ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-456/08 от 06.06.2008 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-456/08

06.06.2008 г. дата оглашения резолютивной части

10.06.2008 г. дата изготовления в полном объеме

Арбитражный суд Томской области в составе: судьи Н.Н. Какушкиной,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску ООО «Сибтерм-Эксплуатация»

к ОАО «Томская энергосбытовая компания»

об урегулировании разногласий по договору,

ПРИ УЧАСТИИ:

от истца – Е.Г. Степанов, по доверенности от15.01.2008 г., паспорт;

  от ответчика – Л.В. Ваганова, по доверенности № 58 от 08.04.2008 г., паспорт

УСТАНОВИЛ:

ООО «Сибтерм-Эксплуатация» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Томская энергосбытовая компания» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения № 16079-ТЭСК-80 от 01.12.2007 г., а именно: п.п. 3.4, 3.5, 3.9, 3.22, 4.1, 4.6, 4.8-4.12, 5.2-5.5, 5.7-5.14, 6.1, 7.1-7.19, 8.1, 8.2, 8.5, 8.7, абз.2 п. 8.9, 8.10, 9.2, 9.4, 9.5, раздел 10 (с учетом изменения исковых требований) (л.д. 3-7 т. 1; 96, 101-104 т. 2).

В процессе рассмотрения дела истец отказался от иска в части требования о рассмотрении разногласий по договору энергоснабжения № 16079-ТЭСК-80 от 01.12.2007 г. в отношении пунктов: 3.22, 4.9, 4.11, 5.5, 7.1, 7.2, 7.13 – 7.18.

В соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное заявление принято арбитражным судом. На основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по делу в указанной части прекращено определением от 14.04.2008 г. (л.д. 103-104 т.2).

Кроме того, в процессе рассмотрения дела сторонами представлено соглашение (л.д. 107-109 т.2), в котором стороны согласовали редакцию следующих пунктов договора энергоснабжения № 16079-ТЭСК-80 от 01.12.2007 г.: 3.5, 3.9, 4.1, 4.10, 5.7, 5.9, 5.10, 5.11, 5.13, 5.14, 6.1, 7.3, 7.4, 7.5, 7.19, 8.1, 8.2, 8.5, 8.7, 8.9, 8.10, 9.2, 9.4, 9.5. Стороны просили суд принять согласованную редакцию.

В судебном заседании представитель истца настаивал на редакции пунктов 3.4, 4.6 в редакции, изложенной в исковом заявлении; просил исключить из договора пункты 4.8, 4.12, 5.2, 5.3, 5.4, 5.12, настаивал на редакции пунктов 5.8, изложенной в пояснениях от 10.04.2008 г. (л.д. 87-90 т. 2).

Представитель ответчика в судебном заседании не возражала исключить из договора п. 4.12; настаивала на включении в договор пунктов 3.4, 4.6, 4.8, 5.3, 5.4, 5.12 в редакции, изложенной пояснениях от 06.06.2008 г.

Представители сторон согласились, что в договоре следует дословно воспроизвести п. 177 Правил, вместо пунктов 7.6, 7.7, 7.8, 7.9. Представитель истца настаивал дополнить данный пункт ссылкой на обязательное предупреждение покупателя за 15 дней до предполагаемого введения ограничения, кроме того, просил внести условие о том, что задолженность покупателя должна сложиться не менее чем за 3 расчетных периода. Представитель ответчика просила дополнить пункт указанием на способы уведомления: факсом, письмом, нарочным; настаивала на сроке предупреждения в 5 рабочих дней, сославшись на п. 175 Правил. Представитель ответчика просила включить в п. 7.10 указание на срок в 5 часов, в обоснование сослалась на п. 3.2.10 договора с сетевой организаций (л.д. 72-76 т. 2). Представитель истца возражал против п. 7.11 в редакции ответчика. Представитель ответчика указала, что в п. 179 Правил предусмотрена обязанность потребителя оплатить затраты гарантирующего поставщика, понесенные с введением ограничения режима потребления и его восстановлением. Представитель истца возражал против п. 7.12 в редакции ответчика. Доводы в обоснование своей позиции представитель истца не привел. Представитель ответчика настаивала на включении в договор п. 7.12 в редакции ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению. К указанному выводу суд пришел в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела, при заключении сторонами договора энергоснабжения № 16079-ТЭСК-80 от 01.12.2007 г. у сторон возникли неразрешимые разногласия по поводу его условий, вопрос об урегулировании которых передан на рассмотрение суда.

В силу ст. ст. 426, 539 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, в связи с чем, с учетом положений ст. ст. 421, 422 ГК РФ, при оспаривании условий публичного договора контрагент обязанной организации должен доказать их несоответствие требованиям закона или иных нормативно-правовых актов.

Из материалов дела усматривается, что истец предлагает изложить пункт 3.4 в следующей редакции: «Обеспечивать периодический (не чаще 1 раза в месяц) доступ уполномоченных представителей Гарантирующего поставщика к приборам учета для цели проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний».

Ответчик, возражая против редакции истца, указал, что в целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения покупателем должен быть обеспечен учет электрической энергии в соответствии с разделом XII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530. (далее Правил).

Материалами дела подтверждается, что ответчик в интересах истца заключил с ООО «Горсети» (владелец электрических сетей, посредством которых осуществляется электроснабжение ООО «Сибтерм-Эксплуатация») договор на оказание услуг по передаче электрической энергии № 10070-ТЭСК-80 от 29.12.2006 г. (л.д. 72-76 т. 2).

Поскольку в соответствии с подпунктом д) п. 71 Правил в случае если объем фактически потребленной электрической энергии и услуг по ее передаче определяется с использованием приборов учета, в договоре энергоснабжения определяется доступ уполномоченных представителей гарантирующего поставщика и владельца электрических сетей к приборам учета, ответчик настаивал на изложении п. 3.4 договора в следующей редакции: «Обеспечивать периодический не чаще 1 раза в месяц доступ уполномоченных представителей Гарантирующего поставщика и владельца электрических сетей к приборам учета для цели поверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний».

Суд считает доводы ответчика обоснованными, вследствие чего п. 3.4 подлежит включению в договор в редакции ответчика.

Суд считает, что оснований для изложения пункта 4.6 договора в редакции истца не имеется, и он подлежит включению в договор в редакции ответчика. К указанному выводу суд пришел в связи со следующим.

Пунктом 143 Правил предусмотрено, что в случае если расчетный прибор учета
расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой
 в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии
 корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих
на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места
установки прибора учета.

Истец просил изложить п. 4.6 в следующей редакции: «В случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета».

Ответчик настаивает на изложении п. 4.6. договора в следующей редакции: «В случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета».

Редакция ответчика, в отличие от редакции истца, дословно повторяет п. 143 Правил; включение в договор п. 4.6 в редакции ответчика соответствует требованиям действующего законодательства.

Истец просит исключить из договора пункты 4.8, 4.12, 5.2, 5.3, 5.4, 5.12.

Однако, согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Под существенными условиями договора понимаются, в том числе те, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Принимая во внимание, что ответчик настаивает на включение в договор п. 4.8, а также учитывая, что пунктом 151 Правил предусмотрено, что гарантирующий поставщик и
владелец электрических сетей вправе проводить проверки соблюдения потребителем
(покупателем) условий договора, определяющих порядок учета поставляемой электрической
 энергии, а также наличия у потребителя оснований для потребления электрической энергии, суд приходит к выводу о необходимости включит в договор п. 4.8 в редакции ответчика: «Гарантирующий поставщик и владелец электрических сетей (организация, осуществляющая транспортировку электроэнергии) вправе проводить проверки соблюдения Покупателем условий настоящего договора, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у Покупателя оснований для потребления электрической энергии».

Истец настаивает на исключении из договора п. 4.12. В связи с тем, что право требования оплаты объема бездоговорного потребления электроэнергии принадлежит сетевой организации, ответчик согласился на исключении из текста договора пункта 4.12.

При таких обстоятельствах суд считает возможным исключить из договора п. 4.12.

Истец полагает, что пункты 5.2, 5.3, 5.4, а также Приложение 5, названное в разделе 10 договора не соответствуют требованиям Правил, поскольку не учитывают статус истца, который оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению населению и бюджетным предприятиям. Истец считает, что в соответствии с п. 108 Правил расчет за весь фактический объем потребленной энергии должен производиться лишь по регулируемым ценам (тарифам).

Доводы истца нельзя признать соответствующими нормам материального права исходя из следующего.

В соответствии с пунктами 106, 108, 109 Правил на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется покупателям по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке. Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.

Порядок определения объемов и стоимости электрической энергии, поставляемой гарантирующим поставщиком покупателю по регулируемым и нерегулируемым ценам, а также компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления устанавливается регламентом расчета (Приложение № 5), который соответствует положениям раздела VII Правил и п. 6. раздела II Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007г. № 166-Э/1.

Предоставленные истцом документы не позволяют сделать вывод о его статусе как исполнителя коммунальной услуги электроснабжения. Все потребители тепловой энергии поселка Сосновый бор (население), указанные истцом, имеют договоры электроснабжения электрической энергией с ООО «Энергокомфорт» Сибирь» и оплачивают приобретаемую ими электрическую энергию по регулируемым ценам (тарифам) в ООО «Энергокомфорт» Сибирь». Аналогичная ситуация по заключенным договорам энергоснабжения с ОГУЗ «ТКПБ» № 129 от 01.01.2007г., ГУ НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН № 129а от 01.01.2007г., ООО «Управляющая компания «Каштачная» № 1846 от 16.06.2006г. В Приложение № 3 к указанным договорам включены жилые дома п. Сосновый бор, электроснабжение которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) (л.д. 19-40 т. 2).

В соответствии с п. 89 Правил исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

В данном случае истец приобретает у ответчика электрическую энергию для обеспечения функционирования принадлежащих ему котельных, а не для предоставления населениюкоммунальной услуги электроснабжения. Перечень организаций, которые могут быть исполнителями коммунальных услуг, содержится в п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, в письмах Министерства Регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 № 4967-СК/07 и от 20.03.2007 № 4989-СК/07: управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; товарищество собственников жилья (жилищно-­строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Из содержания условий договора энергоснабжения от 01.12.2007г. № 16079-ТЭСК-80 и Приложения № 3 к нему, содержащего перечень мест установки электросчетчиков истца, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию (объекты - котельные № 1, № 2, станция химической водоподготовки, ЦТП № 1, № 2, № 3), видно, что истец приобретает электрическую энергию с целью ее использования для выработки тепловой энергии и ГВС, а не для оказания коммунальной услуги по энергоснабжению электрической энергией населения.

Поскольку ООО «Сибтерм-Эксплуатация» приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика не для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения и не для использования на общедомовые нужды расчеты по договору энергоснабжения от 01.12.2007г. № 16079-ТЭСК-80 должны производиться с применением свободных (нерегулируемых) цен. Данное обоснование соответствует арбитражной практике (постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2008г. № Ф09-403/08-С5, постановление Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 28.01.2008г. № Ф09-11548/07-С5).

При изложенных обстоятельствах суд считает, что п. 5.2 подлежит включению в договор в редакции ответчика: «Поставка Покупателю электрической энергии по регулируемым ценам, установленным уполномоченными органами в области государственного регулирования тарифов, осуществляется Гарантирующим поставщиком в объеме, приобретаемом им по регулируемым ценам на оптовом рынке. Электрическая энергия, поставляемая Гарантирующим поставщиком сверх указанного объема по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается Покупателем по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Порядок определения объемов и стоимости электрической энергии, поставляемой Гарантирующим поставщиком Покупателю по регулируемым и нерегулируемым ценам, а также компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления устанавливается регламентом расчета (Приложение № 5)»; также подлежит включению в договор Приложения № 5 к договору (Регламент порядка расчетов), указанное в разделе 10 договора.

Поскольку в соответствии с пунктом 111 Правил гарантирующий поставщик до начала
расчетного периода обязан определять и доводить до сведения обслуживаемых им
покупателей электрической энергии прогнозные значения свободных (нерегулируемых) цен,
 которые будут использоваться для осуществления авансовых расчетов за соответствующий
расчетный период, суд принимает п. 5.3 в редакции ответчика: «Гарантирующий поставщик в течение двух рабочих дней с даты публикации соответствующей информации администратором торговой системы оптового рынка определяет и доводит до сведения Покупателя прогнозные значения нерегулируемых цен, используемые для осуществления авансовых расчетов за соответствующий расчетный период путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Гарантирующего поставщика и (или) указания в счетах на оплату электроэнергии».

Учитывая, что в соответствии с пунктом 109 Правил предельные уровни
нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный
период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до
сведения покупателей, суд приходит к выводу о включении в договор п. 5.4 в редакции ответчика: «Гарантирующий поставщик не позднее чем через 10 дней после окончания
расчетного периода доводит до сведения Покупателя рассчитанные на прошедший
расчетный период предельные уровни нерегулируемых цен путем размещения
соответствующей информации на официальном сайте Гарантирующего поставщика и
(или) указания в счетах на оплату электроэнергии».

Истец просит включить в договор п. 5.8 в следующей редакции: «Оплата за фактически потребленные объемы электроэнергии в расчетном периоде производится Покупателем по предъявленным счетам-фактурам до 22 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Гарантирующего поставщика».

Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически
принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное
не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядокрасчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Пунктом 73 Правил определено, что граждане-потребители и организации, приобретающие электроэнергию для целей оказания коммунальных услуг, плату за электрическую энергию вносят не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Судебной практикой подтверждается, что организация, приобретающая электроэнергию в целях оказания коммунальной услуги теплоснабжения, обязана производить оплату электроэнергии в указанный срок (постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.11.2007г. № Ф04-7724/2007).

Принимая во внимание, что норма, предусматривающая срок оплаты (п. 73 Правил), является императивной, п. 5.8 подлежит включению в договор в редакции ответчика: «Оплата за электрическую энергию (мощность) производится Покупателем не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом».

Согласно пункту 156 Правил стоимость выявленного объема бездоговорного
потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное
потребление электрической энергии, на основании акта о неучтенном потреблении
электрической энергии. Стоимость выявленного объема безучетного потребления
 электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой
организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (договору купли-продажи
(поставки) электрической энергии) на основании акта о неучтенном потреблении электрической
энергии. Подпунктом г) пункта п. 66. Правил предусмотрено, что в договоре энергоснабжения
должен быть определен срок исполнения покупателем обязательства по оплате электрической
энергии (срок платежа).

В связи с изложенным, суд считает, что включение в договор п.5.12 в редакции ответчика: «Покупатель оплачивает объем безучетного потребления электрической энергии на основании актов о неучтенном потреблении электрической энергии в течение 5-ти банковских платежных документов» не противоречит ни закону, ни другим нормам права, ни условиям договора, а дополняет его условиями (требованиями), установленными п. 66 Правил.

В судебном заседании представители сторон согласились, что в договоре следует дословно воспроизвести п. 177 Правил, вместо пунктов 7.6, 7.7, 7.8, 7.9.

Представитель истца настаивал дополнить данный пункт ссылкой на обязательное предупреждение покупателя за 15 дней до предполагаемого введения ограничения, кроме того, просил внести условие о том, что задолженность покупателя должна сложиться не менее чем за 3 расчетных периода. Представитель ответчика просила дополнить пункт указанием на способы уведомления: факсом, письмом, нарочным; настаивала на сроке предупреждения в 5 рабочих дней.

Поскольку представитель истца не возражал против дополнения пункта указанием на способы уведомления: факсом, письмом, нарочным; суд считает возможным сделать такое уточнение; также считает возможным дополнить пункт ссылкой на обязательное предупреждение покупателя за 5 дней до предполагаемого введения ограничения. Указанный срок установлен п. 175 Правил и подлежит применению, если иной срок не установлен в отношении отдельных потребителей. Срок в 15 дней установлен в п. 178 Правил только для граждан-потребителей, истец к данной категории потребителей не относится. Дополнение пункта условием о задолженности за 3 расчетных периода истец обосновывает ссылкой на п. 178 Правил. По указанным основаниям, ссылка истца на п. 178 Правил отклонена судом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости исключить из договора пункты 7.7, 7.8.7.9, а п. 7.6 изложить в следующей редакции: «Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Покупателем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору применяется в следующем порядке:

а) Гарантирующий поставщик направляет Покупателю уведомление (любым способом: факсом, письмом, нарочным) за 5 рабочих дней о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок.

В указанный срок Покупатель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) Гарантирующий поставщик обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с Покупателем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы;

в) в случае непогашения (неоплаты) указанной задолженности Покупателем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони.

В случае если Покупатель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, владелец электрических сетей не вправе производить действия по ограничению режима потребления и обязан известить об этом Гарантирующего поставщика.

Гарантирующий поставщик обязан повторно уведомить Покупателя и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о дате введения такого ограничения режима потребления.

Гарантирующий поставщик обязан также уведомить федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (его территориальный орган). Владелец электрических сетей в указанный в повторном уведомлении срок обязан произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей Покупателя (с обязательным уведомлением указанных органов государственной власти в случае неявки их представителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет Покупатель. Эти положения также распространяются на случаи неготовности Покупателя к полному ограничению режима потребления;

г) если по истечении 10 дней с даты введения ограничения режима потребления до уровня аварийной брони Покупателем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления Покупателя и уполномоченных органов государственной власти о дне и часе введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения режима потребления;

д) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности Покупателя, либо на основании соглашения сторон или по решению суда».

Представитель ответчика настаивала включить в договор п. 7.10 в следующей редакции: «В случае исполнения Покупателем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности и представления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, не менее чем за сутки до введения ограничения режима электропотребления, ограничение режима потребления не вводится».

Согласно абз. 1 п. 179 Правил в случае исполнения потребителем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, до введения ограничения режима потребления ограничение режима потребления не вводится. Поскольку между сторонами заключается договор энергоснабжения, а не договор купли-продажи электроэнергии, ответчик в интересах истца заключил с ООО «Горсети» (владелец электрических сетей, посредством которых осуществляется электроснабжение ООО «Сибтерм-Эксплуатация») договор на оказание услуг по передаче электрической энергии № 10070-ТЭСК-80 от 29.12.2006 г. (л.д. 72-76 т. 2). В соответствии с условиями указанного договора введение ограничения режима электропотребления в отношении потребителей-должников и его снятие осуществляется сетевой организацией по письменным заявкам гарантирующего поставщика. Пунктом 3.2.10 данного договора предусмотрено, что отозвать заявку на введение ограничения режима потребления возможно в срок не позднее, чем за 5 часов до момента введения ограничения.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым изложить п. 7.10 в следующей редакции: «  В случае исполнения Покупателем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности и предоставления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, не менее чем за 5 часов до введения ограничения режима электропотребления, ограничение режима потребления не вводится».

Ответчик настаивал на включении в договор п.7.11 в следующей редакции: «Включение Покупателя производится после полного погашения задолженности и возмещения Гарантирующему поставщику документально подтвержденных затрат по принудительному ограничению и возобновлению электроснабжения Покупателя».

Согласно пункту 179 Правил в случае исполнения потребителем в полном объеме
указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности в
период ограничения режима потребления подача электрической энергии возобновляется не
позднее чем через 24 часа с момента поступления денежных средств в кассу инициатора
 введения ограничения или получения им подтверждения факта принятия банком такого
 потребителя платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет
инициатора введения ограничения. Инициатор введения ограничения вправе потребовать в
установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации потребителем
затрат, понесенных инициатором введения ограничения в связи с введением ограничения
 режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления.

В соответствии с условиями договора на оказание услуг по передаче электрической энергии № 10070-ТЭСК-80 от 29.12.2006г., заключенного между ОАО «Томская энергосбытовая компания» и ООО «Горсети», введение ограничения режима электропотребления в отношении потребителей-должников и его снятие осуществляется сетевой организацией по письменным заявкам гарантирующего поставщика на возмездной основе. Оплату оказанных сетевой организацией услуг по введению (снятию) ограничения режима электропотребления производит гарантирующий поставщик.

При этом Правила не связывают между собой момент возобновления подачи электрической энергии и момент компенсации потребителем (покупателем) затрат, понесенных инициатором введения ограничения.

Поскольку порядок возобновления электрической энергии суд предусмотрел в п.п. «д» п. 7.6, пункт 7.11 необходимо изложить в следующей редакции «Покупатель оплачивает Гарантирующему поставщику затраты, понесенные Гарантирующим поставщиком в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления по требованию Гарантирующего поставщика с приложенными к нему документами, подтверждающими затраты».

Истец, настаивая на исключении из договора п. 7.12 доводы в обоснование своей позиции не привел.

Поскольку в соответствии с п. 180 Правил, отмена ограничения режима потребления,
примененного в случае прекращения обязательств сторон по договору, а также в случае
выявления бездоговорного потребления, осуществляется после заключения договора либо продления срока действия договора, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя» суд принимает п. 7.12 в редакции ответчика: «Отмена ограничения режима потребления, примененного в случае прекращения обязательств сторон по договору, а также в случае выявления бездоговорного потребления, осуществляется после заключения договора либо продления срока действия договора, на основании которого осуществляется энергоснабжение Покупателя».

Суд также принимает пункты 3.5, 3.9, 4.1, 4.10, 5.7, 5.9, 5.10, 5.11, 5.13, 5.14, 6.1, 7.3, 7.4, 7.5, 7.19, 8.1, 8.2, 8.5, 8.7, 8.9, 8.10, 9.2, 9.4, 9.5 в редакции, согласованной сторонами (л.д. 107-109 т. 2).

В соответствии со ст. 110 АПК РФ в связи с частичным удовлетворением исковых требований, а также учитывая, что заявлено фактически одно неимущественное требование - о рассмотрении разногласий, которые возникли по ряду пунктов договора, суд считает целесообразным расходы по госпошлине отнести на сторон в равных долях.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Изложить п. 3.4 договора в следующей редакции:

«Обеспечивать периодический не чаще 1 раза в месяц доступ уполномоченных представителей Гарантирующего поставщика и владельца электрических сетей к приборам учета для цели проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний».

Изложить п. 3.5 договора в следующей редакции:

«В порядке и в случаях, предусмотренных Правилами, исполнять указания владельца электрических сетей (организации, осуществляющей транспортировку электроэнергии), направленные на введение ограничения режима потребления электроэнергии в случаях аварии, угрозы возникновения аварии в работе систем энергоснабжения, при выводе электроустановок владельца электрических сетей (организации, осуществляющей транспортировку электроэнергии) в ремонт, использовать в этих целях средства противоаварийной автоматики в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативно техническими документами».

Изложить п. 3.9 договора в следующей редакции:

«Снимать показания приборов учета электроэнергии, установленных в его сетях (Приложение №3) на конец расчетного периода с передачей показаний по тел. 48-47-06, 48-48-60 с приложением письменного подтверждения показаний приборов учета, подписанных ответственным лицом».

Изложить п. 4.1 договора в следующей редакции:

«Оплата потребленной электроэнергии и услуг по ее передаче, а также потерь электроэнергии в электросетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с порядком, установленным разделом XII Правил».

Изложить п. 4.6 договора в следующей редакции:

«В случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета».

Изложить п. 4.8 договора в следующей редакции:

«Гарантирующий поставщик и владелец электрических сетей (организация, осуществляющая транспортировку электроэнергии) вправе проводить проверки соблюдения
 Покупателем условий настоящего договора, определяющих порядок учета поставляемой
электрической энергии, а также наличия у Покупателя оснований для потребления
электрической энергии».

Изложить п. 4.10 договора в следующей редакции:

«Расчет объема безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии осуществляется в течение 3 рабочих дней на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также на основании документов, представленных Покупателем или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии».

Исключить из текста договора п. 4.12.

Изложить п. 5.2 договора в следующей редакции:

«Поставка покупателю электрической энергии по регулируемым ценам,
установленным уполномоченными органами в области государственного регулирования
тарифов, осуществляется Гарантирующим поставщиком в объеме, приобретаемом им по регулируемым ценам на оптовом рынке. Электрическая энергия, поставляемая гарантирующим поставщиком сверх указанного объема по регулируемым ценам
(тарифам), оплачивается Покупателем по свободным (нерегулируемым) ценам в
рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Порядок определения объемов и стоимости электрической энергии, поставляемой Гарантирующим поставщиком Покупателю по регулируемым и нерегулируемым ценам, а также компенсации стоимости отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления устанавливается регламентом расчета (Приложение № 5)».

Изложить п. 5.3 договора в следующей редакции:

«Гарантирующий поставщик в течение двух рабочих дней с даты публикации соответствующей информации администратором торговой системы оптового рынка
определяет и доводит до сведения Покупателя прогнозные значения нерегулируемых
цен, используемые для осуществления авансовых расчетов за соответствующий расчетный
период путем размещения соответствующей информации на официальном сайте
гарантирующего поставщика и (или) указания в счетах на оплату электроэнергии».

Изложить п. 5.4 договора в следующей редакции:

«Гарантирующий поставщик не позднее чем через 10 дней после окончания
расчетного периода доводит до сведения Покупателя рассчитанные на прошедший
расчетный период предельные уровни нерегулируемых цен путем размещения
соответствующей информации на официальном сайте Гарантирующего поставщика и (или) указания в счетах на оплату электроэнергии».

Изложить п. 5.7 договора в следующей редакции:

«Оплата за электрическую энергию по настоящему договору производится Покупателем в денежной форме платежным поручением».

Изложить п. 5.8 договора в следующей редакции:

«Оплата за электрическую энергию (мощность) производится Покупателем не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом».

Исключить из текста договора п. 5.9.

Исключить из текста договора п. 5.10.

Исключить из текста договора п. 5.11.

Изложить п. 5.12 договора в следующей редакции:

«Покупатель оплачивает объем безучетного потребления электрической энергии на основании актов о неучтенном потреблении электрической энергии в течение 5-ти банковских дней с даты получения платежных документов».

Исключить из текста договора п. 5.13.

Исключить из текста договора п. 5.14.

Изложить п. 6.1 договора в следующей редакции:

«В связи с тем, что энергопринимающее устройство Покупателя относится ко 2 категории надежности снабжения электроэнергией, для него:

а) допустимое число часов отключения в год составляет 24 час.;

б) срок восстановления энергоснабжения составляет время выезда аварийной выездной бригады».

Изложить п. 7.3 договора в следующей редакции:

«Частичное ограничение режима потребления производится:

Покупателем самостоятельно под контролем владельца электрических сетей (организации, осуществляющей транспортировку электроэнергии);

Владельцем электрических сетей (организацией, осуществляющей транспортировку электроэнергии) при наличии технической возможности снижения объема электрической энергии, подаваемой покупателю, в случае его отказа самостоятельно произвести ограничение режима потребления либо в случае введения аварийных ограничений».

Изложить п. 7.4 договора в следующей редакции:

«При отказе покупателя самостоятельно произвести ограничение режима потребления путем отключения собственных энергетических устройств владелец электрических сетей (организация, осуществляющая транспортировку электроэнергии) вправе ввести ограничение режима потребления электроэнергии с питающих центров с уведомлением покупателя об этом за сутки».

Изложить п. 7.5 договора в следующей редакции:

«  В случае отсутствия технической возможности введения полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии и отказа покупателя самостоятельно произвести ограничение режима потребления владелец электрических сетей (организация, осуществляющая транспортировку электроэнергии) вправе произвести необходимые переключения в энергопринимающих устройствах покупателя в присутствии уполномоченных представителей Гарантирующего поставщика и покупателя».

Изложить п. 7.6 договора в следующей редакции:

«Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Покупателем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору применяется в следующем порядке:

а) Гарантирующий поставщик направляет Покупателю уведомление (любым способом: факсом, письмом, нарочным) за 5 рабочих дней о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок.

В указанный срок Покупатель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) Гарантирующий поставщик обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с Покупателем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы;

в) в случае непогашения (неоплаты) указанной задолженности Покупателем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а через 5 дней с даты такого ограничения режима потребления - до уровня аварийной брони.

В случае если Покупатель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, владелец электрических сетей не вправе производить действия по ограничению режима потребления и обязан известить об этом Гарантирующего поставщика. Гарантирующий поставщик обязан повторно уведомить Покупателя и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о дате введения такого ограничения режима потребления. Гарантирующий поставщик обязан также уведомить федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (его территориальный орган). Владелец электрических сетей в указанный в повторном уведомлении срок обязан произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей Покупателя (с обязательным уведомлением указанных органов государственной власти в случае неявки их представителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет Покупатель. Эти положения также распространяются на случаи неготовности Покупателя к полному ограничению режима потребления;

г) если по истечении 10 дней с даты введения ограничения режима потребления до уровня аварийной брони Покупателем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления Покупателя и уполномоченных органов государственной власти о дне и часе введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения режима потребления;

д) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности Покупателя, либо на основании соглашения сторон или по решению суда».

Исключить из текста договора п. 7.7.

Исключить из текста договора п. 7.8.

Исключить из текста договора п. 7.9.

Изложить п. 7.10 договора в следующей редакции:

«  В случае исполнения Покупателем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности и предоставления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, не менее чем за 5 часов до введения ограничения режима электропотребления, ограничение режима потребления не вводится».

Изложить п. 7.11 договора в следующей редакции:

«Покупатель оплачивает Гарантирующему поставщику затраты, понесенные Гарантирующим поставщиком в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления по требованию Гарантирующего поставщика с приложенными к нему документами, подтверждающими затраты».

Изложить п. 7.12 договора в следующей редакции:

«Отмена ограничения режима потребления, примененного в случае прекращения обязательств сторон по договору, а также в случае выявления бездоговорного потребления, осуществляется после заключения договора либо продления срока действия договора, на основании которого осуществляется энергоснабжение Покупателя».

Изложить п. 7.19 договора в следующей редакции:

«При выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого покупателем в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети владельца электрических сетей (организации, осуществляющей транспортировку электроэнергии) с нарушением установленного порядка технологического присоединения, владелец электрических сетей (организация, осуществляющая транспортировку электроэнергии) вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении покупателя в порядке и в случаях, предусмотренных Правилами».

Исключить из текста договора п. 8.1.

Исключить из текста договора п. 8.2.

Изложить п. 8.5 договора в следующей редакции:

«Стороны оформляют акт сверки расчетов за поставленную, оплаченную электрическую энергию и других платежей, предусмотренных настоящим договором, на 1 число каждого месяца, который должен быть возвращен второй стороне до 25 числа месяца, следующего за расчетным. До 15 числа месяца, следующего за расчетным, оформляется 2-х сторонний акт об объемах фактически полученной покупателем электроэнергии в кВтч».

Исключить из текста договора п. 8.7.

Изложить абз. 2 п. 8.9 договора в следующей редакции:

«В случае неисполнения сторонами обязательств по настоящему договору споры подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Томской области в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Исключить из текста договора п. 8.10.

Исключить из текста договора п. 9.2.

Исключить из текста договора п. 9.4.

Исключить из текста договора п. 9.5.

Изложить абз. 5 раздела 10 договора в следующей редакции:

«Приложение № 5 Регламент порядка расчетов».

Взыскать с открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» (ОГРН 1057000128184; ИНН 7017114680; место нахождения: 634034, г. Томск, ул. Котовского, 19) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибтерм-Эксплуатация» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Н.Н. Какушкина