АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело №А67-4459/2010
“18” января 2011 года
Полный текст решения изготовлен 18.01.2011.
Резолютивная часть решения объявлена 27.12.2010.
Арбитражный суд Томской области
в составе:
судьи Л.А.Мухамеджановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Чиндиной
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - заявитель)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра по Томской области, Росреестр, ответчики)
об оспаривании действий
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -Администрация Томской области, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, Федеральное государственное предприятие «Федеральный государственный центр «Земля»;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО2 (доверенность от 28.05.2008 №70 АА 527692);
от Управления Росреестра по Томской области - ФИО3 (доверенность от 08.07.2010 №98); ФИО4 (доверенность от 01.10.2010 №134);
от Росреестра - ФИО3 (доверенность от 15.07.2010 №3286);
от Администрации Томской области - ФИО5 (доверенность от 28.09.2010 №60);
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действия
- Управления Росреестра по Томской области по организации проведения государственной кадастровой оценки земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на землях населенных пунктов для эксплуатации объекта, расположенного на земельном участке, площадью 16445,54 кв.м, выразившиеся в ненадлежащем выполнении следующих процедур:
контроля за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на землях населенных пунктов для эксплуатации объекта, расположенного на земельном участке, площадью 16445,54 кв.;
проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на землях населенных пунктов для эксплуатации объекта, расположенного на земельном участке, площадью 16445,54 кв.м;
- Росреестра по организации проведения государственной кадастровой оценки земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на землях населенных пунктов для эксплуатации объекта, расположенного на земельном участке, площадью 16445,54 кв.м., выразившиеся в ненадлежащем выполнении следующих процедур:
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на землях населенных пунктов для эксплуатации объекта, расположенного на земельном участке площадью 16445,54 кв.м.
При этом в заявление индивидуальный предприниматель ФИО1 указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на землях населенных пунктов для эксплуатации объекта, расположенного на земельном участке, площадью 16 445,54 кв.м.
Право собственности возникло на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 23.03.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24 февраля 2010года за №70 АБ №440258, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Томской области.
Характеристика данного земельного участка указана в кадастровом плане земельного участка от 22 октября 2008года, выданном Управлением Роснедвижимости по Томской области, в котором кадастровая стоимость составляет 50461659,39 рублей.
15 апреля 2010 года индивидуальным предпринимателем ФИО1 была получена кадастровая выписка на указанный земельный участок за №7021/202/10-3543, из содержания которой следует, что кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка выросла по сравнению с прошлым годом в 3,9 раза и составила 197332994,65 рублей.
Как следует из кадастровой выписки, указанная выше кадастровая стоимость рассчитана исходя из размера удельного показателя кадастровой стоимости равного 11999,18 руб. за 1 кв.м.
В свою очередь, указанный удельный показатель внесен в кадастровую выписку на основании постановления администрации Томской области №262а от 24.12.2008 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», в силу Приложения №3 к которому среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель 5-й группы разрешенного использования составляет 10640,78 рублей за 1 кв.м.
Согласно пункту 1.2.7 «Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 №39, к 5-й группе земель относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В Приложении №2 к указанному постановлению под порядковым номером 4818 также указана кадастровая стоимость принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1 земельного участка в размере 197332994,65 рублей, что свидетельствует о том, что земельный участок вошел в перечень объектов оценки.
Между тем, заявитель полагает, что при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков 5-й группы разрешенного использования были грубо нарушены требования действующего законодательства и Конституции Российской Федерации, поскольку указанный выше удельный показатель сформирован на основе недостоверных данных о статистическом анализе рыночных цен на земельные участки данной категории, что влечет призвание действий Роснедвижимости по организации процесса проведения такой оценки незаконными.
Заявитель полагает, что в данном случае кадастровая стоимость была рассчитана в отрыве от рыночной стоимости земельного участка, следовательно, имеет место нарушение одного из основополагающих требований, с учетом которого возможен алгоритм расчета кадастровой стоимости земельных участков, - это объективность учета существенных ценообразующих факторов и достоверность рыночной информации о земельных участках.
Законные права и интересы заявителя напрямую затрагиваются оспариваемыми действиями ответчика, поскольку в настоящее время они фактически препятствуют уплате заявителем земельного налога исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Кроме того, не обосновано отнесение земельного участка индивидуального предпринимателя ФИО1 к 5-й разрешенного использования, тогда как на нем нет ни объектов торговли, ни общественного питания, ни бытового обслуживания.
Определением арбитражного суда от 12.10.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Томской области, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, Федеральное государственное предприятие «Федеральный государственный центр «Земля».
В дополнениях от 29.11.2010 заявитель указал:
Используемая в отчете рыночная информация о земельных участках 5 вида разрешенного использования (далее – ВРИ) г.Томска не достоверна и не достаточна. В качестве источников информации исполнителем использовались только 3 газеты и Интернет-сайты.
Большая часть информации не подтверждена ее источниками. Сами источники как таковые в большинстве случаев не существуют в природе. Данная информация не проанализирована на полноту, достоверность и правильность. Расчеты по определению рыночной стоимости 1 кв.м. земельных участков выполнены по инструкции, не имеющей статуса документа. Коэффициенты, применяемые в расчетах, не обоснованы и не подтверждены расчетами и аналитическими исследованиями. Процесс сбора рыночной информации не соответствует требованиям, изложенным в пункте 3.2.5. Технических рекомендаций.
При составлении данного раздела отчета исполнителем были нарушены принципы существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достоверности (Федеральный стандарт оценки № 3 «Требования к отчету» раздел II пункт 4).
Некачественный сбор рыночной информации по рыночной стоимости 1 кв.м. земельных участков, являющейся основой при расчете кадастровой стоимости, допускает неоднозначное толкование и влияет на неверное определение кадастровой стоимости.
Учитывая вышеуказанное, можно сделать вывод о том, что при расчете кадастровой стоимости земельных участков 5 ВРИ исполнителем работ были допущены нарушения Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее – ГКОЗНП), утв. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г. №39, Технических рекомендаций по ГКОЗНП, утв. Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007г. №11/015, «Методических рекомендаций по оценке рыночной стоимости земельных участков», утв. Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002г. №568-Р, а так же требований ФЗ «Об оценочной деятельности» №135-ФЗ от 29.07.1998г., «Стандартов оценки, обязательных к применению всеми субъектами оценочной деятельности», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2001г. №519, Федеральных стандартов оценки - ФСО №1, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007г. №256; Федеральных стандартов оценки - ФСО №3, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007г. №254. На дату заключения контракта на ГКОЗНП Федеральные стандарты были введены в действие и обязательны к применению субъектами оценочной деятельности.
Несоответствия проведенной Государственной кадастровой оценки земли указанным нормативным актам повлияли на результат кадастровой стоимости земельных участков седьмого вида разрешенного использования в сторону увеличения на величину, равную разнице между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка.
Заявитель полагает, что при разрешении настоящего спора ответчику необходимо было доказать, использование каких статистических данных о рыночных ценах на объекты недвижимости привело к расчету кадастровой стоимости земельного участка, в т.ч. удельного показателя кадастровой стоимости, в размере, утвержденном постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 №262а.
Утверждая об отсутствии в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, ответчик не обозначил фактические обстоятельства, на основании которых кадастровая стоимость земельного участка заявителя была определена в данном случае в размере, много превышающем его рыночную стоимость, не представлено в ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что те или иные критерии, относящиеся к данному земельному участку, позволили определить кадастровую стоимость данного участка с превышением в несколько раз по отношению к рыночной стоимости, не представлено достаточных сведений и об используемых исполнителем работ исходных данных, которые бы позволили оценить их достоверность и объективность, сделать вывод о наличии оснований для расчета, как удельного показателя кадастровой стоимости земли, так и государственной кадастровой стоимости земельного участка заявителя.
Поскольку таких доказательств представлено не было, заявитель считает установленным факт того, что в данном случае кадастровая стоимость была рассчитана в отрыве от рыночной стоимости земельного участка, следовательно, имеет место нарушение одного из основополагающих требований, с учетом которого возможен алгоритм расчета кадастровой стоимости земельных участков, - это объективность учета существенных ценообразующих факторов и достоверность рыночной информации о земельных участках.
Соответственно, ответчиком не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, проведенной с соблюдением требований пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель № 316.
Указанные нарушения привели к нарушению прав и законных интересов заявителя, связанных с исполнением обязанностей налогоплательщика, и уплачивать в бюджет только законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции РФ).
В заявлении от 02.12.2010 заявитель просил читать просительную часть заявления в следующей редакции:
1. Признать незаконными действия Управления Росреестра по Томской области по организации проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в Томской области, выразившиеся в ненадлежащем выполнении следующих процедур:
- формирования перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в Томской области в части включения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на землях населенных пунктов для эксплуатации объекта, расположенного на земельном участке площадью 16445,54 кв.м. в пятую группу разрешенного использования;
- контроля за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томской области в части включения земельного участка заявителя в пятую группу разрешенного использования;
- проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томской области в части земельного участка заявителя;
2. Признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по организации проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в томской области, выразившиеся в ненадлежащем выполнении следующих процедур: проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томской области в части земельного участка заявителя.
Управление Росреестра по Томской области в письменном отзыве и дополнениях к нему возражало против требований заявителя по следующим основаниям:
Согласно пункту 1.2 Приказа №39 от 15.02.2007 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее - Методические указания от 15.02.2007), пункту 1.2 Приказа Роснедвижимости №П/0152 от 29.06.2007 «Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее - Технические рекомендации) кадастровая стоимость земельных участков определяется в разрезе следующих видов разрешенного использования:
1.2.1.Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
1.2.2. Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
1.2.3. Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
1.2.4. Земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.
1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
1.2.6. Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц.
1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
1.2.8. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
1.2.10. Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
1.2.11. Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.
1.2.12. Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте.
1.2.13. Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
1.2.14. Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.
1.2.15. Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
1.2.16. Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.
В соответствии с пунктом 2.2 Технических рекомендаций формирование перечня земельных участков включает в себя определение номера вида разрешенного использования земельных участков, которое производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования.
Типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков закреплен в Приложении №2 к Техническим рекомендациям. В составе вида разрешенного использования содержатся земельные участки рынков.
Земельный участок по адресу: <...> с кадастровым номером: 70:21:0100027:0314, принадлежащий индивидуальному предпринимателю ФИО1 на праве собственности, имел вид разрешенного использования на дату проведения оценки - для предварительного согласования места размещения авторынка.
Согласно пункту 3.2.1 Технических рекомендаций в целях сбора сведений о значениях факторов стоимости земельных участков проводится анализ источников информации на предмет содержания в них сведений о значениях факторов стоимости и об объектах, описывающих территорию в разрезе факторов стоимости.
Согласно пункту 3.2.2 Технических рекомендаций сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из следующих источников информации, содержащих достоверную информацию:
- государственный земельный кадастр;
- государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
При формировании Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов Управлением Роснедвижимости по Томской области использовались данные, содержащиеся в государственном земельном кадастре - на основании кадастровых планов территорий. В кадастровом плане территорий разрешенное использование земельного участка по адресу: <...> было указано следующим образом: для предварительного согласования места размещения авторынка.
Как указывалось выше, вид разрешенного использования, содержащийся в кадастровом паспорте земельного участка по адресу: <...> с кадастровым номером: 70:21:0100027:0314 на дату проведения оценки - также для предварительного согласования места размещения авторынка.
Таким образом, Управление Росреестра по Томской области полагает, что действия Управления Роснедвижимости по Томской области по отнесению земельного участка по адресу: <...> к 5–й группе видов разрешенного использования осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Последовательность и сроки проведения административных процедур проведения при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 №215 (далее - Административный регламент).
В пункте 9.6 Административного регламента указано, что в случае соответствия состава отчета условиям технического задания, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки.
В этот же срок Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации направляет исполнителю работ извещение о соответствии состава отчета условиям технического задания и его представлении в Роснедвижимость на проверку (Приложение №3 к Регламенту). В случае если проверяемый отчет составлен по результатам работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, такое же извещение в тот же срок направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Приложение 4 к настоящему Регламенту).
Согласно пункту 9.8. Административного регламента в срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки (Приложение №7 к Регламенту).
Таким образом, из указанных норм однозначно следует, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета только на соответствие его состава условиям технического задания, а Роснедвижимость производит проверку отчета только на соответствие Методическим указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 №39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».
Факт предварительной проверки Управлением Роснедвижимости по Томской области отчета на соответствие его состава условиям технического задания, являющегося приложением №1 к государственному контракту №17 от 20.08.2007 г., подтверждает протокол предварительной проверки отчета от 04.08.2008. Полномочия подписавшего протокол ФИО6 подтверждаются Письмом Управления Роснедвижимости по Томской области от 30.10.2006 №01-16/908.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям.
Отчет о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов направлен Управлением Роснедвижимости по Томской области в Роснедвижимость 04.08.2007 (Письмо Управления Роснедвижимости по Томской области №01-29/1011 от 04.08.2007).
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ №39 от 15.02.2007 (далее - Методические указания), расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Определение состава факторов стоимости земельных участков отражено в пункте 3.2.1 отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель муниципальных образований «Город Томск», «Томский район», «Колпашевское городское поселение» Томской области (далее - отчет об определении кадастровой стоимости). Источники информации о значениях факторов стоимости приведены в Таблице №2 Приложения №7. Перечень объектов оценки со значениями факторов стоимости приведен в Таблице №3 Приложения №7.
Сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков описан в пункте 3.2.2 отчета об определении кадастровой стоимости. В Приложении №7 к отчету об определении кадастровой стоимости (в электронном виде) имеются таблица №7 «Исходная рыночная информация» и таблица 6 «Источники рыночной информации», в которых отражены сведения об использованных для сбора сведений о значениях факторов стоимости земельных участков источниках.
Проведение группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов отражено в пункте 3.2.4 отчета об определении кадастровой стоимости.
Процесс сбора рыночной информации описан в пункте 3.2.5 Отчета об определении кадастровой стоимости. При сборе информации уточнялись все данные об объектах недвижимости. При анализе информации осуществлялась проверка правильности, достоверности и полноты собранной рыночной информации. Результаты сбора рыночной информации и расчета стоимости земельного участка внесены в таблицу №7 Приложения №7.
В пункте 2.2.5 Методических рекомендаций указано, что информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов. Построение статистически значимой модели расчета кадастровой стоимости земельных участков осуществляется с помощью средств программного обеспечения и наличие такой модели в Отчете об определении кадастровой стоимости является подтверждением достаточности собранной рыночной информации.
Построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков и расчет кадастровой стоимости земельных участков отражены в пунктах 3.2.6 и 3.3 отчета об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, все процедуры расчета кадастровой стоимости земельных участков, предусмотренные Методическими указаниями, Управлением Роснедвижимости по Томской области были проведены, поэтому Роснедвижимость Письмом №ВК/3977 от 10.09.2008 сообщила об отсутствии замечаний к отчету об определении кадастровой стоимости.
Кроме того, законность действий Управления Росреестра по Томской области, Росреестра, в том числе процедура проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков уже проверялась судами и ими дана соответствующая оценка (Определение ВС РФ от 01.09.2010 г. по делу №88-Г10-15, Решение Арбитражного суда Томской области, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-3391/2010).
Росреестр также возражал против требований заявителя, исходя из следующего:
В соответствии с пунктами 9.4., 9.6., 9.8., 9.9. Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью.
Отчет о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов направлен Управлением Роснедвижимости по Томской области в Роснедвижимость 04.08.2007 (Письмо Управления Роснедвижимости по Томской области № 01-29/1011 от 04.08.2007).
Как следует из письма заместителя руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости №ВС/2055 от 20 декабря 2007года, Роснедвижимость рассмотрела отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории земель муниципальных образований «Город Томск», «Томский район», «Колпашевское городское поселение», «Кривошеинский район», «ЗАТО Северск» Томской области, представленный письмом Управления Роснедвижимости по Томской области от 06.12.2007г. № 01-16/1495.
Согласно акту проверки отчета, приложенному к указанному письму, проверка отчета проводилась с 07 декабря 2007года по 20 декабря 2007 года. По результатам проверки отчета принято решение о соответствии порядка выполнения работ Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007г. №39, однако имеются незначительные замечания. Замечания приложены к акту проверки.
Из протокола предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель (муниципальных образований «Город Томск», «Томский район», «Колпашевское городское поселение» Томской области от 14.08.2008г. Управления Роснедвижимости по Томской области следует, что указанный отчет соответствует условиям технического задания.
Данный протокол вместе с результатами оценки ГКОЗ НП, проводимой в 2007году был направлен в Роснедвижимость 04 августа 2008 года, что подтверждается копией сопроводительного письма Руководителя Управления №01-29/1011 от 04.08.2008г.
Роснедвижимостью отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Томского района, Кривошеинского района, города Томска, ЗАТО Северск, Колпашевского городского поселения Томской области был рассмотрен, замечаний к отчету не имелось, что подтверждается копией письма заместителя руководителя Роснедвижимости от 10 сентября 2008года №ВК/3977.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.
В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию.
При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников:
- государственный земельный кадастр;
- государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства;
- фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках
Сбор сведений о значениях факторов стоимости может осуществляться для каждого земельного участка и (или) для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов, если значения данного фактора стоимости для совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов схожи.
Указанные требования Методических указаний исполнителем работ по проведению кадастровой оценки земельных участков, были соблюдены в полном объеме (пункты 3.2.1, 3.2.2 отчета).
В качестве исходной информации для проведения работ использовались: перечень объектов оценки, классификатор адресов России, предоставленный Роснедвижимостью; специальное программное обеспечение «Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов»; перечень городских населенных пунктов, утвержденный протоколом заседания комиссии по организации работ, связанных с проведением ГКОЗ НП на территории Томской области от 16.10.2007; дежурные кадастровые карты населенных пунктов по состоянию на 1 января 2007 года; информация о факторах стоимости земельных участков населенных пунктов, по состоянию на 1 января 2007 года, предоставленная Заказчиком и органами местного самоуправления Томской области; информация о характеристиках земельных участков и улучшений, расположенных на земельных участках, предоставленная правообладателями земельных участков; информация о рынке недвижимости на территории муниципальных образований Томской области из СМИ; информация о рынке недвижимости на территории муниципальных образований, предоставленная агентствами недвижимости, риэлтерскими фирмами и т.п.
Отчет также содержит описание определения состава факторов стоимости для земельных участков видов разрешенного использования, указанных в пунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний для городских населенных пунктов.
Исполнителем при определении состава факторов стоимости учитывались разные группы факторов, которые определялись на основании таблицы №2 Приложения №7 Технических рекомендаций «Примерный перечень факторов стоимости земельных участков», анализа обзоров рынка недвижимости земель муниципальных образований «Город Томск», «Томский район», «Колпашевское городское поселение» Томской области, а также решений, принятых на заседаниях Комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области. Факторы, не оказывающие существенного влияния на стоимость объектов оценки, были исключены.
Перечень факторов стоимости земельных участков из состава земель городских и сельских населенных пунктов был утвержден на заседании комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области 16 октября 2007года.
Перечень факторов стоимости для земельных участков 5 вида разрешенного использования состоит из 25 факторов (Протокол комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области представлен в Приложение №1 к отчету).
В отчете также приведен перечень источников информации о значениях факторов стоимости (Приложение №7, таблица №2).
Каждый земельный участок - объект оценки и объекты-аналоги были описаны в разрезе факторов стоимости. Для описания земельных участков городских населенных пунктов создавались электронные карты, слои которых содержали информацию о значениях факторов стоимости в разрезе каждого городского населенного пункта, то есть значения факторов стоимости рассчитывались с электронных слоев, и каждый объект оценки и объект-аналог городского населенного пункта получил свои индивидуальные характеристики, в результате чего каждый земельный участок, в том числе, принадлежащий заявителю, имеет индивидуальную кадастровую стоимость.
В соответствии с пунктами 2 - 2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.
В качестве рыночной информации используются:
- цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека);
- цены предложения (купля-продажа, аренда),
- цены спроса (купля-продажа, аренда);
- информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке.
- коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости;
- иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости
В качестве источников информации могут быть определены:
- официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления;
- средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости;
- отчеты об оценке рыночной стоимости.
Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В случае недостаточности рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и (или) перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и (или) оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и (или) уточнение состава факторов стоимости.
В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Как следует из отчета, сбор рыночной информации (пункт 3.2.5 отчета) исполнителем работ проводился этапами, включающими в себя: определение и выбор источников рыночной информации и проверка их достоверности; сбор рыночной информации о рыночных ценах и (или) величине рыночной арендной платы за объекты недвижимости; статистический анализ рыночных данных.
Основной объем информации о рынке недвижимости получен исполнителем из средств массовой информации и на сайтах сети «Интернет».
При проведении сбора рыночной информации учитывался ряд параметров, которым должна удовлетворять имеющаяся информация (один из основных критериев - объект-аналог должен быть отнесен к тому же виду разрешенного использования).
В целях удаления «выбросов» проводился статистический анализ годной рыночной информации. На основании статистического анализа рыночной информации была определена и устранена информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, для обеспечения непротиворечивости и интерпретируемости рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области. Результаты статистического анализа приведены в отчете.
Статистически значимые модели расчета кадастровой стоимости земельных участков построены для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области в рамках видов разрешенного использования. В приложении №7 к отчету для каждого вида разрешенного использования представлены таблицы, описывающие построение модели для расчета кадастровой стоимости земельных участков.
Тот факт, что в ходе проведения государственной кадастровой оценки была собрана рыночная информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, на основании которой построена статистически значимая модель расчета кадастровой стоимости земельных участков, находит подтверждение в отчете ФГУП «ФКЦ «Земля» (пункт 3.2.5 отчета, таблицы №№ 07,07А, 07Б Приложения №7 к отчету).
Пунктом 2.2.6 Методических указаний установлено, что для каждой группы земельных участков в составе земель населенных пунктов в рамках видов разрешенного использования осуществляется построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости путем определения значений коэффициентов (параметров) модели.
Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) о рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Построенная статистическая модель расчета кадастровой стоимости должна удовлетворять допустимым уровням критериев, определяющих статистическую значимость моделей данного вида.
Анализ качества построенных моделей проводится на обучающей и контрольной выборках.
Под обучающей выборкой понимается рыночная информация, на основе которой строятся модели расчета. Под контрольной выборкой понимается рыночная информация, на основе которой проверяется качество построенных моделей расчета, не включающая информацию обучающей выборки.
Количество земельных участков в составе земель населенных пунктов в контрольной выборке и значения факторов их стоимости должны быть достаточными для формирования обоснованного суждения о качестве построенной статистической модели для всей генеральной совокупности земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Анализ качества статистической модели проводится с использованием статистических показателей, характеризующих качество статистических моделей данного вида.
Модель считается пригодной для последующего расчета кадастровой стоимости земельных участков, если параметры качества модели находятся в допустимых пределах и близки по значению на обучающей и контрольной выборках.
Из всех полученных моделей для каждой группы выбирается статистически значимая модель, обладающая наилучшим качеством. Построенная модель расчета должна отвечать требованиям предметной интерпретации (объяснимости), а также удовлетворять допустимым уровням показателей качества статистических моделей данного вида.
В случае невозможности построения статистически значимой модели, обладающей приемлемыми параметрами качества, необходимо осуществить сбор дополнительной рыночной информации, и (или) провести дополнительную оценку рыночной стоимости земельных участков, и (или) провести перегруппировку земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Из отчета следует, что исполнителем при использовании полученной им рыночной информации, была построена статистически значимая модель с соблюдением указанных выше правил ее построения (пункт 3.2.6 отчета, таблицы №19-27 Приложения № 7 к отчету).
Поскольку исполнителем была построена статистически значимая модель и на ее основе произведен расчет кадастровой стоимости земельных участков, нарушений в действиях исполнителя органами Роснедвижимости не установлено, то отсутствуют основания для сомнений в результатах этого расчета.
Администрация Томской области полагает, что в части выполнения процедуры проверки результатов работ по кадастровой оценке Управление Роснедвижимости по Томской области действовало в соответствии с требованиями Административного регламента, указанные действия были осуществлены Управлением Роснедвижимости по Томской области надлежащим образом.
Проверку отчета на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, производит Роснедвижимость.
Вместе с тем, то обстоятельство, что кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее на момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов законодательство не содержало каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка. Нормы статьи 66 ЗК РФ, на которые ссылается заявитель в обоснование своей позиции, также не содержали в указанный период времени таких положений.
Администрация Томской области считает, что государственная кадастровая оценка была проведена в соответствии с требованиями действующего на момент проведения законодательства, что отражено в отчете и подтверждено актом проверки Роснедвижимости.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Томской области 30.04.2010.
Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель муниципального образования «Город Томск» проводилась в период 2007-2008 годов, результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 №262а, которое опубликовано в «Собрании законодательства Томской области», 31.12.2008, №12(41).
Согласно пункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Указанный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 №52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», согласно которому:
- территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика;
- сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, источником информации о кадастровой стоимости земли являются официальный источник средств массовой информации, данные выписок государственного земельного кадастра и иное.
Администрация Томской области полагает, что дата официального опубликования постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 №262а (31.12.2008) является датой доведения до сведения неограниченного круга лиц, в том числе до заявителя, сведений о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков.
Данная позиция подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС Западно -Сибирского округа от 20.01.2010 по делу №А46-14251/2009).
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель муниципального образования «Город Томск» были доведены до сведения собственников и владельцев земельных участков в установленном порядке до 01 января 2009 года. Следовательно, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Роснедвижимости по Томской области и Роснедвижимости за пределами установленного срока на обжалование.
В условиях, когда кадастровая стоимость земельного участка заявителя утверждена Постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 №262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», заявитель не в состоянии доказать нарушение своих прав и законных интересов иначе, нежели оспорив указанный нормативный правовой акт в судах общей юрисдикции.
Удовлетворение Арбитражным судом Томской области требований заявителя при несоблюдении указанного условия приведет к коллизии вынесенного им решения с действующим нормативным правовым актом.
Кадастровая оценка земель населенных пунктов носила массовый характер и касалась не только земельного участка заявителя. Следовательно, удовлетворение Арбитражным судом Томской области требований заявителя неизбежно будет означать принятие решения относительно прав и законных интересов лиц, не привлеченных к участию в деле.
Департамент по управлению государственной собственностью по Томской области полагает, что заявителем не доказано несоответствие действий ответчика положениям действующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, а также нарушение указанными действиями его прав и законных интересов.
Департамент по управлению государственной собственностью считает, что заявитель необоснованно ссылается на нарушение статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Из содержания указанной нормы следует, что она регулирует вопросы определения рыночной стоимости земельного участка, а не кадастровой стоимости. Кроме того, законодатель, называя в статье 66 ЗК РФ два вида стоимости земельных участков - рыночную и кадастровую, не предусматривает ни минимальных, ни максимальных размеров кадастровой стоимости в соотношении с рыночной стоимостью, в связи с чем отсутствуют основания считать, что кадастровая стоимость не должна превышать рыночную стоимость земельного участка.
Нормативными правовыми актами, в частности Методическими указаниями, предусматривается, что при проведении государственной кадастровой оценки земель осуществляется сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости. Однако, данное обстоятельство не означает, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость.
Согласно пункту 7.1. Административного регламента выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 9.4. - 9.6., 9.8., 9.9. Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью.
Согласно пунктам 9.4, 9.5 Административного регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Роснедвижимостью. Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка). Проверку отчета на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, производит непосредственно Роснедвижимость.
В соответствии с подпунктом 8.1 пункта 8 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации с периодичностью, установленной формами оперативной отчетности о ходе проведения государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации.
20.08.2007 по итогам открытого конкурса между Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области и ФГУП «ФКЦ «Земля» заключен Государственный контракт №17 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель муниципальных образований «Город Томск», «Томский район», «Колпашевское городское поселение» Томской области. В результате выполнения работ был составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель муниципальных образований «Город Томск», «Томский район», «Колпашевское городское поселение» Томской области.
04.08.2008 Управлением Роснедвижимости по Томской области составлен протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель муниципальных образований «Город Томск», «Томский район», «Колпашевское городское поселение» Томской области, в котором сделан итоговый вывод о соответствии отчета условиям Технического задания.
Проверка отчета ФГУП «ФКЦ-Земля» на соответствие требованиям Методических указаний, проведена Роснедвижимостью в период с 07.12.2007 по 20.12.2007. Кроме того, в письме от 10.09.2008г. №ВС/3977 заместитель руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости подтвердил факт отсутствия замечаний к отчету.
При таких обстоятельствах, нарушения нормативных правовых актов при выполнении ответчиками указанных административных процедур отсутствовали.
Требования заявителя об обязании Росреестра, Управления Росреестра по Томской области устранить допущенные нарушения путем организации проведения государственной кадастровой оценки земельного участка, расположенного по адресу: <...>, не основано на нормах права, поскольку из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель следует, что кадастровая оценка является массовой, то есть осуществляется в отношении группы земельных участков, расположенных в пределах определенной территории. Кроме того, возложение на Управление Росреестра по Томской области, Росреестр обязанности по организации кадастровой оценки указанного земельного участка противоречит административным процедурам, предусмотренным Административным регламентом.
Департамент по управлению государственной собственностью по Томской области поддержал довод Управления Росреестра по Томской области о пропуске заявителем процессуального срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ. Полагает, что трехмесячный процессуальный срок необходимо исчислять с даты официального опубликования постановления Администрации Томской области №262а от 24.12.2008 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» в Собрании законодательства Томской области от 31.12.2008.
Более подробно доводы сторон и третьих лиц изложены в заявлении и письменных отзывах на заявление и дополнениях к ним.
Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон и третьих лиц, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Томску 14 декабря 2009 года за основным государственным регистрационным номером 1097017348800283, что удостоверено свидетельством серия 70 №001352827.
24 февраля 2010 года индивидуальному предпринимателю ФИО1 выдано свидетельство (повторное, взамен свидетельства серия 70 АБ №320623, дата выдачи 22.04.2009) серия 70 АБ 440258 о государственной регистрации права собственности на земельный участок, общая площадь 16445,54 кв.м, адрес объекта: <...>; документы-основания: договор купли-продажи недвижимого имущества от 23.03.2009.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий Управления Росреестра по Томской области и Росреестра, с учетом уточнений от 02.12.2010 просил:
1. Признать незаконными действия Управления Росреестра по Томской области по организации проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в Томской области, выразившиеся в ненадлежащем выполнении следующих процедур:
- формирования перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в Томской области в части включения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на землях населенных пунктов для эксплуатации объекта, расположенного на земельном участке площадью 16445,54 кв.м. в пятую группу разрешенного использования;
- контроля за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томской области в части включения земельного участка заявителя в пятую группу разрешенного использования;
- проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томской области в части земельного участка заявителя;
2. Признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по организации проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в томской области, выразившиеся в ненадлежащем выполнении следующих процедур: проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томской области в части земельного участка заявителя.
При обращении в арбитражный суд заявитель указал, что характеристика вышеназванного земельного участка указана в кадастровом плане земельного участка от 22 октября 2008 года, выданном Управлением Роснедвижимости по Томской области, в котором кадастровая стоимость составляет 50461659,39 рублей; 15 апреля 2010 года индивидуальным предпринимателем ФИО1 была получена кадастровая выписка на указанный земельный участок за №7021/202/10-3543, из содержания которой следует, что кадастровая стоимость принадлежащего заявителю земельного участка выросла по сравнению с прошлым годом в 3,9 раза и составила 197332994,65 рублей; как следует из кадастровой выписки, указанная выше кадастровая стоимость рассчитана исходя из размера удельного показателя кадастровой стоимости равного 11999,18 руб. за 1 кв.м.; в свою очередь, указанный удельный показатель внесен в кадастровую выписку на основании постановления администрации Томской области №262а от 24.12.2008 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», в силу Приложения №3 к которому среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель 5-й группы разрешенного использования составляет 10640,78 рублей за 1 кв.м. Заявитель полагает, что при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков 5-й группы разрешенного использования были грубо нарушены требования действующего законодательства и Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания незаконными действий Управления Росреестра по Томской области и Росрестра в части выполнения указанных в заявлении от 02.12.2010 процедур необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей.
В ходе рассмотрения дела совокупность условий, необходимых для признания незаконными действий Управления Росреестра по Томской области и Росрестра в части выполнения указанных в заявлении от 02.12.2010 процедур, не установлена.
Согласно 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке; предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с данным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года №164-О по жалобе гражданки ФИО7 на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 10 Правил правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель; методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические
указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель
населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний №39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
При этом согласно пункту 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Указанные положения согласуются с пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка должен основываться на статистическом анализе рыночных цен земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 №215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 №254 (далее - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
В ходе рассмотрения дела установлено, что с учетом наличия доказательств в материалах дела (переписки между заинтересованными лицами, третьими лицами) об отчетности о ходе выполнения работ по государственной кадастровой оценке населенных пунктов, о соблюдении Управлением Росреестра по Томской области процедуры контроля за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка, в частности, проконтролировано выполнение ФГУП «ФКЦ «Земля» п.4 Технического задания на выполнение работ (Приложение № 1), являющего неотъемлемой частью контракта 20.08.2007; о наличии итогового решения о соответствии отчета условиям технического задания в Протоколе предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков земель муниципальных образований «Город Томск», «Томский район», «Колпашевское городское поселение» Томской области и его соответствии по форме, утвержденной Роснедвижимостью в письме от 01.08.2008; обратного предпринимателем не доказано.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 №215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, в обязанность Управления Роснедвижимости по Томской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры :
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков регулируется пунктом 9.5 Административного регламента, в соответствии с которым Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производит проверку представленного исполнителем работ отчета на соответствие его состава условиям технического задания (далее - предварительная проверка) в срок не более трех рабочих дней с даты представления отчета исполнителем работ.
В случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктом 9.6 Регламента представляет один экземпляр отчета на бумажном и электронном носителях на проверку в Роснедвижимость в срок не более двух рабочих дней с даты окончания его предварительной проверки.
В срок не более одного месяца с даты получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость согласно пункту 9.8 Регламента производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета методическим указаниям; о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что одной из обязательных процедур, обеспечивающих гарантии соблюдения прав землевладельцев и землепользователей при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель является полная проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости, осуществление которой отнесено пунктом 9.8 Административного регламента к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти - Роснедвижимости.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившееся в формировании указанных сведений, являются незаконными либо не соответствуют Административному регламенту, утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 №215, нарушают права и законные интересы заявителя.
Кроме того, в силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, исходя из содержания части 4 статьи 198 АПК РФ, законодателем предусмотрены особенности обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий, в том числе по сроку подачи заявления, который не может быть неопределенным и в данном случае установлен в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Несоблюдение установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока для обращения в арбитражный суд в силу статьи 129 АПК РФ не является основанием для возвращения заявления. Статья 150 АПК РФ также не содержит в качестве основания для прекращения производства по делу пропуск срока для обращения в суд или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлениях Президиума от 31.01.2006 №9316/05, от 19.04.2006 №16228/05, от 31.10.2006 №8837/06 и в Определениях от 18.06.2007 №7154/07, от 12.11.2008 №13978/08, от 10.06.2009 №ВАС-6547/09, от 19.06.2009 №ВАС-7722/09, лишь пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом; отсутствие причин к восстановлению срока может служить самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10.06.2009 №ВАС-6547/09, названная процессуальная норма применяется судом независимо от того, заявил ли ответчик о пропуске срока на подачу заявления.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, которые могут служить основанием для восстановления судом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Арбитражное процессуальное законодательство связывает начало течения срока на обращение в суд с моментом, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель муниципального образования «Город Томск» проводилась в период 2007-2008 годов, результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 №262а, которое опубликовано в «Собрании законодательства Томской области», 31.12.2008, №12(41).
Согласно пункту 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Указанный порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 №52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика; сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, источником информации о кадастровой стоимости земли являются официальный источник средств массовой информации, данные выписок государственного земельного кадастра и иное.
Как правильно указано участвующими в деле лицами, дата официального опубликования постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 №262а (31.12.2008) является датой доведения до сведения неограниченного круга лиц, в том числе до заявителя, сведений о результатах государственной кадастровой оценки земельных участков; результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель муниципального образования «Город Томск» были доведены до сведения собственников и владельцев земельных участков в установленном порядке до 01 января 2009 года. Следовательно, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Роснедвижимости по Томской области и Роснедвижимости за пределами установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока; ходатайство о восстановлении срока не заявлено, уважительные причины к восстановлению срока не указаны, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления в связи с необходимость в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 ноября 2004 года №367-О, обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
Вместе с тем, заявитель не лишен возможности использования иных способов защиты своих прав в надлежащей процедуре, независимо от судебного акта, принятого по данному делу.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области в части выполнения следующих процедур: формирования перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в Томской области в части включения земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на землях населенных пунктов для эксплуатации объекта, расположенного на земельном участке площадью 16445,54 кв.м. в пятую группу разрешенного использования; контроля за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томской области в части включения земельного участка заявителя в пятую группу разрешенного использования; проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томской области в части земельного участка заявителя; о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в части выполнения следующих процедур: проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Томской области в части земельного участка заявителя.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия решения.
Судья Л.А.Мухамеджанова