АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-2336/2010
09 июня 2010г. дата оглашения резолютивной части
15 июня 2010г. дата изготовления в полном объеме
Судья Арбитражного суда Томской области О.А. Скачкова,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Государственному учреждению – Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконными действий,
при ведении протокола судебного заседания судьей О.А. Скачковой,
при участии:
от заявителя – ФИО1, паспорт <...>, свидетельство от 15.08.2008, ФИО2 по доверенности от 15.05.2010, паспорт <...>,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 01.10.2009, удостоверение УР № 0225,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области к Фонду социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 5 ГУ-ТРО ФСС РФ с исковым заявлением о признании незаконным отказа в выплате пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка; об обязании произвести выплату пособия по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности от 29.012008 серия ВП 9680577 в размере 82173,91 руб.; об обязании произвести выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 618,12 руб.; об обязании произвести выплату единовременного пособия при рождении ребенка в размере 16498,27 руб.; о взыскании 30000 руб. в качестве компенсации морального вреда; о взыскании 3931,61 руб. и 200 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
25.05.2010 индивидуальный предприниматель ФИО1 порядке статьи 49 АПК РФ уточнила ответчика по делу, в качестве которого указала Государственное учреждение - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – ответчик, ГУ ТРО ФСС РФ).
В ходе рассмотрения дела заявитель неоднократно уточняла заявленные требования, в судебном заседании просила арбитражный суд:
- признать незаконными действия ГУ ТРО ФСС РФ по отказу в выплате пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, выразившиеся в письме от 05.02.2010;
- обязать ГУ ТРО ФСС РФ произвести выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности в размере 618 рублей 12 копеек;
- обязать ГУ ТРО ФСС РФ произвести выплату единовременного пособия при рождении ребенка в размере 16498 рублей 27 копеек;
- обязать ГУ ТРО ФСС РФ произвести выплату пособия по беременности и родам в размере 82173 рубля 91 копейки (с учетом пояснений по делу от 09.06.2010г.).
Дело рассмотрено исходя из заявленных требований с учетом заявления об изменении требований, содержащегося в пояснении по делу от 09.09.2010.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях, с учетом уточнений, в том числе: - 15.03.2009 ФИО1 обратилась в ГУ ТРО ФСС РФ с устной просьбой о выплате следующих пособий: пособия по беременности и родам; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка. В выплате указанных пособий было отказано. В феврале 2010 года ФИО1 вновь обратилась в фонд с письменным заявлением о выплате пособий. 05.02.2010 ФИО1 получила письменный отказ от ответчика, что подтверждается письмом ГУ ТРО ФСС РФ (Филиал № 5) от 05.02.2010; - период, за который уплачиваются страховые взносы не совпадает с установленным сроком их уплаты; - каких-либо уведомлений о наличии задолженности по уплате взносов, ГУ ТРО ФСС РФ не направляло, а также не требовало расторжения договора и не принимало решения о прекращении добровольных отношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что указывает на то обстоятельство, что каких-либо нарушений договора в части сроков уплаты взносов, размера платежей не имелось. Страховые взносы в течение 6 месяцев уплачены в полном объеме и в соответствующие сроки, что подтверждается квитанциями от 30.10.2008, 10.12.2008, 14.03.2009, 05.05.2009, помесячным расчетом уплаченных взносов; - в своем письме ГУ ТРО ФСС РФ ссылается на то обстоятельство, что право на получение указанных выше пособий возникает после 6 месяцев уплаты взносов, однако Правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 № 144, не содержат такого требования; - пособия выплачиваются, если документально подтвержденный страховой случай наступил в период уплаты страховых вносов вне зависимости от того, когда произошел факт обращения за указанным пособием; - то обстоятельство, что на момент получения листка нетрудоспособности, срок уплаты страховых взносов не составил 6 месяцев, не лишает права на получение пособия по беременности и родам, единовременного пособия по рождению ребенка.
Представитель ГУ ТРО ФСС РФ относительно удовлетворения требований индивидуального предпринимателя ФИО1 возражала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, письменных пояснениях, в том числе: - право на получение пособий (в том числе, в связи с материнством) возникает у индивидуального предпринимателя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию, не ранее истечения шестимесячного срока их уплаты. У индивидуального предпринимателя ФИО1 в данном случае - не ранее 19 февраля 2009 года; - на момент наступления страхового случая для выплаты пособия по беременности и родам, которым является наступление 30 недель беременности, а также для выплаты единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначение и выплата которого производится одновременно с пособием по беременности и родам, у предпринимателя ФИО1 не возникло право на получение указанных пособий. Листок нетрудоспособности выдан предпринимателю в декабре 2008 года, то есть на этот момент предпринимателем не были уплачены взносы в течение шести месяцев. Аналогичная ситуация сложилась относительно права ФИО1 на получение единовременного пособия при рождении ребенка: ребенок рожден ДД.ММ.ГГГГ и на момент его рождения (страховой случай) шесть месяцев уплаты предпринимателем страховых взносов не истекли; - сам по себе факт подачи заявления и добровольной регистрации не влечет возникновение права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию. Так, согласно статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов и (или) налогов, если иное не установлено федеральными законами. Первый платеж в размере 1575 рублей был перечислен 30.10.2008 года. В дальнейшем платеж был произведен в размере 1575 рублей - 10.12.208 года и 630 рублей - 14.03.2009. Итого - 3510 рублей. Платеж в размере 1890 рублей от 05.05.2009 года был возвращен в связи с тем, что ФИО1 находилась в отпуске по уходу за ребенком и не осуществляла деятельность, соответственно, не могла уплачивать взносы. Кроме того, доплата за прошлый период страховых взносов после отчетного периода действующим законодательством не предусмотрена. Налоговая база за прошлый период - 1 квартал у ФИО1 не изменилась и не могла измениться. От ФИО1 последний платеж поступил 14.03.2009, (по ее мнению за 6 месяцев) только после рождения ребенка (ребенок родился ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, право на получение пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия в ранние сроки беременности, не возникало, на момент наступления страхового случая - рождения ребенка ФИО1 за 6 месяцев суммы страховых взносов в любом случае не уплатила. Единовременное пособие при рождении ребенка она имела право получить в органах социальной поддержки населения либо по месту работы другого родителя на основании пункта 23 «Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 865. Единовременное пособие вставшим на учет в ранние сроки беременности выплачивается согласно нормам Федерального закона № 81-ФЗ, а также положения вместе с пособием по беременности и родам. Таким образом, пособие не может быть выплачено, поскольку право на получение пособия по беременности и родам не возникло. Дополнительно представитель ответчика пояснила, что независимо от спора о праве на получение пособий в настоящее время пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка не может быть назначено в связи с пропуском срока и отсутствием уважительности причин пропуска срока обращения за ним.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области 15.08.2008, ОГРН <***>.
18.08.2008 ФИО1 обратилась в ГУ ТРО ФСС РФ (Филиал № 5) с заявлением о добровольном вступлении в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
02.09.2008 ФИО1 выдано уведомление о регистрации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ГУ ТРО ФСС РФ (Филиал № 5), регистрационный номер страхователя 7000022236.
29.12.2008 ФИО1 в связи с отпуском по беременности и родам выдан листок нетрудоспособности серии ВП № 9680577 сроком до 17.05.2009.
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родился ребенок.
01.02.2010 ФИО1 обратилась в ГУ ТРО ФСС РФ с письменным заявлением, в котором просила дать ответ в письменном виде о получении денег в дородовой и послеродовой период, единовременного пособия при рождении ребенка.
В письме от 05.02.2010 № 5.01-34/01/74-1 ГУ ТРО ФСС РФ (Филиал № 5) оказало индивидуальному предпринимателю ФИО1 в выплате единовременного пособия на рождение ребенка, указав, что право на получение указанного пособия не наступило в связи с тем, что страховой случай наступил ранее шести месяцев с момента регистрации в качестве страхователя. При этом в письме указано, что пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет начислено с 19.02.2009.; на другие пособия права не было.
Полагая, что действия ГУ ТРО ФСС РФ (Филиал № 5) по отказу в выплате пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают ее права и законные интересы, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Признание незаконными действий ГУ ТРО ФСС РФ по отказу в выплате пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, выразившихся в письме от 05.02.2010, является предметом требования заявителя по настоящему делу.
Исследовав представленные материалы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из текста письма ГУ ТРО ФСС от 05.02.2010 № 5.01-34/01/74-1 следует, что ГУ ТРО ФСС РФ при рассмотрении обращения ФИО1 были сделаны выводы о том, что право на получение единовременного пособия на рождение ребенка не наступило в связи с тем, что страховой случай наступил ранее шести месяцев с момента регистрации в качестве страхователя. При этом в письме также указано, что на другие пособия у индивидуального предпринимателя ФИО1 права не было (за исключением пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, начисляемого с 19.02.2009).
Вместе с тем, по мнению арбитражного суда, выводы ГУ ТРО ФСС РФ об отсутствии у индивидуального предпринимателя ФИО1 права на получение пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, не основаны на положениях действующего законодательства Российской Федерации.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в том числе: пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (действовавшего до 01.01.2010) индивидуальные предприниматели вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (действовавшего до 01.01.2010) лица, перечисленные в части третьей статьи 3 настоящего Федерального закона, приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев.
Частью 4 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (действовавшего до 01.01.2010) установлено, что порядок уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с основаниями, установленными в настоящем Федеральном законе, определяется Правительством Российской Федерации.
В рамках предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации 05.03.2003 было принято постановление № 144 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», которым были утверждены Правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее по тексту – Правила).
Согласно пункту 4 Правил уплата страховых взносов производится страхователями начиная с месяца подачи ими заявления.
В соответствии с пунктом 11 Правил страхователи, указанные в подпункте «б» пункта 1 настоящих Правил, производят начисление страховых взносов ежеквартально исходя из тарифа страховых взносов в размере 3,5 процента доходов, определяемых в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
В силу пункта 12 Правил страховые взносы перечисляются страхователями, указанными в подпункте «б» пункта 1 настоящих Правил, в Фонд не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Таким образом, период, за который уплачиваются страховые взносы, не совпадает с установленным сроком их уплаты.
Согласно пунктам 14, 15 Правил выплата пособий по обязательному социальному страхованию адвокатам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, членам родовых, семейных общин малочисленных народов Севера начинает осуществляться при условии уплаты ими в течение 6 месяцев страховых взносов в Фонд.
В случае непоступления от страхователей, указанных в подпункте «б» пункта 1 настоящих Правил, страховых взносов в установленный срок Фонд после проведения соответствующей проверки и установления факта их неуплаты страхователем уведомляет их (в письменной форме) о задолженности по страховым взносам и необходимости ее погашения не позднее срока уплаты страховых взносов за следующий квартал.
При неуплате страхователями задолженности по страховым взносам в указанный срок Фонд принимает решение о прекращении добровольных отношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с месяца, следующего за последним месяцем квартала, за который уплачены страховые взносы, о чем сообщает (в письменной форме) страхователям.
Из разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, изложенных в пункте 3 постановления Минтруда РФ № 20, ФСС РФ № 43 от 18.04.2003 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», следует, что выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при усыновлении ребенка, единовременных пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет индивидуальным предпринимателям, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляются полностью за счет средств Фонда в размерах и порядке, установленных нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.
Пособия выплачиваются при наступлении документально подтвержденных страховых случаев в период уплаты страховых взносов в Фонд, но не ранее истечения шести месяцев их уплаты.
09.03.2004 постановлением ФСС РФ № 22 утверждена Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, согласно пунктам 4.2, 4.3 которой выделение средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством индивидуальным предпринимателям, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающим за себя страховые взносы в Фонд в течение 6 месяцев, осуществляется отделением (филиалом отделения) на основании следующих документов: - письменного заявления страхователя; - копий платежных поручений, подтверждающих уплату страховых взносов в Фонд на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в течение 6 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая и до момента обращения в отделение (филиал отделения) Фонда; - отчета по страховым взносам (форма 4а-ФСС РФ) за отчетный период; - документов, являющихся основанием для назначения и выплаты пособия (листок временной нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия, справка установленной формы, выданная органами ЗАГСа, документ, подтверждающий прекращение деятельности на период осуществления ухода за ребенком, и другие документы, предусмотренные Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года № 883); - документов, подтверждающих полученный доход (журнал учета дохода и расхода, договоры оказания услуг и др.).
Решение о выделении средств на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователям, указанным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, принимается руководителем или заместителем руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.
Выделенные средства на выплату пособий перечисляются страхователю с банковского счета отделения (филиала отделения) Фонда на его счет в банке или почтовым переводом.
Из анализа приведенных норм законодательства, регулировавшего в спорный период правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, следует, что данные нормы не содержат прямого указания на то, что право на получение страхового обеспечения возникает у индивидуальных предпринимателей, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исключительно при условии наступления страхового случая не ранее истечения шести месяцев с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя и уплаты им страховых взносов.
В частности, ни Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», ни постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 № 144 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», ни постановлением Минтруда РФ № 20, ФСС РФ № 43 от 18.04.2003 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», не установлено, что в том случае, если страховой случай наступил до истечения шести месяцев уплаты страховых взносов, пособия не выплачиваются. Данными документами установлено лишь то, что страховой случай должен наступить в период уплаты страховых взносов и страховые взносы за шесть месяцев должны быть уплачены.
Из системного анализа названных выше положений Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», Правил добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями работников страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 № 144, и разъяснений Минтруда РФ № 20, ФСС РФ № 43 от 18.04.2003 следует, что право на получение пособия по беременности и родам возникает у индивидуального предпринимателя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию, при одном условии - не ранее истечения шестимесячного срока уплаты страховых взносов.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 18.08.2008 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в ГУ ТРО ФСС РФ (Филиал № 5) с заявлением о добровольном вступлении в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 02.09.2008 ФИО1 выдано уведомление о регистрации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ГУ ТРО ФСС РФ (Филиал № 5), регистрационный номер страхователя 7000022236.
Листок нетрудоспособности выдан индивидуальному предпринимателю ФИО1 29.12.2008, то есть до момента возникновения права на получение пособия по беременности и родам.
Страховой случай (рождение ребенка) наступил ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период уплаты страховых взносов, документально подтвержден, ответчиком не оспаривается.
На момент обращения в ГУ ТРО ФСС РФ с заявлением (01.02.2010) индивидуальный предприниматель ФИО1 уплатила страховые взносы за шесть месяцев в полном объеме (по квитанции от 30.10.2008 на сумму 1575 руб. - за 3 квартал 2008 года (август, сентябрь), по квитанции от 10.12.2008 на сумму 1575 руб. - за 4 квартал 2008 года (октябрь, ноябрь, декабрь), по квитанции от 14.03.2010 на сумму 630 руб. - за 1 квартал 2009 года (январь, февраль).
При этом сумма доходов и расчет страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем ФИО1 за шесть месяцев, а также факт уплаты данных взносов ГУ ТРО ФСС РФ в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком также не оспаривались.
Таким образом, окончательно уплатив страховые взносы 14.03.2009, индивидуальный предприниматель ФИО1 приобрела право на получение пособий по обязательному социальному страхованию по листку нетрудоспособности серии ВП № 9680577, в том числе: на пособие по беременности и родам, на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности и на единовременное пособие при рождении ребенка, поскольку страховой случай (рождение ребенка) наступил в период уплаты страховых взносов и страховые вносы уплачены в установленном размере.
То обстоятельство, что полная уплата взносов произведена ФИО1 после 19.02.2009, на что ссылается ответчик в своем отзыве, не влияет на право индивидуального предпринимателя на получение пособий, так как последняя уплата взносов произведена 14.03.2009, то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 12 Правил добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 № 144, для уплаты страховых взносов за 1 квартал года, а именно не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
При этом, ссылаясь на нарушение ФИО1 срока уплаты страховых взносов, ГУ ТРО ФСС РФ каких-либо действий, предусмотренных пунктом 15 Правил добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 № 144, не предпринимало. Отношения по добровольному страхованию с индивидуальным предпринимателем ФИО1 ГУ ТРО ФСС РФ до настоящего момента не прекращены.
Факт рождения ребенка раньше установленного срока (срок рождения 09.03.2009, дата рождения – ДД.ММ.ГГГГ) и осуществление последнего платежа после рождения ребенка также не влияют на право индивидуального предпринимателя ФИО1 на получение пособий, поскольку на момент обращения в ГУ ТРО ФСС РФ платежи по страховым взносам полностью поступили в бюджет ФСС.
Таким образом, поскольку с заявлением индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась 01.02.2010, то есть после уплаты ею страховых взносов в полном объеме, отношения с ФИО1 по исполнению договора о страховании не прекращены в установленном порядке, следовательно, законных оснований для вывода об отсутствии у ФИО1 права на получение пособий по причине наступления страхового случая до истечения шестимесячного срока у ГУ ТРО ФСС РФ не имелось.
Данные выводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (определение ВАС РФ от 18.01.2010 № ВАС-17550/09, постановления ФАС Северно-Западного округа от 28.12.2009 № А21-4172/2009, от 13.03.2008 № А13-6818/2007, постановления ФАС Уральского округа от 02.11.2009 № Ф09-8383/09-С2, от 16.03.2009 № Ф09-559/09-С2, постановление ФАС Центрального округа от 22.01.2009 № А35-2037/08-С20, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2007 № Ф04-5904/2007(37654-А27-34) и др.).
Позиция ответчика о том, что независимо от спора о праве на получение пособий в настоящее время перечисленные пособия не могут быть назначены в связи с пропуском срока обращения за ними и отсутствием уважительности причин пропуска срока, отклоняется арбитражным судом в связи с тем, что указанные в пояснениях от 09.06.2010г. доводы о пропуске срока не были отражены в письме ГУ ТРО ФСС РФ (Филиал № 5) от 05.02.2010 и, соответственно, не были положены в основу отказа ФИО1 в выплате пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, оспариваемом в настоящем деле.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, принимая во внимание цели и принципы осуществления обязательного социального страхования, указанные в статьях 1,4 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», приходит к выводу о том, что изложенные в письме от 05.02.2010 № 5.01-34/01/74-1 выводы ГУ ТРО ФСС РФ являются неправомерными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку действия ГУ ТРО ФСС РФ по отказу в выплате пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, выраженные в письме от 05.02.2010, не соответствует положениям законодательства, определяющего условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию индивидуальных предпринимателей, и нарушает права и законные интересы заявителя, указанные действия, выраженные в письме от 05.02.2010, подлежат признанию незаконными, при этом ГУ ТРО ФСС РФ обязывается устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Вместе с тем, исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, требования индивидуального предпринимателя ФИО1 в части устранения допущенных нарушений её прав и законных интересов в виде обязания ГУ ТРО ФСС РФ произвести выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности в размере 618 рублей 12 копеек; единовременного пособия при рождении ребенка в размере 16498 рублей 27 копеек; пособия по беременности и родам в размере 82173 рубля 91 копейки преждевременны, удовлетворению не подлежат в связи со следующим.
Пункт 4.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 № 22, содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению о выплате пособий, на основании которых производится выделение средств.
Вместе с тем, заявление от 01.02.2010 было представлено ФИО1 в ГУ ТРО ФСС РФ (Филиал № 5) без приложения каких-либо документов, в том числе предусмотренных перечнем, что подтверждается материалами дела, представителем ответчика в судебном заседании и не отрицалось заявителем в ходе рассмотрения дела.
В силу положений пункта 4.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 № 22, решение о выделении средств принимается после представления всех необходимых документов.
Таким образом, установить в настоящее время наличие на момент обращения ФИО1 у ГУ ТРО ФСС РФ (Филиал № 5) всех документов, установленных Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 № 22, на основании которых производится выделение средств, суду не представляется возможным.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, последний платеж был произведен ФИО1 14.03.2009. Вместе с тем, расчеты сумм в обязывающей части заявления и пояснений произведены индивидуальным предпринимателем начиная с 29.12.2008. Указанный расчет не обоснован заявителем каким-либо образом, иного расчета в материалах дела не имеется. Также судом в данной части принимается во внимание позиция ответчика о том, что расчеты в обязывающей части приведены заявителем с применением иного размера индексации государственных пособий, чем установлено Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В тоже время, отказ в удовлетворении указанных требований не исключает права индивидуального предпринимателя ФИО1 на предоставление ГУ ТРО ФСС РФ всех необходимых документов (в случае не предоставления их ранее), а также не исключает возможность обращения в ГУ ТРО ФСС РФ вновь с соответствующим заявлением с приложением всех подтверждающих документов, предусмотренных пунктом 4.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 № 22, а также с обоснованием уважительности причины пропуска срока обращения в ГУ ТРО ФСС РФ на основании статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» при их наличии.
В связи с удовлетворением требований заявителя, согласно статье 110 АПК РФ, пункта 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 № 117, судебные расходы в размере 200 руб. подлежит взысканию с ГУ ТРО ФСС РФ как со стороны по делу.
Согласно статье 101 АПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам, в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче в арбитражный суд заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается госпошлина в следующих размерах: для физических лиц – 200 руб.; для организаций – 2000 руб.
С исковым заявлением ФИО1 поступили платежные квитанция от 13.04.2010 № 138829 на сумму на сумму 2000 руб., № 138830 на сумму 200 руб. и № 138828 на сумму 200 руб., в которых указано назначение платежа «Госпошлина в Арбитражный суд».
Таким образом, государственная пошлина в размере 2200 руб., уплаченная по платежным квитанциям от 13.04.2010 № 138829, от 13.04.2010 № 138830, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, подлежит возврату индивидуальному предпринимателю ФИО1 как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 175, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Действия Государственного учреждения – Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по отказу в выплате пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, выраженные в письме от 05.02.2010, проверенные на соответствие Федеральному закону от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», признать незаконными.
Обязать Государственное учреждение – Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.
Взыскать в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 с Государственного учреждения – Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации судебные расходы в размере 200 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2200 рублей, уплаченную по платежным квитанциям от 13.04.2010 № 138829, от 13.04.2010 № 138830.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.
Судья О.А. Скачкова