ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-3301/16 от 20.10.2016 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                          634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                      Дело № А67-3301/2016

20.10.2016 года объявлена резолютивная часть решения

27.10.2016 года изготовлен полный текст решения

Судья Арбитражного суда Томской области Ю. М. Сулимская,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Помазаном А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (634050, г. Томск, ул. Гагарина, 27, ОГРН 1027000859819, ИНН 7017042210)

к Прокуратуре Томской области (634029, г. Томск, ул. Белинского, 14, ОГРН 1027000905645, ИНН 7021018851) о взыскании пени в размере 13 371,03 руб., а также по встречному заявлению Прокуратуры Томской области к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о признании недействительным Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.03.2016 № 080S01160022242, а также письма об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) от 28.09.2015г.

При участии в заседании:

От Заявителя: Головиной Татьяны Федоровны (удостоверение, доверенность от

11.01.2016);

от Ответчика: Дашевской Ольги Сергеевны (удостоверение, доверенность от 25.08.2016);

УСТАНОВИЛ:

Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Прокуратуре Томской области о взыскании пени в размере 13371,03руб. Определением суда от 22.09.2016 рассмотрение дела в судебном заседании отложено на 20.10.2016.

Определением суда от 23.09.2016 принято к производству в рамках дела № А67-3301/2016 встречное исковое заявление Прокуратуры Томской области к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о признании недействительным Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.03.2016 № 080S01160022242, а также письма об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) от 28.09.2015г. Рассмотрение встречного иска к совместному разбирательству назначено в судебном заседании на 20.10.2016.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме, указала, что Прокуратурой были нарушены сроки уплаты страховых взносов в пенсионный фонд и на обязательное медицинское страхование, за период с 17.11.2015г. по 04.12.2015г.; против удовлетворения требований по встречному заявлению возражала по основаниям, изложенным в отзыве на встречное заявление, указав при этом на пропуск срока на обращение с указанными требованиями, также пояснила, что оспариваемое требование и письмо соответствует всем требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 212-ФЗ и не нарушает прав Прокуратуры.

Представитель ответчика, факт пропуска сроков для уплаты страховых взносов не отрицала, при этом, указала, что просрочка возникла вследствие отсутствия финансирования, также указала на неправомерные действия Фонда в связи с не предоставлением отсрочки по уплате страховых взносов; Доводы встречного заявления поддержала в полном объеме, просила удовлетворить требования, изложенные во встречном заявлении.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле изложены письменно в заявлении, отзывах на заявление и дополнительных письменных пояснениях к ним. Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Прокуратура Томской области зарегистрирована в качестве юридического лица за ОГРН 1027000905645, в качестве плательщика страховых взносов, состоит на учете в ГУ -УПФР в г. Томск Томской области.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с 1 января 2010 года регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту -Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 18 и пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации и индивидуальные предприниматели.

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 и части 1 статьи 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в 2012 - 2016 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в статьях 58 и 58.1 настоящего Федерального закона, применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22,0 процента, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.

Согласно ч.2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в 2015 году применяется дополнительный тариф страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации - 6,0 процента.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен статьей 15 Федерального закона № 212-ФЗ.

Частями 3-5, пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона №212-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии со ст. 22.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 года) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Томской области в пенсионный фонд в январе 2016 г. представлен Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 года (л.д. 17-20).

В ходе судебного заседания было установлено, что в нарушение указанных норм страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, начисленные за октябрь 2015 год, уплачены Прокуратурой Томской области несвоевременно (04.12.2015).

В силу ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Поскольку страхователем оплачены страховые взносы за 4 кв. 2015 года (октябрь) с нарушением установленного срока, пенсионным фондом начислены пени за период с 17.11.2015 по 04.12.2015 по страховым взносам в пенсионный фонд в размере 3879,32 руб., и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 9491,71 руб. Арифметический расчет пени проверен судом, Прокуратурой не оспаривается.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ организации было направлено Требование от 24.03.2016г. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 080S01160022242, в добровольном порядке до 12.04.2016 (л.д. 21). Между тем, страхователем обязанность по оплате в установленные сроки не была исполнена.

Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд полагает, что в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов (с учетом решения об отсрочке) требование Управления Пенсионного фонда РФ в г.Томск о взыскании с Прокуратуры Томской области пени является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме в размере 13 371,03 руб.

При этом, суд обращает внимание на то, что отсутствие соответствующего финансирования применительно к положениям Федерального закона № 212-ФЗ не является основанием для освобождения от начисления пени.

Рассмотрев встречное исковое заявление о признании недействительным Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.03.2016 № 080S01160022242, а также письма об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) от 28.09.2015г., суд пришел к выводу о том, что оно удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно п.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного  органа  или  органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Учитывая изложенное, суд делает вывод, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно исполнение двух условий: как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

В случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование (ч.8 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ).

Из содержания направленного требования от 24.03.2016 № 080S01160022242 следует, что Прокуратуре предложено уплатить пени по страховым взносам в общей сумме 13371,03руб., основанием является задолженность по страховым взносам за 4 квартал 2015г. (октябрь), рассчитанную на день за период с даты образования задолженности по дату оплаты задолженности - 04.12.2015г.

Таким образом, суд делает вывод о том, что указанные в Требовании от 24.03.2016 № 080S01160022242 пени начислены страхователю обоснованно. Следовательно, оспариваемое Требование от 24.03.2016 № 080S01160022242 на момент его вынесения соответствовало действительной обязанности страхователя по уплате пени, в связи с чем суд считает доводы Прокуратуры о нарушении ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ не подтвержденными представленными в материалы дела доказательствами.

Также арбитражным судом не принимаются доводы Прокуратуры относительно требований о признании недействительным письма об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) от 28.09.2015г., при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам.

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов при наличии хотя бы одного основания, определенных в данной статье (ч.3 ст. 18.1 Федерального закона № 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 18.4 Федерального закона № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов.

К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прилагаются документы, определенные в части 1 -5 настоящей статьи. Одним из основных документов, прилагаемых к заявлению, является акт совместной сверки расчетов по страховым взносам.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов должно содержать указание суммы задолженности, вида обязательного социального страхования, по которому предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, сроков и порядка уплаты суммы задолженности по страховым взносам (ч. 9 ст. 18.4 Федерального закона № 212-ФЗ).

Из материалов дела следует, что 10.09.2016г. Прокуратура Томской области обратилась в Управление с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. С заявлением представлен Акт совместной сверки расчетов по страховым взносам от 09.09.2015г. № 080003 15 АС 0000133 по состоянию на 09.09.2015г. согласно данным которого, а также справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, задолженность по уплате страховых взносов по состоянию на 09.09.2015г. отсутствовала.

Таким образом, в связи с отсутствием задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов на дату обращения плательщика с заявлением, и как следствие, отсутствием оснований для предоставления отсрочки (рассрочки), Управлением, по мнению суда, обоснованно подготовлено и направлено в адрес плательщика соответствующее письмо от 28.09.2015г.

При этом, по мнению суда, несогласие Прокуратуры Томской области с действиями и решениями Фонда по результатам обращений о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов не является основанием для неначисления пени в порядке ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом, суд не принимает доводы Прокуратуры со ссылкой на принятие Фондом решения о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов от 01.12.2015 № 1, так как, как было установлено в ходе судебного разбирательства, отсрочка предоставлена по страховым взносам и пени за 3 квартал 2015 года.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, оспариваемое Требование вынесено 24.03.2016, направлено в Прокуратуру Томской области 30.03.2016г., письмо от 28.09.2015г. направлено 30.09.2015г. и получены прокуратурой в установленный законом срок.

Встречное исковое заявление подано в арбитражный суд 21.09.2016г. (л.д. 129-132), то есть по истечении 3 -х месячного срока после получения оспариваемого требования, письма. Доказательства уважительности пропуска срока на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного требования и письма в материалы дела не представлены.

Учитывая изложенное, поскольку пропуск срока на обращение в суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, суд также приходит к выводу, что встречное заявление удовлетворению не подлежит.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что срок исполнения требований истек, факт неуплаты прокуратурой задолженности нашел подтверждение в ходе судебного заседания, основания для признания недействительным Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.03.2016 № 080S01160022242, а также письма об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) от 28.09.2015г. не установлено, заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области подлежит удовлетворению, в удовлетворении встречного заявления Прокуратуры Томской области о признании недействительными Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.03.2016 № 080S01160022242, а также письма об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) от 28.09.2015г. следует отказать.

Руководствуясь статьями 168-170, 201, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Прокуратуры Томской области (г. Томск, ул. Белинского, 14, ОГРН 1027000905645, ИНН 7021018851) пени в размере 13 371,03 руб., в том числе, 3 879,32 руб. пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, 9 491,71 руб. пени на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС.

В удовлетворении требования Прокуратуры Томской области о признании недействительными Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 24.03.2016 № 080S01160022242, а также письма об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) от 28.09.2015г., вынесенных Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области и проверенных на соответствие требованиям Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», отказать.

На решение суда в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                         Ю.М. Сулимская