АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело №А67-2403/08
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Т.И. Макеевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Т.И. Макеевой,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску ОАО «Томская нефтегазовая компания»
к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области
о признании права пользования лесными участками, обязании заключения договора аренды лесных участков
при участии:
от ОАО «Томская нефтегазовая компания» - ФИО1 по доверенности от 28.10.2008г.,
от Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области – ФИО2 по доверенности от 25.12.2008г. № 267/12-2008г.,
установил:
Открытое акционерное общество «Томская нефтегазовая компания» (далее – ОАО «ТНГК») обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (уточненным при рассмотрении дела) (далее – Департамент) о признании права ОАО «Томская нефтегазовая компания» на пользование лесными участками общей площадью 0,78 га с кадастровыми номерами 70:06:0100027:3999, 70:06:0100026:6472 для эксплуатации линейного объекта (трубопровода) – Внутрипромысловый нефтепровод ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения (по наземным объектам), на которых расположено недвижимое имущество; об обязании Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области заключить договор аренды лесных участков общей площадью 0,78 га с кадастровыми номерами 70:06:0100027:3999, 70:06:0100026:6472 с ОАО «Томская нефтегазовая компания» для эксплуатации линейного объекта (трубопровода) – Внутрипромысловый нефтепровод ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения» (по наземным объектам) по заявлению исх. №188 от 09.04.2008г., распространив его действие в части оплаты за владение и пользование этим участком, начиная с 01.01.2007г. до 01.03.2024г.
Исковые требования истца основаны на ст.ст. 6, 8, 45, 74, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 6, 218, 264, 271, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлении Правительства Российской Федерации № 486 от 11.08.2003 и мотивированы тем, что истец, являясь собственником объекта недвижимости – линейного трубопровода - Внутрипромысловый нефтепровод ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения (по наземным объектам) общей площадью 0,78га, имеет право на заключение договора аренды лесного участка для эксплуатации этого объекта недвижимости.
При рассмотрении дела истец уточнил предмет иска, просит: 1) признать право ОАО «ТНГК» на пользование лесными участками общей площадью 0,78 га с кадастровыми номерами 70:06:0100027:3999, 70:06:0100026:6472 для эксплуатации линейного объекта (трубопровода) – внутрипромысловый нефтепровод ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения (по наземным объектам); 2) обязать департамент заключить с ОАО «ТНГК» договор аренды лесных участков общей площадью 0,78 га:
с кадастровым номером 70:06:0100027:3999, расположенного в Томской области, Каргасокском районе, Васюганское участковое лесничество, урочище Васюганское - эксплуатационные леса: квартал 572 выдел 2, квартал 643 выдел 20, квартал 713 выдел 25, квартал 779 выдел 30, квартал 849 выдел 12, площадью 0,75 га;
с кадастровым номером 70:06:0100026:6472, расположенного в Томской области, Каргасокском районе, Каргасокское лесничество, Нюрольское участковое лесничество - эксплуатационные леса: квартал 523 выдел 22, квартал 562 выдел 2, квартал 580 выдел 21, площадью 0,03 га; по наземным объектам «Внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Верхне-Салатского месторождения» по заявлению исх. № 515от 18.11.2008 г.
по наземным объектам - Внутрипромысловый нефтепровод ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения по заявлению исх. № 515 от 18.11.2008г.
Заявление истца об уточнении предмета исковых требований принято арбитражным судом (ч.1 ст. 49 АПК РФ).
Ответчик – Департамент предпринимательства и реального сектора экономики в отзыве на исковое заявление требования истца не признал по следующим основаниям. Указал, что право пользования лесным участком в соответствии со ст. ст. 8 и 606 ГК РФ возникает из договора аренды лесного участка, который вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его государственной регистрации (п. 1 ст. 425, п. 3 ст. 433, п. 2 ст. 609 ГК РФ). Поскольку право пользования возникает из договора, то самостоятельное требование о признании судом такого права не должно быть удовлетворено.
Ответчик также указал, что согласно п. 5 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Правилами установлены общеобязательные требования к заявлению о предоставлении лесного участка и к документам, которые должны быть к такому заявлению приложены. Истцом при заключении договора аренды лесных участков допущено ряд нарушений правового акта. В ходе проверки документов о предоставлении лесных участков в аренду (заявления от 09.04.2008 № 188) было установлено, что лесные участки испрашиваются для эксплуатации линейного объекта (трубопровода) - «Внутрипромысловый нефтепровод ЦПС Р-68 Западно-Ключевского месторождения-Верхне-Салатского месторождения, что соответствует виду использования лесных участков, установленному п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ, т.е. следующему виду использования лесов: «строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов». Указанный вид использования лесов предполагает, что лесные участки должны предоставляться для использования именно линейных объектов, т.е. объектов имеющих протяженность, предназначенных для передачи энергии, транспортировки жидкостей и т.п. Однако, заявитель просил передать в аренду площадные земельные участки, на которых расположены наземные объекты, относящиеся к трубопроводу. Эти наземные объекты являются неотъемлемой частью трубопровода и сами по себе функционировать не могут. Поэтому такие объекты, даже если они являются разнородными вещами с остальными частями трубопровода, тем не менее, вместе с ними образуют единое целое - трубопровод, только в целом являющийся линейным объектом, который предназначен для передачи жидкости, например, нефти. Общее назначение связывает все части трубопровода в единое целое, поэтому все его части должны в соответствии с ч. 1 ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации рассматриваться как одна вещь (сложная вещь). Для эксплуатации такой сложной вещи в целом, а не для эксплуатации отдельных ее частей и должен предоставляться лесной участок или участки.Если закон указывает на то, что лесной участок или участки могут предоставляться для эксплуатации линейного объекта, то мы считаем, что предоставление лесных участков для эксплуатации отдельных частей трубопровода, функционально с ним связанных, но не имеющих собственного отдельного назначения, т.е. не являющихся самостоятельными линейными объектами, будет являться незаконным.
Ответчик также указал на то, что для заключения договора аренды лесного участка в соответствии с подпунктом «в» пункта 13 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» N 324 в заявлении о предоставлении лесного участка должны быть указаны сведения об обосновании цели, вида и срока использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду. Заявитель не подтвердил, что просит предоставить ему лесной участок для эксплуатации нефтепровода, поэтому в удовлетворении его требований ответчик просит отказать.
Ответчик считает, что в связи с тем, что ОАО «Томская нефтегазовая компания» были допущены нарушения требований п. 5 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 13-15 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» N 324, в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 указанных Правил Департамент был обязан сообщить заявителю об отказе в предоставлении лесных участков и возврате поданных документов.
Определением арбитражного суда от 30.07.2008 производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения арбитражным судом дела № А67-3289/08 по заявлению ОАО «Томская нефтегазовая компания» о признании недействительным ненормативного правового акта департамента предпринимательства и реального сектора экономики – решения об отказе в предоставлении лесных участков с кадастровыми номерами 70:06:0100027:3999, 70:06:0100026:6472 площадью 0,78 га в аренду исх. № АТ-05-920 от 23.06.2008 по заявлению исх. № 188 от 09.04.2008.
Определением от 18.05.2009 производство по настоящему делу возобновлено.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании требования истца не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и письменных пояснениях.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд считает требования истца в части обязания ответчика заключить договор аренды подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО «Томская нефтегазовая компания» осуществляет пользование недрами в соответствии с лицензией серия ТОМ № 12338 вид лицензии НЭ с целевым назначением и видами работ – разведка и добыча нефти в пределах Западно-Ключевского участка недр, с лицензией серия ТОМ № 10915 вид лицензии НП с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение Усть-Пуглалымского участка с целью поиска и оценки месторождений нефти и газа.
При разработке месторождения полезных ископаемых (Западно-Ключевского нефтяного месторождения) ОАО «Томская нефтегазовая компания» построило и ввело в эксплуатацию линейный объект (трубопровод) – Внутрипромысловый нефтепровод ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения протяженностью 54350 погонных метров с местонахождением: Томская область, Каргасокский район, Западно-Ключевское нефтяное месторождение, объект № 3.
На указанный объект ОАО «Томская нефтегазовая компания» зарегистрировало право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 70 АБ № 023603 от 13.11.2006 (запись регистрации № 70-70/08/112/2006-813 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Линейный объект расположен на земельном участке лесного фонда.
ОАО «Томская нефтегазовая компания» 05.03.2008 направило в Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области заявки для заключения договора аренды лесных участков, занятых наземными объектами линейного объекта – трубопровода для его эксплуатации.
Письмом Департамента от 07.04.2008 № АТ-05-432 отказано ОАО «Томская нефтегазовая компания» в предоставлении лесных участков в аренду; предложено представить материалы об установлении границ охранных зон трубопровода с целью обеспечения установления сервитута, позволяющего использовать участок для работ, связанных с ремонтом, эксплуатацией, поддержанием охранных зон в нормальном состоянии.
ОАО «Томская нефтегазовая компания» обратилось в Департамент с заявлением исх. № 188 от 09.04.2008 о предоставлении в аренду лесных участков общей площадью 0,78 га с кадастровыми номерами 70:06:0100027:3999, 70:06:0100026:6472 по наземным объектам внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения, приложив документы для оформления договора аренды указанных лесных участков.
Одновременно с заявлением о предоставлении в аренду лесных участков ОАО «Томская нефтегазовая компания» в адрес Департамента направило претензию исх. № 189 от 09.04.2008, в которой предложило Департаменту рассмотреть новое заявление о предоставлении в аренду лесного участка, содержащее исправления недочетов, послуживших основанием для отказа в предоставлении земельных участков и вынести в течение 10 дней соответствующее распоряжение и заключить договор аренды.
Письмом исх. № АТ-05-554 от 23.04.2008 Департамент сообщил ОАО «Томская нефтегазовая компания» на его претензию, что имеются сомнения в правильности обоснования цели и вида использования лесов, расположенных на лесном участкке, который предполагается взять в аренду, а также предложил представить дополнительные документы.
Письмом от 23.06.2008 исх. № АТ-05-920 Департамент сообщил ОАО «Томская нефтегазовая компания» об отказе в предоставлении в аренду лесных участков, указав на нарушения требований п. п. 13 – 15 Правил подготовки и заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324.
Не согласившись с принятым Департаментом решением истец – ОАО «Томская нефтегазовая компания» обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения № АТ-05-920 от 23.06.2008 об отказе в предоставлении лесных участков в аренду.
Решением Арбитражного суда Томской области от 24.09.2008 по делу № А67-3289/08 признан недействительным ответ - отказ № АТ-05-920 от 23.06.2008 Департамента предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, принятый в отношении ОАО «Томскя нефтегазовая компания» в части нарушений, указанных в п.п. 1 абз. 2, п. п. 3 абз. 2, п. п. 4 абз. 2 (за исключением не заверенных копий кадастровых планов земельных участков), абз. 3; в удовлетворении остальной части иска заявителю отказано. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 по делу № 07 АП-6476/08, постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.03.2009 по делу № Ф04-1138/2009 (1314-А67-43) указанное решение оставлено без изменения.
ОАО «Томская нефтегазовая компания» в период рассмотрения арбитражным судом спора вновь обратилось к Департаменту с заявлением № 515 от 18.11.2008 о предоставлении в аренду лесных участков для эксплуатации линейного объекта (трубопровода) - Внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Верхне-Салатского месторождения по наземным объектам общей площадью 0,78га.
Департамент письмом от 19.12.2008 № АТ-05-2458 отказал в предоставлении лесных участков в связи с тем, что было выявлено несоответствие местонахождения нефтепровода, указанного в заявлении, и местоположения, указанного в акте технического обследования участка, испрашиваемого к отводу из состава государственного лесного фонда.
ОАО «Томская нефтегазовая компания» не согласилось с принятым решением об отказе в предоставлении лесных участков в аренду по указанным в нем основаниям, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Томской области от 15.05.2009 по делу № А67-772/09 признано незаконным решение Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 19.12.2008 № АТ-05-2458 «Об отказе в предоставлении части лесного участка в аренду»; суд обязал Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области устранить допущенные нарушения прав и интересов ОАО «Томская нефтегазовая компания».
При принятии решения от 15.05.2009 по делу № А67-772/09 суд исходил из Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Томской области от 24.09.2008 по ранее рассмотренному делу А67-3289/08, которым установлено, что из представленных кадастровых планов следует, что разрешенное использование испрашиваемых земельных участков площадью 0,75га и 0,03га является строительство Внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Верхне-Салатского месторождения; размещение сооружения трубопровода на лесных участках подтверждается ситуационным планом технического паспорта сооружения; указанным решением арбитражного суда признан недействительным ответ – отказ № АТ-05-920 от 23.06.2008 Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, принятый в отношении ОАО «Томская нефтегазовая компания» в части нарушений, указанных в п. п. 1 абз. 2, п.п 3 абз. 2, п. п. 4 абз. 2 (за исключением не заверенных копий кадастровых планов земельных участков), абз. 3.
Ссылаясь на отказ ответчика - Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от заключения договора аренды лесных участков, истец - ОАО «Томская нефтегазовая компания» обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Гражданским кодексом Российской Федерации понуждение к заключению договора в судебном порядке допускается только в отношении тех договоров, когда для стороны, которой направлена оферта, заключение договора обязательно.
В силу п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно п. 2.1 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, осуществляется на правах, предусмотренных ст. 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
В соответствии с ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в т. ч. для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов.
В силу ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
Согласно п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органом государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.
Из Положения о Департаменте развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (подпункт «б» пункта 14), утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 02.11.2007 № 146, следует, что Департамент осуществляет на территории Томской области отдельные полномочия Российской Федерации, переданные Томской области и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета в области лесных отношений, в том числе, предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы.
Границы земельных участков, которые просит истец предоставить в аренду, установлены и согласованы для вида пользования – аренды, акты установления и согласования границ земельных участков от 21.04.2005, от 02.09.2005 согласованы с представителями ОАО «Томская нефтегазовая компания», Каргасокского лесхоза и утверждены руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Каргасокского района Томской области.
Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет.
В материалах дела имеется распоряжение Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области от 07.11.2007 № 280 о предоставлении в аренду ОАО «Томская нефтегазовая компания» для эксплуатации объекта «Внутрипромысловый нефтепровод Р-1 Глухариной площади – ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения» на срок до 01.03.2024 лесных участков из земель лесного фонда общей площадью 105,49га, в т. ч. лесного участка площадью 0,75га, расположенного в Томской области, Каргасокском районе, Васюганское лесничество, кварталы 572, 643, 713, 779, 849 с кадастровым номером 70:06:0100027:3999; лесного участка площадью 0,03га, расположенного в Томской области, Каргасокском районе, Каргасокский лесхоз, Нюрольское лесничество, кварталы 523, 562, 580, кадастровый номер 70:06:0100026:6472.
Следовательно, для ответчика заключение договора аренды лесных участков из земель лесного фонда для эксплуатации трубопровода является обязательным в силу п. 2.1 ст. 45, ч. 3 и ч. 4 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Истцом при подготовке договора аренды соблюдены требования, предусмотренные Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324.
Обращаясь с заявлениями исх. № 188 от 09.04.2008, исх. № 515 от 18.11.2008 о предоставлении в аренду лесных участков общей площадью 0,78 га с кадастровыми номерами 70:06:0100027:3999, 70:06:0100026:6472 по наземным объектам внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения, истец приложил документы для оформления договора аренды указанных лесных участков.
Вступившими в законную силу решениями арбитражного суда Томской области от 24.09.2008 по делу № А67-3289/08, от 15.05.2009 по делу № А67-772/09 признаны недействительными отказы Департамента предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в предоставлении лесных участков с кадастровыми номерами 70:06:0100027:3999, 70:06:0100026:6472 в аренду.
Таким образом, требование истца - ОАО «Томская нефтегазовая компания», являющегося собственником линейного объекта (трубопровода), о понуждении ответчика - Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области заключить договор аренды лесных участков общей площадью 0,78 га с кадастровыми номерами 70:06:0100027:3999, 70:06:0100026:6472 по наземным объектам внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения на условиях заявления исх. № 515 от 18.11.2008 является правомерным.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление и письменных пояснениях, являются несостоятельными, поскольку признаны необоснованными, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами - решениями арбитражного суда Томской области от 24.09.2008 по делу № А67-3289/08, от 15.05.2009 по делу № А67-772/09.
Довод ответчика о том, что истцу должен быть предоставлен в аренду лесной участок для эксплуатации трубопровода в целом, а не отдельной части его – наземных объектов, в заседании суда обсужден и не принимается, поскольку действующим законодательством не определен размер площади лесного участка и не предусмотрен порядок определения размера его, необходимого для эксплуатации линейного объекта – внутрипромыслового нефтепровода. Из материалов дела усматривается, что размер лесных участков, подлежащих передаче в аренду, определен согласно актам установления и согласования границ земельных участков от 21.04.2005, от 02.09.2005. Из материалов дела не следует, что на момент постановки указанных лесных участков на кадастровый учет между сторонами имелись разногласия по размеру их. Ссылка ответчика на необходимость выполнения работ по обслуживанию трубопровода, в т. ч. его подземной части (согласно техническому паспорту сооружения внутрипромысловый нефтепровод представляет собой сооружение с наземными объектами (объекты недвижимости) для его обслуживания и подземными объектами, расположенными на глубине 1200 см.), и, в связи с этим, необходимость аренды лесного участка большего размера, является неправомерной, поскольку законодательством предусмотрены правила выполнения указанных работ, которые должны соблюдаться собственником трубопровода.
Истец, обратившись в арбитражный суд, предъявил также требование о признании права на пользование лесными участками общей площадью 0,78 га с кадастровыми номерами 70:06:0100027:3999, 70:06:0100026:6472 для эксплуатации линейного объекта (трубопровода) – внутрипромысловый нефтепровод ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения – ЦПС Верхне-Салатского месторождения (по наземным объектам). Однако данное требование само по себе является ненадлежащим способом защиты нарушенного права, поскольку истец не указал конкретное право. Суд неоднократно предлагал истцу уточнить указанное требование.
При обращении с иском в арбитражный суд истец уплатил государственную пошлину в сумме 4 000 руб. (платежное поручение № 181 от 14.04.2008г.) (л.д. 10 т. 1).
Судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч.1 ст. 110 АПК Российской Федерации).
Руководствуясь частью 1 статьи 110, статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент предпринимательства и реального сектора экономики Томской области заключить с ОАО «Томская нефтегазовая компания» договор аренды лесных участков общей площадью 0,78 га: с кадастровым номером 70:06:0100027:3999, расположенного в Томской области, Каргасокском районе, Васюганское участковое лесничество, урочище Васюганское - эксплуатационные леса: квартал 572 выдел 2, квартал 643 выдел 20, квартал 713 выдел 25, квартал 779 выдел 30, квартал 849 выдел 12, площадью 0,75 га; с кадастровым номером 70:06:0100026:6472, расположенного в Томской области, Каргасокском районе, Нюрольское участковое лесничество - эксплуатационные леса: квартал 523 выдел 22, квартал 562 выдел 2, квартал 580 выдел 21, площадью 0,03 га; по наземным объектам «Внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Верхне-Салатского месторождения» по заявлению исх. № 515от 18.11.2008 г.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Департамента предпринимательства и реального сектора экономики Томской области в пользу ОАО «Томская нефтегазовая компания» 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба.