ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-4558/2011 от 08.11.2011 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67- 4558/2011

«8» ноября 2011 г. оглашена резолютивная часть

«15» ноября 2011 г. изготовлен полный текст решения

Судья Арбитражного суда Томской области Павлов Г. Д.,

при ведении протокола помощником судьи Адамовой И.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области ИНН 7019034542 ОГРН 1027000907801

к обществу с ограниченной ответственностью «Томская нефть» ИНН 7017042033

о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 г. в сумме 927 291 руб. 52 коп.,

при участии в заседании:

от заявителя – Андриянова И.А., по доверенности от 17.08.2011, Веркеев З.Н., по доверенности 13.12.2010 г.

от общества с ограниченной ответственностью «Томская нефть» – Путинцева А.В. по доверенности от 20.09.2011, Гордеева Н.В. по доверенности от 11.07.2011,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее по тексту – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Томская нефть» (далее по тексту – ответчик, ООО «Томская нефть») о взыскании 927 291 руб. 52 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 г., в том числе 185 458 руб. 30 коп. в доход федерального бюджета, 370 916 руб. 61 коп. в доход областного бюджета, и 370 916 руб. 61 коп. в доход бюджета Каргасокского района.

В судебном заседании представители заявителя Андриянова И.А., Веркеев З.Н. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснениях.

Представители общества с ограниченной ответственностью «Томская нефть» Путинцева А.В., Гордеева Н.В. в судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве, пояснениях.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» функции главного администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.02.11 № 103 бюджетными полномочиями администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду наделены территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Территориальные органы на соответствующей территории обладают бюджетными полномочиями по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов по ним, иными полномочиями.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (далее - Управление Росприроднадзора по Томской области) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Управление Росприроднадзора по Томской области действует на основании Положения об Управлении Росприроднадзора по Томской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.11.2008 № 480.

В соответствии с Приложением 1 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.02.2011 № 103 Управление Росприроднадзора по Томской области является территориальным органом Росприроднадзора, осуществляющим полномочия администратора - федеральных доходов, доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.

В обоснование своих требований заявитель указал следующее.

В Управление Росприроднадзора по Томской области были предоставлены копии
расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2008 года, в
том числе корректирующие. В рамках осуществления полномочий по администрированию
платы за негативное воздействие на окружающую среду была проведена проверка
правильности исчислений и полноты начисления ЗАО «Томская нефть» платы за негативное
воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2008 года и направлено требование
№2847/06 от 30.05.2011 г. об уплате в добровольном порядке в течении месяца с момента
получения требования задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую
среду за 2008 год по Каргасокскому району Томской области в размере 927 291,52 руб. В протоколе биотестирования №203 от 18.04.2008 не указано место отбора проб. Действующими в 1 и 2 квартале 2008 г. лимитами размещения отходов от 14.06.2007 №3626, выданными Управлением Ростехнадзора по Томской области, для указанного отхода (бурового шлама) 5 класса опасности лимит не установлен. В связи с этим при проверке расчетов платы выполнен перерасчет платы за размещение бурового шлама с учетом отнесения отходов бурения к 4 классу опасности.

Доводы заявителя не соответствуют действующему законодательству исходя из следующего.

Управлением была доначислена сумма недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду и выставлено требование об ее уплате по результатам рассмотрения обращения ООО «Томская нефть» от 06.04.2011 № 1711 о зачете переплаты по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе по Каргасокскому району Томской области, возникшей в 1 квартале 2008, при этом была проведена проверка правильности исчисления и полноты начисления ООО «Томская нефть» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год.

Перерасчет размера платы за размещение отходов бурения (буровой шлам) произведен с учетом отнесения указанных отходов к 4 классу опасности. Расчет платы выполнен в соответствии с действующими в 1 и 2 кварталах 2008 лимитами размещения отходов от 14.06.2007 № 3626 (установлен лимит для размещения отхода «буровой шлам» 4 класса опасности ООО «Томская нефть»).

Вместе с тем заявителем признается то обстоятельство, что возможность провести проверку расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и установить факт наличия задолженности у ООО «Томская нефть» по плате за негативное воздействие на окружающую среду по Каргасокскому району Томской области за 2008 у Управления появилась только с 06.04.2011 (по после обращения с запросом ООО «Томская нефть» от 06.04.2011 № 1711 о зачете переплаты по плате за негативное воздействие на окружающую среду исходя из того, что Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.10.2010 № 311 (в редакции приказа от 25.11.2010 № 361) Управление Росприроднадзора по Томской области наделено полномочиями по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду только с четвертого квартала 2010.

Несмотря на то, что совместным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2010 № 975/282 «О взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 717» на Ростехнадзор возложена обязанность передачи информации об исполнении государственных функций.

До настоящего времени информация о начисленных и уплаченных плательщиками до 01.10.2010 суммах платы, расчеты платы, представленные плательщиками, иные документы, необходимые для осуществления в полном объеме полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, проведения проверки правильности представленных плательщиками до 01.10.2010 расчетов, Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора Управлению не переданы.

Информация о наличии задолженности (переплаты) плательщиков Томской области, в том числе информация о выставленных Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора требований о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщикам Томской области, по состоянию на 01.10.2010 Управлению Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора также не переданы.

Данный факт подтверждается актом приема-передачи информации об исполнении государственных функций Томским территориальным отделом нормирования и администрирования платежей, государственной экологической экспертизы Западно-Сибирского управления Ростехнадзора за 2008-2010 гг. от 8.10.2010 г..

Таким образом, заявителем проведена проверка только на основании документов, представленным при обращении с запросом ООО «Томская нефть» от 06.04.2011 № 1711 о зачете переплаты по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает юридических лиц, в процессе деятельности которых образуется опасные отходы, подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Таким образом, обязанность по надлежащему подтверждению отнесения образуемых в процессе деятельности юридического лица отходов к конкретному классу опасности лежит на юридическом лице, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

При этом такое подтверждение должно происходить в соответствии с теми критериями и тем порядком, который для этого предусмотрен.

Данный довод нашел свое отражение в Критериях отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511 в целях реализации ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Так, в соответствии с п.п. 1, 2 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511, критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с приведенными Критериями.

Согласно пунктам 3, 4 данных Критериев отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

В силу п. 16 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР РФ от 15 06 2001г. № 511, экспериментальный метод используется в следующих случаях: для подтверждения отнесения отходов к 5-му классу опасности, установленного расчетным методом; при отнесении к классу опасности отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав; при уточнении по желанию и за счет заинтересованной стороны класса опасности отходов, полученного в соответствии с расчетным методом.

Для подтверждения отнесения отходов бурового шлама к 5 классу опасности ООО «Томская нефть» были представлены протоколы исследования отхода, а именно протокол отбора проб отходов от 09.04.2008 № 108, протокол биотестирования от 18.04.2008 № 203.

Между тем заявитель считает, что данные протоколы не могут служить основанием для отнесения отходов бурового шлама к 5 классу опасности в связи с нарушением процедуры определения класса опасности отходов и оформления документов по результатам выполненных работ, в частности представленные протоколы исследования отходов не содержат необходимую для толкования результатов информацию, так как не позволяют сделать вывод о месте отбора пробы. Кроме того, по мнению заявителя, с даты отбора проб до получения результата биотестирования прошло 13 дней, то есть нарушены требования, предъявляемые к хранению проб методикой выполнения измерений.

По мнению заявителя, в связи с тем, что при проведении процедуры определения класса опасности отходов были допущены нарушения, указанные протоколы не могут служить основанием для отнесения отходов к 5 классу опасности. Поэтому Управление Росприроднадзора по Томской области расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду по 5-му классу опасности (буровой шлам) приняли не обоснованными.

Между тем необходимо исходить из следующего.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится природопользователями по форме, заполнение и представление которой осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 04 2007г. № 204.

В соответствии с данным приказом расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Пунктом 37 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух РД-19-02-2007 предусмотрено, что после приема отчетности осуществляется проверка расчетов платы соответствующими уполномоченными территориальными органами (подведомственными Службе федеральных государственных учреждений).

Контрольные мероприятия проводятся в форме проверки представленных в территориальные органы Службы расчетов платы и приложенных к нему документов, а также в форме выездных проверок (проверок по местонахождению плательщика) (п. 40 РД-19-02-2007).

Представители ООО «Томская нефть» заявили, что при предоставлении 04.08.2010 обществом корректирующих расчетов платы за 2008 год в Ростехнадзор, Ростехнадзором была проведена проверка расчетов платы, по результатам которой выставлено требование №Т-23/3469 от 12.08.2010. На данное требование Общество предоставило возражения (письмо № 3102 от 03.09.2010). Ростехнадзор принял данные возражения.

Следовательно, законные основания для проведения проверки по копиям расчетов платы за 2008 год и выставления требования № 2847/06 от 30.05.2011 на сумму 927 291,52 руб., в рамках осуществления полномочий по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду у Росприроднадзора – отсутствуют.

Довод заявителя о том, что в протоколе биотестирования № 203 от 18.04.2008 не указано место отбора проб, является несостоятельным и данный довод исследовался судом по делу №А67-7798/2010 по заявлению закрытого акционерного общества «Томская нефть» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области о признании незаконным и отмене постановления № НЗВАТ-147/5 от 09.12.2010г. о назначении административного наказания.

Так в постановлении 7ААС от 15.03.2011 по делу №А67-7798/2010 указано, что апелляционная инстанция находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы Управления о том, что протокол отбора проб отходов № 108 от 09.04.2008 года, протокол биотестирования № 203 от 18.04.2008 года, акт приемки проб отходов № 367 от 18.11.2008 года, паспорт пробы № 970 от 18.11.2008 года и протокол биотестирования отходов № 970 от 28.11.2008 года являются недопустимыми доказательствами по делу, поскольку не содержат необходимую для толкования результатов информацию, так как не позволяют сделать вывод о месте отбора пробы. Таким образом, буровой шлам на биотестирование отбирался со шламового амбара куста № 1 Верхне-Салатского месторождения, и, следовательно, в результате излишней оплаты за 1 квартал 2008 года платы за негативное воздействие на окружающую среду у ЗАО «Томская нефть» образовалась переплата в размере 686 341,31 руб. Общество не воспользовалось правом возврата из бюджета суммы переплаты, а использовало данную переплату в счет будущих платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Материалами дела подтверждается, что Общество неоднократно обращалось в Роспироднадзор и Ростехнадзор с просьбой предоставить акты сверки по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, однако эти просьбы были оставлены без ответа, (письма в адрес Ростехнадзора № 448 от 16.02.2010 года, № 1876 от 23.06.2010 года, № 1937 от 29.06.2010 года, письма в адрес Росприроднадзора № 3860 от 27.10.2010 года, № 4607 от 09.12.2010 года). Более того, заявитель, с целью соблюдения установленной законом обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду осуществляло эти платежи, что подтверждается платежными поручениями за период с 2008 по 2010 годы.

Материалами дела подтверждается, что 18.04.2008 года Общество представило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2008 года и уплатило по 4-у классу опасности за буровой шлам 687 448,31 руб. (платежное поручение №13 от 18.04.2008 года на сумму 767 906,44 руб.). Фактическое образование отхода бурового шлама на территории Верхне-Салатского месторождения началось в 1 кв. 2008 года и закончено во 2 кв. 2008 года, и только тогда появилась техническая возможность отобрать пробу исключительно из шламового амбара, а не на основании скважины.

При этом необходимо исходить из требований нормы ч.2 ст. 69 АПК РФ, которая устанавливает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд исходит из того, что обстоятельства образования бурового шлама в 2008 году на территории Верхне-Салатского месторождения, представления расчета обществом с ограниченной ответственностью «Томская нефть» в установленном порядке за 1 квартал 2008 года, оплаты и образования переплаты за негативное воздействие на окружающую среду являются установленными и не подлежат доказыванию.

В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Управлением Росприроднадзора по Томской области не представлено доказательств, опровергающих доводы ООО «Томская нефть», выводы о наличии задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду являются предположительными, сделанными в отсутствие информации о начисленных и уплаченных ООО «Томская нефть» до 01.10.2010 суммах платы, расчеты платы и противоречат установленным решением арбитражного суда обстоятельствам по ранее рассмотренному делу № А67-7798/2010 в котором участвовали те же лица.

Учитывая, что заявленная задолженность Управлением Росприроднадзора по Томской области не доказана, требования являются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 170-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Судья Павлов Г.Д.