ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-4127/10 от 03.11.2010 АС Томской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-4127/2010

08 ноября 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03.11.2010 года.

Полный текст решения изготовлен 08.11.2010 года.

Арбитражный суд Томской области в составе судьи И.Н. Сенниковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

некоммерческого партнерства «Здоровье и спорт»

к Администрации города Томска

о признании незаконным решения, выраженного в решении комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории г. Томска (протокол № 51 от 29.12.2009 № п/п 3946, рег. № 5474-3) о несогласовании предоставления земельного участка площадью 45 кв.м для размещения временного (некапитального) объекта площадью 15 кв.м - павильона по прокату спортивного инвентаря по адресу: <...> (ранее сложившийся адрес: г. Томск, район входа на стадион «Буревестник»)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.В. Екимовым,

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

от заявителя: ФИО1 (паспорт <...>, доверенность № 3 от 26.07.2010, выдана сроком на 6 месяцев);

  от ответчика: ФИО2 (удостоверение № 127, доверенность № 1201 от 26.08.2010, выдана сроком на 1 год);

от третьего лица: ФИО3 (доверенность № 7-юо от 27.11.2009, выдана сроком на 1 год);

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческое партнерство «Здоровье и спорт» (далее – НПЗС, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Администрации г. Томска в лице: Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска (далее также - ДАиГ), заместителя председателя комиссии по вопросам предоставления земельных участков ФИО4 с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Томска, выраженного в письме от 21.01.2010 № 123-з о несогласовании предоставления земельного участка площадью 45 кв.м для размещения временного (некапитального) объекта площадью 15 кв.м - павильона по прокату спортивного инвентаря по адресу: <...> (ранее сложившийся адрес: г. Томск, район входа на стадион «Буревестник»); о признании незаконным действия должностного лица начальника отдела обеспечения архитектурно-строительного проектирования комитета архитектуры, инженерной инфраструктуры и изысканий Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска ФИО5, выраженного в необоснованном и незаконном замечании, изложенном в корректурном листе к делу на земельный участок местоположение которого: <...>, а именно о признании незаконным несогласования дела на земельный участок согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации по ул. 19-й Гвардейской Дивизии, 20а в связи с расположением земельного участка в границах особо охраняемой природной территории, где согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается изменение целевого назначения земельного участка (редакция требований от 02.08.2010 – т. 1, л.д. 60).

Определением арбитражного суда от 28.10.2010 производство по делу № А67-4127/2010 в части требования о признании незаконным действия начальника отдела обеспечения архитектурно-строительного проектирования комитета архитектуры, инженерной инфраструктуры и изысканий Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска ФИО5 прекращено на основании ч. 4 п. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с отказом заявителя от заявленных требований в указанной части. Этим же определением от 28.10.2010 изменено процессуальное положение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска с ответчика на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании 28.10.2010 представитель НПЗС вновь уточнил заявленные требования к Администрации города Томска и просил арбитражный суд признать незаконным решение Администрации города Томска, выраженное в решении комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории г. Томска (протокол № 51 от 29.12.2009 № п/п 3946, рег. № 5474-3) о несогласовании предоставления земельного участка площадью 45 кв.м для размещения временного (некапитального) объекта площадью 15 кв.м - павильона по прокату спортивного инвентаря по адресу: <...> (ранее сложившийся адрес: г. Томск, район входа на стадион «Буревестник»).

Уточнение заявленных требований принято арбитражным судом, как не противоречащее ст. 49 АПК РФ, дело рассматривается с учетом указанных уточнений.

НПЗС также заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Томска, пропущенного, по мнению заявителя, по уважительным причинам. Кроме того, НПЗС просит арбитражный суд взыскать с Администрации г. Томска судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

В судебном заседании 28.10.2010 на основании ст. 163 АПК РФ арбитражным судом объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 03.11.2010.

Представитель НП «Здоровье и спорт» в судебном заседании до и после перерыва поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в частности указал следующее:

- 30.10.2009 решением постоянно действующей комиссии по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов заявителю было согласовано размещение объекта; заявитель не обращался повторно во вновь созданную комиссию по вопросам предоставления земельных участков о пересмотре результатов ранее действовавшей и легитимной на момент обращения комиссии; позиция представителей Администрации г. Томска о праве на отмену (пересмотр) принятых ею же решений с нарушением закона является несостоятельной; передача документов из ДАиГ на комиссию по вопросам предоставления земельных участков является грубым нарушением порядка принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду для размещения временных объектов;

- на день отказа ответчика в согласовании размещения временного объекта границы особо охраняемой природной территории не установлены, особо охраняемая природная территория на кадастровом учёте не состоит; в связи с чем у ответчика отсутствуют какие-либо основания утверждать о нахождении испрашиваемого земельного участка в особо охраняемой природной территории;

- абз. 2 ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) допускает возможность эксплуатации земельного участка в границах особо охраняемой природной территории в рекреационных целях (а прокат спортинвентаря это и есть рекреационная цель использования земельного участка) на специально выделенных земельных участках; нахождение спорного участка в границах территориальной зоны лесопарков, городских лесов, лугопарков и зон отдыха напрямую свидетельствует о возможности размещения в её границах базы проката спортивно-рекреационного инвентаря в качестве условно-разрешённого вида использования земельного участка;

- трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд пропущен по уважительной причине, т.к. заявитель после получения письма от 21.01.2010 № 123-з неоднократно предпринимал попытки досудебного урегулирования спора, как путем обращения в прокуратуру, так и путем устных переговоров с представителями администрации о возможности мирного решения спора до обращения в суд; невозможность решения спорного вопроса во внесудебном порядке обозначилась исключительно после получения от Администрации г. Томска повторного уведомления об отказе в предоставлении земельного участка (письмо от 12.04.2010 № 864з); кроме того, у заявителя отсутствовали денежные средства для оплаты услуг представителя.

Представитель Администрации города Томска заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в том числе, пояснил следующее:

- повторное рассмотрение комиссией заявления НПЗС было связано с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в особо охраняемой природной территории; Администрацией г. Томска не оспаривается легитимность принятия первоначального решения; вместе с тем, данное решение было фактически отменено комиссией при повторном рассмотрении заявления; орган местного самоуправления вправе отменить ранее принятое решение в виду обнаружения недостатков, нарушения законодательства при первичном его принятии; иное означало бы отсутствие возможности органа местного самоуправления исправить ранее допущенные недоработки;

- основанием для отказа в предоставлении земельного участка является факт нахождения его в особо охраняемой территории местного значения - «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пл. Аникино»; на данной территории запрещено использование земельных участков, которое приводит к изменению их целевого назначения согласно ст. 95 ЗК РФ;

- заявителем пропущен срок на обжалование, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ; указанные заявителем причины пропуска срока не являются уважительными; досудебный порядок урегулирования спора по данной категории дел законом не предусмотрен;

- с учетом количества судебных заседаний, характера спора разумным пределом судебных расходов на оплату услуг представителя является 5 000 руб.

Представитель ДАиГ поддержал позицию Администрации города Томска, в отношении требований НПЗС возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, письменных пояснениях, в том числе, пояснил следующее:

- действующие муниципальные правовые акты не оговаривают случая, когда ранее принятое решение комиссии является неправомерным; правовые акты, регулирующие порядок размещения временных объектов в г. Томске, не содержат запрета на повторное рассмотрение уполномоченным органом одного и того же вопроса и изменения своего решения; наличие ранее принятого уполномоченным органом положительного решения по тому или иному вопросу не делает автоматически незаконным принятого позже данным органом отрицательного решения;

- закон не связывает существование особо охраняемой природной территории и обязательность соблюдения ее правового режима с наличием в государственном кадастре недвижимости сведений о её границах; особо охраняемая природная территория считается созданной с момента принятия решения уполномоченным органом, в данном случае – решения Думы г. Томска от 29.05.2007 № 502 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Томске», согласно которому Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пос. Аникино площадью 527,70 га является зоной особо охраняемых территорий;

- испрашиваемый заявителем земельный участок находится в пределах указанной особо охраняемой природной территории местного значения, что подтверждается топографическим планом земельного участка с показом территории участка, попадающий в границы особо охраняемой природной территории, и штампом ДАиГ; незавершение процедуры по формированию границ земельных участков и закреплению их на местности не свидетельствует о том, что на данных земельных участках возможно осуществлять деятельность, не соответствующую их целевому назначению, и не принимать во внимание особый правовой режим соответствующих территориальных зон;

- целевое использование особо охраняемой природной территории предполагает использование земельных участков в ее границах в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными градостроительными регламентами; спорный земельный участок относится к рекреационной зоне (территориальная зона Р-2), где размещение пунктов проката спортивного инвентаря предусмотрено только в качестве условно разрешенного вида использования; постановка земельного участка на кадастровый учет с разрешенным использованием «для размещения пункта проката спортивного инвентаря» приведет к изменению целевого использования особо охраняемой природной территории, предусмотренного градостроительным регламентом, что ст. 95 ЗК РФ не допускается;

- причина пропуска заявителем срока обращения в арбитражный суд не является уважительной, т.к. обращение в прокуратуру не мешало заявителю обратиться в арбитражный суд своевременно; НПЗС имеет представителя, осведомленного об установленных сроках для обжалования; отсутствие денежных средств для оплаты услуг представителя не доказано.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

НПЗС зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Томску 29.07.2003 за основным государственным регистрационным номером 1037000139274.

08.09.2009 НПЗС обратилось в комиссию по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов при Администрации города Томска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в районе входа на стадион «Буревестник» площадью 45 кв.м для размещения временного (некапитального) объекта - павильона по прокату спортивного инвентаря площадью 15 кв.м (т. 1, л.д. 20). Позднее данному земельному участку был присвоен адрес: <...> (т. 1, л.д. 16).

Согласно выписке из протокола заседания постоянно действующей комиссии по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов № 38 от 30.10.2009 НПЗС было согласовано размещение временного объекта (т. 1, л.д. 18).

В сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» № 45.2 от 12.11.2009 г. в соответствии с установленной процедурой была опубликована информация о приеме заявлений о предоставлении земельного участка по адресу: район входа в стадион «Буревестник» для размещения временного (некапитального) объекта (павильон «Прокат спортивного инвентаря»); срок приёма заявлений - 14 дней со дня выхода объявления (т. 1, л.д. 19).

В связи с отсутствием заинтересованных в предоставлении участка лиц в соответствии с п. 3.3.2 Положения «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «город Томск» (приложение № 1 к постановлению Мэра г. Томска от 04.09.2007 № 536) документы были переданы на подготовку и согласование проекта постановления в комитет землеустройства и оформления прав на землю Департамента строительства и архитектуры администрации г.Томска.

Письмом от 27.11.2009 № 01-01-19/11299 ДАиГ сообщил заявителю, что для дальнейшей работы по образованию земельного участка, местоположение которого: г. Томск, район входа стадион «Буревестник», необходимо предоставить копию адресной справки на испрашиваемый земельный участок, копию публикации сообщения, а также соответствующую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, выполненную в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду документа (т. 1, л.д. 21).

Указанные документы были представлены заявителем в ДАиГ.

Однако 21.12.2009 комиссией по вопросам предоставления земельных участков принято решение (протокол № 51 от 29.12.2009) о несогласовании выделения НПЗС того же земельного участка с той же целью, т.к. земельный участок расположен в особо охраняемой природной территории (т. 1, л.д. 87-89).

О принятом решении НПЗС было сообщено письмом от 21.01.2010 № 123-з с указанием на то, что изменение целевого назначения земельного участка не допускается согласно ст. 95 ЗК РФ (т. 1, л.д. 22).

Полагая, что указанные действия нарушают положения земельного законодательства НПЗС обратилось в Прокуратуру Советского района г. Томска, которая письмом от 03.03.2010 № 68ж10 сообщила заявителю об отсутствии достаточных оснований для принятия мер прокурорского реагирования, в связи с тем, что земельный участок по ул. 79 Гвардейской дивизии расположен в границах территориальной зоны лесопарков и городских лесов, лугопарков и зон отдыха, где использование земельных участков допускается на основании разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (т. 1, л.д. 23).

Письмом от 12.04.2010 № 864з Администрация г. Томска сообщила НПЗС о повторном несогласовании комиссией по вопросам предоставления земельных участков предоставления земельного участка для размещения временного (некапитального) объекта – павильона по прокату спортивного инвентаря по адресу: г. Томск, район входа на стадион «Буревестник» со ссылкой на расположение участка в территориальной зоне Р-2, где размещение базы проката спортивно-рекреационного инвентаря относится к условно разрешенному виду использования; кроме того, указано, что прокат спортивного инвентаря постоянно производится в административном здании стадиона «Буревестник», размещение дополнительных услуг нецелесообразно; территория «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до п. Аникино», в зоне которой расположен стадион «Буревестник», относится к особо охраняемой природной территории местного значения, по которой производятся работы с формированием земельного участка с определением границ и кадастровым учетом (т. 1, л.д. 26).

Не согласившись с решением Администрации города Томска, выраженным в решении комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории г. Томска (протокол № 51 от 29.12.2009 № п/п 3946, рег. № 5474-3) о несогласовании предоставления земельного участка площадью 45 кв.м для размещения временного (некапитального) объекта площадью 15 кв.м - павильона по прокату спортивного инвентаря по адресу: <...> (ранее сложившийся адрес: г. Томск, район входа на стадион «Буревестник»), НПЗС обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением, а также с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Рассмотрев ходатайство НПЗС о восстановлении пропущенного срока, арбитражный суд считает, что оно подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании действий (бездействия) государственных органов незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. На основании ст. 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного статьей 198 АПК РФ срока, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.

Из материалов дела следует, что о нарушении своих прав и законных интересов заявителю стало известно в январе 2010 г. после получения письма Администрации г. Томска от 21.01.2010 № 123-з, заявление в арбитражный суд подано 09.06.2010 (согласно штампу на конверте – т.1, л.д. 28), т.е. с пропуском трехмесячного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ. При этом в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о принятии заявителем мер по урегулированию спора во внесудебном порядке – обращение с жалобой в Прокуратуру Советского района г. Томска, что само по себе не препятствовало обращению в арбитражный суд, однако, не свидетельствует о произвольном, необоснованном увеличении такого срока, в связи с чем расценивается арбитражным судом в качестве уважительной причины пропуска срока. Арбитражным судом также учитывается первоначальное обращение НПЗС с заявлением в Советский районный суд г. Томска, в принятии которого НПЗС было отказано определением от 26.04.2010 в связи с тем, что спорные отношения вытекают из предпринимательской деятельности, спор носит экономический характер (т. 1, л.д. 27).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 АПК РФ обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах. Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней», Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского суда по правам человека и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, в силу которого заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.

С учетом вышеизложенных обстоятельств арбитражный суд считает необходимым восстановить пропущенный заявителем срок подачи заявления о признании незаконным решения Администрации города Томска, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению по существу.

Исследовав и оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (ч. 1 ст. 34 ЗК РФ).

Порядок размещения на территории муниципального образования «Город Томск» временных (некапитальных) объектов регулируется Положением «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным постановлением Мэра г. Томска от 04.09.2007 № 536 (далее – Положение № 536). Администрация г. Томска, утвердив указанное Положение, обязана руководствоваться установленным порядком.

В соответствии с п. 3.1 Положения № 536 (в редакции, действовавшей до внесения изменений от 22.10.2009) физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка в аренду для размещения временного объекта, либо лица, заинтересованные в размещении временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или ином праве) физического или юридического лица, обращаются с заявлением в администрацию города Томска.

Согласно п. 3.2 Положения № 536 (в редакции, действовавшей до внесения изменений от 22.10.2009) после регистрации в канцелярии администрации города Томска заявление направляется для рассмотрения в Комиссию. В силу п. 1.2 Положения № 536 (в редакции, действовавшей до внесения изменений от 22.10.2009) под Комиссией понимается комиссия по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов, которая создается Мэром города Томска и осуществляет в соответствии с установленным регламентом работы рассмотрение вопросов размещения и переоборудования временных объектов на территории муниципального образования «Город Томск».

В силу п. 3.3 Положения № 536 (в редакции, действовавшей до внесения изменений от 22.10.2009) комиссия рассматривает заявление в соответствии с утвержденным регламентом ее деятельности и принимает на основании акта предварительного обследования земельного участка одно из следующих решений: о возможности предоставления земельного участка в аренду для размещения временного объекта; об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для размещения временного объекта; о согласовании размещения временного объекта; - об отказе в размещении временного объекта; о возможности переоборудования либо об отказе в переоборудовании временного объекта.

В случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка в аренду для размещения временного объекта Комиссия одновременно принимает решение о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении данного земельного участка в аренду для размещения временного объекта либо решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка. Комиссия обязана рассмотреть заявление в течение 14 дней с момента его поступления.

Из положений п. 3.3.1 Положения № 536 следует, что в случае принятия Комиссией решения о согласовании размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или ином праве) физического или юридического лица:

- решение Комиссии с необходимыми материалами в 5-дневный срок направляется в департамент строительства и архитектуры администрации города Томска;

- департамент строительства и архитектуры администрации города Томска в срок не свыше 10 дней с момента передачи Комиссией материалов готовит проект муниципального правового акта администрации города Томска о размещении временного объекта;

- проект муниципального правового акта администрации города Томска подлежит согласованию с администрацией соответствующего района города Томска, комитетом по торговле, товарам и услугам департамента недвижимости администрации города Томска, правовым комитетом администрации города Томска, главным художником города Томска, а также с заместителем Мэра города Томска, курирующим вопросы строительства.

К проекту муниципального правового акта администрации города Томска о размещении временного объекта должны быть приложены следующие документы:

- заявление заинтересованного лица с приложенными документами;

- акт предварительного обследования земельного участка;

- выписка из протокола заседания Комиссии;

- кадастровый паспорт (план) земельного участка;

- разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка при необходимости его получения.

Пунктом 3.3.2 Положения № 536 (в редакции, действовавшей до внесения изменений от 22.10.2009) установлено, что сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду для размещения временного объекта должно быть опубликовано не позднее 7 дней с момента принятия Комиссией соответствующего решения.

В случае если по истечении 14 дней со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду заявления о предоставлении земельного участка в департамент недвижимости администрации города Томска не поступили, департамент недвижимости администрации города Томска направляет необходимые материалы в департамент строительства и архитектуры администрации города Томска для подготовки соответствующего проекта муниципального правового акта администрации города Томска.

За исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 пункта 2.7 настоящего Порядка, департамент строительства и архитектуры администрации города Томска в срок не свыше 10 дней с момента передачи ему материалов готовит проект муниципального правового акта администрации города Томска о предоставлении земельного участка в аренду для размещения временного объекта. В случаях, предусмотренных абзацем 2 пункта 2.7 настоящего Порядка, издается приказ начальника департамента строительства и архитектуры администрации города Томска о заключении договора аренды земельного участка.

Постановлением Администрации г. Томска от 22.10.2009 № 1017, вступившим в силу с 01.11.2009 г., в приложение № 1 к постановлению Мэра г. Томска от 04.09.2007 № 536 «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск» были внесены изменения. В частности, комиссия по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов переименована в комиссию по вопросам предоставления земельных участков. При этом пунктом 9.1 постановления Администрации г. Томска от 22.10.2009 № 1017 «О размещении временных объектов» установлено, что решения, принятые комиссией по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов, созданной в соответствии с постановлением Мэра города Томска от 14.10.2008 № 771 «О мерах по упорядочению размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», по заявлениям о предоставлении земельных участков для размещения временных (некапитальных) объектов признаются действительными и имеют равную юридическую силу с решениями комиссии по вопросам предоставления земельных участков. При этом повторного рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для размещения временного (некапитального) объекта, по которому принято решение комиссии по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов, комиссией по вопросам предоставления земельных участков не требуется.

Как следует из материалов дела, решением комиссии по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов (протокол № 38 от 30.10.2009) НПЗС было согласовано размещение временного объекта – павильона для проката спортивного инвентаря на земельном участке в районе входа стадиона «Буревестник» площадью 45 кв.м.

Принятое комиссией решение с необходимыми материалами было направлено в Департамент строительства и архитектуры администрации города Томска для подготовки проекта муниципального правового акта администрации города Томска о размещении временного объекта.

Вместе с тем, в установленный Положением № 536 срок проект муниципального правового акта администрации города Томска о размещении временного объекта Департаментом строительства и архитектуры администрации города Томска не был подготовлен. Согласно материалам дела, заявление НПЗС вновь было передано на рассмотрение комиссии по вопросам предоставления земельных участков.

При этом ни ответчиком, ни третьим лицом не представлено какого-либо решения о передаче заявления на повторное рассмотрение в комиссию по вопросам предоставления земельных участков, а также правового обоснования возможности такой передачи при наличии уже принятого решения комиссии по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов с учетом содержания п. 9.1 постановления Администрации г. Томска от 22.10.2009 № 1017 «О размещении временных объектов».

Кроме того, абзацем 4 пункта 3.3.2 Положения № 356 (в редакции изменений от 27.11.2009 № 1184) Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Томска предоставлено право направить заявителю мотивированное сообщение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для размещения временного объекта, в случае если размещение временного объекта противоречит требованиям действующего законодательства, муниципальных правовых актов, в том числе возникшим после принятия Комиссией решения о возможности предоставления земельного участка в аренду для размещения временного объекта.

Таким образом, на момент принятия решения комиссией по вопросам предоставления земельных участков 29.12.2009, при наличии неотмененного решения ранее действовавшей комиссии по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов, уполномоченным органом на принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для размещения временного объекта при наличии для этого соответствующих оснований являлся ДАиГ.

Между тем, ДАиГ мотивированное сообщение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для размещения временного объекта в адрес НПЗС не направлял. Возможность повторного рассмотрения заявления комиссией по вопросам предоставления земельных участков при наличии неотмененного решения ранее действовавшей комиссии по вопросам размещения временных (некапитальных) объектов, и полномочий на отказ в предоставлении земельного участка в аренду для размещения временного объекта у ДАиГ, ответчиком и третьим лицом не доказана. Также не доказано, что в рассматриваемом случае размещение временного объекта противоречит требованиям действующего законодательства, муниципальных правовых актов, в том числе возникшим после принятия комиссией решения о возможности предоставления земельного участка в аренду для размещения временного объекта.

Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу <...>, расположен на территории особо охраняемой природной территории г. Томска – «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пос. Аникино», утвержденной решением Думы города Томска от 29.05.2007 № 502 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Томске», что следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с отметкой ДАиГ (т. 1, л.д. 83), плана земельного участка проектируемой территориальной зоны «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пос. Аникино» (т. 1, л.д. 121), пояснительной записки по делу на земельный участок, подготовленному ООО «Кадастр» по заданию НПЗС (т. 1, л.д. 48), и по существу не оспаривается заявителем.

Согласно п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Пунктом 4 ст. 94 ЗК РФ установлено, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» установлено, что особо охраняемые природные территории местного значения создаются в пределах муниципального образования, являются собственностью муниципального образования и находятся в ведении органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления устанавливают перечень категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в муниципальных образованиях Томской области, утверждают порядок их создания, охраны, содержания, использования и упразднения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.

В силу положений ст. 25 и п. 2.10 ст. 27 Устава города Томска (принятого решением Томской городской Думы от 22.03.2005 № 841), действовавшего в рассматриваемый период, Дума города Томска наделена полномочиями по установлению порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядка использования и охраны указанной категории земель.

Решением Думы города Томска от 29.05.2007 № 502 утвержден Список особо охраняемых природных территорий города Томска, которым установлен перечень особо охраняемых природных территорий в г. Томске, в который входит и «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пос. Аникино», определены их площадь, границы согласно землеустроительным делам. Таким образом, является обоснованным довод представителей ответчика и третьего лица о том, что особо охраняемая природная территория «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пос. Аникино» является созданной.

При этом не завершение процедуры по формированию границ особо охраняемой природной территории, не закрепление их на местности и отсутствие регистрации в государственном земельном кадастре не умаляет статус земель, входящих в территорию «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пос. Аникино», как земель особо охраняемых природных территорий (указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2009 № 1882/09).

Однако необоснованность доводов заявителя в указанной части не свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого решения Администрации города Томска.

Как следует из протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков № 51 от 29.12.2009 (т. 1, л.д. 87-89), выделение НПЗС земельного участка площадью 45 кв.м для размещения павильона по прокату спортивного инвентаря не согласовано, так как земельный участок расположен в особо охраняемой природной территории. При этом в графе «Наличие обременений» протокола № 51 от 29.12.2009 отмечено: «земельный участок в особо охраняемой природной территории, ст. 98 ЗК РФ».

Статья 98 ЗК РФ регулирует использование земель рекреационного назначения. Так, в соответствии с п.п. 1, 2, 5 ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

В письме от 21.01.2010 № 123-з Администрация г. Томска сообщила НПЗС о том, что предоставление земельного участка не согласовано, т.к. земельный участок расположен в особо охраняемой природной территории, где изменение целевого назначения земельного участка не допускается согласно ст. 95 ЗК РФ.

Статей 95 ЗК РФ регулируются особенности использования земель особо охраняемых природных территорий.

Согласно п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (п. 3 ст. 95 ЗК РФ).

Администрацией города Томска и ДАиГ не представлены в материалы дела нормативные акты органа местного самоуправления, устанавливающие целевое назначение особо охраняемой природной территории «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пос. Аникино».

В то же время из материалов к проекту территориального землеустройства по образованию территориальной зоны с особым правовым режимом особо охраняемой природной территории местного значения «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пос. Аникино», заключения государственной экологической экспертизы «Материалы комплексного экологического обследования территории берегового склона реки Томи между площадью Южной и поселком Аникино в границах города Томска в целях придания ей статуса особо охраняемой природной территории местного значения» следует, что территория берегового склона р. Томи активно используется жителями г. Томская в целях самодеятельной рекреации, это излюбленное место кратковременного отдыха на природе (т. 1, л.д. 127); на территории разрешается размещение объектов, имеющих спортивное и рекреационное назначение (т.1, л.д. 97). Предполагаемое заявителем расположение на спорном земельном участке временного (некапитального) объекта - павильона по прокату спортивного инвентаря - не входит в перечень запрещенных видов деятельности, установленных в п. 1.1 пояснительной записки к проекту территориального землеустройства по образованию территориальной зоны с особым правовым режимом особо охраняемой природной территории местного значения «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пос. Аникино» (т. 1, л.д. 96-97).

С учетом изложенного, предполагаемый НПЗС на территории особо охраняемой природной территории вид деятельности не противоречит ст. 98 ЗК РФ и вышеуказанным целям использования особо охраняемой природной территории «Береговой склон р. Томи в границах г. Томска от пл. Южной до пос. Аникино», и не приводит к изменению целевого назначения земельного участка.

Ссылки представителей Администрации г. Томска и ДАиГ на расположение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне лесопарков и городских лесов, лугопарков и зон отдыха (Р-2), не могут быть приняты во внимание, как не положенные в основу оспариваемого решения. Кроме того, данный факт, по мнению арбитражного суда, также не свидетельствует о законности оспариваемого решения в связи со следующим.

В соответствии с Перечнем территориальных зон, установленных решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», рекреационная зона Р-2 предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории зоны осуществляется в соответствии с режимом, установленным для лесов зелёной зоны города, на основе лесного законодательства; допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории.

К числу основных видов разрешенного использования зоны Р-2 отнесены: городские лесопарки; зоны отдыха; пляжи. Вспомогательными видами разрешенного использования зоны Р-2 являются: - детские площадки, площадки для отдыха; - площадки для выгула собак; - некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха; - места для пикников, костров.

К числу условно разрешенных видов использования зоны Р-2 отнесены, в том числе, базы проката спортивно-рекреационного инвентаря.

Таким образом, размещение базы проката спортивно-рекреационного инвентаря не запрещено в территориальной зоне Р-2, а относится к условно-разрешенному виду использования земельного участка, который допускается при наличии соответствующего разрешения. Порядок получения разрешения на условно-разрешенный вид деятельности регламентирован нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденными решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск».

Необходимость для заявителя в дальнейшем пройти процедуру получения разрешения на условно-разрешенный вид деятельности сама по себе не свидетельствует об изменении целевого назначения земельного участка и не может служить основанием для отрицательного решения на стадии рассмотрения заявления комиссией по вопросам предоставления земельных участков.

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Администрации города Томска, выраженное в решении комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории г. Томска (протокол № 51 от 29.12.2009 № п/п 3946, рег. № 5474-3) о несогласовании предоставления земельного участка площадью 45 кв.м для размещения временного (некапитального) объекта площадью 15 кв.м - павильона по прокату спортивного инвентаря по адресу: <...> (ранее сложившийся адрес: г. Томск, район входа на стадион «Буревестник»), не соответствует земельному законодательству, Порядку размещения на территории муниципального образования «Город Томск» временных (некапитальных) объектов регулируется Положением «О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденному постановлением Мэра г. Томска от 04.09.2007 № 536, лишает заявителя права на получение земельного участка в аренду для использования в предпринимательской деятельности, в связи с чем подлежит признанию незаконным.

Понесенные заявителем расходы на уплату государственной пошлины за подачу заявления в размере 2 000 руб., на основании ст. 110 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в п. 5 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», взыскиваются с Администрации города Томска, как со стороны по делу.

Частью 1 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В силу ч. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Заявителем предъявлено ко взысканию 15 000 руб. по договору от 09.06.2010, заключенному между НПЗС и ФИО1 Факт оказания услуг и несения заявителем расходов на оплату услуг представителя подтверждается материалами дела и ответчиком по существу не оспаривается. Не представлено ответчиком и доказательств чрезмерности взыскиваемых с него расходов.

По настоящему делу проведено 5 судебных заседаний, которые неоднократно откладывались по ходатайствам представителя заявителя о необходимости уточнения заявленных требований, в ходе судебного разбирательства НПЗС неоднократно уточнял заявленные требования и только на предпоследнем заседании окончательно определился с предметом заявленных требований, что создавало затруднения для суда в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по настоящему делу, а также для лиц, участвующих в деле, поскольку не позволяло своевременно и обоснованно подготовить отзыв на заявленные требования.

С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что НПЗС допустило злоупотребление своими процессуальными правами и не выполнение своих процессуальных обязанностей, что привело к срыву судебных заседаний и затягиванию судебного процесса, и на основании положений ч. 2 ст. 111 АПК РФ считает возможным взыскать с Администрации города Томска в пользу заявителя в возмещение расходов на оплату услуг представителя 5 000 руб., с отнесением остальной части расходов на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 111, 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Решение Администрации города Томска, выраженное в решении комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории г. Томска (протокол № 51 от 29.12.2009 № п/п 3946, рег. № 5474-3) о несогласовании предоставления земельного участка площадью 45 кв.м для размещения временного (некапитального) объекта площадью 15 кв.м - павильона по прокату спортивного инвентаря по адресу: <...> (ранее сложившийся адрес: г. Томск, район входа на стадион «Буревестник»), проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, признать незаконным.

Обязать Администрацию г. Томска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов некоммерческого партнерства «Здоровье и спорт».

Взыскать с Администрации г. Томска в пользу некоммерческого партнерства «Здоровье и спорт» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей и на оплату услуг представителя в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья И.Н. Сенникова