АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-614/2014
13 мая 2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена 05.05.2014 г.
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Сенниковой И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела
по заявлению Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (636000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области (634021, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными и отмене постановлений от 20.01.2014 № В-280/1 и № В-280/2 о назначении административного наказания
при ведении протокола судебного заседания до перерыва – секретарем судебного заседания Лаврентьевой О.А., после перерыва - помощником судьи В.В. Екимовым, с использованием аудиозаписи
ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:
от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 10.01.2014 № 21-06-07/13, выдана сроком до 30.06.2014);
от административного органа: ФИО2 (паспорт, доверенность от 31.03.2014 № 1647/04, выдана сроком на 1 год);
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области (далее – Управление Росприроднадзора по Томской области, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 20.01.2014 № В-280/1 и № В-280/2 о назначении административного наказания, вынесенных в отношении Управления по статье 7.6 и части 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании, назначенном на 28.04.2014, объявлялся перерыв до 05.05.2014.
Представитель Управления поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в частности, пояснил, что Управление не является субъектом вменяемых правонарушений, т.к. не является водопользователем по смыслу, придаваемому этому понятию статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), не осуществляет деятельность, при которой возникает возможность причинения вреда окружающей среде, и не является лицом, использующим водные объекты, на которое возложена обязанность по осуществлению водохозяйственных мероприятий; отборы проб сточных вод произведены с нарушением действующего законодательства; административным органом не доказана вина Управления.
Представитель административного органа требования Управления не признал по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе, указал, что Управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, а также полномочия по содержанию имущества, составляющего муниципальную казну; Управление является балансодержателем ливневой канализации; источником поступления сточных вод в ливневую канализацию является территория ЗАТО Северск, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон; проверка в отношении Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск проводилась в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в заявлении, отзыве на заявление.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск зарегистрировано в качестве юридического лица Малым Советом г. Томска-7 02.12.1992 за регистрационным номером 131, ОГРН <***>.
18.10.2013 в Управление Росприроднадзора по Томской области поступило письмо Отдела водных ресурсов по Томской области Верхне-Обского бассейнового водного управления от 10.10.2013 № 08-27/984, содержащее данные инвентаризации нелегитимного водопользования субъектами хозяйственной деятельности, осуществляющих использование водных объектов.
28.10.2013 в Томскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило письмо Отдела водных ресурсов по Томской области Верхне-Обского бассейнового водного управления от 10.10.2013 № 08-27/983, содержащее данные инвентаризации нелегитимного водопользования субъектами хозяйственной деятельности, осуществляющих использование водных объектов, в числе которых указаны Администрация г. Томска и МП «УК «КБУ».
07.11.2013 Томская межрайонная природоохранная прокуратура направила в Управление Росприроднадзора по Томской области обращение от 01.11.2013 № 26-2013, содержащее информацию руководителя Верхне-Обского БВУ ФИО3 в части нарушений Администрацией г. Томска и МП «УК КБУ» водного законодательства при пользовании водными объектами на территории Томской области.
18.11.2013 государственным инспектором РФ по охране природы в Томской области ФИО4 составлен протокол № В-280/1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ, с указанием на то, что Администрация ЗАТО Северск, осуществляет пользование поверхностным водным объектом р. Томь с целью сброса сточных (ливневых) вод через выпуски, расположенные по адресам: Томская область, ЗАТО Северск, <...> в отсутствие решений о предоставлении водного объекта р. Томь в пользование.
25.11.2013 государственным инспектором РФ по охране природы в Томской области ФИО4 произведен отбор проб сточных (ливневых) вод по адресам: Выпуск № 1, Томская область, ЗАТО Северск, <...>, сооружение № 1Кв; Выпуск № 2, Томская область, ЗАТО Северск, <...>, сооружение № 1Кв; Выпуск № 4, <...>, сооружение № 1Кв, о чем составлен акт отбора проб от 25.11.2013 № В-280.
По результатам проведенных анализов отобранных проб сточных (ливневых) вод составлены протоколы количественного химического анализа от 26.11.2013 № 751, № 751-1, № 751-2, содержащие указание на превышение нормативов ПДК по определенным показателям.
04.12.2013 государственным инспектором РФ по охране природы в Томской области ФИО4 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Администрации ЗАТО Северск по статье 7.6 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в котором содержится указание на то, что ливневая канализация находится в муниципальной казне, а от имени казны в качестве собственника имущества выступает Управление.
12.12.2013 в 15 час. 00 мин. государственным инспектором РФ по охране природы в Томской области ФИО4 составлен протокол № В-280/1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ, в отношении Управления с указанием на то, что Управление осуществляет пользование поверхностным водным объектом р. Томь с целью сброса сточных (ливневых) вод через выпуски, расположенные по адресам: Томская область, ЗАТО Северск, <...> (выпуск № 1), ул. Ленина, 46 (выпуск № 2), ул. Ленина, 64 (выпуск № 3), ул. Ленинградская, 2 (выпуск № 4), ул. Ленинградская, 2 (выпуск № 5), в отсутствие решений о предоставлении водного объекта р. Томь в пользование.
12.12.2013 в 15 час. 30 мин. государственным инспектором РФ по охране природы в Томской области ФИО4, в отношении Управления также составлен протокол № В-280/2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, с указанием на то, что Управление осуществляет сброс сточных (ливневых) вод в поверхностный водный объект р. Томь через выпуски, расположенные по адресам: Томская область, ЗАТО Северск, <...> (выпуск № 1), ул. Ленина, 46 (выпуск № 2), ул. Ленинградская, 2 (выпуск № 4), с превышением нормативов ПДК, утвержденных приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20.
20.01.2014 по результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях государственным инспектором РФ по охране природы в Томской области ФИО4. вынесены постановления:
- № В-280/1, которым Управлению назначено административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.;
- № В-280/2, которым Управлению назначено административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Признание незаконными и отмена постановлений от 20.01.2014 № В-280/1 и № В-280/2 о назначении административного наказания является предметом требований Управления по настоящему делу.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 7.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, выражается в нарушении требований к охране водных объектов, которые могут повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Сами по себе факт сброса сточных (ливневых) вод в р. Томь с территории ЗАТО Северск через выпуски, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию ЗАТО Северск в отсутствие соответствующего решения, а также факт нахождения указанных выпусков на момент проверки в казне муниципального образования заявителем по существу не оспаривались. Основной довод заявителя состоит в том, что он не является надлежащим субъектом ответственности, а также в отсутствии его вины во вменяемых правонарушениях.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации ЗАО Северск, и привлекая к административной ответственности Управление, административный орган исходил из того, что поскольку заявитель согласно Положению об Управлении имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск (пункт 8 статьи 9) осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, именно на нем лежит обязанность по получению разрешительной документации на право пользования водным объектом и по принятию мер по очистке сточных (ливневых) вод, сбрасываемых в р. Томь через выпуски, находившиеся в казне муниципального образования ЗАТО Северск.
Признавая позицию Управления Росприроднадзора по Томской области необоснованной, арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно части 14 статьи 1 ВК РФ использование водных объектов (водопользование) – это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ (часть 1 статьи 9 ВК РФ). Для сброса сточных, в том числе дренажных, вод водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 статьи 11 ВК РФ (пункт 2 части 2 статьи 11 ВК РФ).
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены принципы хозяйственной и иной деятельности органов местного самоуправления, оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
К объектам охраны окружающей среды относятся, в том числе поверхностные и подземные воды (статья 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с пунктами 4, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в числе прочего, организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, а также мероприятий по охране окружающей среды. Аналогичные положения закреплены в Уставе городского округа ЗАТО Северск (пункты 4, 11 статьи 10 Устава).
Согласно пунктам 12, 31, 42 статьи 42 Устава городского округа ЗАТО Северск Администрация ЗАТО Северск по решению вопросов местного значения осуществляет полномочия собственника (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с настоящим Уставом и иными правовыми актами ЗАТО Северск осуществляют иные органы местного самоуправления ЗАТО Северск) в пределах и порядке, определенных действующим законодательством и правовыми актами ЗАТО Северск, в отношении имущества муниципальных предприятий и учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего муниципальную казну; обеспечивает проведение на территории ЗАТО Северск мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с действующим законодательством; организует электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом.
Администрация в лице уполномоченных органов, от имени ЗАТО Северск самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности устанавливает Дума (пункты 1, 3 статьи 51 Устава).
Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Северск, утвержденным решением Думы ЗАТО Северск от 26.04.2007 № 31/10 (далее – Положение), установлено, что органами местного самоуправления, осуществляющими от имени городского округа ЗАТО Северск Томской области управление и распоряжение муниципальным имуществом, являются Дума ЗАТО Северск, Администрация ЗАТО Северск, отраслевые и территориальные органы Администрации ЗАТО Северск, Управление имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск - орган по управлению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, за исключением муниципального жилищного фонда (статья 4 Положения).
Согласно статье 7 Положения Управление является органом, специально уполномоченным осуществлять функции по управлению муниципальным имуществом (за исключением муниципального жилищного фонда), функции по оказанию муниципальных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.
К полномочиям Управления относятся, в том числе, осуществление в порядке и пределах, определенных федеральными законами, настоящим Положением, иными правовыми актами ЗАТО Северск, полномочий собственника в отношении имущества муниципальных предприятий, муниципальных казенных, бюджетных учреждений, автономных учреждений акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего муниципальную казну (пункт 5 статьи 7 Положения); осуществление содержания имущества, составляющего муниципальную казну ЗАТО Северск, за счет средств бюджета ЗАТО Северск в период, когда указанное имущество не используется по назначению и не обременено договорными обязательствами (пункт 6-1 статьи 7 Положения).
В силу пункта 1 Положения об Управлении имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 19.06.2008 № 53/7, Управление является отраслевым органом Администрации ЗАТО Северск, осуществляющим полномочия собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном законодательством, нормативными актами городского округа ЗАТО Северск и настоящим Положением.
Правилами благоустройства и озеленения территории городского округа ЗАТО Северск, утвержденными решением Думы ЗАТО Северск от 15.04.2010 № 95/16, (пункт 3) предусмотрено, что организация работ по благоустройству, озеленению, санитарному содержанию территории ЗАТО Северск и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории ЗАТО Северск осуществляется уполномоченными органами Администрации ЗАТО Северск, жилищно-эксплуатационными и управляющими организациями, собственниками и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений. При этом уполномоченными органами Администрации ЗАТО Северск в данной сфере является на территории г. Северска Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск. Эксплуатация магистральных и внутриквартальных сетей ливневой канализации осуществляется организациями, уполномоченными Администрацией ЗАТО Северск осуществлять деятельность по содержанию и ремонту ливневой канализации на территории г. Северска (пункт 128 Правил). Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют: Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск; Комитет архитектуры и градостроительства Администрации ЗАТО Северск; Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации ЗАТО Северск; Управление внегородских территорий Администрации ЗАТО Северск; УМВД России по ЗАТО Северск Томской области.
В соответствии с Правилами пользования системой ливневой канализации на территории ЗАТО Северск, утвержденными постановлением Администрации ЗАТО Северск от 23.08.2010 № 2231 (контроль за исполнением постановления возложен на заместителя Главы Администрации ЗАТО Северск по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи), сброс поверхностных вод из сети абонента в систему ливневой канализации может производиться только при наличии договора о приеме сточных вод, заключенного эксплуатирующей организацией с абонентом (п. 11 Правил); работы по текущему содержанию и эксплуатации системы ливневой канализации осуществляются эксплуатирующей организацией за счет средств, полученных от абонентов, и средств бюджета ЗАТО Северск (пункт 16 Правил); эксплуатирующая организация - организация, имеющая систему ливневой канализации в хозяйственном ведении и осуществляющая их содержание и эксплуатацию (пункт 19 части 4 статьи 1 Правил).
Участниками водных отношений согласно статье 7 ВК РФ являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Для установления надлежащего субъекта ответственности подлежит выяснению вопрос о собственнике имущества, с использованием которого осуществляется сброс сточных вод в водный объект (нахождение выпусков ливневой канализации в муниципальной собственности подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем), об органе, уполномоченном собственником на осуществление деятельности по водоотведению (сбросу вод, в том числе, сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты) и мероприятий по охране окружающей среды; о лице, в чьем фактическом ведении находятся указанные выпускиливневой канализации и его полномочиях в области водоотведения и охраны окружающей среды; а также по чьей вине эта деятельность осуществляется ненадлежащим образом – в отсутствие решений о предоставлении водного объекта в пользование и с нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
По мнению арбитражного суда, из вышеизложенных положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского округа ЗАТО Северск, Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Северск, Положения об Управлении имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, иных нормативных правовых актов ЗАТО Северск, не следует, что организация водоотведения (сброса вод, в том числе, сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты), а также мероприятий по охране окружающей среды, в том числе водных объектов, входит в компетенцию Управления, что собственник имущества в лице Администрации ЗАТО Северск уполномочил Управление на осуществление такой деятельности, а также то, что эта деятельность осуществляется ненадлежащим образом именно по вине Управления.
Ссылка административного органа на пункт 8 статьи 9 Положения об Управлении имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск, согласно которому Управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, не является достаточной для бесспорного вывода об Управлении, как о надлежащем субъекте вменяемых правонарушений.
Так, административным органом не принято во внимание, что в силу пункта 6-1 статьи 7 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа ЗАТО Северск, Управление осуществляет содержание имущества, составляющего муниципальную казну ЗАТО Северск, в тот период, когда указанное имущество не используется по назначению и не обременено договорными обязательствами. В то же время, фактически сооружения – выпуски ливневой канализации – использовались по назначению для сброса сточных ливневых вод с территории ЗАТО Северск (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), в связи с чем нет оснований для вывода о том, что Управление осуществляло (должно было осуществлять) содержание данного имущества. Кроме того, осуществление Управлением полномочий собственника в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, не может выходить за рамки его полномочий, в которые, как указывалось выше, не входит организация водоотведения (сброса вод, в том числе, сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты) и мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа ЗАТО Северск.
Доводу Управления о том, что уполномоченным органом в части содержания систем ливневой канализации является Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск, административным органом объективная оценка не дана ни в протоколах, ни в оспариваемых постановлениях.
При отсутствии у Управления специальных полномочий в сфере водопользования, водоотведения, охраны окружающей среды, а также полномочий по созданию муниципальных предприятий, учреждений, определению эксплуатирующей организации в отношении сетей ливневой канализации, и при не принятии Администрацией ЗАТО Северск своевременных мер по реализации ее полномочий по созданию муниципального предприятия или учреждения, за которыми бы были закреплены права и обязанности по эксплуатации объектов городской ливневой канализации, находящихся в муниципальной собственности и обязанность по соблюдению при их эксплуатации требований к охране окружающей среды, по определению уполномоченной организации, осуществляющей эксплуатацию магистральных и внутриквартальных сетей ливневой канализации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Управление в рассматриваемом случае не является участником водных отношений, не может выступать от имени муниципального образования ЗАТО Северск и быть субъектом ответственности за совершение вменяемых правонарушений.
Арбитражный суд также считает необходимым отметить, что судебными актами по делу № А53-14145/2011, на которые ссылался административный орган в подтверждение своей позиции, сделан вывод, что фактическим водопользователем, осуществляющим пользование водным объектом с целью сброса сточных ливневых вод в р. Волга, является Администрация города Волгограда; и что ответственность за соблюдение действующего законодательства при сбросе городских сточных ливневых вод в р. Волга несет Администрация города Волгограда, которая, обладая исключительной компетенцией по соблюдению требований нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при сбросе сточных ливневых вод с территории города, не реализовала свое полномочие по созданию муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, за которыми были бы закреплены права и обязанности по эксплуатации объектов городской ливневой канализации, находящихся в муниципальной собственности и обязанность по соблюдению при их эксплуатации требований к охране окружающей среды.
В отношении постановления от 20.01.2014 № № В-280/2 арбитражный суд также учитывает допущенные административным органом процессуальные нарушения, а именно - отбор проб сточных вод в отсутствие двух понятых (в нарушение статей 26.5, 27.10 КоАП РФ), получение экспертного заключения от 02.12.2013 с нарушением порядка назначения экспертизы (статья 26.4 КоАП РФ): без вынесения определения, ознакомления с ним лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, разъяснения прав, в том числе, права заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта, что исключает использование результатов количественного химического анализа воды в качестве допустимых доказательств по делу (статья 26.2 КоАП РФ). При этом по основанию допущенных процессуальных нарушений требование Управления о признании незаконным и отмене постановления от 20.01.2014 № № В-280/2 признано в судебном заседании представителем Управления Росприроднадзора по Томской области, полномочия на признание иска которого содержатся в доверенности от 31.03.2014 № 1647/04.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку в ходе судебного разбирательства законность и обоснованность оспариваемых постановлений Управлением Росприроднадзора по Томской области не подтверждена, они подлежат признанию незаконными и отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области от 20.01.2014 № В-280/1 и от 20.01.2014 № В-280/2 о назначении административного наказания, вынесенные в отношении Управления имущественных отношений Администрации ЗАТО Северск по статье 7.6 и по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконными и отменить.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья И.Н. Сенникова