ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-2823/20 от 10.09.2020 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Томск                                                                                                      Дело № А67-2823/2020

10 сентября  2020 г. – дата оглашения резолютивной части

17 сентября 2020 г. – дата изготовления полного текста 

          Судья Арбитражного суда Томской области А.Н. Гапон, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1  (ИНН <***>  ОГРН <***>, 634050 <...>)

к ООО "Эквивалент" (ИНН <***>  ОГРН <***>, 634012 <...> оф. (кв.) 62)

о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный законом срок сведений для персонифицированного учета за январь – декабрь 2018 года в размере 6000 руб.

при участии:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 09.01.2020г., диплом, служебное удостоверение;

от ответчика – не явились (уведомлены),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жолобовой А.О.

УСТАНОВИЛ:

       Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области №1 (далее - Центр ПФР №1 по установлению пенсий в Томской области, заявитель) обратилось в арбитражный суд Томской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Эквивалент» (далее - ООО "Эквивалент", ответчик) о взыскании штрафных санкций за непредставление в установленный законом срок сведений для персонифицированного учета за январь – декабрь 2018 года в размере 6000 руб. 

Ответчик о времени и месте судебного разбирательства, уведомленный надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направил.

Дело рассматривается в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом уведомленного указанного лица, участвующего в деле.  

В обоснование заявленного требования Центр ПФР №1 по установлению пенсий в Томской области в заявлении, возражениях на отзыв, его представитель в судебном заседании просили взыскать с ответчика штрафные санкции в размере 6000 руб. за непредставление ООО "Эквивалент" в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за январь – декабрь 2018 года на 1 застрахованное лицо. Отсутствие начислений в пользу работников не является основанием для непредставления в отношении них отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Также указали, что спорные правоотношения прямо урегулированы Законом №27-ФЗ, в связи с чем нормы налогового законодательства в данном случае не подлежат применению.

Ответчик в отзыве на заявление просил в удовлетворении требований отказать указывая, что в спорный период на предприятии отсутствовали работники – застрахованные лица, зарплата не начислялась, деятельность организации не велась. Также указал, что заявителем пропущен срок на взыскание санкций.

Подробно доводы участвующих в деле лиц изложены письменно.

Заслушав представителя заявителя, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Центр ПФР №1 по установлению пенсий в Томской области в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении ООО "Эквивалент" нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №080S18190006284, №080S18190006285, №080S18190006286, №080S18190006287, №080S18190006288, №080S18190006289, №080S18190006290, №080S18190006291, №080S18190006292, №080S18190006293, №080S18190006294, №080S18190006295 от 12.08.2019г., предусмотренного абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон №27-ФЗ), а именно непредставление в установленный срок сведений об 1 застрахованном лице, обязанность по предоставлению которых предусмотрена ч.2 ст.11 Федерального закона №27-ФЗ.

По результатам рассмотрения материалов проверок, должностным лицом заявителя вынесены решения №080S19190006750, №080S19190006751, №080S19190006752, №080S19190006753, №080S19190006754, №080S19190006755, №080S19190006756, №080S19190006757, №080S19190006758,      №080S19190006759, №080S19190006760, №080S19190006761 от 19.09.2019г. о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абз.3 ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб. по каждому решению.

ООО "Эквивалент" направлены требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №№080S01190008238, 080S01190008239, 080S01190008240, 080S01190008241, 080S01190008242, 080S01190008243, 080S01190008244, 080S01190008245, 080S01190008246, 080S01190008247, 080S01190008248, 080S01190008249 от 14.10.2019г. о добровольной уплате штрафных санкций, которые ответчиком не исполнены. Взыскание штрафа в общем размере 6000 руб. является предметом требований заявителя по настоящему делу.

Исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. №27-ФЗ, работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим законом.

Согласно п. 2.2 ст. 11 указанного Федерального закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии со ст.16 Федерального закона № 27-ФЗ органы пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных указанным Федеральным законом.

Согласно абз.3 ст.17 Федерального закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Как следует из материалов дела, в ходе проверки заявителем было установлено, что сведения по форме СЗВ-М за январь-декабрь 2018 года должны были быть представлены не позднее 15.02.2018г., 15.03.2018г., 16.04.2018г., 15.05.2018г., 15.06.2018г., 16.07.2018г., 15.08.2018г., 17.09.2018г., 15.10.2018г., 15.11.2018г., 17.12.2018г., 15.01.2019г. соответственно, однако в нарушение указанных выше требований не были, в связи с чем, были нарушены положения п.2.2 ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ, что нашло подтверждение при рассмотрении дела с учетом актов №080S18190006284, №080S18190006285, №080S18190006286, №080S18190006287, №080S18190006288, №080S18190006289, №080S18190006290, №080S18190006291, №080S18190006292, №080S18190006293, №080S18190006294, №080S18190006295 от 12.08.2019г., решений №080S19190006750, №080S19190006751, №080S19190006752, №080S19190006753, №080S19190006754, №080S19190006755, №080S19190006756, №080S19190006757, №080S19190006758,      №080S19190006759, №080S19190006760, №080S19190006761 от 19.09.2019г., требований №№080S01190008238, 080S01190008239, 080S01190008240, 080S01190008241, 080S01190008242, 080S01190008243, 080S01190008244, 080S01190008245, 080S01190008246, 080S01190008247, 080S01190008248, 080S01190008249 от 14.10.2019г., иных представленных заявителем материалов.

Доводы ответчика об отсутствии работников получавших заработную плату и, соответственно, отсутствии обязанности представлять сведения по форме СВЗ-М, суд считает несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства ввиду следующего.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

Из материалов дела следует, и не оспаривается ответчиком, что ФИО2 является директором ООО "Эквивалент" с 21.12.2015г., при этом не является учредителем (участником) общества. Следовательно, является наемным работником, с которым должен быть заключен трудовой договор. Неисполнение требований трудового законодательства не является основанием для непредставления сведений о застрахованных лицах в контролирующий орган. Следовательно, ООО "Эквивалент" обязано было в 2018 году представлять сведения по форме СЗВ-М на ФИО2 Ввиду изложенного у Центра ПФР №1 по установлению пенсий в Томской области имелись основания для привлечения ООО "Эквивалент" к ответственности.

Однако заявителем не учтено следующее.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок и сроки взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа с организаций и индивидуальных предпринимателей определен статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 17 Закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 11 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

На основании части 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

В пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.

В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Предельный срок взыскания финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц в случае отложения) + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке. Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960 по делу № А40-22593/2018.

Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М за январь – декабрь 2018 года не были представлены ООО "Эквивалент" в установленные Законом № 27-ФЗ сроки. При этом, ООО "Эквивалент" зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации 06.03.2012г. за №080004024275. Следовательно, заявитель знал о том, что сведения по форме СЗВ-М не были представлены ответчиком за январь – декабрь 2018 года со дня, следующего за днем истечения срока обязанности представить сведения о застрахованных лицах. Таким образом, с учетом вышеизложенного, предельный срок взыскания финансовых санкций за декабрь 2018 года истек 18.03.2020г., предельные сроки взыскания финансовых санкций за январь 2018 – ноябрь 2018 года закончились еще ранее указанной даты, таким образом, Центр ПФР №1 по установлению пенсий в Томской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в апреле 2020 года, то есть с пропуском предельного срока взыскания штрафных санкций за январь – декабрь 2018 года.

Пропуск срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, при отсутствии ходатайства о восстановлении срока на обращение с заявлением в суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.

Доводы заявителя о том, что срок на обращение в суд с заявлением фондом не пропущен, подлежит отклонению, как основанный на неправильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения. Также подлежит отклонению довод заявителя о неприменении к спорным правоотношениям норм Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду их урегулирования Законом №27-ФЗ, поскольку указанным законом не урегулированы именно предельные сроки взыскания штрафных санкций. Применение же общей нормы, установленный для взыскания – 3 года, суд считает необоснованным, поскольку подлежащее применению налоговое законодательство устанавливает иные сроки, которые и подлежат применению в данном случае.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления полного текста решения) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                                      А.Н. Гапон