АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-1684/2010
25 февраля 2011 г. дата оглашения резолютивной части
28 февраля 2011 г. дата изготовления в полном объеме
Судья Арбитражного суда Томской области О.А. Скачкова,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
о признании незаконными действий,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности», Администрация Томской области, Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Томской области,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Н. Чащиной, при участии:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 02.02.2010, удостоверение № 553,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 01.10.2010, паспорт <...>, ФИО4 по доверенности от 21.12.2010, паспорт <...>,
от Администрации Томской области – без участия,
от ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» – без участия,
от Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Томской области – ФИО5 по доверенности от 12.01.2011, паспорт <...>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее по тексту – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области (далее по тексту – ответчик) с заявлением, в резолютивной части которого содержатся требования: - признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, расположенного в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв. м, кадастровый № 70:14:0100035:0300, разрешенное использование: для размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная»; - обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приведения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 10.02.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» и Администрация Томской области.
17.02.2010 от заявителя в арбитражный суд поступили дополнительные письменные пояснения, в которых содержится уточнение пункта 2 просительной части заявления ФИО1, в котором она просит суд признать недействительной запись реестра объектов недвижимости государственного земельного кадастра недвижимости, содержащую сведения о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, расположен в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв.м, имеющего кадастровый № 70:14:0100035:0300 и разрешенное использование: для размещения Дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», в размере 900448 руб.
Определением суда от 18.02.2010 требование ФИО1 о признании недействительной записи реестра объектов недвижимости государственного земельного кадастра недвижимости, содержащую сведения о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, расположен в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв.м, имеющего кадастровый № 70:14:0100035:0300 и разрешенное использование: для размещения Дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», в размере 900448 руб., выделено в отдельное производство с присвоением делу номера А67-1684/2010.
Определением суда от 25.02.2010 производство по делу № А67-1684/2010 было приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) в связи с невозможностью рассмотрения дела до окончательного разрешения по существу и вступления в законную силу судебного акта по делу № А67-10445/09, определением суда от 14.12.2010 производство по делу возобновлено.
Определением суда от 29.12.2010 на основании статьи 48 АПК РФ Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области заменено на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.
Определением суда от 29.12.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Томской области (далее по тексту – ФГУ «ЗКП» по ТО).
19.01.2011 от заявителя в арбитражный суд поступили письменные пояснения, в которых ФИО1 уточнила заявленные требования, просила суд признать незаконными действия Управления Роснедвижимости по Томской области, выразившиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, расположенного в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв.м, имеющего кадастровый № 70:14:0100035:0300 и разрешенное использование: для размещения Дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», в размере 900448 руб.
Определением суда от 14.02.2011 по делу по указанному заявлению назначено предварительное судебное заседание и судебное заседание на 25.02.2011; определением от 25.02.2011 открыто судебное заседание.
Третьи лица – Администрация Томской области, ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в арбитражный суд не явились. В представленных 30.12.2010 письменных пояснениях третьим лицом заявлено ходатайство о рассмотрении заявления без участия представителя ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности». 26.01.2011 от Администрации Томской области в арбитражный суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных третьих лиц.
Представитель ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом уточнения заявленных требований, в том числе по следующим основаниям: - действующим законодательством применительно к изменению кадастровой стоимости предусмотрены только два основания внесения сведений: на основании утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 11.2 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215 (далее по тексту - Административный регламент) и в рамках определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков (пункт 12 Административного регламента, пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»); - применение к спорному земельному участку установленного Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 № 222 (далее по тексту - Методические указания, утвержденные Приказом № 222), порядка кадастровой оценки недопустимо; - одновременно, принадлежащий заявителю земельный участок, а также дачное объединение, в которое он входит, не участвовали в расчете УПКСЗ объединений, входящих в кластер с достаточной информацией о рыночных ценах и (или) рыночной стоимости земельных участков в порядке, установленном пунктом 3.2 Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307. Следовательно, утвержденные органом исполнительной власти Томской области результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томского района не распространяются на его кадастровую стоимость. Таким образом, для установления кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка в оспариваемом размере отсутствуют правовые основания, что свидетельствует о незаконности действий ответчика по внесению соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании представитель заявителя на вопросы суда пояснила, что оспариваемые действия Управления Роснедвижимости по Томской области не соответствуют положениям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 11.1-11.6 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, пунктам 2.1, 2.2.1, 3.3.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307, на соответствие Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 просила проверить оспариваемые действия с точки зрения возражений на отзыв ответчика.
Представители ответчика в судебном заседании просили в удовлетворении требований заявителя отказать по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву, в том числе: - в государственный земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:0300 в размере 900448 руб. внесены на основании абзаца 2 пункта 2.1.2 Методических указаний, утвержденных Приказом № 222; - земельный участок с кадастровым номером 70:14:0100035:0300 не был включен в перечень земельных участков, подлежащих кадастровой оценке в 2008 г. В указанный перечень не было включено и дачное некоммерческое партнерство «Слобода Вольная». Указанный земельный участок и дачное объединение были выявлены после утверждения результатов работ по государственной кадастровой оценке земель Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 263а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области»; - согласно приложению № 2 «Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам (городским округам) Томской области» к Постановлению Администрации Томской области от 24.12.2008 № 263а, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений по Томскому району Томской области равно 281 руб. 39 коп. за 1 кв. м (281,39 руб. * 3200 кв.м.) = 900448 руб. Таким образом, запись о кадастровой стоимости земельного участка внесена в государственный земельный кадастр на основании: абзаца 2 пункта 2.1.2 Методических указаний, утвержденных Приказом № 222, Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 263а. Какие-либо законные основания для невнесения утвержденных сведений в государственный кадастр недвижимости в данном случае отсутствуют. Указанные нормативные правовые акты действуют в настоящее время, юридической силы не утратили, следовательно, у Управления нет оснований исключать из кадастра данную запись; - постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 было отменено решение Арбитражного суда Томской области от 11.03.2010 по делу № А67-10445/09 и вынесено новое решение. Факты, которые указанный судебный акт рассматривают как установленные, преюдициального значения для настоящего дела не имеют.
Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Томской области в судебном заседании и в отзыве на заявление указывает, что: - земельный участок кадастровый номер 70:14:0100035:0300 образован в результате раздела земельного участка номер 70:14:0100035:0226 на основании протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельхозназначения АОЗТ «Октябрь» от 27.03.2006. Государственный кадастровый учет данный земельный участок с кадастровым номером 70:14:0100035:0300 прошел 02.05.2007, поэтому в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом № 222 изначально применен пункт 1.2 в части образования нового земельного участка. В силу пункта 1.4 Методических указаний, утвержденных Приказом № 222, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка 70:14:0100035:0300 отражены в акте определения кадастровой стоимости земельного участка от 02.05.2007, который удостоверен должностным лицом Управления Роснедвижимости по Томской области, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей. Кадастровая стоимость по акту составляла на 02.05.2007 - 1383,36 руб. По заявке ФИО6 от 01.08.2007 № 14/07-2180 внесены изменения в состав сведений ЕГРЗ в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного использования» на «для размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода Вольная» и 05.12.2007 выдан кадастровый план № 14/07-11-22707, в котором кадастровая стоимость 1383,36 руб. С этой даты, по мнению Учреждения, для спорного земельного участка кадастровая стоимость земельного участка в силу пункта 2.1.2 Методических указаний, утвержденных Приказом № 222, должна определяться путем умножения среднего для муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующего объединения на площадь земельного участка; - полномочиями по внесению в государственный земельный кадастр каких-либо сведений относительно земельных участков ФГУ «ЗКП» по ТО в рассматриваемом периоде не обладало.
В представленном отзыве на заявление третье лицо – Администрация Томской области поддержала позицию ответчика, ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» в отзыве на заявление указало, что судебный акт по данному делу не может повлиять на его права и обязанности по отношению к одной из сторон судебного разбирательства.
Дело рассмотрено исходя из заявленных ФИО1 требований с учетом уточнения заявленных требований (т.2 л.д. 24-25).
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 19 02 2006, ОГРН <***>.
ФИО1 в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.08.2009 серия 70 АБ 362171 принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 3200 кв.м с кадастровым (или условным) номером 70:14:0100035:0300, расположенный по адресу: Томская область, Томский район. Земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала (Д 9), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода Вольная», существующих ограничений (обременения) права на данный земельный участок не зарегистрировано.
В кадастровом плане земельного участка от 27.08.2007 № 14/07-8-14850 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:0300 общей площадью 3200 кв.м, расположенного в южной части кадастрового квартала (Д 9), с разрешенным использованием (назначением): для размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», указана в размере 1383,36 руб.
Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области, которое являлось территориальным органом федерального органа государственной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, проведены мероприятия по государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2008 г., результаты которой утверждены Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 263з «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области», вступившим в силу с 1 января 2009 г.
16.10.2009 заявителем был получен кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) № 7014/205/09-25111, в котором указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:0300 общей площадью 3200 кв.м, расположенного в южной части кадастрового квартала (Д 9), с разрешенным использованием (назначением): для размещения дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», составляет 900448 руб.
Полагая, что действия Управления Роснедвижимости по Томской области, выразившиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, расположенного в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв.м, имеющего кадастровый № 70:14:0100035:0300 и разрешенное использование: для размещения Дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», в размере 900448 руб., не соответствуют закону и нарушают ее права и законные интересы, ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными указанных действий.
Признание незаконными действий Управления Роснедвижимости по Томской области, выразившихся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, расположенного в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв.м, имеющего кадастровый № 70:14:0100035:0300 и разрешенное использование: для размещения Дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», в размере 900448 руб., является предметом требования заявителя по настоящему делу.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действий (бездействий) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением или действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из пояснений ответчика, внесение в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:0300 в размере 900448 руб. произведено 13.04.2009 на основании абзаца 2 пункта 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222, Постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 263а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области».
Вместе с тем, по мнению арбитражного суда, внесение в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 70:14:0100035:0300 в размере 900448 руб. на основании указанных актов является неправомерным в связи со следующим.
Статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что объектами земельных отношений являются, в том числе земельные участки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения), регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее - орган кадастрового учета).
Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» (действовавшего в спорный период) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости и государственного мониторинга земель.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» (действовавшего в спорный период) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» (действовавшего в спорный период) установлено, что основными функциями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости являются, в том числе: создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического учета зданий и сооружений; организация проведения государственной кадастровой оценки земель и оценки иных объектов недвижимости; предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре объектов недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2004 № 418 утверждено Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, действовавшее до 29.06.2009.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановление Правительства от 19.08.2004 № 418, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановление Правительства от 19.08.2004 № 418, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: - организует создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов капитального строительства (пункт 5.3.1); -осуществляет ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (5.4.2).
Таким образом, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости в спорный период осуществились территориальным органом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости – Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области, которое в соответствии с пунктами 3, 4 Указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» упразднено. Функции упраздняемого Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Пунктом 5 Указа Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на территории Томской области является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.
Таким образом, в период осуществления кадастрового учета спорного земельного участка по указанной стоимости (13.04.2009) осуществление кадастрового учета и ведение государственного кадастра недвижимости выполнял орган кадастрового учета – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, в связи с чем ФИО1 верно определено лицо, к которому предъявлены заявленные требования. Ссылки Управления на то, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям должно являться ФГУ «ЗКП» по ТО отклоняются арбитражным судом, поскольку согласно материалам дела ФГУ «ЗКП» по ТО наделено полномочиями кадастрового органа только с 15.09.2010 (приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Минэкономразвития от 11.03.2010 № П/93), а представленная ответчиком в материалы дела схема взаимодействия (т.2 л.д. 63-68) с учетом приведенных норм права об обратном не свидетельствует.
Статьей 4 Федерального закона № 221-ФЗ установлены принципы ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом сведения, указанные в пунктах 8 и 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, если в соответствии с частью 10 настоящей статьи иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).
Пунктом 1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста РФ от 20.02.2008 № 35, установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее - кадастровые сведения) и состоит из содержащих такие сведения разделов: 1) реестра объектов недвижимости; 2) кадастровых дел; 3) кадастровых карт.
В силу пункта 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста РФ от 20.02.2008 № 35, при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:
1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
2) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости;
3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости);
4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона) (далее - порядок информационного взаимодействия);
6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 № 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 11.1-11.6 Административного регламента сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
Перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, в соответствии с подпунктом 9.9 настоящего Регламента.
Данная проверка осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с даты получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает одно из следующих решений, которое оформляется протоколом проверки (Приложение 10 к настоящему Регламенту): о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение; о несоответствии полностью или частично результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение.
К протоколу проверки, содержащему решение, указанное в абзаце третьем настоящего подпункта Регламента, прикладывается перечень несоответствий, выявленных в результате проверки.
В срок не более месяца с даты окончания проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает внесение в государственный земельный кадастр тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение.
В отношении тех сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков), которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в срок не более двух рабочих дней с даты окончания проверки представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомление о выявленном несоответствии и невнесении таких сведений в государственный земельный кадастр (Приложение 11 к настоящему Регламенту). К данному уведомлению прикладываются копии протокола проверки и перечня несоответствий, выявленных в результате проверки.
В сроки, указанные в подпунктах 11.2 и 11.5 Административного регламента, копии акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, протокола проверки, а также уведомления органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации с перечнем несоответствий, выявленных в результате проверки (при их наличии) Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации направляются в Роснедвижимость.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (далее по тексту – Методика), которая применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ, садоводческих, огороднических и дачных потребительских кооперативов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих партнерств, иных садоводческих, огороднических и дачных объединений (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 1.3 Методики определение кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений (далее - объединений) осуществляется в следующем порядке: - кластеризация объединений; - определение удельного показателя кадастровой стоимости земель для каждого объединения; - определение кадастровой стоимости земельных участков объединений.
Согласно пункту 2.1 Методики кластеризация объединений проводится на уровне субъекта Российской Федерации отдельно для: - садоводческих и огороднических объединений; - дачных объединений.
Пунктом 2.2 Методики установлена определенная последовательность действий по кластеризации объединений, в частности первоначальным действием является составление перечня всех объединений субъекта Российской Федерации с их разделением на: - садоводческие и огороднические объединения; - дачные объединения (пункт 2.2.1).
Пунктом 3.3.2 Методики предусмотрено, что определение удельных показателей кадастровой стоимости земель объединений (УПКСЗ) для дачных объединений осуществляется в следующей последовательности: - установление минимальных значений УПКСЗ дачных объединений для кластеров с достаточной информацией о рыночных ценах и (или) рыночных стоимостях земельных участков; - установление средних значений УПКСЗ под индивидуальной жилой застройкой в поселениях, наиболее близких по местоположению к дачным объединениям с минимальными значениями УПКСЗ; - расчет соотношения между минимальным значением УПКСЗ дачных объединений и средним значением УПКСЗ под индивидуальной жилой застройкой в наиболее близких по местоположению к указанным объединениям поселениях; - расчет УПКСЗ дачного объединения путем умножения среднего значения УПКСЗ под индивидуальной жилой застройкой в поселениях, наиболее близких по местоположению к данному объединению, на величину соотношения между минимальным значением УПКСЗ дачных объединений и средним значением УПКСЗ под индивидуальной жилой застройкой в соответствующих поселениях.
В силу пункта 4.1 Методики кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Как следует из материалов дела, 13.04.2009 совершена совокупность действий, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о земельном участке под кадастровым номером 70:14:0100035:0300, а именно сведений об удельном показателе стоимости земель, который определен в размере 281,39 руб./кв.м, и сведений о кадастровой стоимости земельного участка, которая определена в размере 900448 руб. (т. 2 л.д. 78).
В тоже время, в кадастровом деле земельного участка под кадастровым номером 70:14:0100035:0300, представленном в материалы дела (т. 2 л.д. 33-55), документы, подтверждающие указанные сведения отсутствуют. В кадастровом деле земельного участка под кадастровым номером 70:14:0100035:0300 имеется два акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 02.05.2007 и от 27.08.2007.
В соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельного участка от 02.05.2007 кадастровая стоимость земельного участка в кадастровом квартале 70:14:0100035, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного назначения, площадью 3200 кв.м, составляет 1383,36 руб. Удельный показатель кадастровой стоимости земель, использованный при определении кадастровой стоимости земельного участка, отражен в размере 0,4323 руб./кв.м. При этом в графе «Площадь, кв.м» значение размера земельного участка отражено в графе 10 «Значение площади вновь образуемого земельного участка».
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельного участка от 27.08.2007 кадастровая стоимость земельного участка 70:14:0100035:0300, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для размещения дачного некоммерческого объединения, площадью 3200 кв.м, составляет 1383,36 руб. Удельный показатель кадастровой стоимости земель, использованный при определении кадастровой стоимости земельного участка, отражен в размере 0,4323 руб./кв.м. При этом, в графе «Площадь, кв.м» значение размера земельного участка отражено в графе 10 «Значение площади вновь образуемого земельного участка». В соответствии с графой 2 «Основание определения кадастровой стоимости земельного участка» основанием для определения кадастровой стоимости земельного участка послужило изменение разрешенного использования данного земельного участка.
Ответчик утверждает, что внесение в государственный земельный кадастр спорных сведений произведено именно на основании абзаца 2 пункта 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222.
Пунктом 12 Административного регламента установлено, что определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет указанные текущие изменения, осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.
Из положений пункта 1.2 Методических указаний, утвержденных Приказом № 222, следует, что данные указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: - образования нового земельного участка; - изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; - изменения вида разрешенного использования земельного участка; - перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; - выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (далее - ранее учтенных земельных участков).
В силу пункта 1.4 Методических указаний, утвержденных Приказом № 222, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.
Положением абзаца 2 пункта 2.1.2 Методических указаний, утвержденных Приказом № 222, установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость земельного участка в составе объединения определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего объединения на площадь земельного участка.
Акта определения кадастровой стоимости земельного участка 70:14:0100035:0300 в размере 900448 руб. ни ответчиком, ни третьими лицами в материалы дела не представлено, что не свидетельствует об определении кадастровой стоимости земельного участка на основании порядка, установленного Методическими указаниями, утвержденными Приказом № 222, который предусматривает обязательное составление акта определения кадастровой стоимости земельных участков, форма которого приведена в указанных Методических указаниях.
Кроме того, земельный участок 70:14:0100035:0300 не может быть отнесен к категории ранее учтенных земельных участков в понятии, предусмотренном Методическими указаниями, утвержденными Приказом № 222, а, следовательно, к нему не может применяться указанный порядок.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером: 70:14:0100035:0300, площадью 3200 кв.м был образован в результате раздела земельного участка 70:14:0100035:0226 и поставлен на кадастровый учет 02.05.2007, категория земель: сельскохозяйственное назначение, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Следовательно, поскольку при разделе земельного участка образуются несколько новых земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, то рассматриваемый земельный участок 70:14:0100035:0300, площадью 3200 кв.м, является вновь образованным 02.05.2007 земельным участком. К вновь образованным земельным участкам положения Методических указаний, утвержденных Приказом № 222, исходя из его содержания, могут применяться только до проведения государственной кадастровой оценки земельных участков соответствующих категорий. В тоже время, согласно материалам дела, государственная кадастровая оценка земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области была проведена по состоянию на 01.01.2008.
В частности, 24.12.2008 по результатам работ по государственной кадастровой оценке земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области Администрацией Томской области принято Постановление № 263а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области».
Указанным Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 263а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Томской области» утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для дачных объединений, расположенных в границах муниципального образования Томский район, которое составляет 281,39 руб./кв.м.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 70:14:0100035:0300 в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, включен не был. Дачное некоммерческое партнерство «Слобода «Вольная» также не было включено в перечень садоводческих и дачных объединений, по которым в 2008 году проводилась государственная кадастровая оценка. Указанные обстоятельства не отрицаются лицами, участвующими в деле, и установлены в ходе рассмотрения дела № А67-10445/2009, в котором участвовали те же лица, что в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
После проведения государственной кадастровой оценки земельных участков применение Методических указаний, утвержденных Приказом № 222 для определения кадастровой стоимости земельного участка 70:14:0100035:0300 является не правомерным, поскольку данный земельный участок не подпадает ни под один из указанных в пункте 1.2 Методических указаний, утвержденных Приказом № 222, случаев, следовательно, в отношении данного земельного участка кадастровая стоимость должна определяться в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом № 222, по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, на что указывало и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в письме № ВК/4090 от 22.09.2008.
Доводы ответчика о том, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов не могут быть приняты арбитражным судом, поскольку указание в государственном земельном кадастре кадастровой стоимости земельного участка в размере определенном в нарушение действующего законодательства влечет формирование необоснованной налоговой базы по земельному налогу (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации), с которой ФИО1, как налогоплательщик, обязана уплачивать необоснованную сумму земельного налога, что является прямым нарушением её прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, по отдельности и оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что правомерность действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, выразившихся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, расположенного в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв.м, имеющего кадастровый № 70:14:0100035:0300 и разрешенное использование: для размещения Дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», в размере 900448 руб., не подтверждена.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, доводы заявителя о несоответствии действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, применительно к доводам ответчика, Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307, и о нарушении в данном случае прав и законных интересов ФИО1 являются обоснованными, правомерность действий, выразившихся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, расположенного в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв.м, имеющего кадастровый № 70:14:0100035:0300 и разрешенное использование: для размещения Дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», в размере 900448 руб., Управлением не доказана.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает, что действия Управления, выразившиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, расположенного в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв.м, имеющего кадастровый № 70:14:0100035:0300 и разрешенное использование: для размещения Дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», в размере 900448 руб., подлежат признанию незаконными, при этом Управление обязывается устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание размер уплаченной ФИО1 при подаче первоначального заявления в суд государственной пошлины в сумме 100 руб., и то, что в ходе рассмотрения дела индивидуальным предпринимателем заявленные требования были увеличены без доплаты недостающей суммы государственной пошлины в соответствии с заявленными и принятыми судом увеличениями, в связи с тем, что требование заявителя удовлетворено, на основании положений статьи 102 АПК РФ, статей 333.17, 333.21, статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с лиц, участвующих в деле, не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, выразившиеся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: Томская область, Томский район, расположенного в южной части кадастрового квартала (Д 9), общей площадью 3200 кв.м, имеющего кадастровый № 70:14:0100035:0300 и разрешенное использование: для размещения Дачного некоммерческого партнерства «Слобода «Вольная», в размере 900448 руб., проверенные на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307, признать незаконными.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.
Судья О.А. Скачкова