АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-5954/2015 дата объявления резолютивной части - 04 декабря 2015 г.
дата изготовления полного текста решения -11 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Томской области в составе судьи А.Н.Гапон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Экспресс Карго» (ИНН <***>, ОГРН <***>; 142103, <...>, комн. 3.4)
к Томской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>; 634034, <...>)
о признании незаконными действий от 27.08.2015, выразившихся в отказе регистрации ДТ № 10611020/270815/0004874, поданной ООО «Экспресс Карго»
при участии:
от заявителя – без участия, извещены;
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 11.09.2015 №04-41/36, удостоверение;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эльшайдт Т.В.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Экспресс-Карго» (далее – ООО «Экспресс-Карго», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Томской таможни (далее – ответчик, таможенный орган) о признании незаконными действий от 27.08.2015, выразившихся в отказе регистрации ДТ № 10611020/270815/0004874, поданной ООО «Экспресс Карго».
Представители заявителя, извещённого надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании ст.156 АПК РФ, суд рассматривает дело в судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Как следует из заявления Общества, а также дополнительно представленных пояснений, при подаче декларации им соблюдены все условия, установленные действующим законодательством для помещения товаров под избранную таможенную процедуру; основания для отказа в регистрации декларации, поименованные в статье 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, отсутствовали. С учетом того, что указанный в статье 190 Таможенного кодекса Таможенного союза перечень оснований для отказа в регистрации таможенной декларации является исчерпывающим, общество полагает, что принятое таможенным органом решение об отказе в регистрации декларации не соответствует Таможенному кодексу Таможенного союза, телетайпограмма ФТС России от 21.04.2015 года №ТФ-289 не может ограничивать прав декларанта на применение технологии удаленного выпуска.
Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что оспариваемые действия Томской таможни по вынесению решения по отказу в регистрации декларации на товары № №10611020/270815/0004874
являются законными и обоснованными, совершены в пределах полномочий, в рамках установленного срока.
Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно в заявлении, отзыве, дополнительно представленных пояснениях.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
27.08.2015 года ООО «Экспресс-Карго» на Северский таможенный пост Томской таможни (центр электронного декларирования) была подана предварительная декларация №10611020/270815/0004874 на товар: Мандарины свежие (CITRUSNOBILIS) для употребления в пищу, не расфасованные для розничной торговли (код ТН ВЭД 0805205000).
27.08.2015 должностным лицом таможенного органа принято решение об отказе в регистрации декларации, оформленное листом отказа в регистрации ДТ №10611020/270815/0004874.
Как следует из листа отказа, основанием для принятия указанного решения послужило несоблюдение подпункта 1 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), а именно таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации. В примечании отражено: «Согласно телетайпограммы ФТС России от 21.04.2015 года №ТФ-289, центры электронного декларирования не обладают полномочиями по совершению таможенных операций с товарами товарной позиции 0805».
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, ООО «Экспресс-Карго» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд считает действия таможенного органа законными и обоснованными с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 ТК ТС таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза, а в случаях, установленных ТК ТС или иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, - законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Согласно части 1 статьи 204 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) декларация на товары подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.
В силу части 1 статьи 205 Закона N 311-ФЗ декларация на товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенные посты являются таможенными органами, их компетенция по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно пп. 1 п. 5 Общего положения о таможенном посте, утвержденного приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1701, таможенный пост осуществляет полномочия по совершению таможенных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, помещением под таможенную процедуру, и проведение таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками.
Приказом ФТС РФ от 22.04.2011 N 845 утвержден Порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования (далее по тексту - Порядок). Указанный Порядок определяет особенности совершения таможенных операций при осуществлении таможенного декларирования товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся эти товары, с применением таможенной декларации на товары, поданной в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей "Интернет".
Применение Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования, осуществляется, в том числе, на таможенных постах (центрах электронного декларирования) (Письмо ФТС России от 28.03.2012 № 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров»).
В письме от 28.03.2012 г. N 01-11/14513 "О применении технологии удаленного выпуска товаров" также разъяснено о возможности применения определенными в данном письме таможенными постами положений Порядка N 845.
Согласно пункту 1 статьи 190 ТК ТС таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации.
Согласно части 3 статьи 190 ТК ТС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.
В соответствии с п.4 ст.190 ТК ТС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 указанного Кодекса;
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с указанным Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной (п.6 ст.190 ТК ТС).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 г. N 809 утверждено Положение о Федеральной таможенной службе (далее - Положение).
Согласно подпункту 5.2 Положения Федеральная таможенная служба на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, таможенного законодательства Таможенного союза принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
В силу п.6.3. Положения, ФТС России наделена полномочиями определять компетенцию таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности и местонахождение таможенных органов.
В соответствии с п.9.15 Положения руководитель ФТС определяет правомочия территориальных органов Службы и их должностных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов.
Приказом ФТС России от 09.07.2014 года №1331 утверждена типовая инструкция по делопроизводству и работе архивов в таможенных органах РФ.
Пунктом 3.2. установлено, что таможенные органы (региональные таможенные управления, таможни, а также таможенные посты со статусом юридического лица) издают правовые акты ненормативного характера (приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции), а также иные документы в соответствии с установленной компетенцией.
Установленные указанными правовыми актами требования и правила могут быть отменены или изменены только путем издания новых правовых актов, обладающих равной или более высокой юридической силой. Запрещается применять в этих целях такой вид документа, как письма.
Использование в этих целях телеграмм, телетайпограмм, факсограмм, телефонограмм допускается только в случае необходимости принятия безотлагательных мер и при условии обязательного последующего издания соответствующих актов по данному вопросу.
Как следует из отказа от 27.08.2015 года, основанием для его вынесения явилась телетайпограмма ФТС России от 21.04.2015 года №ТФ-289.
Указанная телетайпограмма направлена начальникам Центрального информационно-технического управления, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, подписана руководителем ФТС России.
Таким образом, телетайпограмма направлена начальникам Центрального информационно-технического управления, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России и издана целях обеспечения координации деятельности таможенных органов при реализации положений Порядка.
Из текста телетайпограммы следует, что: «до особого указания не допускать совершения таможенных операций на таможенных постах (центрах) электронного декларирования в отношении товаров: 1. Ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического Союза и классифицируемых в соответствии с кодами 0201,0202, 0203, 0207 и т.д.» Также в телетайпограмме указан код «0805», который указан ООО «Экспресс-Карго» в декларации на товары (л.д.29).
Учитывая, что телетайпограмма за подписью руководителя ФТС России ФИО2 является обязательным актом для региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, следовательно, действия таможенного органа, осуществленные в соответствии с указанной телетайпограммой являются правомерными.
Суд также отмечает, что данная телетайпограмма является действующей, заявителем либо иными лицами не оспорена.
С учетом выше изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемые действия Томской таможни при наличии телетайпограммы от 21.04.2015 года являются законными и обоснованными.
Кроме того суд также указывает, что в соответствии с ч.1 ст.4 АПК РФ в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Таким образом, обращение в суд за защитой своих нарушенных прав ставит своей целью восстановление этих прав.
Согласно ст.199 АПК РФ в заявлении о признании решений и действий (бездействия) незаконными должны быть, в частности, указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением и действием (бездействием), при этом в силу ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем, ст.201 АПК предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Однако заявитель не указал, какие именно его права были нарушены оспариваемым действием таможенного органа, и какие права заявителя подлежат восстановлению, путем признания оспариваемого действия незаконным.
При этом суд отмечает, что введенные телетайпограммой от 21.04.2015 года руководителем ФТС России ограничения компетенции на совершение таможенных операций в отношении ввозимых заявителем товаров касается только таможенных постов (центров электронного декларирования). Какие-либо препятствия для подачи Обществом декларации и в иные таможенные органы, не являющиеся центрами электронного декларирования отсутствуют.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
- несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, заявителем в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказана правомерность и обоснованность заявленных требований.
Таможенный орган во исполнение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом исполнил процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого действия таможенного органа, положениям действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты, с учетом положений ст.201 АПК РФ не приводит к восстановлению его прав.
Следовательно, в данном случае, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.ст.12 и 13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований заявителя.
При указанных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя в связи с отказом в удовлетворении требования.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс Карго» в удовлетворении заявленных требований отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья А.Н.Гапон