АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67- 54/2014
22.12.2014г.
29.12.2014г. изготовлен полный текст решения.
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Кузнецова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чащиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ТО (ОГРН 1057000120100, ИНН 7017113608) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2013 № 382 и предписания № 178 от 29.11.2013,
ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:
от Заявителя – без участия (ходатайство)
от Ответчика – без участия (ходатайство),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Томская энергосбытовая компания» (далее по тексту – ОАО «Томскэнергосбыт», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ТО (далее по тексту – Управление, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2013 № 382 и предписания № 178 от 29.11.2013.
Определением арбитражного суда от 24.03.2014 производство по делу № А67-54/2014 было приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до рассмотрения кассационных жалоб № А67-5575/2013; А67-6102/2013.
Решения по делам № А67-5575/2013; А67-6102/2013 вступили в законную силу.
От заявителя и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия. Согласно ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, изучив заявление ОАО «Томская энергосбытовая компания» (далее - ОАО «Томскэнергосбыт») от 27.12.2013г. №03/2/15097 о признании Постановление от 10.12.2013г. №382 незаконным, считает данное заявление неправомерным и необоснованным по следующим основаниям.
18.11.2013г. в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Томской области) из Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент) поступили материалы по результатам рассмотрения обращения Лукьяновой Аллы Анатольевны, проживающей по адресу: г. Томск, пер. Старо-Деповской, д. 7, кв. 6, по факту отсутствия правовых оснований для выставления ОАО «Томскэнергосбыт» в платежных документах (счетах-квитанциях) жильцам данного дома платы за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды.
Из представленных материалов следовало, что в Департамент поступило обращение Лукьяновой А. А., проживающей по адресу: г. Томск, пер. Старо-Деповской, д. 7, кв.6, по вопросу нарушения порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
По результатам рассмотрения данного обращения Департаментом установлен факт отсутствия правовых оснований для начисления жильцам указанного дома (в том числе Лукьяновой А. А.) платы за коммунальную услугу «электроснабжение на общедомовые нужды». При этом ОАО «Томскэнергосбыт» в платежных документах жильцам данного дома производит начисление платы по строке ОДН.
Так, из предоставленных в ходе проверки платежных документов за коммунальную услугу «электроснабжение» следует, что Лукьяновой А. А. произведены следующие начисления:
за ноябрь 2012 начисление по строке ОДН составило 1003,20 руб. (440,0 кВт);
за декабрь 2012 начисление по строке ОДН составило 294,12 руб. (129,0 кВт);
за январь 2013 начисление по строке ОДН составило 3035,20 руб. (1897,0 кВт);
за март 2013 начисление по строке ОДН составило 752,22 руб. (470,14 кВт);
за апрель 2013 начисление по строке ОДН составило 1019,01 руб. (636,88 кВт);
за май 2013 начисление по строке ОДН составило 490,40 руб. (306,50 кВт)
за июнь 2013 начисление по строке ОДН составило 600,54 руб. (375,34 кВт)
Вместе с тем, в соответствии с актом визуального осмотра Департамента от 02.10.2013 установлено, что дом, в котором проживает потребитель Лукьянова А. А.: одноэтажный, десятиквартирный, деревянный жилой дом (пер. Старо-Деповской, дом №7, г. Томск) оборудован центральной системой электроснабжения. В доме печное отопление.
Электроснабжение квартир №№8,9,10,11,12 осуществляется от опоры ВЛ-0,4кВ ТП 72 железной дороги. Электроснабжение квартир №№1,2,3 (объединена с кв.4),5,6 осуществляется от опоры №2-17 ВЛ-0,4кВ ТП 611-15. На стене жилого дома установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ) электрической энергии на квартиры №№1,2,3,5,6 типа ДЦМ РИМ 114.01 №855186. Общедомовой прибор на квартиры №№8,9,10,11,12 отсутствует.
Индивидуальные приборы учета находятся внутри жилых помещений. Места общего пользования в указанном доме отсутствуют. Все квартиры оборудованы отдельными входами. Уличное освещение отсутствует.
Электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, отсутствует.
Кроме того, в материалах дела имеется Акт ООО «Энергокомфорт «Сибирь» обследования жилого дома по пер. Старо-Деповской, дом №7 от 11.12.2012, составленный в присутствии представителя ООО «Горсети», в котором наличие мест общего пользования, где имелось бы электрооборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения не зафиксировано. В указанном акте отражено, что в доме все квартиры имеют отдельные входы. Квартира№5 - не имеет прибора учета. Квартира №1 не подключена к сети электрической энергии.
Также, в материалах дела имеется Акт обследования системы энергоснабжения, составленный комиссией ООО «Октябрьский массив» №б/н от 04.03.2013, из которого следует, что при обследовании дома по адресу: г. Томск, пер. Старо-Деповской, 7, выявлено, что осветительные приборы при входах в квартиры (коридоры) подключены под ИПУ квартир, уличное освещение придомовой территории отсутствует.
Претензий к индивидуальному учету потребления электроэнергии Лукьяновой А. А. не заявлено.
Из Акта внеплановой выездной проверки №2801 от 09.10.2013г. следует, что Департаментом не выявлено эксплуатируемое электрическое оборудование, потребляющее электроэнергию, направленную на общедомовые нужды.
При этом ОАО «Томскэнергосбыт» не пыталось установить, за счет каких потребителей образуется разница между количеством электроэнергии, отраженной на общедомовом приборе учета и приборах индивидуального учета.
При обращении Лукьяновой А. А. в ОАО «Томскэнергосбыт» для установления причин образования разницы между показаниями ОДПУ и ИПУ мер никаких не принято. Из ответов ОАО «Томскэнергосбыт» » потребителю Лукьяновой А.А.(от 21.08.2012 №АД/4455; от
12.11.2012 № АД/6745; от 22.04.2013 №08/1/4281) следует, что нарушений не выявлено и тот факт, что объем электроэнергии, зафиксированный общедомовым прибором учета, превышает суммарный объем электроэнергии по индивидуальным приборам учета за один и тот же временной период, свидетельствует о наличии в данном доме расхода электроэнергии на общедомовые нужды.
В связи с выявленными нарушениями Департаментом материалы направлены в адрес Управления Роспотребнадзора по Томской области для рассмотрения в части нарушения прав потребителя на предоставление необходимой и достоверной информации (ч.1ст.14.8 КоАП РФ) о коммунальной услуге, предоставленной на общедомовые нужды в платежных документах.
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Томской области, уполномоченным составлять протоколы (ч. 1 ст. 28.3), на основании указанных выше материалов, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ и в связи с выявленными нарушениями был составлен протокол №381 от 29.11.2013г. об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ.
10 декабря 2013 г. постановлением №382 по делу об административном правонарушении юридическому лицу ОАО «Томскэнергосбыт» назначено административное наказание по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 6 000 рублей.
Подлежал исследованию период: ноябрь 2012г. - июнь 2013г.
Из материалов проверки Департамента следует, что правовые основания для предъявления в платежных документах ОАО «Томскэнергосбыт» собственникам жилых помещений в доме, расположенном по адресу: г. Томск, пер. Старо-Деповской, № 7 платы за электрическую энергию на ОДН отсутствуют.
В соответствии с материалами проверки Департамента (Акт визуального осмотра от 02.10.2013) дом находится в управлении ООО «УК «Октябрьский массив».
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу выбрали способ управления -управляющая организация. В материалах имеется Решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома от 15 мая 2007 года в соответствии с которым выбран способ управления через управляющую организацию - ООО «УК «Октябрьский массив». Кроме того в материалах проверки имеется договор на управление многоквартирным домом от 23.05.2007 (дстее - Договор управления), заключенный с ООО «УК «Октябрьский массив» собственником помещений (квартир) №№1; 12;2;3;5,:6;8 расположенных в доме №8 по адресу: г. Томск, Октябрьскш взврз, №8? г§ лице Храпова Александра Федоровича, действующего на/ основаниедоверенностиШ^Ъот 10.04.2007г. Договор заключен на основании Решения общего собрания от 15.05.2007года.
В соответствии с п.3.1.2 Договора управления управляющая организация ООО «УК «Октябрьский массив» обязана предоставлять собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги.
Так же в материалах проверки имеется Договор энергоснабжения №2135, заключенный между ООО «УК «Октябрьский массив» и ООО «Энергокомфорт «Сибирь». В связи с утратой ООО «Энергокомфорт «Сибирь» статуса гарантирующего поставщика договор №2135 считается заключенным с ОАО «Томскэнергосбыт» (соглашение № 2135 от 11.07.2011).
Документов о выборе собственниками лсилых помещений в многоквартирном доме по указанному адресу иного способа управления домом при проверке Департамента не предоставлено.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ «управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме».
Таким образом, фактическим Исполнителем коммунальных услуг в указанном доме является управляющая компания - ООО «УК «Октябрьский массив». В материалах дела отсутствуют документы о выборе жильцами дома иного способа управления домом.
Информация об Исполнителе коммунальных услуг в платежных документах потребителям не предоставляюсь, что является нарушением прав потребителей на предоставление информации об исполнителе услуги (ст. 8 ЗИП).
Таким образом, в исследуемый период, исполнителем коммунальных услуг в данном многоквартирном доме в соответствии с законодательством РФ является ООО «Октябрьский массив» и, соответственно, у ОАО «Томскэнергосбыт» отсутствовали основания для предъявления жильцам указанного дома платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды в указанный исследуемый период.
Предъявление платы за коммунальные ресурсы, которые идут на обслуживание дома являлось обязанностью управляющей компании (ООО «Октябрьский массив»).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012г. №253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (далее - Постановление №253) установлено, что в срок 01.09.2012 ресурсоснабжающие организации и управляющие организации совместно должны были произвести сверку расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, поставленных в соответствии с договорами поставки ресурсов необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований Постановления №253.
В материалах проверки отсутствуют сведения о проведении такой сверки. Объем коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, представляет собой объем электрической энергии, потребленной в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (на работу лифтового оборудования, освещение мест общего пользования и т.п.). то есть, электроэнергии, потребляемой за пределами жилых помещений.
Указанный многоквартирный дом неоднократно был обследован. Так в материалах дела имеется несколько Актов обследования дома и имеющегося в нем электрооборудования. Из информации в которых следует что, в доме отсутствует электрооборудовании, необходимое при использовании общего имуществ, соответственно потребители не получают электроэнергию на ОДН.
Претензий к учету электрической энергии в жилом помещении Лукьяновой А.А. в актах не зафиксировано.
Жилищным законодательством предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества вносят этой управляющей организации. Возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ). А правоотношения потребителей коммунальных услуг и управляющей организации, как исполнителя по поставке коммунальных услуг, исходят исключительно из договора управления многоквартирным домом (письменного или основанного на конклюдентных действиях).
Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Ресурсоснабжающие организации (ОАО «Томскэнергосбыт» в частности) не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Пункт 14 Правил №354 определяет, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения /договора о приобретении коммунального ресурса. заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 13 Правил №354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу пп. «б» п. 31 Правил №354 на исполнителя возложена обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрена возможность внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, но за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
С момента введения в статью 155 ЖК РФ (с 18.06.2011г. на основании Федерального закона №123-Ф3 от 04.06.2011г.) части 7.1, исключающей возможность внесения ресурсоснабжающим организациям платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, условия каких-либо договоров и соглашений о передаче ресурсоснабжающей организации (в данном случае ОАО «Томскэнергосбыт») прав по начислению и взиманию платы в части электроэнергии, направленной на ОД И не подлежат применению в силу императивного характера данной нормы, не предусматривающей возможность применения свободы договора (ст. 426 ГК РФ) либо возможности иного регулирования.
Таким образом, в силу императивной нормы ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют правовые основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан потребителей. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Кроме того, в материалах дела имеется Акт ООО «Горсети» по приемке электроучета №И-1012 от 03 августа 2011года (пер. Ст. Деповской, д.№ 7). Акт подписан представителями: ООО «Горсети», энергосбытовой организации без представителя ООО «УК «Октябрьский массив». Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон подписан только ООО «Горсети». С .жильцами дома приемка учета так же не согласована, они не были уведомлены об установке общедомового учета, не согласованы и условия оплаты по показаниями ОДПУ, применяемые ОАО «Томскэнергосбыт» при оформлении платежных документов.
При таких обстоятельствах действия ОАО «Томскэнергосбыт» по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды напрямую гражданам -потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данная позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по Делу А67-3774/2013 и в Определении Верховного суда Российской Федерации от 23.09.2014 по указанному решению, где суд указа!, что ресурсоснабжающие организации не вправе производить и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании общего имущества.
Неисполнение со стороны управляющей компании обязанности по заключению с ресурсоснабжающимы организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и не направление платежных документов (квитанций) не освобождает управляющую организацию от обязанности оплатить стоимость фактически потребленного коммунального ресурса на общедомовые нужды в силу Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253.
Данные Правила определяют требования, предъявляемые к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) (далее -договор ресурсоснабжения), необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - ресурсы).
В соответствии со ст. 8 Закона о защите прав потребителей информация об услугах и исполнителе услуг в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя при заключении договоров о предоставлении услуг, при этом информация должна быть достоверной.
Неисполнение ОАО «Томскэнергосбыт» установленных правовых норм и включение в платежный документ (договор), заключенный с гражданином - потребителем, условий о поставке электроэнергии на ОДН и оплате данной энергии непосредственно ОАО «Томскэнергосбыт», является нарушением прав потребителя на предоставление необходимой и достоверной информации об услугах, определенных в ст. 8 Закона о защите прав потребителей.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167 - 170, 208, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования Открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области о признании незаконным и отмене постановления № 180 от 27.05.2014г. о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб., прекращении производства по делу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Кузнецов А.С.