ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-2497/10 от 24.06.2010 АС Томской области


пр. Кирова, д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                   Дело №А67- 7 \ 2010

Резолютивная часть объявлена 24 июня 2010г.

Полный текст решения изготовлен 1 июля 2010г.

Судья Арбитражного суда Томской области Захаров О.В., ведущий протокол судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по  заявлению Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору \ Западно-Сибирское управление Ростехнадзора \  

к  Унитарному муниципальному предприятию " Спецавтохозяйство г.Томска "

о  взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года в размере 7164759 рублей 36 копеек,

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

От заявителя - Андриянова И.А., доверенность №03/208 от 18.01.2010 года;

От ответчика - Орда П.С., доверенность №30 от 28.04.2010 года,

У С Т А Н О В И Л:

Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору \далее – Западно-Сибирское управление Ростехнадзора\ обратилось в арбитражный суд с заявлением к Унитарному муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство г.Томска» \ далее – УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» \ о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года в размере 9703489,11 рублей, в том числе: 1940697,83 рублей в доход федерального бюджета, 3881395,64 рублей в доход областного бюджета и 3881395,64 рублей в доход бюджета г.Томска.

В ходе судебного заседания представитель заявителя Андриянова И.А. изменила заявленные требования в части размера взыскиваемой задолженности, указав, что просит суд взыскать с ответчика задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года в размере 7164759 рублей 36 копеек, в том числе: 1432951 рубль 88 копеек в доход федерального бюджета; 2865903 рубля 74 копейки в доход областного бюджета; 2865903 рубля 74 копейки в доход бюджета г.Томска, поддержала заявленные требования в их измененном виде по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях по делу.

Дело рассмотрено судом в пределах измененных требований.

Представитель ответчика Орда П.С. требования Западно-Сибирского управления Ростехнадзора признала частично, в размере 535515,62 рублей, в остальной части в сумме 6629243,74 рублей не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и пояснениях по делу.

Суд, выслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, считает, что заявленные Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора требования подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением к УМП «Спецавтохозяйство г.Томска», в котором первоначально указало, что УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года в размере 9703489,11 руб.

Согласно ст.16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Западно-Сибирское управление Ростехнадзора или Управление) является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Западно-Сибирское управление Ростехнадзора создано на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.04.2009 №309 путем переименования Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому Федеральному округу, и реорганизации Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской области и Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Омской области в форме присоединения к Западно-Сибирскому управлению Ростехнадзора.

В соответствии с п.4.10 Положения о Западно-Сибирском управлении Ростехнадзора, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.06.2009 №581 Западно-Сибирское управление Ростехнадзора осуществляет администрирование поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «О наделении территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета» от 30.12.2009 №1070 на Западно-Сибирское управление Ростехнадзора возложены полномочия администратора доходов федерального бюджета по кодам отходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации, в том числе администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «О наделении территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетными полномочиями главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» от 30.12.2009 №1067 на Западно-Сибирское управление Ростехнадзора на подведомственной ему территории возложены бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Администраторы доходов на соответствующей территории осуществляют следующие функции:

- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; .

- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов;

- доведение до плательщиков реквизитов счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, для учета соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним) и порядка заполнения платежных поручений на перечисление в бюджет соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним).

В соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в ред. приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 №182) УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» в Управление были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009, в том числе корректирующие.

Согласно представленным корректирующим расчетам размер платы УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» за 2 квартал 2009 года составляет 1885515,62 руб., в том числе:

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 3438,33 руб.;

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами - 2587,53 руб.;

- за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - 453315,79 руб.;

- за размещение отходов производства и потребления - 1426173,97 руб.

Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора в соответствии возложенными на него функциями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду была проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы.

При проверке расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 установлено, что размер платы за размещение отходов производства и потребления на полигоне ТБО г.Томска определен в пределах установленных лимитов.

При расчете платы за размещение отходов производства и потребления УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» не учтено, что срок действия лимитов размещения отходов от 29.12.2007 №3891 истек 26.05.2009, срок действия вновь выданных лимитов размещения отходов от 30.06.2009 №4710 установлен с 30.06.2009.

Таким образом, в период с 27.05.2009 по 29.06.2009 у УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» отсутствовали оформленные в установленном порядке лимиты размещения отходов. Следовательно, во 2 квартале 2009 (34 дня) УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» осуществляло размещение отходов производства и потребления на полигоне ТБО г.Томска в отсутствии лимитов размещения отходов.

Согласно п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается .как сверхлимитная.

Согласно РД 19-02-2007 «Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» (утв. приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 №626) по результатам проведенной документальной проверки, при наличии оснований, плательщику должна быть доначислена сумма недоимки по плате и выставлено требование об ее уплате.

Управлением, в соответствии с РД 19-02-2007 «Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» на основании данных, представленных в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009, а именно, фактическом количестве размещенных УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» на полигоне ТБО г.Томска во 2 квартале 2009 отходов, был проведен перерасчет суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009.

Управлением проведен перерасчет размера платы за размещение отходов производства и потребления с учетом отсутствия у УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» оформленных в установленном порядке лимитов размещения отходов в период с 27.05.2009 по 29.06.2009, следовательно, в указанный период размер платы за размещение отходов производства и потребления определен как сверхлимитный. Расчет платы за размещение отходов выполнен за 3 периода: с 01.04.2009 по 26.05.2009 (период действия лимитов от 29.12.2007 №3891), с 27.05.2009 по 29.06.2009 (период отсутствия утвержденных лимитов), с 30.06.2009 по 31.07.2009 (период действия лимитов 30.06.2009 №4710).

С учетом доначислений, проведенных Управлением, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» составляет 10233489,11 руб., в том числе:

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 3438,33 руб.;

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами - 2587,53 руб.;

- за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - 453315,79 руб.;

- за размещение отходов производства и потребления - 9774147,46 руб.

Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Управлением было направлено требование УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» от 18.12.2009 №Т-23/2284 об уплате в добровольном порядке в течение месяца с момента получения требования задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 в размере 9838489,11 руб.: 10233489,11 руб. (плата за негативное воздействие на окружающую среду УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» за 2 квартал 2009 ПО данным Управления) - 395000,00 руб. (фактически уплачено УМЩ «Спецавтохозяйство г. Томска» за 2 квартал 2009 по состоянию на 16.12.2009).

По состоянию на 25.03.2010 УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009, указанная в требовании, частично погашена, остаток задолженности составляет: 9838489,11 руб. (задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду, указанная в требовании Управления) - 135 000,00 руб. (оплачено УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» после выставления требования) = 9703489,11 руб.

Бюджетным кодексом РФ поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду распределяется в бюджеты всех уровней в следующем порядке: 20% суммы направляются в федеральный бюджет согласно ст.51 БК РФ, 40% - в бюджеты субъектов РФ согласно ст.57 БК РФ и 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов согласно ст.62 БК РФ.

Далее, заявитель в своих пояснениях от 17.06.2010 года указал, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Согласно статье 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» «...негативное воздействие на окружающую среду является платным...», к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.

Статьей 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены основные понятия:

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Учитывая, что в процессе деятельности УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» образуются отходы производства и потребления, а также в силу того, что УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» является хозяйствующим субъектом (специализированной организацией), оказывающим услуги по транспортировке и размещению (захоронению) твердых бытовых отходов производства и потребления на полигоне ТБО г.Томска, в том числе отходов из жилищ и отходов, принятых для размещения (захоронения) от сторонних организаций (данный факт не оспаривается ответчиком), УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» обязано в силу положений статьи 22, статьи 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 11, статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации были установлены лимиты размещения отходов: от 29.12.2007 №3891, сроком действия до 26.05.2009 и лимиты размещения отходов от 23.06.2009 №4710 сроком действия с 23.06.2009 до 31.12.2009 для отходов 4 и 5 класса опасности, срок действия лимитов размещения отходов №4710 для отходов 5 класса опасности и трупов животных (4 класс опасности) установлен до 31.12.2010 (лимиты установлены для полигона ТБО г.Томска, расположенного в с.Ново-Михайловка).

При проверке расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» за 2 квартал 2009, Управлением было установлено, что при расчете платы за размещение отходов производства и потребления за 2 квартал 2009 УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» не учтено, что в период с 27.05.2009 по 22.06.2009 у ответчика отсутствовали оформленные в установленном порядке лимиты размещения отходов. Следовательно, во 2 квартале 2009 (27 дней) УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» осуществляло размещение отходов производства и потребления на полигоне ТБО г.Томска в отсутствие утвержденных лимитов размещения отходов.

Управлением в соответствии с РД 19-02-2007 «Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» на основании данных, представленных в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009, а именно, фактическом количестве размещенных УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» на полигоне ТБО г.Томска во 2 квартале 2009 отходов, был проведен перерасчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления с учетом отсутствия у УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» оформленных в установленном порядке лимитов размещения отходов в период с 27.05.2009 по 22.06.2009.

Исходя из отзыва на заявление о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 ответчик не оспаривает факт начисления Управлением платы за размещение отходов производства и потребления на основании данных о количестве размещенных УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» отходов производства и потребления, представленных в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 (не оспаривается количество фактически размещенных отходов производства и потребления).

Вместе с тем, ответчик признает, что «в указанный расчет были включены объемы отходов от организаций, размещающих отходы по заключенным с Ответчиком договорам подряда (муниципальным контрактам), по которым Ответчик принял на себя экономическую ответственность по перечислению платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» установлено два базовых норматива платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» «... в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Пунктом 5 указанного постановления установлено следующее:«плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент».

В соответствии с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации Управлением правомерно проведено доначисление платы за размещение отходов производства и потребления с применением пятикратного повышающего коэффициента к нормативам платы за размещение отходов производства и потребления в период отсутствия у УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» оформленных в соответствии с установленными требованиями лимитов размещения отходов.

Ссылка ответчика на отсутствие возможности применять к организациям-природопользователям, с которыми заключены договоры на вывоз и размещение отходов производства и потребления с учетом платы за негативное воздействие на окружающую среду, иные тарифы в период отсутствия у ответчика лимитов размещения отходов несостоятельна.

Возложение ответственности на предприятия и организации, ввиду несвоевременного получения УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» лимитов размещения отходов неправомерно.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Западно-Сибирское управление Ростехнадзора настаивает на том, что доначисления по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» произведены обоснованно, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, Западно-Сибирское управление Ростехнадзора в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 №95-ФЗ просит уменьшить размер исковых требований к УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» в связи с технической ошибкой, возникшей при установлении срока действия лимитов размещения отходов №4710 и частичной оплатой УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009.

Согласно письму от 23.06.2009 №6/1628, направленному в адрес УМП «Спецавтохозяйство г.Томска», Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области «О продлении лимитов размещения отходов» для УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для полигона ТБО в районе с.Ново-Михайловка (корректировка), лимиты размещения отходов выданы.

Учитывая, что срок действия лимитов размещения отходов для УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» №4710 установлен с 23.06.2009, Управлением произведен перерасчет размера задолженности УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 с учетом отсутствия лимитов размещения отходов в период с 27.05.2009 по 22.06.2009 (ранее Управлением проведено доначисление и выставлено требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду с учетом отсутствия утвержденных лимитов размещения отходов в период с 27.05.2009 по 29.06.2009).

По данным Управления размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» составляет 8514759,36 руб., в том числе:

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 3438,33 руб.;

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами - 2587,53 руб.;

- за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - 453315,79 руб.;

- за размещение отходов производства и потребления - 8055417,71 руб.

По данным Управления по состоянию на 16.06.2010 УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» в бюджеты всех уровней внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере: 395000,00 руб.(оплачено на момент выставления требования об уплате задолженности от 18.12.2009 №Т-23/2284) + 135 000,00 руб. (оплачено на момент подачи заявления от 25.03.2010 №Т-23/1379 в Арбитражный суд Томской области после выставления Управлением требования) + 50000,00 руб. (оплачено по состоянию на 28.04.2010 в процессе рассмотрения дела (заявлено ходатайством Управления об уменьшении суммы исковых требований от 28.04.2010 №Т-23/1802)) + 725 000,00 руб.(оплачено в период с 29.04.2010 по 16.06.2010) = 1305000,00 руб.

Таким образом, по состоянию на 16.06.2010, размер задолженности УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 с учетом доначислений Управления, составляет: 8514759,36 руб.(плата за негативное воздействие на окружающую, среду за 2 квартал 2009 согласно расчетам Управления) - 1305000,00 руб.(уплачено УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» за 2 квартал 2009) = 7209759,36 руб.

Далее, в пояснениях от 22.06.2010 года заявитель указал, что при расчете суммы доначислений УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а именно, за размещение отходов производства и потребления за 2 квартал 2009, Управление руководствовалось данными, представленными ответчиком в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009.

Управлением произведен перерасчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления за 2 квартал 2009 с учетом отсутствия у ответчика в период с 27.05.2009 по 22.06.2009 оформленных в установленном порядке лимитов размещения отходов.

Расчет платы за размещение отходов производства и потребления за 2 квартал 2009 был произведен за 3 периода:

- 1 период (56 дней) - с 01.04.2009 по 26.05.2009 (период действия лимитов размещения отходов от 01.01.2008 сроком действия до 26.05.2009);

- 2 период (27 дней) - с 27.05.2009 по 22.06.2009 (период отсутствия утвержденных в установленном порядке лимитов размещения отходов);

- 3 период (8 дней) - с 23.06.2009 по 30.06.2009 (период действия лимитов размещения отходов от 23.06.2009 сроком действия до 31.12.2010).

Количество фактически размещенных отходов производства и потребления во 2 квартале 2009 за каждый период принято как среднеарифметическое: количество фактически размещенного отхода по данным ответчика, представленным в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 / количество дней в квартале (91 день) умноженное на количество дней в каждом периоде.

Расчет фактически размещенных в каждом периоде отходов производства и потребления принят как среднеарифметическое исходя из того, что УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» является единственной организацией, на территории г.Томска, размещающей отходы на полигоне ТБО г.Томска. Вывоз и размещение (захоронение) отходов производства и потребления на полигоне ТБО г.Томска УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» производит ежедневно.

Управлением, на основании данных о фактически размещенных отходов производства и потребления, представленных в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009, произведено доначисление платы за размещение отходов производства и потребления с применением пятикратного повышающего коэффициента к нормативам платы за размещение отходов, фактически размещенных (захороненных) в период отсутствия утвержденных в установленном порядке лимитов размещения отходов - с 27.05.2009 по 22.06.2009 (27 дней).

Таким образом, сумма доначислений согласно расчетам Управления составляет: 8055417,71 руб. (размер платы за размещение отходов производства и потребления по данным Управления) - 1426173,97 руб. (размер платы за размещение отходов производства и потребления по данным УМП «Спецавтохозяйство г. Томска) = 6629243,74 руб.

По состоянию на 21.06.2010 размер задолженности УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 с учетом доначислений Управления и частичной уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009, начисленной УМП «Спецавтохозяйство г.Томска», составляет 7209759,36 руб.

Однако, окончательно взыскиваемая с ответчика сумма задолженности была уточнена заявителем в пояснениях от 24.06.2010 года, в которых заявитель указал, что в предыдущих уточнениях им не верно указана сумма оплаты по состоянию на 28.04.2010, а именно не учтено п/п от 28.04.2010 №487 на сумму 5000,00 руб.

Таким образом, по состоянию на 24.06.2010 размер задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» составляет: 8514759,36 руб. (размер платы за негативное воздействие на окружающую среду УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» по данным Управления) - 1350000,00 руб. (размер уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 УМП «Спецавтохозяйство г.Томска») = 7164759,36 руб., из них: 1432951,88 руб. в доход федерального бюджета, 2865903,74 руб. в доход областного бюджета и 2865903,74 руб. в доход бюджета г.Томска.

Не согласившись с требованиями заявителя в полном объеме, ответчик в отзыве на заявление указал, что ответчик признает задолженность в размере 1355515,62 руб. (по состоянию на 28.04.2010г.)

В период с 25.03.2010 по 28.04.2010 ответчик оплатил часть задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал в размере 50000 руб.

Требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009г. за размещение отходов в размере 8347973,49 рублей (сумма доначисленная заявителем) ответчик считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В своем письме от 28.10.2008 №14-07/6011 «О плате за размещение отходов производства и потребления» Ростехнадзор разъяснил что, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты подземные водные объекты и на водосборные площади, а также размещение отходов производства и потребления.

Порядок определения платы и' ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 №632.

При расчете платы за размещение отходов необходимо руководствоваться следующим.

Статьей 4 Федерального закона от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть передано другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

Наличие договора на вывоз отходов со специализированными организациями не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

Аналогичный вывод был сделан Ростехнадзором в письме от 27.04.2007 №04-09/455 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», где также указывалось, что обязанности по внесению платы возникают у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

В случае если договор, заключенный со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами, предусматривает переход права собственности на отходы, все права на данные отходы и обязанности по внесению платы возникают у нового собственника отходов, то есть у специализированной организации.

Кроме того, согласно письму Госкомэкологии от 17.01.1997 №14-07/32 организации, осуществляющие сбор и транспортировку ТБО, не являются природопользователями. Они могут принять на себя экономическую ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, образовавших отходы.

Ответчик в 2009г. осуществлял деятельность по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов от физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договоров подряда на выполнение работ по вывозу и захоронению ТБО (захоронению ТБО по талонам и с использованием пластиковых карт). Указанные договоры не предусматривали переход права собственности на отходы к подрядчику, не являлись договорами на конечное размещение отходов. При этом по отдельным договорам при расчете стоимости оказываемых услуг применялся тариф, включающий плату за размещение отходов.

Таким образом, ответчик, не принимая отходы в собственность, принял на себя экономическую ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, образовавших отходы.

Также следует учитывать, что в соответствии со ст.23 Федерального закона от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата взимается за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Исходя из указанных положений законодательства Ростехнадзор в своем письме от 28.08.2006г. №04-09/599 сделал вывод о том, что жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с опасными отходами, отходы, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования как юридического лица, что создает последующую обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Данный вывод подтверждается положениями Федеральных законов «Об отходах производства и потребления» (ст.13), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 №131-ФЗ) (ст.14 - 16).

Согласно п.4 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с п.3.3 Устава УМП «Спецавтохозяйство г.Томска», регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) Предприятия осуществляются в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами Томской области и г.Томска.

Решения Томской городской Думы, постановления и распоряжения Мэра города. Администрации г.Томска, решения Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью и Уполномоченного отраслевого органа, принятые в пределах своей компетенции, являются обязательными для предприятия.

Постановление Мэра города Томска от 30.12.2008 №1057 «Об утверждении тарифов на отдельные услуги УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» для ответчика были установлены тарифы на вывоз и захоронение отходов от населения и организаций, формирующих плату за содержание и ремонт жилого помещения для населения (приложение №1 к постановлению).

В том числе был утвержден тариф, включающий плату за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов).

Ответчик признает наличие задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, но только в пределах сумм денежных средств, собираемых по договорам подряда на выполнение работ по вывозу и захоронению ТБО в соответствии с установленными тарифами.

Собрать и перечислить сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом доначисления, сделанного Заявителем (с применением пятикратного повышающего коэффициента) не представляется возможным, т.к. данные суммы не были заложены в тариф.

Ответчик не имел возможности в период отсутствия утвержденных лимитов размещения отходов, применять иные тарифы, заложив в них суммы платы за негативное воздействие с учетом применения пятикратного повышающего коэффициента.

УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по захоронению ТБО, тем самым занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по вывозу и захоронению ТБО в границах города Томска. Указанное обстоятельство не позволило Ответчику приостановить деятельность по захоронению ТБО в период отсутствия лимитов размещения отходов.

Всего за 2-ой квартал 2009г. ответчику перечислялась плата за размещение отходов в рамках 1135 договоров, а также муниципальных контрактов.

В целях исполнения обязанностей по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду ответчик представил в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года (per. №0355/4к от 27.08.2009 года) выполненный по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007г. №204 (в ред. приказа Ростехнадзора от 27.03.2008г. №1820). В указанный расчет были включены объемы отходов от организаций, размещающих отходы по заключенным с ответчиком договорам подряда (муниципальным контрактам), по которым ответчик принял на себя экономическую ответственность по перечислению платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах сумм, установленных договорами.

Согласно представленным расчетам размер платы за размещение отходов УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» за 2 квартал 2009 года составил 1426173,97 руб., из них:

- 766,77 руб. за размещение отходов, собственником которых является ответчик;

- 1425407,20 руб. за размещение отходов, вывезенных и захороненных по договорам подряда, собственниками которых в соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» являются собственники сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора в соответствии с возложенными на него функциями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду была проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы.

Ссылаясь на то, что в период с 27.05.2009 г. по 29.06.2009 г. (34 дня) ответчик не имел оформленных в установленном порядке лимитов размещения отходов, заявитель согласно п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. №632) произвел расчет платы с учетом того, что за период с 27.05.2009 года по 29.06.2009 год размещение отходов являлось сверхлимитным (доначислил плату за размещение отходов в размере 8347973,49 руб.).

Ответчик считает указанные действия заявителя неправомерными, т.к. ответчик принял на себя экономическую ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, образовавших отходы.

Возложение на ответчика обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду сверх сумм, уплачиваемых лицами размещающими отходы (собственниками отходов) по договорам подряда на вывоз и захоронение ТБО (договорам на захоронение по талонам, по пластиковым картам), ответчик считает незаконным.

Согласно ст.18 Федерального закона от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Как было указано выше, ответчик не является собственником отходов, вывозимых и захораниваемых по договорам подряда, следовательно, не является лицом размещающим отходы (природопользователем).

Таким образом, масса отходов, вывозимая и захораниваемая по договорам подряда, не могла быть учтена, как сверхлимитная, т.к. ответчик не является лицом, в результате хозяйственной деятельности которого образовались отходы, следовательно, не обязан получать лимиты на размещение указанных отходов.

Ответчик считает, что применение пятикратного повышающего коэффициента возможно только в отношении отходов, размещаемых непосредственно ответчиком, т.е. отходов, собственником которых ответчик является в случае отсутствия у него оформленного в установленном порядке разрешения на размещение отходов.

Таким образом, Западно-Сибирское управление Ростехнадзора могло произвести корректировку платы только за размещение отходов, которые были образованы непосредственно УМП «Спецавтохозяйство г.Томска».

УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» не имело возможности своевременно утвердить лимиты размещения отходов и избежать разрыва между сроком действия старых и началом действия новых лимитов.

Согласно п.13 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 №461, лимиты на размещение опасных отходов устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Таким образом, срок действия прежних лимитов размещения отходов от 29.12.2007г. №3891 истек 26.05.2009 г., т.к. истек срок действия лицензии от 26.05.2004 №70М04/0012/Л.

Согласно п.7 указанных Правил, для установления лимитов на размещение отходов в уполномоченный орган должна быть предоставлена копия соответствующей лицензии.

Новая лицензия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов получена УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» 25.05.2009г.

При этом УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» предприняло все зависящие от него меры, направленные на своевременное получение лицензии, а соответственно и лимитов.

Заявление УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» о предоставлении лицензии (исх. №231/10-17 от 19.02.2009г.) было получено Управлением Ростехнадзора по Томской области 24.02.2009г.

Согласно ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии.

02.04.2009г. было получено уведомление №000998 об отказе в предоставлении лицензии. Причина отказа: «несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям» (согласно акту №076/Л проверки возможности выполнения соискателем лицензионных требовании и условий от 26.03.2009г. старый полигон - переполнен, новый - не достроен).

УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» является предприятием эксплуатирующим полигоны ТБО, не осуществляет их строительство и не несет ответственность за своевременную сдачу объектов полигона в эксплуатацию.

Таким образом, отсутствие у предприятия возможности выполнения лицензионных требований на момент подачи документов на предоставление лицензии, было вызвано объективными причинами, не зависящими каким-либо образом от действий (бездействия) предприятия.

О сложившейся ситуации были сразу же уведомлены соответствующие органы, от которых зависела возможность получения предприятием лицензии. Были направлены письма в Департамент дорожного строительства и благоустройства администрации г.Томска, Департамент недвижимости Администрации г.Томска (исх. №517/01-07 от 02.04.2009г.), Мэру г.Томска (исх. №713/10-17 от 24.04.2009г.).

Ответчик отмечает, что на момент предоставления лицензионных материалов состояние существующего полигона ТБО позволяло продолжить захоронение отходов по высотной схеме. Ограничений по общей вместимости полигона ТБО в районе с.Ново-Михайловка предусмотрено не было. Указанный факт был подтвержден актом обследования полигона ТБО в районе с.Ново-Михайловка от 09.04.2009г., составленным по результатам комиссионного обследования полигона с участием представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по Томской области.

Также, был подготовлен и согласован с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды по Томской области расчет вместимости полигона, который обосновывал возможность дальнейшей работы на старом полигоне.

После устранения замечаний, указанных в акте проверки возможности выполнения соискателем лицензионных требовании и условий №076/Л от 26.03.2009г. в Ростехнадзор 08.05.2009г. было повторно подано заявление о предоставлении лицензии (исх. №785/10-17 от 07.05.2009).

12.05.2009г. в Управление Ростехнадзора по Томской области было направлено письмо-отчет (исх. №793/10-17) об устранении несоответствий лицензионным требованиям, с просьбой выдать лицензию с учетом фактического состояния полигонов и разрешить работу на старом полигоне на основании расчета вместимости старого полигона.

20.05.2009г. Департамент дорожного строительства и благоустройства Администрации г.Томска направил в адрес Ростехнадзора письмо с просьбой принять данный расчет за основу (исх. №1689 от 20.05.2009г.).

25.05.2009г. Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области была выдана лицензия №ОТ-62-000681 (70) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

После чего 26.05.2009г. в Ростехнадзор было направлено письмо о продлении лимитов размещения отходов (исх. №861/10-17).

Согласно п.10 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение принимается органом Ростехнадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема документов.

Подать документы за 30 рабочих дней до дня истечения срока действия прежних лимитов УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» не имело возможности.

Письмом №6/1628 от 23.06.2009г. Управление Ростехнадзора по Томской области уведомило УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Исходя из указанного письма следует, что уже 23.06.2009г. лимиты были утверждены, однако срок действия лимитов №4710, выданных взамен лимитов №3891 был установлен с 30.06.2009г.

В указанной ситуации считаем, что Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области неправомерно установило срок действия лимитов с 30.06.2009г.

Таким образом, размещение отходов в период с 23.06.2009г. по 29.06.2009г. не может являться сверхлимитным.

Согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Лимиты №4710 от 30.06.2009г. были выданы на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» №387 Д от 20.07.2007г. Проект был скорректирован с учетом расчета вместимости полигона. Указанный расчет включал в себя размещение отходов на полигоне в районе с.Ново-Михайловка на протяжении всего 2009г., в том числе в период с 27.05.2009 по 29.06.2009г. В корректировке проекта в таблицах «Годовые нормативы размещения отходов производства и потребления (2009г.)» и «Годовые нормативы размещения отходов производства и потребления (2010г.)» указаны годовые нормативы размещения отходов (л.7-11 корректировки проекта), которые были включены в предложение по лимитам на размещение отходов (л.14-16 корректировки проекта).

На основании предоставленной корректировки проекта (предложения по лимитам на размещение отходов) были выданы лимиты №4710 от 30.06.2009г., которые фактически являются разрешением на размещение всего объема отходов, который УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» принимало от организаций и населения по договорам подряда, стоимость которых была рассчитана по тарифу, включающему плату за негативное воздействие на окружающую среду, в течение всего 2009г., что прямо указано в приложении к лимиту.

Таким образом, фактически сверхлимитного размещение отходов в период с 27.05.2009г. по 29.06.2009г. нет - вся масса отходов укладывается в расчетную вместимость и выданные лимиты.

Согласно сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2009г. по форме №2-ТП (отходы), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.07.2002 №157, в 2009г. УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» образовало и приняло отходов из других организаций в объемах, не превышающих объемы, установленные лимитами.

Далее, в пояснениях по делу от 22.06.2010 года ответчик указал, что заявителем был уменьшен размер исковых требований (произведен перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2010г.) в связи с допущенной при выдаче лимитов №4710 технической ошибкой и неверным указанием срока выдачи лимитов.

Таким образом, период отсутствия лимитов составил 27 календарных дней (с 27.05.2009г. по 22.06.2009г.). За указанный период расчет платы был произведен с применением пятикратного повышающего коэффициента. Объем отходов, размещенных за указанный период, был определен расчетным путем. Ответчик не оспаривает указанный способ определения объема отходов, размещаемых в том или ином периоде, т.к. определить объемы отходов, фактически размещенных в период наличия и отсутствия лимитов, не представляется возможным.

Однако, ответчик обращает внимание суда на то, что лимиты №4710 от 23.06.2009г., фактически являются разрешением на размещение всего объема отходов, который УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» принимало от организаций и населения по договорам подряда, стоимость которых была рассчитана по тарифу, включающему плату за негативное воздействие на окружающую среду, в течение всего 2009г., что прямо указано в приложении к лимиту.

Таким образом, фактически сверхлимитного размещение отходов в период с 27.05.2009г. по 22.06.2009г. нет - вся масса отходов укладывается в расчетную вместимость и выданные лимиты.

Согласно сведениям об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2009г. по форме №2-ТП (отходы), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.07.2002 №157, в 2009г. УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» образовало и приняло отходов из других организаций в объемах, не превышающих объемы, установленные лимитами.

Таким образом, задолженность, признаваемая ответчиком (без учета доначисления), по состоянию на 21.06.2010г. составляет 535515,62 руб. (по состоянию на 16.06.2010г. сумма задолженности, признаваемая ответчиком, составляла 575515,62 руб., 18.06.2010г. и 21.06.2010г. была произведена оплата по платежным поручениям №248 на сумму 20000 руб. и №278 ка сумму 20000 руб.).

Сумма платы доначисленная заявителем в размере 6629243,74 руб. (8055417,71 руб. (сумма платы за размещение отходов согласно расчетам заявителя, с учетом пятикратного повышающего коэффициента) - 1426173,97 руб. (сумма платы за размещение отходов согласно расчетам УМП «Спецавтохозяйство г.Томска», без учета повышающего коэффициента) ответчиком не признается.

Далее, в пояснениях от 24.06.2010 года ответчик указал, что заявителем был произведен расчет платы за размещение отходов производства и потребления за 2 квартал 2009г. с учетом отсутствия у ответчика в период с 27.05.2009 по 22.06.2009 оформленных в установленном порядке лимитов размещения отходов. Объем отходов в расчете был принят как среднеарифметическое (весь объем размещенных во 2 квартале 2009г. отходов / количество дней в квартале умноженное на количество дней в период наличия и отсутствия лимитов).

Ответчик считает, что заявитель правомерно произвел расчет объема отходов указанным образом и согласен с представленным расчетом.

Как следует из материалов дела, Западно-Сибирское управление Ростехнадзора, проверив полученный 25.08.2009 от УМП " Спецавтохозяйство г.Томска " расчет платы на сумму 1885515,62 рублей за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года, произвел доначисление платы в размере 8347973 рубля 49 копеек, ссылаясь на отсутствие в период с 27.05.2009 года по 29.06.2009 года оформленных в установленном порядке лимитов размещения отходов.

Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора было направило в адрес УМП " Спецавтохозяйство г.Томска " требование от 18.12.2009 года №Т-23/2284 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года.

В данном требовании заявитель указал, что УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года в размере 9838489,11 рублей (по состоянию на 16.12.2009 года).

УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» представило в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года (per. №0355/4к от 27.08.2009 года), выполненный по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007г. №204 (в ред. приказа Ростехнадзора от 27.03.2008г. №182).

Согласно представленным расчетам размер платы УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» за 2 квартал 2009 года составляет 1885515,62 рублей, в том числе:

- за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников 3438,33 рублей;

-за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников 2587,53 рублей;

- за сбросы загрязняющих веществ 453315,79 рублей;

- за размещение отходов 1426173,97 рублей.

Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора в соответствии с возложенными на него функциями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду была проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы.

При проверке расчетов установлено, что размер платы за размещение отходов на полигоне ТБО г.Томска определен как за размещение отходов в пределах установленных лимитов.

УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» во 2 квартале 2009 года имело лимиты размещения отходов на полигоне ТБО г.Томска №3891 сроком действия с 01.01.2008 года по 26.05.2009 года и №4710 сроком действия с 30.06.2009 года по 31.12.2010 года.

Таким образом, за период с 27.05.2009 года по 29.06.2009 года УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» не имело оформленных в установленном порядке лимитов размещения отходов. Следовательно, во 2 квартале 2009 года 34 дня УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» осуществляло размещение отходов на полигоне ТБО г.Томска в отсутствии лимитов размещения отходов.

Согласно п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. №632) в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора на основании сведений о фактически размещенных за 2 квартал 2009 года отходах, представленных УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» в расчете платы, в соответствии с действующим законодательством был проведен расчет платы с учетом того, что за период с 27.05.2009 года по 29.06.2009 года размещение отходов являлось сверхлимитным.

Расчет платы за размещение отходов выполнен за 3 периода: с 01.04.2009 года по 26.05.2009 года (период действия лимитов №3891), с 27.05.2009 года по 29.06.2009 года (период отсутствия лимитов), 30.06.2009 года (период действия лимитов №4710).

Согласно расчету Управления, размер платы за размещение отходов УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» за 2 квартал 2009 года составляет 9774147,46 рублей.

Таким образом, Управлением доначислена плата за размещение отходов в размере 8347973,49 рублей (9774147,46 – 1426173,97).

С учетом доначислений Управления, размер платы за негативное воздействие на окружающую среду УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» за 2 квартал 2009 года равен 10233489,11 рублей.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. №557 установлены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду. Установленный срок уплаты по итогам отчетного квартала - не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом.

УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» по состоянию на 16.12.2009 года в бюджеты всех уровней внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года в размере 395000 рублей.

Таким образом, размер задолженности составляет 9838489,11 рублей.

УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» предложено заявителем в течение месяца с момента получения настоящего требования перечислить задолженность в полном объеме на соответствующий счет Управления федерального казначейства по Томской области, а в случае отсутствия оплаты в указанный срок задолженности ответчик был предупрежден о том, что она будет взыскана в судебном порядке.

Поскольку УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» не уплатило в добровольном порядке сумму задолженности в полном объеме, Западно-Сибирское управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При этом, в ходе рассмотрения дела, заявитель уточнил сумму задолженности, как в связи с частичной оплатой заявителем признаваемой им части задолженности, так и в связи с перерасчетом доначисленной суммы задолженности.

Таким образом, на день рассмотрения судом данного дела требования заявителя составляют 7164759 рублей 36 копеек, из них 535515 рублей 62 копейки составляет плата исчисленная самим ответчиком и признаваемая им как неуплаченная задолженность; 6629243 рубля 74 копейки составляет задолженность по плате доначисленная заявителем ответчику в связи с отсутствием у него лимитов на размещение отходов в период с 27.05.2009 года по 22.06.2009 года ( 27 дней), то есть за эти дни расчетные суммы, представленные ответчиком были увеличены в 5 раз, как за сверхлимитное размещение отходов.

Вышеуказанный период отсутствия лимитов на размещение отходов у ответчика подтверждается материалами дела \ л.д. 74-81 т.1, л.д.82-85,т.1; л.д.50,т.2 \ и не оспаривается ответчиком. 

При этом, при проиводстве расчета доначисленной суммы количество размещенных отходов было принято заявителем равным в течение всех дней 2 квартала 2009 года, что признал обоснованным и ответчик в своих пояснениях от 22.06.2010 года и от 24.06.2010 года.

Суд, проанализировав вышеизложенные доводы сторон, материалы дела, считает, требование заявителя о взыскании с УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года в размере 7164759 рублей 36 копеек, в том числе: 1432951 рубль 88 копеек в доход федерального бюджета; 2865903 рубля 74 копейки в доход областного бюджета; 2865903 рубля 74 копейки в доход бюджета г.Томска, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд исходит из следующих оснований.

Согласно ст.16 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года, негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и   потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Западно-Сибирское управление Ростехнадзора или Управление) является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Западно-Сибирское управление Ростехнадзора создано на основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.04.2009 №309 путем переименования Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому Федеральному округу, и реорганизации Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Томской области и Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Омской области в форме присоединения к Западно-Сибирскому управлению Ростехнадзора.

В соответствии с п.4.10 Положения о Западно-Сибирском управлении Ростехнадзора, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.06.2009 №581 Западно-Сибирское управление Ростехнадзора осуществляет администрирование поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «О наделении территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета» от 30.12.2009 №1070 на Западно-Сибирское управление Ростехнадзора возложены полномочия администратора доходов федерального бюджета по кодам отходов федерального бюджета бюджетной классификации Российской Федерации, в том числе администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «О наделении территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетными полномочиями главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» от 30.12.2009 №1067 на Западно-Сибирское управление Ростехнадзора на подведомственной ему территории возложены бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Администраторы доходов на соответствующей территории осуществляют следующие функции:

- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; .

- взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов;

- доведение до плательщиков реквизитов счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, для учета соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним) и порядка заполнения платежных поручений на перечисление в бюджет соответствующих платежей (пеней и штрафов по ним).

Согласно п.6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением правительства от 28.08.1992г. №632), в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Согласно РД 19-02-2007 «Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007г. № 626), по результатам проведенной документальной проверки, при наличии оснований, плательщику должна быть доначислена сумма недоимки по плате и выставлено требование об ее уплате.

Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора на основании сведений о фактическом количестве размещенных УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» на полигоне ТБО г.Томска во 2 квартале 2009 отходов, был проведен перерасчет суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009.

Расчет платы указан в вышеназванном заявлении и пояснениях заявителя, при этом сам порядок расчета не оспаривается ответчиком.

Расчет произведен в соответствии с Приложением 1 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды».

Так, согласно п.1.3, плата за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Бюджетным кодексом РФ \ далее – БК РФ \ поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты предусмотрено: 20% суммы направляются в федеральный бюджет согласно ст.51 БК РФ; 40% - в бюджеты субъектов РФ согласно ст. 57 БК РФ; 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов согласно ст.62 БК РФ.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) установлены основные понятия, согласно которых, размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов -специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно ст.19 Закона №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории».

Материалами дела подтверждается, что в рамках деятельности УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» в период с 27.05.2009 года по 22.06.2009 года размещала отходы без утвержденных в установленном порядке лимитов размещения отходов.

Данный факт не оспаривается ответчиком и подтвержден собственными расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года, имеющимся в материалах дела и представленным ответчиком в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора.

Законодательство не ставит обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в зависимость от того кто являлся собственником отходов.

Поскольку деятельность УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» по размещению (захоронению) отходов производства и потребления подпадает под понятие «размещение» отходов, то УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» воздействовало на окружающую среду, следовательно, в соответствии со ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязано производить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов производства и потребления.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 года  №284-О подтверждена юридическая сила Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года №632, которое сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Согласно названному определению Конституционного Суда Российской Федерации плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

Довод ответчика об отсутствии у него обязанности внесения платежей за размещенные отходы, поскольку оно не является собственником таких отходов, а только собирает их от непосредственных собственников и вывозит с территории города не имеет нормативно-правового обоснования.

Согласно п.6 Постановления Пленума ВАС РФ от 21.10.1993 года №22 в редакции Постановления Пленума Вас РФ от 10.04.2000 года №4, выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека (пункт 3 статьи 45 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").

При рассмотрении споров следует иметь в виду, что данное разрешение является основанием для взимания с природопользователей платежей за нормативное и сверхнормативное пользование природными ресурсами.

Вместе с тем отсутствие у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, захоронение отходов не освобождает его от обязанности внесения соответствующих платежей. Согласно пункту 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992г. №632, в таком случае вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата определяется на основании пункта 5 названного Порядка.

Таким образом, вывод суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также основан на правильном применении норм действующего законодательства.

Доводы ответчика не принимаются судом, так как они не соответствуют как материалам дела, так и действующему законодательству.

Исходя из изложенного, суд считает необходимым взыскать с УМП «Спецавтохозяйство г.Томска», задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года в размере 7164759 рублей 36 копеек, в том числе: 1432951 рубль 88 копеек в доход федерального бюджета; 2865903 рубля 74 копейки в доход областного бюджета; 2865903 рубля 74 копейки в доход бюджета г.Томска.

В соответствии со ст. ст. 102, 110 АПК РФ, с с УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 58823 рубля 80 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.102, 110, 167 – 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Унитарного муниципального предприятия «Спецавтохозяйство г.Томска», зарегистрированного Муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата» 16.11.1993 года за №4850р/4213 и ИФНС России по г.Томску 06.11.2002 года за ОГРН 1027000880323, расположенного по адресу: г.Томск, пр. Комсомольский, 66, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2009 года в размере 7164759 рублей 36 копеек, в том числе: 1432951 рубль 88 копеек в доход федерального бюджета; 2865903 рубля 74 копейки в доход областного бюджета; 2865903 рубля 74 копейки в доход бюджета г.Томска, а также государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 58823 рубля 80 копеек.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель - УФК по Томской области (Западно-Сибирское управление Ростехнадзора); ИНН/КПП - 5406352299/540601001;

Р/с - №40101810900000010007 в ГРКЦ ГУ Банка России по Томской области, г. Томск, БИК-046902001; КБК - 498 1 12 01000 01 0000 120; ОКАТО-69401000000.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

                  Судья                                                                             О.В. Захаров.