ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-5121/10 от 29.09.2010 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело №А67-5121/2010

дата объявления резолютивной части - 29 сентября 2010 года

дата изготовления решения в полном объеме – 04 октября 2010 года

Судья Арбитражного суда Томской области Гапон А.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Гапон А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибстрой»

к Администрации г.Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска

о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска и Администрации города Томска, выразившиеся в не подготовке и непринятии решения по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями»;

об обязании Администрации города Томска вынести решение по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями»

при участии:

от заявителя - Жирнова Е.В. - доверенность от 29.07.2010г., паспорт 69 01 №258938;

от Администрации г. Томска – Осипова К.А. – доверенность №5793 от 22.09.2010г., удостоверение №47;

от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска – Кулешова А.Ю.- доверенность от 27.11.2009г. №7-ЮО, удостоверение №038;

УСТАНОВИЛ:

  Общество с ограниченной ответственностью «Сибстрой» обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации г.Томска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска ( с учетом заявления об уточнении требований от 26.08.2010 года) о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска и Администрации города Томска, выразившиеся в не подготовке и непринятии решения по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями»; об обязании Администрации города Томска вынести решение по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями»

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно представленных пояснениях, в частности, указала следующее: ООО «Сибстрой» 03.08.2006 года обратилось в Администрацию г. Томска (в лице Мэра г. Томска) с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения объекта «Административное здание со складскими помещениями» по адресу: г. Томск, ул. Боровая, 4, площадью 4 241 кв.м.

Постановлением Мэра г. Томска № 2061з от 02.08.2007г. ООО «Сибстрой» предварительно согласовано место размещение административного здания со складскими помещениями по ул. Боровая, 4 - утвержден Акт выбора земельного участка от 21.08.2006г., определены границы на топографическом плане (приложение 2 к Постановлению № 2061з от 02.08.2007г.). ООО «Сибстрой» за свой счет выполнило в отношении земельного участка кадастровые работы и поставил на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.11.2008г. № 21/08-18-150.

ООО «Сибстрой» на основании п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ обратилось в Администрацию г. Томска с заявлением о предоставлении ему земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Боровая, 4 для строительства Административного здания со складскими помещениями в аренду.

Письмом от 10.12.2008г. № 01-01-19/10447 Департамент архитектуры и градостроительства на заявление ООО «Сибстрой» о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Боровая, 4 сообщил, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы г. Томска от 27.11.2007г. № 687 изменена зона земельного участка по ул. Боровая, 4 на зону Р-2, которой не предусмотрено размещение административного здания со складскими помещениями, в связи с этим предложил обратиться с соответствующим заявлением в комиссию по вопросам землепользования и застройки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, представитель заявителя полагает, что в нарушение положений п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Томска и Администрация города Томска допустили неправомерное бездействие, при этом нарушены права и законные интересы ООО «Сибстрой». Относительно соблюдения срока обращения в арбитражный суд представитель заявителя указала, что ООО «Сибстрой» стало известно о нарушении его прав и законных интересов в мае 2010 года после получения письма комиссии по землепользованию и застройки от 14.05.2010 года №1263 з согласно которому комиссия пришла к выводу, что оснований для повторного рассмотрения вопроса об изменении зоны земельного участка по адресу- г.Томск, ул.Боровая, 4 отсутствуют. Таким образом, срок на признание незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления не пропущен.

Представитель Департамента против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных письменных пояснениях, в частности, пояснил следующее:

- бездействие предполагает несовершение органом, должностным лицом действий, которые в силу закона был обязан совершить, либо непринятие решений в нарушение обязанности, возложенной на данный орган законом, иными правовыми актами, т.е. бездействие предполагает незаконное отсутствие со стороны обязанного в установленном порядке лица каких-либо действий вообще, в данном случае нет оснований утверждать, что со стороны департамента и администрации г. Томска допущено бездействие по вопросу предоставления земельного участка в аренду ООО «Сибстрой» для размещения административного здания со складскими помещениями.

По заявлению ООО «Сибстрой» о предоставлении в аренду ранее образованного земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Боровая, 4 департамент строительства и архитектуры (ДСиА) (ныне - департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска ДАиГ) письмом от 10.12.2008 № 01-01-19/10447 сообщил заявителю о невозможности предоставления земельного участка в аренду.

- учитывая факт рассмотрения заявления и направления по нему мотивированного ответа в установленный срок, представляется необоснованным довод заявителя о допущенном Департаментом бездействии; в письме от 10.12.2008 года № 01-01-19/10447 выражен отказ в предоставлении ООО «Сибстрой» земельного участка в аренду - волеизъявление уполномоченного органа; после направления письма от 10.12.2008 № 01-01-19/10447 работа по заявлению ООО «Сибстрой» была прекращена;

- таким образом, факт бездействия отсутствует при наличии отказа; при этом заявитель не лишен права обжаловать данный отказ. Кроме того, представитель Департамента указал, что заявителем пропущен срок на оспаривание незаконного бездействия ,т.к. узнать о нарушении своего права заявитель должен был по истечении срока, установленного ч.2 ст.32 ЗК РФ, т.е. 24.12.2008 года.

Представитель Администрации г.Томска поддержал доводы представителя Департамента в частности указал, что на момент подачи ООО «Сибсторой» заявления о предоставлении земельного участка – 03.12.2008 года в силу вступили Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» , земельный участок по ул.Боровая, 4 вошел в зону Р-2 (зона городских лесов, лугопарков и зон отдыха). Градостроительным регламентом для данной зоны не предусмотрено размещение административного здания со складскими помещениями, с учетом изложенного считает требование заявителя об обязании администрации г.Томска вынести решение о предоставлении –земельного участка необоснованным.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «Сибстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица ИМНС России по г.Томску 23.12.2003 года, ОРГН 1037000171867, свидетельство о государственной регистрации серии 70 №000365676.

03.08.2006 года ООО «Сибстрой» обратилось в Администрацию г. Томска с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения объекта «Административное здание со складскими помещениями» по адресу: г. Томск, ул. Боровая, 4, площадью 4 241 кв.м.

Постановлением Мэра г. Томска № 2061-з от 02.08.2007г. «О предварительном согласовании ООО «Сибстрой» места размещения административного здания со складскими помещениями по ул.Боровая, 4» ООО «Сибстрой» утвержден акт выбора земельного участка от 21.08.2006г., предварительно согласовано место размещение административного здания со складскими помещениями по ул. Боровая, 4.

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.11.2008г. № 21/08-18-150.

03.12.2008 года ООО «Сибстрой» обратилось с заявлением на имя заместителя Мэра, начальника Департамента Строительства и архитектуры Администрации г.Томска о предоставлении ему земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Боровая, 4 для строительства административно-складских помещений сроком на 2 года, которое зарегистрировано департаментом строительства и архитектуры администрации г.Томска 03.12.2008 года за №521/15 - (л.д.63).

Письмом «О земельном участке по адресу : г.Томск, ул.Боровая, 4» от 10.12.2008г. № 01-01-19/10447 со ссылкой на №521/15 от 03.12.2008 года Департамент строительства и архитектуры Администрации г.Томска сообщил следующее: «Рассмотрев Ваше обращение о предоставлении в аренду ранее образованного земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Боровая, 4 площадью 4219,7кв.м (кадастровый номер 70:21:0100010:0129) для строительства административного здания со складскими помещениями, сообщаем, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 №687, данный земельный участок расположен в зоне лесопарков и городских лесов, лугопарков и зон отдыха (Р-2) и размещение административного здания со складскими помещениями не предусмотрено ни в основном, ни в вспомогательном, ни в условно разрешенном видах использования, предусмотренных данной зоной. Для корректировки территориальной зоны Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в комиссию по вопросам землепользования и застройки (г. Томск, пр. Ленина, 73, каб 11, окно1)». Данное письмо подписано заместителем начальника департамента строительства и архитектуры по земельным отношениям Козеевой А.З. и направлено в адрес заявителя.

В целях корректировки территориальной зоны ООО «Сибстрой» обратилось в комиссию по вопросам землепользования и застройки для изменения зоны земельного участка.

Письмом от 06.03.2009 года №477-з на №4932-з от 22.12.2008 года «О земельном участке, местоположение которого: г.Томск, ул.Боровая, 4» дан следующий ответ: « В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территория вышеуказанного земельного участка расположена в территориальной зоне Р-2 (зона городских лесопарков и городских лесов, лугопарков и зон отдыха), перечнем видов разрешенного использования которой размещение административного здания со складскими помещениями не предусмотрено».

Из письма от 14.04.2009 года №896-з следует, что члены комиссии единогласно приняли решение не изменять вид территориальной зоны реакционного назначения на промышленное и не выносить данный вопрос на публичные слушания.

Из письма от 06.07.2009 года следует, что в настоящий момент возможность исключения данной территории из состава зоны Р-2 отсутствует.

Письмом от 14.05.2010 года №1263з «О внесении изменений в генеральный план о районе земельного участка по адресу- г.Томск, ул.Боровая, 4» первый заместитель мэра г.Томска указал, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, территория вышеуказанного земельного участка расположена в границах территориальной зоны (Р-2) и размещение административного здания со складскими помещениями не предусмотрено, рассматривать вопрос о выдаче разрешения на строительство в границах участка, местоположение которого : г.Томск, ул.Боровая, 4. не представляется возможным.

Считая, что в отношении ООО «Сибстрой» Департаментом и Администрацией г.Томска допущено незаконное бездействие, выразившееся в нарушении предусмотренного ч.2 ст.32 ЗК РФ двухнедельного срока для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду Общество обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статьей 30 Земельного кодекса РФ урегулирован порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По правилу пункта 1 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется двумя способами: без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

В соответствии с пунктом 5 той же статьи Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора.

Юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации), что и было сделано ООО «Сибстрой».

Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункты 2, 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Затем орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

По правилу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявкой юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и за его счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в установленном порядке.

В силу пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии с п.3.26 Положения о Департаменте строительства и архитектуры Администрации г. Томска (приложение № 6 к решению Думы города Томска от 15.09.2006 № 1000), департамент подготавливает совместно с органами по земельным ресурсам и землеустройству проекты муниципальных правовых актов органов местного самоуправления о размещении проведения проектно- изыскательских работ, об изъятии и представлении земельных участков в границах поселений для строительства новых и реконструкции существующих объектов муниципального уровня (ведения).

Согласно Решению Думы г. Томска от 24.05.2005 № 916 Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска включен в структуру Администрации г. Томска. Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку проектов о предоставлении земельных участков под строительство, является Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.

Согласно материалам дела, Департаментом строительства и архитектуры Администрации г. Томска на заявление ООО «Сибстрой» от 03.12.2008 года вх.№521/15 дан ответ письмом от 10.12.2008 №01-01-19/10447, т.е. в пределах двух недельного срока со дня поступления заявления (л. 37). Письмо подписано заместителем департамента строительства и архитектуры по земельным отношениям Кобеевой А.З., которая на основании доверенности №83 от 16.01.2008 года уполномочена администрацией г.Томска от имени муниципального образования «Город Томск» заключать все виды гражданско-правовых договоров в области земельных отношений, согласовывать проекты постановлений мэра г. Томска, подписывать любую исходящую документацию, в том числе ответы на обращения граждан и юридических лиц по вопросам земельных отношений.

Из содержания указанного письма в совокупности с пояснениями представителей Департамента, Администрации г.Томска, данными в судебном заседании, следует, что, рассмотрев заявление ООО «Сибстрой» о предоставлении в аренду ранее образованного земельного участка по адресу: г. Томск, ул. Боровая, 4 площадью 4219,7кв.м (кадастровый номер 70:21:0100010:0129) для строительства административного здания со складскими помещениями, Департамент установил, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 №687, данный земельный участок расположен в зоне лесопарков и городских лесов, лугопарков и зон отдыха (Р-2) и размещение административного здания со складскими помещениями не предусмотрено ни в основном, ни в вспомогательном, ни в условно разрешенном видах использования, предусмотренных данной зоной.

Для корректировки территориальной зоны Департамент предложил ООО «Сибстрой» обратиться с соответствующим заявлением в комиссию по вопросам землепользования и застройки.

Таким образом, ответчик по существу отказал ООО «Сибстрой» предоставлении в аренду ранее образованного земельного участка по адресу- г.Томск, ул.Боровая, 4.

Оснований, которые бы позволяли оценить содержание письма от 10.12.2008 №01-01-19/10447 не как отказ в предоставлении земельного участка в аренду ООО «Сибстрой», а иным образом, из материалов дела не усматривается. Каких-либо специальных требований к форме или содержанию такого рода документов законодательством не предусмотрено; указанные в письме причины о том, что размещение административного здания со складскими помещениями не предусмотрено в зоне Р-2 ( зона лесопарков и городских лесов, лугопарков и зон отдыха), к которой отнесен земельный участок, расположенный по адресу- г.Томск, ул.Боровая, 4, явно свидетельствуют об отказе ООО «Сибстрой» в предоставлении земельного участка и не дают оснований для вывода о том, что работа по заявлению ООО «Сибстрой» Департаментом будет продолжена.

На основании изложенного, исходя из анализа содержания направленного Департаментом в адрес ООО «Сибстрой» письма от 10.12.2008 №01-01-19/10447, с учетом фактических обстоятельств дела, арбитражный суд считает необоснованным довод заявителя о том, что письмо Департамента от 10.12.2008 №01-01-19/10447 не является отказом в предоставлении в аренду ООО «Сибстрой» земельного участка по адресу- г.Томск, ул.Боровая, 4, и приходит к выводу о том, что в указанном письме выражено волеизъявление уполномоченного органа, а именно - отказ Департамента в предоставлении в аренду ранее образованного земельного участка по адресу – г.Томск, ул.Боровая, 4.

Рассмотрев требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации г.Томска, выразившиеся в неподготовке и непринятии решения по заявлению о предоставлению ООО «Сибстрой» земельного участка по адресу –г. Томск, ул.Боровая, 4 для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями» и об обязании Администрации г.Томска вынести решение по заявлению о предоставлении ООО «Сибстрой» земельного участка по адресу –г. Томск, ул.Боровая, 4 для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями» суд отмечает следующее.

Согласно п.1.26 ст.8 Устава г.Томска, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Регулирование отношений по предоставлению земельных участков, испрашиваемых гражданами и юридическими лицами на территории города Томска, распоряжение и управление земельными участками, которые находятся в собственности муниципального образования «Город Томск», осуществляет Мэр города Томска и Администрация города Томска в лице уполномоченного отраслевого органа, осуществляющего управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью на территории муниципального образования «Город Томск».

Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.3 Инструкции по делопроизводству в администрации города Томска, утвержденной Постановлением Мэра города Томска от 15.01.2009 г. № 10, подготовка документов осуществляется в следующем порядке: составление проекта документа, согласование и визирование, печатание, подписание, регистрация и рассылка адресатам; проекты постановлений и распоряжений по поручению Мэра, заявлениям граждан или организаций, а также по собственной инициативе готовят руководители органов (подразделений) администрации или подчиненные им исполнители. Подобным образом готовятся проекты правовых актов и документов в органах администрации города.

При этом проект постановления проходит согласование в соответствующих структурных отраслевых органах администрации г. Томска, каждый из которых проверяет соответствие проекта на предмет вопросов, курируемых этими органами (согласно положениям о данных органах).

В соответствии с п.3.26 Положения о Департаменте строительства и архитектуры Администрации г. Томска (приложение № 6 к решению Думы города Томска от 15.09.2006 № 1000), департамент подготавливает совместно с органами по земельным ресурсам и землеустройству проекты муниципальных правовых актов органов местного самоуправления о размещении проведения проектно- изыскательских работ, об изъятии и предоставлении земельных участков в границах поселений для строительства новых и реконструкции существующих объектов муниципального уровня (ведения).

Таким образом, обязанность по принятию решения относительно заявления ООО «Сибстрой» непосредственно у Администрации г. Томска возникает с момента подготовки проекта муниципального правового акта Департаментом. Данная обязанность Администрации г. Томска опосредована обязанностью Департамента подготовить соответствующий муниципальный правовой акт.

Из материалов дела следует, что Департамент письмом от 10.12.20008 года отказал ООО «Сибстрой» в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу- г.Томск, ул.Боровая, 4 в связи с чем у Администрации г.Томска не возникло оснований для осуществления каких-либо действий по заявлению ООО «Сибстрой» от 03.12.2008 года, в связи с чем требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации г.Томска, выразившиеся в неподготовке и непринятии решения по заявлению о предоставлению ООО «Сибстрой» земельного участка по адресу –г. Томск, ул.Боровая, 4 для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями» и об обязании Администрации г.Томска вынести решение по заявлению о предоставлении ООО «Сибстрой» земельного участка по адресу –г. Томск, ул.Боровая, 4 для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями» не подлежат удовлетворению.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что бездействие Департамента и Администрации г.Томска по заявлению ООО «Сибстрой» от 03.12.2008 года о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу- г.Томск, ул.Боровая, 4, отсутствовало, а имел место отказ со стороны Департамента, правомерность которого и подлежала оспариванию в судебном порядке. Наличие отказа Департамента, выраженного в письме от 10.12.2008 №01-01-19/10447, исключает такой способ защиты, как признание незаконным бездействия Департамента и Администрации г.Томска, поскольку отказ таковым (т.е. бездействием) не является.

Таким образом суд считает, что требования заявителя о признании незаконным бездействия Департамента и Администрации г.Томска, об обязании Администрации города Томска вынести решение по заявлению о предоставлении ООО «Сибстрой» земельного участка по адресу –г. Томск, ул.Боровая, 4 для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями» не подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд считает, что заявитель обратился в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов за пределами установленного процессуального срока.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что ООО «Сибстрой» оспаривает бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска и Администрации города Томска, выразившиеся в не подготовке и непринятии решения по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями»; об обязании Администрации города Томска вынести решение по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями».

Согласно части 4 статьи 198 указанного Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу г.Томск, ул.Боровая, 4 на строительство административно-складских помещений ООО «Сибстрой» обратилось в Департамент строительства и архитектуры Администрации г.Томска 03.12.2008 года, о чем на заявлении имеется штамп входящей корреспонденции от 03.12.2008 года. Письмом от 10.12.2008 года Департаментом в адрес ООО «Сибстрой» направлен ответ.

В судебном заседании представитель заявителя указала, что бездействия ответчиков им оспариваются именно применительно к заявлению от 03.12.2008 года.

В письменном обосновании соблюдения срока обращения в арбитражный суд, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, представитель заявителя указала, что ООО «Сибстрой» стало известно о нарушении его законных прав в мае 2010 года после получения письма Комиссии по землепользованию и застройки от 14.05.2010 года №1263з.

Вместе с тем, из письма от 14.05.2010 года №1263з «О внесении изменений в генеральный план в районе земельного участка по адресу- г.Томск, ул.Боровая, 4» следует, что предметом рассмотрения комиссии являлось рассмотрение вопроса об изменение границ функциональных и территориальных зон по обращениям ООО «Сибстрой» с заявлениями о корректировке территориальной зоны в которой находится земельный участок, расположенный по ул.Боровой, 4.

Суд считает, что с учетом требований заявителя о признании незаконным бездействия Департамента и Администрации г.Томска, выразившихся в не подготовке и непринятии решения по заявлению от 03.12.2008 года о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями» ООО «Сибстрой» стало известно по истечении двухнедельного срока, предусмотренного законодательством для рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков под строительство в связи с чем доводы представителя заявителя о том, что Общество обращалось в комиссию по землепользованию и застройки с заявлениями об изменении зоны земельного участка в связи с чем о нарушении прав узнало 14.05.2010 года не принимается судом.

Поскольку заявление в арбитражный суд и прилагаемые к нему документы поступили в арбитражный суд 02.08.2010 года, суд приходит к выводу о том, что заявитель обратился в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов за пределами установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуального срока, ходатайства о восстановлении пропущенного срока заявителем не представлено.

В соответствии со статьями 115, 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропуск заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обжалование ненормативного правового акта и отсутствие причин к восстановлению данного срока, являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного, оценив имеющиеся в деле доказательства во взаимосвязи и в совокупности в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований ООО «Сибстрой» о бездействии Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска, Администрации города Томска, выразившихся в не подготовке и непринятии решения по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями»; об обязании Администрации города Томска вынести решение по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями», выразившегося, по мнению заявителя, в нарушении предусмотренного ч.2 ст.32 ЗК РФ двухнедельного срока в предоставлении земельного участка для строительства по адресу: г. Томск, ул.Боровая, 4, не имеется.

При этом заявитель не лишен возможности обращения с требованием о применении соответствующих способов защиты.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» в удовлетворении требований:

- о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска и Администрации города Томска, выразившиеся в не подготовке и непринятии решения по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями»;

- об обязании Администрации города Томска вынести решение по заявлению о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Сибстрой» земельного участка по адресу г. Томск, ул. Боровая, 4, для строительства объекта «Административное здание со складскими помещениями», отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья А.Н.Гапон