ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-3983/16 от 02.08.2016 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-3983/2016

полный текст решения изготовлен 05 августа 2016 года

резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2016 года

Арбитражный суд Томской области в составе судьи И.М. Казарина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.И. Иванченко с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (634021, г. Томск, ул. Елизаровых 79/2, ИНН 7017270664, ОГРН 1107017017568) к Городской административной комиссии г. Томска (634050, г. Томск, пр. Ленина, 73) о признании незаконным и отмене постановления от 17.05.2016 № 17/3,

при участии в заседании:

от заявителя: И.В. Епринцевой по доверенности от 23.12.2015, паспорт;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Городской административной комиссии г. Томска (далее – Комиссия, заинтересованное лицо, административный орган) от 17.05.2016 № 17/3.

В обоснование заявления Общество указывает на отсутствие события административного правонарушения; на наличие существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

В отзыве на заявление Комиссия указывает на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы заявления.

Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил.

На основании статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «Томскводоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 06.10.2010 за основным государственным регистрационным номером 1107017017568.

В апреле 2016 года ООО «Томскводоканал» осуществляло земляные работы по адресу: г. Томск, пер. Тихий, 20 по устранению повреждения на водопроводной линии.

28.04.2016 главным специалистом отдела развития инженерной инфраструктуры комитета инженерной инфраструктуры департамента городского хозяйства администрации Города Томска Бойченко Ю.А. проведен осмотр улично-дорожной сети между административными зданиями № 20а по пер. Тихому и № 174 по пр. Ленина.

В результате осмотра установлено, что земляные работы выполнены с нарушением Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы Города Томска от 01.03.2016 № 161, о чем составлен акт от 28.04.2016 № 2.

06.05.2016 главным специалистом отдела развития инженерной инфраструктуры комитета инженерной инфраструктуры департамента городского хозяйства администрации Города Томска Бойченко Ю.А. в отношении ООО «Томскводоканал» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.10 КоАП ТО.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 17/3 от 17.05.2016, которым ООО «Томскводоканал» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.10 КоАП ТО в виде штрафа в размере 120 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление Общества подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 статьи 8.10 КоАП ТО установлена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий в части проведения земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте инженерных коммуникаций и других сооружений, если указанные деяния не охватываются составом правонарушения, предусмотренного федеральным законодательством.

Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Томск» утверждены Решением Думы Города Томска от 01.03.2016 № 161 (далее – Правила благоустройства).

Согласно пунктам 11.1 – 11.4 Правил благоустройства предусмотренные настоящим разделом общие требования к производству земляных работ распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих или планирующих осуществлять производство земляных работ на территории муниципального образования «Город Томск».

Производство земляных работ должно осуществляться только на основании специального письменного разрешения – ордера на производство земляных работ (далее по тексту раздела - ордер). Порядок и основания выдачи и аннулирования ордера определяются муниципальными правовыми актами администрации Города Томска.

Ордер выдается организации (лицу), являющейся (являющемуся) заказчиком земляных работ. Для целей настоящего раздела заказчиком земляных работ (заказчиком работ) признается юридическое или физическое лицо, заинтересованное в проведении земляных работ в целях строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта принадлежащего ему имущества или эксплуатируемого им имущества и (или) в целях подземной прокладки (в том числе для переноса) кабельных линий связи, сетей инженерно-технического обеспечения, объектов электросетевого хозяйства, и (или) в целях проведения изыскательских работ, и (или) в иных целях, не противоречащих действующему законодательству и муниципальным правовым актам администрации Города Томска.

Заказчик земляных работ, которому выдан ордер, несет ответственность за безопасное и своевременное (то есть в указанные в ордере сроки) проведение земляных работ, за своевременное и качественное осуществление благоустройства территории, на которой производились земляные работы (в том числе восстановление нарушенного благоустройства территории по окончании работ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 11.8 Правил благоустройства при необходимости устранить аварию (повреждения) на инженерных коммуникациях их владелец обязан принять все необходимые меры, обеспечивающие безопасность в зоне проведения работ, в том числе безопасность дорожного движения.

На основании пунктов 11.10 – 11.11 Правил благоустройства строительство (реконструкция) и ремонт инженерных коммуникаций, устранение аварий (повреждений) на инженерных коммуникациях должны осуществляться закрытым (бестраншейным) способом (методом горизонтального направленного бурения, методом прокола либо шнековым методом), исключающим разрушение дорожного и тротуарного покрытия, покрытия площадей и иных объектов дорожно-мостового хозяйства. Проведение земляных работ открытым способом осуществляется при наличии согласования уполномоченного органа в случае невозможности выполнения соответствующих работ закрытым (бестраншейным) способом, обеспечивающим сохранность соответствующего покрытия, подтвержденной заключениями компетентных органов или организаций.

При вскрытии в указанных выше случаях проезжей части с усовершенствованным (асфальтобетонным и иным) покрытием должна быть обеспечена ровность кромки вскрываемого участка покрытия, в том числе посредством использования специализированной техники.

В целях обеспечения требований безопасности заказчик земляных работ обязан, в том числе, оградить место производства работ; на ограждении необходимо вывесить таблички форматом А1 с названием организации, производящей работы; сроком окончания работ; указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) лица, ответственного за проведение работ, его почтового адреса и номеров телефонов; наименованием (фамилии, имени, отчества (при наличии) и местом нахождения (местом жительства) заказчика земляных работ с указанием его почтового адреса и номеров телефонов; фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя заказчика работ (если заказчиком работ является организация); номера и даты выдачи ордера; наименования уполномоченного органа с указанием его почтового адреса и номеров телефонов; в темное время суток обозначить выставленные ограждения красными световыми сигналами.

Факт осуществления ООО «Томскводоканал» земляных работ на улично-дорожной сети по пер. Тихому между административными зданиями № 20а (пер. Тихий) и № 174 (пр. Ленина) подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.

Относительно нарушения Обществом пункта 11.10 Правил благоустройства суд отмечает следующее.

Понятие «ровность кромки» в Правилах благоустройства не определено, в иных нормативных правовых актах также не содержится. Отсутствуют критерии определения ровности/неровности кромки, способы и приемы определения данного показателя.

Таким образом, установить, соблюдалось ли требование, установленное пунктом 11.10 Правил благоустройства, ООО «Томскводоканал» при производстве земляных работ невозможно.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом факт нарушения Обществом пункта 11.10 Правил благоустройства не доказан.

Вместе с тем, нарушение Обществом пункта 11.11 Правил благоустройства суд считает установленным.

В ходе проведенного осмотра установлено, что в месте проведения работ отсутствует ограждение, а также таблички с необходимой (требуемой) информацией.

В материалы дела представлены фотографии места проведения земляных работ (что не отрицается заявителем), согласно которым частично отсутствует ограждение в месте выполнения работ, а также не имеется табличек, предусмотренных пунктом 11.11 Правил благоустройства.

Доводы заявителя о том, что ракурс фотографий не позволяет установить факт отсутствия ограждения, судом отклоняются.

На представленных в материалы дела фотографиях места производства работ зафиксировано как непосредственно место проведения работ, так и окружающая обстановка.

При этом на таких фотографиях видно, что часть места производства работ имеет ограждение, а часть – нет.

Ссылка Общества на наличие достаточной информации о работах, размещенной на автомобиле, находившемся в месте производства работ, является несостоятельной.

Как следует из акта осмотра с приложениями к нему, в месте производства работ располагался автомобиль, на котором имелась надпись «Томскводоканал. 905090 многоканальный».

Вместе с тем, указанная информация не может свидетельствовать о соблюдении Обществом требования подпункта 2 пункта 11.11 Правил благоустройства, поскольку фактически отсутствовала информация о сроке окончания работ; о фамилии, имени, отчестве (при наличии) лица, ответственного за проведение работ, его почтового адреса и номеров телефонов; о наименовании (фамилии, имени, отчестве (при наличии) и месте нахождения (месте жительства) заказчика земляных работ с указанием его почтового адреса и номеров телефонов; о фамилии, имени, отчестве (при наличии) руководителя заказчика работ (если заказчиком работ является организация); о номере и дате выдачи ордера; о наименовании уполномоченного органа с указанием его почтового адреса и номеров телефонов.

С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.10 КоАП ТО.

Оспаривая постановление от 17.05.2016 № 17/3, ООО «Томскводоканал» указывает на существенные нарушения, допущенные административным органом, в том числе неподписание должностным лицом протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения оставляется протокол.

В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является в рамках административной процедуры основным документом, содержащим доказательства наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого административного правонарушения и должен соответствовать требованиям, содержащимся в статье 28.2 КоАП РФ.

Недостатки протокола и иных материалов дела об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ) устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (часть 3 статьи 28.8 КоАП РФ). К таким недостаткам относятся: составление протокола и оформление других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформления других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

В настоящем случае представленный с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности протокол и протокол, представленный с отзывом административного органа, не подписан лицом его составившим, что не может быть отнесено к указанным недостаткам, поскольку, исходя из смысла части 5 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, непосредственно при составлении протокола; отсутствие такой подписи в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ расценивается как получение доказательства по делу об административном правонарушении с нарушением закона и делает его недопустимым доказательством по делу.

Факт неподписания протокола об административном правонарушении Комиссией не оспаривается.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в статье 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Установленный судом факт неподписания протокола об административном правонарушении является существенным процессуальным нарушением, невосполнимым в рамках рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что данное нарушение носит существенный характер, его устранение невозможно в рамках рассмотрения дела судом, в связи с чем постановление № 17/3 от 17.05.2016 подлежит признанию незаконным и отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 156, 167 – 170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Городской административной комиссии г. Томска от 17.05.2016 № 17/3.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья И.М. Казарин