ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-3352/19 от 07.05.2019 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                    Дело № А67-3352/2019

Резолютивная часть объявлена 07 мая 2019 года

Полный текст решения изготовлен 14 мая 2019 года

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Чиндиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егошиной А.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора ЗАТО Северск (г. Северск, ул. Калинина, 29)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орион» (г. Томск, с. Дзержинское, ул. Дружбы, дом 11, ИНН 7017282740, ОГРН 1117017006457) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Дашевская О.С. (удостоверение);

от ответчика: Каменский О.Е. (доверенность от 22.04.2019);

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО Северск (далее по тексту также – административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Орион» (далее по тексту – ООО «Орион», Общество, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением арбитражного суда от 03.04.2019 судебное заседание по делу назначено на 06.05.2019.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 07.05.2019.

В судебном заседании как до, так и после перерыва представитель административного органа поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, в частности, указал, что обществом допускаются грубые нарушения лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению фармацевтической деятельности, что свидетельствует о наличии оснований для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, просил назначить наказание в виде предупреждения.

Представитель ООО «Орион» в судебном заседании указал, что расположение оборудования на расстоянии 0,1м от стен не мешает проводить работы по организации очистки, дезинфекции, ремонта, технического обслуживания, поверки и (или) калибровки оборудования, оборудование (при необходимости отодвигается) при этом оборудование не создает помех для сотрудников. В случае расположения оборудования на расстоянии не менее 0,5м приведет к загораживанию естественного и искусственного источника света, а также затруднит свободный проход работников. О фактическом наличии технического паспорта на холодильник № 3 серийный номер А 31110218 и нахождении его в офисе ООО «Орион» по юридическому адресу помощник прокурора Ефремова Ю.М. была уведомлена. В последующем указанный документ был ей предоставлен. Накануне проверки, вечером 20.03.2019 в аптеку была произведена очередная поставка, в связи с чем производилась корректировка выкладки товара на витрине и замена ценников. К моменту проведения проверки данная процедура еще не была завершена, товар находились в процессе размещения по местам хранения и витринам. Ценник на препарат был установлен сразу по завершению проверки. Из предоставленных фотографий, которые были сделаны в ходе проверки на камеру мобильного телефона К1000Pro следует, что карты регистрации показаний параметров воздуха на 2019г. размещены на холодильном оборудовании и заполняются ежедневно, таким образом, контроль за параметрами воздуха ведется ежедневно. Показания за 2018г. хранятся в офисе ООО «Орион» по юридическому адресу, помощник прокурора Ефремова Ю.М. была об этом уведомлена. В последующем указанный документ был ей предоставлен. Также представитель ООО «Орион» просил применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «Орион» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 14.04.2011 за основным государственным регистрационным номером 1117017006457 (ИНН 7017282740).

23.04.2018 Комитетом по лицензированию Томской области ООО «Орион» была выдана лицензия № ЛО-70-02-000951 на осуществление фармацевтической деятельности, сроком действия – бессрочно, предоставляющей право на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в аптечном пункте по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, пр. Коммунистический, дом 82.

На основании решения и.о. прокурора ЗАТО г. Северск от 21.03.2019 № 89 помощником прокурора ЗАТО г. Северск 21.03.2019 в отношении ООО «Орион» проведена проверка соблюдения законодательства о фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, дом 82, по результатам которой составлена докладная записка от 21.03.2019 с указанием на выявленные нарушения.

В частности, в ходе проверочных мероприятий установлено, что ООО «Орион» при осуществлении фармацевтической деятельности в аптечном пункте по адресу: Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, дом 82, нарушены лицензионные требования, а именно:

- в нарушение п. 31 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н, установка оборудования в материальной комнате аптечного пункта (3 холодильника, а также 3 шкафа для хранения лекарственных препаратов) произведена на расстоянии 0,1 м от стен;

- в нарушение п. 33 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н, холодильник № 3 серийный номер А 311100218 ЗАО Совиталпродмаш, РФ, Республика Марий Эл, не имеет технического паспорта (в ходе проверки паспорт не был представлен);

- в нарушение п. 35 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н, на лекарственный препарат «Омнитус» («Бутамират сироп»), размещенный на момент проверки на витрине в торговом зале указанного аптечного пункта, отсутствует ценник с указанием наименования, дозировки, количества доз в упаковке, страны производителя, срока годности;

- в нарушение п. 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 № 706н, на момент проверки отсутствовали карты регистрации показаний двух гигрометров, регистрирующих параметры воздуха как в торговом зале, так и в материальной комнате, где хранятся лекарственные препараты, аптечного пункта по пр. Коммунистическому, 82.

По факту выявленных нарушений заместителем прокурора ЗАТО г. Северск вынесено постановление от 22.03.2019 о возбуждении в отношении ООО «Орион» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии со статьями 23.1, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении ООО «Орион» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление о привлечении ООО «Орион» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно примечанию к указанной норме КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону вменяемого предпринимателю правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

ООО «Орион», будучи зарегистрированным в качестве юридического лица, и имеющее лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 47 пункта 1 стати 12 Федерального закона № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность относится к лицензируемому виду деятельности.

Порядок и условия лицензирования фармацевтической деятельности на момент проведения проверки были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

В соответствии с подп. «г», «з» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, к числу лицензионных требований относится:

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.

При этом невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, признается грубым нарушением лицензионных требований (пункт 6 Положения).

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что ООО «Орион» вменяется несоблюдение лицензионных требований, предусмотренных подп. «г», «з» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, что признается грубым нарушением лицензионных требований.

В соответствии с пунктами 1, 2 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н, настоящие Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения устанавливают требования к осуществлению розничной торговли аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - субъекты розничной торговли), а также аптечными организациями и медицинскими организациями или их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, при наличии у аптечных организаций, медицинских организаций, их обособленных подразделений лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляющих отпуск наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам.

Настоящие Правила направлены на обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также дезинфицирующими средствами, предметами и средствами личной гигиены, посудой для медицинских целей, предметами и средствами, предназначенными для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковой оптикой и средствами ухода за ней, минеральными водами, продуктами лечебного, детского и диетического питания, биологически активными добавками, парфюмерными и косметическими средствами, медицинскими и санитарно-просветительными печатными изданиями, предназначенными для пропаганды здорового образа жизни (далее - товары аптечного ассортимента).

В соответствии с пунктом 31 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н, установка оборудования должна производиться на расстоянии не менее 0,5 метров от стен или другого оборудования, чтобы иметь доступ для очистки, дезинфекции, ремонта, технического обслуживания, поверки и (или) калибровки оборудования, обеспечивать доступ к товарам аптечного ассортимента, свободный проход работников.

В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований установка оборудования в материальной комнате аптечного пункта ООО «Орион» по пр. Коммунистическому, 82 (3 холодильника, а также 3 шкафа для хранения лекарственных препаратов) произведена на расстоянии 0,1м от стен.

Ссылки заявителя на то, что расположение оборудования на расстоянии 0,1м от стен не мешает проводить работы по организации очистки, дезинфекции, ремонта, технического обслуживания, поверки и (или) калибровки оборудования, оборудование (при необходимости отодвигается) при этом оборудование не создает помех для сотрудников, не свидетельствуют об отсутствии нарушения, поскольку требования к установке оборудования на соответствующем расстоянии от стен прямо закреплены Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н.

Согласно пункту 33 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н, оборудование, используемое субъектом розничной торговли, должно иметь технические паспорта, хранящиеся в течение всего времени эксплуатации оборудования.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки ООО «Орион» не был представлен технический паспорт на оборудование, используемое ООО «Орион» в аптечном пункте по адресу: Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, дом 82, а именно: холодильник № 3 серийный номер А 311100218 ЗАО Совиталпродмаш, РФ, Республика Марий Эл.

В ходе рассмотрения дела ООО «Орион» указало, что о фактическом наличии технического паспорта на холодильник № 3 серийный номер А 31110218 и нахождении его в офисе ООО «Орион» по юридическому адресу помощник прокурора Ефремова Ю.М. была уведомлена, и в последующем указанный документ был ей предоставлен.

В материалы дела вместе с отзывом ООО «Орион» представлена копия руководства по эксплуатации на «Шкаф холодильный фармацевтический торговой марки «Полаир» линии «Медико» ЗАО «Завод Совиталпродмаш».

Вместе с тем, исходя из положений п. 33 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н, оборудование должно иметь оригиналы технических паспортов.

Из пояснений представителя ООО «Орион» следует, что оригинал технического паспорта на холодильник № 3 серийный номер А 311100218 ЗАО Совиталпродмаш, РФ, Республика Марий Эл, у общества отсутствует, имеется только копия руководства по эксплуатации на «Шкаф холодильный фармацевтический торговой марки «Полаир» линии «Медико» ЗАО «Завод Совиталпродмаш».

Кроме этого, согласно объяснениям руководителя ООО «Орион» Соломатиной Е.В. от 22,03.2019г.  копию технического паспорта Общество запросило в ООО «Фармперспектива» сразу в день проверки. Документы с заявкой на возврат оборудования были направлены в г.Самара примерно 2 месяца назад.

К ссылке представителя общества, что руководитель, давая данные объяснения, заблуждалась, с учетом документального подтверждения, безусловно свидетельствующего о наличии технического паспорта в организации, непредставления оригинала документа в ходе рассмотрения дела, относится критически.

Таким образом, факт нарушения требований п. 33 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н, подтвержден в ходе судебного заседания.

Пунктом 35 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н, установлено, что информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, может быть размещена на полке в виде постера, воблера и иных носителях информации в целях предоставления покупателю возможности сделать осознанный выбор товара аптечного ассортимента, получить информацию о производителе, способе его применения и с целью сохранения внешнего вида товара. Также в удобном для обозрения месте должен быть помещен ценник с указанием наименования, дозировки, количества доз в упаковке, страны производителя, срока годности (при наличии).

Согласно представленным материалам в нарушение указанных правовых норм на лекарственный препарат «Омнитус» («Бутамират сироп»), размещенный на момент проверки на витрине в торговом зале аптечного пункта, ценник с указанием наименования, дозировки, количества доз в упаковке, страны производителя, срока годности, отсутствовал.

В соответствии с пунктом 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н, помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.

Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.03.2019 следует, что ООО «Орион» вменяется отсутствие на момент проверки карт регистрации показаний двух гигрометров, регистрирующих параметры воздуха как в торговом зале, так и в материальной комнате, где хранятся лекарственные препараты.

Возражая относительно указанного эпизода, представитель ООО «Орион» указал, что из предоставленных фотографий, которые были сделаны в ходе проверки на камеру мобильного телефона, следует, что карты регистрации показаний параметров воздуха на 2019г размещены на холодильном оборудовании и заполняются ежедневно. Показания за 2018г. хранятся в офисе ООО «Орион» по юридическому адресу и в последующем указанный документ был предоставлен помощнику прокурора.

Из представленных прокурором фотографий действительно усматривается наличие на холодильном оборудовании карт регистрации показаний параметров воздуха на 2019 г. Указанный факт представителем административного органа в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

В материалы дела ООО «Орион» также представлены карты учета температуры и относительной влажности на 2018г. (на 2 л.), которые согласно пояснениям представителя ООО «Орион» хранились в офисе общества по юридическому адресу и в последствии были представлены административному органу. Факт представления указанных карт подтвержден административным органом в письменных пояснениях от 07.05.2019.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства подтверждено наличие у ООО «Орион» карт регистрации параметров воздуха как на 2018 год, так и на 2019 год.

Отсутствие карт регистрации параметров воздуха на 2018 год в аптечном пункте на момент проверки в указанном случае не может быть признано нарушением требований положений пункта 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н, поскольку положения указанного пункта не предъявляют конкретных требований к месту хранения данных карт.

Соответственно, хранение имеющихся карт регистрации параметров воздуха на 2018 год не в аптечном пункте, а в офисе организации не является нарушением установленных требований и не образует состава административного правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В связи с этим, оснований для привлечения ООО «Орион» к административной ответственности по указанному вмененному эпизоду, арбитражным судом не усматривается.

Вместе с тем, представленными материалами подтвержден факт наличия иных нарушений лицензионных требований, образующих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, факт наличия в действиях ООО «Орион» события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 и 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований Федерального закона № 99-ФЗ, Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, нарушение которых было вменено ему административным органом.

Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Доказательств отсутствия у общества возможности соблюсти правила, за нарушение которых соответствующей нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля, в материалах дела не имеется.

С учетом изложенного, наличие события правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены материалами дела об административном правонарушении; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ; указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.

В связи с изложенным постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.03.2019 в отношении ООО «Орион» вынесено заместителем  прокурора ЗАТО г. Северск в пределах предоставленных законом полномочий; его содержание соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ: постановление содержит сведения о дате и месте его составления; о лице, его составившем; о лице, совершившем правонарушение; о времени, месте совершения и событии правонарушения; о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение. Постановление вынесено в присутствии представителя ООО «Орион». В постановлении имеется отметка о разъяснении представителю прав, предусмотренных КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Орион», носящих существенный характер, не установлено.

Срок давности привлечения ООО «Орион» к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

В ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком не приведено и арбитражным судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о его малозначительности, в связи с чем правовые основания для применения к рассматриваемым правоотношениям положения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В связи с изложенным арбитражный суд считает, что имеются основания для привлечения ООО «Орион» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и назначения административного наказания.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ООО «Орион» является субъектом малого предпринимательства (малое предприятие), что подтверждается Сведениями из Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер  совершенного правонарушения, совершение правонарушения впервые (иного не следует из материалов дела), учитывая, что нарушение не причинило вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имущественного ущерба, отсутствие доказательств наличия отягчающих ответственность обстоятельствах, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ арбитражный суд считает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Орион» (г. Томск, с. Дзержинское, ул. Дружбы, дом 11; ИНН 7017282740, ОГРН 1117017006457) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                    Е.В. Чиндина