ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-2580/14 от 10.11.2014 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                            Дело №А67-2580/2014

Арбитражный суд Томской области в составе судьи А.В. Хлебникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.А. Трушевой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Главного управления МЧС России по Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания №11" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о разрешении разногласий при заключении государственного контракта энергоснабжения

при участии судебном заседании:

от истца: ФИО1, по доверенности от 11.06.2013г. №1-1-26-1503

от ответчика: ФИО2, по доверенности от 20.05.2014г. №03-03/307 ТФ

У С Т А Н О В И Л:

          Главное управление МЧС России по Томской области (далее – Управление МЧС) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания №11" (далее - ОАО "ТГК №11") о разрешении разногласий при заключении государственного контракта энергоснабжения.

          Определением от 23.04.2014г. исковое заявление принято к производству.

          В дополнении к отзыву ответчик не возражал против исключения п. п. 2.2.3., 2.2.4., 6.8., 6.9., 9.3. государственного контракта; пункты 2.2.1., 3.1.15., 3.1.16., подпункты "г", "е" п. 6.3., п. 6.6 ответчик просит принять в редакции энергоснабжающей организации.

          Определением от 13.10.2014г. судебное разбирательство в судебном заседании отложено на 10.11.2014г. в 15 час. 30 мин.

          В судебном заседании представитель истца заявил об отказе от иска в части требования об урегулировании разногласий по пп. "е" п. 6.3. в редакции истца при заключении государственного контракта энергоснабжения №4463 от 31.12.2013г., о чем представил письменное заявление, в котором также указано на согласие с предложенной ответчиком редакцией п. 3.1.15. государственного контракта энергоснабжения №4463 от 31.12.2013г.; в остальной части представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

          Представитель ответчика поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве и дополнениях к нему. В дополнительных возражениях, представленных в судебном заседании, ответчик уточнил содержание п. 2.2.1. контракта и просил принять его в следующей редакции: "Вводить частичное или полное ограничение режима потребления тепловой энергии в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 97 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808".

          Представитель истца против указанной редакции возражал, считает, что п. 2.2.1. в указанной редакции подлежит исключению из текста государственного контаркта.

          Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

          16.12.2013г. Главное управление МЧС России по Томской области обратилось в Томский филиал ОАО "ТГК №11" с просьбой заключить контракт на теплоснабжение здания Главного Управления по адресу: <...> (л. д. 70 т. 1).

          ОАО "ТГК №11" был подготовлен государственный контракт энергоснабжения №4463 от 31.12.2013г. на поставку тепловой энергии и горячей воды (л. д. 13-26 т. 1).

          При заключении контракта между Управлением МЧС и ОАО "ТГК №11" возникли разногласия, которые стороны предприняли попытку урегулировать, что подтверждается протоколом разногласий к государственному контракту энергоснабжения №4493 от 31.12.2013г., протоколом согласования разногласий от 06.03.2014г., протоколом урегулирования разногласий от 20.03.2014г. (л. д. 27-68 т. 1).

          В связи с отсутствием соглашения по редакции п. п. 2.2.1., 2.2.3., 2.2.4., 3.1.15., 3.1.16., пп. "г" п. 6.3., пп. "е" п. 6.3., п. п. 6.6., 6.8., 6.9., 9.3. государственного контракта энергоснабжения №4493 от 31.12.2013г., Управление МЧС обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

          Рассмотрев спор, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по существу заявленных требований.

          Ответчик в дополнении к отзыву согласился исключить из содержания государственного контракта п. п. 2.2.3., 2.2.4., 6.8., 6.9., 9.3. (л. д. 121-125 т. 1).

          Суд, исходя из принципа свободы договора (ст. 1, ст. 421 ГК РФ), учитывая, что исключение названных условий не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, считает возможным исключить п. п. 2.2.3., 2.2.4., 6.8., 6.9., 9.3. государственного контракта энергоснабжения №4463 от 31.12.2013г.

          По указанным основаниям, а также принимая во внимание, что предложенная ответчиком редакция п. 3.1.15. государственного контракта энергоснабжения №4463 от 31.12.2013г. не противоречит закону, суд считает возможным принять п. 3.1.15. контракта в редакции ответчика: "При превышении договорной величины максимальной тепловой нагрузки объекта, указанной в приложении №1 настоящего контракта, абонент обязан оплатить объем потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органами исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов".

          Разногласия по п. п. 2.2.1.; 3.1.16; пп. "г" п. 6.3., п. 6.6. государственного контракта не были урегулированы сторонами.

          В соответствии со ст. 421 ГК РФ и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

          Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров.

          В соответствии со ст. 445, 446 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

          Статьей 446 ГК РФ предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случаях, если спор возник при заключении публичного договора, к числу которых в силу ст. 426 ГК РФ относится договор энергоснабжения.

          Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

          В силу ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, в том числе бюджетным учреждением.

          Согласно п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

          Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

          Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010г. №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).

          Согласно п. 2 ст. 13 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

          Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808 были утверждены Правила "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации" (далее - Правила №808).

          Правила №808 устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров (п. 1).

          Согласно п. 21 Правил №808 договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия:

          - договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;

          - величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

          - сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;

          - ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;

          - ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

          - обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

          - порядок расчетов по договору;

          - порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;

          - объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;

          - объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).

          К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.

          Согласно тексту п.2.2.1. контракта энергоснабжающая организация (ответчик) предлагает заключить его в следующей редакции: Вводить частичное или полное ограничение режима потребления тепловой энергии в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 97 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808.

          Абонент (истец) полагает данный пункт подлежащим исключению из текста контракта.

          В обоснование своей позиции истец ссылается на то обстоятельство, что МЧС России включено в Перечень Федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Главное управление МЧС России является территориальным органом МЧС России, входит в систему МЧС России и обеспечивает, в том числе пожарную безопасность и безопасность на водных объектах на территории Томской области. Запрет на ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды)воинскимчастям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, входит в число мер по поддержанию и готовности сил и средств обеспечении безопасности и введен указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995г. №1173.

          Согласно абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

          Статья 523 ГК РФ устанавливает право на односторонний отказ от исполнения договора поставки или одностороннее его изменение в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

          Установление порядка введения ограничения режима потребления энергоресурса, определение социально значимых категорий потребителей и особенностей введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя в силу ст. 22 Закона о теплоснабжении отнесено к компетенции Правительства РФ.

          Из пунктов 95-96 Правил №808 следует, что в отношении объектов, принадлежащих социально значимым категориям потребителей (в том числе объекты МЧС), используемых для непосредственного выполнения социально значимых функций, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, детально урегулированный в п. 97 Правил №808.

          Так, в п. 96 Правил №808 к социально значимым категориям потребителей, в отношении которых применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, указано Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом специальный порядок ограничения (прекращения) теплоснабжения социально значимых категорий потребителей применяется в отношении тех объектов потребителей, которые используются для непосредственного выполнения социально значимых функций.

          На установление действующим законодательством порядка введения ограничения энергопотребления указано в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2014г. №ВАС-19011/13, где также разъяснено соотношение названных Правил и положений указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995г. №1173.

          Поскольку предложенная ответчиком редакция п. 2.2.1. контракта основана на требованиях действующего законодательства (ст. 22 Закона о теплоснабжении, п. п. 95-97 Правил №808), доводы истца об исключении спорного пункта из условий государственного контракта энергоснабжения №4493 от 31.12.2013г. подлежат отклонению. При этом суд учитывает, что введение ответчиком соответствующих ограничений должно совершаться в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, а наличие названного условия в тексте государственного контракта не нарушает прав и охраняемых законом интересов истца.

          В этой суд считает возможным принять п. 2.2.1. контракта в редакции ответчика: "Вводить частичное или полное ограничение режима потребления тепловой энергии в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 97 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808".

          Ответчик предложил п. 3.1.16. изложить в следующей редакции: "В случае отключения абонентом без согласования с ЭСО систем теплопотребления в отопительном периоде и (или) горячего водоснабжения в межотопительном периоде, а также при снижении потребления абонентом договорной величины количества тепловой энергии путем отключения (не включения) абонентом систем теплоснабжения по видам теплопотребления (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение), абонент возмещает ЭСО расходы, связанные с производством и подачей тепловой энергии в объеме, рассчитанном по нагрузкам согласно Приложению №1. Величина возмещения определяется исходя из размера условно-постоянных затрат ЭСО в себестоимости производства и передаче тепловой энергии и равна 397,18 руб./Гкал (без НДС), умноженной на количество тепловой энергии, рассчитанное исходя из договорной отключенной (не включенной) нагрузки с учетом фактической среднемесячной температуры наружного воздуха. Положение данного пункта не применяется в случаях снижения потребления тепловой энергии, вызванного внедрением мероприятий по энергосбережению, с предоставлением в ЭСО расчетов, выполненных лицензированной организацией, а также в результате аварий, стихийных бедствий и др. форс-мажорных обстоятельств. Изменение ставки условно-постоянных расходов на тепловую энергию не требует дополнительного согласования с абонентом".

          Истец с предложенной редакцией не согласился, считает указанный пункт подлежащим исключению на основании ст. ст. 539, 541, 544 ГК РФ. По мнению истца, если стороны не оговорили в контракте порядок несения абонентом расходов перерасход или недоиспользование энергии, то использованная энергия оплачивается абонентом в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.

          По мнению ответчика, предложенная им редакция спорного пункта договора соответствует ст. 16 Федерального закона "О теплоснабжении", п. 135 Правил №808.Плата за поддержание резервной мощности - это стоимость расходов, которые несет ЭСО при производстве тепловой энергии в случае отключения абонентом без согласования с энергоснабжающей организацией систем теплопотребления, а также снижения потребления договорной величины. Плата за поддержание резервной мощности является экономически обусловленной, определяющейся на основании соответствующего расчета расхода ЭСО, в частности на закупку материалов, выполнение работ и услуг производственного характера, оплату труда персонала, амортизацию и т.д.

          В соответствии с п. 2 ст. 541 ГК РФ договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

          Согласно правовой позиции, изложенной в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014г. №16 "О свободе договора и ее пределах", при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора. Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.

          Согласно п. 135 Правил №808 потребители, подключенные к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловую энергию (мощность), теплоноситель по договору теплоснабжения и не осуществившие отсоединение принадлежащих им теплопотребляющих установок от тепловой сети в целях сохранения возможности возобновления потребления тепловой энергии при возникновении такой необходимости, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым тарифам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

          В соответствии со ст. ст. 13 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловой энергии (мощности), теплоносителя по договору теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 16 настоящего Федерального закона.

          Согласно п. 2 ст. 16 Закона о теплоснабжении плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности подлежит регулированию для отдельных категорий социально значимых потребителей, перечень которых определяется основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и устанавливается как сумма ставок за поддерживаемую мощность источника тепловой энергии и за поддерживаемую мощность тепловых сетей в объеме, необходимом для возможного обеспечения тепловой нагрузки потребителя.

          Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. №1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" установлено, что плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается органами регулирования в соответствии с методическими указаниями для категорий (групп) социально значимых потребителей, предусмотренных пунктом 115 настоящего документа, если указанные потребители не потребляют тепловую энергию, но не осуществили отсоединение принадлежащих им теплопотребляющих установок от тепловой сети в целях сохранения возможности возобновить потребление тепловой энергии при возникновении такой необходимости (п. 112).

          В соответствии с п. 113 постановления Правительства РФ №1075плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается органами регулирования за услуги, оказываемые: а) регулируемыми организациями, мощность тепловых источников и (или) тепловых сетей которых используется для поддержания резервной мощности в соответствии со схемой теплоснабжения, - для оказания указанных услуг единой теплоснабжающей организации; б) единой теплоснабжающей организацией в зоне ее деятельности - для оказания таких услуг предусмотренным пунктом 115 настоящего документа категориям (группам) социально значимых потребителей, находящимся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации.

          Плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается органом регулирования для каждой регулируемой организации равной ставке за мощность установленного для такой организации тарифа или, если для такой организации установлен одноставочный тариф, равной ставке за мощность двухставочного тарифа, рассчитанного для такой организации в соответствии с методическими указаниями (п. 114 постановления Правительства РФ №1075).

          Согласно п. 115 указанного постановления к социально значимым потребителям, для которых устанавливается плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, относятся следующие категории (группы) потребителей:

          а) физические лица, приобретающие тепловую энергию в целях потребления в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях;

          б) исполнители коммунальных услуг, приобретающие тепловую энергию в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах или жилых домах коммунальной услуги теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) в объемах их фактического потребления и объемах тепловой энергии, израсходованной на места общего пользования;

          в) теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию в целях дальнейшей продажи физическим лицам и (или) исполнителям коммунальной услуги теплоснабжения, в объемах фактического потребления физических лиц и объемах тепловой энергии, израсходованной на места общего пользования;

          г) религиозные организации;

          д) бюджетные и казенные учреждения, осуществляющие в том числе деятельность в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта;

          е) воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы охраны Российской Федерации;

          ж) исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы.

          Таким образом, исключение спорного условия контракта, предложенное истцом, не предусматривает возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией на поддержание резервной тепловой мощности, и противоречит п. 135 Правил №808.

          С учетом изложенного, оценив в соответствии с правилами ст. 71 АПК РФ доводы сторон по редакции п. 3.1.16. контракта, суд приходит к выводу о том, что названный пункт подлежит включению в контракт в редакции, сформулированной судом: "В случае отключения абонентом без согласования с ЭСО систем теплопотребления в отопительном периоде и (или) горячего водоснабжения в межотопительном периоде, а также при снижении потребления абонентом договорной величины количества тепловой энергии путем отключения (не включения) абонентом систем теплоснабжения по видам теплопотребления (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение), абонент возмещает ЭСО расходы, по поддержанию резервной тепловой мощности исходя из размера платы, установленного органами регулирования в соответствии с методическими указаниями для категорий (групп) социально значимых потребителей".

          Ответчик предложил включить в контракт пп. "г" п. 6.3. в следующей редакции: "Самовольное включение теплопотребляющих установок и тепловых сетей, самовольный разбор горячей воды и утечки, на основании показаний приборов учета абонента, представленных в ЭСО согласно п. 4.1 двухкратную сверх тарифной стоимость"; п. 6.6. - в следующей редакции: "За самовольное подключение (включение) систем теплопотребления или подключение их до приборов учета абонент обязан оплатить ЭСО 2-кратную сверх тарифной стоимость тепловой энергии и теплоносителя, потребленную этими системами с момента последней проверки абонента представителем ЭСО (для отопительных установок - с начала отопительного сезона) до момента обнаружения самовольного подключения, но не более срока исковой давности".

          Истец полагает, что данные пункты подлежат исключению из текста государственного контракта, поскольку противоречат п. п. 8-10 ст. 22 Закона о теплоснабжении, п. 9 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действовавшего на момент возникновения разногласий при заключении контракта).

          Ответчик, возражая против исключения названных условий ссылается на п. 8 ст. 15, п. п. 9, 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении.

          В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.

          Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года (п. 9 ст. 22 Закона о теплоснабжении).

          Согласно п. 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

          Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность начисления двукратной сверх тарифной стоимости тепловой энергии и теплоносителя.

          Кроме того, на отношения сторон распространяется Закон №44-ФЗ, предложенная ответчиком редакция пп. "г" п6.3. и п. 6.6. контракта противоречит положениям п. 5 ст. 34 названного федерального закона.

          В соответствии со ст. ст. 124, 212 ГК РФ бюджетные учреждения выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками отношений и права всех собственников защищаются равным образом.

          Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, Гражданский кодекс Российской Федерации и федеральное законодательство предполагает выплату кредитору компенсацию его потерь при несвоевременном исполнении встречного обязательства.

          Между тем, размер гражданско-правовой ответственности заказчика (абонента) установлен законом и не может быть изменен соглашением сторон.

          Таким образом, пп. "г" п.6.3., п. 6.6. полежат исключению из условий контракта энергоснабжения №4493 от 31.12.2013г.

          Рассмотрев отказ истца от иска в части требования об урегулировании разногласий по пп. "е" п. 6.3. в редакции истца при заключении государственного контракта энергоснабжения №4463 от 31.12.2013г., суд считает, что он не противоречит закону и не нарушает права других лиц, поэтому может быть принят арбитражным судом.

          Производство по иску в соответствующей части подлежит прекращению согласно п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

          С учетом частичного удовлетворения исковых требований судебные расходы между сторонами распределяются в равном размере согласно ст. 110 АПК РФ.

          Руководствуясь ст. ст. 110, 150, 151, 168-171, 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Урегулировать разногласия, возникшие между Главным управлением МЧС России по Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) и открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания №11" (ИНН <***>, ОГРН <***>) при заключении государственного контракта энергоснабжения №4463 от 31.12.2013г., путем принятия следующих условий:

Пункт 2.2.1. изложить в следующей редакции: "Вводить частичное или полное ограничение режима потребления тепловой энергии в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 97 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. №808".

Пункт 2.2.3. – исключить из текста контракта

Пункт 2.2.4. – исключить из текста контракта

Пункт 3.1.15. изложить в следующей редакции: "При превышении договорной величины максимальной тепловой нагрузки объекта, указанной в приложении №1 настоящего контракта, абонент обязан оплатить объем потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органами исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов".

Пункт 3.1.16. изложить в следующей редакции: "В случае отключения абонентом без согласования с ЭСО систем теплопотребления в отопительном периоде и (или) горячего водоснабжения в межотопительном периоде, а также при снижении потребления абонентом договорной величины количества тепловой энергии путем отключения (не включения) абонентом систем теплоснабжения по видам теплопотребления (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение), абонент возмещает ЭСО расходы, по поддержанию резервной тепловой мощности исходя из размера платы, установленного органами регулирования в соответствии с методическими указаниями для категорий (групп) социально значимых потребителей".

Подпункт "г" пункта 6.3. - исключить из текста контракта

Пункт 6.6. – исключить из текста контракта

Пункт 6.8. – исключить из текста контракта

Пункт 6.9. – исключить из текста контракта

Пункт 9.3. – исключить из текста контракта

Производство по требованию об урегулировании разногласий по подпункту "е" пункта 6.3. в редакции истца при заключении государственного контракта энергоснабжения №4463 от 31.12.2013г. прекратить в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Взыскать с открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №11" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

          Судья                                                                                      А. ФИО3