ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-3902/20 от 11.11.2020 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                         Дело № А67- 3902/2020

Арбитражный суд Томской области в составе судьи М.А. Селивановой, 

при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Ковалевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Управления физической культуры и спорта Администрации г. Томска ИНН 7017230598 ОГРН 1097017000068

к Томской региональной общественной организации «Федерация шахмат Томской области» ИНН 7017275214 ОГРН 1107000001283

о взыскании 115 417,17руб.,

третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора -федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный педагогический университет» ИНН 7018017907 ОГРН 1027000903401, Счетная палата города Томска ИНН 7017040276 ОГРН 1027000901949,

при участии в заседании:

от истца – Зевякина О.В. по доверенности от 14.09.2020, паспорт; Ермак Н.В. по доверенности от 25.05.2020, паспорт,

от ответчика – без участия, извещен,

от третьего лица (1) – без участия, извещено,

от третьего лица (2) – Мусина В.А. по доверенности от 09.11.2020, паспорт,

У С Т А Н О В И Л:

Управление физической культуры и спорта Администрации города Томска (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к Томской региональной общественной организации «Федерация шахмат Томской области» (далее – ответчик, Федерация) о взыскании 113 726,80 руб. субсидии, 1 690,37 руб. процентов за период с 26.03.2020 по 29.06.2020 (с учетом уточнения размера исковых требований от 22.06.2020).

          В обоснование исковых требований истец, сославшись на статьи 309, 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что ответчик не исполнил обязательство по возврату денежных средств в связи с нарушением условий договора о предоставлении гранта №17-06/17 от 27.06.2017.

Определением Арбитражного суда Томской области от 04.06.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Томской области от 28.07.2020 постановлено рассмотреть дело по общим правилам искового производства.

          Ответчик отзыв на исковое заявление не представил, возражений относительно существа предъявленных требований не заявил.

          ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» представило отзыв на иск, в котором указало, что требования пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяются на договоры (соглашения), заключаемые с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которыми являются государственные (муниципальные) учреждения, государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации (компании), публично-правовые компании, хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставном (складочном) капитале. Таким образом, согласие ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» на осуществление проверок соблюдения условий и целей предоставления субсидии не требуется. Кроме того, представило разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, изложенные в Письме от 27.03.2018 №09-02-10/19405 «О применении пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Счетная палата города Томска в своем отзыве указала, что согласие на осуществление проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий является обязательным условием. Полномочиями по осуществлению контроля в отношении субъекта, которому предоставляется субсидия,  без его согласия Счетная палата не наделена.

          Ответчик, третье лицо (1) извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.   

          Дело рассматривается по имеющимся в нем материалам в отсутствие ответчика, третьего лица (1) (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Представители истца в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях  к нему.

          Представитель третьего лица (2) указала, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд считает исковые требования Управления подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 17.12.2019 между Управлением и Региональной общественной организацией «Томская областная шахматная федерация» (по тексту договора - Организация) заключен договор о порядке предоставления субсидии Региональной общественной организации «Томская областная шахматная федерация».

 Предметом договора является предоставление субсидии из бюджета муниципального образования «Город Томск» в 2019 году на развитие шахматного вида спорта.

          Размер субсидии составляет 1 000 000 руб. (пункт 2.1 договора).

Субсидия предоставляется при выполнении условий, указанных в разделе 3 договора.

Отчет организации принят к проверке 10.01.2020.

          Истец указал на следующие, допущенные ответчиком нарушения условий предоставления субсидии:

1) в нарушение подпункта 3 пункта 8 Порядка, отсутствуют согласия исполнителей по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договору о предоставлении субсидии, на осуществление Управлением, предоставившим субсидию, и органами муниципального финансового контроля в пределах имеющихся полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством, муниципальными правовыми актами и договором о предоставлении субсидии, проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии, а именно:

а) отсутствует согласие Сидорова Анатолия Анатольевича, с которым, Организацией заключены договоры:

- возмездного оказания услуг от 11.06.2019 б/н, где Сидоров А.А. обязуется оказать услуги по судейству открытых региональных соревнований «Мемориал Юрия Побережникова»;

- возмездного оказания услуг по спортивному судейству от 11.06.2019 б/н, где Сидоров А.А. обязуется оказать услуги по судейству открытых региональных соревнований «Мемориал В.А.Дохленко»;

б) отсутствует согласие Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный педагогический университет» (далее - Исполнитель), которое являлось Исполнителем услуг по договору от 08.08.2019 №120 «Об образовании по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации)».

2) в нарушение подпункта 7 пункта 8 Порядка, Организацией к отчету не приложены платежные (расходные) документы, подтверждающие расходы Организации на развитие шахматного вида спорта, а именно, в расчетно-платежной ведомости № 6 «По начислению выплаты вознаграждения судейскому составу при проведении открытых региональных соревнований «Мемориал В.А.Дохленко», 11-22 июня 2019 г., Томск СОШ 28, пр. Ленина, 245» отсутствует подпись в строке «17», получателя Пономаренко Л.В.

Претензия о возврате части субсидии направлена руководителю организации 04.03.2020 №223/01-33, получена 11.03.2020, сумма, подлежащая возврату, составляет: 113 726,80 руб.

Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения (л.д. 9-10).

            Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по возврату полученных денежных средств субсидии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

            В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.

В силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном Кодексе.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

          Общий порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предусмотрены в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством  (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

          В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе (пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регламентировано положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 которой нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, среди прочего, положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно пункту 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2017 №434-ФЗ) при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Согласно пункту 8 раздела 2 «Порядка определения объема и предоставления субсидии региональной общественной организации «Томская областная шахматная Федерация» на развитие шахматного вида спорта», утвержденного постановлением Администрации города Томска №308 от 18.04.2019, субсидия в соответствии с настоящим Порядком предоставляется Организации при соблюдении следующих условий:

1) цель запрашиваемой субсидии соответствует уставным целям и видам деятельности Организации;

2) Организация должна документально подтвердить на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, соответствие следующим условиям:

а) у Организации должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) у Организации должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет муниципального образования «Город Томск» субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом муниципального образования «Город Томск»;

в) Организация не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении Организации не должна быть введена процедура банкротства, деятельность Организации не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

г) у Организации должна отсутствовать задолженность по арендной плате за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Город Томск»;

3) согласие Организации (получателя субсидии) и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договору о предоставлении субсидии, на осуществление управлением, предоставившим субсидию, и органами муниципального финансового контроля в пределах имеющихся полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством, муниципальными правовыми актами и договором о предоставлении субсидии, проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии;

4) запрет приобретения Организацией за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий в случае финансового обеспечения затрат;

5) согласие на заключение Организацией договора о предоставлении субсидии с управлением;

6) предоставление Организацией документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка в полном объеме и соответствующих требованиям настоящего Порядка;

7) предоставление Организацией отчетности по форме и в сроки, установленные настоящим Порядком и договором о предоставлении субсидии (в случае финансового обеспечения затрат).

          Абзацем восьмым пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются:

главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета;

финансовый орган публично-правового образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация);

государственные (муниципальные) учреждения;

государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

государственные корпорации (компании), публично-правовые компании;

хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся:

юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;

исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, которым в соответствии с федеральными законами открыты лицевые счета в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

органы управления государственными внебюджетными фондами;

юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

          Довод третьего лица (1) о необходимости применения разъяснений Министерства финансов Российской Федерации, изложенных в письме от 27.03.2018 №09-02-10/19405 «О применении пункта 5 статьи 78 и пункта 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» судом отклоняется, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом и не подлежало применению ни Управлением, ни Счетной палатой города Томска к спорным проверочным мероприятиям.

Принимая во внимание то обстоятельство, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, учитывая отсутствие возможности проверки Счетной палатой города Томска юридических лиц в целях осуществления контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий без их письменного согласия, суд приходит к выводу о том, что Федерацией нарушены условия предоставления субсидии.

          Из содержания пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемые субсидии подлежат возврату в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

          Поскольку представленные в дело доказательства подтверждают нарушение ответчиком условий предоставления субсидии, то исковые требования в части возврата суммы субсидии подлежат удовлетворению в заявленном размере - в сумме  113 726,80 руб.
          Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 690,37 руб. за период с 26.03.2020 по 29.06.2020.

В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Расчет процентов судом проверен, признан неверным. По расчету суда размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.03.2020 по 29.06.2020 составляет 1 665,51 руб.

С учетом изложенного требование о взыскании процентов подлежит удовлетворению частично - в сумме  1 665,51 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

 Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Томской региональной общественной организации «Федерация шахмат Томской области» ИНН 7017275214 ОГРН 1107000001283 в пользу Управления физической культуры и спорта Администрации города Томска ИНН 7017230598 ОГРН 1097017000068 задолженность в сумме 113 726 руб. 80 коп., проценты в сумме 1 665 руб. 51 коп., всего взыскать 115 392 руб. 31 коп.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Томской региональной общественной организации «Федерация шахмат Томской области» ИНН 7017275214 ОГРН 1107000001283 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 462 руб. 11 коп.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья                                                                           М.А. Селиванова