ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-5606/13 от 05.11.2013 АС Томской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-5606/2013

06 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2013 года

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Н.В. Панкратовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.С. Морозовой, с использованием аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Томскводоканал»

к Городской административной комиссии города Томска

о признании незаконным Постановления №34/6 от 03.09.2013

о привлечении к административной ответственности,

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

от Заявителя – Волкова О.Н., доверенность от 24.12.2012,

от ответчика – не явился (уведомлен),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» (далее – ООО «Томскводоканал», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Городской административной комиссии города Томска об отмене постановления №34/6 от 03.09.2013 о привлечении к административной ответственности на основании статей 7.5, 8.10, ч.3 ст. 7.8 Кодекса Томской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 510 000 рублей.

Определением арбитражного суда от 07.10.2013 судебное заседание по делу назначено на 05.11.2013.

В судебное заседание представитель Городской административной комиссии города Томска не явился. На основании ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом уведомленного ответчика.

Представитель ООО «Томскводоканал» в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, в частности, указал, что в рассматриваемом случает отсутствует событие административного правонарушения, в связи с чем постановление № 34/6 от 03.09.2013 о привлечении общества к административной ответственности подлежит отмене.

Городская Административная комиссия представила письменный отзыв, в котором указала на законность оспариваемого постановления (л.д.41).

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «Томскводоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 06.10.2010 за основным государственным регистрационным номером 1107017017568.

29.08.2013 главным специалистом отдела по содержанию и эксплуатации дорожного хозяйства комитета по благоустройству, дорожному хозяйству и гидротехническим сооружениям департамента городского хозяйства администрации города Томска Кургановской О.Е. составлен протокол об административном правонарушении № 1, в котором указанно, что 20.08.2013 в 11 час. 40 мин. по адресу: г.Томск, ул. Ракетная,15 установлено, что ООО «Томскводоканал» не получило (продлило) специальное разрешение (ордер) на проведение земляных работ, не восстановило нарушенное благоустройство в срок, установленный ордером до 12.08.2013, не обеспечило выполнение требований безопасности: не установило ограждение в полном объеме, отсутствуют информационные таблички, освещение, не приняло мер по устранению выхода воды на проезжую часть, т.е. совершило правонарушение, предусмотренное ст. 7.5, ч. 3 ст. 7.8, ст. 8.10 Кодекса Томской области об административных правонарушениях.

На основании данного протокола Городской Административной комиссией 03.09.2013 вынесено постановление № 34/6 о привлечении к административной ответственности ООО «Томскводоканал», с учетом положений ч.1 ст. 4.4. КоАП РФ, наложено административное наказание в виде штрафа в размере 510 000 рублей.

Считая данное постановление незаконным и подлежащим отмене, ООО «Томскводоканал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии со статьей 8.10 Кодекса Томской области об административных правонарушениях (КТОАП) нарушение установленных органами местного самоуправления правил по благоустройству, озеленению территории влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области благоустройства населенных пунктов на территории Томской области.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.10 КТОАП, может выражаться: 1) в нарушении лицом установленных органами местного самоуправления правил по благоустройству и содержанию придомовых территорий; и 2) в нарушении лицом установленных органами местного самоуправления правил по уборке дворовых территорий, дорог, улиц, пешеходных дорожек, тротуаров, парков и скверов, газонов от мусора, пыли, грязи, снега, прочих отходов.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.

Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, граждане.

Статьей 7.5 КТОАП предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за непринятие мер по восстановлению в установленный срок нарушенного благоустройства после проведения земляных работ.

Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 7.5 КТОАП, представляет собой действие (бездействие) по непринятию мер по восстановлению в установленный срок нарушенного благоустройства после проведения земляных работ.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в обязанности которых входит осуществление различных мер, направленных на восстановление нарушенного благоустройства после проведения земляных работ в установленный срок.

Частью 3 ст. 7.8 КТОАП предусмотрена ответственность за нарушение требований при производстве земляных работ, а именно, отсутствие ограждения, пешеходных мостиков, дорожных знаков, указателей, информационных табличек, освещения в местах проведения земляных работ.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.8 КТОАП, представляет собой действие по нарушению требований при производстве земляных работ.

Субъектом являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие земляные работы.

На территории города Томска регламентация прав и обязанностей организаций и граждан в области благоустройства, санитарного содержания, организации уборки, обеспечения чистоты и порядка, порядка проведения работ по благоустройству городских территорий осуществляется на основании Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным постановлением Администрации города Томска N 55 от 26.01.2011 (далее - Правила благоустройства N 55 от 26.01.2011).

Согласно Правилам благоустройства N 55 от 26.01.2011 под благоустройством территории понимается деятельность по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства, направленная на улучшение экологического, санитарно-гигиенического, эстетического состояния территории муниципального образования «Город Томск» в целом и осуществляемая в целях создания комфортных условий для жизнедеятельности населения городского округа, а уполномоченными лица признаются физические и (или) юридические лица, которые обязаны осуществлять благоустройство и содержание объекта благоустройства в случае владения, пользования объектом на основании договора (распорядительного акта, иного основания) с собственником объекта благоустройства и при наличии указания в договоре обязанности осуществления благоустройства и содержания объекта. Объектами благоустройства признаются земельные участки, водные объекты, здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, нежилые помещения, линейные объекты, временные (некапитальные) объекты, территория муниципального образования «Город Томск», строительные площадки, фасады зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, витрины, места размещения рекламы и иной информации (в том числе рекламные конструкции), иные объекты в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.

Руководствуясь п. 4.2. Правил производство земляных работ должно осуществляться только на основании специального разрешения - ордера на производство земляных работ (далее по тексту раздела - ордер), выданного в установленном порядке департаментом городского хозяйства администрации Города Томска (далее по тексту раздела - Уполномоченный орган).

Ордер выдается организации (лицу), являющейся (являющемуся) заказчиком земляных работ. Для целей настоящего раздела заказчиком земляных работ (заказчиком работ) признается юридическое или физическое лицо, заинтересованное в проведении земляных работ в целях строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта принадлежащего ему имущества или эксплуатируемого им имущества и(или) в целях подземной прокладки (в том числе для переноса) кабельных линий связи, сетей инженерно-технического обеспечения, объектов электросетевого хозяйства, и(или) в целях проведения изыскательских работ, и (или) в иных целях, не противоречащих действующему законодательству и муниципальным правовым актам (п. 4.3 Правил).

Заказчик земляных работ, которому выдан ордер, несет ответственность за безопасное и своевременное (то есть в указанные в ордере сроки) проведение земляных работ, за своевременное и качественное осуществление благоустройства территории, на которой производились земляные работы (в том числе восстановление нарушенного благоустройства территории по окончании работ).

Из материалов дела следует, что 31.07.2013 ООО «Томскводоканал» проводило работы на водопроводной сети по адресу: г.Томск, ул. Ракетная, 15. Данные работы проводились на основании ордера № 1202 от 10.07.2013, выданного Департаментом городского хозяйства администрации города Томска, согласно которому срок восстановления нарушенного благоустройства установлен до 30.08.2013 (л.д. 37).

Между тем, ООО «Томскводоканал» постановлением от 03.09.2013 N 34/6 привлечено к административной ответственности за непринятие мер по восстановлению в установленный срок нарушенного благоустройства после проведения земляных работ.

Учитывая тот факт, что на момент составления протокола об административном правонарушении, срок исполнения обязанностей ООО «Томскводоканал» по восстановлению нарушенного благоустройства не наступил, суд полагает, что в данном случае, в действиях общества отсутствует состав правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 7.5, 8.10 КТОАП.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, а именно, представленных фотографий, место проведения ремонтных работ огорожено сигнальной лентой, имеются предупреждающие о ремонтных работах дорожные знаки (л.д. 56-58).

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 7.8. КТОАП, в действиях ООО «Томскводоканал», отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии вины ООО «Томскводоканал» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.5, ч. 3 ст. 7.8, ст. 8.10 КТОАП.

Поскольку обоснованность привлечения ООО «Томскводоканал» к административной ответственности Городской административной комиссией не подтверждена, требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2013 № 34/6 о назначении административного наказания подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление №34/6 Городской административной комиссии от 03.09.2013, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Томскводоканал», признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Н.В.Панкратова