ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-5807/08 от 07.11.2008 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Томск                                                                                                  Дело № А67- 5807/08

07. 11.2008 г.

Полный текст составлен 10. 11.2008 г.

Арбитражный суд Томской области

в составе:

судьи Гудыма В.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Гудымом В.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело ОАО «Томскнефть» ВНК к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области №18-11 от 14.10.2008г. о наложении на ОАО «Томскнефть» ВНК административного штрафа в размере 100 000 рублей

ПРИ УЧАСТИИ:

От заявителя - без участия

От ответчика: Тарасов И.Г. по доверенности от 25.01.2008 года

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Томскнефть» ВНК (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением  к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее Департамент) о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области №18-11 от 14.10.2008 г. о наложении на ОАО «Томскнефть» ВНК административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Заявитель полагает, что постановление принято с нарушением закона.

Так, по мнению  заявителя, Департамент проводя несколько проверок в течение двух лет, нарушил пункт 2 части 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», предусматривающий возможность проведения в отношении одного юридического лица проверок не более чем один раз в два года. В связи с этим доказательства полученные по результатам проверки не могут быть положены в основу обжалуемого постановления о назначении административного наказания № 18-11 от 14.10.2008 г., поскольку, в силу п.З ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В действиях Общества отсутствует состава правонарушения, на основании которого оно привлечено к административной ответственности.

Департаментом не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие о виновности юридического лица в совершении правонарушения предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

От Департамента поступил отзыв на заявление, согласно которого требования Общества не признаны. Административный орган просит признать постановление от 14.10.2008 №18-11 о назначении административного наказания, вынесенное Департаментом в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК, законным и обоснованным и отказать в удовлетворении требований заявителя.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.

Представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, дополнительно представил обоснование определения размера штрафа в максимальном размере.

Выслушав представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, исследовав материалы дела, суд не находит законных оснований для удовлетворения  заявления. При этом исходит из следующих обстоятельств дела.

Так, из материалов дела следует, что определением №18-07 от 08.08.2008 года старшим государственным инспектором Томской области по охране природы Русляковым С.И. было возбуждено дело об административном правонарушении  и проведении административного расследования по факту обнаружения на Игольско-Таловое   нефтяном   месторождение (Каргасокский   район, Томская   область) загрязнения на земельном участке (ориентировочно на 500 кв. м.) нефтесодержащей жидкостью, в результате некатегорийного отказа на нефтесборном коллекторе, что привело к   загрязнению почвы нефтью. 

Определением от 08.09.2008 года срок административного расследования продлен до 08.10.2008 года.

07.10.2008 года, старшим государственным инспектором Томской области по охране природы Русляковым  С. И. был составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано событие административного правонарушения. Так, 07 августа 2008 года при визуальном обследовании мест аварий был произведен отбор проб почвы с земельных участков, залитых нефтью вдоль вышеуказанного нефтесборного коллектора Игольско-Талового нефтяного месторождения, совместно с представителем ОАО «Томскнефть» ВНК Градусовым Геннадием Анатольевичем (доверенность № 249/07 от 11 декабря 2007 года).

По данным экспертного заключения о результатах исследования проб № 41 от 09.09.2008 г., и протоколов анализа почвы №№ 61-64 от 15 августа 2008 года, выданных Томской СИГЭКиА «Куст 26 - врезка куста 26» Игольско-Талового нефтяного месторождения:

в пробе № 61 превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоном в 457,4 раза, превышение содержания хлоридов в сравнении с фоном в 1,7 раза;

в пробе № 62 превышение содержания нефтепродуктов сравнении с фоном в 217,9 раза, превышение содержания хлоридов в сравнении с фоном в 1,6 раза.

На нефтесборный коллектор «Куст 26 - врезка куста 26» Игольско-Талового нефтяного месторождения по данным Общества в результате некатегорийных отказов происходили аварии, которые приводили к загрязнению почвы нефтью.

19.11.2007 года, 1350 метров в сторону вр. К26, объем разлива нефти 0,03 тонны, площадь загрязнения 5 м2 (акт тех. расследования № 188 от 19,11.2007 г.);

01.12.2007 года, 1352,5 метров в сторону вр. К26, объем разлива нефти 0,009 тонны, площадь загрязнения 15 м2 (акт тех. расследования № 200 от 01.12.2007 г.);

 30.12.2007 года, 1353 метра от К26, объем разлива нефти 0,004 тонны, площадь загрязнения 4 м2(акт тех. расследования № 230 от 30.12.2007 г.);  

11.01.2008 года, 1330 метров от К26, объем разлива нефти 0,003 тонны, площадь загрязнения 8 м2(акт тех. расследования № 8 от 11.01.2008 г.);

13.01.2008 года, 1352 метров от К26, объем разлива нефти 0,07 тонны, площадь загрязнения 15 м2(акт тех. расследования № 10 от 13.01.2008 г.);

17.01.2008 года, 1353,7 метров от К26, объем разлива нефти 0,006 тонны, площадь загрязнения 8 м2(акт тех. расследованиях» 15 от 17.01.2008 г.);

18.01.2008 года, 1352,7 метров от К26, объем разлива нефти 0,003 тонны, площадь загрязнения 12 м2 (акт тех. расследования № 16 от 18.01.2008 г.); 24.01.2008 года, 1353,4 метров от К26, объем разлива нефти 0,01 тонны, площадь загрязнения 5 м2 (акт тех. расследования № 24 от 24.01.2008 т.).

По данным паспорта трубопровода № 512, еще одна аварийная ситуация была на данном нефтесборном коллекторе 1 августа 2006 года на участках 1396 м, 1398 м.

При натурном обследовании на нефтесборном коллекторе «Куст 26 - врезка куста 26» установлено, что площадь нефтезагрязненных участках составляет 500 м2.

Исходя из информации, содержащейся в паспорте  трубопровода (регистрационный номер 512) диагностика нефтесборного коллектора проводилась в 2007 году (дата не указана), о чем АНО СЦТДЭ «ДИАСИБ» составлен отчет о техническом диагностировании на нефтесборный коллектор «К26 - вр. К26» Игольско-Тадавого нефтяного месторождения за № 01002.12/012-10- 07.

В разделе 8 данного отчета, дано заключение о допуске к дальнейшей эксплуатации данного коллектора, без снижения установленных параметров. В паспорт трубопроводов записи о ежегодных контрольных осмотрах не внесены (РД 39-132-94 п.7.5.1.16).

При контрольных осмотрах трубопроводов необходимо замерять толщину стенок труб и глубину язв на теле труб и в сварных швах (внутренняя коррозия) с помощью ультразвукового или радиоизотопного толщиномера (РД 39-132-94 п.7.5.1.12).

Несмотря на это, сведения о выполнении данных работ и заключения по результатам толшинометрии за 2005, 2006, 2007 годы не представлены.

ОАО «Томскнефть» ВНК предоставлена копия Протокола № 7 от 13 июля 2008 года (день проведения ежегодного контрольного осмотра), в котором также дано заключение о годности трубопровода для дальнейшей эксплуатации. Однако Обществом не предоставлены заключения ультразвуковой толшинометрии, которая должна проводиться при возникновении аварийных ситуаций с выходом нефти на трубопроводах (п.7.5.3.16 РД 39-132-94).

ОАО «Томскнефть» ВНК представлен акт ревизии трубопровода от 10.10.2007 г., утвержденный гл. инженером УЭТ ОАО «ТН» ВНК Рагулиным М.В. Данные о проведении ревизии в 2007 году внесены в паспорт трубопровода № 512. В представленных «актах контрольных осмотров» за 2005-2008 гг. не отражена обязательная информация о состоянии зон возможного скопления пластовой воды, конденсата, твердых осадков (п. 7.5.1.7 РД).

Во всех представленных «актах контрольных осмотров» за 2005-2008 гг. и паспортах трубопроводов отсутствует обязательная информация о проведенных во время контрольных осмотров замерах толщины стенок труб (п.п. 7.5.1.12, 7.5.1.16 РД). Данные результатов по всем вышеуказанным контрольным осмотрам и замерам толщин стенок за 2005-2008 гг., не внесены в паспорт трубопровода (п. 7.5.1,16 РД).

Несмотря на принятие ОАО «Томскнефть» ВНК всех перечисленных мер по диагностированию нефтесборных коллекторов на пригодность к дальнейшей эксплуатации, на нефтесборном коллекторе «К26 - вр. К26»   в 2007 и 2008 году произошло 8 аварий в 2007, 2008 году, и 1 авария в 2006 году.

Все перечисленные факты несоблюдения РД 39-132-94 «Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов» и «Правил разработки нефтяных и газонефтяных   месторождений»   привели   к  несоблюдению   ОАО   «Томскнефть»   ВНК,   при эксплуатации   нефтесборных   коллекторов   «К26   - вр.   К26»   Игольско-Талового   нефтяного месторождения,   экологических   требований   (не   выполнены   мероприятия   по   обеспечению экологической  безопасности,  по  соблюдению  нормативов  качества  окружающей  среды,  по предотвращению загрязнения земли химическими веществами, по обеспечению использования герметизированной системы промыслового транспорта), что является нарушением п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 39, пунктов 1, 2 ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 10.3.15 «Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений» (утв. Министерством нефтяной промышленности СССР в 1984), пунктов 5.5.2, 7.5.1.7, 7.5.1.12, 7.5.1.16, 7.5.2.7, 7.5.3.16, 12.35 РД 39-132-94 «Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов».

            14.10.2008 года, старшим государственным инспектором Томской области по охране природы Русляковым С. И., на основании материалов административного расследования вынесено постановление  №18-11 о привлечении ОАО «Томскнефть» ВНК к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при эксплуатации нефтесборного коллектора «К26 - вр. К26» Игольско-Талового нефтяного месторождения и наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. При определении штрафа учтены отягчающее обстоятельства. Так, в 2008 году ОАО «Томскнефть» ВНК было 7 раз подвергнуто административному наказанию за однородные правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ (постановления о назначении административного наказания № 18-03 от 3 июля 2008 года, №18-04 от 10 июля 2008 года, № 18-05 от 9 июля 2008 года, № 18-06 от 8 июля 2008 года, № 18-08 от 19 августа 2008 года, № 18-09 от 25 августа 2008 года, № 18-10 от 26 августа 2008 года) по которым не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ.

Статьей 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Экологические требования, предъявляемые к эксплуатации нефтесборных   коллекторов   содержатся в следующих правовых актах.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» «эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности».

В соответствии с п. 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Пункты 1, 2 ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» требуют, чтобы «эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию   отходов   производства   и   сбора   нефтяного    (попутного)   газа   и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного  воздействия  на  окружающую среду,  а также  по  возмещению  вреда окружающей среде, причиненного в процессе эксплуатации указанных объектов».

В соответствии с п. 10.3.15 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений (утв. Министерством нефтяной промышленности СССР. согл. Госгортехнадзором СССР) при разработке нефтяных месторождений должны выполняться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предотвращение загрязнения земли и поверхностных вод нефтепродуктами.

Данные мероприятия включают в себя в том числе, использование герметизированной системы промыслового транспорта. В соответствии с п. 10.1.3 «Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений. РД 153-39-007-96» (утв. Минтопэнерго РФ 23.09.1996) при обустройстве месторождения следует предусмотреть напорную герметизированную систему сбора, подготовки, транспорта нефти, исключающую попадание продукции скважин на почву и в воду. Все меры и все требования, предусмотренные РД 39-132-94 относительно проведения осмотров, диагностики, ревизий направлены на поддержание и использование герметизированной системы промыслового транспорта, исключающую попадание нефти на почву и в воду и направленную на предотвращение загрязнения земли и поверхностных вод.

Из материалов дела следует, что данные требования ОАО «Томскнефть» ВНК не выполнялись, что нарушает герметизацию трубопровода и ведет к попаданию на почву нефти и происходит загрязнение земли.

В соответствии с п. 12.35 РД 39-132-94 «Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов» при эксплуатации нефтепроводов надлежит разрабатывать комплекс мероприятий (сооружение амбаров, отстойников, защитных дамб обваловки трубопроводов) в местах, где аварийный выброс содержащих токсичные вещества жидких транспортируемых продуктов может привести к загрязнению природных вод (наземных, подземных, водоемов всех типов). На момент проведения проверки на местности 08.08.2008 в месте разлива нефти инспектором Русляковым СИ. установлено, что обвалование отсутствует по всему периметру аварийного разлива. Данный факт установлен в присутствии свидетелей (Зайцевского В.М. и Порозова Е.М.) и уполномоченного представителя ОАО «Томскнефть» ВНК Градусова Г.А. и отражен в протоколе отбора проб почвы от 07.08.2008 №18-09 и определении о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.08.2008 №18-07 (без замечаний со стороны уполномоченного представителя ОАО «Томскнефть» ВНК Градусова Г.А.), в акте проверки от 26.09.2008 №18-16.

В соответствии с п. 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» к нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об охране окружающей среды» иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Действующим законодательством Томской области (Закон Томской области «Об охране окружающей среды в Томской области») установлено разграничение полномочий органов власти Томской области. Согласно ст. 5 данного закона установление нормативов качества окружающей среды является полномочием органа исполнительной власти Томской области, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27.12.2003 №269 и Постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 №153, органом исполнительной власти Томской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Таким образом, в соответствии с законодательством Томской области у Департамента имеются полномочия по установлению нормативов качества окружающей среды

В 2006 г. в Томской области установлены нормативы допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (ДОСНП), утвержденные Департаментом во «Временных требованиях по приемке рекультивированных земель (допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Томской области)» (далее - Временные требования). Выявленные в результате проверки на Игольско-Таловом нефтяном месторождении концентрации нефтепродуктов в загрязненных почвах (17,3 г/кг) превышают нормативные значения ДОСНП (10,8 г/кг) для минеральных горизонтов суглинистых почв рассматриваемого района южной тайги. Почвы данного района относятся к подзоне южной тайги согласно природно-ресурсному районированию Томской области.

 Из материалов дела следует, что загрязнению подверглись минеральные (суглинистые) горизонты почвы (подтверждается актами технического расследования отказов ОАО «Томскнефть» ВНК от 19.11.2007 №188, от 01.12.2007 №200, от 20.12.2007 №230, от 11.01.2008 №8, от 13.01.2008 №10, от 17.01.2008 №15, от 18.01.2008 №16, от 24.01.2008 №24).

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» качество окружающей среды - это такое состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Таким образом, показателя и нормативом качества почвы является показатель концентрации нефти и нефтепродуктов в пробах почв, не подверженных антропогенному воздействию (в фоновых пробах). Этот способ оценки загрязнения почв путем сравнения с фоном (естественное состояние) используется в нефтегазодобывающей отрасли, в том числе и Обществом при проведении рекультивационных работ. Данный факт подтверждают   прилагаемые   выдержки   из   утвержденных   в   2007-2008   гг.   проектов рекультивации земель на участках аварийного разлива нефти на коллекторах Катыльгинского нефтяного месторождения; при проведении производственного экологического контроля на объектах нефтяной и газовой промышленности (п. 1.7 РД 39-0147098-015-90 «Инструкция по контролю за состоянием почв на объектах предприятий Миннефтегазпрома»); при проведении рекультивационных работ после загрязнения земель нефтью (п. 2.9 РД 39-00147105-006-97 «Инструкция по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов»); при отборе проб для оценки общих и локальных загрязнений (ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб», ГОСТ 17.4.3.06-86 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих веществ»); при проведении инженерно-экологических изысканий для строительства (п.п. 4.20, 4.21 СП 11-102-97 «Инженерно-экологических изысканий для строительства»).

Анализ отобранных проб в месте аварий на нефтесборном коллекторе «куст 26 - врезка куста 26» Игольско-Талового нефтяного месторождения показал превышение содержания нефтепродуктов в месте загрязнения в сравнении с фоном в 217-457 раз, хлоридов - в 1,6-1,7 раза. Это указывает на то, что при эксплуатации нефтесборного коллектора «куст 26 - врезка куста 26» Игольско-Талового нефтяного месторождении Общество не обеспечивает соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с разделом 7.5.1 «Наружный осмотр трубопроводов» РД39-132-94 «Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов» трубопроводы не реже одного раза в год должны подвергаться контрольному осмотру. При контрольном осмотре наружный осмотр трубопроводов проводится путем вскрытия и выемки грунта, снятия с трубопровода изоляции. При контрольном осмотре особое внимание должно быть уделено: состоянию зон выхода трубопроводов из земли; состоянию сварных швов; состоянию зон возможного скопления пластовой воды, конденсата, твердых осадков; состоянию фланцевых соединений; правильности работы опор; состоянию и работе компенсирующих устройств; состоянию уплотнений арматуры;

- вибрации трубопроводов; состоянию изоляции и антикоррозионных покрытий; -  состоянию гнутых отводов, сварных тройников, переходов и других фасонных деталей. При контрольных осмотрах трубопроводов необходимо замерять толщину стенок труб и глубину язв на теле труб и в сварных швах с помощью ультразвукового или радиоизотопного толщиномера. Результаты контрольных осмотров и замеров (толщины стенок и глубины язв на теле труб и в сварных швах) всех трубопроводов должны фиксироваться в документах соответствующих служб технического надзора и вноситься в паспорт трубопроводов. По результатам осмотров и замеров дается заключение о состоянии трубопроводов, причем дается одно заключение по всему комплексу работ, а не несколько заключений по каждому виду работ. Ежегодные контрольные осмотры согласно раздела 7.5.1 РД39-132-94 являются самостоятельными видами работ по техническому обслуживанию трубопроводов и проводятся помимо прочих работ по техническому обслуживанию трубопроводов: осмотров после каждой аварии с выходом нефти (согласно п. 7.5.3.16 РД), ревизии (не реже одного раза в 2-4 года, согласно разделу 7.5.2 РД), диагностики (не реже одного раза в 4 года, согласно разделу 7.5.3 РД), периодических гидравлических испытаний (согласно разделу 7.5.5 РД), а также экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии с п. 7.5.3.16 РД39-132-94 при каждой аварии с выходом нефти следует провести обследование трубопровода по обе стороны от места утечки на расстоянии не менее 1 м с использованием средств толщинометрии и ультразвуковой дефектоскопии для обнаружения коррозии. При обнаружении коррозионного поражения в контролируемой зоне контроль следует продолжать до момента, когда на расстоянии 1 м не будет обнаружено дефектов.

Из материалов проверки следует, что Общество не соблюдает требования раздела 7.5.1 РД39-132-94 о проведении контрольных осмотров трубопровода с применением методов инструментальной диагностики: в представленных «актах контрольных осмотров» за 2005-2008 гг. отсутствует информации о том, на каких участках 1,5-километрового трубопровода проводился контрольный осмотр. В соответствии с п. 7.5.1.8 РД при контрольных осмотрах исследуются участки трубы из расчета 2 участка на 1 км длины трубопровода. Таким образом, в течение одного дня (согласно датам, указанным в «актах») должно было быть осмотрено 3 участка трубопровода (т.е. участок трубы вынимался из земли, с него снималась изоляция, проводились замеры толщины стенок и т.п.).

Исходя из контрольных осмотров за 2006-2008 гг. проводился в один день одними и теми же лицами, как на рассматриваемом трубопроводе, так и на трубопроводе «куст 32 - врезка куста 32» данного месторождения (акты от 18.07.2006, 11.07.2007, 13.07.2008); в представленных «актах контрольных осмотров» за 2005-2008 гг. не отражена обязательная информация о состоянию зон возможного скопления пластовой воды, конденсата, твердых осадков, что является нарушением п. 7.5.1.7 РД; в представленных «актах контрольных осмотров» за 2005-2008 гг. и паспорте трубопровода (раздел «Формуляр замера деталей трубопровода», стр. 18-20) отсутствует обязательная информация о проведенных во время контрольных осмотров замерах толщины стенок труб и глубины язв на теле труб и в сварных швах, что является нарушением п.п. 7.5.1.12, 7.5.1.16 РД; результаты контрольных осмотров и замеров толщин стенок труб и глубины язв на теле труб и в сварных швах за 2005-2008 гг. не внесены в паспорт трубопровода (стр. 14), что является нарушением п. 7.5.1.16 РД; по результатам контрольных осмотров и замеров толщин стенок труб за 2005-2008 гг. отсутствуют заключения о состоянии трубопроводов, что является нарушением п. 7.5.1.17 РД. Заключение №01002.12/012-10-07 по результатам технического диагностирования за 2007 г. не подменяет заключений по результатам контрольных осмотров. Таким образом, данный документ не является доказательством проведения контрольных осмотров с применением методов ультразвуковой или радиоизотопной толщинометрии.

            Представленные Обществом сведения, свидетельствующие об ультразвуковом контроле проведены после аварий в соответствии с п. 7.53.16 раздела 7.5.3 РД39-132-94 и не имеют никакого отношения к проведению ежегодных контрольных осмотров, которые проводятся в соответствии с разделом 7.5.1 РД39-132-94 и свидетельствуют о несоблюдение ОАО «Томскнефть» ВНК установленных РД 39-132-94 требований по проведению ежегодных контрольных осмотров трубопровода с применением методов инструментальной диагностики привело к несвоевременному выявлению коррозионных участков, что в свою очередь привело в короткий промежуток времени к 8 аварийным порывам нефтепровода с последующим загрязнением земель нефтью.

Согласно п. 7.5.1.7 РД39-132-94 при контрольном осмотре особое внимание должно быть уделено состоянию зон возможного скопления пластовой воды, конденсата, твердых осадков. Информация о состоянии данных зон в представленных «актах контрольных осмотров» от 28.07.2005, 18.07.2006, 11.07.2007, 13.07.2008 отсутствует. Представленный заявителем акт о проведении коррозионного мониторинга от 19.05.2008 относится только к 2008 году. Аналогичные акты за 2005-2007 гг., которые должны быть составлены при проведении контрольных осмотров в 2005-2007 годах, отсутствуют.

            Довод представителя ОАО «Томскнефть» ВНК о возможности проведения планового мероприятия по контролю не более чем один раз в два года судом не принимается, поскольку в силу ст.1.1 КоАП РФ Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001г. №134-ФЗ не относится к законодательству об административных правонарушениях, а предусмотренный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности Ответчиком соблюден.

Кроме того, следует отметить, что в силу требований п.3 ст.1 Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», с учетом положений, закрепленных в ст.66 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.9 Положения о  Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002г. №777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», Ответчик был вправе проводить проверку по соблюдению ОАО «Томскнефть» ВНК природоохранного законодательства на опасном производственном объекте, к которому относится нефтесборный коллектор.

Таким образом, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие как вину Общества в совершении административного правонарушения, так и выполнения состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.

Размер штрафа Департаментом определен верно, исходя из характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положение юридического лица, обстоятельств, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, при этом соблюдена процедура привлечения к административной ответственности и сроки давности для привлечения юридического лица к ответственности.

Руководствуясь статьями 168-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ОАО «Томскнефть» ВНК о признании незаконным и отмене постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области №18-11 от 14.10.2008г. о наложении на ОАО «Томскнефть» ВНК административного штрафа в размере 100 000 рублей отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья                                                   Гудым В.Н.