ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-5773/2011 от 18.01.2012 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск Дело №А67-5773/2011

дата объявления резолютивной части - 18 января 2012 года

дата изготовления решения в полном объеме – 23 января 2012 года

Судья Арбитражного суда Томской области Гапон А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Печко Михаила Степановича

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску

о признании решения № 317 от 27.07.2011г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным,

при участии в заседании:

от заявителя – Тарханов Е.В. – доверенность от 04.10.2011г., паспорт 69 00 080216;

от ответчика – Ченцова Е.С. – доверенность от 10.01.2012г., удостоверение УР № 695137;

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Помазаном А.Н.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Печко Михаил Степанович (далее заявитель, ИП Печко М.С.) обратился в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее – ответчик, ИФНС России по г.Томску) о признании решения № 317 от 27.07.2011г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении, в частности указал, что для исчисления земельного налога за 2009 год необходимо указывать старую кадастровую стоимость земельного участка, установленную по состоянию на 01 января 2009 года. Как следует из текста оспариваемого акта, ИФНС по г.Томску при исчислении земельного налога за 2009г. применяла кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Администрации Томской области №262а от 24.12.2008г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области». Между тем, кадастровая оценка земельных участков, утвержденная Постановлением № 262а, использоваться, в рассматриваемом случае, не может поскольку постановлением Администрации Томской области от 10.04.2009г. №68а, действие указанного постановления было приостановлено с 01 января 2009 года., а постановление Администрации Томской области №107а от 22.06.2009г. «Об отмене постановления Администрации Томской области от 10.04.2009г. №68А», которым постановление Администрации Томской области от 10.04.2009г. №68а было отменено, вступило в действие со дня его официального опубликования – с 30.06.2009г.

Таким образом, Постановление №262а не действовало в период с 01 января 2009 года по 30 июня 2009 года, в связи с чем, по состоянию на 01 января 2009 года, в соответствии со ст.391 НК РФ, действовала кадастровая стоимость земельных участков, установленная ранее, до принятия Постановления №262а.

Кроме того, заявитель полагает, что постановление не действовало с точки зрения налогового законодательства, т.к. согласно ст.5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, по соответствующему налогу.

В связи с тем, что при принятии Постановления №262а вышеуказанные условия соблюдены не были – нормативный акт опубликован в Собрании законодательства Томской области 31.12.2008г., то утвержденная им кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению со следующего налогового периода - с 01.01.2010г.

Представитель налогового органа в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных объяснениях. Возражения мотивированы в том числе тем, что согласно положениям действующего законодательства, при применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения необходимо учитывать предусмотренные ст.396 НК РФ обязанности органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, и право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 1 января календарного года до 1 марта этого года. При этом, налоговый орган следит за правильностью исчисления налогов и сборов, подлежащими уплате в бюджетную систему РФ, в его компетенцию не входит установление кадастровой стоимости земельного участка и контроля за доведением ее до сведения налогоплателыциков - индивидуальных предпринимателей. Таким образом, на 1 января 2009 года кадастровая стоимость, необходимая для определения налоговой базы по земельному налогу, была определена в установленном порядке соответствующими органами власти, поэтому в этом налоговом периоде следовало применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта 2009 года (по состоянию на 1 января 2009 года), содержащимися в Постановлении Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области». Кроме того, то обстоятельство, что утвержденная постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что Постановление Администрации Томской области от 24.12.2008г. № 262а является правовым актом о налогах и сборах. Постановление Администрации Томской области №262а касается вопроса оценки, принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и относится к земельному законодательству, регулирует земельные отношения в связи с чем, положения ст.5 НК РФ, к нему применяться не могут.Также ответчик в обоснование своих доводов настаивает на том, что основания утраты нормативным правовым актом области юридической силы установлены п.1 ст.35 Закона Томской области от 07.03.2002 №9-03 «О нормативных правовых актах Томской области», среди которых такого основания утраты нормативным актом юридической силы, как приостановление действия акта, не содержится. Кроме того, материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка, постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а не оспорены и не признаны недействительными. Постановление администрации Томской области от 24.12.2008 № 262 а опубликовано для всеобщего сведения до начала налогового периода. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, правомерность их внесения в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не опровергнута. Таким образом, оспариваемое решение является законным и обоснованным и не подлежит признанию недействительным.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно.

Из материалов дела следует, что Печко Михаил Степанович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Томску, ОГРН 306701711100374, состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Томску.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Томску проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год №38741316.

По результатам проверки 06.06.2011 составлен акт №7574 с указанием на выявленную неполную уплату налогоплательщиком земельного налога за 2009 год в результате занижения налоговой базы на сумму 62481 руб.

27.07.2011 года ИФНС России по г. Томску принято решение №317 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения индивидуальным предпринимателем Печко М.С. (т.1 л.17 -20).

Указанным решением предприниматель Печко М.С. привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в размере 12496,20 руб. Также указанным решением (п. 2) начислены пени по состоянию на 07.07.2011 в размере 941,38 руб., предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2009 год в размере 62481 руб.

Решением УФНС РФ по Томской области от 05.10.2011 № 408 (л.д.36-39) жалоба индивидуального предпринимателя Печко М.С. оставлена без удовлетворения.

Признание недействительным решения ИФНС России по г. Томску от 27.07.2011 года №317 является предметом требований заявителя по настоящему делу.

Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела в спорный период Печко М.С. являлся плательщиком земельного налога.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, в силу прямого указания статьи 390 НК РФ относятся к земельному законодательству Российской Федерации.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).

Таким образом, плательщики земельного налога за 2009 год обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2009 и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01.03.2009 (статьи 391, 396 НК РФ).

Согласно статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановление №262а касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в статье 2 НК РФ.

В соответствии со статьей 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях. Издание исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов о кадастровой стоимости земель не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Постановление №262а в силу прямого указания статьи 390 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельному законодательству Российской Федерации.

То обстоятельство, что утвержденная постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что Постановление №262а является правовым нормативным актом о налогах и сборах.

Кроме того, кадастровая стоимость земель используется не только налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, но и применяется также при определении цены земельного участка, при решении вопроса о продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.

Суд считает также отметить необходимым следующее.

Статья 5 НК РФ устанавливает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

При этом одним из обязательных условий является их опубликование не позднее месяца до наступления соответствующего налогового периода.

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (статья 393 НК РФ).

Одним из оснований, заявленных ИП Печко М.С., является довод о том, что нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший кадастровую стоимость земель, относится к актам законодательства о налогах. Следовательно, указанный акт должен быть опубликован в рассматриваемом случае до 01.12.2008 г.

В то же время в соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).

То есть, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2009 подлежала доведению до сведения налогоплательщиков до 01.03.2009.

Таким образом, из вывода налогоплательщика относительно отнесения нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего кадастровую стоимость земель, к актам законодательства о налогах, непосредственно следует вывод о том, что, с одной стороны данный акт должен быть (в рассматриваемом случае) опубликован до 01.12.2008, с другой стороны - данный акт должен быть доведен до сведения налогоплательщиков до 01.03.2009.

Поскольку опубликование нормативного правового акта является достаточным условием доведения его до сведения налогоплательщиков (так как понятие "опубликование" включает в себя понятие "доведение до сведения" исходя из содержания указанных действий), то признание довода налогоплательщика верным делает бессмысленным (недействующим) пункт 14 статьи 396 НК РФ, так как доведение до сведения налогоплательщиков нормативного акта до 01.03.2009 происходит всегда при его опубликовании до 01.12.2008.

То обстоятельство, что доведение до сведения должно быть осуществлено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не имеет значения, поскольку при опубликовании нормативного правового акта отсутствует необходимость доводить его до сведения каким-либо дополнительным путем.

Таким образом, законодатель установил в статье 396 НК РФ особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статьи 5 НК РФ, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, регулируют земельные отношения.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, а также утверждающие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, в том числе постановление Администрации Томской области от 24.12.2008г. № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», относятся к земельному законодательству Российской Федерации, что также согласуется с позицией ФАС Западно-Сибирского округа, отраженной в постановлении от 26.12.2011 года по делу №А67-1597/2011.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Администрация Томской области, руководствуясь положениями Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. №316, на основании представления Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области за №01-29/1623 от 23.12.2008г. и протокола заседания комиссии по государственной кадастровой оценке земель Томской области от 02.12.2008г., в соответствии со ст.66 Земельного кодекса РФ, приняла постановление от 24.12.2008г. № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», которым были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Томской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. метра населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Томской области по видам разрешенного пользования.

Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009г., утвержденные постановлением Администрации Томской области №262а от 24.12.2008г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», были опубликованы в «Собрании законодательства Томской области» 31.12.2008г., т.е. были доведены до сведения неопределенного круга лиц, в связи с чем, предприниматель Печко М.С., руководствуясь п.3 ст.391 НК РФ, имел реальную возможность и обязан был самостоятельно определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной Постановлением №262а.

Данный вывод суда отвечает позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении №15932/10 от 19.04.2011г., а также сложившейся судебной практики (постановления ФАС Западно-Сибирского округа: от 21.02.2011г. по делу №А46-4738/2010, от 31.03.2011г. по делу №А46-4552/2010, от 03.06.2011г. по делу №А46-17431/2009, от 17.06.2011г. по делу №А46-13656/2010 и др.).

Поскольку предприниматель Печко М.С. земельный налог за 2009г. исчислил с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной постановлением Администрации Томской области №262а от 24.12.2008г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», сумму земельного налога за 2009г., подлежащую уплате в бюджет не уплатил, ИФНС России по г.Томску правомерно вынесено решение №317 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» от 27.07.2011 года, согласно которому Заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ - за неуплату земельного налога за 2009 год, предпринимателю начислена недоимка по земельному налогу и соответствующая пеня.

Довод представителя Заявителя в качестве правового обоснования незаконности решения №317 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» от 27.07.2011 года, в связи с приостановлением в период с 01.01.2009г. по 30.06.2009г. действия постановления Администрации Томской области №262а от 24.12.2008г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области», постановлением Администрации Томской области от 10.04.2009г. №68а «О приостановлении действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а», отклоняется судом по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 34 Закона Томской области от 07.03.2002 № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области» действие нормативного правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события. Действие нормативного правового акта приостанавливается актом того же вида, принятым органом, его издавшим.

Основания утраты нормативным правовым актом области юридической силы установлены п. 1 ст. 35 Закона Томской области от 07.03.2002 № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах Томской области», среди которых указания на такое основание утраты нормативным актом юридической силы, как приостановление действия данного акта не содержится.

Приостановление действия постановления Администрации Томской области означает временное неприменение положений приостановленного нормативного акта во временном периоде его приостановления. Последующая отмена постановления о приостановлении действия нормативного правового акта влечет и отмену установленного им требования о неприменении его положений к соответствующим отношениям.

В частности, отмена постановления Администрации Томской области от 10.04.2009 № 68а «О приостановлении действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а» постановлением от 22.06.2009 № 107а, приводит к тому, что нормы постановления Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а вновь подлежат применению к регулируемым им отношениям с определенного данным актом временного периода, а именно с 01.01.2009 (пункт 4 постановления № 262а).

Таким образом, возможность надлежащим образом исполнить налоговые обязательства за 2009 г. у заявителя имелась.

Факт приостановления действия постановления Администрации Томской области от 24.12.2008г. № 262а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области» не влиял на применение указанного нормативного акта при определении налоговых обязательств по итогам налогового периода - 2009 г., не изменял период, на который установлена кадастровая стоимость земельных участков, не препятствовал налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2009 г., т.к. сведения о кадастровой стоимости земельного участка на начало налогового периода имелись, факт утверждения кадастровой стоимости в текущем налоговом периоде отсутствует; правомерность внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в судебном порядке не оспаривалась, незаконной не признана, как и постановление Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а; иная кадастровая стоимость на период приостановления действия постановления № 262а не устанавливалась.

Таким образом, отмена постановлением Администрации Томской области от 22.06.2009г. №107а, постановления от 10.04.2009г. №68а «О приостановлении действия постановления от 24.12.2008 № 262а» приводит к тому, что нормы постановления Администрации Томской области от 24.12.2008г. №262а вновь подлежат применению к регулируемым им отношениям с определенного данным нормативным правовым актом временного периода с 01.01.2009г.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст.162 АПК РФ и оценивая их во взаимосвязи и в совокупности с учетом положений ст.71 АПК РФ суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела указанные в оспариваемом решении факты занижения налоговой базы по налогу на землю за 2009 год и неверного исчисления земельного налога из которых исходил налоговый орган, находят подтверждение, правомерность доначисления земельного налога за 2009 год, а также начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за совершение правонарушений подтверждены, оснований считать, что оспариваемым решением нарушены права предпринимателя или его законные интересы не установлено.

Согласно п.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (п.3 ст.201 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Индивидуальному предпринимателю Печко Михаилу Степановичу в удовлетворении требования о признании недействительным решения № 317 от 27.07.2011г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного ИФНС России по г. Томску, отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья А.Н.Гапон