ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-4876/2022 от 04.08.2022 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-4876/2022

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2022 года

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповой Н.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Заместителя Прокурора Томской области (634029, <...>) к Администрации Воронинского сельского поселения (634532, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от заявителя: ФИО1, служебное удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Томской области (далее по тексту – заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации Воронинского сельского поселения (далее по тексту – Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившееся в длительном непринятии мер по размещению в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления http://www.voronadm.ru информации, предусмотренной пунктами 1-6 части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и пунктами 1-14 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В обоснование заявленного требования заместитель прокурора Томской области указал, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения Администрацией Воронинского сельского поселения требований законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления были выявлены нарушения, выразившиеся в не размещении на официальном сайте Администрации общедоступной информации, предусмотренной пунктами 1-6 части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также информации, предусмотренной пунктами 1-14 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Отсутствие на официальном сайте Администрации информации, предусмотренной законодательством нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе, субъектов предпринимательства, деятельность которых подлежит муниципальному контролю, на получение информационной поддержки, создает препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности для неопределенного круга хозяйствующих субъектов и оказывает влияние на создание на территории муниципального образования благоприятных условий для развития бизнеса.

Подробно доводы заявителя изложены письменно в заявлении.

Администрация письменный отзыв на заявление не представила.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

Прокуратурой Томского района Томской области проведена проверка исполнения Администрацией Воронинского сельского поселения требований законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства (в порядке контроля), по результатам которой выявлены следующие нарушения.

В частности, в ходе проверки было установлено, что Администрацией Воронинского сельского поселения создан официальный сайт http://www.voronadm.ru в сети «Интернет», который является электронным общедоступным информационным ресурсом.

16.05.2022 в ходе прокурорской проверки изучены электронные страницы интернет-сайта сельского поселения http://www.voronadm.ru на предмет размещения информации, определенной в пунктах 1-9 части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и установлено, что Администрацией Воронинского сельского поселения в нарушение пунктов 1-6 части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на официальном сайте муниципального образования «Воронинского сельское поселение» в сети «Интернет» в разделе «Поддержка малого и среднего предпринимательства» не размещена следующая информация: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Также на официальном сайте муниципального образования «Воронинского сельское поселение» в сети «Интернет» в нарушение пунктов 1 – 14 ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» отсутствует следующая информация: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля; сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; перечень нормативных правовых актов с указанием структурных
единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их
использование для самообследования; руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации»; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных мероприятий, с указанием категории риска; программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных мероприятий контрольным органом (при проведении таких мероприятий); исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным органом у контролируемого лица; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; сведения о применении контрольным органом мер стимулирования
добросовестности контролируемых лиц; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа; доклады о муниципальном контроле.

В подтверждение отсутствия указанной информации на официальном сайте Администрации, к Акту проверки выполнены скриншоты страниц сайта по состоянию на 16.05.2022.

В связи с выявленными нарушениями прокурором района 11.05.2022 Главе Воронинского сельского поселения внесено представление № 03/1/Прдп123-22-20690008 об устранении нарушений Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», законодательства о противодействии коррупции, согласно которому предложено безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению указанных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации сельского поселения, допустивших указанные нарушения, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокурору Томского района в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.

В ответ на представление прокурора, Администрацией представлено письмо от 26.05.2022 исх. № 301, в котором орган местного самоуправления сообщил, что Администрацией Воронинского сельского поселения совместно с помощником прокурора Свириденко В.А. было рассмотрено представление Прокурора Томского района от 11.05.2022 № 03/1/Прдп123-22-20690008. По результатам рассмотрения представления специалисты Администрации признали указанные в представлении факты нарушений. По итогам рассмотрения представления указали, что полная информация о деятельности Администрации Воронинского сельского поселения в кратчайшие сроки будет размещена на официальном caйте https://www.voronadm.ru сети «Интернет» в соответствии с Федеральным законом №8-ФЗ. Сведения о принятых на территории Воронинского сельского поселения муниципальных нормативных правовых актов доведены до Уполномоченного органа по организации и ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области. Работа по размещению информации о муниципальном контроле на территории Воронинского сельского поселения в соответствии с Федеральным законом 248-ФЗ от 31.07.2020г., ведется. Специалистам Администрации Воронинского сельского поселения указано на недопустимость подобных действий в последующем.

В связи с отсутствием доказательств размещения на официальном интернет-сайте вышеуказанной информации, полагая, что со стороны органа местного самоуправления допущено незаконное бездействие, заместитель прокурора Томской области обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, арбитражный суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 25 части 1 статьи 15, пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Требования к порядку предоставления информационной поддержки установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статьей 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: 1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; 4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ одними из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются: доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства и открытость процедур оказания поддержки.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

1) о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм);

2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

7) о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона;

8) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет". (часть 3 статьи 19 Закона № 209-ФЗ).

Учитывая изложенное, органы местного самоуправления наделены полномочиями размещать на официальных сайтах соответствующую информацию, получать достоверные и актуальные данные от субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления» одними из принципов обеспечения доступности информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Обязанность по размещению указанной информации возникла у органов местного самоуправления с момента вступления в силу Закона № 209-ФЗ, то есть с 01.01.2008.

Приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 № 505 утверждены требования к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Требования).

Согласно п. 2 Требований информация должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической обработки информационными системами без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений.

Информация должна быть доступна пользователям без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя платы (п. 3 Требований).

Информация подлежит обновлению в срок не более 3 рабочих дней со дня ее изменения (п. 4 Требований).

При размещении информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, наделенного отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, такая информация должна быть доступна пользователям путем последовательного перехода по гиперссылкам в отдельный раздел сайта, начиная с главной страницы сайта (п. 8 Требований).

Таким образом, отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления либо на сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" необходимой информации влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов на получение информационной поддержки, прав неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации и препятствует созданию на территории Воронинского сельского поселения благоприятных условий для развития бизнеса.

Кроме того, 01.07.2021 в силу вступил Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ), а также ряд иных подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию его положений.

В силу статьи 1 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ под муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Муниципальный контроль должен быть направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Согласно части 1 статьи 26 Закона № 248-ФЗ контрольными органами являются наделенные полномочиями по осуществлению муниципального контроля органы местного самоуправления.

Установлено, что администрацией Воронинского сельского поселения осуществляются следующие виды муниципального контроля:

- муниципальный контроль в сфере благоустройства на территории муниципального образования «Воронинское сельское поселение» (согласно пункту 4 Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории муниципального образования «Воронинское сельское поселение», утвержденного решением Совета Воронинского сельского поселения от 27.12.2021 №30);

- муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования «Воронинское сельское поселение» (согласно пункту 4 Положения о муниципальном жилищном контроле на территории муниципального образования «Воронинское сельское поселение», утвержденного решением Совета Воронинского сельского поселения 27.12.2021 № 31);

- муниципальный контроль на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве на территории муниципального образования «Воронинское сельское поселение» (согласно пункту 3 Положения о муниципальном жилищном контроле на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве на территории муниципального образования «Воронинское сельское поселение», утвержденного решением Совета Воронинского сельского поселения 27.12.2021 № 32).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты часть 1 статьи 22 Закона № 248-ФЗ).

Частью 2 статьи 44 Закона № 248-ФЗ предусмотрено, что программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) ежегодно утверждается по каждому виду контроля и состоит из следующих разделов:

1) анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание
текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда;

2) цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда;

3) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;

4) показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда.

Контрольный (надзорный) орган при утверждении программы профилактики рисков причинения вреда учитывает категории риска, к которым отнесены объекты контроля. Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» в целях общественного обсуждения проект программы профилактики размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» не позднее 1 октября предшествующего года с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения. В обязательном порядке контрольным (надзорным) органом должна быть представлена возможность направления предложений на электронную почту контрольного (надзорного) органа.

В силу пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990 результаты общественного обсуждения (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учете (в том числе частичном) или отклонении) размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» не позднее 10 декабря предшествующего года.

Таким образом, администрация Воронинского сельского поселения обязана в сети «Интернет» размещать вышеуказанную информацию.

К числу профилактических мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами статьей 45 Закона № 248-ФЗ отнесено информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах при их наличии) и в иных формах (часть 2 статьи 46 Федерального закона № 248-ФЗ).

Перечень информации, которую контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет» установлен частью 3 статьи 46 Федерального закона № 248-ФЗ.

В силу указанной нормы на официальном сайте органа местного самоуправления должна размещаться следующая информация:

1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля;

2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;

3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

4) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их
использование для самообследования;

5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;

6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;

7) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных мероприятий, с указанием категории риска;

8) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных мероприятий контрольным органом (при проведении таких мероприятий);

9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным органом у контролируемого лица;

10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

11) сведения о применении контрольным органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;

12) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

13) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

14) доклады о муниципальном контроле.

Из материалов дела следует, что прокурорской проверкой установлено, что в нарушение приведенных выше требований законодательства информация, предусмотренная пунктами 1-9 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, на официальном сайте Администрации Воронинского сельского поселения (http://www.voronadm.ru) размещена не в полном объеме.

Так, на момент проверки на указанном сайте органа местного самоуправления в разделе «Поддержка малого и среднего предпринимательства» не размещена информация, предусмотренная пунктами 1-6 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, а именно: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в нарушение части 3 статьи 46 Федерального закона № 248-ФЗ на официальном сайте муниципального образования «Воронинское сельское поселение» (http://www.voronadm.ru) в сети «Интернет» отсутствует раздел, предназначенный для информирования контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в рамках осуществления органами местного самоуправления Воронинского сельского поселения муниципального контроля, а также не размещена информация, предусмотренная пунктами 1-14 части 3 статьи 46 Федерального закона № 248-ФЗ.

Соответственно, Администрацией Воронинского сельского поселения допущено незаконное бездействие, выраженное в непринятии в течение длительного периода мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» необходимой и полной информации для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также информации, предназначенной для информирования контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в рамках осуществления органами местного самоуправления Воронинского сельского поселения муниципального контроля.

Указанное бездействие подтверждается актом проверки интернет-сайта http://www.voronadm.ru от 16.05.2022, скриншотом со страниц сайта, представлением от 11.05.2022 № 03/1/Прдп123-22-20690008, письмом Администрации Воронинского сельского поселения от 26.05.2022 исх.№ 301.

Администрацией возражений по указанным обстоятельствам не заявлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку факт незаконности бездействия, а также нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц подтверждены материалами дела, то требования заместителя прокурора Томской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку заявитель и заинтересованно лицо освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Воронинского сельского поселения, выразившееся в длительном непринятии мер по размещению в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления http://www.voronadm.ru информации, предусмотренной пунктами 1-6 части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и пунктами 1-14 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Обязать Администрацию Воронинского сельского поселения устранить нарушения законодательства путем размещения в сети Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления http://www.voronadm.ru
необходимой для развития малого и среднего предпринимательства
информации, предусмотренной пунктами 1-6 части 2 статьи 19 Федерального
закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово- экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Обязать администрацию Воронинского сельского поселения устранить нарушения законодательства путем размещения в сети «Интернет» на
официальном сайте органа местного самоуправления http://www.voronadm.ru
информации, предусмотренной пунктами 1-14 части 3 статьи 46 Федерального
закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской Федерации», а именно: тексты
нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального
контроля; сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты,
регулирующие осуществление муниципального контроля, о сроках и порядке их
вступления в силу; перечень нормативных правовых актов с указанием
структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка
соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах
ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с
текстами в действующей редакции; утвержденные проверочные листы в
формате, допускающем их использование для самообследования; руководства по
соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в
соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; перечень индикаторов риска нарушения обязательных; требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных мероприятий, с указанием категории риска; программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных мероприятий контрольным органом (при проведении таких мероприятий); исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным органом у контролируемого лица; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; сведения о применении контрольным органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа; доклады о муниципальном контроле.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья Л.М. Ломиворотов