ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-3876/2021 от 10.12.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                   Дело № А67-3876/2021

Судья Арбитражного суда Томской области Ю.М. Сулимская,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Помазаном А.Н., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК - Жилищник» (634057, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Административной комиссии Ленинского района города Томска (634041, <...>, каб. 6), Администрации г.Томска (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным и отмене Постановления от 27.04.2021 № 16/12 о привлечении к административной ответственности, с привлечением  к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1 (г.Томск),  ФИО2 (г.Томск),

При участии в заседании:

от заявителя: ФИО3 (паспорт, доверенность от 04.10.2021, диплом);

от ответчиков:

от Административной комиссии Ленинского района города Томска: ФИО4 (паспорт, доверенность от 04.10.2021, диплом);

от иных лиц: не явились (уведомлены)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭК - Жилищник»  (далее – ООО «ЖЭК - Жилищник», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с жалобой к Административной комиссии Ленинского района города Томска (далее – Административная комиссия, административный орган, ответчик) о признании недействительным и отмене Постановления от 27.04.2021 № 16/12 о привлечении к административной ответственности.

Определением арбитражного суда от 24.05.2021г. указанное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в качестве соответчика привлечена Администрация г.Томска.

Определением от 19.07.2021 суд определил рассмотреть дело №А67-3876/2021 по общим правилам административного производства, привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, ФИО1, ФИО2. В судебном заседании, открытом 06.12.2021, на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10.12.2021.

Ответчик (Администрация г.Томска), третьи лица, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, ходатайств не поступило. Учитывая изложенное, суд рассматривает данное дело в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом уведомленных указанных лиц.

В судебном заседании представители заявителя требования поддержал в полном объеме, указал, что оспариваемое постановление вынесено незаконно и необоснованно, состав правонарушения отсутствует. Представитель ответчика с требованиями не согласилась, указала, что Общество, осуществляя свою деятельность, не обеспечило выполнение требований правил благоустройства, а именно допустило скопление снежных масс на территории возле МКД, не обеспечив вывоз в течение 10-ти суток. Администрация г. Томска в отзыве на заявление с требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований. Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в заявлении, отзыве на заявление.

Из материалов дела следует, что 25.03.2021 сотрудниками ЖКО администрации района в ходе объезда территории Ленинского района г. Томска выявлено и зафиксировано скопление снежных масс возле дома по адресу: <...> (условно), в связи с чем ООО «ЖЭК-Жилищник» было направлено письмо-предписание о проведении механизированной уборке придомовой территории и вывозе снега в срок до 31.03.2021. 30.03.2021 в адрес Администрации Ленинского района Города Томска из прокуратуры Томской области поступило обращение жителя (вх. № 1318-ж от 30.03.2021) по вопросу очистки придомовой территории по адресу: <...>. 31.03.2021 поступило электронное обращение в администрацию Ленинского района Города Томска вх. № 1354-ж от 02.04.2021 по вопросу вывоза снега по вышеуказанному адресу. 05.04.2021 в 09:21 по адресу: <...> (условно) зафиксировано неисполнение ООО «ЖЭК-Жилищник» требования администрации Ленинского района Города Томска. На основании чего составлен дополнительный акт осмотра данной территории.

08.04.2020 главным специалистом жилищно-коммунального отдела администрации Ленинского района Города Томска ФИО5 в отношении ООО «ЖЭК-Жилищник» в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом, составлен Протокол № 170 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 8.10 КоАП ТО (далее - КоАП ТО), с указанием на то, что ООО «ЖЭК-Жилищник» допустило нарушение п.п. «а», «в», «г» п.3 п.4.2, п.п. 1 п. 4.3 главы 4 «Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы Города Томска № 161 от 01.03.2016, а именно ООО «ЖЭК-Жилищник» допустило скопление снежных масс на территории общего пользования возле дома по адресу: <...> (условно), что может привести к травматизму жителей и детей, играющих на снежных массах, а также при повышении температуре может произойти подтопление дворового проезда, а также подтопление погребов, расположенных непосредственно под местом складирования снега.

27.04.2021 административной комиссией Ленинского района г. Томска вынесено Постановление № 16/12 о привлечении ООО «ЖЭК-Жилищник» к административной ответственности в виде предупреждения за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.8.10 Кодекса Томской области об административных правонарушениях.

ООО «ЖЭК-Жилищник», полагая, что  указанное Постановление от 27.04.2021 № 16/12 является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Признание незаконным данного постановления является предметом требования заявителя по настоящему делу.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, допросив свидетелей, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

Частью 1.1 статьи 8.10 КоАП ТО предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за нарушение установленных органами местного самоуправления правил по благоустройству, озеленению территории.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области благоустройства населенных пунктов на территории Томской области.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.10 КоАП ТО, может выражаться: 1) правил благоустройства территорий в части требований к содержанию зданий (включая жилые дома), строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены; и 2) невыполнение предусмотренного указанными правилами перечня работ по благоустройству территории муниципального образования, если указанные деяния не охватываются составом правонарушения, предусмотренного федеральным законодательством.

По своему изложению норма ст. 8.10 КоАП ТО является бланкетной, поскольку в целях определения диспозиции данной нормы (поведения, которому должны следовать участники правоотношений), отсылает к другому нормативному правовому акту, а именно - к правилам благоустройства территорий, установленным органами местного самоуправления.

Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» утверждены решением Думы Города Томска от 01.03.2016г. №161 (далее - Правила благоустройства).

В соответствии с п. 2.2 Правил благоустройства субъектами благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» являются: 1) Российская Федерация, Томская область в лице уполномоченных исполнительных органов государственной власти; 2) муниципальное образование «Город Томск» в лице уполномоченных органов местного самоуправления, а также органов местной администрации; 3) физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели); 4) юридические лица.

В силу п. 4.1 Правил, субъекты благоустройства обязаны: 1) соблюдать чистоту и порядок на всей территории муниципального образования «Город Томск» в соответствии с настоящими Правилами; 2) осуществлять благоустройство (включая своевременную и качественную очистку и уборку) объектов благоустройства, в том числе в предусмотренных настоящими Правилами случаях  прилегающих и иных территорий, в соответствии с настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.

В силу пп. 2 п. 4.1 раздела 4 Правил благоустройства субъекты благоустройства обязаны осуществлять благоустройство (включая своевременную и качественную очистку и уборку) объектов благоустройства, в том числе в предусмотренных настоящими Правилами случаях - прилегающих и иных территорий, в соответствии с настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с абз. «а», «в», «г» пп.3 п.4.2 Правил при организации благоустройства территорий муниципального образования «Город Томск» в зимний период также должны осуществляться следующие работы: а) территории (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - прилегающие территории) подлежат регулярной очистке от снега и льда. Снежная масса, счищаемая с территории, может складироваться в границах территории соответствующих объектов путем формирования в снежные валы. При невозможности складирования в указанных местах снежная масса подлежит вывозу. Складирование снежной массы на территории соответствующего объекта производится с учетом обеспечения возможности отвода талых вод в период таяния снега; б) расположенные на территориях (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - на прилегающих территориях) тротуары, пешеходные дорожки, места стоянки транспортных средств очищаются от свежевыпавшего снега, уплотненного снега, снежно-ледяных образований, в том числе наледи, до усовершенствованного покрытия. При отсутствии усовершенствованных покрытий снежные массы убираются методом сдвигания с оставлением слоев снега для его последующего уплотнения; в) снежная масса, счищаемая с расположенных на территориях (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - на прилегающих территориях) тротуаров, пешеходных дорожек, мест стоянки транспортных средств, может складироваться в границах территории в местах, не препятствующих свободному движению пешеходов и проезду транспортных средств. Повреждение зеленых насаждений, расположенных на территориях (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - на прилегающих территориях), при складировании снежных масс не допускается. При невозможности складирования в указанных местах снежная масса подлежит вывозу. Вывоз снежной массы производится по мере необходимости в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее десяти суток после окончания снегоочистки; г) уборка расположенных на территориях (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - на прилегающих территориях) тротуаров, пешеходных дорожек, мест стоянки транспортных средств, покрытых уплотненным снегом, снежно-ледяными образованиями, производится механизированным способом или вручную. Уборка образовавшегося скола уплотненного снега, снежно-ледяных образований производится одновременно со скалыванием или немедленно по его окончании путем вывоза на специализированные площадки размещения снега и льда.

Согласно п. 4.3 Правил благоустройства,  на территории муниципального образования «Город Томск» запрещается: 1) загрязнение или засорение объектов благоустройства, выбрасывание мусора, перемещение уличного смета, листьев, скошенной травы, порубочных остатков, упаковочной тары либо их складирование (размещение), а также складирование (размещение) инертных и строительных материалов (кроме случаев производства строительных работ), жидких отходов, строительных отходов, дров, навоза, металлолома и разукомплектованных транспортных средств, крупногабаритного мусора, снега и льда в местах, которые не предусмотрены для этого в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами администрации Города Томска; 4) выдвижение или перемещение на проезжую часть улиц, дорог и проездов снежных масс, снежно-ледяных образований, льда с территории внутриквартальных проездов, дворовых территорий, территорий административных объектов, объектов социальной сферы, объектов торговли, общественного питания, с территорий индивидуальной жилой застройки, строительных площадок, территорий гаражных кооперативов, автомобильных парковок, стоянок, зеленых насаждений и иных объектов благоустройства, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 2.3 Правил предусмотрено, что организация благоустройства объектов благоустройства возлагается на собственников (иных законных владельцев) объектов благоустройства и (или) уполномоченных ими в установленном действующим законодательством порядке лиц. Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а также юридические лица независимо от организационно-правовых форм обязаны осуществлять благоустройство принадлежащих им на праве собственности или ином законном праве объектов благоустройства в соответствии с настоящими Правилами.

Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а также юридические лица независимо от организационно-правовых форм, владеющие на праве собственности или ином законном праве зданиями (помещениями в них), строениями, сооружениями, некапитальными нестационарными объектами в случаях, предусмотренных федеральными законами или договорами (соглашениями), обязаны осуществлять благоустройство прилегающих к таким объектам территорий в соответствии с настоящими Правилами. Порядок участия физических и юридических лиц в благоустройстве прилегающих территорий определяется настоящими Правилами.

Как следует из Правил, придомовая территория - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты недвижимого имущества (п.1.23).

Прилегающая территория - земельный участок в границах муниципального образования «Город Томск», не сформированный в соответствии с требованиями действующего законодательства, непосредственно примыкающий к границам здания, строения, сооружения, некапитального нестационарного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином вещном праве физическим и юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм, подлежащий в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, благоустройству силами собственников (иных законных владельцев) соответствующих объектов капитального строительства и некапитальных нестационарных объектов, границы которого определяются в соответствии с требованиями настоящих Правил (п.1.24).

Границы прилегающих территорий определяются картами-схемами прилегающих территорий применительно к каждому зданию, строению, сооружению, некапитальному нестационарному объекту, формируемыми территориальными органами администрации Города Томска с учетом фактического использования территории юридическими и физическими лицами и утверждаемыми муниципальными правовыми актами руководителей соответствующих территориальных органов администрации Города Томска. Требования к формированию карт-схем прилегающих территорий и определению границ прилегающих территорий с учетом фактического использования территории юридическими и физическими лицами определяются муниципальными правовыми актами администрации Города Томска (п.3.2).

Как следует из оспариваемого постановления Административной комиссии от 27.04.2021 № 16/12,  ООО «ЖЭК-Жилищник» вменяется нарушение положений абз. а, в, г, п.п. 3 п. 4.2, п.п. 1 п. 4.3 главы 4 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утв. решением Думы Города Томска № 161 от 01.03.2016.

В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Согласно п. 2.3 Правил, организация благоустройства объектов благоустройства возлагается на собственников (иных законных владельцев) объектов благоустройства и (или) уполномоченных ими в установленном действующим законодательством порядке лиц. Объектами благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» являются: 1) земельные участки (земли), находящиеся в собственности или ином законном владении Российской Федерации, Томской области, муниципального образования «Город Томск», иных публичных образований, не предоставленные в установленном законодательством порядке на предусмотренном законом праве юридическим и физическим лицам, занятые объектами, находящимися в собственности Российской Федерации, Томской области, муниципального образования «Город Томск», иных публичных образований; 2) земельные участки (земли), находящиеся в собственности или ином законном владении юридических и физических лиц; 3) прилегающие территории; 4) иные территории, предусмотренные настоящими Правилами (п. 2.1).

Из приведенных положений следует, что при заключении договора управления многоквартирным домом на управляющую организацию возлагается обязанность по управления многоквартирным домом, надлежащему содержанию общего имущества, в том числе, по организации благоустройства земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей территории.

Таким образом, с учетом вышеуказанных положений нормативных правовых актов, на Общество возложены обязанности по выполнению в зимний период работ по очистке территории от снега, которые должны производиться не реже одного раза в месяц.

При этом, в материалы дела не представлено доказательств необходимости согласования данного вида работ с общим собранием собственников МКД, а также документы подтверждающие отказ собственников многоквартирного дома от проведения работ по уборке снега. Следовательно, доводы заявителя в данной части отклоняются судом.

Согласно Положению об администрации Ленинского района Города Томска, утвержденного решением Думы Города Томска от 15.09.2005 № 1000 на администрацию Ленинского района г. Томска возложена обязанность по обеспечению соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» на территории района, разрабатывает планы благоустройства территории района и осуществляет контроль их исполнения (п. 3.1.3).

Как следует из материалов дела, 25.03.2021 г. в 11:42 сотрудниками ЖКО администрации района в ходе объезда территории Ленинского района г. Томска выявлено и зафиксировано скопление снежных масс возле дома по адресу: <...> (условно), в связи с чем ООО «ЖЭК-Жилищник» было направлено письмо-предписание о проведении механизированной уборке придомовой территории и вывозе снега в срок до 31.03.2021.

30.03.2021 в адрес Администрации Ленинского района Города Томска из прокуратуры Томской области поступило обращение жителя вх. № 1318-ж от 30.03.2021, по вопросу очистки придомовой территории по адресу: <...>. 31.03.2021 поступило электронное обращение в администрацию Ленинского района Города Томска вх. № 1354-ж от 02.04.2021 по вопросу вывоза снега по вышеуказанному адресу. 05.04.2021 в 09:21 по адресу: <...> (условно), было зафиксировано неисполнение ООО «ЖЭК-Жилищник» требования администрации Ленинского района Города Томска, что зафиксировано актом осмотра.

При этом, по мнению суда, заявитель не привел достаточных доказательств расположения скопления снежных масс в пределах земельного участка, сформированного под эксплуатацию многоквартирного дома по адресу: <...> с соблюдением требований п. 3 ст. 4.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением думы Города Томска от 01.03.2016 № 161.

Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств (копия письма из администрации Ленинского района Города Томска №10-13/142 от 25.03.2021 с приложением; выписка из ЕГРЮЛ; выписка из ЕГРН; копия письма из Прокуратуры Томской области №7р-2021 от 22.03.2021 с приложением; копия электронного обращения №211779 от 31.03.2021; заявление; акт осмотра объекта благоустройства с фотофиксацией и схемой от 25.03.2021; акт осмотра объекта благоустройства с фотофиксацией и схемой от 05.04.2021; карта-схема из атласа г. Томска и протокола № 170 от 08.04.2021), а также следует из допроса свидетелей ФИО6, ФИО5, должностными лицами зафиксирован факт скопления снежных масс по адресу: <...>.

Из изложенного следует, что в нарушение требований подпункта 3 пункта 4.2 раздела 4 Правил благоустройства ООО «ЖЭК-Жилищник», выполняющее работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, произведено складирование снежных масс после проведения механизированной уборки с нарушениями требований.

Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели пояснили, что складирование снега произведено с нарушением положений Правил благоустройства, а именно, указанные снежные массы препятствовали безопасному проезду транспортных средств, в связи с высотой вала на углу площадки  ухудшалась видимость  для водителей (при повороте транспортного средства) и пешеходов, снежные валы использовались детьми для  игр и т.д. Иными словами, снежные массы создавали угрозу жизни и здоровью населения, препятствуют движению пешеходов и проезду транспортных средств и т.д.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п.3 ст. 24 вышеуказанного нормативного акта участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

Как следует из п.1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Учитывая изложенное, арбитражный суд делает вывод, что в данном случае, в том числе, административным органом установлено нарушение абз. «в» п.п.3 п.4.2 Правил благоустройства № 161, а именно снежная масса, счищаемая с расположенных на территориях тротуаров, пешеходных дорожек, мест стоянки транспортных средств, складировалась в местах, препятствующих свободному движению пешеходов и проезду транспортных средств, вывоз снежных масс в предусмотренные сроки (в течение 10-ти суток) не осуществлялся.

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт совершения правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1.1 ст.8.10 КоАП ТО.

Ссылка заявителя на судебную практику по иным делам судом отклонена, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела.

Доказательств, опровергающих наличие события административного правонарушения, ни на рассмотрение дела административным органом, ни при рассмотрении настоящего дела не представлено.

В силу ч. 1 ст. 1.5, ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ оценка виновности юридического лица должна осуществляться с учетом его реальных возможностей и разумности (адекватности) мер, которые принимаются юридическим лицом в целях соблюдения правил и норм, предусмотренных административным законодательством.

Исходя из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П для освобождения от ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности за административное правонарушение, правонарушение должно быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля этого лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных материалов не следует, что заявителем были предприняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения соблюдения действующих правил благоустройства. ООО «ЖЭК-Жилищник» осуществляющее предпринимательскую деятельность, и обязанное знать установленные правила благоустройства, при наличии возможности не нарушать указанные правила не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, не предприняло всех необходимых и достаточных, зависящих от него мер по обеспечению соблюдения установленных правил благоустройства.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о наличии вины ООО «ЖЭК-Жилищник» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.8.10 КоАП ТО.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЖЭК-Жилищник», не установлено. Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным ст. 28.2 КоАП РФ. Протокол составлен уполномоченным должностным лицом в отсутствие представителя общества, уведомленного надлежащим образом (л.д. 46). Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в отсутствии представителя общества, извещенного надлежащим образом (л.д. 42-45), что также не отрицается заявителем.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек. Основания для признания совершенного заявителем  административного правонарушения малозначительным отсутствуют.

При этом суд не принимает доводов представителя заявителя о вине должностного лица ООО «ЖЭК-Жилищник», так как согласно положениям КоАП РФ, привлечение к ответственности юридического лица не исключает привлечение к ответственности его работников, назначенных для исполнения и контроля за соответствующими работами по уборке территории.

Таким образом, нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Административным органом назначении наказания учтены обстоятельства, совершения административного правонарушения, пришел к выводу о возможности применения в отношении Общества минимального наказания предусмотренного нормой ст. 8.10 КоАП ТО, и назначил административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку факт нарушения и вина ООО «ЖЭК-Жилищник» подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено, наказание назначено в с учетом всех обстоятельств, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов не усматривается. Нарушение данным постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.

Руководствуясь статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью ««ЖЭК - Жилищник» о признании незаконным и отмене Постановления от 27.04.2021 № 16/12, вынесенного Административной комиссией Ленинского района города Томска, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                                                           Ю.М. Сулимская