ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-5698/14 от 05.02.2015 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело №А67-5698/2014

12 февраля 2015 года (изготовление текста в полном объеме)

05 февраля 2015 года (оглашение резолютивной части)

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповой Н.С. с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания «Комфорт Быт Сервис» (ИНН 7017277363, ОГРН 1117017001045; 634006, г. Томск, ул. 79 Гвардейской дивизии, д. 5 кв. 21)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436; 634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 55),

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 29.05.2014 и незаконным бездействия по невозврату документов и государственной пошлины,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Макагон Е.Б. на основании протокола №3 от 01.02.2013, паспорт;

от заинтересованного лица; Лымарева Д.А. по доверенности от 12.01.2015 (до 31.12.2015), служебное удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания «Комфорт Быт Сервис» (далее – ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее – ИФНС по г. Томску, инспекция, заинтересованное лицо) об отказе в государственной регистрации юридического лица от 29.05.2014 и незаконным бездействия по невозврату документов и государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований общество указало, что на государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией в ИФНС по г. Томску представлен необходимый пакет документов, основания для отказа в государственной регистрации отсутствовала. Вывод инспекции о наличии задолженности не соответствует фактическим обстоятельствам. В связи с отказом в государственной регистрации ИФНС по г. Томску обязана была возвратить представленные на государственную регистрацию документы и уплаченную государственную пошлину, так как фактически действия по ликвидации юридического лица произведены не были.

Подробно доводы изложены в заявлении, уточнении и дополнениях к нему.

В отзыве ИФНС по г. Томску указала на наличие оснований для оставления заявления без рассмотрения, так как заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того, отметила, что решение об отказе в государственной регистрации соответствует требованиям действующего законодательства, основания для возврата представленных на государственную регистрацию документов и уплаченной государственной пошлины у регистрирующего органа отсутствовали.

Подробно доводы изложены в отзыве и дополнениях к нему.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, представитель инспекции возражал.

Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

22.05.2014 ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» обратилось в ИФНС по г. Томску с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Решением от 29.05.2014 ИФНС по г. Томску отказано в государственной регистрации на основании подпунктов а, з пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Не согласившись с данным решением, а также полагая, что бездействие инспекции по невозврату документов и государственной пошлины являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.

В предварительном судебном заседании ИФНС по г. Томску со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ, пункт 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ и пункт 1 статьи 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указала на наличие оснований для оставления заявления без рассмотрения, так как заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Оценив доводы заявителя и заинтересованного лица, представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для оставления заявления без рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации, Закон №129-ФЗ) решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

Из содержания указанных норм следует, что решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

Таким образом, пунктом 1 статьи 25.2 Закон №129-ФЗ относительно решений территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Статья 25.2 Закон №129-ФЗ введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22.07.2014 и вступил в действие 22.08.2014.

Вместе с тем, решение ИФНС по г. Томску об отказе в государственной регистрации юридического лица вынесено 29.05.2014, с заявлением о признании его недействительным ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» обратилось 26.08.2014.

Учитывая данные обстоятельства, в целях соблюдения прав ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» на судебную защиту, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для оставления заявления без рассмотрения и, учитывая цели и задачи правосудия, наличии возможности рассмотрения заявления по существу.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Порядок государственной регистрации юридических лиц установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В силу пункта 1 статьи 21 данного Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Такие основания закреплены в статье 23 Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «а», пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 № 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию юридического лица в связи с ликвидацией ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» представлен ликвидационный баланс от 10.01.2014, в котором отсутствовали сведения о наличии кредиторской задолженности.

Однако в ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что на момент составления ликвидационного баланса у ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» была задолженность по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 600 руб.

Так, на основании Решения № 24-35/8907 от 30.05.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 400 руб. за непредставление бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за 12 месяцев 2012 года, в срок, установленный п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Решение вступило в законную силу, обжаловано не было, направлено в адрес ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» 06.06.2013.

Для уплаты данной суммы штрафа ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» было направлено 05.06.2013 требование № 11352 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.05.2013. Указанное требование вручено адресату 07.06.2013. Сумма штрафа оплачена частично в размере 200 руб. 14.05.2014. Оставшаяся сумма задолженности по штрафу в размере 200 руб. не уплачена.

На основании Решения № 24-35/24041 от 15.10.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 400 руб. за непредставление в установленный п. 2 ст. 80 НК РФ срок Единой (упрощенной) налоговой декларации за первый квартал 2013 г. Решение вступило в законную силу, обжаловано не было, направлено в адрес ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» 22.10.2013.

Для уплаты данной суммы штрафа ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» направлено 10.12.2013 требование № 17922 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.12.2013. Указанное требование было вручено адресату 12.12.2013. Сумма штрафа не оплачена.

Факт наличия задолженности подтверждается карточкой расчетов с бюджетом и не оспаривается заявителем.

Указывая на неправомерность позиции ИФНС по г. Томску и отсутствие оснований для привлечения к налоговой ответственности, ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» указало, что постановлениями мирового судьи судебного участка №2 Октябрьского района г. Томска по делу №5-450/14 от 17.02.2014, по делу №5-05/14 от 20.01.2014, по делу №5-205/14 от 20.01.2014 ликвидатор ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» Макагон Е.Б. освобождена от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ в связи с малозначительностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Налогового кодекса РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации.

Пунктом 4 статьи 108 Налогового кодекса РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от уголовной ответственности.

Таким образом, факт привлечения (отказа в привлечении в связи с малозначительностью) не свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения юридического лица - ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» к налоговой ответственности за те же нарушения.

Доводы заявителя в данной части основаны на неправильном толковании норм законодательства и не принимаются судом.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о предоставлении ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» на государственную регистрацию ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения (не отражена задолженность перед бюджетом в размере 600 руб.), что в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.

Таким образом, ИФНС по г. Томску правомерно отказало ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Кроме того, в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в государственной регистрации инспекция указала подпункт «з» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, в соответствии с которым отказ в государственной регистрации допускается в случае наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту "г" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Из материалов дела следует, что ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» на государственную регистрацию представлена справка из Пенсионного фонда от 12.03.2014, подтверждающая факт предоставления указанных подпункте "г" пункта 1 статьи 21 Закона о регистрации сведений.

Однако, на основании межведомственного запроса регистрирующим органом из Пенсионного фонда получены сведения в виде протокола проверки, из которого следует, что ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» на дату проведения проверки 23.05.2014 вышеуказанные сведения не предоставлялись.

Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" страхователь представляет ежеквартально (пункт 2 статьи 11 Закон №27-ФЗ от 01.04.1996, часть 6 статьи 9 Закона № 56-ФЗ).

Таким образом, представленная ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» справка из Пенсионного фонда от 12.03.2014 подтверждает факт предоставления необходимых сведений за 4 квартал 2013 года. При этом сведения в порядке пункта 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и части 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", то есть ежеквартально (за первый квартал 2014 года, учитывая дату обращения с заявлением о ликвидации 22.05.2014), в Пенсионный фонд представлены не были.

Указанные обстоятельства, свидетельствуют о том, что на момент проведения проверочных мероприятий регистрирующий орган располагал сведениями о невыполнении ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» требований, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, что свидетельствует о наличии оснований для отказа в государственной регистрации (подпункт «з» пункта 1 статьи 23).

При изложенных обстоятельствах, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией от 29.05.2014 соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и не нарушает права и законные интересы заявителя, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания его недействительным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются, в частности, плательщиками в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

Пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ установлен закрытый перечень случаев, при которых уплаченная государственная пошлина подлежит возврату, а именно:

- уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

- возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

- прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами. При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

- отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

- отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца;

- направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 настоящего Кодекса).

Учитывая, что заявление ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» о государственной регистрации юридического лица ИФНС по г. Томску рассмотрено (до совершения юридически значимого действия отказ не поступал), по результатам рассмотрения заявления вынесено решение, основания для возврата государственной пошлины отсутствовали.

Также отсутствовали основания для возврата представленных ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» на государственную регистрацию документов, так как данная обязанность Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусмотрена. Оснований для применения по аналогии норм иных нормативных правовых актов суд не усматривает.

Таким образом, бездействие ИФНС по г. Томску, выразившееся в невозврате документов, представленных на государственную регистрацию и уплаченной в связи с этим государственной пошлины, является законным.

При изложенных обстоятельствах, заявленные ООО ЖСК «Комфорт Быт Сервис» требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью Жилищно-строительная компания «Комфорт Быт Сервис» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску об отказе в государственной регистрации юридического лица от 29.05.2014 и незаконным бездействия по невозврату документов и государственной пошлины, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Л.М. Ломиворотов