АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-2443/2022
Резолютивная часть решения объявлена 20.05.2022
Полный текст решения изготовлен 24.05.2022
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Чиндина Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вишняковой Е.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению областного государственного казенного учреждения «Облстройзаказчик» (634069, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634069, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 14.02.2022 по делу об административном правонарушении № 070/04/7.32-1/2022
при участии в заседании:
от Заявителя – ФИО1 (распоряжение №146-ра от 16.03.2022), ФИО2 (доверенность от 02.03.2022 №04Д-03/2022);
от Ответчика – ФИО3 (доверенность от 10.01.2022 №2);
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное казенное учреждение «Облстройзаказчик» (далее по тексту – ОГКУ «Облстройзаказчик», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее – Томское УФАС России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 14.02.2022 по делу об административном правонарушении № 070/04/7.32-1/2022.
Определением арбитражного суда от 25.04.2022 судебное заседание по делу назначено на 17.05.2022. На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.05.2022.
В судебном заседании как до так и после перерыва представители ОГКУ «Облстройзаказчик» поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в частности, указали, что осуществляя деятельность по проведению закупочных процедур по определению подрядной организации заявитель руководствовался требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Работы по заключенному контракту и работы, предусмотренные в дополнительном соглашении, - это работы по строительству одного объекта капитального строительства: «Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске». Работы по строительству объекта, предусмотренные в контракте, и работы, предусмотренные в дополнительном соглашении, технологически связаны между собой, поскольку предусмотрены в проектной документации, на строительство объекта, которая прошла государственную экспертизу. Увеличение цены контракта не превысило 10%. Заявитель не согласен с выводом административного органа, касающимся того, что заявителем был изменен предмет контракта. Предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта, работы, предусмотренные в дополнительном соглашении и предусмотренные в контракте, - это работы по строительству одного объекта.
Представитель Томского УФАС России возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях, указав, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении. ОГКУ «Облстройзаказчик» заключило дополнительное соглашение № 1 к Контракту, изменив существенные условия Контракта, виды и объемы работ, а также увеличив цену контракта, нарушив пункт 9 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Виды и объемы выполняемых работ по строительству объекта по Контракту, и виды и объемы работ, предусмотренные в дополнительном соглашении, не являются работами по строительству объекта. В совокупности, данные виды работ не были предусмотрены в проектной документацией. В нарушение требований закона дополнительным соглашением утверждена Смета Контракта (Приложение №5) на дополнительные конструктивные решения (элементы), комплексы (виды) работ. Согласно разделу 1 данной Сметы изменены объемы вертикальной планировки в границах отведенной территории. Однако, разделы 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 Сметы Контракта предусматривают виды работ по благоустройству, не вошедшие в первоначальную Смету Контракта, что свидетельствует о том, что дополнительным соглашением к Контракту №1 от 16.12.2021 внесены изменения не в сторону увеличения объема работ путем их увеличения, а дополнены отдельными видами работ и затрат. Объективных оснований по невключению в техническую документацию и смету Контракта при их составлении дополнительных работ заказчиком не представлено.
Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
12.02.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение Департамента государственного заказа Томской области о проведении закупки на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: «Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г.Томске» (извещение № 0165200003321000020).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 11.03.2021 №ПРЕ1 аукционная комиссия, руководствуясь ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотрела вторые части заявок, а также информацию и электронные документы участников данного аукциона, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на предмет их соответствия требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и приняла решение о соответствии заявки участника АО «СУ ТДСК» документации об Аукционе (извещение № 0165200003321000020).
01.04.2022 по результатам открытого конкурса в электронной форме ОГКУ «Облстройзаказчик» был заключен государственный контракт № 44.2021 с подрядной организацией АО «Строительное управление Томской домостроительной компании» (Подрядчик) на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: «Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске» (далее – Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта капитального строительства: «Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске» (далее - объект) в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией (Приложение 1 к Контракту), Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 3 к Контракту) (далее - Работы) и сдать результат выполненных работ Заказчику в установленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять и оплатить выполненные работы (результаты работ) в размере и в порядке, которые установлены Контрактом.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что виды и объем работ указаны в проектной документации, рабочей документации (Приложение 1 к Контракту), которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно пункту 3.1 государственного контракта срок завершения работ установлен не позднее 01.12.2021.
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта цена является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет 428 104 554 руб. 94 коп.
Цена Контракта включает в себя все расходы, связанные с выполнением работ в соответствии с условиями Контракта, в том числе: стоимость выполнения всего объема работ; стоимость материалов, изделий, конструкций и оборудования, используемых для выполнения работ; стоимость сертификации (декларирования) соответствия материалов, конструкций, изделий и оборудования (в случае, если это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации); стоимость доставки материалов, изделий, конструкций и оборудования до места выполнения работ, их погрузки и разгрузки, хранения; стоимость охраны объекта, материалов, изделий, конструкций и оборудования на объекте; расходы по вывозу мусора, изделий, конструкций и оборудования; стоимость гарантийных обязательств; все непредвиденные затраты, которые могут возникнуть до окончания действия Контракта.
Заказчик обязуется оплачивать выполненные по Контракту работы на основании сметы Контракта (Приложение 5 к Контракту). Все непредвиденные работы и затраты, возникающие в ходе выполнения работ по данному Контракту, оплачиваются в пределах резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные сметой Контракта (Приложение 5 к Контракту).
16.12.2021 ОГКУ «Облстройзаказчик» и АО «СУ ТДСК» заключено дополнительное соглашение № 1 к Контракту.
Основанием для заключения данного дополнительного соглашения послужило наличие необходимости, выявленной в процессе исполнения обязательств по Контракту, выполнить дополнительные виды и объемы работ, которые не были включены в смету Контракта.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 16.12.2021 № 1 увеличены виды и объемы работ, подлежащих выполнению Подрядчиком по Контракту, за счет включения в состав работ дополнительных комплексов работ и (или) видов работ, указанных в ведомости объемов конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (Приложение №1 к дополнительному соглашению).
В силу пункта 2 дополнительного соглашения цена дополнительных работ, подлежащих выполнению Подрядчиком по Контракту, составляет 28 612 842 руб. 71 коп. и определяется Сметой Контракта на дополнительные конструктивные решения (элементы), комплексы (виды) работ (Приложение №5 к дополнительному соглашению).
Прокуратурой Ленинского района г. Томска проведена проверка исполнения ОГКУ «Облстройзаказчик», являющимся заказчиком по государственному контракту на строительство многоквартирного дома по пер. Целинный, 29 в г. Томске, предназначенного для расселения аварийного жилья, требований бюджетного законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда».
По результатам проведенной проверки прокурором Ленинского района г. Томска 24.12.2021 вынесено постановление о возбуждении в отношении ОГКУ «Облстройзаказчик» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ – изменение условий контракта, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В порядке ст. 28.8 КоАП РФ указанное постановление было направлено для рассмотрения по подведомственности в Томское УФАС России (исх. № 03/2-2021 от 27.12.2021; вх. № 53 от 10.01.2022).
14.02.2022 руководителем Томского УФАС России вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 070/04/7.32-1/2022, которым ОГКУ «Облстройзаказчик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 200 000 руб.
Считая данное постановление незаконным и подлежащим отмене, ОГКУ «Облстройзаказчик» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда, подлежит удовлетворению.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, на основании которой заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотрена ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в изменении условий контракта, в том числе увеличении цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
На основании части 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент проведения закупки и заключения дополнительного соглашения).
В силу части 10 статьи 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных названной нормой.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон (пункт 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно под. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Также в силу п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе, даже когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо не может ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
В силу пункта 1 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
По смыслу приведенных норм в случае, если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12.02.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение Департамента государственного заказа Томской области о проведении закупки на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: «Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске» (извещение №0165200003321000020).
Предметом закупки являлось - строительство объекта капитального строительства «Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске».
В соответствии с требованиями пункта 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которым описание объекта закупки по строительству объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, вся имеющаяся у ОГКУ «Облстройзаказчик» проектная документация на строительство объекта, включая сметную документацию, была размещена в единой информационной системе на общероссийском сайте в составе конкурсной документации.
Таким образом, в составе проектной документации, которая была размещена в единой информационной системе на строительство объекта капитального строительства при заключении основного контракта, была размещена проектная документация, в том числе проектная документация на благоустройство и озеленение.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ состав и содержание проектной документации определяются Правительством РФ. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться отдельные требования к составу и содержанию рабочей документации.
В соответствии с положениями раздела 2 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов.
Согласно пункту 28 Положения Раздел 11 проектной документации - это «Смета на строительство объектов капитального строительства».
В соответствии с проектной документацией на строительство объекта капитального строительства: «Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске» стоимость строительства определяется сметой и составляет 531 256 430 руб., в том числе строительство объекта 474 084,86 тыс. руб.
В соответствии проектной документацией на «Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске» разделом 6 «Проект организации строительства» (далее - раздел ПОС) (лист 65 раздела) в пункте 18 Раздела ПОС «Обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов» продолжительность строительства объекта составляет 15,5 месяцев. Исходя из продолжительности строительства, приведенной в разделе ПОС (лист 91) выполнение работ по «Озеленению и благоустройству» - это 14,5 - 15,5 месяц. Согласно технологии выполнения строительных работ, указанные работы подлежат выполнению на завершающем этапе строительства.
При этом, ОГКУ «Облстройзаказчик» является казенным учреждением. Правовое положение казенного учреждения определено статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (в отношении заявителя - бюджета Томской области) и на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени субъекта Российской Федерации (Томской области) в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (пункт 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно бюджетной смете заявителя на 2021 год на строительство объекта: «Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске» заявителю были доведены лимиты бюджетных обязательств в размере 428 104 554,94 руб. (при стоимости строительных работ на строительство объекта - 474 256 430 руб.). Указанные лимиты бюджетных обязательств ограничены 2021 годом.
Из пояснений заявителя следует, что ОГКУ «Облстройзаказчик» в условиях отсутствия на дату объявления закупки на строительство объекта капитального строительства лимитов бюджетных обязательств в объеме, необходимом для строительства объекта в полном объеме, при расчете начальной максимальной цены контракта на строительство объекта не включил в смету контракта следующие виды работ, а именно:
- дорожное покрытие в границах благоустройства (ЛCP № 07-01-02);
- озеленение в границах благоустройства (ЛCP № 07-01-03);
- малые архитектурные формы (ЛСР №07-01-04);
- вертикальная планировка за границами отведенной территории (ЛСР №07-02-01);
- дорожное покрытие за границами благоустройства (ЛСР №07-02-02);
- озеленение за границами благоустройства (ЛСР №07-02-03);
- устройство наружных лестниц (ЛСР № 07-02-04).
Решение о не включении работ в смету контракта, касающихся благоустройства и озеленения, было принято в силу объективных причин, а именно отсутствия лимитов бюджетных обязательств на выполнение полного цикла работ.
01.04.2021 по результатам открытого конкурса в электронной форме ОГКУ «Облстройзаказчик» был заключен государственный контракт №44.2021 с подрядной организацией АО «Строительное управление Томской домостроительной компании» на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: «Строительство жилого многоквартирного дома по пер. Целинному в г. Томске».
В соответствии с ч 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проверка законченного строительством объекта капитального строительства назначается должностным лицом органа государственного строительного надзора после получения извещения застройщика или технического заказчика об окончании строительства, реконструкции объекта капитального строительства, которое направляется после фактического окончания строительства, реконструкции объекта капитального строительства, устранения всех нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий). При проведении проверки законченного строительством объекта капитального строительства визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный объект капитального строительства в полном объеме, в том числе проводится оценка соответствия выполненных работ по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории требованиям проектной документации.
Правила производства и приемки работ по благоустройству (в том числе сроки озеленения территории) указаны в Своде правил «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» (утверждены Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр), которые включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (приказ Росстандарта от 02.04.2020 № 687). Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, решения по благоустройству территории включаются в раздел проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка». Указанная схема, подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора) в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является документом, который предоставляется застройщиком в уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, вместе с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, учитывая то, что ввод объекта в эксплуатацию без выполнения работ, ранее исключенных из сметы контракта на выполнение работ по строительству объекта, был бы не возможен, ОГКУ «Облстройзаказчик» были запрошены недостающие лимиты бюджетных обязательств, необходимые для выполнения исключенных объемов и видов работ, касающихся работ по строительству объекта.
После доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств учреждением был рассмотрен вопрос о выполнении ранее исключенных из сметы контракта видов и объемов работ, по результатам которого с АО «СУ ТДСК» заключено дополнительное соглашение от 16.12.2021 № 1.
При этом, арбитражный суд отмечает, что работы, предусмотренные контрактом на строительство объекта капитального строительства, и работы, исключенные из сметы контракта на строительство объекта, относятся к строительству одного и того же объекта капитального строительства. Совместное выполнение указанных работ является более эффективным, поскольку в случае выполнения работ разными подрядными организациями отсутствует необходимость согласовывать действия между организациями (то есть выступать в роли генподрядной организации). Результаты работ в совокупности необходимы для ввода в эксплуатацию одного и того же объекта капитального строительства.
Заключение ОГБУ «Облстройзаказчик» в данном случае дополнительного соглашения не противоречит требованиям статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
В частности, согласно подпункту «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции, действующей на дату заключения дополнительного соглашения) допускается изменение контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительные работы). При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на 10% цены контракта.
Как следует из содержания части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ в редакции, действующей на дату заключения дополнительного соглашения, указанный пункт применяется, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом.
Таким образом, в подпункте «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ прямо предусмотрено изменение как объема, так и видов выполняемых работ. По мнению суда, изменение объемов выполняемых работ должно относиться к работам, предусмотренным изначальными условиями контракта, в то время как возможность изменения видов выполняемых работ предполагает именно возможность исключения работ, включенных в указанные изначально согласованные условия, равно как и добавления новых, замены одних работ на другие. При этом, масштаб и качество изменений (в том числе по видам работ) не ограничиваются, ограничена только возможность изменения цены контракта, которое допускается не более чем на 10% цены контракта.
Следовательно, стороны контрактов, указанных в подпункте «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, вправе изменить состав видов работ, в том числе добавить виды работ.
В силу пункта 10.3 государственного контракта № 44.2021 от 01.04.2021 по соглашению сторон при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по Контракту может быть изменена с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цена Контракта не более чем на десять процентов цены Контракта.
Исходя из сметы контракта, предусмотренной в дополнительном соглашении, контракт был дополнен следующими объемами и видами работ:
- дорожное покрытие в границах благоустройства (ЛСР № 07-01-02);
- озеленение в границах благоустройства (ЛСР № 07-01-03);
- малые архитектурные формы (ЛСР №07-01-04);
- вертикальная планировка за границами отведенной территории (ЛСР №07-02-01);
- дорожное покрытие за границами благоустройства (ЛСР №07-02-02);
- озеленение за границами благоустройства (ЛСР №07-02-03);
- устройство наружных лестниц (ЛСР № 07-02-04).
Поскольку при проведении закупки вся проектная, включая сметную документацию, ранее была размещена в единой информационной системе, какого-либо дополнительного размещения проектной документации в единой информационной системе не требовалось. Информация о дополнительном соглашении была размещена на общероссийском сайте в единой информационной системе.
При этом, цена работ, предусмотренных дополнительным соглашением, составляет 28 612 842,71 руб. С учетом цены контракта в размере 428 104 554,94 руб. увеличение цены контракта заявителем не превысило 10 % (28 612 842,71 руб. х 100% / 428 104 554,94 = 6,68%). В связи с этим, содержащийся в оспариваемом постановлении вывод административного органа о том, что было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее, в том числе условие об увеличении цены контракта на сумму 10%, является необоснованным.
Также судом учитывается правовая позиция, изложенная в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, согласно которой с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе, даже когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо не может ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
В данном случае выполнение дополнительных работ имело целью надлежащее исполнение контракта, несло потребительскую ценность для заказчика, осуществлено за счет средств, выделенных на оплату контракта.
Необходимость выполнения этих работ была обусловлена достижением цели, ради которой заключался контракт, обеспечением годности результата работ и завершения технологического цикла на объекте в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, с учетом того, что подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ допускается изменение существенных условий контракта по соглашению сторон при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Желаемый результат, предусмотренный контрактом, не мог быть получен без выполнения работ, указанных в дополнительном соглашении к контракту, с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Фактический объем выполненных работ, предусмотренных дополнительным соглашением, не превысил 10% от цены контракта.
Доводы административного органа о том, что предусмотренные дополнительным соглашением виды работ не относятся к строительным, а являются благоустройством, отклоняются судом как необоснованные.
Предусмотренные дополнительным соглашением работы непосредственно касаются работ по строительству объекта и предусмотрены проектной документацией на строительство объекта, которая была размещена в единой информационной системе при проведении закупки.
Применительно к изменению условия о сроке выполнения работ арбитражный суд отмечает следующее.
Согласно положениям пункта 9 части 1 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
В пункте 9 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрены два самостоятельных случая изменения условий о сроке выполнения работ. В дополнительном соглашении содержится указание на пункт 9 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ без указания на конкретный случай.
Из материалов дела следует, что причиной изменения срока выполнения работ явился случай неисполнения контракта по вине подрядчика. В процессе выполнения работ по контракту внесение изменений в проектную документацию, которые явились препятствием для выполнения работ, заявителем не производилось. К указанному в контракте сроку окончания выполнения работ работы, предусмотренные в контракте, в полном объеме подрядной организацией выполнены не были.
Кроме того, заявителем был произведен расчет неустойки (пени) на дату принятия решения об изменении условия о сроке выполнения работ и указанные требования были предъявлены Подрядчику, которым была произведена оплата неустойки (пени). Также Подрядчиком была предоставлена банковская гарантия на новый срок.
С инициативой о необходимости заключения дополнительного соглашения об изменении срока исполнения контракта обратился непосредственно подрядчик.
В связи с этим, в условиях выполнения со стороны подрядчика всех требований, необходимых для применения положений закона, арбитражным судом не усматривается нарушений в части однократного изменения срока исполнения контракта.
С учетом изложенного, административным органом не доказано наличие события и состава вменяемого ОГКУ «Облстройзаказчик» административного правонарушения, в связи с чем оснований для привлечения ОГКУ «Облстройзаказчик» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая не подтверждение административным органом наличия в действиях ОГКУ «Облстройзаказчик» события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, постановление Томского УФАС России о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 070/04/7.32-1/2022 от 14.02.2022 подлежит признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 070/04/7.32-1/2022 от 14.02.2022 признать незаконным.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Е.В. Чиндина