ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-2021/08 от 20.06.2008 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-2021/08

Резолютивная часть объявлена «20» июня 2008 г.

Полный текст решения суда изготовлен «23» июня 2008 г.

Судья Арбитражного суда Томской области Г.Д. Павлов,

при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Д. Павловым,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Томской области

к Инспекции ФНС России по г. Томску

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «ТомСтальСервис»

о признании решения Инспекции ФНС России по г. Томску № 3103 от 10.04.2008 о государственной регистрации изменений места нахождения юридического лица недействительным

при участии

от Межрайонной ИФНС России № 4 по Томской области – ФИО1, доверенность от 23.10.2006,

от Инспекции ФНС России по г. Томску – М.В, ФИО2, доверенность от 09.01.2008,

от ООО «ТомСтальСервис» – не явился,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Томской области обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Томску, ООО «ТомСтальСервис» о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Томску № 3103 от 10.04.2008 о государственной регистрации изменений места нахождения юридического лица.

ООО «ТомСтальСервис», надлежащим образом, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.

В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ООО «ТомСтальСервис».

Представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Томской области поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, в том числе, пояснил следующее:

- в результате проведенной проверки установлено отсутствие ООО «ТомСтальСервис» по месту нахождения, указанному в учредительных документах;

- при государственной регистрации изменений ООО «ТомСтальСервис» были представлены все необходимые в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы, в связи с чем формально процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена;

- проверять достоверность сведений, указанных в заявлении, а также соблюдение порядка принятия юридическим лицом решения о внесении изменений в учредительные документы регистрирующий орган не уполномочен. При этом данные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации;

- в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства место нахождения юридического лица имеет существенное значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.

Представитель Инспекции ФНС России по г. Томску возражал в отношении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в том числе:

- ООО «ТомСтальСервис» представило все документы, указанные ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В силу п. 4 ст. 9 названного Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов. Следовательно, основания для отказа в государственной регистрации, указанные в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», у налогового органа отсутствовали;

- заявитель не представил доказательств о том, какие права и законные интересы нарушены оспариваемой государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы. Отсутствие в настоящее время ООО «ТомСтальСервис» по адресу, указанному в учредительных документах не может служить доказательством того, что на момент оспариваемой регистрации им были представлены недостоверные сведения о месте его нахождения;

- протокол допроса ФИО3 не подтверждает довод заявителя о том, что документы о смене места нахождения ООО «ТомьСтальСервис» содержат недостоверные сведения;

за представление недостоверных сведении заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. А обязанности проверять достоверность сведений, представленных заявителями, у налогового органа нет;

- согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» у заявителя есть право исключить юридическое лицо из реестра, если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчётности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счёту. Таким образом, если государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ТомСтальСервис» каким либо образом нарушает права и законные интересы заявителя, то у него есть возможность ликвидировать это юридическое лицо.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «ТомСтальСервис» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по г. Томску 23.03.2007 за основным государственным регистрационным номером 1077017012753.

02.04.2008 единственным участником ООО «ТомСтальСервис» ФИО4 принято решение об утверждении изменений в устав общества, досрочном прекращении полномочий директора ФИО5 и о назначении себя директором ООО «ТомСтальСервис» (л.д.14).

Согласно изменениям в устав ООО «ТомСтальСервис» (п.1.5) место нахождения общества определено как Россия, Томская область, Верхнекетский район, пгт. Белый Яр, ул. Рабочая, 9 (л.д. 15).

02.04.2008 ФИО4, действующий как руководитель постоянного действующего исполнительного органа ООО «ТомСтальСервис», представил в Инспекцию ФНС по г. Томску заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно - об изменении сведений об адресе (месте нахождения) ООО «ТомСтальСервис». Согласно листу Б заявления адрес постоянно действующего исполнительного органа ООО «ТомСтальСервис» определен как <...>.

Рассмотрев представленные заявление и документы, Инспекция ФНС России по г. Томску 10.04.2008 вынесла решение № 3103 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ТомСтальСервис» (л.д.16).

На основании указанного решения, в связи с изменением места нахождения ООО «ТомСтальСервис» в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи:

- 10.04.2008 - об изменениях в сведения об ООО «ТомСтальСервис», связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления (ГРН 2087017061272);

- 11.04.2008 - о передаче регистрационного дела юридического лица в другой регистрирующий орган;

- 15.04.2008 - о поступлении регистрационного дела юридического лица из другого регистрирующего органа (в Межрайонную ИФНС России № 4 по Томской области).

23.04.2008 сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 4 по Томской области - старшим специалистом ФИО6 и специалистом ФИО7 - была проведена проверка нахождения ООО «ТомСтальСервис» по адресу, указанному в учредительных документах: Верхнекетский район, рп. Белый Яр, ул. Рабочая, 9, в результате которой установлено, что ООО «ТомСтальСервис» по данному адресу не располагается. Результаты проверки зафиксированы в протоколе осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 23.04.2008, протоколе допроса свидетеля № 2 от 23.04.2008 (л.д. 17-18).

Полагая, что решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО «ТомСтальСервис» принято Инспекцией ФНС России по г. Томску на основании документов, содержащих заведомо недостоверную информацию о месте нахождения юридического лица, Межрайонная ИФНС № 4 по Томской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Томску от 10.04.2008 № 3103 о государственной регистрации изменений места нахождения юридического лица.

Арбитражный суд считает, что заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Томской области не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентированы Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее также Федеральный закон № 129-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы. Из п.п. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI Федерального закона № 129-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. Данный перечень документов является исчерпывающим, и в силу положений п. 4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление каких-либо иных документов.

При этом согласно п.п. «а» п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Статья 23 Федерального закона № 129-ФЗ в качестве оснований для отказа в государственной регистрации указывает на: а) непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) случаи, предусмотренные пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, указанным законом не предусмотрено.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит положений, возлагающих на регистрирующий орган обязанность или предоставляющих ему право по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица (в т.ч. достоверности фактического адреса места нахождения). Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации изменений. В частности, из положений статьи 25 Федерального закона № 129-ФЗ следует, что за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

ООО «ТомСтальСервис» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представило в Инспекцию ФНС России по г. Томску заявление с нотариально удостоверенной подписью заявителя и все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 129-ФЗ (иное не следует из материалов дела).

В заявлении о государственной регистрации подтверждено, что сведения, вносимые в учредительные документы ООО «ТомСтальСервис», достоверны.

Учитывая, что Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующему органу не предоставлено права (и не возложена обязанность) проведения проверок на предмет достоверности сведений, указанных в заявлении юридического лица, а также отсутствие обстоятельств, установленных п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ, арбитражный суд считает, что у Инспекции ФНС России по г. Томску не было правовых оснований для отказа ООО «ТомСтальСервис» в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части его места нахождения.

С учетом изложенного, решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, может быть признано недействительным лишь в случае достоверного установления после произведенной регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения Межрайонной ИФНС России № 4 по Томской области в арбитражный суд с настоящим заявлением послужил установленный заявителем факт отсутствия ООО «ТомСтальСервис» по адресу его государственной регистрации: <...>, подтверждаемый протоколом осмотра территорий, документов, предметов от 23.04.2008.

В тоже время, из содержания указанного протокола, составленного старшим специалистом ФИО6 и специалистом ФИО7 в присутствии директора ООО «ТомСтальСервис» ФИО4, следует, что помещение, расположенное по адресу <...>, является жилым домом, принадлежащим ФИО3, отцу гражданина ФИО4 Каких-либо иных сведений, в том числе об отсутствии по данному адресу ООО «ТомСтальСервис», в протоколе осмотра от 23.04.2008 не содержится.

Согласно протоколу допроса свидетеля от 23.04.2008 ФИО4 в добровольном порядке согласился стать директором ООО «ТомСтальСервис», лично подписывал документы у нотариуса. Из протокола допроса свидетеля ФИО3 от 11.06.2008 следует, что владельцем жилого дома по адресу <...>, является ФИО8. В данном доме прописаны трое человек – ФИО8, ФИО3, ФИО4.

Указанные обстоятельства подтверждаются также адресными справками от 11.06.2008, справкой ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации» от 11.06.2008 № 775.

Действующее законодательство Российской Федерации не исключает возможности нахождения директора юридического лица (единоличного исполнительного органа управления общества с ограниченной ответственностью) в жилом помещении (на что было указано в заявлении о государственной регистрации изменений в учредительные документы). Соответственно, указание в качестве места нахождения ООО «ТомСтальСервис» адреса жилого дома, в котором зарегистрирован по месту жительства ФИО4, являющийся директором ООО «ТомСтальСервис», не противоречит законодательству Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, по мнению арбитражного суда, представленные заявителем протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 23.04.2008 и протоколы допросов свидетелей от 23.04.2008, от 11.06.2008 не могут служить достоверными и безусловными доказательствами представления ООО «ТомСтальСервис» в регистрирующий орган заведомо недостоверной информации о месте своего нахождения. Каких-либо иных доказательств в подтверждение заявленных требований Межрайонной ИФНС № 4 по Томской области в материалы дела не представлено.

Следовательно, в нарушение норм ст. ст. 65, 198 АПК РФ заявитель не представил суду доказательств, достоверно и безусловно свидетельствующих о том, что на момент государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО «ТомСтальСервис» постоянно действующий единоличный исполнительный орган ООО «ТомСтальСервис» не находился по адресу, указанному обществом в заявлении о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (<...>), и об этом было известно или должно было быть известно регистрирующему органу.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не установлены обстоятельства, достоверно и безусловно свидетельствующие о том, что документы, представленные ООО «ТомСтальСервис» на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, т.е. что государственная регистрация изменений в учредительные документы ООО «ТомСтальСервис» была произведена по документам, содержащим заведомо ложные сведения о месте нахождения общества.

В связи с доводом заявителя о невозможности проведения каких-либо мероприятий правового (налогового) контроля и иной правовой деятельности, как со стороны государственных органов, так и со стороны иных лиц, арбитражный суд отмечает, что признание решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы недействительным не будет способствовать решению указанной проблемы. В случае такого признания ООО «ТомСтальСервис» вообще выйдет из-под какого-либо контроля, т.к. у Инспекции ФНС по г. Томску не будет никаких сведений о месте нахождения общества, поскольку согласно учредительным документам ООО «ТомСтальСервис» в г. Томске адреса не имеет. При этом Межрайонная ИФНС № 4 по Томской области в случае установления факта неосуществления деятельности ООО «ТомСтальСервис» на территории рп. Белый Яр Верхнекетского района Томской области вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, изучив и оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ все доказательства по данному делу, арбитражный суд приходит к выводу о том, что решение Инспекции ФНС по г. Томску от 10.04.2008 № 3103 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ТомСтальСервис», соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и не нарушает права и законные интересы третьих лиц, а равно каких-либо публичных интересов.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Томской области о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Томску № 3103 от 10.04.2008 о государственной регистрации изменений места нахождения юридического лица, проверенного на соответствие ст.ст. 4, 17, 23, 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Г.Д.Павлов