ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-3672/19 от 28.06.2019 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-3672/2019

28 июня 2019 года – объявлена резолютивная часть

05 июля 2019 года - изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Н.В. Панкратовой, при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Долженковой, с использованием аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления физической культуры и спорта администрации Города Томска (634003, г. Томск, ул. Белозерская, 24, ИНН 7017230598, ОГРН 1097017000068)

к Департаменту финансов администрации Города Томска (634050, г. Томск, ул. Гагарина, 49) о признании недействительным пункта 1 представления № 06-1-07/184 от 24.01.2019,

при участии в заседании:

от Заявителя – Ермак Н.В., доверенность от 01.04.2019;

от Ответчика – Шалимова К.В., доверенность от 18.12.2018, Мазур В.В., доверенность от 18.12.2018;

УСТАНОВИЛ:

Управление физической культуры и спорта администрации Города Томска (в дальнейшем – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту финансов администрации Города Томска (в дальнейшем - Департамент, ответчик) о признании недействительным пункта 1 представления № 06-1-07/184 от 24.01.2019 об устранении нарушений.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что представление в оспариваемой части незаконно и необоснованно, нарушает права и интересы Управления в сфере экономической деятельности, неправомерно возлагает на него обязанность принять меры по устранению причин и условий совершения бюджетных правонарушений, принять меры по внесению изменений в подпрограмму «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2025 году», утв. Постановлением администрации г.Томска от 05.10.2016№1055 в части корректировки цели подпрограммы, предусматривающей возможность реализации мероприятий на объектах структурных подразделений муниципальных учреждений, находящихся за пределами территории муниципального образования «Город Томск», при необходимости.

Ответчик в отзыве на заявление требования не признал, указав следующее. В настоящее время оспариваемый Управлением пункт 1 Представления от 24.01.2019 снят с контроля Департаментом как исполненный, соответствующие изменения в муниципальную программу «Безопасный Город» на 2017-2025 годы» внесены в цель подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» с формулировкой «Совершенствование благоприятных условий жизнедеятельности детей на объектах муниципальных учреждений муниципального образования «Город Томск». В связи с тем, что субсидии были предоставлены на проведение мероприятий по установке тревожных кнопок и систем видеонаблюдения на объектах за пределами территории муниципального образования «Город Томск», что не соответствовало условиям подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» в редакции, действующей в проверяемый период, Департаментом в ходе проверки правомерно установлено нецелевое и неправомерное использование денежных средств в указанной части.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика просили отказать в удовлетворении требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установленными следующие обстоятельства.

В соответствии с порядком осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю в муниципальном образовании «Город Томск», утверждённым Постановлением Администрации Города Томска от 20.11.2013 № 1320, действовавшим в проверяемый период, во исполнение плана проведения контрольных мероприятий в сфере внутреннего муниципального контроля на 2018 год, утв. Распоряжением администрации г.Томска от 25.12.2017 №р1708, на основании поручений от 02.22.2018 №№45, 45А, 45И, выданных заместителем Мэра г.Томска – начальником Департамента финансов Администрации города Томска Ярцевой И.Ю., Департаментом финансов администрации Города Томска в период с 06.11.2018 по 07.12.2018 была проведена документальная проверка объекта муниципального финансового контроля – Управления физической культуры и спорта Администрации Города Томска по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2014-2017 годах на реализацию мероприятий «Ремонт, установка и монтаж ограждений территорий муниципальных образовательных учреждений. Оказание услуг технического надзора, подготовки и проверки проектно-сметной документации» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2012-2014 годы», подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015-2020 годы», по результатам которой составлен Акт от 07.12.2018.

В ходе проверки ответчиком, в частности, сделан вывод о том, что Управлением в 2016-2017 годах средства муниципального образования «город Томск» в размере 610 508 руб. использованы не по целевому назначению. Согласно Акту проверки Департамента, в ходе проведения проверки выявлены нарушения при предоставлении субсидий муниципальным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Управление. Так, Ответчиком указано, что Управлением в 2016 году средства муниципального образования «Город Томск» в сумме 70 580 руб., выделенные на реализацию мероприятия 1.1.10 «Приобретение в собственность муниципального образования «Город Томск» и установка систем видеонаблюдения в муниципальных учреждениях дополнительного образования управления физической культуры и спорта (2015 г. - 4 ед.; 2016 г. - 4 ед.; 2017 г. - 15 ед.) с выводом на диспетчерский пункт (центр оперативного управления) на базе единого диспетчерского центра в дежурной части при УМВД России по г. Томску» подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 19.09.2014 № 942, использованы не по целевому назначению, а именно: предоставлена МАУ ДО ДЮСШ единоборств субсидия на установку системы видеонаблюдения и тревожных кнопок на объект, находящийся не на территории муниципального образования «Город Томск», по адресу: Томская область, Кожевниковский р-он, с. Киреевск, ул. К. Маркса, 1/1 (далее - субсидия МАУ ДО ДЮСШ единоборств в 2016 году); а также, что Управлением в 2017 году средства муниципального образования «Город Томск» в сумме 539 928 руб., выделенные на реализацию мероприятия 1.8 «Приобретение в собственность муниципального образования «Город Томск» и установка систем видеонаблюдения в муниципальных учреждениях дополнительного образования управления физической культуры и спорта (2017 г. - 9 ед., 2018 г. - 6 ед., 2019 г. - 4 ед., 2020 г. - 4 ед.) с выводом в дежурную часть УМВД России по г. Томску. Установка интернет-канала с пропускной способностью не менее 50 Мбит» подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 05.10.2016 № 1055, использованы не по целевому назначению, а именно: предоставлена субсидия учреждениям на установку систем видеонаблюдения на объектах, находящихся не на территории муниципального образования «Город Томск», в том числе: 1) МАУ ДО ДЮСШ единоборств предоставлена субсидия в сумме 99 928 руб. на установку системы видеонаблюдения (2-ая очередь) на объект по адресу: Томская область, Кожевниковский р-он,с. ?иреевск, ул. К. Маркса, 1/1 (далее —субсидия МАУ ДО ДЮСШ единоборств в 2017 году); 2) МАУ «Центр социальных инициатив» предоставлена субсидия в сумме 250 000 руб. на установку системы видеонаблюдения на объект по адресу: Кемеровская обл., Юргинский район, д. Алаево, ул. Центральная, 79, ДООЛ «Рубин» (далее - субсидия МАУ «ЦСИ» в 2017 году); 3) МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева предоставлена субсидия в сумме 190 000 руб. на установку системы видеонаблюдения на объект по адресу: Томская обл., Томский район, с. Богашево, ул. Заводская, 27 (ДООЛ Огонек) (далее - субсидия МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева в 2017 году).

По результатам рассмотрения Акта проверки, возражений на него в адрес Заявителя вынесено представление об устранении нарушений от 24.01.2019 №06-07/184 с указанием в том числе в пункте 1 Представления на обязанность принять меры по устранению причин и условий совершения вышеуказанных бюджетных нарушений, принять меры по внесению изменений в подпрограмму «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 05.10.2016 № 1055, в части корректировки цели подпрограммы, предусматривающей возможность реализации мероприятий на объектах структурных подразделений муниципальных учреждений, находящихся за пределами территории муниципального образования «Город Томск», при необходимости.

Не согласившись с вышеуказанным Представлением в части п.1, Управление физической культуры и спорта Администрации Города Томска обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов муниципального финансового контроля, являющихся соответственно органами местных администраций.

К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля относится контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п. 1 ст. 269.2 БК РФ). При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля могут проводиться проверки, ревизии и обследования, направляться объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (п. 2 ст. 269.2 БК РФ).

Согласно п.2 ст.270.2 БК РФ, под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, выносимые органами государственного (муниципального) финансового контроля представления содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуется принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.

В соответствии с п. 2.1 Постановления администрации Города Томска от 20.11.2013 № 1320 «О порядке осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю в муниципальном образовании «Город Томск», который действовал в период проведения проверки в отношении Заявителя, Департамент финансов администрации Города Томска является органом внутреннего муниципального финансового контроля. Пунктами 2.5 и 3.47 Положения о департаменте финансов администрации Города Томска, утвержденного Решением Думы Города Томска от 15.09.2005 № 1001, Департамент финансов осуществляет полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля.

Учитывая изложенное, суд делает вывод о том, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом по результатам проведенной проверки, является ненормативным правовым актом, содержит обязательные требования, неисполнение которых может повлечь для проверяемого правовые последствия, в связи с чем данное представление может быть оспорено в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ.

Статьями 28 и 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу пункта с ст.306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (п. 1 ст. 306.2 БК РФ).

Статья 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств предусматривает их использование на цели, не соответствующие условиям получения.

Заявитель, полагая, что нарушений бюджетного законодательства допущено не было, указывает, что предоставление субсидий МАУ ДО ДЮСШ единоборств в 2016 году, МАУ ДО ДЮСШ единоборств в 2017 году, МАУ «ЦСИ» в 2017 году и МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева в 2017 году осуществлялось Управлением в соответствии с целями муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015 - 2020 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 19.09.2014 № 942 (далее - муниципальная программа «Безопасный Город» на 2015 - 2020 годы», муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017 - 2020 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 05.10.2016 № 1055 (далее -муниципальная программа «Безопасный Город» на 2017 - 2020 годы»), задачами, показателями задач, перечнями мероприятий и муниципальных учреждений управления, предусмотренными подпрограммами «Безопасное Детство в Безопасном Городе» на 2015-2020 годы муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015 - 2020 годы» (далее - подпрограмма «Безопасное Детство в Безопасном Городе» на 2015-2020 годы), и «Безопасное Детство в Безопасном Городе» на 2017-2020 годы муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017 - 2020 годы», (далее - подпрограмма «Безопасное Детство в Безопасном Городе» на 2017-2020 годы), соответственно, требованиями действующего законодательства, в том числе, законодательства РФ об основных гарантиях прав ребенка, Уставом Города Томска.

Суд считает указанный довод основанным на неверном толковании норм права.

Из анализа вышеприведенных нормативных актов следует, что безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также сохранения материальных ценностей муниципального образовательного учреждения от возможных чрезвычайных ситуаций. Также реализация намеченных мероприятий подпрограмм должна повысить уровень безопасности муниципальных образовательных учреждений, снизить риск возникновения аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей. В ходе реализации подпрограмм будут созданы условия, гарантирующие максимально возможную безопасность ребенка и работающего персонала в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования «Город Томск».

Из материалов дела следует, что ДЛОЛ «Лагуна», ДООЛ «Рубин», ДООЛ «Огонек» являются структурными подразделениями муниципальных учреждений, учредителем и собственником имущества которых являемся муниципальное образование «Город Томск». В 2016-2017 годах субсидии на установку системы видеонаблюдения и на оснащение тревожными кнопками в ДЛОЛ «Лагуна, ДООЛ «Рубин», ДООЛ «Огонек» предоставлялись Управлением на основании соглашений, заключаемых с МАУ ДО ДЮСШ единоборств, МАУ «ЦСИ», МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А.Шевелева. Сами указанные автономные учреждения расположены на территории муниципального образования «Город Томск».

Системы видеонаблюдения и тревожные кнопки согласно представленных соглашений были установлены и смонтированы на объектах, расположенных по адресам: Томская область, Кожевниковский р-он, с. Киреевск, ул. К. Маркса, 1/1, Кемеровская обл., Юргинский район, д. Алаево, ул. Центральная, 79, Томская обл., Томский район, с. Богашево, ул. Заводская, 27, закреплены на праве оперативного управления за МАУ ДО ДЮСШ единоборств, МАУ «ЦСИ» и МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева соответственно.

В свою очередь, МАУ ДО ДЮСШ единоборств, МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А.Шевелева и МАУ «ЦСИ» посредством организации деятельности вышеуказанных лагерей оказывают муниципальную услугу по организации отдыха детей в каникулярное время и предоставляют меру социальной поддержки в форме бесплатного оздоровления и отдыха, получателями которых являются дети, проживающие на территории муниципального образования «Город Томск».

В соответствии со ст.78.1 БК РФ, в целях урегулирования отношений, связанных с предоставлением субсидии муниципальным автономным и бюджетным учреждениям на реализацию федеральных, региональных, муниципальных программ и субсидии муниципальным автономным и бюджетным на укрепление материально-технической базы из бюджета муниципального образования «Город Томск», постановлением администрации Города Томска от 15.02.2012 № 133 утвержден порядок определения объема и условий предоставления субсидии муниципальным автономным и бюджетным учреждениям на реализацию федеральных, региональных, муниципальных программ и субсидии муниципальным автономным и бюджетным учреждениям на укрепление материально-технической базы (далее именуется - Порядок № 133).

Целью подпрограмм «Безопасное детство в Безопасном Городе» (в редакции, действующей на момент проверки) согласно Разделу III Цели, задачи, показатели (Приложение 1 к подпрограмме, таблица 1) является совершенствование благоприятных условий жизнедеятельности детей на территории муниципального образования «Город Томск». Задачей подпрограмм «Безопасное детство в Безопасном Городе» годы является — создание технических условий безопасности жизнедеятельности детей.

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 133 для рассмотрения вопроса о предоставлении целевых субсидий автономными и бюджетными учреждениями в 2016 и 2017 годах предоставляются учредителю (Управлению) следующие документы:

а) заявление, подписанное руководителем и заверенное печатью, с просьбой предоставить целевые субсидии;

б) учредительные документы или их нотариально заверенные копии;

в) документы, подтверждающие объем субсидий и ее (их) целевое назначение.

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 133 Учредитель осуществляет проверку предоставленных учреждениями документов требованиям Порядка № 133 и принимает и принимает одно из следующих решений:

а) решение о соответствии учреждения и представленных им документов требованиям настоящего Порядка и об определении объема целевой субсидии;

б) решение о несоответствии учреждения и представленных им документов требованиям настоящего Порядка и об отказе в предоставлении целевой субсидии.

В случае соответствия учреждения и предоставленных им документов требованиям указанного Порядка Учредителем заключается с учреждением соглашение о предоставлении целевой субсидии.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении целевой субсидии учреждениями были представлены в Управление заявления с просьбой выделить целевую субсидию в рамках подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе». При этом в качестве документов, подтверждающих объем субсидий и ее (их) целевое назначение учреждениями предоставлены документы, подтверждающие проведение мероприятий по установке тревожных кнопок и систем видеонаблюдения за пределами территории муниципального образования «Город Томск», а именно:

в 2016 году МАУ ДОД ДЮСШ единоборств предоставлены заявления от 24.08.2016 № 44 на сумму 64 420 руб. и от 07.11.2016 № 63 на сумму 70 580 руб. с приложением следующих документов:

- счета на оплату от 18.08.2016 № 75 на сумму 35 580 руб., подтверждающего стоимость монтажа системы видеонаблюдения по адресу: Томская обл., Киреевск, ул. Карла Маркса 1/1;

- счета на оплату от 02.11.2016 № 1047 на сумму 43 250 руб., подтверждающего стоимость установки тревожной кнопки на объекте ДЛОЛ «Лагуна» по адресу: Томская обл., Киреевск, ул. Карла Маркса 1/1.

По результатам рассмотрения указанных документов Управлением в 2016 году заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии МАУ ДОД ДЮСШ единоборств от 14.09.2016 с учетом дополнительного соглашения от 24.11.2016 № 1.

Сумма субсидии перечислена Управлением на лицевой счет МАУ ДОД ДЮСШ единоборств по следующим платежным поручениям от 14.12.2016 № 412818 на сумму 35 000 руб. и от 16.12.2016 №417436 на сумму 35 580 рублей.

В соответствии с пунктом 13 Порядка № 133 МАУ ДОД ДЮСШ единоборств предоставило в Управление отчет об использовании субсидии от 30.12.2016 согласно которому, средства предоставленной субсидии использованы в полном объеме 135 тыс. руб., в качестве документов, подтверждающих расходование средств предоставлены документы на общую сумму 70 580 руб., свидетельствующие о проведении мероприятий по установке тревожных кнопок и системы видеонаблюдения за пределами территории муниципального образования «Город Томск», в том числе: договор подряда по монтажу системы видеонаблюдения от 05.12.2016 № 335 на сумму 35 580 руб.; акт о приемке выполненных работ от 12.12.2016 № 1 на сумму 35 580 руб.; платежное поручение от 27.12.2016 № 430800 на сумму 35 580 руб. об оплате по договору за счет средств субсидии на реализацию подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город»; договор подряда по установке тревожной кнопки от 24.11.2016 № 19 на сумму 43 250 руб.; акт о приемке выполненных работ от 28.11.2016 № 1 на сумму 43 250 руб.; платежное поручение от 28.12.2016 № 438193 на сумму 35 000 руб. об оплате по договору за счет средств субсидии на реализацию подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город»; платежное поручение от 28.12.2016 № 437698 на сумму 8 250 руб. об оплате по договору за счет средств от оказания платных услуг.

В 2017 году данными учреждениями предоставлены:

МАУ ДОД ДЮСШ единоборств для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии учреждением предоставлено в Управление заявление от 03.07.2017 № 28, подписанное директором учреждения Аббасов Н.А. и заверенное печатью с просьбой предоставить целевую субсидию в сумме 99 928 руб. на установку системы видеонаблюдения в рамках муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2020 годы» подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном городе.

К указанному заявлению в качестве документов, подтверждающих объем субсидии и ее целевое назначение, МАУ ДО ДЮСШ единоборств предоставлена копия сметного расчета, согласно которому определена стоимость установки системы видеонаблюдения 99 928 руб. и место установки системы видеонаблюдения - Томская область, Кожевниковский район, с. Киреевск, ул. Карла Маркса 1/1.

Принятое решение о соответствии МАУ ДО ДЮСШ единоборств и представленных документов требованиям Порядка № 133 оформлено Управлением письмом от 14.07.2017 № 839/01-29.

Субсидия предоставлена МАУ ДО ДЮСШ единоборств на основании соглашения о предоставлении субсидии от 14.07.2017, заключенного между Управлением и МАУ ДО ДЮСШ единоборств на сумму 99 928 руб. и перечислена по платежному поручению Управления от 21.07.2017 № 235992 на сумму 99 928 руб. на основании заявки на оплату расходов от 18.07.2017 № 912, подписанной начальником Управления Белоусовым А.В. 18.07.2017 в системе АЦК-Финансы.

Средства субсидии израсходованы МАУ ДО ДЮСШ единоборств в полном объеме, что подтверждено отчетами об использовании субсидии по состоянию на 01.10.2017, 01.11.2017 и подтверждающими документами, приложенными к указанным отчетам, а именно: платежным поручением МАУ ДО ДЮСШ единоборств от 03.08.2017 № 247268 на сумму 70 932 руб. об оплате по договору подряда от 14.07.2017 № 45 за счет средств субсидии на реализацию подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2020 годы»; платежным поручением МАУ ДО ДЮСШ единоборств от 16.10.2017 № 335896 на сумму 28 996 руб. об оплате по договору подряда от 14.07.2017 № 45 за счет средств субсидии на реализацию подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2020 годы»; актом от 20.09.2017 № 131; счетом ИП Ранеева Наталья Анатольевна от 05.10.2017 № 20171005001 на сумму 28 996 руб.; счетом ИИ Ранеева Наталья Анатольевна от 17.07.2017 № 20170623018 на сумму 70 932 руб.; договором подряда на установку системы видеонаблюдения от 14.07.2017 № 45.

МАУ «Центр социальных инициатив» для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии учреждением предоставлено в Управление заявление от 02.06.2017 № 222/01-16, подписанное директором учреждения Козленя А.В. и заверенное печатью, с просьбой предоставить целевую субсидию в сумме 250 000 руб. на установку системы видеонаблюдения для структурного подразделения ДООЛ «Рубин» в рамках муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2020 годы» подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном городе.

К указанному заявлению в качестве документов, подтверждающих объем субсидии и ее целевое назначение, МАУ «Центр социальных инициатив» предоставлена копия локального сметного расчета и титульный лист рабочей документации, согласно которым определена стоимость системы видеонаблюдения 365 576 руб. и место установки системы видеонаблюдения - Кемеровская область, Юргинский район, д. Алаево, ул. Центральная, 79 (структурное подразделение ДООЛ «Рубин»).

Принятое решение о соответствии МАУ «Центр социальных инициатив» и представленных документов требованиям порядка определения объема и условий предоставления субсидии муниципальным автономным и бюджетным учреждениям на реализацию федеральных, региональных, муниципальных программ и субсидии муниципальным автономным и бюджетным учреждениям на укрепление материально-технической базы, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 15.02.2012 № 133 оформлено Управлением письмом от 16.06.2017 № 680/01-29.

Субсидия предоставлена МАУ «Центр социальных инициатив» на основании соглашения о предоставлении субсидии от 16.06.2017, заключенного между Управлением и МАУ «Центр социальных инициатив» на сумму 250 000 руб. и перечислена по платежному поручению Управления от 29.06.2017 № 207288 на сумму 250 000 руб. на основании заявки на оплату расходов от 27.06.2017 № 763 в сумме 250 000 руб., подписанной начальником Управления Белоусовым А.В. 27.06.2017 в системе АЦК-Финансы.

Средства субсидии израсходованы МАУ «Центр социальных инициатив» в полном объеме, что подтверждено отчетом об использовании субсидии по состоянию на 01.10.2017 и подтверждающими документами, приложенными к указанному отчету, а именно: платежным поручением МАУ «Центр социальных инициатив» от 10.07.2017 № 224606 на сумму 5 903,20 руб. об оплате по договору подряда от 15.12.2016 № ЛС-1101/01 за счет средств от оказания платных услуг; платежным поручением МАУ «Центр социальных инициатив» от 11.07.2017 № 225138 на сумму 250 000 руб. об оплате по договору подряда от 15.12.2016 № ЛС-1101/01 за счет средств субсидии на реализацию подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2020 годы»; платежным поручением МАУ «Центр социальных инициатив» от 26.12.2016 № 828069 на сумму 109 672,80 руб. об оплате по договору подряда от 15.12.2016 № ЛС-1101/01 за счет средств субсидии на укрепление материально-технической базы; актом от 16.06.2017 №797; счетом ООО «Линк Сервис» от 16.06.2017 № 597 на сумму 255 903,20 руб.; товарной накладной от 16.06.2017 № 797; счетом ООО «Линк Сервис» от 15.12.2016 № 1624 на сумму 109 672,80 руб.; договором подряда от 15.12.2016 № ЛС-1101/01 на установку системы видеонаблюдения.

МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии учреждением предоставлено в Управление заявление от 13.06.2017 № 01-20/208, подписанное директором учреждения Скорженко Е.В. и заверенное печатью, с просьбой предоставить целевую субсидию в сумме 190 000 руб. для проведения мероприятий, направленных на создание технических условий безопасности жизнедеятельности детей в рамках муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2020 годы» подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном городе.

К указанному заявлению в качестве документов, подтверждающих объем субсидии и ее целевое назначение, МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева предоставлена копия спецификации к договору от 28.02.2017 № 12/17п. согласно которой определена стоимость системы видеонаблюдения 324 908,60 руб. и место установки системы видеонаблюдения - структурное подразделение ДОЛ «Огонек».

Принятое решение о соответствии МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева и представленных документов требованиям Порядка № 133 оформлено Управлением письмом от 21.06.2017 № 707/01-29.

Субсидия предоставлена МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева на основании соглашения о предоставлении субсидии от 21.06.2017, заключенного между Управлением и МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева на сумму 190 000 руб. и перечислена по платежному поручению Управления от 06.07.2017 № 214108 на сумму 190 000 руб. на основании заявки на оплату расходов от 03.07.2017 № 785 в сумме 190 000 руб., подписанной начальником Управления Белоусовым А.В. 03.07.2017 в системе АЦК-Финансы.

Средства субсидии израсходованы МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева в полном объеме, что подтверждено отчетом об использовании субсидии по состоянию на 01.10.2017 и подтверждающими документами, приложенными к указанному отчету, а именно: платежным поручением МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева от 13.07.2017 № 228714 на сумму 190 000 руб. об оплате по договору от 28.02.2017 № 12/17п за счет средств субсидии на реализацию подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2020 годы»; платежным поручением МАУ ДО ДЮСШ УСЦ ВВС имени В.А. Шевелева от 17.03.2017 № 64054 на сумму 134 908,60 руб. об оплате по договору от 28.02.2017 № 12/17п за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания; договором на поставку товара с установкой от 28.02.2017 № 12/17п; счетом ООО «Линк Сервис» от 01.03.2017 № 214; счетом ООО «Линк Сервис» от 09.06.2017 № 712; товарной накладной от 28.04.2017 № 578; актом от 28.04.2017 № 578; актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 28.04.2017.

Таким образом, из акта проверки и иных представленных в дело доказательств следует, что в 2016 и 2017 годах средства муниципального образования «Город Томск» в сумме в общей 610 508 руб. Заявителем направлены на оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным подпрограммой «Безопасное детство в Безопасном Городе» в рамках муниципальной программы «Безопасный Город» на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 19.09.2014 № 942 и подпрограммой «Безопасное детство в Безопасном Городе» в рамках муниципальной программы «Безопасный Город» на 2017-2020 годы», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 05.10.2016 № 1055, соответственно.

Довод Заявителя о том, что предоставление управлением субсидий на установку системы видеонаблюдения и на оснащение тревожными кнопками структурных подразделений муниципальных учреждений, учредителем и собственником имущества которых является муниципальное образование «Город Томск», но расположенных вне его границ, осуществлялось для создания технических условий безопасности жизнедеятельности детей муниципального образования «Город Томск», направлено на реализацию полномочий органов местного самоуправления и надлежащее исполнение обязанностей муниципальных учреждений в сфере организации отдыха детей и не является нецелевым использованием средств муниципального образования «Город Томск», судом отклоняется как не соответствующий вышеназванным положениям бюджетного законодательства РФ, положению №133, а также подпрограмме «Безопасное детство в Безопасном Городе муниципальной программы «Безопасный Город на 2015-202 годы», а также нормам Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющего в том числе основные принципы определения территории муниципального образования, в состав которой не может входить территория другого муниципального образования (п.13 часть 1 ст.11 Закона №131-ФЗ). Иное или расширительное толкование понятия территории муниципального образования привело бы к неопределенности полномочий органов местного самоуправления, в том числе в сфере бюджетных правоотношений.

Более того, судом отмечается также следующее. Как следует из положений муниципальной программы «Безопасный Город», Управление физической культуры и спорта администрации города Томска является соисполнителем данной муниципальной программы в части реализации мероприятия «Приобретение в собственность муниципального образования «Город Томск» и установка систем видеонаблюдения в муниципальных учреждений дополнительного образования управления физической культуры и спорта» подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе».

В соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ муниципального образования «Город Томск», их формирования, реализации, корректировки, мониторинга и контроля, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 15.07.2014 № 677, соисполнители: осуществляют разработку подпрограмм в пределах компетенции; вносят предложения ответственному исполнителю по изменению утвержденных муниципальных программ в пределах компетенции, а также организуют разработку проектов изменений в муниципальную программу в пределах компетенции, их согласование и утверждение после обязательного визирования проектов изменений ответственным исполнителем муниципальной программы.

Таким образом, Управлением как соисполнителем муниципальной программы «Безопасный Город» своевременно не были приняты меры по разработке проектов изменений в муниципальную программу в части корректировки цели подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе», предусматривающей возможность реализации мероприятий на объектах структурных подразделений муниципальных учреждений, находящихся за пределами территории муниципального образования «Город Томск».

Внесение указанных изменений в цель подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» обеспечено лишь в 2019 году после вынесения Департаментом финансов в адрес Управления представления об устранении нарушений от 24.01.2019 № 06-07/184 по результатам проведения контрольного мероприятия, в связи с чем пункт 1 представления был снят с контроля.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания Представления в оспариваемой части незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Управления физической культуры и спорта администрации Города Томска о признании недействительным пункта 1 представления № 06-1-07/184 от 24.01.2019, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья Н.В. Панкратова