ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-2113/2021 от 20.07.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                  Дело № А67-2113/2021

Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2021

Полный текст решения изготовлен 27.07.2021

Судья Арбитражного суда Томской области Е.В. Чиндина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунучаковой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Проспектъ-Ф» (634021, <...>, кабинет 701; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области (107078, <...>, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634009, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>), Департамента недвижимости

при участии заседании:

от Заявителя – ФИО1 (протокол от 08.04.2021, паспорт);

от ФГБУ «ФКП Росреестра» - ФИО2 (доверенность от 28.10.2019 №70/2019-Д2);

от третьих лиц – не явились;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Проспект-Ф» (далее также - ООО «Проспектъ-Ф», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконными действий филиала ФГУБУ «ФКП Росрееста» по Томской области по внесению 24.02.2009 записи в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 70:21:0200012:255), расположенного по адресу: <...>) – для эксплуатации магазина.

Определением арбитражного суда от 14.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент недвижимости. В связи с уточнением заявленных требований изменен процессуальный статус Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора. Определением арбитражного суда от 05.07.2021 судебное заседание по делу назначено на 20.07.2021.

Третьи лица в арбитражный суд не явились, считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие неявившегося третьего лица.

В судебном заседании представитель ООО «Проспектъ-Ф» поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в частности, указал, что по смыслу п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием. Исходный земельный участок 70:21:0200012:1 был поставлен на кадастровый учет 27.04.2002 (категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания, для размещения промышленных объектов»), снят с учета 24.02.2009 в связи с разделом. Таким образом, записи о категории земель и виде разрешенного использования образованного земельного участка 70:21:0200012:255 должны были быть внесены в ЕГРН в соответствии с записями об исходном участке. На момент подачи заявления 11.02.2009 ООО «Парфюм-отделение Лореаль» о постановке на ГКУ земельного участка 70:21:0200012:255 у исходного земельного участка был не один арендатор. Наличие в ЕГРН не соответствующей действительности записи о земельном участке (кадастровый номер 70:21:0200012:255) о виде его использования «для размещения объектов торговли» и отсутствие действительной записи об установленных видах его разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания», «для размещения промышленных объектов» привело к тому, что административное нежилое здание (кадастровый номер 70:21:0200012:7244) было признано «торговым центром» для целей налогообложения. Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области №118-о от 25.11.2020 нежилые помещения заявителя были включены в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2021 год (пункт 2436, 2437, 2438,2439). К ООО «Проспектъ-Ф» применяется упрощенная система налогообложения. Включение нежилых помещений ООО «Проспектъ-Ф» в Перечень на 2021 год исключает возможность применения к заявителю предусмотренных налоговым законодательством льгот (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). Оспариваемые действия повлекли нарушение прав и законных интересов ООО «Проспектъ-Ф» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выразившееся в незаконном возложении обязанности уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений, значительно увеличивая налоговую нагрузку на предприятие.

Представитель ФГУБУ «ФКП Росрееста» по Томской области заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав, в частности, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:255 осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон о кадастровой деятельности) и Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 № 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (далее - Порядок). Сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:255 («для эксплуатации помещений магазина») внесены в ЕГРН на основании Постановления мэра г. Томска от 27.06.2003 № 2045з, представленного в орган кадастрового учета вместе с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет такого земельного участка, а также Согласием на раздел земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:1 предоставленного согласно вышеназванному Постановлению ООО «Парфюм - отделение Лореаль» для эксплуатации помещений магазина. Учитывая, что пунктом 1 Постановлением мэра г. Томска от 27.06.2003 № 2045з признано утратившим силу постановление Мэра г. Томска № 1298з от 22.04.2002 «О предоставлении ООО «Томлад XXI» в аренду сроком на двадцать пять лет земельных участков по адресу: пр.Фрунзе, 152 для эксплуатации нежилых помещений», а согласно п.5.1 постановления ООО «Парфюм - отделение Лореаль» предоставлялся земельный участок учетный номер 70:21:031203:03 для эксплуатации помещений магазина то в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 № 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» образованный земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200012:255 получил вид разрешенного использования земельного участка - «для эксплуатации помещений магазина»). По мнению Учреждения сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:255 внесены в ЕГРН корректно.

В представленном отзыве Управление Росреестра по Томской области поддержало позицию ответчика о необоснованности требований заявителя и просило отказать в удовлетворении заявленных требований.

Более подробно доводы лиц изложены письменно.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «Проспектъ-Ф» является собственником нежилых помещений, расположенных в нежилом здании (кадастровый номер 70:21:0200012:7244) по адресу: <...>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Здание находится на земельном участке (кадастровый номер 70:21:0200012:255), государственная собственность на который не разграничена.

Постановлением Мэра г. Томска от 03.02.1997 № 133-з открытому акционерному обществу «Томскагропромпроект» в аренду сроком на двадцать пять лет был предоставлен земельный участок площадью 2032,8 кв.м. по пр. Фрунзе, 152 в границах, согласно выкопировке для эксплуатации административно-производственного здания.

На основании ходатайства открытого акционерного общества «Томскагропромпроект» с учетом совместной эксплуатации здания с АО «Томскагрострой», постановлением Мэра г. Томска от 13.09.1999 № 2204р в постановление мэра г. Томска от 03.02.1997 № 133-з внесены изменения в пункт 1, согласно которым ОАО «Томскагропромпроект» в аренду сроком на двадцать пять лет предоставлена часть земельного участка площадью 1 355 кв.м для эксплуатации административно-производственного здания в составе земельного участка общей площадью 1 888 кв.м по пр. Фрунзе, 152, в границах, согласно выкопировке.

На основании ходатайств ООО «Томлад XXI» и ОАО «Томскагропромпроект» постановлением мэра г. Томска от 22.04.2002 № 1298-з утверждены проекты границ земельных участков по адресу пр. Фрунзе, 152: ранее образованного земельного участка (учетный номер 70:21:031203:0), приняв площадь участка равной 1 863,4 кв.м и установить на нем порядок совместного использования всеми лицами, имеющими соответствующие имущественные права в отношении объектов, расположенных на данном участке; земельного участка (учетный номер 70:21:031203:04) площадью 76,2 кв.м.

Также указанным постановлением внесены изменения в постановление мэра г. Томска от 03.02.1997 № 133-з, согласно которым: открытому акционерному обществу «Томскагропромпроект» в аренду сроком на 25 лет предоставлен земельный участок по адресу пр. Фрунзе, 152 (учетный номер 70:21:031203:03) площадью 1 863,4 кв.м для эксплуатации административно-производственного здания, установив облагаемую арендной платой площадь 1 734,8 кв.м. Предоставить ООО «Томлад XXI» земельные участки по адресу: пр. Фрунзе, 152: в аренду сроком на двадцать пять лет земельный участок (учетный номер 70:21:031203:03) площадью 1 863,4 кв.м) для эксплуатации помещений магазина, установив облагаемую арендной платой площадь 128,6 кв.м., в аренду сроком на 5 лет земельный участок (учетный номер 70:21:031203:04) площадью 76,2 кв.м для благоустройства территории.

27.04.2002 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200012:1 общей площадью 1863,4 кв.м, расположенного по адресу: <...> с видом разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания, для размещения промышленных объектов (согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости).

В связи с переходом права собственности на нежилые помещения от ООО «Томлад XXI» к ООО «Парфюм – отделение Лореаль» и поступившего от ООО «Парфюм – отделение Лореаль» ходатайства об оформлении прав на земельный участок мэром г. Томска 27.06.2003 вынесено постановление № 2045з, которым признано утратившим силу постановление мэра г. Томска от 22.04.2002 № 1298-з.

Также указанным постановлением утвержден проект границ ранее образованных земельных участков по пр. Фрунзе, 152: площадью 1 863, 4 кв.м (учетный номер 70:21:031203:03) для эксплуатации нежилых помещений; площадью 76,2 кв.м (учетный номер 70:21:031203:04) для благоустройства территории.

ООО «Парфюм - отделение Лореаль» предоставлены земельные участки по пр. Фрунзе, 152: в аренду сроком на семь лет земельный участок (учетный номер 70:21:031203:03) площадью 1863,4 кв.м для эксплуатации помещений магазина, установив облагаемую арендной платой площадь 128,6 кв.м; в аренду сроком на пять лет земельный участок (учетный номер 70:21:031203:04) площадью 7,2 кв.м для благоустройства территории.

При этом, ООО «Парфюм – отделение Лореаль» предписано заключить с администрацией города Томска договоры аренды предоставленных земельных участков.

11.02.2009 ООО «Парфюм – отделение Лореаль» обратилось с заявлением в ФКУ «Земельная кадастровая палата» по Томской области о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <...>, образуемого в связи с разделом первоначального участка с кадастровым номером 70:21:0200012:1. К указанному заявлению ООО «Парфюм – отделение Лореаль» были приложены согласие на раздел земельного участка от 15.12.2008, постановление мэра г. Томска от 27.06.2003 № 2045-з.

24.02.2009 филиалом ФГУБУ «ФКП Росрееста» по Томской области на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200012:255 общей площадью 1 206 кв.м, расположенный по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации помещений магазина.

Полагая, что действия филиала ФГУБУ «ФКП Росрееста» по Томской области по внесению 24.02.2009 записи в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 70:21:0200012:255), расположенного по адресу: <...>) – для эксплуатации магазина, не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают его права, ООО «Проспектъ-Ф» обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые акты, решения, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является одновременно как его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее – ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статьей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (ч. 2 ст. 37 ЗК РФ - абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков был впервые утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540.

При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Из положений пунктов 1, 3 ст. 11.2 ЗК РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, земельный участок (кадастровый номер 70:21:0200012:255) площадью 1206 кв.м был образован в результате раздела земельного участка (кадастровый номер 70:21:0200012:1) площадью 1863,4 кв.м.

При этом, исходный земельный участок (кадастровый номер 70:21:0200012:1), согласно выписке из ЕГРН, имел виды разрешенного использования - «для эксплуатации нежилого здания», «для размещения промышленных объектов».

Земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200012:1 поставлен на кадастровый учет 27.04.2002 по заявлению представителя ООО «Томлад XXI», которому на основании ч. 3 постановления Мэра г. Томска № 1298з от 22.04.2002 предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок по адресу ул. Фрунзе, 152 (учетный номер 70:21:031203:03) площадью 1 863,4 кв.м. для эксплуатации помещений магазина.

Из указанного постановления от 22.04.2002 № 1298з следует, что в постановление мэра г. Томска от 3.2.1997 № 133-з «О предоставлении открытому акционерному обществу «Томскагропромпроект» земельного участка по пр. Фрунзе, 152 для эксплуатации административно-производственного здания» внесены изменения, согласно которому открытому акционерному обществу «Томскагропромпроект» предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок по адресу: пр. Фрунзе, 152 (учетный номер 70:21:031203:03) площадью 1863,4 кв.м для эксплуатации административно-производственного здания, установив облагаемую арендной платой площадь 1734,8 кв.м».

Также указанным постановлением от 22.04.2002 № 1298з ООО «Томлад XXI» предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок (учетный номер 70:21:031203:03) площадью 1863,4 кв.м для эксплуатации помещений магазина, установив облагаемую арендной платой площадь 128,6 кв.м.

Таким образом, земельный участок (учетный номер 70:21:031203:03) площадью 1863,4 кв.м был предоставлен в аренду нескольким лицам, с установлением облагаемыми арендной платой площадей. При этом, указанный земельный участок был предоставлен одновременно как для эксплуатации административно-производственного здания (облагаемая арендной платой площадь 1734,8 кв.м), так и для эксплуатации помещений магазина (облагаемая арендной платой площадь 128,6 кв.м).

В связи с этим, ссылки ответчика на то, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:1 - «для эксплуатации нежилого здания» не соответствует документам кадастрового дела, поскольку фактически в соответствии с постановлением Мэра г. Томска № 1298з от 22.04.2002 п. 1 утвержден проект границ земельного участка для эксплуатации помещений магазина и благоустройства территории, не может быть принять судом, поскольку ни из п. 1 указанного постановления ни из приложения к постановлению не следует, что проект границ земельного участка утвержден именно для эксплуатации помещений магазина и благоустройства территории.

Согласно пояснениям ответчика, сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:255 («для эксплуатации помещений магазина») были внесены в ЕГРН на основании Постановления мэра г. Томска от 27.06.2003 № 2045з, представленного в орган кадастрового учета вместе с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет такого земельного участка, а также Согласием на раздел земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:1.

Из содержания постановления Мэра города Томска от 27.06.2003 № 2045з «О предоставлении ООО «Парфюм – отделение Лореаль» земельных участков по пр. Фрунзе, 152 в аренду сроком на семь лет для эксплуатации помещений магазина и сроком на пять лет для благоустройства территории» следует, что данным постановлением признано полностью утратившим силу постановление мэра г. Томска от 22.04.2002 № 1298-з. Утвержден проект границ ранее образованных земельных участков по пр. Фрунзе, 152: площадью 1863,4 кв.м (учетный номер 70:21:031203:03) для эксплуатации нежилых помещений; площадью 76,2 кв.м (учетный номер 70:21:031203:04) для благоустройства территории. На земельном участке (учетный номер 70:21:031203:03) сохранен порядок совместного использования всеми лицами, имеющими соответствующие имущественные права в отношении объектов недвижимости, расположенных на данном участке.

Также ООО «Парфюм – отделение Лореаль» предоставлены земельные участки по пр. Фрунзе, 152: в аренду сроком на семь лет земельный участок (учетный номер 70:21:031203:03) площадью 183,4 кв.м для эксплуатации помещений магазина, установив облагаемую арендной платой площадь 128,6 кв.м; в аренду сроком на пять лет земельный участок (учетный номер 70:21:031203:04) площадью 76,2 кв.м для благоустройства территории.

Из приложения к постановлению от 27.06.2003 № 2045з (ситуационный план) следует, что для земельного участка площадью 1863,4 кв.м указано следующее разрешенное использование: для землепользователя  «Томлад XXI» - «предпр. розн.торг.», для землепользователя «Томскагропромпроект» - «предпр. ком.хоз.».

Таким образом, из указанного постановления от 27.06.2003 № 2045з следует, что мэром г. Томска утвержден проект границ образованного земельного участка (учетный номер 70:21:031203:03) площадью 1863,4 кв.м по пр. Фрунзе, 152 для эксплуатации нежилых помещений. При этом, в аренду ООО «Парфюм – отделение Лореаль» был предоставлен земельный участок (учетный номер 70:21:031203:03) площадью 1863,4 кв.м для эксплуатации помещений магазина с установлением облагаемой арендной платой площади 128,6 кв.м.

Соответственно, проект границ образованного земельного участка площадью 1863,4 кв.м утвержден в целом для эксплуатации нежилых помещений, что может признаваться определением вида разрешенного использования земельного участка. При этом, из всей площади земельного участка 1863,4 кв.м предоставление в аренду земельного участка с установлением облагаемой арендной платой площади 128,6 кв.м для эксплуатации помещений магазина не может свидетельствовать о том, что данное назначение использования части земельного участка (для эксплуатации помещений магазина) может рассматриваться как установление вида разрешенного использования для всего земельного участка, владельцем которого являются и иные юридические лица, не осуществляющие эксплуатацию магазинов.

Направленность постановления от 27.06.2003 № 2045з на изменение внесенных в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:1 ответчиком в ходе рассмотрения дела не подтверждена.

Указание цели использования предоставления в аренду земельного участка с облагаемой арендной платой площади 128,6 кв.м для эксплуатации помещений магазина, по мнению суда, не может свидетельствовать о том, что данная цель является видом разрешенного использования всего земельного участка.

О том, что предоставление земельного участка в аренду ООО «Парфюм - отделение Лореаль» для целей эксплуатации помещений магазина не является установлением вида разрешенного использования также свидетельствует постановление мэра г. Томска от 11.09.2009 № 2093з, согласно которому образованный земельный участок площадью 1206 кв.м с  кадастровым номером 70:21:0200012:255 предоставлен в аренду ООО «Парфюм – отделение Лореаль», ОАО «Томскагропромпроект», ООО «Витра-Т» сроком на 7 лет для эксплуатации нежилых помещений в здании (магазин, офисы), с установлением облагаемой арендной платой площадей.

Таким образом, на момент постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:255 исходный земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200012:1, согласно выписке из ЕГРН, имел виды разрешенного использования - «для эксплуатации нежилого здания», «для размещения промышленных объектов», которые, в силу положений ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ должны являться разрешенным использованием образуемых земельных участков.

Вместе с тем, при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:255 в ЕГРН ответчиком была внесена запись о виде разрешенного использования указанного земельного участка, расположенного по адресу: <...>, – для эксплуатации магазина, а не установленные виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200012:1, из которого был образован новый земельный участок.

Следовательно, действия филиала ФГУБУ «ФКП Росрееста» по Томской области по внесению 24.02.2009 записи в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 70:21:0200012:255), расположенного по адресу: <...>) – для эксплуатации магазина, не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку не соответствуют требованиям ст. 11.2 ЗК РФ.

В тоже время, для удовлетворения заявления о признании действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону и нарушение этим действием прав и законных интересов заявителя.

Однако в ходе судебного разбирательства факт нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым действием не нашел своего подтверждения.

В частности, в обоснование нарушения своих прав и законных интересов ООО «Проспект-Ф» указало, что оспариваемое действие повлекло нарушение прав и законных интересов ООО «Проспектъ-Ф» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выразившееся в незаконном возложении обязанности уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений, значительно увеличивая налоговую нагрузку на предприятие. Наличие в ЕГРН не соответствующей действительности записи о земельном участке (кадастровый номер 70:21:0200012:255) о виде его использования «для размещения объектов торговли» и отсутствие действительной записи об установленных видах его разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания», «для размещения промышленных объектов» привело к тому, что административное нежилое здание (кадастровый номер 70:21:0200012:7244) было признано «торговым центром» для целей налогообложения. В связи с этим, распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25.11.2020 №118-о нежилые помещения заявителя были включены в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2021 год (пункты 2436, 2437, 2438, 2439). Включение нежилых помещений ООО «Проспектъ-Ф» в Перечень на 2021 год исключает возможность применения к заявителю предусмотренных налоговым законодательством льгот (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Вместе с тем, оспариваемое действие по внесению 24.02.2009 записи в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 70:21:0200012:255), расположенного по адресу: <...>) – для эксплуатации магазина, само по себе не влечет тех последствий, на которые заявитель ссылается как нарушение своих прав.

Возложение обязанности уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости нежилых помещений осуществлено в результате действий третьего лица, не участвующего в судебном процессе, а именно действий Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25.11.2020 №118-о, выразившихся во включении помещений в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2021 год (распоряжение Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 25.11.2020 №118-о).

Кроме того, арбитражный суд отмечает, что в настоящее время действуют Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденные решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687, частью которых являются градостроительные регламенты.

Из ответа Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска от 18.02.2021 № 02-19/1538 следует, что земельный участок по адресу: <...> (кадастровый номер 70:21:0200012:255) расположен в территориальной зоне общественно-жилого назначения (ОЖ).

Действующим градостроительным регламентом для общественно-жилой зоны (ОЖ) не предусмотрено таких видов разрешенного использования как «для эксплуатации нежилого здания», «для размещения промышленных объектов», в связи с чем оснований для внесения в реестр сведений о виде разрешенного использования земельного участка как «для эксплуатации нежилого здания», «для размещения промышленных объектов», как просит заявитель, в настоящее время не имеется. Виды разрешенного использования, вносимые в ЕГРН, должны соответствовать установленным градостроительным регламентом видам разрешенного использования. Внесение видов разрешенного использования, не соответствующих установленным градостроительным регламентом видам разрешенного использования земельных участков, будет являться нарушением требований действующего законодательства.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований ООО «Проспект-Ф» арбитражным судом не усматривается.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемыми действиями филиала ФГУБУ «ФКП Росрееста» по Томской области по внесению 24.02.2009 записи в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 70:21:0200012:255), расположенного по адресу: <...>) – для эксплуатации магазина, прав и законных интересов заявителя, в материалы дела не представлено, то оснований для удовлетворения требования заявителя не имеется.

При обращении в арбитражный суд с заявленными требованиями ООО «Проспект-Ф» была уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. по платежному поручению № 56 от 01.03.2021 с учетом первоначально заявленных требований. В ходе рассмотрения дела ООО «Проспект-Ф» уточнило заявленные требования, в связи с чем размер государственной пошлины, подлежащий уплате с уточенными требованиями, составил 3 000 руб.

Следовательно, государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату ООО «Проспект-Ф» из федерального бюджета как излишне уплаченная на основании под. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Проспектъ-Ф» о признании незаконными действий по внесению 24.02.2009 записи в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 70:21:0200012:255), расположенного по адресу: <...> – для эксплуатации помещений магазина, отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Проспектъ-Ф» из федерального бюджет излишне уплаченную по платежному поручению № 56 от 01.03.2021 государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                                Е.В. Чиндина