АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-1969/2015
.06.2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2015 г.
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Р.А. Вагановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.В. Мельниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Группа Компаний «АЗИРА» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Финансово-хозяйственному управлению Администрации Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным одностороннего отказа от исполнения государственного контракта,
при участии в заседании:
от истца – без участия (по заявлению),
от ответчика – ФИО1 по доверенности № 6 от 27.02.2015 г.,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Группа Компаний «АЗИРА» (далее – ООО «ГК «АЗИРА», истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Финансово-хозяйственному управлению Администрации Томской области (далее – Управление, ответчик) о признании незаконным одностороннего отказа от исполнения государственного контракта № 0165200000114000172-0064849-01 от 22.09.2014 г. на оказание услуг по проведению социологических исследований для получения достоверных и объективных данных о социально-экономической ситуации в Томском регионе.
В обоснование заявленного требования истец ссылается на положения статей 721, 723, 765, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 4, 5, 15, 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», полагая, что ответчик необоснованно принял решение об одностороннем отказе от контракта.
Представители истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 90-94 т. 3) и дополнении к отзыву, пояснив, что в процессе приемки работ были выявлены существенные недостатки, оказанные услуги были ненадлежащего качества, что подтверждается результатами проведенной 09.02.2015 г. экспертизы. В подтверждение своих доводов представитель ответчика представила копии анкет, копию решения Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 27.04.2015 г. №03-08/39-15 (РНП -70-22-15), которым ООО «ГК «АЗИРА» включено в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные в дело письменные доказательства, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по итогам оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе (протокол № 0165200000114000172-3 от 09.09.2014 г.) ООО «ГК «АЗИРА» признано победителем конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению социологических исследований для получения достоверных и объективных данных о социально-экономической ситуации в Томском регионе.
Между Управлением (заказчиком) и ООО «ГК «АЗИРА» (исполнителем) 22.09.2014 г. заключен государственный контракт № 0165200000114000172-0064849-01 (далее – контракт, л.д. 17-26 т. 1), по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство оказывать услуги по проведению социологического исследования для получения достоверных и объективных данных о социально-экономической ситуации в Томском регионе в соответствии с требованиями Технического задания, а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в контракте (пункт 1.1. контракта).
Цена государственного контракта составила 350 239,29 руб. Оплата оказанных услуг производится заказчиком по факту оказания услуг по проведению каждого исследования путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в контракте, после подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг в течение 5 банковских дней с момента получения заказчиком выставленных исполнителем счета, счета-фактуры (пункты 2.1., 2.2. контракта).
Согласно пункту 5.2. контракта для проверки оказанных услуг в части соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза проводится заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций в течение 3-х рабочих дней с момента предоставления исполнителем результатов оказанных услуг и акта сдачи-приемки оказанных услуг.
В случае обнаружения недостатков (по объему, качеству, иных недостатков) заказчик по представлению Департамента информационной политики и общественных связей Администрации Томской области извещает исполнителя не позднее 3 рабочих дней с даты обнаружения указанных недостатков. Извещение о выявленных недостатках составляется заказчиком в письменной форме с указанием сроков по устранению недостатков, вручается исполнителю под расписку (пункт 5.4. контракта).
Пунктом 5.7. контракта предусмотрено, что в случае неустранения исполнителем недостатков к результатам услуг в срок, установленный заказчиком, а равно в случае, когда устранение таких недостатков в установленный срок невозможно, заказчик по своему усмотрению имеет право либо отказаться от приемки неоказанной (ненадлежащим образом оказанной) части услуг и не оплачивать услуги в неисполненной части либо в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта и расторгнуть его в порядке, предусмотренном разделом 8 контракта.
Приемка услуг осуществляется заказчиком совместно с Департаментом информационной политики и общественных связей Администрации Томской области в течение 5-ти рабочих дней с момента предоставления исполнителем акта сдачи-приемки оказанных услуг и отчета о выполнении социологического исследования по каждому виду социологического исследования (пункт 5.1. контракта).
Срок оказания услуг установлен пунктом 4.2 контракта: с момента заключения контракта и по 15.12.2014 г. в соответствии с периодичностью, установленной Техническим заданием.
Цель всех социологических исследований, проводимых исполнителем, – получение достоверных и объективных данных о социально – экономической ситуации в Томской области.
Согласно требованиям Технического задания к государственному контракту (приложение № 1 к контракту), услуги по проведению социологических исследований для получения достоверных и объективных данных о социально-экономической ситуации в Томской области включают в себя проведение социологических исследований по следующим темам: 1.: «Оценка деятельности органов внутренних дел населением Томской области», период оказания услуг ограничен 15.12.2014 г.; 2. «Оценка деятельности органов федеральной и региональной исполнительной власти населением Томской области», период оказания услуг ограничен 15.12.2014 г.; 3. «Оценка мнений населения и экспертов относительно перспектив развития атомной промышленности в Томской области и создания агломерации «Северск-Томск», период оказания услуг ограничен 25.11.2014 г.,
По факту оказания услуг по каждой теме социологического исследования, предусмотренной техническим заданием, исполнителем предоставляется отчет о выполнении социологических исследований, включающий: 1) линейные и табличные распределения (по социально-демографическим группам) ответов респондентов на вопросы – в формате Exsel; 2) базу первичных данных в формате SPSS, включающую: - ответы каждого респондента на вопросы анкеты по теме; - социально-демографические характеристики респондентов (пол, возраст, образование, тип населенного пункта); 3) методический отчет о проведении изучения мнения населения включающий: - информацию о ходе проведения социологического исследования; - инструментарий социологического исследования; 4) аналитическую записку по результатам проведенного социологического обследования.
Согласно квитанции службы экспресс – доставки отчетные документы предоставлены в распоряжение заказчика 18.12.2014 г. (л.д. 96 т. 3).
В соответствии с условиями контракта заказчик провел экспертизу. Согласно заключению экспертов от 23.12.2014 г. выявлены недостатки, препятствующие приемке работ (л.д. 97-100 т. 3), в связи с чем Управление 24.12.2014 г. (исх. № 37-01-352) направило в адрес ООО «ГК «АЗИРА» замечания по оказанным услугам, согласно контракту, устранить которые просила исполнителя в срок до 26.12.2014 г.
Исполнитель замечания заказчика не устранил, направил 29.12.2014 г. (исх.№№ 55-57) письменные возражения с требованиями оплатить оказанные по контракту и в соответствии с техническим заданием услуги, либо выслать анкеты для устранения недочетов (л.д. 75-83 т. 2).
В ответ на возражения исполнителя Управление 15.01.2015 г. (исх. № 37-01-8) указало, что исполнителю предоставлялся срок для устранения выявленных заказчиком недостатков в количестве дней, равном разнице между датой претензии – 24.12.2014 г. и датой ее направления в адрес исполнителя 26.12.2014 г. (л.д. 84-85 т. 2).
Выявленные недостатки исполнитель не устранил, в связи с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 19.03.2015 г. было опубликовано на официальном сайте (реестровый номер записи – 0165200000115000001) и направлено исполнителю по электронной почте на адрес: azira_group@mail.ru 19.03.2015 г. в 16:44 по местному времени, а также заказным письмом с уведомлением о вручении (л.д. 108-114 т. 3). Решение получено исполнителем 25.03.2015 г. (л.д. 112 т. 3).
В силу пункта 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В течение 10-ти дней с даты надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта ООО «ГК «АЗИРА» не устранило нарушения условий государственного контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения заказчиком. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта вступило в силу 10.04.2015 г. о чем была размещена информация на официальном сайте (л.д. 115 т. 3).
Полагая, что решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта принято в отсутствие законных оснований, ООО «ГК «АЗИРА» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что согласно статье 3 Закона о контрактной системе государственным контрактом является договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд.
В силу статьи 2 Закона о контрактной системе к правоотношениям, вытекающим из государственных контрактов, применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статья 783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг
Общие положения о подряде (статьи 702 – 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Согласно пунктам 8 и 9 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 5.5, 5.7, 8.5 государственного контракта, заключенного между сторонами, предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть контракт в случае, если исполнитель в установленный срок не устранит выявленные недостатки.
Таким образом, принятие Управлением решения об одностороннем отказе от государственного контракта соответствовало положениям контракта и нормам действующего законодательства.
Довод истца относительно того, что замечания заказчика не основаны на положениях государственного контракта, технического задания и не касаются отчетных документов, судом отклоняется как необоснованный в связи со следующим.
Согласно требованиям пунктов 1, 2, 3 технического задания (приложение № 1 к контракту) опросы по темам: «Оценка деятельности органов внутренних дел населением Томской области» и «Оценка деятельности органов федеральной и региональной исполнительной власти населением Томской области» должны проводится не менее чем в 10 муниципальных образованиях Томской области, а по теме «Оценка мнений населения и экспертов относительно перспектив развития атомной промышленности в Томской области и создания агломерации «Северск-Томск» на территории г. Томск, ЗАТО Северск и Томского района. В этой связи, указание в анкетах наименования муниципального образования на территории которого проводился опрос, является обязательным условием и необходимо для определения надлежащего исполнения исполнителем обязательств по проведению исследований на территории того количества муниципальных образований, которое указано в техническом задании и методических программах социологических исследований, утвержденных заказчиком. При этом обязанность проведения исследований согласно методическим программам с использованием утвержденных заказчиком бланков интервью (анкет) прямо предусмотрена Техническим заданием. Кроме того, Техническим заданием установлена обязанность исполнителя предоставить отчетность по факту оказания услуг, включающую базу первичных данных (ответы каждого респондента на вопросы по теме, социально-демографические характеристики респондентов). Материалами дела подтверждается, что анкеты были представлены исполнителем заказчику в числе отчетных документов (л.д. 101-103 т. 3).
Довод истца о том, что ответчик совершил недобросовестные действия, не направив ему доказательства некачественного оказания услуг, противоречат материалам дела. Так, согласно письму от 15.01.2015 г. (исх. № 37-01-8) заказчик уведомил исполнителя о возможности получить копии всех анкет, а копии трех анкет были направлены на электронный адрес истца (л.д. 103 т. 3). Поскольку отчетные документы и методические программы разрабатывались непосредственно истцом, у ответчика отсутствовала необходимость их предоставления ООО «ГК «АЗИРА».
Согласно выводам, содержащимся в экспертом заключении от 09.02.2015 г. при проведении экспертизы выявлены грубые нарушения со стороны исполнителя в методологии и организации проведения социологических исследований, включая: некачественную выборку, не отражающую пропорциональное распределение респондентов по полу и возрасту относительно населения Томской области старше 18 лет, что привело к существенному нарушению достоверности и объективности полученных данных; отсутствие контроля работы интервьюеров, качества сбора социологических данных их полноты; несоответствие первичных эмпирических данных и результатов, представленных в аналитических отчетах; фальсификацию данных социологических исследований. Более того, проведенная экспертиза выявила случай фальсификации данных экспертного опроса, проведенного в рамках социологического исследования по теме «Оценка мнений населения, и экспертов относительно перспектив развития атомной промышленности в Томской области и создания агломерации «Северск-Томск», а именно выявлен факт неучастия в экспертном опросе двух экспертов, работающих в Томской торгово-промышленной палате: 1. ФИО2, директора Центра развития предпринимательства Томской ТПП; 2. ФИО3, заместителя президента по информационной политике и связям с общественностью (л.д. 103-107 т. 3).
Довод истца о возможном нарушении законодательства о персональных данных не принимается судом, поскольку в связи с тем, что бланк интервью разрабатывался самим исполнителем, вопрос о соблюдении требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» истцу следовало рассматривать до предоставления указанного бланка на утверждение заказчику и до проведения интервьюирования.
ООО «ГК «АЗИРА» возражений на отзыв ответчика не заявило, экспертное заключение не оспорило, доказательства устранения выявленных недостатков в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило. Определением арбитражного суда от 06.04.2015 г. истцу предлагалось рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы для установления соответствия результата выполненных работ предъявляемым требованиям. Между тем, ходатайство о назначении судебной экспертизы ООО «ГК «АЗИРА» не заявлено. Из имеющихся в деле документов не следует, что истец оказал услуги надлежащим образом, результат оказанных услуг имеет потребительскую ценность для заказчика.
На основании представленных в материалы дела доказательств, суд полагает, что у Управления имелись основания для одностороннего отказа от государственного контракта, и как следствие, исковые требования ООО «ГК «АЗИРА» не обоснованы.
Государственная пошлина по иску по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении иска отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья Р.А. Ваганова