АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-2399/2023
Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2023
Полный текст решения изготовлен 27.07.2023
Судья Арбитражного суда Томской области Е.В. Чиндина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вишняковой Е.О.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (634003, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными действий конкурсной комиссии, выразившихся в отклонении заявки на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы
о признании недействительным протокола заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023 в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы заявки ФИО1 на участие в отборе
о признании недействительным результатов конкурса по предоставлению грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы, проведенного 16-17 марта 2023г. в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии заявки ФИО1
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, КФХ ФИО2, ФИО3, ФИО4
при участии:
от Заявителя – ФИО5 (доверенность от 06.07.2023), ФИО6 (доверенность от 29.03.2023);
от Департамента – ФИО7 (доверенность от 09.01.2023 №1);
от иных – не явились;
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее также – Глава КФХ ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (далее также – Департамент, ответчик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными:
- действий конкурсной комиссии, выразившихся в отклонении заявки на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы;
- протокола заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023 в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы заявки ФИО1 на участие в отборе,
- результатов конкурса по предоставлению грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы, проведенного 16-17 марта 2023г. в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии заявки ФИО1
Главы КФХ ФИО2, ФИО4, предприниматель ФИО3, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в арбитражный суд не явились, своих представителей не направили.
На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании представители Главы КФХ ФИО1 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в частности, указали, что конкурсная комиссия необоснованно отклонила заявку на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы. Содержащаяся в пункте 13 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а, формулировка «Заявители, ранее получившие грант «Агростартап», грант на поддержку начинающего фермера, грант на развитие семейной животноводческой фермы и семейной фермы, реализовавшие соответствующий проект в полном объеме и достигшие плановых показателей деятельности, могут получить грант на развитие семейных ферм не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта» не ограничивает заявителя на участие в отборе, поскольку не относится к критериям, по которым допускается ограничение такого отбора. Данное условие определяет срок 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта для заявителей, ранее получивших грант «Агростартап», грант на поддержку начинающего фермера, грант на развитие семейной животноводческой фермы и семейной фермы и реализовавшие соответствующий проект в полном объеме и достигшие плановых показателей деятельности. Каких-либо ограничений на участие отборе в рассмотрении заявок данная норма не содержит. Ранее Департаментом на основании соглашения № 4 от 12.05.2015 был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению деятельности рыбоводства и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции. С момента реализации данного проекта прошло уже более 96 месяцев. За время реализации проекта проверочные мероприятия, проведенные Департаментом, Контрольно-счетной палатой Томской области не выявили нарушений при исполнении соглашения № 4 от 12.05.2015. Сам проект успешно реализован и продолжает развиваться. Согласно специальной норме, содержащейся в подпункте 4 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и регулирующей правоотношения при оказании мер государственной поддержки, в случае если ранее имелись нарушения порядка и условий оказания такой поддержки, после истечения трехлетнего срока такая поддержка оказывается на общих условиях. Доводы ответчика о недостижении заявителем плановых показателей по ранее предоставленным мерам поддержки не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя. Нормы, содержащиеся в пунктах 13 и 33 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а, распространяется только на заявителей, реализовавших соответствующий проект в полном объеме и достигших плановых показателей деятельности. Данные нормы не содержат критериев (условий) в отношении заявителей, не реализовавших проект, или реализовавших проект, но не достигших плановых показателей.
Представитель Департамента просил отказать в удовлетворении требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в частности, указал, что в результате рассмотрения заявки выявлено несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 13 Положения (абзац второй подпункта 11): Заявителем не достигнуты в полном объеме показатели деятельности ранее полученного гранта. Крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 являлось участником Государственной программы и получателем гранта «начинающий фермер» на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства на основании решения конкурсной комиссии по отбору участников программы: по соглашению от 12.05.2015 № 4, заключенному между Департаментом и заявителем, последнему был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства по направлению деятельности рыбоводства и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции в размере 1 456 230 руб. Анализ представленной заявителем отчетности за период с 2015 по 2022 годы показывает, что заявителем не были достигнуты показатели деятельности КФХ ФИО1 ни по одному из показателей, указанных в проекте грантополучателя.
Третьи лица письменных отзывов на заявление не представили.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
В феврале 2023г. Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области объявлено о проведении дополнительного отбора для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия в Томской области», утверждённой постановлением Администрации Томской области № 338а от 26.09.2019.
Срок подачи заявок на участие в отборе и документов к ней, для рассмотрения комиссией по реализации проектов создания и (или) развития хозяйств, был установлен с 10.02.2023 до 13.03.2023. Информация о проведении отбора размещена на официальном сайте Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области.
10.03.2023 в Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области поступила заявка Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на участие в отборе для предоставления гранта в форме субсидии на развитие семейной фермы.
По результатам рассмотрения поступившей заявки Департаментом выявлено несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 13 Положения о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а: заявителем не достигнуты в полном объеме показатели деятельности ранее полученного гранта. В связи с указанным обстоятельством конкурсной комиссией по развитию семейных ферм в Томской области было принято решение отклонить заявку и отказать во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (протокол заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023). Информация о принятом конкурсной комиссией решении была размещена на сайте Департамента.
Полагая, что действия конкурсной комиссии, выразившиеся в отклонении заявки на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы, протокол заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023 в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы заявки ФИО1 на участие в отборе и результаты конкурса по предоставлению грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы, проведенного 16-17 марта 2023г. в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии заявки ФИО1 не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы, ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правила предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм определены Положением о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 31.05.2012 № 205а (далее – Положение № 205а).
Согласно пункту 2 Положения № 205а понятия «грант на развитие семейной фермы», «семейная ферма», «грантополучатель», «проект грантополучателя», «плановые показатели деятельности» используются в значениях, указанных в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (приложение № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее - Государственная программа, Постановление № 717).
Согласно пункту 5 Положения № 205а категорией грантополучателей являются семейные фермы, признанные победителями отбора для предоставления грантов (далее - отбор).
В соответствии с пунктом 8 Положения № 205а способ проведения отбора: конкурс (определение грантополучателя исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях достижения которых предоставляется грант). Отбор осуществляется конкурсной комиссией по развитию семейных ферм в Томской области (далее - комиссия), порядок работы и состав которой утверждаются Департаментом (п. 12 Положения № 205а).
В силу п. 13 Положения № 205а к участию в отборе допускаются крестьянские (фермерские) хозяйства, число членов которых составляет 2 (включая главу) и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) главы крестьянского (фермерского) хозяйства, или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в состав членов которого входят 2 и более членов семьи (объединенных родством и (или) свойством) указанного индивидуального предпринимателя, которые соответствуют на дату подачи заявки предусмотренным пункте 13 требованиям.
В соответствии с пунктом 17 Положения № 205а отбор проходит в два этапа: на первом этапе комиссия в течение 10 рабочих дней с даты окончания подачи заявок рассматривает заявки и документы к ним в порядке очередности их поступления, проводит экспертизу заявок на предмет их соответствия установленным в объявлении о проведении отбора требованиям и принимает решение о соответствии заявителя установленным в объявлении о проведении отбора требованиям или об отклонении заявки. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии.
Согласно пункту 18 Положения № 205а основанием для отклонения заявки является, в частности, несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 13 Положения. О принятом решении об отклонении заявки Департамент в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения уведомляет заявителя путем размещения информации об отклонении и причинах отклонения на официальном сайте Департамента (пункт 19 Положения).
Абзацем вторым подпункта 11 пункта 13 Положения № 205а установлено, что заявители, ранее получившие грант на поддержку начинающего фермера, реализовавшие соответствующий проект в полном объеме и достигшие плановых показателей деятельности, могут получить грант на развитие семейных ферм не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта.
Кроме того, пунктом 33 Положения № 205а предусмотрено, что повторное получение гранта возможно после полного освоения ранее предоставленного гранта при условии завершения реализации проекта грантополучателя, на который ранее был получен грант (достижения плановых показателей деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя в полном объеме), отсутствия внесения изменений в плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя либо при условии внесения изменений в плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя вследствие наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила) не более чем на 10 процентов, но не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта.
Аналогичные нормы закреплены абзацем восьмым подпункта а) пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (приложение № 8 к Государственной программе).
Из указанных норм Положения № 205а следует, что повторное получение гранта является возможным только в случае реализации проекта грантополучателя, на который ранее был получен грант, а именно при достижении плановых показателей деятельности ранее реализованного проекта грантополучателя в полном объеме. При этом, получение повторного гранта в этом случае возможно не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта.
Соответственно, при реализации проекта, на который ранее был получен грант, в ходе которого не были достигнуты плановые показатели деятельности, возможность повторного получения гранта исключена не зависимо от количества времени, прошедшего с даты получения предыдущего гранта.
Как следует из материалов дела, крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 ранее являлось участником государственной программы и получателем гранта «начинающий фермер» на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства на основании решения конкурсной комиссии по отбору участников программы. В частности, по соглашению от 12.05.2015 № 4, заключенному между Департаментом и заявителем, последнему был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства по направлению деятельности рыбоводства и увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции в размере 1 456 230 руб.
В силу абзаца 10 пункта 2 Постановления № 717 «плановые показатели деятельности» - это производственные и экономические показатели, предусмотренные проектом создания и (или) развития хозяйства грантополучателя, в том числе, объем производства и реализации сельскохозяйственных продукции, выраженный в натуральных и денежных показателях.
Из анализа показателей, указанных в проекте грантополучателя (Заявителя), в соответствии с которым ему в 2015 году был предоставлен грант, и фактически достигнутых показателей по результатам его реализации, предоставленных в Департамент заявителем (отчетность за период с 2015 г. по 2022 г.), следует, что заявителем не были достигнуты плановые показатели деятельности ранее реализованного проекта КФХ ФИО1
В связи с этим, ФИО1 не может быть признан соответствующим требованиям, предусмотренным пунктом 13 Положения № 205а, и не мог быть допущен к участию в отборе на получение гранта.
Таким образом, действия конкурсной комиссии, выразившиеся в отклонении заявки Главы КФХ ФИО1 на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы, соответствуют положениям пункта 18, абзаца второго подпункта 11 пункта 13 Положения № 205а.
Ссылки заявителя на положения норм Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» подлежат отклонению судом по следующим основаниям.
Нормы Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулируют отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяют понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Нормы Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» носят общий характер. При этом, иными федеральными законами могут устанавливаться особенности оказания поддержки развития отдельных видов деятельности.
В частности, Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» устанавливаются правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (далее - устойчивое развитие сельских территорий).
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Основные направления государственной аграрной политики включают в себя, в частности, государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона (пункт 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики могут применяться такие меры как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям, научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - государственная программа) является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» установлено, что реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В рамках предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации постановлением от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая включает в себя Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (Приложение № 8).
Согласно подпункту «а» пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (Приложение № 8) средства предоставляются получателям средств с учетом, в частности, следующих условий: получатели гранта «Агростартап», гранта на поддержку начинающего фермера, гранта на развитие семейной животноводческой фермы и семейной фермы, реализовавшие соответствующий проект в полном объеме и достигшие плановых показателей деятельности, могут получить грант на развитие семейной фермы не ранее чем через 36 месяцев с даты получения предыдущего гранта.
Положение о предоставлении грантов в форме субсидий на развитие семейных ферм, утвержденное постановлением Администрации Томской области 31.05.2012 № 205а, разработано в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
Таким образом, в сфере поддержки развития сельского хозяйства действуют специальные нормы, устанавливающие определенные правила предоставления поддержки в виде субсидий (грантов), в связи с чем положения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в рассматриваемом случае не подлежат применению.
С учетом обоснованности отклонения конкурсной комиссией по развитию семейных ферм в Томской области заявки главы КФХ ФИО1 и отказа в его включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы отсутствуют основания для признания недействительными протокола заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023 в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы заявки ФИО1 на участие в отборе, а также результатов конкурса по предоставлению грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы, проведенного 16-17 марта 2023г. в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии заявки ФИО1
В связи с изложенным, арбитражный суд приходит к выводу о том, что действия конкурсной комиссии, выразившиеся в отклонении заявки на участие в отборе для предоставления грантов в форме субсидий на развитие семейной фермы, протокол заседания конкурсной комиссии от 17.03.2023 в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы заявки ФИО1 на участие в отборе, результаты конкурса по предоставлению грантов в форме субсидии на развитие семейной фермы, проведенного 16-17 марта 2023г. в части отклонения и отказе во включении в состав участников конкурсного отбора для предоставления грантов в форме субсидии заявки ФИО1 соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу положений статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требования заявителя.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
При обращении в арбитражный суд с заявлением ФИО1 была уплачена государственная пошлина в размере 900 руб. по платежному поручению № 37 от 27.03.2023.
В тоже время, в силу под. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 руб.
Соответственно, главой КФХ ФИО1 излишне уплачена государственная пошлина в размере 600 руб.
В силу под. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
В связи с изложенным, государственная пошлина в размере 600 руб., уплаченная по платежному поручению № 37 от 27.03.2023, подлежит возврату ФИО1 из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1, отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 600 руб., уплаченную по платежному поручению №37 от 27.03.2023.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Томской области.
Судья Е.В. Чиндина