АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело №А67-5712/07
23 июня 2008 года
Арбитражный суд Томской области в составе: судьи Л.А.Мухамеджановой
при ведении протокола судебного заседания Л.А.Мухамеджановой
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция ФНС России) по г.Томску
к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «ЛинаТон», Инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция ФНС России) по г.ФИО2
о признании недействительной государственной регистрации за государственным регистрационным номером 2074345398037 от 22.08.2007г., изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон»
при участии в судебном заседании: от заявителя - специалиста 1 разряда инспекции ФИО1 (доверенность от 09.01.2008);
установил: Инспекция ФНС России по г.Томску обратилась в арбитражный суд с заявлением к ООО «ЛинаТон», Инспекции ФНС России по г.ФИО2 о признании недействительной государственной регистрации за государственным регистрационным номером 2074345398037 от 22.08.2007г., изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон», по следующим основаниям (в редакции заявления от 22.04.2008):
15.08.2007 ООО «ЛинаТон» обратилось в Инспекцию ФНС России по г,ФИО2 с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, то есть в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующим органом ИФНС России по г.ФИО2 принято решение о государственной регистрации от 22.08.2007г. №11092А изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «ЛинаТон на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом. На основании данного решения внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2074345398037 (далее - ЕГРЮЛ) об изменении местонахождения ООО «ЛинаТон» со старого - 610044 <...>. 51 Б на новый - 634000, <...>.
07.09.2007 в ЕГРЮЛ внесены сведения об учете юридического лица в Инспекции ФНС России по г.Томску (далее - Инспекция). Работниками отдела оперативного контроля проведены рейдовые мероприятия с целью проверки достоверности сведений о местонахождении организации по адресу, указанному в учредительных документах. В результате проверки был составлен протокол №348 от 05.10.2007г., №427 от 13.11.2007г. и установлено, что по адресу <...> ООО «ЛинаТон» не располагается, предварительных устных или письменных соглашений об аренде не заключало.
В связи с этим можно сделать вывод, что ООО «ЛинаТон» предоставило в регистрирующий орган заведомо недостоверную информацию о своем местонахождении, что подтверждается проведенными мероприятиями Инспекции, в ходе которой установлено, что организация по указанному адресу не значилась и не значится. Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001г. за представление недостоверных сведений заявитель несёт ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 52, п.2 ст.54 Гражданского кодекса РФ сведения о месте нахождения юридического лица должны содержаться в учредительных документах юридического лица, местом нахождения юридического лица определяется место его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительной) органа, согласно пп. «в» п.1 ст.5 Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» данные сведения должны содержаться в ЕГРЮЛ и осуществляться связь с юридическим лицом.
Согласно Постановлению ФАС ЗСО от 24.10.2007г. №Ф04-7534/2007 при рассмотрении заявления о признании недействительной государственной регистрации изменений (связанных с изменением места нахождения) суд должен исследовать «в совокупности с другими доказательствами довод заявителя о том, что указанные недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица может являться основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; затрагивает экономические интересы неопределенною круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу.
Таким образом, в ЕГРЮЛ были внесены ложные сведения о месте нахождения юридического лица, при этом действительное место нахождения этого лица установить не возможно. Согласно ст.4 Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами в которых содержится достоверная информация о всех лицах Российской Федерации. Недостоверная информация вводит в заблуждение и делает невозможным проведение каких-либо мероприятий правого (налогового) контроля и иной правовой деятельности, как со стороны государственных органов, гак и со стороны иных лиц.
Согласно ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. №439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению».
При заполнении заявления о государственной регистрации по форме, в соответствующих пунктах указывается новый адрес местонахождения организации. При указании в заявлении данных о несуществующем месте нахождения соответствующие пункты считаются незаполненными, заявление - оформленным ненадлежащим образом, и, следовательно, непредставленным.
Таким образом, государственная регистрация внесенных ООО «ЛинаТон» изменений, а также внесение этих изменений в ЕГРЮЛ Инспекцией ФПС по г.ФИО2 были осуществлены в нарушение ст.5 Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Статья 31 Налогового кодекса РФ и п.11 ст.7 Федерального закона от 21.03.1991 гола №943-1 «О налоговых органах РФ» налоговым органом предоставляется право предъявлять к арбитражный суд заявления о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
Инспекция ФНС России по г.ФИО2 не согласилась с доводами заявителя по следующим основаниям:
В регистрирующий орган ИФНС России по г. ФИО2 были представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно сведения об изменении адреса (места нахождения) юридического лица ООО «ЛинаТон», где указан адрес: 634000, <...>.
Рассмотрев представленные ООО «ЛинаТон» заявление и документы, Инспекция ФНС России по г. ФИО2 приняла решение от 22.08.2007г. №11092А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО «ЛинаТон» и в результате чего в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2074345398037.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 статьи 11 Закона №129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Пункт 2 названной статьи определяет, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Таким образом, требования о признании государственной регистрации недействительной направлены на признание решения, в данном случае ИФНС России по г. ФИО2, о государственной регистрации изменений сведений об ООО «ЛинаТон», связанных с внесением изменений в учредительные документы общества недействительным.
В соответствии со ст.ст. 197-199 АПК РФ признание решений, действий государственных органов недействительными возможно при несоответствии действий, решений требованиям закона (1) и нарушения ими прав и законных интересов заявителя либо неопределенного круга лиц (2).
1. Принятое Инспекцией ФНС России по г. ФИО2 решение от 22.08.2007г. №11092А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон» полностью соответствует требованиям законодательства РФ о государственной регистрации.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VI и VIII Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ).
Согласно п. 1 статьи 18 названного Закона государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 17 Закона №129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документы об уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим ФЗ необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего ФЗ.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО «ЛинаТон» представило в Инспекцию ФНС России по г. ФИО2 все документы, предусмотренные в пункте 1 статьи 17 Закона №129-ФЗ.
Федеральный закон №129-ФЗ не предоставляет регистрирующим налоговым органам право и в то же время не возлагает на них обязанность проводить проверку на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизу представленных документов. Документы подлежат проверке только на полноту сведений. Кроме того, ИФНС России по г. ФИО2 лишена возможности проверить достоверность нахождения предприятия по заявленному для регистрации адресу, поскольку адрес в другом регионе.
В то же время в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 17 Федерального закона №129-ФЗ обязанность подтверждения факта того, что представляемые на государственную регистрацию сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, достоверны возлагается на заявителя. Следовательно, и ответственность за соответствие представляемых на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства и за достоверность содержащихся в этих документах сведений возлагается на заявителей, а не на регистрирующие органы. Кроме того, даже при возникновении у регистрирующего органа каких-либо сомнений в достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, он в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ не вправе требовать от заявителя представления каких-либо дополнительных документов, кроме тех, представление которых предусмотрено данным законом.
Предоставление соответствующих документов порождает у регистрирующего органа не право, а обязанность в императивно установленный ст. 8 ФЗ №129-ФЗ пятидневный срок произвести регистрацию организации в качестве юридического лица, т.е. налоговые органы уполномочены лишь внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, регистрирующие функции налоговых органов не могут носить разрешительного характера и не должны нарушать права и законные интересы организаций, приводить к ограничению и установлению препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать дополнительные обязанности.
Кроме того, согласно п. п. 1, 2 ст. 25 Федерального закона №129-ФЗ при наличии достаточных доказательств о представлении юридическим лицом в регистрирующий орган недостоверных сведений оно может быть привлечено к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, или регистрирующий орган может обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
На момент государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, не исключено намерение ООО «ЛинаТон» находиться по адресу: 634000, <...>. 45 и последующее изменение места нахождения общества и несообщение об этом в налоговый орган. Согласно статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно предоставление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде является административным правонарушением. Изменение места нахождения общества и несообщение об этом в налоговый орган либо искажение сообщаемых сведений не влечет признания недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, но может служить основанием для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо применения иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав.
Следовательно, у регистрирующего органа Инспекции ФНС России по г. ФИО2 не было правовых оснований для отказа ООО «ЛинаТон» в государственной регистрации изменений.
Представленный в материалы дела протокол, по мнению Инспекции ФНС России по г. ФИО2, подтверждает отсутствие органов управления ООО «ЛинаТон» на дату проведения проверки и не исключает возможность нахождения юридического лица по указанному адресу на дату регистрации изменений (22.08.2007г.). Данный протокол не может служить доказательством того, что на момент оспариваемой регистрации юридическим лицом были представлены недостоверные сведения о месте его нахождения.
Кроме того, представленные заявителем документы не доказывают того, что ООО «ЛинаТон» на момент подачи заявления, на основании которого вынесено решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, юридического лица не имело правовых оснований указывать в качестве адреса: <...>.
Во-первых, не произведен опрос всех собственников, в том числе и нежилых помещений: согласно представленной выписке о правообладателях не опрошены ФИО3 и ООО «Геоком», в пользу которого зарегистрировано ограничение права ФИО3 в виде аренды: ФИО4, З.
Во-вторых, оспариваемое решение о государственной регистрации №11092А было принято 22.08.2007г.
Исходя из текста представленной заявителем выписки из реестра, она содержит сведения на указанную в ней дату, то есть на 05.03.2008г. Таким образом, опрос лиц указанных в данной выписке не может подтверждать отсутствие у ООО «ЛинаТон» названных оснований в августе 2007г. (могли быть иные собственники, иные владельцы, пользователи, например, исходя из выписки ФИО5 собственность которого прекращена только 29.12.2007г.).
Также необходимо отметить, что право собственности на помещения у опрошенных лиц возникло позже государственной регистрации изменений адреса ООО «ЛинаТон».
Кроме того, опрос собственников только нежилых помещений не доказывает сам факт отсутствия органов управления общества в настоящее время и тем более в момент регистрации. Законодательство РФ не исключает возможность нахождения директора юридического лица (единоличного исполнительного органа управления Общества с ограниченной ответственностью) в помещении, имеющем статус жилого.
Таким образом, представленные документы не доказывают недостоверность сведений об адресе местонахождения не в настоящее время, не на момент регистрации. Также необходимо отметить, что Федеральным законом от 08.08.2001 г. №129-ФЗ статья 25 предусмотрены последствия недостоверности представленных для государственной регистрации сведений. Это привлечение лица к ответственности (административной, уголовной и др.) с целью устранения нарушений, и в случае не устранения - ликвидация юридического лица в порядке установленном ст. 61 Гражданского кодекса РФ. Признание государственной регистрации недействительной в качестве последствия представления недостоверных сведений Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ не предусмотрено.
2. Инспекция ФНС России по г. ФИО2, выполнив возложенную Федеральным законом №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» обязанность, не нарушила права и законные интересы заявителя.
Инспекция по г. ФИО2 и Инспекция по г. Томску являются территориальными органами одной Федеральной налоговой службы, осуществляющие одни и те же функции. обладающие одинаковым объемом прав и обязанностей, в связи, с чем между ними не может быть спора, основанного на разных интересах.
Признание государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица относительно адреса местонахождения, недействительной не может восстановить права и законные интересы, за защитой которых обращается заявитель. А наоборот усугубляет положение, поскольку местонахождение общества в данном случае будет неопределенно ни юридически, ни фактически. Что в данном случае исключает возможность осуществления любого контроля со стороны государства и предъявление каких-либо требований к обществу.
11 марта 2008 года сотрудниками Инспекции ФНС России по г. ФИО2 был проведен осмотр помещений и территорий по вопросу нахождения ООО «ЛинаТои» по прежнему адресу: 610044, <...>. По результатам осмотра был составлен протокол осмотра помещений и территорий на предмет соблюдения требований ФЗ №129-ФЗ от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 11.03.2008 г. и установлено, что по указанному адресу (<...>) какие-либо строения отсутствуют, следовательно, отсутствуют органы управления, какое-либо имущество общества.
В исковом заявлении ИФНС России по г. Томску прежним адресом ООО «ЛинаТон» указывает адрес: 610044, <...>. 11 марта 2008 года сотрудниками Инспекции ФНС России по г. ФИО2 был также проведен осмотр помещений и территорий по вопросу нахождения ООО «ЛинаТон» и поэтому адресу. По результатам осмотра были составлены соответствующие протоколы и взяты объяснения. Таким образом, было установлено, что по адресу <...> ООО «ЛинаТон» также не находится, отсутствуют органы управления общества, имущество организации. Договоры аренды помещений с данной организацией не заключались и намерений заключить такие договоры не было, что подтверждается объяснениями собственников помещений по указанному адресу.
При указанных обстоятельствах признание недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы относительно изменения местонахождения не восстанавливает достоверность сведений государственного реестра, возможность надлежащего осуществления обязанности налогового органа по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, права граждан, организаций, иных лиц, в том числе потенциальных и существующих кредиторов, и создает тем самым угрозу их интересам в сфере экономической деятельности. Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, устанавливающей принципы ведения государственного реестра государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.
На основании решения о государственной регистрации был зарегистрирован утвержденный участниками ООО «ЛинаТон» Устав Общества в новой редакции. Устав общества кроме статуса учредительного документа является бумажным носителем сведений государственного реестра, то есть имеет приоритет перед электронными сведениями. Признание записи о государственной регистрации новой редакции Устава Общества без признания его недействительным в установленном порядке, не может повлечь правовых последствий в виде действия Устава Общества в прежней редакции.
Также, ИФНС России по г. ФИО2 считает необходимым добавить, что на рассмотрении Арбитражного суда Кировской области находилось заявление ИФНС России по г. Томску о признании недействительным решения ИФНС России по г. ФИО2 от 22.08.2007г. №11092А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон». Решением Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2008г. по делу №А28-1046/08-39/12 в удовлетворении требований ИФНС России по г. Томску отказано. На рассмотрении Арбитражного суда Томской области находились аналогичные дела по заявлению ИФНС России по г. Томску о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «АРТ-строй» и ООО «Веглис». Решениями Арбитражного суда Томской области от 10.04.2008г. по делу №А67-5710/07, от 21.04.2008г. по делу №А67-5711/07 в удовлетворении требований ИФНС России по г. Томску было отказано.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 пояснила:
- Инспекцией ФНС России по г.Томску оспаривается государственная регистрация за государственным регистрационным номером 2074345398037 от 22.08.2007 изменений, вносимых в учредительные документы общества.
При этом под государственной регистрацией понимается весь комплекс мероприятий, направленных на внесение записи о соответствующих изменений (статья 11 ФЗ №129).
Таким образом, поскольку оспаривание регистрации изменений без оспаривания соответствующих решений невозможно, инспекцией оспаривается государственная регистрация по правилам главы 24 АПК РФ, т.к. оспариваемая регистрация Инспекции ФНС России по г.Томску является ненормативным правовым актом государственного органа.
Требования ООО «ЛинаТон» Инспекцией ФНС России по г.Томску в заявлении не заявлялось.
- Допрос свидетеля проводился по правилам статьи 90 НК РФ. По результатам опроса составлен протокол №427 от 13.11.2007.
Протокол №348 от 05.10.2007 составлялся в рамках дела об административном правонарушении в отношении руководителя организации ООО «ЛинаТон».
На основании допроса собственника помещения был сделан вывод о том, что ООО «ЛинаТон» по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не находится (<...>). Доказательств, подтверждающих право собственности на помещения по адресу <...> материалы дела не представлялись.
Документами, подтверждающими ненахождение ООО «ЛинаТон» по адресу: <...>, являются протокол допроса свидетеля №427 от 13.11.2007 и протокол №348 от 05.10.2007. Иные акты по результатам проведенных рейдовых мероприятий не составлялись.
Представители ООО «ЛинаТон» и Инспекции ФНС России по г.ФИО2 не явились в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом - в соответствии с АПК РФ. И.О.начальника Инспекции ФНС России по г.ФИО2 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции. В соответствии с статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиком по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы заявителя (Инспекции ФНС России по г.Томску) и ответчика (Инспекции ФНС России по г.ФИО2), арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований Инспекции ФНС России по г.Томску.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г.ФИО2 произведена государственная регистрация 30.07.2007 - за государственным регистрационным номером записи 1074345040978 юридического лица - ООО «ЛинаТон» при создании путем реорганизации в форме слияния; 22.08.2007 - за государственным регистрационным номером записи 2074345398037 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления и вынесено решение от 22 августа 2007 года №11092А.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2008 по ранее рассмотренному делу №А28-1046/08-39/12 (по заявлению Инспекции ФНС России по г.Томску о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г.ФИО2 от 22.08.2007 №11092А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, и об обязании ответчика внести в ЕГРЮЛ запись о признании записи за номером 2074345398037 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон» об изменении адреса места нахождения организации, недействительной), установлено следующее:
В заявлении содержатся требования о признании недействительным решения ИФНС России по г. ФИО2 №11092А от 22.08.2007 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон» об изменении адреса места нахождения организации, и обязании ответчика внести в ЕГРЮЛ запись о признании записи за номером 2074345398037 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон» об изменении адреса места нахождения организации, недействительной.
В обоснование своего требования ИФНС России по г. Томску указывает на то, что на основании оспариваемого решения в ЕГРЮЛ были внесены ложные сведения о месте нахождения юридического лица, что было установлено в ходе проведения проверки достоверности сведений о месте нахождения ООО «ЛинаТон» по адресу: <...>.
15.08.2007 ООО «ЛинаТон» обратилось в ИФНС России по г. ФИО2 с заявлением (ф. № Р13001) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Согласно листа Б ф. № Р13001 изменения вносились в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица. Решение о внесении изменений в сведения о месте нахождения оформлено протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «ЛинаТон» от 13.08.2007, утвержден Устав Общества в новой редакции.
На основании заявления и представленных ООО «ЛинаТон» документов ИФНС России по г. ФИО2 приняла решение от 22.08.2007 №11092Л о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. На основании указанного решения в ЕГРЮЛ была внесена запись за государственным регистрационным номер от 2074345398037 об изменении места нахождения ООО «ЛинаТон» со старого - 610044 <...> на новое - 634000 <...>.
ИФНС России по г. Томску в ходе контрольных мероприятий установила, что по указанному в ЕГРЮЛ адресу юридическое лицо - ООО «ЛинаТон» не находится, что зафиксировано протоколами №348 от 05.10.2007, №427 от 13.11.2007. Поскольку ООО «ЛинаТон» указало, по мнению ИФНС, заведомо ложные сведения о месте своего нахождения, ИФНС России по г. Томску полагает, что данное заявление следует считать неподанным, так как указание в заявлении данных о несуществующем месте нахождения юридического лица соответствующие пункты считаются незаполненными. Соответственно, государственная регистрация, осуществленная на основании такого заявления, должна быть признана недействительной, поскольку нарушена ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Рассмотрев материалы дела, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель полагает, что оспариваемое решение было принято в нарушение положений ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которая предусматривает, что в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, включая адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, поскольку в ходе контрольных мероприятий заявитель установил, что по указанному в ЕГРЮЛ адресе - 634000 <...> - ООО «ЛинаТон» не находится.
Доводы заявителя о том, что указание ООО «ЛинаТон» в заявлении от 15.08.2007 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, данных о несуществующем месте нахождения юридического лица соответствующие пункты считаются незаполненными, что, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии оснований для проведения государственной регистрации, судом не принимаются.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» записи вносятся в государственные реестры уполномоченным регистрирующим органом на основании документов, представленных юридическим лицом при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. В материалы дела представлен Устав ООО «ЛинаТон» (в новой редакции), в котором указано место нахождение юридического лица - 634000 <...>. Юридическое значение положений учредительного документа в установленном порядке не оспорено. Доказательств нахождения ООО «ЛинаТон» по иному адресу в материалы дела не представлено. Соответственно, довод заявителя об отсутствии оснований для вынесения оспариваемого решения регистрирующего органа противоречит обстоятельствам дела.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под государственной регистрацией понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в соответствии с законом регистрирующий орган не уполномочен осуществлять в ходе государственной регистрации проверку достоверности заявленных сведений, т.е. истребовать дополнительные документы, подтверждающие наличие оснований и законность действий юридического лица, который путем представления сведений в регистрирующий орган уведомляет последнего о совершении юридически значимых действиях и решениях, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ. Поскольку регистрирующий орган не наделен полномочиями по проверке достоверности заявленных юридическим лицом новых сведений (не отраженных в ЕГРЮЛ), а значит и по квалификации этих сведений как недействительных, то в силу ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не имеет оснований для отказа во внесении этих сведений в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица и представленных к нему документов.
Таким образом, доводы ИФНС России по г. ФИО2 о том, что оспариваемое решение от 22.08.2007 №11092А принято в соответствии со ст.ст. 8, 9, 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,подтверждаются материалами дела и соответствуют законодательству.
Учитывая изложенное, суд не нашел правовых оснований для удовлетворения требований ИФНС России по г. Томску о признании недействительным решения ИФНС России по г. ФИО2 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон» от 22.08.2007 №11092А.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе в Российской Федерации» и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, при обращении в арбитражный суд Инспекцией ФНС России по г.Томску не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Инспекция ФНС России по г.Томску в обоснование своего заявления к ООО «ЛинаТон» и Инспекции ФНС России по г.ФИО2 о признании недействительной государственной регистрации за государственным регистрационным номером 2074345398037 от 22.08.2007г., изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон» (в редакции заявления от 22.04.2008) представила копии служебной записки начальника отдела оперативного контроля о том, что работками оперативного контроля проведены рейдовые мероприятия с целью проверки достоверности сведений о местонахождении организации по адресу, указанному в учредительных документах, в результате проверки установлено, что ООО «Лина Тон» - <...>, не находится по указанному адресу; протокола опроса свидетеля от 05.10.2007 №348; протокола допроса свидетеля от 13.11.2007 №427. Однако протоколы допроса свидетеля не могут служить надлежащими доказательствами по делу, поскольку не подтверждены правомочия допрошенного лица по отношению к помещению по адресу: <...>. Отсутствие ООО «ЛинаТон» по адресу: <...> на дату проведения рейдовых мероприятий не может служить доказательством того, что на момент принятия решения от 22.08.2007 №11092А о государственной регистрации изменений юридическим лицом были представлены недостоверные сведения о месте его нахождения.
Также при обращении в арбитражный суд заявителем не учтено следующее:
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон №129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об оплате государственной пошлины.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 12.05.2008 по делу №А28-1046/08-39/12 установлено: доводы ИФНС России по г. ФИО2 о том, что оспариваемое решение от 22.08.2007 №11092А принято в соответствии со ст.ст. 8, 9, 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,подтверждаются материалами дела и соответствуют законодательству. Учитывая изложенное, суд не нашел правовых оснований для удовлетворения требований ИФНС России по г. Томску о признании недействительным решения ИФНС России по г. ФИО2 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон» от 22.08.2007 №11092А.
В силу статьи 25 Федерального закона №129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 12.07.2007 №8312/07 и от 19.12.2007 №17080/07, действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице; в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона №129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае неоднократного или грубого нарушения законов или иных нормативных правовых актов.
На основании изложенного и принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума от 22.04.2008 №17520/07 и в соответствии с которой в отношениях с налогоплательщиком налоговые инспекции по старому и по новому местам его учета должны рассматриваться как одно и то же лицо, а также в целях соблюдения единообразия в толковании и применении арбитражными судами права в удовлетворении требований Инспекции ФНС России по г.Томску к ООО «ЛинаТон» и Инспекции ФНС России по г.ФИО2 о признании недействительной государственной регистрации за государственным регистрационным номером 2074345398037 от 22.08.2007г., изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон», следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску в удовлетворении требований к обществу с ограниченной ответственностью «ЛинаТон», Инспекции Федеральной налоговой службы по г.ФИО2 о признании недействительной государственной регистрации за государственным регистрационным номером 2074345398037 от 22.08.2007г., изменений, вносимых в учредительные документы ООО «ЛинаТон».
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия решения.
Судья Л.А.Мухамеджанова