ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-503/08 от 22.04.2008 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-503/08

22.04.2008г. оглашена резолютивная часть

28.04.2008г. изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Томской области

в составе:

судьи, председательствующего в судебном заседании Гудыма В.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ворониной С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Мельникова Олега Владимировича

к Финансово – экономическому управлению Администрации Первомайского района Томской области

о признании незаконным бездействия Финансово-экономического управления Администрации Первомайского района Томской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области

третье лицо: Администрация Первомайского района Томской области

при участии:

от заявителя - Мельников О.О. по доверенности от 07.02.2007 №2333

от ответчика – Сиберт И.И. на основании распоряжения №59 л/с от 30.12.2005г.

от третьего лица - Салаватуллина Л.А. по доверенности от 11.01.2007г.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Мельников Олег Владимирович обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Финансово – экономическому управлению Администрации Первомайского района Томской области о признании незаконным бездействия Финансово-экономического управления администрации Первомайского района Томской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области.

По мнению заявителя, Финансово-экономическое управление администрации Первомайского района Томской области незаконно не приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области в нарушение абз. 6 п.3 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ), а также в нарушение абз.1 п.7 ст. 242.5 БК РФ.

От Финансово-экономического управления Администрации Первомайского района Томской области представлен отзыв в соответствии с которым требования заявителя ответчик не признает, ссылаясь на то, что согласно поступившего заявления Мельникова О.В. и приложенных к нему документов ФЭУ направило 20 декабря 2007 года в Администрацию Первомайского района уведомление. Администрацией Первомайского района представлено сообщение, что задолженность образована в результате неисполнения обязательств получателями муниципальной гарантии, выданной в 2001 году. В смете расходов администрации района данные денежные суммы не заложены. В связи с тем, что средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности у Администрации Первомайского района нет, т.к. данными видами деятельности она не занимается. Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации.

От третьего лица представлен отзыв, в котором требования заявителя Администрацией Первомайского района считает необоснованными.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил основания для признания незаконным бездействия в соответствии со ст. 49 АПК РФ, при этом указал, что Администрация Первомайского района Томской области не приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области в нарушение абз.1 п.7 ст. 242.5 БК РФ. Также указал, что бездействие совершено 31.01.2008 г. и носит длящейся характер. Бездействие состоит в том, что ФЭУ не приостановило осуществление операций на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области №04902710010, № 03902710010 до исполнения исполнительных документов №094694 по делу №А67-1761/07, №093174 по делу №А67-753/07, №094371 по делу №А67-1760/07, №094699 по делу №А67-751/07. Место совершения бездействия – с. Первомайское Томской области. Указанным бездействием нарушено право заявителя в сфере предпринимательской деятельности – право на получение денег от ответчика, а также на соблюдение процедуры.

В судебном заседании представитель ответчика просил в удовлетворении требований заявителя отказать по основаниям, указанным в отзыве. При этом указал, что документа, подтверждающего исполнение судебных актов, документов об отсрочке, рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, отменяющих или приостанавливающих исполнение судебных актов администрация не получала.

Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика, пояснила, что требования заявителя не законны. При этом указав, что документов подтверждающего исполнение судебных актов, документов об отсрочке, рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, отменяющих или приостанавливающих исполнение судебных актов, администрация не предъявляла.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом принято уточнение оснований предмета требований и спор рассмотрен исходя из уточненных оснований предмета требований.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Томской области находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 30.10.2007г. индивидуальный предприниматель Мельников О.В. в соответствии со ст. 242.1 БК РФ направил Финансово – экономическому управлению Администрации Первомайского района Томской пять исполнительных листов на взыскание денежных средств с Администрации Первомайского района Томской области (должника): N 094369 по делу N А67-1760/07, N 094694 по делу N А67-752/07, N 094699 по делу N А67-751/07, N 094371 по делу N А67-1761/07, N 093174 по делу N А67-753/07 и приложенные к ним копии судебных актов, на основании которых выданы эти исполнительные листы.

20.12.2007г.Финансово–экономическое управление Администрации Первомайского района Томской в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 242.5 БК РФ уведомило Администрацию Первомайского района Томской о поступлении исполнительных документов и дате их приема к исполнению и направило должнику копии судебных актов и заявление.

09.01.2008г. Администрация Первомайского района направило ответ на уведомление от 20.12.2007 №270. Из содержания данного ответа следует, что образовавшаяся у Администрации Первомайского района задолженность перед предпринимателем Мельниковым О.В. является результатом неисполнения обязательств получателями муниципальной гарантии, выданной в 2001 году Администрацией Первомайского района и учтенной в бюджете Первомайского района в 2002 году в качестве муниципальной гарантии. Администрации Первомайского района соответствующих лимитов и объемов финансирования расходов для погашения образовавшейся задолженности не доведено. В соответствии с ч.3 ст. 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Данных видов деятельности Администрация Первомайского района не осуществляет.

У Администрации Первомайского района Томской области открыты лицевые счета №04902710010, № 03902710010.

Финансово–экономическое управление Администрации Первомайского района Томской получив данный ответ, посчитав, что совершены все действия, предусмотренные ст. 242.5 БК РФ, вопрос относительно приостановления осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области не рассматривало.

В связи с этим, индивидуальный предприниматель, полагая, что его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности нарушены обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия Финансово-экономического управления Администрации Первомайского района Томской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 1 ст. 242.1 исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно ст. 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Согласно абз.1 п.7 ст. 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Как следует из материалов дела, Администрацией Первомайского района Томской области (должник) в срок до 31.01.2008г. установленный БК РФ (три месяца с момента поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений) исполнительные документы - исполнительные листы, выданные по делам Арбитражного суда Томской области: А67-1760/07 (исполнительный лист № 094369), А67- 752/07 (исполнительный лист №094694), А67-751/07 (исполнительный лист №094699), А67-1761/07 (исполнительный лист №094371) , А67-753/07 (исполнительный лист №093174) исполнены не были.

Указанное обстоятельство является основанием в соответствии абз.1 п.7 ст. 242.5 БК РФ для приостановления Финансово – экономическим управлением Администрации Первомайского района Томской области операций по расходованию средств на всех лицевых счетах №04902710010, №03902710010 Администрации Первомайского района Томской области.

Таким образом, Финансово – экономическим управлением Администрации Первомайского района Томской области незаконно не приостановило 31.01.2008 года осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области за №04902710010, №03902710010 в связи с неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов за №№ 094369, 094694, 094699, 094371, 093174. Указанное бездействие нарушает право заявителя в сфере предпринимательской деятельности – право на получение денежных средств, а также право на соблюдение процедуры, установленной БК РФ.

В соответствии с п.5 ст. 201 АПК РФ суд, в случае признания бездействия незаконным, обязан в резолютивной части решения по делу указать на обязанность органа местного самоуправления совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Исходя из изложенного, суд считает необходимым признать бездействие Финансово - экономического управления Администрации Первомайского района Томской области, выразившееся в не приостановлении 31.01.2008 года осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области за №04902710010, №03902710010 в связи с неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов за №№ 094369, 094694, 094699, 094371, 093174, как несоответствующее Бюджетному Кодексу РФ. И обязать Финансово - экономическое управление Администрации Первомайского района Томской области в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть вопрос в порядке ст. 242.5 Бюджетного Кодекса РФ о приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области №04902710010, №03902710010 по исполнительным листам, выданным по делам Арбитражного суда Томской области: А67-1760/07 (исполнительный лист № 094369), А67- 752/07 (исполнительный лист №094694), А67-751/07 (исполнительный лист №094699), А67-1761/07 (исполнительный лист №094371), А67-753/07 (исполнительный лист №093174).

Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Финансово - экономического управления Администрации Первомайского района Томской области, выразившееся в не приостановлении 31.01.2008 года осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области за №04902710010, №03902710010 в связи с неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов за №№ 094369, 094694, 094699, 094371, 093174, как несоответствующее Бюджетному Кодексу РФ.

Обязать Финансово - экономическое управление Администрации Первомайского района Томской области в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть вопрос в порядке ст. 242.5 Бюджетного Кодекса РФ о приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Первомайского района Томской области №04902710010, №03902710010 по исполнительным листам, выданным по делам Арбитражного суда Томской области: А67-1760/07 (исполнительный лист № 094369), А67- 752/07 (исполнительный лист №094694), А67-751/07 (исполнительный лист №094699), А67-1761/07 (исполнительный лист №094371) , А67-753/07 (исполнительный лист №093174).

Взыскать с Финансово - экономического управления Администрации Первомайского района Томской области в пользу индивидуального предпринимателя Мельникова Олега Владимировича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 руб.

Решение суда может быть обжаловано.

Судья Гудым В.Н.