АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело №А67-5619/2021
Полный текст решения изготовлен 13 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2021 года
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповой Н.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области (634050, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении Департамента капитального строительства Администрации города Томска (634029, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 12.01.2021 (по 31.12.2021), служебное удостоверение;
от Департамента капитального строительства Администрации города Томска: ФИО2 по доверенности от 11.01.2021 (по 31.12.2021), служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Главная инспекция государственного строительного надзора Томской области (далее по тексту – ГИ ГСН Томской области, Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении Департамента капитального строительства Администрации города Томска (далее по тексту – Департамент) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования ГИ ГСН Томской области указала, что Департаментом не исполнило в полном объеме законное предписание Инспекции №1/15-21-ПР1 от 04.05.2021, что является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ
В отзыве на заявление Департамент указал на отсутствие состава административного правонарушения, при этом указал, что Департамент не является хозяйствующим субъектом и отсутствуют основания для самостоятельного устранения нарушений, производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Отсутствует субъективная сторона правонарушения. В случае непринятия судом указанных доводов, просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно в заявлении, отзыве на заявление.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления, при этом указал, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ подтверждается материалами дела. Представитель Департамента возражал против привлечения к ответственности.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Департамент капитального строительства администрации города Томска зарегистрирован в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску 16.09.2002 за ОГРН <***>, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН <***>.
На основании распоряжения начальника Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области ФИО3 от 30.03.2021 № 1/15-21-РСП1 в отношении Департамента капитального строительства администрации Города Томска в период с 06.04.2021 по 04.05.2021 на объекте: «Дошкольная образовательная организация на 145 мест по адресу: <...> (2 корпус)», расположенном по адресу: <...>, была проведена внеплановая выездная проверка с целью предупреждения, а также выявления и пресечения нарушений градостроительного законодательства.
Копия распоряжения и уведомления о проведении проверки были получены лично представителем Департамента ФИО4 по доверенности № 15/1 от 09.03.2021, что подтверждается проставлением подписи в распоряжении.
04.05.2021 по результатам проверки составлен акт проверки № 1/15-21-АК1 от 04.05.2021 с указанием на выявленные нарушения, выдано предписание от 04.05.2021 №1/15-21-ПР1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, которым предписано в срок до 31.05.2021 устранить выявленные нарушения, о выполнении предписания уведомить ГИ ГСН Томской области в срок до 01.06.2021.
Копия акта проверки и копия предписания были получены лично представителем Департамента ФИО4 по доверенности № 15/1 от 09.03.2021, что подтверждается проставлением подписи в распоряжении.
На основании распоряжения начальника ГИ ГСН Томской области ФИО3 от 01.06.2021 № 1/15-21-РСП2, с целью предупреждения, а также выявления и пресечения нарушений по исполнению предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 со сроком устранения нарушений до 31.05.2021 должностным лицом в период с 07.06.2021 по 30.06.2021 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Департамента на объекте: «Дошкольная образовательная организация на 145 мест по адресу: <...> (2 корпус)», расположенном по адресу: <...>.
Копия распоряжения и уведомления о проведении проверки были получены лично представителем Департамента ФИО4 по доверенности № 15/1 от 09.03.2021, что подтверждается проставлением подписи в распоряжении.
По результатам внеплановой выездной проверки по исполнению предписания №1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 составлен акт проверки № 1/15-21-АК2 от 30.06.2021 с указанием на выявленные нарушения.
В частности, в ходе проверки установлено, что пункты 1, 2, 3, 5 предписания №1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 исполнены, при этом пункты 4, 6, 7 предписания №1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 со сроком исполнения до 31.05.2021 Департаментом не исполнены в установленный срок.
По факту выявленных нарушений, 02.07.2021 должностным лицом ГИ ГСН Томской области в отношении Департамента составлен протокол № 1/15-21-ПРТ2 об административном правонарушении в области строительства, предусмотренном ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, в котором зафиксировано неисполнение Департаментом в полном объеме предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 в установленный срок.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении Департамента к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, проверив порядок производства по делу об административном правонарушении, арбитражный суд считает заявление ГИ ГСН Томской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Часть 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в жилищной сфере, а также в области строительства, предпринимательской деятельности, охраны прав собственности, окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство, которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Строительством является создание зданий, строений, сооружений.
В соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится, в частности, осуществление регионального государственного строительного надзора.
Статьей 54 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ следует, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Частью 4 статьи 54 ГрК РФ установлено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 17.02.2006г. №18 утверждено Положение о Главной инспекции государственного строительного надзора Томской области (в дальнейшем – Положение), согласно п. 1 которого Главная инспекция государственного строительного надзора Томской области (ГИ ГСН Томской области) является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу п. 3 Положения, задачей деятельности органа является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Согласно под. 7, 8 п. 9 Положения, ГИ ГСН Томской области для реализации указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Положения целей и задач выполняет следующие функции: осуществляет региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством; проверяет исполнение выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, ГИ ГСН Томской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора и вправе выдавать предписания об устранении нарушений, неисполнение которых влечет ответственность по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Из пункта 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, следует, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Частью 6 статьи 54 ГрК РФ установлено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Исходя из требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для выдачи предписания является установление нарушения нормативных правовых актов в области строительства, технических регламентов, проектной документации.
Из материалов дела следует, что должностным лицом ГИ ГСН Томской области в отношении Департамента в период с 06.04.2021 по 04.05.2021 на объекте: «Дошкольная образовательная организация на 145 мест по адресу: <...> (2 корпус)», расположенном по адресу: <...>, была проведена внеплановая выездная проверка с целью предупреждения, а также выявления и пресечения нарушений градостроительного законодательства, по результатам которой составлен акт проверки № 1/15-21-АК1 от 04.05.2021 с указанием на выявленные нарушения, выдано предписание от 04.05.2021 № 1/15-21-ПР1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, которым предписано в срок до 31.05.2021 устранить выявленные нарушения, о выполнении предписания уведомить ГИ ГСН Томской области в срок до 01.06.2021.
С целью предупреждения, а также выявления и пресечения нарушений по исполнению предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 со сроком устранения нарушений до 31.05.2021 должностным лицом в период с 07.06.2021 по 30.06.2021 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Департамента на объекте: «Дошкольная образовательная организация на 145 мест по адресу: <...> (2 корпус)», расположенном по адресу: <...>, по результатам внеплановой выездной проверки по исполнению предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 составлен акт проверки № 1/15-21-АК2 от 30.06.2021 с указанием на выявленные нарушения.
В частности, в ходе проверки установлено, что предписание № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 со сроком исполнения до 31.05.2021 Департаментом не исполнено в полном объеме, а именно пункты 1, 2, 3, 5 предписания №1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 исполнены, при этом пункты 4, 6, 7 предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 Департаментом не исполнены в установленный срок (до 31.05.2021), что выразилось в следующем.
Пунктом № 4 предписания 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 было установлено: «Проектной документацией комплектация щитов со средствами пожаротушения
предусматривается следующая: 2 топора, 2 лома и лопаты, 2 багра, 2 огнетушителя. По факту щиты состоят из 1 лопаты, 2 багров и 2 ведер».
Во исполнение пункта № 4 предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 застройщик не укомплектовал щиты со средствами пожаротушения в соответствии с проектной документацией.
Пункт № 4 предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 не исполнен.
Пунктом № 6 предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 было установлено: «Не в
полном объеме выполнена временная автодорога из плит ПДН».
Во исполнение пункта № 6 предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 застройщиком не выполнена временная автодорога из плит ПДН в полном объеме.
Пункт № 6 предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 не исполнен.
Пунктом № 7 предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 было установлено: «Предусмотренное проектом общее ограждение, разделяющее строительные площадки 1
и 2 корпусов детского сада, отсутствует».
Во исполнение пункта № 7 предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 застройщиком не выполнено общее ограждение, разделяющее строительные площадки 1 и 2 корпусов детского сада.
Пункт № 7 предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 не исполнен.
Таким образом, в ходе проведенной проверки административным органом установлено, что Департаментом не исполнено предписание № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 в установленный срок (до 31.05.2021) в полном объеме, а именно пункты 4, 6, 7 указанного предписания не исполнены.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что выданное Инспекцией предписание № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства в срок до 31.05.2021 не исполнено в полном объеме. При этом, в материалы дела доказательств того, что вышеуказанное предписание оспорено, признано недействительным, не представлено.
Доказательств исполнения требований пунктов 4, 6, 7 предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 в срок до 31.05.2021 Департаментом, ни в ходе административного производства, ни в ходе судебного разбирательства, не представлено. Департамент не обращался к заявителю с ходатайством о продлении срока исполнения предписания до истечения срока установленного для исполнения предписания. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Материалами дела (актом проверки № 1/15-21-АК1 от 04.05.2021 с приложением, предписанием от 04.05.2021 № 1/15-21-ПР1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, актом проверки от 30.06.2021 № 1/15-21-АК2, предписанием от 30.06.2021 № 1/15-21-ПР2 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, протоколом от 02.07.2021 № 1/15-21-ПРТ2 об административном правонарушении в области строительства и иными доказательствами) подтверждается факт неисполнения предписания № 1/15-21-ПР1 от 04.05.2021 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства в установленный в предписании срок в полном объеме, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Возражая против заявленных требования Департамент указал, что не является хозяйствующим субъектом и отсутствуют основания для самостоятельного устранения нарушений, а, следовательно, не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Департамента капитального строительства администрации Города Томска элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, при этом суд исходит из следующего.
По правилам пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с частью 3 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Такое разрешение должен получать застройщик (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» базовыми функциями застройщика являются, в том числе, обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика); организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации; комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
Согласно пункту 7.3 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» строительный контроль заказчика (застройщика) выполняет: проверку наличия у лица, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия конструкций и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство, правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий конструкций и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель строительного контроля застройщика (заказчика) может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов; контроль соответствия выполняемого лицом, осуществляющим строительство, операционного контроля требованиям 7.1.6; контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированная приемка исправленной документации, передача ее лицу, осуществляющему строительство; контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства; оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; заключительную оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации.
Аналогичные требования содержатся и в пункте 6 Положения о проведении строительного контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468.
Обязанность по осуществлению строительного контроля, организации и координации строительства в соответствии с действующими градостроительными требованиями возложена на Департамент капитального строительства администрации Города Томска как на застройщика (заказчика), п/п 3 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 16 ч. 1, ч. 15 ст. 48, ст. 49, ст. 51, ст. 52, ч. 2, ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, п. 2, п. 3, п. 6, п. 7, п. 8, п. 9, п. 10, п. 11, п. 12 Положения о проведении строительного контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, п. 4.4, п. 7.1, п. 7.3 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» и др.
Таким образом, нормами законодательства о градостроительной деятельности, техническом регулировании, на застройщика (заказчика) возложена обязанность по устранению нарушений законодательных требований, в том числе, возникших по причине ненадлежащего (несвоевременного) осуществления строительного контроля и организации строительства.
Следовательно, Департамент является субъектом административной ответственности.
Таким образом, факт наличия в действиях Департамента события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании анализа материалов дела арбитражный суд приходит к выводу о виновности Департамента в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, так как Департамент, осуществляя градостроительную деятельность, не принял все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения законодательства в области градостроительной деятельности и исполнению законного предписания уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; при этом обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии возможности для соблюдения установленных требований в сфере градостроительной деятельности и исполнения предписания, из материалов дела не следуют.
Таким образом, вина Департамента в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, является доказанной.
С учетом изложенного, наличие события правонарушения, вина лица, в отношении которого составлен протокол, в его совершении, подтверждены материалами дела об административном правонарушении; обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено; оснований для освобождения от административной ответственности не усматривается.
При изложенных обстоятельствах доказанным является факт наличия в действиях Департамента состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, что является основанием для привлечения к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ. Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Департамента к административной ответственности.
Довод Департамента о возможности признания правонарушения малозначительным и применении положений ст. 2.9 КоАП РФ, подлежит отклонению на основании следующего.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения; данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания; квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только в исключительных случаях и является правом, а не обязанностью суда.
Имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы общества не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения обществом административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Департамента к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Суд учитывает высокую вероятность негативных последствий осуществления деятельности, связанной со строительством объекта капитального строительства с нарушением градостроительных норм и правил.
Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности, относятся к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению различных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности.
Сам по себе факт отсутствия последствий нарушения охраняемых общественных правоотношений, на что указывает заявитель, не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств совершения правонарушения, которые бы свидетельствовали о его малозначительности, в связи с чем правовые основания для применения к рассматриваемым правоотношениям положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
В связи с изложенным арбитражный суд считает, что имеются основания для привлечения Департамента к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначения административного наказания.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Общие правила назначения административного наказания закреплены в статье 4.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Следовательно, являясь средством принудительного воздействия, административное наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного и другим обстоятельствам противоправного деяния.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие доказательств наличия отягчающих ответственность обстоятельствах, привлечение к административной ответственности впервые (иного из материалов дела не следует), суд считает возможным назначить Департаменту административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель УФК по Томской области (Сибирское управление Ростехнадзора, л/с <***>); ИНН получателя 4200000206, КПП получателя 420501001; Банк получателя - Отделение Томск Банка России//УФК по Томской области г. Томск; БИК 016902004; ОКТМО 69701000; сумма административного штрафа вносится или перечисляется на единый казначейский счет 40102810245370000058; казначейский счет 03100643000000016500; КБК 49811601191010005140; назначение платежа - наименование дохода, дата и номер решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь Департамент капитального строительства администрации Города Томска, зарегистрированный Администрацией г. Томска 20.09.1993 (ИНН <***>, ОГРН <***>), местонахождение: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Л.М. Ломиворотов