ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-2754/07 от 04.07.2008 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск     

04. 07. 2008 г.                                                                                              Дело № А67-2754/07

Судья Арбитражного суда Томской области А.С. Кузнецов,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи Осиповой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Алексеева Александра Петровича

к Администрации Томской области

о признании недействительным Распоряжения № 196-ра от 21.05.2007г. в части пунктов 1 и 2

третье лицо - Администрация ЗАТО Северск Томской области

при участии:

от заявителя - Алексеев А.П. пасп. № 69 03 803894 от 6.06.2003г., Еремин В.А. по дов. от 23.12.2006г.,

от ответчика: Администрации Томской области - Гигаури Т.Н. по дов. от 2.04.2008г., Забавнова Н.К. по дов. от 20.12.2007г.

от третьего лица – без участия

Предприниматель Алексеев А.П. обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Томской области о признании недействительным Распоряжения № 196-ра от 21.05.2007г. в части открытия регулярного маршрута межмуниципального сообщения № 442 «Северск-Томск» согласно приложения (п. 1 Распоряжения), в пункте 2 комитету по транспорту и дорожному комплексу Администрации Томской области (Андрюшин) в установленном порядке организовать проведение конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом по регулярному маршруту межмуниципального сообщения № 442 «Северск-Томск» на том основании, что данное распоряжение не соответствует действующему законодательству.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что он является индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, разработал, согласовал со всеми инстанциями и утвердил паспорт пригородного маршрута № 442 "Северск - Томск - Северск".

В настоящее время, он и другие предприниматели осуществляют пассажирские перевозки по данному маршруту. Данные перевозки пассажиров не является государственным заказом и перевозчикам не производится оплата за оказанные услуги пассажиров из средств областного бюджета. Он и другие предприниматели получают доходы за счет оплаты пассажиров за проезд в транспорте общественного пользования по указанному маршруту.

В соответствии с п. 25 «Порядкаформирования маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования при регулярном автобусном сообщении (пригородное и межмуниципальное) на территории Томской области», утвержденного Постановлением от 13.11.2006 N 137а Администрации Томской области, в течение 15 дней Комитет по транспорту и дорожному комплексу Администрации Томской области информирует перевозчика и расторгает договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа.

Информация о закрытии маршрута публикуется в средствах массовой информации (п.26 Порядка).

Исходя из указанных норм, предусмотрены условия, при которых может быть закрыт маршрут, обязательная информация перевозчика по указанному маршруту и с публикацией в средствах массовой информации.

Администрации Томской области не предоставила Алексееву А.П., как перевозчику заключение комиссии информацию, о закрытии маршрута, а так же данная информация не опубликована в средствах массовой информации.

Исходя из указанных норм, не следует, что постоянно действующие маршруты, каким является 442 маршрут, полежат повторному открытию и организации проведения конкурса на данном маршруте.

В судебном заседании Алексеев А.А. и его представитель Еремин В.А. поддержали заявленные требования по указанным в заявлении и письменных пояснениях основаниям.

Представитель ответчика Гигаури Т.Н. не признала заявленные требования по основаниям изложенным отзыве на заявление дополнительно пояснив, что в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение). Статьей 5 Закона Томской области от 10.04.2001г. № 21-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» (с изменениями от 9 ноября 2001 г., 7 мая 2002 г., 18 марта 2003 г., 6 апреля 2005 г.) предусмотрено, что к компетенции Администрации Томской области относится принятие нормативных правовых актов в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по пригородному и межмуниципальному сообщению. В целях реализации своих полномочий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным общественным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Томской области, предусмотренных нормами федерального и областного законодательства, распоряжением Администрации Томской области от 21.05.2007 № 196-ра открыт регулярный маршрут межмуниципального сообщения № 442 «Северск-Томск».

Федерального законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены полномочия органов местного самоуправления различных уровней по организация транспортного обслуживания населения. В соответствии с п.п. 7 п.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Маршрут «Северск-Томск-Северск» соединяет г. Томск и г. Северск, то есть два муниципальных образования. Полномочий по организации транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах у Администрации ЗАТО Северск не имеется, поэтому и вопрос по открытию указанного маршрута к полномочиям органов местного самоуправления не относится.

Третье лицо – Администрация ЗАТО Северск Томской области в своем отзыве на заявление пояснила, что 30 апреля 2004 года предприниматель Алексеев А.П. обратился в Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск с заявлением об открытии маршрута сообщением Северск-Томск-Северск, паспорт которого он разработал и оформил. Решение об открытии пригородного маршрута № 442было принято комиссией по обследованию автобусных маршрутов ЗАТО Северск, созданной по Распоряжению Главы Администрации ЗАТО Северск от 20.01.2004 № 65 «О создании комиссии по обследованию автобусных маршрутов».

На момент принятия решения об открытии маршрута № 442 действовал Закон Томской области «О пассажирском автомобильном и городском электрическом транспорте в Томской области» в редакции от 18.03.2003 № 35-03. Понятия межмуниципального маршрута не было (статья 1), также была установлена компетенция органов местного самоуправления по согласованию и контролю режима работы автомобильного и городского электрического транспорта на городских, пригородных, внутрирайонных и сельских маршрутах (статья 6). В соответствии с понятиями, данными в статье 1 маршрут № 442 являлся пригородным, следовательно, Администрация ЗАТО Северск была наделена полномочиями по его открытию.

Законом Томской области от 06 апреля 2005 г. № 57-03 «О внесении изменений в Закон Томской области «О пассажирском автомобильном и городском электрическом транспорте в Томской области» наряду с другими изменениями была исключена статья 6 и внесено понятие межмуниципального маршрута. Данное понятие определяет, что межмуниципальный маршрут - маршрут, обеспечивающий транспортные связи между муниципальными районами и (или) городскими округами.

В настоящее время согласно действующему Закону Томской области «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» от 10.04.2001 № 21-03 маршрут № 442 обеспечивает связи между двумя городскими округами г.Томск и ЗАТО Северск, то есть является межмуниципальным. Статья 5 Закона Томской области определяет компетенцию Администрации Томской области, в частности по согласованию и контролю "режима работы общественного транспорта на межмуниципальных и межрегиональных маршрутах. Как видно из сказанного, полномочиями по организации транспортного обслуживания в межмуниципальном сообщении наделена Администрация Томской области. Полномочия Администрации ЗАТО Северск отсутствуют.

 Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон суд установил:

08 августа 1996 года Алексеев Александр Петрович зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, а 13 апреля 2004 года прошел перерегистрацию, о чем подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 70 № 000795794.

Данный предприниматель поставлен на учёт в Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам по г. Северску Томской области за идентификационным номером налогоплательщика 702400300675, о чем подтверждается свидетельством серии 70 № 0001901.

 17 мая 2004 года Алексеев А.П. получил лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, со сроком действия до 21 мая 2009 года, о чем подтверждается лицензией серии В А №143881.

Определением Арбитражного суда Томской области от 06.09.2007 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Томского областного суда по гражданскому делу №3-20/2007 по заявлению Алексеева А.П. об оспаривании в части Закона Томской области от 10.04.2001 № 21-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области».

По делу № 3-29/2007 Томским областным судом принято решение от 05.07.2007 года, вступившее в законную силу. Заявленное Алексеевым А.П. требование суд нашел необоснованным, противоречащим действующему законодательству.

Поскольку дело по заявлению Алексеева А.П. об оспаривании в части Закона Томской области от 10.04.2001 № 21-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» рассматривалось на соответствие законодательству в полном объеме, а не только в части и закон признан соответствующим законодательству, следовательно, Администрация Томской области имела право на принятие распоряжения № 196-ра от 21.05.2007г.

Статья 5 Закона Томской области «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» предусматривает полномочия Администрации Томской области - регулирует автотранспортную деятельность на территории области; согласовывает и контролирует режим работы общественного транспорта на межмуниципальных и межрегиональных маршрутах;

Согласно подпункта 7 статьи 10 Устава городского округа Закрытого административно-территориального образования Северск Томской области к вопросам местного значения ЗАТО Северск относятся: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах ЗАТО Северск.

Согласно статьям 49, 50 Устава городского округа ЗАТО Северск установлено, что Администрации ЗАТО Северск осуществляет организацию транспортного обслуживания населения в пределах границ ЗАТО Северск и создает условия для предоставления транспортных услуг населению.

Следовательно, у Администрации ЗАТО Северск имеются полномочия в организации перевозок только на своей территории (в пределах границ ЗАТО Северск).

Паспорт маршрута № 442 утвержден 07.07.2004 года Администрацией ЗАТО Северск, согласован с Администрациями ЗАТО Северск, г.Томска, ТО РТИ г.Северска и г.Томска, УГИБДД Томской области, ГИБДД УВД г.Северска и содержит характеристики маршрута «Северск-Томск-Северск».

Маршрут № 442 является межмуниципальным пригородным, соединяющим г.Томск и г.Северск, данный факт заявителем и ответчиком не оспаривался в ходе судебною заседания, следовательно полномочия по согласованию и контролю режима работы общественного транспорта (маршрута №442) как межмуниципального принадлежит Администрации Томской области.

Полномочий на организацию транспортных услуг на межмуниципальных маршрутах у Администрации ЗАТО Северск не имеется с момента вступления в силу Закона Томской области «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» (в редакции от 06.04.2005 года).

21.05.2007г. Администрация Томской области приняла распоряжение № 196-ра от 21.05.2007г. «Об открытии регулярного маршрута межмуниципального сообщения № 442 «Северск-Томск» которым установлено: В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 5 Закона Томской области от 10 апреля 2001 года № 21-03 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области», на основании заключения комиссии по обследованию регулярных маршрутов маршрутной сети автомобильного общественного транспорта в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Томской области, созданной распоряжением Администрации Томской области от 26.01.2007 №23-ра«О комиссии по обследованию регулярных маршрутов маршрутной сети автомобильного общественного транспорта в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Томской области» открыть регулярный маршрут межмуниципального сообщения № 442 «Северск-Томск» согласно приложению.(п.1 распоряжения); Комитету по транспорту и дорожному комплексу Администрации Томской области (Андрюшин) в установленном порядке организовать проведение конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом по регулярному маршруту межмуниципального сообщения № 442 «Северск-Томск». ( п.2 распоряжения); признать утратившим силу распоряжение Администрации Томской области от 29.11.2006 № 358-ра «Об открытии нового регулярного автобусного маршрута межмуниципального сообщения № 442 «Северск-Томск» (п.3 распоряжения); контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области по строительству, ЖКХ, дорожному комплексу, ГО и ЧС Гончара В.В. ( п.4 распоряжения).

В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение). Статьей 5 Закона Томской области от 10.04.2001г. № 21-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории Томской области» (с изменениями от 9 ноября 2001 г., 7 мая 2002 г., 18 марта 2003 г., 6 апреля 2005 г.) предусмотрено, что к компетенции Администрации Томской области относится принятие нормативных правовых актов в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по пригородному и межмуниципальному сообщению.

В целях реализации своих полномочий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным общественным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Томской области, предусмотренных нормами федерального и областного законодательства, распоряжением Администрации Томской области от 21.05.2007 № 196-ра открыт регулярный маршрут межмуниципального сообщения № 442 «Северск-Томск».

Федерального законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены полномочия органов местного самоуправления различных уровней по организация транспортного обслуживания населения. В соответствии с п.п. 7 п.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. В связи с данными положениями закона полагаем необоснованными доводы заявителя о расширительном толковании полномочий органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения.

Согласно ст. 6 редакции Закона Томской области от 10 апреля 2001 г. №21-03 "О пассажирском автомобильном и городском электрическом транспорте в Томской области" (с изменениями от 9 ноября 2001 г., 7 мая 2002 г., 18 марта 2003 г.), действующей на момент рассмотрения указанной комиссией заявления ЧП Алексеева А.П. от 06.05.2004г. о согласовании схемы движения на вновь организованный автобусный маршрут № 42 «Северск-Томск-Северск» по г. Северску к компетенции органов местного самоуправления отнесены вопросы организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования.

Маршрут «Северск-Томск-Северск» соединяет г. Томск и г. Северск, то есть два муниципальных образования. Полномочий по организации транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах у Администрации ЗАТО Северск не имеется, поэтому и вопрос по открытию указанного маршрута к полномочиям органов местного самоуправления не относится.

 На основании ст. 9 данного Закона (в редакции от 18 марта 2003 года) организация перевозок пассажиров в Томской области осуществлялась на основе государственного и муниципального заказа, размещаемого на конкурсной основе. При этом проведение конкурсов по маршрутам между населенными пунктами, расположенными в разных муниципальных образованиях области, а также утверждение паспорта маршрута отнесено к компетенции Администрации Томской области (статья 5, абзацы 14, 15 статьи 5 указанного Закона).

 Судом не принимаются доводы заявителя о том, что указанный маршрут № 442 «Северск-Томск-Северск» был открыт в 2004 году в соответствии с действующим законодательством, поскольку Администрация ЗАТО Северск Томской области не могла провести открытие маршрута № 442 «Северск-Томск-Северск».

При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

 Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201, 216 АПК РФ арбитражный суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявленных требований предпринимателя Алексеева Александра Петровича к Администрации Томской области о признании недействительным Распоряжения № 196-ра от 21.05.2007г. в части пунктов 1 и 2 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                      А.С. Кузнецов