АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-36/2019
Резолютивная часть объявлена 12 мая 2021 года
Полный текст решения изготовлен 18 мая 2021 года
Судья Арбитражного суда Томской области Е.В. Чиндина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунучаковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Томск; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска (634050, <...>)
о признании действий по включению в Генеральный план земельного участка, расположенного по адресу: <...> от 02.11.2018 №RU70321000-000 000 000 000 7237, сведений о санитарно-защитной зоне Томского радиотехнического завода путем указания на чертеже и разделе 5, 6 сведения о вхождении земельного участка в санитарно-защитную зону Радиотехнического завода, совершенные 02.11.2018, незаконными.
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (<...>)
при участии в заседании:
ФИО1 (паспорт);
от Ответчика: ФИО2 (доверенность от 12.01.2021 №208);
от Управления: без участия;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Томска о признании недействительным градостроительного плана земельного участка от 02.11.2018 №RU70321000-000 000 000 000 7237 в части указания на титульном листе фамилии лица, обратившегося с заявлением о выдаче градостроительного плана, указания на чертеже и разделах 5, 6 сведений о наличии санитарно-защитных зон и запрета на строительство на земельном участке согласно п. 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Определением арбитражного суда от 11.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 12.04.2019 по делу № А67-36/2019 градостроительный план земельного участка от 02.11.2018 № RU70321000-000 000 000 000 7237 признан недействительным в части указания на титульном листе фамилии лица, обратившегося с заявлением о выдаче градостроительного плана. В удовлетворении остальной части требований отказано. На Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 решение Арбитражного суда Томской области от 12.04.2019 по делу № А67-36/2019 оставлено без изменения.
12.02.2021 в Арбитражный суд Томской области поступило заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 о пересмотре решения Арбитражного суда Томской области от 12.04.2019 по делу № А67-36/2019 по новым обстоятельствам (с учетом заявления об уточнении от 16.03.2021).
Решением Арбитражного суда Томской области от 24.03.2021 заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 о пересмотре решения Арбитражного суда от 12.04.20219 по делу №А67-36/2019 удовлетворено в части. Решение Арбитражного суда Томской области от 12.04.2019 по делу №А67-36/2019 отменено в части отказа в признании недействительным градостроительного плана земельного участка от 02.11.2018 № RU70321000-000 000 000 000 7237 в части указания на чертеже и в разделах 5 и 6 на наличие санитарно-защитной зоны от радиотехнического завода.
Определением арбитражного суда от 26.04.2021 судебное заседание назначено на 12.05.2021.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в арбитражный суд своих представителей не направило.
На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области.
При новом рассмотрении дела ФИО1 в порядке статьи 49 АПК РФ было представлено заявление об уточнении требований, согласно которому заявитель просит суд признать незаконными действия Департамента по включению в градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <...> от 02.11.2018 №RU70321000-000 000 000 000 7237, сведений о санитарно-защитной зоне Томского радиотехнического завода путем указания на чертеже и разделе 5, 6 сведения о вхождении земельного участка в санитарно-защитную зону Радиотехнического завода, совершенные 02.11.2018, которое было принято арбитражным судом. Дело рассмотрено с учетом уточненного предмета требований.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ФИО1 Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска разработан Градостроительный план земельного участка (далее по тексту: ГПЗУ), расположенного по адресу: <...>.
В п. 5 ГПЗУ «информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий» указано: Санитарно-защитная зона от радиотехнического завода. Нормативно-правовой акт отсутствует. Земельный участок частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет 99 389 кв.м. Санитарно-защитная зона производственно-коммунальных объектов (нормативная – 300м.) Нормативно-правовой акт отсутствует. Земельный участок частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет 44 207 кв.м. Также содержится указание на п. 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В п. 6 ГПЗУ «Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон» в графе «Перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости» применительно к санитарно-защитной зоне от радиотехнического завода и санитарно-защитной зоны производственно-коммунальных объектов (нормативная – 300м) проставлены прочерки.
Индивидуальный предприниматель ФИО1, считая действия Департамента по включению в градостроительный план земельного участка от 02.11.2018 № RU70321000-000 000 000 000 7237 сведений о санитарно-защитной зоне Томского радиотехнического завода путем указания на чертеже и разделах 5, 6 сведений о вхождении земельного участка в санитарно-защитную зону Радиотехнического завода, незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.п. 1 п. 2 данной статьи могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (п. 3 ст. 56 ЗК РФ).
В соответствии с ч.4 ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в частности о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории, а также дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках.
При этом на основании ч. 5 ст. 56 ГрК РФ дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках открываются на каждый земельный участок. В дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке помещаются, в частности, копии градостроительных планов земельных участков.
Таким образом, ГПЗУ является одним из документов информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, основанием для подготовки проектной документации (ч. 11 ст. 48 ГрК РФ), выдачи разрешения на строительство (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ), выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 56 ГрК РФ определено, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (ч. 3 ст. 56 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ установлено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В силу ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В градостроительном плане земельного участка содержится, в том числе информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ).
Таким образом, ГПЗУ является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства. Эти сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. Каких-либо прав и ограничений данный документ не устанавливает.
По существу ГПЗУ представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) в отношении конкретного предназначенного для застройки земельного участка, в которой указывается информация о строительных характеристиках этого участка и имеющихся строительных ограничениях.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующих характеристик, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в актах, в отношении территории, где расположен данный участок.
На основании ч. 9 ст. 57.3 ГрК РФ форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр утверждены форма градостроительного плана земельного участка и порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
В разделах 5 и 6 формы градостроительного плана земельного участка указываются информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий и информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон.
Согласно п.п. 8 п. 26 порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка на чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия, охранные, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны) с отдельным условным обозначением для каждой зоны.
Пунктом 75 указанного порядка установлено, что лишь при отсутствии информации об ограничениях использования земельного участка в градостроительном плане земельного участка пишется – «Информация отсутствует».
В порядке предоставленных полномочий решением Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687 утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Томск».
В состав проектных материалов Генерального плана (утвержденные материалы) включены текстовые материалы, в их числе положение о территориальном планировании (том 1), обосновывающие материалы (том 2), а также графические материалы, к числу которых относится схема комплексной оценки территории – зоны с особыми условиями использования территории (20/32-У) с отображением санитарно-защитных зон производственных объектов, в том числе в районе расположения Томского радиотехнического завода.
Этим же решением Думы Города Томска утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», в состав которых статьей 32 включена карта зон с особыми условиями использования территорий по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности (20/30-У), где отображены санитарно-защитные зоны производственных объектов, в том числе в районе расположения Томского радиотехнического завода.
В градостроительном плане земельного участка №RU70321000-000 000 000 000 7237 воспроизведена отображенная на схемах Генерального плана города и Правил землепользования и застройки санитарно-защитная зона Томского радиотехнического завода в границах земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200027:16012:, также в разделе 5 указано, что земельный участок частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории – санитарно-защитной зоне от Радиотехнического завода, площадь земельного участка, покрываемая данной зоной, составляет 99 389 кв.м. Информация о границах указанной зоны с перечнем координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, отсутствует.
Решением Томского областного суда от 31.08.2020 №3а-62/2020 (УИД 70OS0000-01-2020-000058-10), оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда от 21.12.2020 №66а-951/2020, признано недействующим решение Думы Города Томска от 27.11.2007 №687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» в части:
- отображения на схеме комплексной оценки территории - зоны с особыми условиями использования территории в составе материалов по обоснованию Генерального плана города Томска ориентировочной санитарно-защитной зоны производственного объекта Томского радиотехнического завода, охватывающей земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200027:16641, расположенный по адресу: <...>;
- статьи 32 Правил землепользования и застройки Города Томска в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности ориентировочной санитарно-защитной зоны производственного объекта Томского радиотехнического завода, охватывающей земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200027:16641, расположенный по адресу: <...>.
При вынесении решения от 31.08.2020 Томский областной суд установил обстоятельства незаконности включения информации о санитарно-защитной зоне Томского радиотехнического завода в картографический материал (20/32-У, 20/30-У) обосновывающих материалов Генерального плана города Томска и Правил землепользования и застройки Города Томска, утвержденных решением Думы Города Томска от 27.11.2007 № 687, вследствие отсутствия документов компетентного органа государственного управления об утверждении или согласовании достаточности ширины и границ санитарно-защитной зоны, на основании расчетов, натурных и лабораторных исследований негативных факторов.
При рассмотрении настоящего дела ответчиком документов, подтверждающих обоснованность отражение на картографических материалах Генерального плана и Правил землепользования и застройки санитарно-защитной зоны для Томского радиотехнического завода, в частности, доказательств того, что при разработке Генерального плана и Правил землепользования и застройки производились расчеты предельно допустимых выбросов, натурные исследования в отношении Томского радиотехнического завода, а также акта об утверждении границ санитарно-защитной зоны Томского радиотехнического завода, в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о незаконности действий Департамента, совершенных 02.11.2018, по включению в градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <...>, от 02.11.2018 № RU70321000-000 000 000 000 7237, сведений о санитарно-защитной зоне Томского радиотехнического завода путем указания на чертеже и разделе 5, 6 сведения о вхождении земельного участка в санитарно-защитную зону Радиотехнического завода.
Наличие указанных сведений в градостроительном плане земельного участка, расположенного по адресу: <...>, от 02.11.2018 № RU70321000-000 000 000 000 7237 нарушает права и законные интересы ФИО1
Ссылки Департамента на то, что градостроительный план земельного участка от 02.11.2018 № RU70321000-000 000 000 000 7237 утратил силу в связи с выдачей ФИО1 градостроительного плана от 16.03.2020 № RU70321000-000 000 000 000 7783, который в свою очередь утратил силу в связи с выдачей градостроительного плана от 04.09.2020 № RU70321000-000 000 000 000 7908, не свидетельствуют о законности действий Департамента по включению в градостроительный план земельного участка от 02.11.2018 № RU70321000-000 000 000 000 7237 сведений о санитарно-защитной зоне Томского радиотехнического завода, совершенных 02.11.2018, и не свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешен судом при вынесении решения от 12.04.2019 по делу № А67-36/2019.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Томской области
РЕШИЛ:
Признать действия Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска по включению в Генеральный план земельного участка, расположенного по адресу: <...> от 02.11.2018 №RU70321000-000 000 000 000 7237, сведений о санитарно-защитной зоне Томского радиотехнического завода путем указания на чертеже и разделе 5, 6 сведений о вхождении земельного участка в санитарно-защитную зону Радиотехнического завода, совершенные 02.11.2018, незаконными.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Е.В. Чиндина