АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело А67-2250/2022
Полный текст решения изготовлен 12 августа 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2022 года
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Ломиворотова Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малининой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилище» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634061, <...>)
к Административной комиссии Советского района г. Томска (634012, <...>), Администрации г. Томска (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634050, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления,
в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилище» (далее по тексту – ООО «УК «Жилище», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Административной комиссии Советского района г. Томска (далее по тексту – Административная комиссия, административный орган, заинтересованное лицо), Администрации г. Томска (далее по тексту – заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 01.03.2022 № 8/11 о назначении административного наказания (с учетом уточнений от 11.04.2022).
В обоснование заявленных требований заявитель указал на отсутствие состава административного правонарушения, при этом указал, что оспариваемое постановление не содержит сведений о действиях управляющей организации, образующих состав правонарушения, в постановлении указано, что не проведена механизированная уборка придомовой территории, при этом не указано когда она должна была быть проведена, на протяжении какого периода уборка не проводилась, в какой степени нарушены требования к методам уборки.
В отзыве на заявление Администрация г. Томска возражала против удовлетворения требования, при этом указала, что представленными материалами административного дела подтверждается факт совершения ООО «УК «Жилище» административного правонарушения.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, заслушав заявителя, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
ООО «УК «Жилище» зарегистрировано в качестве юридического лица Муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата» 13.06.2001 за регистрационным номером26287/14718, внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 18.12.2002 за ОГРН <***>, присвоен ИНН <***>.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «УК «Жилище» основным видом деятельности является «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе» (код 68.32.1).
28.05.2015 между ООО «УК «Жилище» и собственниками многоквартирного дома по адресу: <...> заключен договор управления.
14.02.2022 в 12 час. 16 мин. административным органом было установлено, что ООО «УК «Жилище», осуществляя обслуживание и содержание жилого дома, расположенного по адресу: <...>, допустило нарушение п.п. «б» п. 3 ч. 4.2 р. 4 и п. 1 ч. 5.4 р. 5 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Томск», утвержденные решением Думы Города Томска от 01.03.2016 № 161, а именно: не осуществлена механизированная уборка придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (Акт от 14.02.2022).
По факту выявленных нарушений административным органом 16.02.2022 в отношении ООО «УК «Жилище» составлен Протокол № 58 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 8.10 Кодекса Томской области об административных правонарушениях (Закон Томской области от 26.12.2008 № 295-ОЗ) (далее – КТОАП).
01.03.2022 по результатам рассмотрения материалов административного дела Административной комиссией Советского района г. Томска вынесено Постановление №8/11, согласно которому ООО «УК «Жилище» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 8.10 КТОАП и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «УК «Жилище» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) имеющиеся в деле доказательства, проверив порядок производства по делу об административном правонарушении, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1.1 статьи 8.10 Кодекса Томской области об административных правонарушениях (далее – КТОАП) предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий в части требований к содержанию зданий (включая жилые дома), строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены (за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.1, 8.4, 8.10.1 настоящего Кодекса, частями 2, 3 настоящей статьи) либо невыполнение предусмотренного указанными правилами перечня работ по благоустройству территории муниципального образования, если указанные деяния не охватываются составом правонарушения, предусмотренного федеральным законодательством, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области благоустройства населенных пунктов на территории Томской области.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.10 КТОАП, может выражаться в нарушении установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий в части требований к содержанию зданий (включая жилые дома), строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены (за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.1, 8.4, 8.10.1 настоящего Кодекса, частями 2, 3 настоящей статьи) либо в невыполнении предусмотренного указанными правилами перечня работ по благоустройству территории муниципального образования, если указанные деяния не охватываются составом правонарушения, предусмотренного федеральным законодательством.
Субъектом выступают граждане, должностные лица и юридические лица, допустившие указанные в статье нарушения.
Решением Думы Города Томска от 01.03.2016 № 161 в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Томской области от 15.08.2002 № 61-ОЗ «Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области», Уставом Города Томска утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» (далее – Правила благоустройства).
В соответствии с ч. 2.2 Правил благоустройства субъектами благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» являются: 1) Российская Федерация, Томская область в лице уполномоченных исполнительных органов государственной власти; 2) муниципальное образование «Город Томск» в лице уполномоченных органов местного самоуправления, а также органов местной администрации; 3) физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели); 4) юридические лица.
В силу ч. 4.1 Правил благоустройства, субъекты благоустройства обязаны: 1) соблюдать чистоту и порядок на всей территории муниципального образования «Город Томск» в соответствии с настоящими Правилами; 2) осуществлять благоустройство (включая своевременную и качественную очистку и уборку) объектов благоустройства, в том числе в предусмотренных настоящими Правилами случаях прилегающих и иных территорий, в соответствии с настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.
В силу п. 2 ч. 4.1 Правил благоустройства субъекты благоустройства обязаны осуществлять благоустройство (включая своевременную и качественную очистку и уборку) объектов благоустройства, в том числе в предусмотренных настоящими Правилами случаях - прилегающих и иных территорий, в соответствии с настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.п. «б» п. 3 ч. 4.2 Правил при организации благоустройства территорий муниципального образования «Город Томск» в зимний период также должны осуществляться следующие работы: расположенные на территориях (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - на прилегающих территориях) тротуары, пешеходные дорожки, места стоянки транспортных средств очищаются от свежевыпавшего снега, уплотненного снега, снежно-ледяных образований, в том числе наледи, до усовершенствованного покрытия. При отсутствии усовершенствованных покрытий снежные массы убираются методом сдвигания с оставлением слоев снега для его последующего уплотнения.
Согласно п. 1 ч. 5.4 Правил благоустройства организация благоустройства придомовых территорий в зимний период, помимо выполнения требований, предусмотренных разделом 4 настоящих Правил, осуществляется с учетом следующего: входящие в состав придомовой территории дворовые территории многоквартирных домов, тротуары, пешеходные дорожки и части территорий внутриквартальных проездов очищаются от свежевыпавшего снега, уплотненного снега, снежно-ледяных образований, в том числе наледи, до усовершенствованного покрытия, а в случае невозможности очистки до усовершенствованного покрытия (в связи с высокой вероятностью его повреждения) - с оставлением слоев снега, не превышающих 3 сантиметров от поверхности усовершенствованного покрытия, для его последующего уплотнения. При отсутствии усовершенствованных покрытий снежные массы убираются методом сдвигания с оставлением слоев снега для его последующего уплотнения.
Согласно п. 4.3 Правил благоустройства, на территории муниципального образования «Город Томск» запрещается: 1) загрязнение или засорение объектов благоустройства, выбрасывание мусора, перемещение уличного смета, листьев, скошенной травы, порубочных остатков, упаковочной тары либо их складирование (размещение), а также складирование (размещение) инертных и строительных материалов (кроме случаев производства строительных работ), жидких отходов, строительных отходов, дров, навоза, металлолома и разукомплектованных транспортных средств, крупногабаритного мусора, снега и льда в местах, которые не предусмотрены для этого в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами администрации Города Томска; 4) выдвижение или перемещение на проезжую часть улиц, дорог и проездов снежных масс, снежно-ледяных образований, льда с территории внутриквартальных проездов, дворовых территорий, территорий административных объектов, объектов социальной сферы, объектов торговли, общественного питания, с территорий индивидуальной жилой застройки, строительных площадок, территорий гаражных кооперативов, автомобильных парковок, стоянок, зеленых насаждений и иных объектов благоустройства, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 2.3 Правил благоустройства предусмотрено, что организация благоустройства объектов благоустройства возлагается на собственников (иных законных владельцев) объектов благоустройства и (или) уполномоченных ими в установленном действующим законодательством порядке лиц. Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а также юридические лица независимо от организационно-правовых форм обязаны осуществлять благоустройство принадлежащих им на праве собственности или ином законном праве объектов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами.
Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а также юридические лица независимо от организационно-правовых форм, владеющие на праве собственности или ином законном праве зданиями (помещениями в них), строениями, сооружениями, некапитальными нестационарными объектами в случаях, предусмотренных федеральными законами или договорами (соглашениями), обязаны осуществлять благоустройство прилегающих к таким объектам территорий в соответствии с настоящими Правилами. Порядок участия физических и юридических лиц в благоустройстве прилегающих территорий определяется настоящими Правилами.
В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что в нарушении п.п. «б» п. 3 п. 4.2 главы 4, п. 1 ч. 5.4 главы 5 Правил благоустройства общество, являясь организацией обеспечивающей управление многоквартирным жилым домом по адресу: <...> не произвело очистку придомовой территории от снега, в том числе с использованием механизированных средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются требованием №57 от 09.02.2022 актом от 14.02.2022 с приложенным фотоматериалом, протоколом по делу об административном правонарушении от 16.02.2021.
При этом не состоятельной является ссылка заявителя на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2002 № 170.
Согласно пункту 3.6.14 Правил № 170 периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по табл. 3.2.
Указанные сроки зависят от класса тротуара и температуры воздуха и составляют от 0,5 до 3 часов.
Пунктом 3.6.15 Правил № 170 установлено, что очистка покрытий при отсутствии снегопада от снега наносного происхождения должна производиться в ранние, утренние часы машинами с плужно-щеточным оборудованием, периодичность выполнения - один раз в 3, 2 и 1 сутки соответственно для тротуаров I, II и III классов.
При температуре выше -2 град. Цельсия уборка территории производится в 2 раза чаще обычного (пункт 3.6.14 Правил № 170).
В соответствии с пунктом 3.6.19 Правил № 170 гласит, что работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 ч с момента окончания снегопада, а на остальных территориях - не позднее 12 ч.
В силу пункта 3.6.21 Правил № 170, участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом.
Согласно пункту 3.6.22 Правил № 170, снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Следовательно, снег наносного характера должен быть убран в валы и кучи в течение 6 часов, полностью не позднее, чем через 3 суток, а уплотненный снег должен быть убран в кратчайшие сроки.
В соответствии с пунктом 24 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, к работам по содержанию придомовой территории в холодный период года отнесены:
- сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии келейности свыше 5 см;
- очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова).
Из приложенных к акту фотографий следует, что работы по уборке придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, от снега на момент проверки не проведены, территория не очищена.
Доказательств соблюдения указанных требований, в том числе с периодичностью, установленной Правилами №170, обществом не представлено. Состояние придомовой территории свидетельствует о необходимости выполнения уборки снега, в том числе с использованием механизированных средств.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами, подтвержден факт нарушения ООО «УК «Жилище» требований п.п. «б» п. 3 ч. 4.2 главы 4 и п. 1 ч. 5.4 главы 5 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Томск», утвержденные решением Думы Города Томска от 01.03.2016 № 161, что является событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.10 КТОАП.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 16.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил благоустройства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
На основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о наличии вины ООО «УК «Жилище» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.10 КТОАП.
Содержание протокола от 16.02.2022 № 68 об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным в ст. 28.2 главы 28 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КТОАП, предусматривающей ответственность за данное правонарушение, и др., также имеется отметка о разъяснении прав.
С учетом изложенного, наличие события правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, в его совершении, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «УК «Жилище» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.10 КТОАП.
Постановление от 01.03.2022 № 8/11 о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным лицом, в пределах срока давности, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1.1 ст. 8.10 КоАП РФ, с учетом наличия отягчающих обстоятельств. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, носящий существенный характер, не допущено.
При назначении наказания административным органом требования части 3 статьи 4.1 КоАП РФ не нарушены, все обстоятельства фактически учтены, применена санкция, предусмотренная частью 1.1 статьи 8.10 КТОАП, с учетом наличия отягчающих обстоятельств.
Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, а также применения положений 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют.
Учитывая, что факт нарушения и вина ООО «УК «Жилище» подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено, наказание назначено с учетом всех обстоятельств, срок давности привлечения к ответственности не истек, суд пришел к выводу о правомерности привлечения ООО «УК «Жилище» к административной ответственности.
Таким образом, оспариваемые постановление Административной комиссии Советского района г. Томска от 01.03.2022 № 8/11 является законным и обоснованным, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Штраф в размере 50 000 руб., назначенный постановлением от 01.03.2022 № 8/11, оплачен ООО «УК «Жилище», что подтверждается копией платежного поручения № 7950 от 28.07.2022.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Л.М. Ломиворотов