АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-5969/2021
18 февраля 2022 года объявлена резолютивная часть
28 февраля 2022 года изготовлено в полном объеме
Судья Арбитражного суда Томской области Е.В. Чиндина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунучаковой А.М.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Департамента городского хозяйства администрации Города Томска (634050, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту финансов администрации Города Томска (634050, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным представления об устранении нарушений от 21.05.2021 № 06-07/1541
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «ЛАНА», ООО «РужАвто», ООО «Росич»,
при участии в заседании:
от Заявителя – ФИО1 (доверенность от 11.01.2022 № 1);
от Ответчика – ФИО2 (доверенность от 18.12.2020);
от ООО «Росич», от ООО «Лана», ООО «РужАвто» - не явились;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства администрации Города Томска (далее по тексту – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту финансов администрации Города Томска (далее также Департамент финансов, ответчик) о признании недействительным представления об устранении нарушений от 21.05.2021 № 06-07/1541.
Определением арбитражного суда от 18.08.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ЛАНА», ООО «РужАвто», ООО «Росич».
Определением арбитражного суда от 02.02.2022 судебное заседание по делу назначено на 15.02.2022. На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 18.02.2022.
ООО «ЛАНА», ООО «РужАвто», ООО «Росич», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, как до так и после перерыва в арбитражный суд своих представителей не направили.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ст. 163 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, в частности, указал, что выводы Департамента финансов о том, что в результате подписания дополнительных соглашений к муниципальным контрактам Департаментом изменены существенные условия муниципальных контрактов, не обоснован. Перечень транспортных средств, являющийся приложением к Контрактам (не учитывая требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств), не является существенным, поскольку не предусмотрен требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Подписание заместителем Мэра Города Томска - начальником департамента городского хозяйства администрации Города Томска дополнительных соглашений от 15.04.2020 не могло нарушить требования части 2 статьи 43, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку вышеуказанные дополнительные соглашения не изменяли существенные условия муниципальных контрактов, так как требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств, вышеуказанными дополнительными соглашениями изменены не были. В совокупности действующего законодательства на период времени, а именно на период с 15.04.2020 по 30.04.2020 - период времени заключения и действия дополнительных соглашений от 15.04.2020 к спорным муниципальным контрактам, учитывая сложившуюся ситуацию в стране, объявленную Указом Президента РФ нерабочими днями на период с 30 марта по 3 апреля 2020 г., а также с 4 апреля по 30 апреля 2020 г. (Указ Президента от 02.04.2020 № 239) для всех организаций, кроме отдельных организаций, в перечень которых не попали перевозчики, принимая во внимание положения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» об изменении маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, у должностного лица Заместителя Мэра Города Томска - начальника департамента городского хозяйства ФИО3 имелись все правовые основания для заключения дополнительных соглашений по сокращению количества транспортных средств на период, объявленный нерабочими днями в стране. Вывод Департамента финансов о том, что в нарушении частей 6, 8 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 7.2.4 муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745 Департаментом не направлено требование ООО «Лана» об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, в части выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту № 12 с использованием одного автобуса (ПАЗ 320414-04 К825ТТ70), не включенного в реестр лицензий не обоснован, не соответствует действительности. Вывод Департамента финансов о том, что в нарушении частей 6, 8 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 7.2.1 муниципального контракта от 04.09.2019 № Ф.2019.000765 Департаментом не направлено требование ООО «Росич» об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 04.09.2019 № Ф.2019.000765, в части не выполнения в 4 квартале 2020 года количества рейсов, предусмотренных режимом работы (приложение 3) к муниципальному контракту не обоснован, не соответствует действительности.
Представитель Департамента финансов заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях, в том числе, указал, что представление об устранении нарушений от 21.05.2021 № 06-07/1541 является законным и обоснованным. Проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в результате подписания заместителем Мэра Города Томска – начальником Департамента ФИО3 дополнительных соглашений к муниципальным контрактам Департаментом изменены существенные условия муниципальных контрактов, в случае, не предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Департаментом не направлено ООО «ЛАНА» требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 03.09.2019 № Ф.2019.000745, в части выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту № 12, с использованием одного автобуса (ПАЗ 320414-04 К825ТТ70), не включенного в реестр лицензий. Также Департаментом не направлено ООО «РОСИЧ» требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 04.09.2019 № Ф.2019.000765, в части не выполнения в 4 квартале 2020 года количества рейсов, предусмотренных режимом работы (приложение 3) к муниципальному контракту от 04.09.2019 № Ф.2019.000765.
Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены письменно в заявлении, отзывах и дополнениях к ним.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установленными следующие обстоятельства.
В 2019 году по результатам закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска с ООО «ЛАНА», ООО «Росич», ООО «Ружавто», признанных победителями закупок, заключены муниципальные контракты от 09.09.2019 № Ф.2019.000771 (ООО «Ружавто»), от 02.09.2019 № Ф.2019.000741 (ООО «Лана»), от 03.09.2019 №№ Ф.2019.000745 (ООО «Лана»), Ф.2019.000752 (ООО «Лана»), от 04.09.2019 № Ф.2019.000765 (ООО «Росич») на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по соответствующим маршрутам.
12.02.2021 в Департамент финансов из Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области для рассмотрения по подведомственности поступило обращение гражданки ФИО4, поступившее из прокуратуры г. Томска (вх. № 9070 от 23.12.2020) по факту несоответствия оказываемых услуг условиям муниципальных контрактов.
На основании приказа Департамента финансов администрации Города Томска от 09.03.2021 № 35 «О проведении внепланового контрольного мероприятия» в период с 11.03.2021 по 26.03.2021 проведена выездная внеплановая проверка Департамента городского хозяйства администрации Города Томска по вопросу соблюдения предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требований к исполнению, изменению муниципальных контрактов от 09.09.2019 № Ф.2019.000771, от 02.09.2019 № Ф.2019.000741, от 03.09.2019 №№ Ф.2019.000745, Ф.2019.000752, от 04.09.2019 № Ф.2019.000765, а также соблюдение условий муниципальных контрактов, в том числе, в части соответствия выполненной работы (оказанной услуги) (ее результата) условиям муниципальных контрактов за 2020 год, по результатам которой составлен акт от 15.04.2021, содержащий указания на выявленные нарушения.
В частности, согласно указанному акту от 15.04.2021 установлены следующие нарушения:
1) в нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в результате подписания заместителем Мэра Города Томска - начальником Департамента ФИО3 дополнительного соглашения от 15.04.2020 № 2 к муниципальному контракту от 09.09.2019 № Ф.2019.000771, дополнительного соглашения от 15.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 02.09.2019 № Ф.2019.000741, дополнительного соглашения от 15.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 03.09.2019 № Ф.2019.000745, дополнительного соглашения от 15.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 03.09.2019 № Ф.2019.000752, Департаментом изменены существенные условия указанных муниципальных контрактов, в случае, не предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2) в нарушение частей 6, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 7.2.1 муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745 Департаментом не направлено ООО «ЛАНА» требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 03.09.2019 № Ф.2019.000745, в части выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту № 12, с использованием одного автобуса (ПАЗ 320414-04 К825ТТ70), не включенного в реестр лицензий;
3) в нарушение частей 6, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 7.2.1 муниципального контракта от 04.09.2019 № Ф.2019.000765 Департаментом не направлено ООО «РОСИЧ» требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 04.09.2019 № Ф.2019.000765, в части не выполнения в 4 квартале 2020 года количества рейсов, предусмотренных Режимом работы (приложение 3) к муниципальному контракту от 04.09.2019 № Ф.2019.000765.
На основании фактов, установленных в ходе проверки, в адрес Департамента направлено представление об устранении нарушений № 06-07/1541 от 21.05.2021, согласно которому начальнику Департаменту следует устранить нарушения и принять меры по устранению их причин и условий.
В частности, Департаменту предписано:
1) рассчитать сумму штрафа за выявленные факты ненадлежащего исполнения ООО «ЛАНА» условий муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745. Направить в адрес ООО «ЛАНА» требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 03.09.2019 № Ф.2019.000745, в части выполнения в части выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту № 12, с использованием одного автобуса, не включенного в реестр лицензий. В случае неисполнения в установленный срок требования об уплате штрафа в добровольном порядке взыскать с ООО «ЛАНА» штраф за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 03.09.2019 № Ф.2019.000745, в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
2) рассчитать сумму штрафа за выявленные факты ненадлежащего исполнения ООО «РОСИЧ» условий муниципального контракта от 04.09.2019 № Ф.2019.000765. Направить в адрес ООО «РОСИЧ» требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 04.09.2019 № Ф.2019.000765, в части не выполнения в 4 квартале 2020 года количества рейсов, предусмотренных Режимом работы (приложение 3) к муниципальному контракту от 04.09.2019 № Ф.2019.000765. В случае неисполнения в установленный срок требования об уплате штрафа в добровольном порядке взыскать с ООО «РОСИЧ» штраф за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 04.09.2019 № Ф.2019.000765, в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
3) разработать план мероприятий по установлению причин и условий выявленного проверкой нарушения и разработке мер, направленных на устранение причин и условий возникновения выявленного проверкой нарушения для недопущения его в дальнейшей работе (в части нарушения требований части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в результате подписания заместителем Мэра Города Томска - начальником Департамента ФИО3 дополнительных соглашений к контрактам).
Полагая, что представление Департамента финансов от 21.05.2021 № 06-07/1541 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое подлежит частичному удовлетворению в связи со следующим.
Из анализа положений ст.ст. 198, 200 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ следует, что для признания судом ненормативного правового акта недействительным, необходимо наличия двух обязательных условий, в том числе: несоответствие его закону или иному правовому акту, и нарушение указанным актом, действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, сформулированной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которой основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов муниципального финансового контроля, являющихся соответственно органами местных администраций.
К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля относится, в частности, контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 269.2 БК РФ).
В силу п. 5 ч. 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Согласно п. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля могут проводиться проверки, ревизии и обследования, направляться объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии с п. 3 ст. 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с п. 2.1 Постановления администрации Города Томска от 20.11.2013 № 1320 «О порядке осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю в муниципальном образовании «Город Томск», Департамент финансов администрации Города Томска является органом внутреннего муниципального финансового контроля. Пунктами 2.5 и 3.47 Положения о департаменте финансов администрации Города Томска, утвержденного Решением Думы Города Томска от 15.09.2005 № 1001, Департамент финансов осуществляет полномочия органа внутреннего муниципального финансового контроля.
Учитывая изложенное, суд делает вывод о том, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом по результатам проведенной проверки, является ненормативными правовым актом, содержит обязательные требования, неисполнение которых может повлечь для проверяемого правовые последствия, в связи с чем данное представление может быть оспорено в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ.
В пункте 3 оспариваемого представления от 21.05.2021 № 06-07/1541 указано, что в нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в результате заключения Департаментом дополнительного соглашения от 15.04.2020 № 2 к муниципальному контракту от 09.09.2019 № Ф.2019.000771, дополнительного соглашения от 15.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 02.09.2019 № Ф.2019.000741, дополнительного соглашения от 15.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 03.09.2019 № Ф.2019.000745, дополнительного соглашения от 15.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 03.09.2019 № Ф.2019.000752, в случае, не предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, изменены существенные условия указанных муниципальных контрактов, в частности перечня транспортных средств, используемых для выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Порядок заключения государственного (муниципального) контракта на закупку услуг для государственных (муниципальных) нужд регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2020 году) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в указанной части.
Таким образом, положениями Федерального закона № 44-ФЗ установлен запрет на изменение в одностороннем порядке и по соглашению сторон при заключении и исполнении государственного (муниципального) контракта его существенных условий, перечисленных законодателем. Существенные условия заключенного сторонами договора могут быть изменены только в случаях, установленных статьей 34, частью 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, допускается заключение дополнительного соглашения к контракту в случае изменения условий контракта, не являющихся существенными условиями.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Согласно пунктам 1.1 заключенных контрактов Заказчик (Департамент) поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы (оказать услуги), связанные с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.
Пунктами 1.2 заключенных контрактов предусмотрено, что услуги, предусмотренные пунктом 1.1 Контракта, оказываются, в том числе, в соответствии с Перечнем транспортных средств, используемых для выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту (Приложение № 1 к контракту).
Таким образом, предметом заключенных контрактов от 09.09.2019 № Ф.2019.000771 (ООО «Ружавто»), от 02.09.2019 № Ф.2019.000741 (ООО «Лана»), от 03.09.2019 №№ Ф.2019.000745 (ООО «Лана»), Ф.2019.000752 (ООО «Лана»), от 04.09.2019 № Ф.2019.000765 (ООО «Росич») является выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по соответствующим маршрутам.
Предусмотренный приложением № 1 к Контрактам Перечень транспортных средств, используемых для выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту не относится к понятию предмета заключенного контракта, а является одним из условий исполнения контракта применительно к установленному предмету.
15.04.2020 между Департаментом и Исполнителями муниципальных контрактов заключены дополнительные соглашения от 15.04.2020 № 2 к муниципальному контракту от 09.09.2019 № Ф.2019.000771, от 15.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 02.09.2019 № Ф.2019.000741, от 15.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 03.09.2019 № Ф.2019.000745, от 15.04.2020 № 1 к муниципальному контракту от 03.09.2019 № Ф.2019.000752, согласно которым изменен Перечень транспортных средств, используемых для выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, путем уменьшения количества используемых транспортных средств на период с 15.04.2020 по 30.04.2020.
Так, из перечня транспортных средств в количестве 30 единиц, предусмотренного муниципальным контрактом от 02.09.2019 № Ф.2019.000741, дополнительным соглашением от 15.04.2020 № 1 исключено 15 транспортных средств. В результате количество транспортных средств составило 15 единиц.
Из перечня транспортных средств в количестве 24 единиц, предусмотренного муниципальным контрактом от 03.09.2019 № Ф.2019.000745, дополнительным соглашением от 15.04.2020 № 1 исключено 9 транспортных средств. В результате количество транспортных средств составило 15 единиц.
Из перечня транспортных средств в количестве 20 единиц, предусмотренного муниципальным контрактом от 03.09.2019 № Ф.2019.000752, дополнительным соглашением от 15.04.2020 № 1 исключено 5 транспортных средств. В результате количество транспортных средств составило 15 единиц.
Из перечня транспортных средств в количестве 31 единицы, предусмотренного муниципальным контрактом от 09.09.2019 № Ф.2019.000771, дополнительным соглашением от 15.04.2020 № 21 исключено 14 транспортных средств. В результате количество транспортных средств составило 17 единиц.
Изменение в результате заключения дополнительных соглашений Перечня транспортных средств, используемых для выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, в данном случае не привело к изменению предмета заключенных муниципальных контрактов, которым также осталось выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту, которое возможно, в том числе, и с использованием количества транспортных средств, определенных дополнительными соглашениями к муниципальным контрактам.
В тоже время, изменение Перечня транспортных средств, используемых для выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, в части количества транспортных средств является изменением условий контракта.
Согласно пункту 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, в том числе по основаниям, установленным законом, а также по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Пунктом 1 статьи 451 ГК РФ предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В рассматриваемой ситуации к таким существенным обстоятельствам, по мнению арбитражного суда, может быть отнесено ухудшение ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.
В частности, Верховный Суд Российской Федерации в вопросе 8 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, не исключил возможности изменения или расторжения договоров из-за эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции, если это будет признано судом существенным изменением обстоятельств.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации с 4 по 30 апреля 2020 г. для всей страны установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (за исключением работников определенных категорий организаций).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» нормативными актами субъектов РФ в регионах устанавливается особый порядок передвижения граждан и транспортных средств.
В соответствии с совместным письмом Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV признано обстоятельством непреодолимой силы и носит чрезвычайный и непредотвратимый характер.
В Томской области режим функционирования повышенной готовности был объявлен распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области».
13.04.2020 распоряжением Администрации Томской области № 224-ра «О внесении изменения в распоряжение Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра» в соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 пунктом 14 определен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в соответствии с приложением № 2, куда включены в том числе организации по ОКВЭД 49 «Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта», к каким относятся ООО «Ружавто» и ООО «Лана».
Согласно п. 15 данного распоряжения руководителям таких организаций и таким индивидуальным предпринимателям рекомендовано обеспечить установление режима рабочего времени, направленного на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе перевод отдельных работников на дистанционную работу.
Таким образом, ООО «Ружавто» и ООО «Лана», относящиеся к вышеназванным организациям, должны были руководствоваться Указом Президента Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, распоряжением Администрации Томской области № 156-ра, и перевести отдельных работников на дистанционную работу.
Ранее исполнителями по вышеуказанным муниципальным контрактам (ООО «Ружавто» и ООО «Лана») были направлены письма в Департамент городского хозяйства администрации Города Томска (исх. № 35 от 23.03.2020, вх. 479-ю от 24.03.2020), в которых сообщалось о необходимости сокращения автобусов в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией из-за коронавируса, повлекшей перевод на дистанционное обучение образовательных учреждений, сокращение и дистанционную работу многих предприятий, в связи с чем значительно уменьшился пассажиропоток на общественном транспорте.
То обстоятельство, что организации по перевозке пассажиров несут убытки подтверждается в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», согласно которому организации по перевозке пассажиров и багажа официально признаны как в наибольшей степени пострадавшие в условиях по распространению новой коронавирусной инфекции (Код ОКВЭД 2 49.3 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта).
24.03.2020 Департаментом городского хозяйства Администрации города Томска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 вынесено распоряжение № 9 «Об изменении режима работы по муниципальным маршрутам регулярных перевозок МО «Город Томск», которым при выполнении работ (оказании услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам №№ 4, 5, 8/9, 11, 12, 13/14, 19, 20, 22, 23, 25/52, 26, 29, 30/33, 38, 53 с 24.03.2020 на период введения ограничительных мер установлен соответствующий режим работы.
Из пояснений представителя заявителя следует, что в связи со спадом пассажиропотока перевозчики начали нести убытки, что могло привести к неплатежеспособности по лизинговым и кредитным платежам. В целях сокращения и минимизации убытков, обусловленных существенным сокращением пассажиропотока, сторонами контракта было принято решение о заключении дополнительных соглашений о сокращении на ограниченный период времени с 15.04.2020 по 30.04.2020 количества транспортных средств в целях сокращения расходов, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по вышеуказанным контрактам.
При этом, дополнительные соглашения о сокращении числа транспортных средств были заключены на определенный короткий промежуток времени, а именно на период с 15.04.2020 по 30.04.2020. После 30.04.2020 муниципальные контракты продолжали исполняться сторонами в соответствии с условиями, предусмотренными извещением, конкурсной документацией и положениями контрактов.
Таким образом, учитывая сложившуюся в стране ситуацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, объявление Указом Президента Российской Федерации нерабочих дней на период с 4 апреля по 30 апреля 2020 г. (Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239), что признается судом существенным изменением обстоятельств, заключение Заместителем Мэра Города Томска - начальником департамента городского хозяйства ФИО3 дополнительных соглашений по сокращению количества транспортных средств на период, объявленный нерабочими днями в стране, не признается судом нарушением требований части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
То обстоятельство, что положения ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ не предусматривают возможность изменения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, не исключают возможность применения к рассматриваемым отношениям общих положений ст.ст. 448, 451 ГК РФ, регулирующих изменение условий договоров.
Таким образом, содержащееся в пункте 3 преставления от 21.05.2021 № 06-07/1541 указание на нарушение Департаментом требований части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ является необоснованным и не соответствующим требованиям законодательства, в связи с чем подлежит признанию незаконным в данной части.
Пунктом 1 представления от 21.05.2021 № 06-07/1541 установлено, что в нарушение частей 6, 8 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 7.2.1 муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745 Департаментом не направлено ООО «ЛАНА» требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 03.09.2019 № Ф.2019.000745, в части выполнения в период с 01.01.2020 по 08.01.2020 работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту № 12, с использованием автобуса (ПАЗ 320414-04 К825ТТ70), не включенного в реестр лицензий.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно ч. 8 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Пунктом 7.2.1 муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745 установлено, что в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 4.3.6 муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745 на Заказчика возложена обязанность осуществлять контроль за выполнением Исполнителем условий заключенного контракта.
В соответствии с пунктом 4.1.3 муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745 на ООО «ЛАНА» возложена обязанность обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям лицензирования, установленного законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 Технического задания на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам (приложение № 2 к муниципальному контракту от 03.09.2019 № Ф.2019.000745), определен перечень документов, которым должны соответствовать выполняемые работы (оказываемые услуги), среди которых указан, в том числе, Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
В силу пункта 5 статьи 3.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.
Из материалов дела следует, что ООО «Лана» имеет лицензию от 14.06.2019 № АК-70-000562, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, сроком действия: бессрочно.
Согласно данным официального сайта Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта автобус ПАЗ 320414-04 К825ТТ70 включен в реестр лицензий ООО «Лана» с 09.01.2020. Указанное обстоятельство также подтверждается выпиской из решения о включении транспортных средств в реестр лицензий от 09.01.2020 № 70.13 территориального отдела государственного автодорожного надзора по Томской области о принятии решения о включении в реестр лицензий транспортных средств автобуса ПАЗ 320414-04 К825ТТ70 только с 09.01.2020.
Вместе с тем, норма пункта 5 статьи 3.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещает именно осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, то есть запрещено осуществлять фактическую перевозку пассажиров с использованием автобуса, не включенного в реестр лицензий.
Однако каких-либо доказательств того, что в период с 01.01.2020 по 08.01.2020 автобус ПАЗ 320414-04 К825ТТ70 осуществлял перевозку пассажиров по муниципальному маршруту № 12, в частности, путевые листы за указанный период, в материалы дела не представлено.
Само по себе включение в Перечень транспортных средств, используемых для выполнения работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 12, автобуса ПАЗ 320414-04 К825ТТ70 (пункт 13) не свидетельствует о том, что данное транспортное средство фактически использовалось ООО «Лана» в период с 01.01.2020 по 08.01.2020 при осуществлении лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров по муниципальному маршруту.
Нарушение ООО «Лана» обязанности по обеспечению нахождения на маршруте автобусов в количестве 24 единиц в указанный период, на что указывает Департамент финансов, не может быть признано нарушением требований пункта 4.1.3 муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745, а является иным нарушением, на которое не может распространяться положения пункта 1 оспариваемого представления.
С учетом изложенного, оснований для наложения на ООО «Лана» штрафа в порядке п. 7.2.3 муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745 и направления в адрес ООО «Лана» претензии на основании п. 7.2.1 муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745 у Департамента не имелось.
В связи с этим, содержащееся в пункте 1 преставления от 21.05.2021 № 06-07/1541 указание на нарушение Департаментом требований ч.ч. 6, 8 ст. 32 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 7.2.1 муниципального контракта от 03.09.2019 № Ф.2019.000745 является необоснованным и не соответствующим требованиям законодательства.
Пунктом 2 представления от 21.05.2021 № 06-07/1541 установлено, что в нарушение частей 6, 8 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, пункта 7.2.1 муниципального контракта от 04.09.2019 № Ф.2019.000765 Департаментом не направлено ООО «Росич» требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 04.09.2019 № Ф.2019.000765, в части не выполнения в 4 квартале 2020 года количества рейсов, предусмотренных режимом работы (приложение 3) к муниципальному контракту от 04.09.2019 № Ф.2019.000765.
Из материалов дела следует, что по результатам открытого конкурса в электронной форме 04.09.2019 муниципальным заказчиком - Департаментом городского хозяйства администрации Года Томска с ООО «Росич» заключен муниципальный контракт № Ф.2019.000765 на выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 25/52.
В соответствии с пунктом 4.1.7 муниципального контракта Исполнитель обязан обеспечить выполнение количества рейсов, предусмотренного Режимом работы (Приложение № 3 к Контракту) (а также количества рейсов, установленного Заказчиком в случаях, предусмотренных абзацем 2 пункта 4.3.2 настоящего Контракта).
Пунктом 2 Режима работы (Приложение № 3 к контракту) установлено, что количество рейсов по маршруту составляет: в будние дни – 120, в субботу и предпраздничные дни – 108, в воскресенье и праздничные дни – 97.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в рамках исполнения муниципального контракта от 04.09.2019 № Ф.2019.000765 по выполнению работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту № 25/52, ООО «Росич» в 4 квартале 2020г. на исполнены требования п. 4.1.7 контракта, а именно не обеспечено выполнение количества рейсов, предусмотренных Режимом работы (приложение 3) к муниципальному контракту от 04.09.2019 № Ф.2019.000765.
В частности, наличие факта нарушения количества рейсов в 4 квартале подтверждается:
- актом сдачи-приемки работ от 31.12.2020 за 4 квартал 2020 года, который не принят Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска с указанием на то, что фактическое количество выполненных рейсов не соответствует заявленным;
- отчетом о транспортной работе за 4 квартал 2020, выполненным МБУ «Центр организации и контроля пассажироперевозок» на основании пункта 6.1.4 муниципального контракта. В соответствии с данным отчетом фактическое количество выполненных рейсов в 4 квартале 2020г. составляет 6 619 при плановом значении 10 527.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно ч. 8 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В соответствии с пунктами 3, 5 и 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Условия о начислении штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, определены также в пунктах 7.2.2, 7.2.3 и 7.2.4 муниципального контракта от 04.09.2019 № Ф.2019.000765.
Согласно пункту 7.2.1 муниципального контракта от 04.09.2019 № Ф.2019.000765, заключенного между Департаментом (заказчик) и ООО «РОСИЧ» (исполнитель), в случае просрочки исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Вместе с тем, в нарушение частей 6, 8 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ пункта 7.2.1 муниципального контракта от 04.09.2019 № Ф.2019.000765 Департаментом не направлено ООО «Росич» требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом от 04.09.2019 № Ф.2019.000765, в части не выполнения в 4 квартале 2020 года количества рейсов, предусмотренных Режимом работы (приложение 3) к муниципальному контракту от 04.09.2019 № Ф.2019.000765.
Доводы Департамента о том, что условиями Контракта не предусмотрена возможность предъявления штрафных санкций за каждый отдельный пункт Режима работы (Приложение № 3 к Контракту), а именно нарушение количества рейсов, интервалов движения, время оборотного рейса и т.д., поскольку имеется ответственность, связанная с неисполнением обязанности в части соблюдения Режима работы Приложение № 3 к Контракту, поскольку будет месту быть «двойные штрафы», отклоняются судом, как необоснованные.
Положениями муниципального контракта от 04.09.2019 № Ф.2019.000765 установлена как обязанность Исполнителя оказывать услуги в соответствии с Режимом работы (Приложение № 3 к настоящему контакту), Схемой движения (Приложение № 4 к настоящему контракту), Расписанием движения, а также с учетом положений абзацев 2-3 настоящего пункта (пункт 4.1.1 контракта), так и обязанность обеспечить выполнение количества рейсов, предусмотренного Режимом работы (Приложение № 3 к настоящему контракту) (пункт 4.1.7 контракта).
Таким образом, пункт 4.1.7 муниципального контракта (об обязанности Исполнителя обеспечить выполнение количества рейсов, предусмотренного Режимом работы) выделен обособленно от общего пункта 4.1.2, обязывающего Исполнителя оказывать услуги в соответствии с Режимом работы. То есть пункт 4.1.7 контракта является специальным по отношению к общему условию необходимости обеспечения режима работы, указанному в пункте 4.1.2 муниципального контракта, и нарушение данного пункта является самостоятельным неисполнением обязательств, за что в силу пункта 7.2 муниципального контракта предусмотрена ответственность Исполнителя.
Соответственно, нарушение движения интервалов движения автобусами по маршруту 25/52, предусмотренных пунктом 5 приложения № 3 к муниципальному контракту, и нарушение количества рейсов по маршруту, предусмотренных пунктом 2 приложения № 3 к муниципальному контракту, является нарушением различных условий муниципального контракта.
На правомерность взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) штрафов за каждый случай нарушения своих обязательств по муниципальному контракту указывается также в пункте 37 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Из содержания представленных Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска претензий в адрес ООО «Росич» о необходимости уплаты штрафа, следует, что указанные претензии были направлены за нарушение интервалов движения (пункт 4.1.2 муниципального контракта, пункт 5 приложения № 3 к муниципальному контракту) и не направлены на взыскание штрафа за нарушение количества рейсов по маршруту (пункт 4.1.7 муниципального контракта, пункт 2 приложения № 3 к муниципальному контракту). Данное обстоятельство также подтверждается мотивировочной частью решения Арбитражного суда Томской области от 14.02.2022 по делу № А67-5365/2021 (пункты 2, 8, 9, 11 решения) в соответствии с которым по данным претензиям арбитражным судом с ООО «Росич» взыскано 4000 руб. за нарушение интервалов движения в 4 квартале 2020 года (нарушение пункта 4.1.2 муниципального контракта и пункта 5 приложения № 3 к контракту).
На основании вышеизложенного, Департаменту необходимо было направить претензию об уплате штрафа ООО «Росич» не только за нарушение интервалов движения в отдельные дни (25.10.2020, 31.10.2020, 17.11.2020, 27.11.2020, 29.11.2020), но и за не выполнение в 4 квартале 2020 года количества рейсов, предусмотренных Режимом работы (приложение 3 к муниципальному контракту от 04.09.2019 № Ф.2019.000765).
Ссылки Департамента на положения п. 42.1 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ в данном случае не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку норма ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ регулирует установление правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, но не списанных заказчиком.
В данном случае, в качестве нарушения Департаменту указано на не начисление и не направление в адрес Исполнителя претензии об уплате штрафа, а не осуществление его списания. Указанный пункт 42.1 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ не устанавливает ограничений относительно начисления штрафов и направления в адрес Исполнителя претензий.
Также подлежат отклонению ссылки Департамента на невозможность взыскания штрафа в связи с введением моратория на начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», введенной в действие Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах), Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
В соответствии с под. 2 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 данного Федерального закона.
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении указанных в нем должников.
В частности, мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов введен в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
Указанное постановление действовало в течение 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1587, вступившим в силу 07.10.2020 и действовавшим в течение 3 месяцев, продлен срок действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
По смыслу приведенных выше норм и разъяснений Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020 (ответ на вопрос № 10), одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Таким образом, установлен запрет на начисление неустоек (штрафов, пеней) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до введения моратория.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: денежное обязательство – это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию; обязательные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Вместе с тем, обязанность перевозчика соблюдать режим работы в части количества рейсов не является ни денежным обязательством, ни обязательным платежом, следовательно, нормы подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 в совокупности с абзацем 10 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к спорным правоотношениям применению не подлежат.
Кроме того, нарушение условий контракта было допущено Исполнителем после введения моратория.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконным пункта 2 представления от 21.05.2021 № 06-07/1541 арбитражным судом не усматривается.
Однако, как указывалось выше, представление от 21.05.2021 № 06-07/1541 в части пунктов 1, 3 не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы Департамента, что является основанием для признания его незаконным в указанной части.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, представление об устранении нарушений от 21.05.2021 №06-07/1541 в части нарушений, указанных в п. 1, 3, подлежит признанию недействительным.
В соответствии с под. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным представление об устранении нарушений от 21.05.2021 №06-07/1541 в части нарушений, указанных в пунктах 1, 3.
В удовлетворении остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Е.В Чиндина