АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-262/2010
18 февраля 2010г. дата оглашения резолютивной части
24 февраля 2010г. дата изготовления в полном объеме
Судья Арбитражного суда Томской области О.А. Скачкова,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Томский комбикормовый завод»
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе
об отмене постановления от 09 12 2009г. № 470 о назначении административного наказания
при ведении протокола судебного заседания судьей О.А. Скачковой,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01 06 2009г., паспорт <...>,
от ответчика – не явился,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Томский комбикормовый завод» (далее по тексту –заявитель, общество, ОАО «ТКЗ») обратилось в Арбитражный суд Томской области к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе, с учетом ходатайства об уточнении ответчика от 18 02 2010г., (далее по тексту – ответчик, РО ФСФР России в СФО) с заявлением об отмене постановления от 09 12 2009г. № 470 о назначении административного наказания и наложении на ОАО «ТКЗ» штрафа в размере 500000 руб.
Определением арбитражного суда от 29 01 2010г. по делу по указанному заявлению назначено судебное заседание на 18 02 2010г.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в арбитражный суд не явился, заявлений, ходатайств не представил. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей надлежащим образом извещенного ответчика.
Представитель ОАО «ТКЗ» в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении, заявлении об уточнении, в том числе: - согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием; - не предоставление в срок до 27 10 2009г. включительно: копии страницы в сети Интернет, используемой ОАО «ТКЗ» для раскрытии информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 10 10 2006г. № 06-117/пз-н, в том числе списка аффилированных лиц ОАО «ТКЗ» по состоянию на 30 09 2009г.; копии документов, подтверждающих опубликование ОАО «ТКЗ» в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилирванных лиц ОАО «ТКЗ» по состоянию на 30 09 2009г.; письменных пояснений с указанием причин отсутствия каких-либо документов, указанных в предписании, не нанесло вреда общественным отношениям и не повлекло тяжких последствий, таким образом, привлечение ОАО «ТКЗ» к административной ответственности по данным основаниям нарушает права и законные интересы заявителя; - ОАО «ТКЗ» на момент получения предписания РО ФСФР России в СФО о предоставлении документов от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578 не имело страницы в сети, обществом предпринимались попытки заключить договор со специализированной организацией на разработку web-сайта в установленные предписанием сроки, однако в виду тяжелого материального положения организации в течение 15 дней не представилось возможным исполнить предписание; - 13 11 2009г. в РО ФСФР России в СФО направлена справка (письменное объяснение) с информацией об отсутствии у ОАО «ТКЗ» страницы в сети Интернет и с ходатайством об увеличении срока исполнения предписания; - у ОАО «ТКЗ» не имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность частью 9 статьи 19.1 КоАП; - 07 12 2009г. ОАО «ТКЗ» был заключен договор с ООО «Система» № 49 на разработку веб-сайта. В настоящее время общество имеет страницу в сети Интернет; - письменные пояснения с указанием причин отсутствия документов, указанных в предписании РО ФСФР России в СФО о предоставлении документов от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578, и ходатайством о продлении срока исполнения предписания были предоставлены несвоевременно (с опозданием на 15 дней) из-за задержки разработки веб-сайта; - в действиях ОАО «ТКЗ» нет ни одной формы вины предусмотренной КоАП РФ, более того несвоевременным исполнением предписания о предоставлении документов от 08 10 2009 года № 51-09-ЕС-10/8578 не был причинен какой-либо вред общественным отношениям, не причинены не только тяжкие, но и иные негативные последствия; - привлечением к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ (штраф 500000 руб.) сильно затронуты права и законные интересы общества, учитывая тяжелое материальное положение общества, что ставит под угрозу его существование, санкция данной статьи несоразмерна действиям ОАО «ТКЗ», которые не нанесли вред общественным отношениям и не нарушили требование пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05 03 1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
РО ФСФР России в СФО в ходе производства по настоящему делу представило в арбитражный суд письменный отзыв на заявление, в котором просило в удовлетворении требований ОАО «ТКЗ» о признании незаконным и отмене постановления от 09 12 2009г. № 470 отказать по следующим основаниям: - открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг; - круг лиц, обладающих правом доступа к спискам аффилированных лиц акционерных обществ, не ограничен, в данный круг лиц входят не только инвесторы (акционеры), а любое и каждое лицо должно иметь возможность свободного доступа к такой информации (вне зависимости является это лицо акционерам или нет). Не исполнив в срок обязанность по раскрытию информации, акционерное общество нарушает права любого и каждого лица на получение информации, которая должна быть доступна на рынке ценных бумаг; - обязанность по раскрытию информации об аффилированных лицах возникает для открытых акционерных обществ с даты государственной регистрации открытого акционерного общества; - с 01 июля 2009 года вступил в законную силу приказ ФСФР от 23 04 2009г. № 09-14/пз-н «О внесении изменений в положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденный приказом ФСФР России от 10 октября 2006г. № 06-117/пз-н», в соответствии с которым внесены, в том числе изменения в подпункт 8.5.3 Положения, согласно которому акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список. Согласно подпункту 8.5.5 Положения не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом. Не раскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ; - в связи с изменившимся порядком раскрытия информации об аффилированных лицах в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ по вопросу соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг Региональным отделением было вынесено предписание о предоставлении документов от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578, обязывающее в срок не позднее 15 дней с момента получения предписания направить в Региональное отделение заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передать иным способом, свидетельствующим о дате передачи в Региональное отделение следующие документы: 1. копию страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации в соответствии с Положением, в том числе списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30 09 2009г.; 2. копии документов, подтверждающих опубликование обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30 09 2009г., а также в случае отсутствия каких-либо документов, представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия. Кроме того, в предписании о представлении документов от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578 путем выделения жирным курсивом указано, что согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 руб.; на юридических лиц - от 500000 до 700000 руб. Согласно уведомлению о вручении, имеющемся в Региональном отделении, предписание о представлении документов от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578 получено заявителем 12 10 2009г. Заявитель не выполнил требования предписания РО ФСФР России в СФО о представлении документов в срок не позднее 15 дней с момента получения предписания, то есть до 27 10 2009г. включительно; - датой совершения указанного административного правонарушения является 28 10 2009г. Факт нарушения зафиксирован актом от 10 11 2009г. о невыполнении предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена санкцией части 9 статьи 19.5 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок (до 27 10 2009г.) законного предписания РО ФСФР России в СФО, заявителем признается; - письменные пояснения о невозможности представить документы, требуемые в предписании, в Региональное отделение в срок до 27 10 2009г. заявителем также не были представлены. Только 17 11 2009г. в Региональное отделение поступила справка (письменные объяснения) заявителя, согласно которой обществом информация в сети Интернет в соответствии с Положением не раскрывается, в том числе не раскрыт список аффилированных лиц общества по состоянию на 30 09 2009г.; публикация в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30 09 2009г. отсутствует. Причиной неисполнения предписания 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578 явилось отсутствие у общества в штате сотрудника, обладающего познаниями в области информационного обеспечения. Обязанность по опубликованию на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц возложена на юридическое лицо - акционерное общество, а не на лиц, которые выполняют трудовую функцию, согласно заключенным с работодателем - акционерным обществом, контрактом, должностной инструкцией или путем избрания в иные органы управления общества. Следовательно, акционерное общество обязано организовать такой порядок опубликования на странице в сети Интернет информации о своих аффилированных лицах, который позволил бы обеспечить своевременное полное и надлежащее раскрытие указанной информации на рынке ценных бумаг каждый квартал в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о ценных бумагах вне зависимости от каких-либо факторов; - согласно подпункту 8.5.3 Положения текст списка аффилированных лиц заявителя, составленный на 30 09 2009г., должен был быть доступен на странице в сети Интернет, не позднее 02 10 2009г. Согласно подпункту 8.5.5 Положения не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц заявитель обязан был опубликовать в ленте новостей сообщение об этом. Таким образом, у заявителя имелось достаточно времени - с 01 июля 2009г. по 02 октября 2009г. для того, чтобы изучить изменения законодательства, связанные с раскрытием информации на рынке ценных бумаг и принять все зависящие от него меры по ее соблюдению; - процессуальных нарушений при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении заявителя допущено не было; - довод заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения не должен приниматься во внимание, так как добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, совершение административного правонарушения впервые не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Отсутствие негативных последствий в результате совершения административного правонарушения, равно как и наличие смягчающих обстоятельств, также не является основанием для применения малозначительности правонарушения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02 06 2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»). Объективная сторона совершенного заявителем правонарушения состоит в неисполнении в установленный срок законного предписания РО ФСФР России в СФО, в связи с чем правонарушение считается совершенным в момент неисполнения предписания в срок, т.е. заявителем уже нанесен ущерб объекту, охраняемому данной нормой - общественным отношениям в сфере порядка управления и соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей (исполнение в срок законного предписания контролирующего органа). Непринятие мер для надлежащего исполнения обязанности, установленной законом, при отсутствии препятствий к ее исполнению является пренебрежением к требованиям публичного права. Состав данного правонарушения является формальным, следовательно, для привлечения заявителя к административной ответственности достаточно установления самого факта неисполнения предписания Регионального отделения, вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий, т.е. ответственность за указанное административное правонарушение не связана с последствиями его совершения, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности. В соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Признание данного правонарушения малозначительным противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях, поскольку вселяет в правонарушителя и других лиц уверенность в безнаказанности совершенного правонарушения. О степени общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, свидетельствует и значительный размер штрафа, определенный в санкции нормы части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, который в настоящее время значительно увеличен по сравнению с ранее установленной санкцией. При назначении административного наказания и.о. руководителя Регионального отделения ФИО2 учла характер совершенного административного правонарушения, а именно то, что общество к административной ответственности не привлекалось.
Из материалов дела следует, что ОАО «ТКЗ» зарегистрировано в качестве юридического лица муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата» 29 04 1994г., регистрационный номер <***> ОГРН <***>.
08 10 2009г. РО ФСФР России в СФО в соответствии с Федеральным законом от 22 04 1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 05 03 1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», в целях осуществления контроля за соблюдением эмитентами эмиссионных ценных бумаг законодательства РФ о ценных бумага, по вопросу соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, в адрес ОАО «ТКЗ» направлено предписание № 51-09-ЕС-10/8578 о предоставлении документов, которым обществу предложено в срок не позднее 15 дней с момента получения предписания направить в адрес РО ФСФР России в СФО следующие документы: 1. копию страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённым приказом ФСФР России от 10 октября 2006 года № 06-117/пз-н, в том числе списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30 09 2009г.; 2. копии документов, подтверждающих опубликование обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30 09 2009г.; 3. в случае отсутствия каких-либо документов, указанных в настоящем предписании, представляются письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.
Кроме того, в тексте указанного предписания имеются сведения, что в соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 руб. до 30000 руб., на юридических лиц от 500000 руб. до 700000 руб.
10 11 2009г. должностными лицами РО ФСФР России в СФО составлен акт о невыполнении предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском Федеральном округе, в котором указано, что ОАО «ТКЗ» в нарушение требований пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05 03 1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» не выполнило предписание от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578, а именно не представило в РО ФСФР России в СФО в срок до 27 10 2009г. включительно, следующие документы: 1. копию страницы в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённым приказом ФСФР России от 10 октября 2006 года № 06-117/пз-н, в том числе списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30 09 2009г.; 2. копии документов, подтверждающих опубликование обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30 09 2009г.; 3. письменные пояснения с указанием причин отсутствия каких-либо документов, указанных в настоящем предписании.
24 11 2009г. начальником отдела контроля за раскрытием информации РО ФСФР России в СФО ФИО3 составлен протокол № 470 об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, с указанием на невыполнение ОАО «ТКЗ» в установленный срок предписания РО ФСФР России в СФО о предоставлении документов от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578.
09 12 2009г. и.о. руководителя РО ФСФР России в СФО ФИО2 по результатам рассмотрения дела № 470-2009-10о-Ю-19.5.ч.9-54ро-70 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «ТКЗ» за правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, вынесено постановление № 470 о наложении на ОАО «ТКЗ» штрафа в размере 500000 руб.
Отмена указанного постановления о назначении административного наказания от 09 12 2009г. № 470 является предметом требования заявителя по настоящему делу.
Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав объяснения представителя общества, арбитражный суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 207 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).
Субъектом ответственности являются должностные лица, юридические лица.
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 05 03 1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 05 03 1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05 03 1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 92 Федерального закона от 26 12 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 2 статьи 92 Федерального закона от 26 12 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 22 04 1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22 04 1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок и сроки раскрытия информации о существенных фактах определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 10 2006г. № 06-117/пз-н утверждено «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», которое регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (далее - сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
Согласно пункту 8.1.1 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного приказом ФСФР РФ от 10 10 2006г. № 06-117/пз-н, открытые акционерные общества обязаны раскрывать, в том числе сведения об аффилированных лицах акционерного общества. Обязанность по раскрытию информации возникает для открытых акционерных обществ – с даты государственной регистрации открытого акционерного общества (пункт 8.1.2 указанного Положения).
В силу пункта 8.5.1 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного приказом ФСФР РФ от 10 10 2006г. № 06-117/пз-н акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Приказом ФСФР РФ от 23 04 2009г. N 09-14/пз-н утверждены Изменения в «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденное Приказом ФСФР России от 10 октября 2006г. № 06-117/пз-н».
Изменения, утвержденные Приказом ФСФР РФ от 23 04 2009г. № 09-14/пз-н, касающиеся раздела 8.5 «Раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества» вступили в силу с 1 июля 2009г.
Пунктом 8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР РФ от 10 10 2006г. № 06-117/пз-н, акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
В соответствии с пунктом 8.5.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР РФ от 10 10 2006г. № 06-117/пз-н, акционерное общество обязано не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.
Пунктом 7 статья 44 Федерального закона от 22 04 1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В связи с изменением порядка раскрытия информации об аффилированных лицах в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ по вопросу соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг РО ФСФР России в СФО в соответствии с Федеральным законом от 22 04 1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 05 03 1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», в адрес ОАО «ТКЗ» направлено предписание от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578 о предоставлении документов, которым обществу предложено в срок не позднее 15 дней с момента получения предписания направить в адрес РО ФСФР России в СФО следующие документы: 1. копию страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённым приказом ФСФР России от 10 октября 2006 года № 06-117/пз-н, в том числе списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30 09 2009г.; 2. копии документов, подтверждающих опубликование обществом в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке пенных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30 09 2009г.; 3. в случае отсутствия каких-либо документов, указанных в настоящем предписании, представляются письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.
В тексте указанного предписания также содержалась информация о том, что в соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 руб. до 30000 руб., на юридических лиц от 500000 руб. до 700000 руб.
Указанное предписание получено заявителем 12 10 2009г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении № 59578.
Соответственно, предписание РО ФСФР России в СФО от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578 ОАО «ТКЗ» обязано было исполнить в срок до 27 10 2009г.
Вместе с тем, в нарушение положений статьи 11 Федерального закона от 05 03 1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» ОАО «ТКЗ» не исполнило предписание РО ФСФР России в СФО от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578 и не представило в РО ФСФР России в СФО в срок до 27 10 2009г. включительно, документов, указанных в предписании от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578.
Указанные обстоятельства представителем заявителя в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, факт нарушения ОАО «ТКЗ» законодательства о рынке ценных бумаг, выразившегося в неисполнении требований пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05 03 1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», а именно невыполнении в установленный срок законного предписания РО ФСФР России в СФО, установлен судом и подтвержден материалами дела.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 06 2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» выяснение виновности юридического лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 указанного постановления от 02 06 2004г. № 10, введенным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 11 2008г. № 60, разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о наличии вины ОАО «ТКЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, доводы ОАО «ТКЗ» о том, что в действиях общества нет ни одной из форм вины, предусмотренной КоАП РФ, подлежат отклонению арбитражным судом.
ОАО «ТКЗ», осуществляя деятельность, подпадающую под регулирование законодательства о рынке ценных бумаг, и будучи обязанным выполнять установленные данным законодательством требования, тем не менее, при наличии возможности не нарушать требования законодательства о рынке ценных бумаг, не приняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований и допустило нарушение срока выполнения законного предписания РО ФСФР России в СФО.
Ссылки ОАО «ТКЗ» на то, что у заявителя не имелось возможности для соблюдения правил и норм за нарушение которых установлена административная ответственность частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку в силу тяжелого материального положения в течение 15 дней со дня получения предписания не представилось возможным заключить договор со специализированной организацией на разработку веб-сайта, не могут быть приняты арбитражным судом.
Изменения законодательства в части требования об обязательности публиковать на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, введены изменениями, утвержденными приказом ФСФР РФ от 23 04 2009г. № 09-14/пз-н, и вступили в силу с 1 июля 2009г. Достаточных доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению заявителем данного требования до получения предписания РО ФСФР России в СФО, обществом в материалы дела не представлено. Представленное в материалы дела определение суда по делу А67-10893/09 о принятии к производству заявления ИФНС Росси по г. Томску о признании общества несостоятельным (банкротом) напрямую не свидетельствует об этом, в том числе с учетом определения суда от 20 08 2010г. о прекращении производства по указанному делу в связи с тем, что во введении наблюдения в отношении ОАО «ТКЗ» отказано. Иных доказательств в подтверждение того, что данным штрафом сильно затронуты права и законные интересы общества, что ставит под угрозу его существование, заявителем в материалы дела не представлено.
Принятие мер к заключению договора со специализированной организацией на разработку веб-сайта уже после получения предписания РО ФСФР России в СФО не свидетельствует об отсутствии у ООО «ТКЗ» возможности соблюдения правил и норм об обязательности исполнения в установленный срок предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Кроме того, предписанием от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578 ОАО «ТКЗ» предлагалось в случае отсутствия каких-либо документов, указанных в предписании, представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия в срок не позднее 15 дней с момента получения предписания.
Вместе с тем, при фактическом отсутствии указанных в предписании документов, ОАО «ТКЗ» в установленный срок не направило в адрес РО ФСФР России в СФО письменных пояснений с указанием причин отсутствия соответствующих документов. Данные пояснения направлены в адрес РО ФСФР России в СФО только 13 11 2009г., что ОАО «ТКЗ» не отрицается.
Тот факт, что 07 12 2009г. ОАО «ТКЗ» был заключен договор с ООО «Система» на разработку веб-сайта и в настоящее время ОАО «ТКЗ» имеет страницу в сети Интернет, используемую для раскрытия информации в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 10 10 2006г. № 06-117/пз-н, в том числе списка аффилированных лиц, также не свидетельствует об отсутствии вины ОАО «ТКЗ» в неисполнении законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа в установленный срок. Указанные обстоятельства свидетельствуют только об устранении ОАО «ТКЗ» нарушений положений законодательства о рынке ценных бумаг и не исключает вины лица в совершенном ранее административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о наличии у ОАО «ТКЗ» реальной возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Следовательно, наличие события и состава правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в действиях ОАО «ТКЗ» подтверждаются материалами дела.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «ТКЗ», не установлено.
Содержание протокола об административном правонарушении от 24 11 2009г. соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ: содержит сведения о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение, и др. Протокол составлен должностным лицом РО ФСФР России в СФО в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 23.47, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ, приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12 11 2004г. № 04-936/пз-н «Об утверждении Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».
Протокол составлен в отсутствие законного представителя ОАО «ТКЗ», надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола. В связи с изложенным арбитражный суд считает, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества не является нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ, и не препятствует всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Протокол об административном правонарушении от 24 11 2009 № 470 был вручен представителю ОАО «ТКЗ» ФИО1, действующему на основании доверенности от 23 11 2009г.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя ОАО «ТКЗ», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
При определении размера наказания административным органом учтено смягчающее ответственность обстоятельство (совершение правонарушения впервые), в связи с чем штраф применен в минимальном размере, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, а именно в размере 500000 руб.
Оспаривая постановление ОАО «ТКЗ», ссылается на то, что совершенное правонарушение является малозначительным, поскольку непредставление в РО ФСФР России в СФО в срок до 27 10 2009г. включительно документов, указанных в предписании от 08 10 2009г. № 51-09-ЕС-10/8578, не нанесло вреда общественным отношениям и не повлекло тяжких последствий.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 03 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 06 2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции постановления от 20 11 2008г. № 60) указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенных ОАО «ТКЗ» правонарушений в порядке статьи 71 АПК РФ, а также то, что совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг, пренебрежительное отношение заявителя к исполнению своих обязанностей, предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного ОАО «ТКЗ» административного правонарушения малозначительным.
Обстоятельства, на которые заявитель ссылается в своем заявлении в обоснование малозначительности совершенного правонарушения, (нарушение срока представления письменных пояснений с указанием причин отсутствия документов, указанных в предписании из-за задержки разработки веб-сайта) не свидетельствуют о малозначительности правонарушения, а относятся к числу обстоятельств, учитываемых при назначении административного наказания в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не могут быть приняты арбитражным судом и доводы ОАО «ТКЗ» об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, по своему правовому характеру является формальным, поэтому отсутствие вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за это правонарушение. Кроме того, сам по себе формальный характер совершенного правонарушения не может являться основанием для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку охраняемым объектом правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору), необходимость обеспечения которого подтверждается высоким размером установленного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ штрафа (от 500000 руб. до 700000 руб.).
Также не свидетельствуют о малозначительности правонарушения выписки из реестров акционеров на 24 04 2008г. и на 29 01 2010г., так как из смысла приведенных выше норм права следует, что круг лиц, обладающих правом доступа к спискам аффилированных лиц акционерных обществ, не ограничен и в данный круг лиц входят не только инвесторы (акционеры). То есть, любое лицо должно иметь возможность свободного доступа к такой информации, что в данном случае заявителем не обеспечено, информация, которая должна быть доступна на рынке ценных бумаг, не раскрыта. Вместе с тем, надлежащее выполнение заявителем своих обязанностей участника рынка ценных бумаг могло повлиять и на содержание представленного реестра акционеров заявителя по состоянию на 29 01 2010г.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку факт нарушения и вина ОАО «ТКЗ» подтверждены с учетом представленных протокола от 24 11 2009г. № 470, акта от 10 11 2009г. и иных материалов, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено, оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления о назначении административного наказания от 09 12 2009г. № 470, вынесенного в отношении ОАО «ТКЗ» по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов не усматривается. Нарушение данным постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено. С учетом этого, оснований для удовлетворения требования заявителя у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 167-175, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Томский комбикормовый завод», зарегистрированного в качестве юридического лица Муниципальным учреждением «Томская регистрационная палата» 29 04 1994г., регистрационный номер <***> ОГРН <***>, расположенного по адресу: <...>, об отмене постановления о назначении административного наказания от 09 12 2009г. № 470 Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе о наложении на открытое акционерное общество «Томский комбикормовый завод» штрафа в размере 500000 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия.
Судья О.А. Скачкова