ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-1874/2022 от 01.08.2022 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                          Дело № А67-1874/2022

.08.2022

Судья Арбитражного суда Томской области Дигель Е.Б.,

при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва секретарем Жулиной Т.Н., с использованием системы онлайн – заседание после перерыва

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Аква-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634009, г. Томск, набережная реки Томи, 29) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Зырянский детский сад» Зырянского района (ИНН <***>, ОГРН <***>; 636850, Томская обл., Зырянский м.р-н, Зырянское с.п., <...>) о взыскании 63 146,80 руб. задолженности по муниципальному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 28.12.2020 № 41-А-2-21 (плата за негативное воздействие на работу ЦСВ за май-декабрь 2021 г.), 5800,83 руб. неустойки за период с 11.06.2021 по 27.02.2022,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент тарифного регулирования Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634041, <...>), муниципальное образование Зырянское сельское поселение Зырянского района Томской области в лице Администрации Зырянского сельского поселения Зырянского района Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; 636850, <...>),

при участии:

от истца – представитель ФИО1 по доверенности №АС-05-10 от 10.01.2022, пасп., дипл. (до и после перерыва);

от ответчика –  представитель ФИО2 по доверенности №1010 от 25.05.2022, пасп., дипл. (до и после перерыва, после перерыва с использованием системы онлайн-заседание);

от Департамента – без участия (извещен);

от Администрации – представитель ФИО2 по доверенности №1010, пасп., дипл. (до перерыва);

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Аква-Сервис» (далее – истец, ООО «Аква-Сервис») обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Зырянский детский сад» Зырянского района (далее – ответчик, МБДОУ «Зырянский детский сад» Зырянского района) о взыскании 63 146,80 руб. задолженности по муниципальному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 28.12.2020 № 41-А-2-21 (плата за негативное воздействие на работу ЦСВ за май-декабрь 2021 г.), 5 995,13 руб. неустойки за период с 11.06.2021 по 01.03.2022 (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятых судом); судебное заседание назначено на 25.07.2022, в порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 01.08.2022.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент тарифного регулирования Томской области (далее – Департамент тарифного регулирования), муниципальное образование Зырянское сельское поселение Зырянского района Томской области в лице Администрации Зырянского сельского поселения Зырянского района Томской области (далее – Администрация Зырянского сельского поселения).

Департамент тарифного регулирования, Администрация Зырянского сельского поселения (после перерыва), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в заседание суда явку своих представителей не обеспечили, судебное заседание проводится в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ в части пени просила взыскать 5 800, 83 руб. за период с 11.06.2021 по 27.02.2022, дополнительно пояснила, что ответчик относится к категории абонентов, для которых порядок расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлен пунктом 123(4) Правил № 644; начисление платы за негативное воздействие на работу ЦСВ производится расчетным способом без отбора проб сточных вод; ответчик в заявленный период не представлял истцу декларации о составе и свойствах сточных вод.

Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, указал, что истцом не представлены доказательства сброса и превышения максимально допустимых значений показателей концентрации запрещенных веществ; утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа ООО «Аква-Сервис» отсутствует; сети водоотведения являются собственностью муниципального образования Зырянское сельское поселение Зырянского района Томской области, в связи с чем, ООО «Аква-Сервис» является ненадлежащим истцом по делу; в настоящее время истец не является организацией, осуществляющей водоотведение в с. Зырянское; документы с показаниями приборов учета в материалы дела не представлены; документы от имени истца, имеющиеся в материалах дела, подписаны неуполномоченным лицом.

Представитель Администрации Зырянского сельского поселения против удовлетворения требований возражал, указал, что истцом не представлены доказательства содержания загрязняющих веществ в сточных водах ответчика; инвестиционная программа ООО «Аква-Сервис» отсутствует; сети водоотведения являются собственностью муниципального образования Зырянское сельское поселение Зырянского района Томской области; документы от имени истца подписаны неуполномоченным лицом.

Департамент тарифного регулирования представил письменные пояснения, в которых указал, что ООО «Аква-Сервис» с 2022 г. прекратило деятельность в сфере водоотведения для потребителей села Зырянское, в связи с чем, возможность целевого использования средств, полученных в виде платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, на реализацию инвестиционных программ отсутствует.

Суд, в порядке ст. 49 АПК РФ принял уточнение требований  от 25.07.2022, в части пени до 5 800,83 руб. за период с 11.06.2021 по 27.02.2022.

Более подробно позиция сторон изложена письменно.

Как следует из материалов дела, 28.12.2020 между обществом с ограниченной ответственностью «Аква-Сервис» (организацией ВКХ) и муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Зырянский детский сад» Зырянского района (абонентом) подписан муниципальный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 41-А-2-21 (л.д. 14-20, т. 1), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодную (питьевую) воду и оказывать прием сточных вод, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества и за прием сточных вод в объеме, определенном настоящим контрактом (пункт 1.1 контракта).

Расчетный период, установленный настоящим контрактом, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду до 10-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 3.4 контракта).

В соответствии с подп. «д» п. 4.2 контракта организация ВКХ вправе взымать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоснабжения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно подп. «е» п. 4.3 контракта абонент обязан производить оплату по настоящему контракту в порядки и сроки, которые определены контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Пунктом 6.3 контракта предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего контракта, организация ВКХ вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Руководствуясь пунктом 123(4) Правил № 644, действующими в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728, истец произвел расчет и выставил ответчику счета для внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май-декабрь 2021 г. на сумму 63 146,80 руб. (л.д. 21-28, т. 1).

Претензией от 21.01.2022 № 08-05/2 истец потребовал оплатить имеющуюся задолженность.

Оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), а также Правилами № 644.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о водоснабжении по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Частью 1 статьи 14 Закона о водоснабжении предусмотрено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

Согласно подп. «ж», «и» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.

В силу подп. «в», «г» пункта 36 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.

Согласно ч. 10 ст. 7 Закона о водоснабжении, пункта 118 Правил № 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения.

Право истца взимать плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения также предусмотрено подп. «д» п. 4.2 контракта.

Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлен разделом VII Правил № 644.

В соответствии с пунктом 119 Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:

- по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;

- по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Пунктом 123(4) Правил № 644 предусмотрена формула расчета платы для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил; с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Как указано в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 № АПЛ21-41, приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил № 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоснабжении.

Абзацем двенадцатым пункта 123(4) Правил № 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 Правил № 644, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем этого пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил № 644.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 38180-СН/04 от 25.09.2020, в отношении абонентов, указанных в пунктах 123(4) и в пункте 203 Правил № 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может взиматься без доказывания факта превышения установленных нормативов состава сточных вод, в связи с тем, что отбор проб сточных вод в соответствии с Правилами № 728 в отношении таких абонентов либо невозможен, либо отбор проб сточных вод таких абонентов является экономически нецелесообразным, так как стоимость отбора проб сточных вод в данном случае может превышать размер начисленной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Все абоненты, которые имеют оборудованные канализационные выпуски, вправе подать декларации о составе и свойствах сточных вод по форме согласно Приложению № 1 (1) к Правилам № 644.

Таким образом, действующая редакция Правил № 644 применительно к предмету спора определяет условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов. При этом абоненту предоставлено право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу ЦСВ для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил № 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами № 644.

Ранее действовавшая редакция пункта 123(4) Правил № 644 предусматривала аналогичный механизм внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ, однако, он распространялся лишь на отдельные категории абонентов, хозяйственная деятельность которых заведомо (презюмируемо) оказывала негативное воздействие на ЦСВ, исключая необходимость систематического осуществления мероприятий по контролю состава сбрасываемых ими стоков. Действующая же редакция указанного пункта не предполагает учета вида деятельности абонента, то есть вводит общую презумпцию того, что любой абонент, сбрасывающий стоки в малом объеме, оказывает негативное воздействие на ЦСВ и обязан вносить за это плату. При этом наличие технической возможности осуществления отбора проб сточных вод не влияет на порядок применения к ответчику положений пункта 123(4) Правил № 644.

Следовательно, в соответствии с пунктом 119 Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ производится на основании результатов отборов проб в соответствии с пунктом 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) Правил № 644, а при наличии условий, указанных в пункте 123(4) Правил № 644, – без отборов проб.

Данная позиция согласуется с решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 № АКПИ20-722, в котором изложен правовой подход в отношении изменений, внесенных в Правила № 644, следуя которому указанные положения нормативного правового акта направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил № 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона № 416-ФЗ.

При расчете платы в соответствии с пунктом 123(4), Правила № 644 не налагают на организацию водопроводно-канализационного хозяйства обязанности выяснять содержат ли в действительности стоки абонента загрязняющие вещества, превышающее допустимые значения, в т.ч. путем отбора лабораторных проб (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 № 07АП-6012/2021 по делу № А67-2441/2021).

При этом если абонент представит результаты лабораторных анализов, свидетельствующих об отсутствии в его стоках, превышающих нормы загрязняющих веществ, то организация водопроводно-канализационного хозяйства должна будет прекратить начисление такой платы (апелляционное определение ВС РФ от 16.03.2021 № АПЛ21-41).

Материалами дела подтверждается, что среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объекта ответчика составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам и  лицами, участвующими в деле не оспаривается.

Следовательно, ответчик относится к категории абонентов, для которых порядок расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлен пунктом 123(4) Правил № 644.

В этой связи, доводы ответчика и Администрации Зырянского сельского поселения об отсутствии доказательств осуществления истцом отбора сточных вод и результатов их анализа, подтверждающих повышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку для ответчика предусмотрен упрощенный (расчетный) порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (постановление Арбитражного суд Западно-Сибирского округа от 6.12.2021 по делу № А67-2441/2021).

Ответчик правом самостоятельно осуществить отбор проб и представить истцу декларацию о составе и свойствах сточных вод не воспользовался (иное из материалов дела не следует), в связи с чем, истец правомерно начислил ответчику плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил № 644.

По расчету истца размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ за период май-декабрь 2021 г. составляет 63 146,80 руб. (л.д. 9, т. 1).

Расчет платы судом проверен, принят, ответчиком не оспорен.

Доказательства оплаты истцу 63 146,80 руб. задолженности за негативное воздействие на работу ЦСВ за период май-декабрь 2021 г. ответчиком не представлены.

Доводы ответчика и Администрации Зырянского сельского поселения о том, что плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения вправе требовать только собственник сетей водоотведения, противоречат правовому подходу, сформированному Верховным Судом Российской Федерации.

Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2015 № АКПИ15-167, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не направлена на регрессное взимание с нарушителей денежных средств, затраченных на конкретные восстановительные работы, а является, в том числе экономическим стимулом для соблюдения установленных требований. Предусмотренный нормативными актами механизм компенсации организации водопроводно-канализационного хозяйства расходов, связанных с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения, не только компенсирует организации водопроводно-канализационного хозяйства расходы, связанные с негативным воздействием загрязняющих веществ на работу централизованной системы водоотведения, но призван к тому, чтобы абонент, выполняя условия заключенного договора, воздерживался от сброса сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Отсутствие у ООО «Аква-Сервис» утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы на 2021 г. также не свидетельствует о неправомерности заявленных требований, поскольку в соответствии с пунктом 123(5) Правил № 644 средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, могут использоваться, в том числе, в качестве источника финансирования производственной программы истца, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам.

Кроме того, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы имеет компенсационный характер, не является тарифом или платой за оказываемые услуги или работы, поскольку реализуется в рамках уже имеющихся договорных отношений по водоотведению   (постановления   Арбитражного   суда   Западно-Сибирского   округа   от 11.02.2020 № Ф04-6831/2019 по делу № А03-13754/2018, от 25.07.2019 № Ф04-3560/2018 по делу № A03-20185/2017). Компенсация расходов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является по существу оплатой услуг водопроводно-канализационного хозяйства по нейтрализации воздействия загрязняющих веществ на водопроводно-канализационную сеть.

В спорный период истец осуществлял водоотведение потребителей в селе Зырянском, соответственно, имел право начислять плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Ссылка ответчика на отсутствие в материалах дела показаний приборов учета является несостоятельной.

Так, в материалы дела истцом представлены показания приборов учета воды за 2021 г., установленные по адресам: <...> Указанные истцом показания ПУ ответчиком не оспорены.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что приборы учета сточных вод по указанным адресам отсутствуют. Ответчик указанное обстоятельство не оспаривает.

Коммерческий учет сточных вод в отсутствие прибора учета осуществляется расчетным способом в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 (далее – Правила № 776). Согласно п. 23 Правил № 776 при отсутствии у абонента прибора учета объем отведенных сточных вод принимается равным объему воды, поданному этому абоненту из всех источников водоснабжения.

Поскольку приборы учета сточных вод у ответчика не установлены, при начислении платы истец правомерно руководствовался показаниями ПУ, отражающими объем воды, поданный ответчику.

Указание ответчика и Администрации  Зырянского сельского поселения на подписание документов от имени истца неуполномоченным лицом, опровергается имеющимися в деле доказательствами. Так, исковое заявление, а также иные документы от имени истца подписаны представителем ООО «Аква-Сервис» ФИО1. В подтверждение полномочий представителя в материалы дела представлены доверенность от 10.01.2022 № АС-05-10, а также диплом от 21.06.2013 КО № 35897, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования. Доверенность от 10.01.2022 № АС-05-10 подписана ФИО3 – директором ООО УК «Северо-Восточный комплекс +», осуществляющим функции единоличного исполнительного органа ООО «Аква-Сервис» (что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ).

При таких обстоятельствах требование ООО «Аква-Сервис» о взыскании с МБДОУ «Зырянский детский сад» Зырянского района 63 146,80 руб. платы за негативное воздействие на работу ЦСВ за период май-декабрь 2021 г., является обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Истцом за несвоевременное исполнение обязательств на основании п. 6.3 договора начислена пеня в размере 5 800,83 руб. за период с 11.06.2021 по 27.02.2022.

В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Пунктами 3.4, контракта установлено, что расчетным периодом является 1 календарный месяц, плата вносится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.

В соответствии с ч. 6.2 ст. 14 Закона о водоснабжении абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Аналогичное условие предусмотрено пунктом 6.3 контракта.

Поскольку ответчиком обязательство по внесению платы за негативное воздействие на работу ЦСВ за период май-декабрь 2021 г. не исполнено, истец правомерно начислил ответчику пеню за период с 11.06.2021 по 27.02.2022.

По расчету истца размер пени за период с 11.06.2021 по 27.02.2022 составляет 5 800,83 руб.

Расчет пени судом проверен, признан неверным в части примененных истцом ставок рефинансирования ЦБ РФ.

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) (вопрос № 3) при взыскании суммы неустоек (пеней) по оплате потребления энергетических ресурсов в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.

По расчету суда размер пени с учетом действующей на момент принятия решения ставки рефинансирования ЦБ РФ (8%) составляет 6 011,21 руб. Однако размер пени, заявленный истцом, суд признает допустимым с учетом его меньшего размера, чем определенный судом.

Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. (л.д. 11, т. 1).

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд                            

Р Е Ш И Л:

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Зырянский детский сад» Зырянского района (ИНН <***>, ОГРН <***>; 636850, Томская обл., Зырянский м.р-н, Зырянское с.п., <...>)  в пользу ООО «Аква-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634009, г. Томск, набережная реки Томи, 29) 63 148,80 руб. задолженности, 5 800,83 руб. пени за период с 11.06.2021 по 27.02.2022, 2 000 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Зырянский детский сад» Зырянского района (ИНН <***>, ОГРН <***>; 636850, Томская обл., Зырянский м.р-н, Зырянское с.п., <...>) в доход федерального бюджета 757,90 руб. государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                                                      Е.Б. Дигель