 был утвержден Регламент подготовки документов по вопросам предоставления земельных участков для проектирования и строительства, который содержит раздел 4 «О порядке подготовки градостроительного плана земельного участка для проектирования и строительства».

Таким образом, у заявителя имелась возможность обратиться в уполномоченный орган для получения градостроительного плана, который является обязательным документом для получения разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 ГрК РФ. Доказательств, подтверждающих, что индивидуальный предприниматель ФИО1 и ООО «Депозит-Н» обращались в Администрацию г. Томска (или ее структурное подразделение) за выдачей градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на строительство, заявителем в материалы дела не представлено.

Указание в Регламенте подготовки документов по вопросам предоставления земельных участков для проектирования и строительства, утвержденном распоряжением Мэра г. Томска от 15 06 2007г. № р450, на право «Оператора» обращения с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка само по себе не влечет исключения права заявителя на самостоятельное обращение с таким заявлением в уполномоченный орган, а также не влечет исключения обязанности заявителя представить для получения разрешения на строительство в Департамент градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска градостроительный план земельного участка.

Вывод заявителя о том, что выдача разрешения на строительство сама по себе подтверждает наличие правильно оформленных документов в необходимом объеме, не основан на положениях действующего законодательства и материалах дела. Доказательства того, что на момент подачи заявления и выдачи разрешения необходимые, соответствующим образом оформленные документы находились у административного органа, отсутствуют.

Согласно статье 48 Федерального закона от 06 10 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В соответствии со ст. 48 Устава города Томска, утвержденного решением Томской городской Думы от 22 03 2005г. № 841, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска, как компетентный орган местного самоуправления, в порядке самоконтроля вправе при наличии оснований отменить ранее принятый им (его правопредшественником) правовой акт.

В связи с допущенной ошибкой при выдаче разрешения на строительство № RU 70301000 - 495 - С/07, для приведения сложившихся отношений в соответствии с действующим законодательством,оспариваемым приказом № 4 от 02 11 2007г. было отменено разрешение на строительство от 01 10 2007г. № RU 70301000 - 495 - С/07.

С учетом изложенного, Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска имел правовые основания для вынесения оспариваемого приказа от 02 11 2007г. № 4 «Об отмене разрешения на строительство от 01 10 2007г. № RU 70301000 - 495 - С/07».

Доводы индивидуального предпринимателя ФИО1 о том, что Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска на момент издания оспариваемого приказа не обладал компетенцией на его издание, поскольку не обладал статусом юридического лица, не принимаются арбитражным судом как необоснованные, так как право на выдачу или отмену выданного разрешения на строительство не зависит от статуса лица, а определяется компетенцией, которой в определенный период времени обладает то или иное структурное подразделение Администрации.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06 10 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Согласно ч. 3 ст. 34 указанного Закона, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 38 Устава г. Томска, структура Администрации г. Томска формируется Мэром г. Томска. Структура (перечень органов), составляющих структуру Администрации г. Томска, утверждается Думой г. Томска по представлению Мэра г. Томска.

При этом, по смыслу положений ст. 38 Устава г. Томска, функциональные органы Администрации г. Томска могут обладать правами юридического лица, возникающими с момента их государственной регистрации на основании решения Думы г. Томска об их учреждении и утверждении положений о них (п. 2, 3 ст. 38, подп. 2.2. п. 2 ст. 27 Устава).

Действительно, как указывает заявитель, решение Думы г. Томска, утвердившее положение о Департаменте строительства и архитектуры Администрации г. Томска, вступило в силу с момента официального опубликования 08 11 2007г.

Вместе с тем, в соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06 10 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 2 ст. 38 Устава г. Томска Дума г. Томска решением от 24 05 2005г. № 916 утвердила на основании представления Мэра г. Томска структуру (перечень органов) Администрации г. Томска. Пунктом 14 (в редакции решения Думы г. Томска от 13 12 2005г. № 29 (ред. 29 05 2007г.)) в структуру Администрации г. Томска включен Департамент строительства и архитектуры. Кроме того, п. 2 указанного решения № 916 устанавливает, что Мэр г. Томска в соответствии с утвержденной структурой формирует (создает) соответствующие органы, определяет их полномочия.

Постановлением Мэра г. Томска от 09 06 2007г. № 335 в структуре Администрации г. Томска создан Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска с 01 09 2007г.

На основании перечисленных норм права Мэром г. Томска 28 09 2007г. Постановлением № 604 было утверждено Положение о Департаменте строительства и архитектуры Администрации г. Томска.

Как следует из пояснений представителя ответчика и подтверждается материалами дела, именного на основании Постановления Мэра г. Томска № 604 от 28 09 2007г. Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска 17 12 2007г. был зарегистрирован в качестве юридического лица и действует в настоящее время.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения, Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска является отраслевым органом Администрации г. Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере строительства и архитектуры на территории г. Томска. На основании пункта 3.11 Положения, Департамент строительства и архитектуры Администрации г. Томска уполномочен на выдачу разрешений на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства на территории г. Томска. Таким образом, полномочие Администрации г. Томска, предусмотренное подп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 10 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» делегировано структурному подразделению Администрации в соответствии с п. 2 ст. 38, п. 1 ст. 37 Устава г. Томска. Согласно п. 5.2.2 Положения, директор Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент функций. В соответствии с 5.2.3 Положения, директор Департамента издает в пределах своей компетенции приказы; распоряжения.

Соответственно, Департамент строительства и архитектуры, как орган, уполномоченный на принятие решений о выдаче разрешений на строительство, также является и тем органом, который может отменять разрешения на строительство независимо от даты их выдачи, следовательно, независимо от того, какой структурный орган администрации ранее принимал решения об их выдаче.

Таким образом, разрешение на строительство № RU 70301000-495-С/07 от 01 10 2007г. выдано Администрацией г. Томска, как органом местного самоуправления, и этот же орган отменил выданное разрешение на строительство № RU 70301000-495-С/07 от 01 10 2007г. Департамент строительства и архитектуры является лишь структурным подразделением Администрации, уполномоченным на совершение соответствующих действий, и выполняет функции Администрации г. Томска по выдаче (отмене) разрешения на строительство.

Опровергаются материалами дела и доводы заявителя об отсутствии у Е.В. Паршуто полномочий директора Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска. Согласно материалам дела Е.В. Паршуто назначен на муниципальную должность заместителя Мэра, директора Департамента строительства и архитектуры Администрации Томска распоряжением Мэра г. Томска от 02 10 2007г. № 215к (т. 1, л.д. 215к), вынесенным на основании дополнительного соглашения № 1 к трудовому договору от 06 09 2007г. (т. 2 л.д. 24).

На основании изложенного, оспариваемый приказ издан уполномоченным на то должностным лицом – руководителем Департамента строительства и архитектуры (структурного подразделения Администрации г. Томска) на основании ч. 1 ст. 48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 48 Устава г. Томска.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, при рассмотрении указанной категории дел, суд должен установить наличие двух критериев, необходимых для оценки законности принятия ненормативного акта: соответствует ли оспариваемый акт закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из представленных ответчиком и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого приказа положениям ст. 51 ГрК РФ, ст. 48 Устава города Томска, ст. 48 Федерального закона от 06 10 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления, ст. 16 Федерального закона от 02 03 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Заявителем иных доказательств, подтверждающих обоснованность своих требований, в арбитражный суд не представлено.

С учетом изложенного, а также принципов законодательства о градостроительной деятельности, изложенных в ст. 2 ГрК РФ, оснований для признания недействительным приказа директора Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска от 01 10 2007г. № 4 «Об отмене разрешения на строительство от 01 10 2007г. № RU 70301000 - 495 - С/07» у арбитражного суда не имеется.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 333.21 гл. 25.3 «Государственная пошлина» части второй Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в арбитражный суд заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается госпошлина в следующих размерах: для физических лиц - 100 руб.; для организаций - 2000 руб.

Таким образом, государственная пошлина в размере 1900 руб., уплаченная по платежному поручению от 28 04 2008г. № 1, и в размере 2000 руб., уплаченная по платежной квитанции от 09 04 2008г. № 1821758, подлежит возврату индивидуальному предпринимателю ФИО1 как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 110, 167–175, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 к Департаменту строительства и архитектуры Администрации г. Томска о признании недействительным приказа директора Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска от 02 11 2007г. № 4 об отмене разрешения на строительство от 01 10 2007г. № RU 70301000-495-С/07 отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1900 руб., уплаченную по платежному поручению от 28 04 2008г. № 1, и в размере 2000 руб., уплаченную по платежной квитанции от 09 04 2008г. № 1821758.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья О.А. Скачкова