АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело №А67-3859/2015
09 октября 2015 года (изготовление текста в полном объеме)
05 октября 2015 года (оглашение резолютивной части)
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповой Н.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Апофеу» (ИНН <***> ОГРН <***>, 636500 <...>)
к Томской таможне (ИНН <***> ОГРН <***>, 634034 <...>)
о признании незаконными решения и требования,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «ЛесЭкспорт»,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – протокол общего собрания участников от 02.12.2013, паспорт; ФИО2 по доверенности от 24.03.2015 (на 3 года), паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности №04-41/6 от 26.01.2015 (до 31.12.2015), служебное удостоверение; ФИО4 по доверенности от 13.07.2015 №04-41/30 (до 31.12.2015), служебное удостоверение;
от третьего лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Апофеу» (далее – ООО «Апофеу», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконными решения Томской таможни (далее – таможенный орган, заинтересованное лицо) от 27.03.2015 по результатам таможенной проверки №10611000/400/270315/Т0026 и требования об уплате таможенных платежей от 15.05.2015 №14.
В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемое решение не соответствует требованиям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «Апофеу», так как возлагает на него обязанность по уплате дополнительных таможенных платежей.
По мнению заявителя, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости товаров, но не менее 55,2 евро за 1 куб. метр, по следующим основаниям:
- экспорт товара произведен участником внешнеэкономической деятельности в рамках предоставленной квоты на основании лицензии, выданной уполномоченным органом.
- экспортированный товар являлся предметом лицензии, так как соответствовал заявленному коду ТН ВЭД и описанию товара, что позволяло ООО «Апофеу» вывозить товар в рамках предоставленной квоты.
Подробно доводы изложены в заявлении и письменных пояснениях.
В отзыве и дополнении к нему Томская таможня возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что оспариваемое решение и требование соответствуют требованиям действующего законодательства.
По мнению таможенного органа, разовые лицензии выданы на лесоматериал, принадлежащий ООО «Апофеу». Вместе с тем, на экспорт ООО «Апофеу» реализован лесоматериал, принадлежащий ООО «ЛесЭкспорт», то есть товар, не являвшийся предметом разовых лицензий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «ЛесЭкспорт».
Третье лицо отзыв на заявление не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя ООО «ЛесЭкспорт».
В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении заявленного требования, указали на неправомерность действий таможенного органа, представители заинтересованного лица возражали, указали на отсутствие оснований для удовлетворения требований ООО «ЛесЭкспорт».
Заслушав представителей, участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
В период с 14.05.2014 по 27.03.2015 Томской таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО «Апофеу» по вопросам соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, вывозимых в рамках исполнения контракта от 20.12.2013 №1-А/2013, заключенного ООО «Апофеу» с компанией «ФРОИКС ЭНТЕРПРАЗИС ЛИМИТЕД» (Кипр) сведения о которых заявлены в декларациях на товары №№10611010/060314/0000596, 10611010/140314/0000664, 10611010/180314/0000714, 10611010/180314/0000718, 10611010/250714/0001476, 10611010/040814/0001573 (далее - проверяемые ДТ), соблюдения правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей по проверяемым ДТ.
В ходе проверки установлено, что разовые лицензии, выданные Управлением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Западно-Сибирскому району, позволившие декларанту применить к вывозимым товарам ставку вывозной таможенной пошлины в размере 15% от их таможенной стоимости, получены ООО «Апофеу» на лесоматериал, принадлежащий ООО «Апофеу», при этом, на экспорт ООО «Апофеу» реализован лесоматериал, принадлежащий ООО «ЛесЭкспорт», то есть товар, не являвшийся предметом разовых лицензий.
Результаты проверки зафиксированы в акте камеральной таможенной проверки №10611000/400/270315/А0026 от 27.03.2015, в котором указано на неправомерное применение к вывозимым товарам ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от их таможенной стоимости.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, Томской таможней 27.03.2015 вынесено решение, которым в отношении товаров, продекларированным по проверяемым ДТ применены ставки вывозной таможенной пошлины 80% от таможенной стоимости товаров, но не менее 55,2 евро за 1 куб. метр.
Во исполнение данного решения таможенным органом ООО «Апофеу» выставлено требование от 15.05.2015 №14, в котором указано о наличии задолженности по таможенным платежам в размере 1 775 158,42 руб. и необходимости её погашения.
Не согласившись с указанными решением и требованием, ООО «Апофеу» обратилось в арбитражный суд с требованиям о признании их незаконными.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в который Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.09.2012 № 169 включены, в частности, лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные, классифицируемые в товарной субпозиции 4403 20 ТН ВЭД ТС.
В Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами включаются товары, в отношении которых применяются меры регулирования в соответствии с порядком введения и применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов государств Сторон, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами, определенным Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 09.06.2009 «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран».
Положениями Таможенного кодекса ТС установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов (пункт 3 статьи 3); таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (пункт 1 статьи 64).
Исходя из приведенных положений Таможенного кодекса ТС, а также Соглашения от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» законодательными актами Российской Федерации как члена таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Согласно положениям Закона о таможенном тарифе настоящий Закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (статья 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.
Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 36).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 № 756 утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.
Согласно данному постановлению ставка вывозной таможенной пошлины товаров с кодами ТН ВЭД ТС 4403 20 310 1, 4403 20 390 1 составляет 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м.; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
В ходе проверки установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Апофеу» осуществляло поставку товара – долготье рудничное из сосны обыкновенной (Pinus Sylvestris), диаметром менее 15 см. (Код ТН 4403 20 390 1 ВЭД ТС) и диаметром не менее 15 см., но не более 24 см. (Код ТН 4403 20 310 1 ВЭД ТС) на основании международного контракта от 20.12.2013 №1-А/2013, заключенного ООО «Апофеу» с компанией «ФРОИКС ЭНТЕРПРАЗИС ЛИМИТЕД» (Кипр).
При таможенном декларировании товаров по проверяемым товарным декларациям ООО «Апофеу» были представлены лицензии №№284RU14034000009, 284RU140340000010 от 13.01.2014, выданные Управлением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Западно-Сибирскому району, что позволило декларанту применить к вывозимым товарам ставку вывозной таможенной пошлины в размере 15% от их таможенной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (далее - Постановление Правительств РФ от 30.07.2012 № 779) утверждены тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной «Pinus sylvestris L», классифицируемой кодами ТН ВЭД ТС 4403 20 310, 4403 20 390, вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения тарифных квот между участниками внешнеэкономической деятельности (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В силу пункта 9 Правил лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.
Из указанного соглашения следует, что разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.
В соответствии с методикой расчета объемов тарифных квот, установленных в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, и на основании данных таможенной статистики, представленных Федеральной таможенной службой, ООО «Апофеу» на 2014 год распределена тарифная квота в размере 9 589 м.
31.12.2013 ООО «Апофеу» обратилось в Управление Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Западно-Сибирскому району с заявлениями о предоставлении лицензий на экспорт в Республику Узбекистан лесоматериалов из сосны обыкновенной.
В качестве основания для получения лицензий представлен международный контракт от 20.12.2013 №1-А/2013, заключенный ООО «Апофеу» с компанией «ФРОИКС ЭНТЕРПРАЗИС ЛИМИТЕД» (Кипр), из которого следует, что собственником лесоматериала, подлежащего поставке, является ООО «Апофеу» (пункт 4.3 контракта).
Следовательно, лицензируемым товаром является товар, принадлежащий ООО «Апофеу», соответственно лицензии №№284RU14034000009, 284RU140340000010 от 13.01.2014 выданы на товар, принадлежащий именно данной организации.
При этом ссылка заявителя на Приложение к Контракту №1-А/2013 от 22.12.2013, которым изменено содержание пункта 4.3 Контракта, не принимается судом, так как данное приложение с заявлением о получении разовых лицензий представлено не было, предметом проверки Управления Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Западно-Сибирскому району не являлось.
В ходе проверки таможенным органом установлено, что фактически по проверяемым ДТ вывезен товар, принадлежащий ООО «ЛесЭкспорт», которое тарифной квоты на вывоз лесоматериалов и разовой лицензии не имело, что исключает возможность применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от их таможенной стоимости.
Из договора комиссии №2 от 10.01.2014 следует, что ООО «Апофеу» (Комиссионер) по поручению ООО «ЛесЭкспорт» (Комитента) обязуется за вознаграждение реализовать от своего имени, но за счет Комитента на внешнем рынке лесоматериалы (пункт 1.1). В соответствии с пунктом 1.4 договора комиссии товары, передаваемые Комиссионеру Комитентом, являются собственностью Комитента (ООО «ЛесЭкспорт»).
Таким образом, фактически ООО «Апофеу» являясь посредником между ООО «ЛесЭкспорт» и компанией «ФРОИКС ЭНТЕРПРАЗИС ЛИМИТЕД» (Кипр), реализовало лесоматериал, принадлежащий ООО «ЛесЭкспорт».
При этом несостоятельным является довод заявителя о том, что на основании разовых лицензий №№284RU14034000009, 284RU140340000010 от 13.01.2014 ООО «Апофеу» имело возможность вывозить лесоматериал не только принадлежащий ему, но и выступать в качестве посредника, в том числе по договору комиссии, реализуя лес, принадлежащий третьим лицам.
Согласно пункта 5 Приложения № 1 "Инструкция об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии" к Соглашению правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" реквизиты заявления заполняются следующим образом, в том числе реквизит 17 "Основание для выдачи лицензии": номера и даты решений Комиссии, номера и даты нормативных правовых актов Стороны или уполномоченных международных органов, являющихся основанием для выдачи лицензии (в случае принятия таких решений); номера и даты контрактов (договоров) между заявителем и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник; номер и дата документа, подтверждающего выделение квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары); другая необходимая информация, обосновывающая выдачу лицензий.
Из содержания данной нормы следует, что в случае если соискатель лицензии является посредником, в заявлении о выдачи лицензии в качестве основания указываются номера и даты контрактов (договоров) между заявителем и производителем или потребителем товара.
Заявленные сведения, в том числе относительно оснований предоставления лицензии и представленные документы подлежат проверке лицензирующим органом в соответствии с административным регламентом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также формированию и ведению федерального банка выданных лицензий, утвержденного Приказом Минпромторга РФ от 17.02.2012 N 135.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в заявлениях о выдаче лицензий ООО «Апофеу» в качестве оснований не указало реквизиты договора комиссии, заключенного с ООО «ЛесЭкспорт», текст договора не представило.
Кроме того, необходимо отметить, что на момент заключения международного контракта (20.12.2013), представления заявлений о получении разовых лицензий (31.12.2013), договор комиссии №2 от 10.01.2014 заключен не был.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований полагать, что разовые лицензии выданы на поставку лесоматериалов, не принадлежащих ООО «Апофеу», и предусматривают возможность применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% к лесоматериалу, принадлежащему иной организации.
Из приведенных выше норм следует, что тарифные квоты и лицензии являются неразрывно связанными между собой объектами гражданских прав, ограниченными в обороте, поскольку без распределения тарифной квоты лицензия не может быть выдана и не подлежит передаче лицензиатом другим лицам.
Таким образом, учитывая, что разовые лицензии выданы на товар, принадлежащий ООО «Апофеу», принимая во внимание, что ООО «ЛесЭкспорт» тарифной квоты на вывоз лесоматериалов и разовой лицензии не имело, применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости товара, принадлежащего ООО «ЛесЭкспорт», является неправомерным.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя указывал, что фактически ООО «Апофеу» являлось собственником поставляемого лесоматериала, в подтверждение чего представлено дополнительное соглашение к договору комиссии от 13.01.2014, в соответствии с которым из договора исключен пункт 1.4 (передаваемые Комиссионеру Комитентом, являются собственностью Комитента).
Однако данная позиция заявителя является несостоятельной, так как противоречит пункту 1 статьи 996 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
Доказательств приобретения права собственности на спорный товар в установленном законом порядке ООО «Апофеу» не представило.
Таким образом, таможенный орган пришел к обоснованному выводу о том, что к товарам, продекларированным ООО «Апофеу» товарным декларациям №№10611010/060314/0000596, 10611010/140314/0000664, 10611010/180314/0000714, 10611010/180314/0000718, 10611010/250714/0001476, 10611010/040814/0001573 неправомерно применены ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.
При изложенных обстоятельствах, решение Томской таможни от 27.03.2015 и выставленное на его основании требование об уплате таможенных платежей от 15.05.2015 №14 соответствуют требованиям законодательства, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания их незаконными.
Следовательно, заявленные ООО «Апофеу» требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 156, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Апофеу» о признании незаконными решения Томской таможни от 27.03.2015 по результатам таможенной проверки №10611000/400/270315/Т0026 и требования об уплате таможенных платежей от 15.05.2015 №14, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Л.М. Ломиворотов