ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-3653/2021 от 16.09.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67- 3653/2021

17.09.2021

Резолютивная часть решения объявлена 16.09.2021

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Бирюковой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Циванюк Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск (ИНН <***>, ОГРН <***>) к акционерному обществу «Северский водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании средств бюджетной субсидии в сумме 342 776,09 рублей, предоставленных по соглашению от 17.05.2019 № 1/1847/19,

при участии: не явились (извещены);

УСТАНОВИЛ:

управление молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск (далее - УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск, истец) обратилось в суд с иском к акционерному обществу «Северский водоканал» (далее – АО «СВК», ответчик) о взыскании средств бюджетной субсидии в сумме 342 776,09 руб., предоставленных по соглашению от 17.05.2019 № 1/1847/19.

Исковые требования обоснованы ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ, пп. «е» п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее – Постановление № 887) и мотивированы нарушением ответчиком условий предоставления субсидии, а именно: наличием у получателя субсидии по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключено соглашение, задолженности по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации - в сумме 3 456 237 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - в сумме 257 066 руб, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ - в сумме 1 456 705,47 руб.

Определением суда от 28.05.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 26.07.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

АО «Северский водоканал» против удовлетворения иска возражал, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление указывая, что соглашение от 17.05.2019 №1/1847/19 в настоящее время не действует, на момент представления субсидий задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетной системе РФ отсутствовала, при этом в материалах дела доказательства представления АО «СВК» недостоверных сведений отсутствуют. (л.д. 75-79 т.2)

Истец на удовлетворении иска настаивал, указывая, что у ответчика имелась задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам бюджетной системы РФ.

Определением от 06.09.2021 дело назначено к судебному разбирательству на 13.09.2021 г. в 11 час. 30 мин., в судебном заседании объявлен перерыв до 16.09.2021.

Стороны представителей в судебное заседание не направили, в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы и возражения сторон, суд установил следующее.

Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 13.03.2017 № 336 утвержден Порядок предоставления из бюджета ЗАТО Северск субсидии в целях возмещения расходов на реализацию мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних (далее – Порядок № 336) (л.д. 11 т.1).

Согласно абз. 1, 4 п. 1 Порядка № 336 Порядок определяет правила предоставления и определения объема субсидии в целях возмещения расходов на реализацию мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан из бюджета ЗАТО Северск, целью предоставления субсидии является возмещение работодателю расходов по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (несовершеннолетних), в том числе на оплату труда несовершеннолетних и оплату труда куратора группы подростков, состоящей не менее чем из 10 человек.

В силу п. 2 Порядка № 336 субсидия предоставляется получателю субсидии при наличии следующих условий: постановка на учет в налоговом органе на территории ЗАТО Северск; отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации; отсутствие фактов нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, зафиксированных в актах органов финансового контроля (надзора) и судебных решениях.

В целях получения субсидии АО «СВК» с сопроводительным письмом от 15.05.2019 № 035 представило заявку на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в летний период 2019 года и документы, подтверждающие соответствие получателя субсидии условиям ее предоставления (л.д. 13-18 т.1).

Согласно пояснениям к справке от АО «СВК», справке, выданной налоговым органом № 19896 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 01.04.2019, у АО «СВК» имелась задолженность по налогам перед бюджетом, по состоянию на 05.04.2021 согласно уточненным налоговым декларациям, задолженность отсутствует по всем налогам, кроме транспортного. При принятии уточненного расчета по транспортному налогу, ответчиком была произведена оплата в установленные сроки (л.д. 19-20 т.1).

По результатам рассмотрения заявки УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск и АО «СВК» (получателем) подписано соглашение от 17.05.2019 № 1/1847/19, предметом которого является предоставление обществу из бюджета ЗАТО Северск в 2019 году субсидии на возмещение расходов по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе на оплату труда подростков (л.д. 21-22 т.1).

Согласно п. 2.1 соглашения от 17.05.2019 № 1/1847/19 субсидия предоставляется в 2019 году в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными УМСП КиС Администрации ЗАТО Северск в рамках муниципальной программы «Молодежная политика в ЗАТО Северск» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 30.12.2014 №3545 на цели, указанные в разделе 1 Соглашения в размере не более 342 783,87 рублей, l00% от общего объема затрат.

В силу п. 3.1 соглашения от 17.05.2019 № 1/1847/19 субсидия предоставляется при условии соответствия получателя ограничениям, установленным Порядком № 336, в том числе у получателя на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается соглашение, должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.1.5 соглашения от 17.05.2019 № 1/1847/19 в случае, если АО «СВК» допущены нарушения условий предоставления субсидии, нецелевое использование субсидии, УМСП КиС Администрации ЗАТО Северск обязано направить получателю требование об обеспечении возврата средств субсидии в бюджет ЗАТО Северск в 10-дневный срок со дня установления факта нарушения.

УМСП КиС Администрации ЗАТО Северск перечислило АО «СВК» субсидию на возмещение затрат, связанных с обеспечением временной занятости и трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в сумме 342 776,09 руб.

Контрольно-ревизионным комитетом Администрации ЗАТО Северск в отношении истца проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, связанных с обеспечением временной занятости и трудоустройства несовершеннолетних.

По результатам проверки выдано представление от 30.03.2021 № 3, согласно которому выявлено нарушение условий предоставления субсидии АО «СВК», выразившееся в выдаче субсидии при наличии у общества задолженности по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации - в сумме 3 456 237 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - в сумме 257 066 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ - в сумме 1 456 705,47 руб. (л.д. 25-27 т.1).

Истец направил ответчику требование от 05.04.2021 № 20-01-21/119 о возврате субсидии (л.д. 28-29 т.1).

Письмом от 16.04.2021 № 1653 АО «СВК» сообщило истцу об отказе в удовлетворении требования, сославшись на отсутствие оснований для возврата денежных средств (л.д. 30-32 т.1).

Отказ ответчика от возраста субсидии послужил основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев спор, оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по существу заявленного требования.

Правовая природа договорного обязательства о предоставлении субсидии заключается в безвозмездной передаче главным распорядителем денежных средств получателю для направления их на общеполезные, социально значимые цели с последующим предоставлением получателем отчета об их использовании.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату предоставления субсидии) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. п. 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (п.7 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Из содержания п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ следует, что предоставляемые субсидии подлежат возврату в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

По смыслу приведенных норм права, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом или нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий. Положения договора (соглашения) о предоставлении субсидии должны соответствовать нормативным правовым актам.

Следовательно, ответственность в виде возврата субсидии, установленная данным Порядком, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.

В рассматриваемом случае как Порядком № 336 (п. 10), так и условиями соглашения от т 17.05.2019 № 1/1847/19 установлено право УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск потребовать возврата субсидии в случае нарушения получателем субсидии порядка и условий ее предоставления.

Истец усматривает такое нарушение в том, что по состоянию на 01.04.2019 (первое число месяца, предшествующего месяцу заключения соглашения о предоставлении субсидии) у АО «СВК» имелась задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации - в сумме 3 456 237 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - в сумме 257 066 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ - в сумме 1 456 705,47 рублей

Между тем, по состоянию на 05.04.2021 согласно уточненным налоговым декларациям, задолженность отсутствует по всем налогам, кроме транспортного. При принятии уточненного расчета по транспортному налогу, ответчиком была произведена оплата в установленные сроки платежным поручением от 15.05.2019 № 1157, от 31.05.2019 №1323 (л.д. 20 т.1).

Таким образом, у получателя субсидии отсутствовала задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации - в сумме 3 456 237 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - в сумме 257 066 рублей, по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта РФ - в сумме 1 456 705,47 руб. на дату обращения с заявкой на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в летний период 2019 года. Отсутствие недоимки по данному налогу подтверждается выданной налоговым органом справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 05.04.2019, в которой отражено отсутствие задолженности по всем налогам, кроме транспортного налога (л.д. 19 т.1 оборотная сторона).

При рассмотрении заявки УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск на предоставление субсидии приняло от ответчика документы, подтверждающие отсутствие на дату подачи заявки недоимки по налогам, а также пояснения ответчика. Ответчик не предпринимал действий, направленных на введение истца в заблуждение относительно отсутствия у него задолженности по налогам.

При таких обстоятельствах принятие УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск представленной ответчиком справки о состоянии расчетов и пояснений к справке, подписание с ответчиком соглашения от 17.05.2019 № 1/1847/19 и предоставление субсидии свидетельствуют об отсутствии у истца замечаний относительно соответствия получателя условиям предоставления субсидии.

Наличие по состоянию на 05.04.2019 задолженности по транспортному налогу являлось очевидным для истца, однако УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск посчитало возможным принять решение о предоставлении субсидии.

При представлении ответчиком справки об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации не на начало соответствующего финансового года, а на дату представления заявления на получение субсидии, истцу следовало самостоятельно истребовать в управлении сведения об отсутствии задолженности у АО «СВК» на 01.04.2021. Невыполнение этой обязанности истцом не может быть поставлено в вину ответчика.

Ответчиком была произведена оплата налогов, на дату начала перечисления суммы субсидии у ответчика не имелось задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, отраженной в справке налогового органа.

Истцом не оспорены и документально не опровергнуты утверждения ответчика относительно того, что предоставленная субсидия направлена на цели, предусмотренные Порядком № 336 и условиями соглашения от 17.05.2019 № 1/1847/19, показатели результативности достигнуты получателем субсидии.

При таких обстоятельствах, учитывая цели предоставления государственной поддержки в виде субсидии, расходование обществом выделенных денежных средств в соответствии с их целевым назначением, отсутствие у общества недоимки по налогам по состоянию на дату предоставления субсидии, оплату транспортного налога ответчиком, принимая во внимание обстоятельства вменяемого обществу бюджетного правонарушения и степень вины общества, а также учитывая, что ответственность в виде возврата субсидии подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и (или) к нарушению права, а в ином случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера получатель субсидии будет поставлен в неравные условия со стороной, предоставившей субсидию, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован, факт целевого использования средств истцом не оспорен, применение такой санкции, как изъятие денежных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства, в связи с чем достаточные основания для обязания АО «СВК» возвратить сумму субсидии, использованной им в соответствии с целями предоставления и с достижением показателей результативности, отсутствуют.

С учетом вышеизложенного, исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-171, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья Бирюкова А.А.