АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-376/2020
Судья Арбитражного суда Томской области А.Н. Гапон, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению департамента городского хозяйства администрации Города Томска (ИНН <***>, ОГРН <***>, 634050 <...>)
к департаменту архитектуры и строительства Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 634050 <...>)
о взыскании 4 829 866,51 руб.,
третьи лица - МКУ «Инженерная защита сооружений» (634029 <...>), департамент финансов Томской области (<...>); МО «Город Томск» в лице Администрации г. Томска - <...>; ОГКУ «Облстройзаказчик» - <...>).
при участии:
от истца – ФИО1, доверенность от 09.01.2020г., удостоверение, диплом о наличии высшего юридического образования;
от ответчика – ФИО2, доверенность от 20.08.2020г., удостоверение, диплом; ФИО3, доверенность от 25.02.2020г., удостоверение, диплом;
от МКУ «Инженерная защита сооружений» - не явились, извещены;
от департамента финансов Томской области – не явились, извещены;
от МО «Город Томск» в лице Администрации г. Томска – не явились, извещены;
от ОГКУ «Облстройзаказчик» - ФИО4, доверенность от 23.09.2019г., паспорт, диплом;
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Н. Путилиной
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства администрации Города Томска (далее по тексту также истец) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к департаменту архитектуры и строительства Томской области (далее по тексту также ответчик) о взыскании за счет средств казны Томской области в пользу муниципального образования «Город Томск» в лице департамента городского хозяйства администрации Города Томска денежных средств в размере 4829866,51 руб.
Определениями суда от 26.02.2020, от 08.06.2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены МКУ «Инженерная защита сооружений», департамент финансов Томской области, МО «Город Томск» в лице Администрации, ОГКУ «Облстройзаказчик».
МКУ «Инженерная защита сооружений», департамент финансов Томской области, МО «Город Томск» в лице Администрации, о времени и месте судебного разбирательства уведомленные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассматривается в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом уведомленных указанных лиц, участвующих в деле.
В обоснование заявленных требований истец в иске и пояснениях по делу, его представитель в судебном заседании указали, что 01.06.2019г. между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Муниципальным образованием «Город Томск», от имени и в интересах которого выступает Департамент городского хозяйства администрации Города Томска, заключено соглашение № 40/1 «О предоставлении в 2019 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» (далее - Соглашение). Согласно пункту 1 Соглашения Департамент обязуется предоставить субсидию из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Гоми в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», в размере 10 799 000 руб., а Муниципальное образование обязуется принять указанную Субсидию, использовать ее по целевому назначению, и обеспечить софинансирование на указанные цели за счет средств местного бюджета в размере 568 368,42 руб. Целевое назначение субсидии: реализация государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», подпрограммы «Благоустройство территорий муниципальных образований Томской области», мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» (пункт 2 Соглашения).Пунктом 3 Соглашения предусмотрено, что софинансирование из областного бюджета устанавливается на уровне не более 95,00 %. В целях исполнения своих обязательств в рамках заключенного Соглашения подведомственным департаменту городского хозяйства администрации Города Томска Муниципальным казенным учреждением «Инженерная зашита сооружений» (далее - МКУ «ИЗС») на основании проведенного аукциона, проведенного в соответствии е действующим законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг с ООО «Мегаполис» (далее -подрядчик) заключен муниципальный контракт от 01.10.2019 № Ф.2019.00935 (далее - Контракт).В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству объекта «Подпорная стенка набережной реки Томи», расположенного по адресу: <...> Томи, 1п, в рамках программы «Благоустройство лестничных маршей» (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с условиями настоящего контракта. Контракт заключен в рамках реализации мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области» (пункт 1.3. Контракта). Согласно пункту 3.1. Контракта цена контракта составляет 4 992 345,53 руб. с учетом НДС (в случае, если система налогообложения Подрядчика предусматривает уплату НДС). Пунктом 3.5. Контракта предусмотрено, что оплата производится за фактически выполненные работы путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика после предоставления Подрядчиком счета, счет-фактуры (в случае, если система налогообложения Подрядчика предусматривает уплату НДС) в срок не более 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ формы КС-2. Работы ООО «МЕГАПОЛИС» были выполнены и приняты МКУ «ИЗС», а также проверены ОГКУ «Облстройзаказчик» - организацией осуществляющей строительный контроль при выполнении работ. По результатам приемки работ и передаче исполнительной документации были составлены и подписаны акты о приемке выполненных работ от 12.11.2019 №№ 1/1, 1/2,1/3, а также Справка о стоимости выполненных работ и затрат. Кроме того, между МКУ «ИЗС» были заключены: договор от 12.08.2019 № 618 СМ-ТЦ/2019 на оказание услуг по проверке сметной документации на сумму 4 440 руб. Актом от 27.08.2019 № 1525 услуги со стороны Заказчика были приняты; муниципальный контракт от 01.10.2019 № 14СК/20149 на оказание услуг но строительному контролю на сумму 87 284,48 руб. На основании акта от 15.11.2019 №00000222 услуги были выполнены и приняты. Обязательства Муниципального образования, определенные подпунктами 1-7, 14 пункта 5, пунктами 6, 9 Соглашения, условия порядка предоставления субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» для реализации мероприятий по благоустройству областного центра, утвержденных постановлением Администрации Томском области от 31.08.2017 № 317а (приложение № 5.1 к государственной программе «Формирование комфортной городской среды Томской области») со стороны Муниципального образования соблюдены. Ответчик письмом от 16.12.2019 № 56-06-2719 отказал в предоставлении и перечислении средств субсидии.
Ответчик в отзыве на иск, пояснениях по делу, его представители в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать, в том числе указав, что между Департаментом и Муниципальным образованием заключено соглашение от 01.06.2019г. № 40/1 о предоставлении в 2019 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г.Томска (в т. ч. ПСД)» (далее - Соглашение). В соответствии с Соглашением Департамент обязуется предоставить субсидию из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г.Томска (в т. ч. ПСД)» государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области» в размере 10799000 руб., а Муниципальное образование обязуется принять указанную Субсидию, использовать ее по целевому назначению, а также обеспечить софинансирование на указанные цели за счет средств местного бюджета в размере 568368,43 руб. Целевое назначение субсидии: реализация государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», подпрограммы «Благоустройство территорий муниципальных образований Томской области», мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г.Томска (в т. ч. ПСД)». Пунктом 9 Соглашения предусмотрены условия расходования субсидии - целевое использование субсидии, достижение целевого значения показателя результативности предоставления субсидий. Из представленных Муниципальным образованием документов Департаментом сделан вывод о несоответствии их целевому назначению субсидии:реализация государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», подпрограммы «Благоустройство территорий муниципальных образований Томской области», мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т.ч. ПСД)», а также о невозможности достижения целевого значения показателя результативности предоставления субсидий, указанных в государственной программе «Формирование комфортной городской среды Томской области», утвержденной Постановлением Администрации Томской области от 31.08.2017 № 317а. Пунктом 13 Соглашения предусмотрена ответственность Муниципального образования, в том числе, за нецелевое использование средств областного бюджета, неэффективное, неправомерное использование средств областного бюджета недостижение целевого значения показателей результативности предоставления субсидии. Согласно пункту 14 Соглашения в случае установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения Муниципальным образованием обязательств по настоящему Соглашению, не достижения значения показателей результативности использования Субсидии по итогам отчетного финансового года, Муниципальное образование обеспечивает безусловное выполнение указанных обязательств за счет средств местного бюджета Муниципального образования. Муниципальное образование не обеспечило реализацию мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» и не обеспечило достижение значений показателей результативности использования субсидии, указанных в государственной программе «Формирование комфортной городской среды Томской области», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 31.08.2017 № 317а, согласно которой количество благоустроенных лестничных маршей в 2019 году - 1 ед. В соответствии с положениями части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средствв соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий,субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. С целью обеспечения вышеуказанных бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, Департаментом принято решение об отказе в предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)». Также указали, что департамент не является надлежащим ответчиком по делу.
Департамент финансов Томской области в отзыве на иск указал, что обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, отнесено к бюджетным полномочиям главного распорядителя средств соответствующего бюджета, которым в данном случае выступает ответчик (п/п. 10 п.1 ст.158 БК РФ, п.3 прил.14 Перечня главных распорядителей средств областного бюджета к Закону об областном бюджете). Поскольку предмет спора непосредственно связан с осуществлением департаментом архитектуры о строительства Томской области соответствующих бюджетных полномочий главного распорядителя средств областного бюджета, он уполномочен выступать в суде от имени Томской области в качестве представителя ответчика по искам к Томской области (п/п.3 п.3 ст.158 БК РФ). Исковые требования к ответчику как к казенному учреждению (ст.161 БК РФ) удовлетворению за счет казны Томской области не подлежат.
ОГКУ «Облстройзаказчик» письменного отзыва не представило, его представитель в судебном заседании пояснил, что оказывал услуги по строительному контролю на основании муниципального контракта №14СК/2019 на оказание услуг по строительному контролю от 01.10.2019г., при осуществлении работ по благоустройству объекта «Подпорная стенка набережной реки Томи», расположенного по адресу <...> Томи,1п, в рамках реализации мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г.Томска (в т.ч. ПСД)» государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области». Виды и объем работ по благоустройству объекта при выполнении которых исполнителем оказываются услуги по строительному контролю, определяются муниципальным контрактом от 01.10.2019г. №Ф.2019.00935, заключенным между заказчиком – МКУ «ИЗС» и подрядчиком.
МКУ «ИЗС» в письменном отзыве на иск полагает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Подробно доводы участвующих в деле лиц изложены письменно.
Заслушав представителей истца, ответчика и ОГКУ «Облстройзаказчик» арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 01.06.2019г. между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Муниципальным образованием «Город Томск», от имени и в интересах которого выступает Департамент городского хозяйства администрации Города Томска, заключено соглашение №40/1 «О предоставлении в 2019 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» (далее - Соглашение). Согласно пункту 1 Соглашения Департамент обязуется предоставить субсидию из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», в размере 10799000 руб., а Муниципальное образование обязуется принять указанную Субсидию, использовать ее по целевому назначению, и обеспечить софинансирование на указанные цели за счет средств местного бюджета в размере 568368,43 руб. Целевое назначение субсидии: реализация государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», подпрограммы «Благоустройство территорий муниципальных образований Томской области», мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» (пункт 2 Соглашения).Пунктом 3 Соглашения предусмотрено, что софинансирование из областного бюджета устанавливается на уровне не более 95,00 %.
В целях исполнения своих обязательств в рамках заключенного Соглашения подведомственным департаменту городского хозяйства администрации Города Томска Муниципальным казенным учреждением «Инженерная зашита сооружений» (далее - МКУ «ИЗС») на основании проведенного аукциона, с ООО «Мегаполис» (далее - подрядчик) заключен муниципальный контракт от 01.10.2019г. №Ф.2019.00935 (далее - Контракт).В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству объекта «Подпорная стенка набережной реки Томи», расположенного по адресу: <...> Томи, 1п, в рамках программы «Благоустройство лестничных маршей» (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с условиями настоящего контракта. Контракт заключен в рамках реализации мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т.ч. ПСД)» государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области» (пункт 1.3. Контракта в редакции дополнительного соглашения №2 от 23.10.2019г.). Согласно пункту 3.1. Контракта цена контракта составляет 4992345,53 руб. с учетом НДС (в случае, если система налогообложения Подрядчика предусматривает уплату НДС). Пунктом 3.5. Контракта предусмотрено, что оплата производится за фактически выполненные работы путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика после предоставления Подрядчиком счета, счет-фактуры (в случае, если система налогообложения Подрядчика предусматривает уплату НДС) в срок не более 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ формы КС-2.
Работы ООО «Мегаполис» были выполнены и приняты МКУ «ИЗС», а также проверены ОГКУ «Облстройзаказчик» - организацией осуществляющей строительный контроль при выполнении работ. По результатам приемки работ и передаче исполнительной документации были составлены и подписаны акты о приемке выполненных работ от 12.11.2019г. №№1/1, 1/2, 1/3, а также справка о стоимости выполненных работ и затрат. Кроме того, между МКУ «ИЗС» были заключены: договор от 12.08.2019г. № 618 СМ-ТЦ/2019 на оказание услуг по проверке сметной документации на сумму 4440 руб. Актом от 27.08.2019г. №1525 услуги со стороны Заказчика были приняты; муниципальный контракт от 01.10.2019г. №14СК/20149 на оказание услуг но строительному контролю на сумму 87284,48 руб. На основании акта от 15.11.2019г. № 00000222 услуги были выполнены и приняты.
Полагая, что обязательства Муниципального образования, определенные Соглашением №40/1 от 01.06.2019г. выполнены, истец 08.10.2019г. обратился к ответчику с заявкой на перечисление субсидии по соглашению №40/1 от 01.06.2019г. 28.10.2019г. Истец направил ответчику копию дополнительного соглашения к муниципальному контракту №Ф.2019.00935 от 01.10.2019г., согласно которого, данный контракт заключен в целях реализации мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г.Томска (в т.ч. ПСД)» государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области».
20.11.2019г. истец в дополнение к заявке от 08.102019г. направил ответчику: копию приказа департамента городского хозяйства Об утверждении проектно-сметной документации «Благоустройство объекта «Подпорная стенка набережной реки Томи», расположенного по адресу: <...> Томи, 1п, в рамках программы «Благоустройство лестничных маршей»; положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости от 27.08.2019г. №70-1-0820-19 выданное ООО «Томский центр ценообразования в строительстве»; график производства работ на объекте; DVD диск с файлами (утвержденная проектно-сметная документация, фотоматериалы).
02.12.2019г. истец повторно обратился к ответчику с заявкой на перечисление средств субсидии. В письме от 16.12.2019г. ответчик сообщил, что предмет муниципального контракта №Ф.2019.00935 от 01.10.2019г., с учетом изменений, указанных в дополнительном соглашении №2 от 23.10.2019г., не соответствует целевому назначению субсидии, указанному соглашении. Департамент городского хозяйства администрации г.Томска обратился в суд с иском о взыскании денежных средств в размере 4829866,51 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу п/п.10 ч.1, п/п.3 ч.3 ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Законом Томской области от 29.12.2018г. №151-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрена реализация мероприятий по благоустройству областного центра (приложение №13).
Постановлением Администрации Томской области от 31.08.2017 № 317а «Об утверждении государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области» утверждена государственная программа «Формирование комфортной городской среды Томской области», разделом 3 которой предусмотрено мероприятие «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т.ч. ПСД)» (п.1.3.3), главным распорядителем средств областного бюджета указан департамент архитектуры и строительства Томской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что департамент архитектуры и строительства Томской области является надлежащим ответчиком по делу.
Согласно ч.1, абз.1, 5 ч.3, ч.4.1 ст.139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной финансовым органом субъекта Российской Федерации. В случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 3 статьи 132 настоящего Кодекса.
Законом Томской области от 29.12.2018г. №151-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрена реализация мероприятий по благоустройству областного центра (приложение №13).
Постановлением Администрации Томской области от 31.08.2017 № 317а «Об утверждении государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области» утверждена государственная программа «Формирование комфортной городской среды Томской области», разделом 3 которой предусмотрено мероприятие «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т.ч. ПСД)» (п.1.3.3), главным распорядителем средств областного бюджета указан департамент архитектуры и строительства Томской области.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка предоставления субсидии бюджету муниципального образования «Город Томск» на софинансирование мероприятий по благоустройству областного центра (Приложение № 5.1 к Постановлению) субсидия из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» для реализации мероприятий по благоустройству областного центра направляется на выполнение мероприятия «Благоустройстволестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г.Томска (в т.ч. ПСД)».
Согласно п.3-9, 13 указанного Порядка предоставления субсидии, распределение Субсидии осуществляется в соответствии с законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Расчет Субсидии осуществляется в соответствии с Методикой расчета субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Томск" на реализацию мероприятий по благоустройству областного центра (далее - Методика), согласно приложению N 5.2 к Государственной программе.
Субсидия перечисляется бюджету муниципального образования "Город Томск" в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Условиями предоставления Субсидии являются:
1) наличие правового акта муниципального образования "Город Томск", устанавливающего расходное обязательство муниципального образования "Город Томск", возникающее при реализации мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка;
2) наличие средств в бюджете муниципального образования "Город Томск" на софинансирование мероприятий, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в установленном объеме;
3) наличие в утвержденной муниципальной программе мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
Субсидия предоставляется бюджету муниципального образования "Город Томск" на основании соглашения о предоставлении Субсидии (далее - Соглашение), заключаемого между Департаментом архитектуры и строительства Томской области (далее - Департамент) и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Томск". Форма Соглашения устанавливается Департаментом.
Для заключения Соглашения муниципальное образование "Город Томск" представляет в Департамент следующие документы:
1) реквизиты органа местного самоуправления - получателя средств областного бюджета;
2) правовой акт, устанавливающий расходное обязательство муниципального образования "Город Томск", на исполнение которого предоставляется Субсидия;
3) выписку из бюджета муниципального образования "Город Томск", подтверждающую размер финансового обеспечения за счет средств бюджета муниципального образования расходного обязательства, на исполнение которого предоставляется Субсидия.
В Соглашении должны быть предусмотрены следующие положения:
1) целевое назначение Субсидии;
2) условия предоставления и расходования Субсидии;
3) уровень софинансирования из областного бюджета;
4) сведения о размере Субсидии;
5) сведения о наличии муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется Субсидия;
6) сведения о размере финансового обеспечения за счет средств бюджета муниципального образования расходного обязательства муниципального образования, на исполнение которого предоставляется Субсидия;
7) сроки и порядок представления отчетности;
8) положения, регулирующие порядок предоставления Субсидии, в том числе график перечисления Департаментом средств Субсидии;
9) необходимость возврата неиспользованных средств Субсидии, потребность в которых отсутствует, в течение 30 дней после дня установления факта отсутствия потребности;
10) значения показателей результативности предоставления Субсидии и обязательства муниципального образования "Город Томск" по их достижению;
11) обязательство муниципального образования "Город Томск" обеспечить осуществление закупок в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг после получения муниципальным образованием "Город Томск" уведомления по расчетам между бюджетами и (или) заключения Соглашения;
12) последствия недостижения по итогам отчетного финансового года установленных значений показателей результативности предоставления Субсидии;
13) сроки и порядок представления отчетности;
14) ответственность сторон за нарушение условий Соглашения;
15) условия о вступлении в силу Соглашения;
16) условия возврата неиспользованного остатка Субсидии в областной бюджет;
17) адресный перечень территорий вдоль центральных улиц в городе Томске (I категория), подлежащих благоустройству.
Оценка эффективности использования Субсидии осуществляется путем сравнения значений показателей результативности предоставления Субсидии, установленных Соглашением, и значений показателей результативности предоставления Субсидии, фактически достигнутых по итогам завершения планового года.
Условиями расходования Субсидии муниципальным образованием "Город Томск" являются:
1) целевое использование Субсидии;
2) своевременное представление отчета по использованию Субсидии;
3) достижение целевого значения показателей результативности предоставления Субсидий.
Из материалов дела следует, что 01.06.2019г. между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Муниципальным образованием «Город Томск», от имени и в интересах которого выступает Департамент городского хозяйства администрации Города Томска, заключено соглашение № 40/1 «О предоставлении в 2019 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)». Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что условия предоставления субсидии, предусмотренные Порядком предоставления субсидии, соблюдены.
Из материалов также следует, что основанием для отказа в перечислении средств субсидии явилось несоответствие предмета муниципального контракта №Ф.2019.00935 от 01.10.2019г. с учетом изменений, указанных в дополнительном соглашении №2 от 23.10.2019г., целевому назначению субсидии, указанному в соглашении №40/1 от 01.06.2019г.
Согласно предмета соглашения, указанном в разделе 1 соглашения №40/1 от 01.06.2019г., департамент обязуется предоставить субсидию из областного бюджета бюджету муниципального образования «Город Томск» на реализацию мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», в размере 10799000 руб., а Муниципальное образование обязуется принять указанную Субсидию, использовать ее по целевому назначению, и обеспечить софинансирование на указанные цели за счет средств местного бюджета в размере 568 368,42 руб. (п.1). Целевое назначение субсидии: реализация государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», подпрограммы «Благоустройство территорий муниципальных образований Томской области», мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» (п.2). Софинансирование из областного бюджета устанавливается на уровне не более 95% (п.3).
Согласно раздела 1 Предмет контракта, муниципального контракта №Ф.2019.00935 от 01.10.2019г., заключенного между МКУ «ИЗС» от имени муниципального образования «Город Томск» (заказчик) и ООО «Мегаполис» (подрядчик), в редакции дополнительных соглашений №1 от 07.10.2019г. и №2 от 23.1.2019г., подрядчик обязуется выполнить работы оп благоустройству объекта «Подпорная стенка Набережной реки Томи», расположенного по адресу <...> Томи, 1п, в рамках программы «Благоустройство лестничных маршей» (далее – работы), а заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с условиями настоящего контракта (п.1.1). Работы, предусмотренные п.1.1 настоящего контракта, выполняются в соответствии с техническим заданием на выполнение работ по благоустройству объекта «Подпорная стенка Набережной реки Томи», расположенного по адресу <...> Томи, 1п, в рамках программы «Благоустройство лестничных маршей» (приложение №1 к контракту), проектной документацией (приложение №2 к контракту), являющимися неотъемлемыми частями контракта (п.1.2). Контракт заключен в рамках реализации мероприятия «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области» (п.1.3 в редакции дополнительного соглашения №2). Работы по указанному контракту выполнены и приняты заказчиком, что подтверждается актами выполненных работ №№1/1, 1/2 от 12.11.2019г. и по существу ответчиком не оспаривается.
Таким образом, муниципальный контракт №Ф.2019.00935 от 01.10.2019г. и соглашение №40/1 от 01.06.2019г., содержат в своем предмете указания на мероприятие «Благоустройство лестничных маршей пешеходной зоны Набережной реки Томи в районе Губернаторского квартала г. Томска (в т. ч. ПСД)» государственной программы «Формирование комфортной городской среды Томской области», на которое и предусмотрены средства субсидии.
Учитывая изложенное, доводы ответчика о несоответствии муниципального контракта №Ф.2019.00935 от 01.10.2019г. целевому назначению субсидии, указанному в соглашении №40/1 от 01.06.2019г., суд считает несостоятельными и приходит к выводу о том, что условия расходования субсидии, предусмотренные Порядком предоставления субсидии, муниципальным образованием "Город Томск" соблюдены.
При изложенных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Руководствуясь статьями 110, 168-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с департамента архитектуры и строительства Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу департамента городского хозяйства администрации Города Томска (ИНН <***>, ОГРН <***>) 4 829 866,51 руб.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья А.Н.Гапон