АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67-5805/2021
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2022 года
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Л.М. Ломиворотова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповой Н.С. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Газпром» (117420, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области (107078, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, 634029 <...> ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий и бездействий,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: - Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Томск» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634029, <...>) (1), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, 636760, <...>) (2),
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 06.07.2021 (до 25.05.2023), паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 22.07.2021 (на 3 года), паспорт; ФИО3 по доверенности № 70/2019-02 от 28.10.2019 (на 3 года), служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Газпром» (далее – ПАО «Газпром», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (далее по тексту – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО «Газпром», выраженных в письме от 07.04.2021 № 01-21/2960, а также бездействий в связи с нерассмотрением заявлений от 12.04.2021 №№ 0242/2021-7320-1, 0242/2021-7321-1, 0242/2021-7345-1, 0242/2021-7347-1, 0242/2021-7352-1, 0242/2021-7385-1, 0242/2021-7396-1, 0242/2021-7402-1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Томск» (далее по тексту – ООО «Газпром трансгаз Томск»), Управление Росреестра по Томской области.
В обоснование заявленных требований ПАО «Газпром» указало, что оспариваемые действия не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы.
По мнению заявителя, у кадастровой палаты отсутствовали основания для отказа во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний, поскольку действующие правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 №1083 (далее – Правила №1083), не предусматривают необходимости принятия специального акта какого-либо органа власти об установлении соответствующей зоны, сведения о границах зон минимальных расстояний магистральных газопроводов могут быть внесены в ЕГРН на основании обращения собственника этих газопроводов в силу Правил №1083 и СНиП 2.05.06-85*.
В отзыве заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований, указало на необоснованность доводов заявителя.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
04.04.2022 от ПАО «Газпром» в суд поступило заявление от 28.03.2022 об отказе от требований в части признания незаконным бездействия.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя просил заявленные требования удовлетворить в части признания незаконными действий, в части признания незаконными бездействий просил принять отказ от требований.
Представитель заинтересованного лица возражал.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (п. 5 ст. 49 АПК РФ).
Рассмотрев заявленный ПАО «Газпром» отказ от заявленных требований в части признания незаконным бездействия суд пришел к выводу, что он подлежит принятию, так как заявлен в рамках полномочий, не нарушает права и законные интересы.
Таким образом, в данной части производство по делу подлежит прекращению.
Заслушав пояснения, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Обществу принадлежат на праве собственности следующие объекты:
1. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС ТНХК газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038254;
2. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС-3 газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038239;
3. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС с. Молчаново газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038242;
4. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС с. Кривошеино газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038243;
5. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС-2 г. Томска, инв. № 295811;
6. сооружение - Газопровод-отвод АГРС Моряковский Затон, инв. № 353161;
7. сооружение - Производственно-технологический комплекс (ПТК) газораспределительной станции (ГРС), инв. № 362053;
8. сооружение - станция газораспределительная автоматическая блочная АГРС «Урожай-20», инв. № 052496;
9. сооружение - Газопровод-отвод АГРС «Моряковский затон», инв. № 353159;
10. сооружение - Магистральный газопровод «Парабель-Кузбасс», инв. № 000232;
11. сооружение - Магистральный газопровод «НГПЗ-Парабель», инв. № 000220;
12. сооружение - Магистральный газопровод «НГПЗ-Парабель», инв. № 000223;
13. сооружение - Магистральный газопровод «Парабель-Кузбасс», инв. № 000234;
14. сооружение - Магистральный газопровод «Парабель-Кузбасс», инв. № 000236;
15. сооружение - Технологические трубопроводы 2-я очередь «КС Парабель», инв. № 384337;
16. сооружение - Газопроводы подключения 2-я очередь «КС Парабель», инв. № 051102;
17. сооружение - Магистральный газопровод «Парабель-Кузбасс», инв. № 003136;
18. сооружение - Газопровод Парабель-Кузбасс 2 нитка участок с 61-104 км, инв. № 003137;
19. сооружение - Магистральный газопровод «Парабель-Кузбасс», инв. № 003138;
20. сооружение - Газопровод НГПЗ-Парабель 2 нитка участок с 383-433 км, инв. № 003139;
21. сооружение - Газопровод Парабель-Кузбасс 2 нитка участок с 110-310 км, инв. № 003141;
22. сооружение - Реконструкция магистрального газопровода Парабель-Кузбасс км 317 - км 404, инв. № 364349;
23. сооружение - Технологические трубопроводы 1-я очередь «КС Парабель», инв. № 365143;
24. сооружение - Газопроводы подключения 2-я очередь КС Парабель, инв. № 384340;
25. сооружение - нежилое, инв. № 388231;
26. сооружение - иное сооружение, инв. № 396554;
27. сооружение - иное сооружение, инв. № 396555;
28. сооружение - газопровод - отвод магистральный от врезки в центральный магистральный газопровод в районе Чернильщиково до ГРС, инв. № 362051;
29. сооружение - Технологические трубопроводы КС «Володино», инв. № 353596;
30. сооружение - газопроводы подключения КС «Володино», инв. № 353620;
31. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС п. Каргасок газопровода Парабель-Кузбасс, инв. №038238;
32. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС-1 г. Томска газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038244;
33. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС-4 г. Томска газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038245;
34. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС п. Нарга газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038246;
35. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС с. Чернореченский газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038247;
36. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС с. Новоколомино газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038248;
37. сооружение - Магистральный газопровод «Парабель-Кузбасс», инв. № 000227;
38. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС Шегарский ССК газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038249;
39. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС Гигант газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038250;
40. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС п. Апрель газопровода Парабель-Кузбасс, инв. №038251;
41. сооружение - назначение: нежилое, инв. № 038252;
42. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС-3 г. Томск газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038253;
43. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС с. Молчаново газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038256;
44. сооружение - Производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод и ГРС с. Кривошеино газопровода Парабель-Кузбасс, инв. № 038257;
45. сооружение - Газопровод-отвод к АГРС «Урожай», инв. № 052497;
46. сооружение - газопроводы подключения 1-я очередь «КС Парабель», инв. № 365133.
Общество обратилось в кадастровую палату с заявлением о внесении в ЕГРН сведений о границах зон минимальных расстояний в отношении указанных объектов.
По результатам рассмотрения заявления кадастровая палата отказала во внесении сведений, о чем сообщило заявителю в письме № 01-21/2960 от 07.04.2021.
В обоснование отказа заинтересованное лицо указало, что сведения о границах зон минимальных расстояний внести не представляется возможным в связи с тем, что в соответствии со статьей 106 Земельного Кодекса Российской Федерации, статьей 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений о зонах минимальных расстояний возможно после утверждения положения о зоне минимальных расстояний, в котором определен порядок подготовки и принятия решения, а также определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об установлении, изменении, прекращении существования ЗОУИТ. На данный момент положение о зонах минимальных расстояний не утверждено Правительством Российской Федерации.
Полагая, что указанные действия кадастровой палаты не соответствуют требованиям законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении).
В соответствии с положениями статьи 28 Закона о газоснабжении владельцы земельных участков, прилегающих к объектам систем газоснабжения, при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно статье 32 Закона о газоснабжении организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении ограничений использования земельных участков, осуществления хозяйственной деятельности в границах зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов или в умышленном блокировании объектов систем газоснабжения либо их повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определённый срок. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации (статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относится, в том числе, зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Газопроводы, газораспределительные станции, технологические трубопроводы относятся к магистральным газопроводам.
В соответствии с пунктом 22 Правил № 1083 при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
Согласно пункту 23 Правил № 1083 сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом на основании подпункта «г» пункта 2 Правил № 1083, категория «магистральный газопровод» включает, в том числе, объект «газораспределительная станция» (ГРС).
Минимальные расстояния от магистральных газопроводов и площадок ГРС до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности установлены Сводом правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утверждённым Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 108/ГС (пункты 7.15, 7.16, 16.2; таблицы 4, 5, 20, прим. 1 к таблице 5).
Такое регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением.
В частности, в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закреплено соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
СНиП 2.05.06-85* составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Указанные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 № 2318-О.
Согласно письму Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 № КМ-5452/05 в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования, необходимо в едином государственном реестре недвижимости помимо охранных зон отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения.
Запись о наличии охранных зон в едином государственном реестре недвижимости не является записью правообразующей, поскольку зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в единый государственный реестр недвижимости. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в единый государственный реестр недвижимости с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Таким образом, законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения вне зависимости от внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о данных ограничениях.
Учитывая, что указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения газопровода и площадки ГРС на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения возникновения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Наличие в едином государственном реестре недвижимости таких сведений с учётом их открытости и доступности соответствует целям защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечивает информированность о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, безопасную эксплуатацию данных объектов их собственниками и законными владельцами.
Заявитель как собственник газопроводов, являющихся опасными производственными объектами, несёт ответственность за их безопасную эксплуатацию.
При отсутствии сведений о зонах минимальных расстояний в ЕГРН, и, следовательно, отсутствии у граждан и юридических лиц информации о местонахождении данных зон, создаётся потенциальная опасность неоправданного ущерба жизни и здоровью граждан, а также их имуществу и имуществу юридических лиц при возникновении аварийных ситуаций на газопроводах.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает зоны минимальных расстояний до вышеуказанных объектов, при этом заявитель как собственник газопроводов и газораспределительных станций, трубопроводов обязан принять меры по их безопасному функционированию, в том числе предоставить сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган, осуществляющий внесение вышеуказанных сведений в единый государственный реестр недвижимости.
По смыслу пункта 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в ЕГРН.
Наличие в ЕГРН сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний способствует предотвращению, в том числе незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлено на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций (зона минимальных расстояний до магистральных газопроводов является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий – часть 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу части 1 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если сведения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий не внесены в единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьёй 34 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учёт, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» получение органом кадастрового учёта сведений об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий является основанием для внесения таких сведений в единый государственный реестр недвижимости.
Согласно части 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий Правительство Российской Федерации утверждает Положение, в котором, в том числе, определяется порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон.
Вместе с тем, отсутствие такого положения в отношении зоны минимальных расстояний не означает фактическое отсутствие такой зоны (в рассматриваемой ситуации – на основании части 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации) и не препятствует внесению сведений о зонах минимальных расстояний в единый государственный реестр недвижимости, публичную кадастровую карту.
В ряде случаев в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определённого вида и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны.
Действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны.
Документы, необходимые для внесения сведений о рассматриваемых охранных зонах в орган кадастрового учёта могут предоставить заинтересованные лица, такие как правообладатели объектов недвижимости, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.12.2009 № 22066-ИМ/Д23 «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий»).
При таких обстоятельствах необоснованной является позиция заинтересованного лица о том, что отсутствие Положения, утверждённого Правительством Российской Федерации, является препятствием для внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к выводу о том, что заявитель представил заинтересованному лицу достаточные сведения и достоверные документы, позволяющие внести спорные зоны минимальных расстояний в ЕГРН.
Доказательств несоответствия представленных заявителем сведений о зоне минимальных расстояний вышеперечисленным нормативным актам заинтересованным лицом не представлено.
В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица указал, что иные основания для отказа во внесении сведений о зонах минимальных расстояний отсутствуют.
При таких условиях у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа во внесении зоны минимальных расстояний до объектов заявителя в ЕГРН.
В случае если магистральный газопровод построен и введён в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 342- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», зона с особыми условиями использования территории считается установленной и обязанность по внесению сведений о такой зоне в единый государственный реестр недвижимости лежит на собственнике газопровода (пункт 1 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021).
Из представленных в материалы дела выписок из единого государственного реестра недвижимости следует, что спорные объекты введены в эксплуатацию до 2018 года.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021, определение территории, входящей в границы минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, до установления этой зоны в порядке, установленном статьей 106 ЗК РФ, осуществляется с учетом положений СНиП 2.05.06-85*.
Из преамбулы и пунктов 1, 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2021 следует, что до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса положений об охранных зонах трубопроводов и о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами № 9; Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083; Сводом правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 № 108/ГС (далее - СНиП 2.05.06-85*).
Довод заинтересованного лица о том, что в настоящее время законодательно предусмотрен административно-заявительный порядок установления зон с особыми условиями использования территорий, а уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проверке документов, предоставленных для внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов является Министерство энергетики РФ на основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2019 № 543 судом отклоняется исходя из следующего.
Действие норм материального права во времени подчиняется правилам, установленным пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ), согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в частности изложенных в Постановлениях от 22.04.2014 № 12-П и от 15.02.2016 № 3-П, преобразование отношения в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки общему (основному) принципу действия закона во времени, нашедшему отражение в статье 4 ГК РФ. Данный принцип имеет своей целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его действий; только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу, либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-ФЗ) введена часть 1 статьи 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), в силу которой до 01.09.2019 в реестр границ вносятся также сведения о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
На основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2019 № 543 Минэнерго России с 15.05.2019 по 01.09.2019 было уполномочено на предоставление данных для внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний.
Однако на момент подачи обращений в Филиал (23.03.2021, 24.03.2021) Постановление Правительства РФ об утверждении федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями в соответствии с ч. 2 ст. 71.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» после 01.09.2019, отсутствовало.
В силу ч. 16 ст. 26 Закона № 342-ФЗ до 1 января 2022 года (редакция на момент подачи обращений) установление зон минимальных расстояний, изменение или прекращение их существования осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования данного федерального закона.
На момент подачи документов о внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, указанных в заявлении, действовало вышеуказанное законодательство.
Вследствие вышеизложенного отдельного принятия решений об утверждении со стороны уполномоченного органа сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов на момент предоставления Филиалу сведений о данных зонах, то есть на 23.03.2021, 24.03.2021 не требовалось.
Согласно подпункту 1 пункта 1 Приказа Росреестра от 30.07.2021 № П/0327 «Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельных полномочий органа регистрации прав и оказании отдельных государственных услуг» ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по ведению ЕГРН в части: загрузки (ввода) в федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН) основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости, содержащихся в документах. Загрузка (ввод) сведений сопровождается проведением анализа на соответствие указанных сведений актуальным записям ЕГРН, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости, в целях представления результатов такого анализа в Росреестр или его территориальные органы, а также формированием и направлением посредством сервисов ФГИС ЕГРН межведомственных запросов для обеспечения осуществления государственного кадастрового учета.
Таким образом, на момент обращения ПАО «Газпром» в филиал именно ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области обладало полномочиями по проверке предоставленных документов с тем, чтобы вносить в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, принадлежащих ПАО «Газпром», которые установлены и утверждены в соответствующем порядке.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 151, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Принять отказ от требований в части признания незаконным бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области.
Производство по делу в данной части прекратить.
Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области по отказу во внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих Публичному акционерному обществу «Газпром», выраженные в письме от 07.04.2021 № 01-21/2960.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Газпром» путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов согласно документации, приложенной Публичным акционерным обществом «Газпром» к письмам б/н от 23.03.2021, № 0153-01/26 от 24.03.2021.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Томской области в пользу Публичного акционерного общества «Газпром» 3 000 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Возвратить из федерального бюджета Публичному акционерному обществу «Газпром» 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Л.М. Ломиворотов