ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-2099/08 от 18.06.2008 АС Томской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67- 2099/08

18 июня 2008 г.

Арбитражный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Шилова А.В., судей Гелбутовского В.И., Захарова О.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Шиловым А.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление заместителя прокурора Томской области

к Главе Шегарского сельского поселения

о признании недействующими п.2 и п.3 Постановления №26 от 29.02.2008

третьи лица- Региональная энергетическая комиссии Томской области; ООО «Успех

При участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, по удост.№167051;

от ответчика - ФИО2, по дов. от 13.05.2008;

от РЭК - ФИО3, по дов. от 04.06.2008;

от ООО «Успех» - не явились

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Томской области обратился в арбитражный суд Томской области с заявлением к Главе Шегарского сельского поселения о признании недействующими п.2 и п.3 Постановления №26 от 29.02.2008, указывая в обоснование заявленных требований, что 29.02.2008 года Глава Шегарского сельского поселения принял постановление №26 «О внесении изменений в Постановление Администрации Шегарского сельского поселения от 05.12.2007 года №83 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и размера платы населением за коммунальные услуги в Шегарском сельском поселении», которое не соответствует абз.4 ст.4, абз.4 ст.6 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации №41-ФЗ от 14.04.1995 года, как принятое исполнительным органом поселения с превышением имеющихся полномочий; п.3 постановления №26 не соответствует абз.2 ст.2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации №41-ФЗ от 14.04.1995 года(в редакции от 07.07.2003 года).

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования признал.

Представитель Региональной энергетической комиссии считает правовую позицию заявителя обоснованной, а заявленные требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

29.02.2008 года Глава Шегарского сельского поселения принял постановление №26 «О внесении изменений в Постановление Администрации Шегарского сельского поселения от 05.12.2007 года №83 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и размера платы населением за коммунальные услуги в Шегарском сельском поселении»

Как следует из п. 2 названного постановления, им установлен размер платы за отопление и подогрев воды для потребителей ООО «Успех» в с.Мельниково Шегарского района Томской области, в силу п. 3 постановления, установленные в п. 2 тарифы, действуют с 01.03.2008 г. по 31.12.2008 г.

Статьей 2 ФЗ № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 41-ФЗ) определено, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

В силу ст. 3 указанного Закона государственное регулирование тарифов осуществляется, в том числе и в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов; создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.

В соответствии со ст. 6 Закона № 41-ФЗ тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования.

На территории Томской области на основании Положения о Региональной энергетической комиссии Томской области, утверждено Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 15.12.2004 г. № 219, уполномоченным органом исполнительной власти Томской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) является Региональная энергетическая комиссия Томской области, которая согласно ст. 6 Закона № 41-ФЗ устанавливает тарифы на тепловую энергию, за исключением тепловой энергии, производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.

Регулирование тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (ст. 6 Закона № 41-ФЗ).

В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) тарифы на электрическую и тепловую энергию – система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность); в целях настоящего Федерального закона указанное понятие применяется исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы (ст. 1).

Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации (абз. 2 ст. 2 Закона № 41-ФЗ).

Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством РФ с выделением предельных уровней для населения ежегодно до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством РФ с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей (абз. 3 ст. 2).

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (абз. 4 ст. 2).

Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством РФ (органом исполнительной власти субъекта РФ) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта РФ) проекта федерального закона (закона субъекта РФ) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта РФ) о федеральном бюджете (бюджете субъекта РФ) на текущий финансовый год не допускается ( абз. 5 ст. 2 ФЗ № 41-ФЗ).

В области государственного регулирования тарифов Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (ст. 5).

В соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ в редакции ФЗ от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением (далее – федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок), осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам РФ. Указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей.

Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе устанавливать только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляет государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок ( ч. 2 ст. 4).

Органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей (ч. 3 ст. 4).

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, указанные в части 5 настоящей статьи ( далее – органы регулирования субъектов РФ): устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта РФ, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса ( ч. 4 ст. 4).

Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 настоящего Федерального закона ( ч. 1 ст. 13).

Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (ч. 3 ст. 13).

Основанием для досрочного пересмотра органом регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса являются: объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации; нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленной по результатам мониторинга выполнения этой программы; предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках; предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта РФ; предписание органа регулирования субъекта РФ органу регулирования муниципального образования; вступившее в законную силу решение суда ( ч. 1 ст. 14).

Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ об электроэнергетике, Федеральным законом от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ ( ч. 1 ст. 15).

Как следует из материалов дела, Региональная энергетическая комиссия приказом №56/375 от 25.09.2007 года установила тариф на тепловую энергию потребителям ООО «Успех».

Потребителям, находящимся в <...> установлен тариф в размере 1189 рублей за Гкал (п.1.8 Приказа РЭК).

Постановлением №26 от 29.02.2008 года Глава Шегарского сельского поселения фактически установил иной тариф- 790 рублей за Гкал (п.2 постановления) и установил период действия данного тарифа с 01.03.2008 года по 31.12.2008 года (п.3 постановления №26).

Таким образом, постановление № 26, в части установления экономически обоснованного тарифа за Гкал. в размере 790 руб., не соответствует абз. 4 ст. 4, абз. 4 ст. 6 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» № 41-ФЗ от 14.04.1995 г., как принятое исполнительным органом поселения с превышением имеющихся полномочий, а также абз. 2 ст. 2 в части установления срока действия тарифа.

В соответствии с п. 2 ст. 192 АПК РФ, прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы ООО «Успех», в сфере предпринимательской деятельности, поскольку допускает возможность оплаты потребителями оказываемых обществом услуг по неправомерно установленному и заниженному тарифу.

Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Томской области

РЕШИЛ:

Заявление заместителя прокурора Томской области удовлетворить.

Признать недействующим Постановление №26 от 29.02.2008 «О внесении изменений в Постановление от 05.12.2007 №83 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и размера платы населением за коммунальные услуги в Шегарском районе» в части п.2, установления экономически обоснованного тарифа за Гкал в размере 790 руб.; п.3 в части установления срока действия тарифа с 01.03.2008 по 31.12.2008. как несоответствующие ст. ст. 2, 4, 6 ФЗ РФ «О государственном регулировании тарифов па электрическую и тепловую энергий в Российской Федерации» №41-ФЗ от 14.04.1995 г.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Взыскать в пользу федерального бюджета России с Главы Шегарского района Томской области государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Федеральный Арбитражный Суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий судья А.В.Шилов

Судьи: В.И. Гелбутовский

О.В. Захаров