ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-5057/13 от 28.10.2013 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Томск Дело №А67-5057/2013

28.10.2013г.

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Гелбутовского В. И.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хорошее настроение», ОГРН 1117017010967, ИНН 7017287192 (далее по тексту: ООО «Хорошее настроение», «Общество», «Заявитель»)

к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Томской области (далее по тексту: «УФАС России по Томской области», «административный орган», «Ответчик»)

об отмене постановления о назначении административного наказания по делу №06-09/177-13 от 02.07.2013г.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Хорошее настроение» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Томской области об отмене постановления о назначении административного наказания по делу №06-09/177-13 от 02.07.2013г., согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ и последнему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

В обоснование требований представитель Заявителя указал, что административным органом не доказан факт совершения ООО «Хорошее настроение» инкриминируемого административного правонарушения, поскольку Общество не изготавливало, не определяло объект рекламирования и содержание распространенной рекламы, при этом, вопрос кто именно изготавливал либо определял объект рекламирования или его содержание УФАС России по Томской области не исследовался.

В письменном отзыве на заявление административный орган возражал против требований Заявителя, считает, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, материалы дела содержат достаточно доказательств того, что именно ООО «Хорошее настроение» является рекламодателем спорной рекламы.

Более подробно доводы сторон изложены в заявлении и отзыве на заявление.

В соответствии со ст.228 АПК РФ дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «Хорошее настроение» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.09.2011г. ИФНС России по г.Томску, включено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1117017010967, последнему присвоен ИНН 7017287192.

26.03.2013г. Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело №06-11/03-13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное по факту распространения в г.Томске рекламы ночного клуба «Правда», установив, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Хорошее настроение», приняла решение (полный текст изготовлен 09.04.2013г.), согласно которому признала ненадлежащей рекламу ночного клуба «Правда», распространяемую в г.Томске на наружных стенах и остановках общественного транспорта следующего содержания: «Увеселительная партия Советского Союза PRAVDA Орган Центрального Комитета КПСС. Клуб основан 13 октября 2012года В.И. Лениным. №1(62154) Суббота, 13 октября 2012года, Тираж 300.000 единиц Цена 20 коп. 13 октября | Суббота в 21:00 по местному времени состоится Техническое открытие Приглашаем всех партийных! На повестке собрания: авторская буффонада от В.И. Ленина, заселение жильцов в новую коммунальную квартиру, пролетарский фуршет, доклады о хороводах, поднятие знамени, лотерея для партийных, ансамбля комсомолок с оркестром! К концу собрания ожидается перебои с напитками, официозностью и скукой!...», содержащую изображения государственных наград СССР - орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции; «Увеселительная партия Советского Союза PRAVDA Орган Центрального Комитета КПСС. Клуб основан 13 октября 2012года В.И. Лениным. №2(62155) Пятница, 7 декабря 2012года, Тираж 300.001 единиц Цена 25 коп. 7 декабря пятница] 21:00 Новый ночной клуб «Правда» Официальное открытие Московский гость: JENYA MISHELL (Live vocal | ex.Slivki) Проспект Владимира Ильича Ленина, дом 41. Телефон секретаря, ответственного за столики для заседаний - 225.224 Контроль лица. Форма одежды -парадная! 21+», содержащую образы государственных наград СССР - орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Должностным лицом отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования УФАС России по Томской области в отношении ООО «Хорошее настроение» составлен протокол об административном правонарушении от 20.06.2013г. в котором зафиксирован факт нарушения законодательства о рекламе, выразившейся в распространении ненадлежащей рекламы, рекламодателем которой признано Общество, за что предусмотрена ответственность по ч.1 ст.14.3 КоАП.

Руководитель УФАС России по Томской области, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 20.06.2013г. и материалы дела №06-09/177-13 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «Хорошее настроение» вынес постановление о назначении административного наказания по делу №06-09/177-13 от 02.07.2013г. (от 04.07.2013 №ЕЧ/4018), согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 КоАП РФ и последнему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

ООО «Хорошее настроение» полагая, что оспариваемый акт является незаконным и нарушающим права последнего, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Необходимыми элементами состава административного правонарушения являются: надлежащий субъект, наличие события правонарушения, его противоправность, вина субъекта правонарушения.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом предусмотренных данной статьей административных правонарушений являются общественные отношения в области рекламы

Объективная сторона административных правонарушений состоит в нарушении обязательных требований Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту: «Федеральный закон о рекламе»).

Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом о рекламе, целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статья 3 Федерального закона о рекламе содержит основные понятия, используемые в настоящем законе.

Так под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п.1 ст.3 Федерального закона о рекламе).

При этом, рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 Федерального закона о рекламе).

В силу ч.6 ст.5 Федерального закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Как следует из материалов дела, в УФАС России по Томской области поступили обращения граждан, а также депутата Законодательной думы Томской области по поводу того, что на наружных стенах зданий и остановок общественного транспорта распространялись плакаты с информацией следующего содержания: «Увеселительная партия Советского Союза PRAVDA Орган Центрального Комитета КПСС. Клуб основан 13 октября 2012года В.И. Лениным. №1(62154) Суббота, 13 октября 2012года, Тираж 300.000 единиц Цена 20 коп. 13 октября | Суббота в 21:00 по местному времени состоится Техническое открытие Приглашаем всех партийных! На повестке собрания: авторская буффонада от В.И. Ленина, заселение жильцов в новую коммунальную квартиру, пролетарский фуршет, доклады о хороводах, поднятие знамени, лотерея для партийных, ансамбля комсомолок с оркестром! К концу собрания ожидается перебои с напитками, официозностью и скукой!...», содержащую изображения государственных наград СССР - орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции; «Увеселительная партия Советского Союза PRAVDA Орган Центрального Комитета КПСС. Клуб основан 13 октября 2012года В.И. Лениным. №2(62155) Пятница, 7 декабря 2012года, Тираж 300.001 единиц Цена 25 коп. 7 декабря пятница] 21:00 Новый ночной клуб «Правда» Официальное открытие Московский гость: JENYA MISHELL (Live vocal | ex.Slivki) Проспект Владимира Ильича Ленина, дом 41. Телефон секретаря, ответственного за столики для заседаний - 225.224 Контроль лица. Форма одежды -парадная! 21+», содержащую образы государственных наград СССР - орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции.

25.12.2012 состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России, установившего, что используемые в рекламе ночного клуба «Правда» образы государственных наград СССР- Ордена Ленина, Ордена Октябрьской революции способны оскорбить чувства участников Великой Отечественной войны, участников иных исторических событий, бывших граждан Советского Союза, пожилых людей, а также принизить значимость отдельных лиц и исторических событий, а используемые в рекламе ночного клуба «Правда» формулировки «увеселительная партия Советского Союза», «Орган Центрального Комитета КПСС», «авторская буффонада от В.И. Ленина» способны оскорбить чувства граждан с коммунистическими политическими взглядами, участников исторических событий, бывших граждан Советского Союза, бывших членов КПСС, пожилых людей, а также принизить значимость отдельных лиц и исторических событий.

Как следует из протокола заседания комиссии УФАС России по Томской области по рассмотрению дела №06-11/03-13 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 26.03.2013г. в ходе рассмотрения данного дела представитель ООО «Хорошее настроение», действовавший на основании доверенности, пояснил, что «в подобной стилистики были выпущены 2 афиши на техническое открытие 13 октября и на 7 декабря формата А2 по 200 штук каждая, которые печатались в Новосибирской типографии. На момент открытия клуба «Правда», последние разместили объявления на сайте, получили макеты, которые понравились».

В ходе производства дела об административном правонарушении, представитель ООО «Хорошее настроение» Филипенко В.Н., действующий на основании доверенности от 01.07.2013г., также указал, что все произошедшее является недосмотром со стороны директора Бурдюгова В.Н., что до вынесения УФАС России по Томской области предписания все вывески и изображения спорной рекламы представители Общества убрали.

Таким образом, Общество не оспаривало сам факт наличия указанных выше плакатов, а также их содержание, которое последнему было известно, при этом, как указал представитель ООО «Хорошее настроение», полученные макеты им были согласованы.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу, что размещенная спорная информация является рекламой, так как отвечает определению «реклама», направлена на привлечение неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – ночному клубу «Правда», что ООО «Хорошее настроение» является лицом определившим объект рекламирования (ночной клуб «Правда»), что, в свою очередь, соответствует понятию «рекламодатель», установленному в п. 5 ст.3 Федерального закона о рекламе.

То обстоятельство, что, как указывает Заявитель, последний не изготавливал и не определял содержание распространенной рекламы, не может свидетельствовать об отсутствии состава правонарушения, поскольку, как установлено в ходе разбирательства, и подтверждается самим Обществом (протокол заседания комиссии УФАС России по Томской области от 26.03.2013г.) Заявитель согласовал тот рекламный материал, который был размещен в последствии.

Доказательств в опровержение данного вывода в материалы дела не представлено, данный факт судом считается установленным.

Таким образом, в данном случае ответственность за нарушение ч.6 ст.5 Федерального закона о рекламе несет ООО «Хорошее настроение» как рекламодатель.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе: протокол об административном правонарушении, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иные виды доказательств.

Представленными Ответчиком доказательствами, а именно: протоколом заседания Экспертного совета по рекламе при Томском УФАС России от 26.12.2012г., протоколами заседаний комиссии по рассмотрению дела №06-11/03-13: от 11.02.2013г., от 15.02.2013г., от 26.03.2013г., пояснениями представителей Заявителя: от 11.02.2013г. и от 02.07.2013г., решением по делу №06-11/03-13 от 26.03.2013 (полный текст изготовлен 09.04.2013г.), протоколом об административном правонарушении от 20.06.2013г., фототаблицей и распечатками с Интернет сайтов, подтвержден факт нарушения Обществом требований законодательства о рекламе, соблюдение которого является обязательным при осуществлении деятельности.

С учетом изложенного, наличие событие правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, факт совершения правонарушения Заявителем не оспаривается; судом считается установленным, обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Содержание протокола соответствует требованиям, предусмотренным в ст.28.2 главы 28 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в ч.2 ст.28.2, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение, и др., также имеется отметка о разъяснении прав.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд считает вину Общества в совершении вменяемого административного правонарушения доказанной.

Исходя из того обстоятельства, что совершенное Заявителем административное правонарушение посягает на правоотношения в сфере рекламы, принимая во внимание, что спорная реклама способна оскорбить чувства участников Великой Отечественной войны, участников иных исторических событий, бывших граждан Советского Союза, пожилых людей, что подтверждается фактом обращений граждан в адрес органов государственной власти и общественных организаций, а также, что материалами дела не подтвержден факт своевременного принятия Обществом необходимых мер по соблюдению требований законодательства о рекламе, отсутствия возможности для их соблюдения, оснований считать недоказанной вину ООО «Хорошее настроение» в совершенном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, у суда не имеется.

В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Поскольку факт нарушения и вина ООО «Хорошее настроение» подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления о назначении административного наказания по делу №06-09/177-13 от 02.07.2013г. требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, а также о нарушении прав и законных интересов Заявителя, не усматривается.

Руководствуясь статьями ч.1 ст.14.3, 30.7 КоАП РФ, 167-175, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Хорошее настроение» о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу №06-09/177-13 от 02.07.2013г., вынесенного должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья В.И. Гелбутовский.