АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67- 623/2020
.05.2020 (резолютивная часть решения объявлена 13.05.2020)
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Идрисовой С.З., при ведении протокола секретарем судебного заседания Перескоковой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГБОУВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Томской области (634009, <...>) о признании незаконным и отмене постановления от 20.01.2020 № 36,
без участия представителей,
УСТАНОВИЛ:
29.01.2020 ФГБОУВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (далее по тексту – заявитель, ТУСУР) обратилось в суд с заявлением к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Томской области (далее по тексту - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.01.2020 № 36.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание не обеспечили, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участников дела.
В представленном заявлении, а также в дополнительных пояснений ТУСУР просил освободить учреждение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В представленном отзыве и дополнительных пояснениях Управление указало, что не возражает относительно применения положений ст.2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В декабре 2019 г. в ОРВР УВМ УМВД России по Томской области поступило заявление о выдаче транзитной визы несовершеннолетнему гражданину Камеруна Адамсу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., мать - гражданка Камеруна ФИО2 Ноэлль, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющаяся студенткой ФГБОУВО «ТУСУР».
В ходе рассмотрения ходатайства об оформлении транзитной визы установлено, что гражданин Камеруна ФИО3 Аддоевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. поставлен на миграционный учет по месту пребывания с 25.06.2019 по 22.09.2019 по адресу: <...>, где в нарушение требований законодательства Российской Федерации проживал незаконно, без постановки на миграционный учет, о чем врио начальника ОВРВ УВМ УМВД России по Томской области майора полиции ФИО4 составлен рапорт от 18.12.2019.
На основании указанного рапорта и представленных с ним документов инспектором по особым поручениям отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области, майором полиции ФИО5 вынесено определение о возбуждении в отношении ТУСУР дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.9 КоАП РФ, и проведении административного расследования, с указанием на то, что в общежитии ФГБОУВО «ТУСУР» по адресу: <...> пребывала гражданка республики Камерун ФИО2 Ноэлль, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеющая многократную учебную визу 12 1598070 срок действия до 29.06.2020 и регистрацию по месту пребывания с 20.06.2019 по 29.06.2020 по адресу: <...>. ДД.ММ.ГГГГ у гражданки республики Камерун ФИО2 Ноэлль, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Российской Федерации в г. Томске родился сын ФИО3 Аддоевич, согласно документа, заменяющего паспорт № 00073/19/ACM/SC/LPO от 13.11.2019, ребёнок является гражданином республики Камерун. В период с 25.06.2019 по 22.09.2019 состоял на миграционном учёте по адресу: <...>. В период действующей регистрации по месту пребывания гражданину республики Камерун ФИО3 Аддоевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р. законным представителем ребёнка, матерью гражданкой республики Камерун ФИО2 Ноэлль, ДД.ММ.ГГГГ г.р. своевременно не оформлен проездной документ, свидетельство о возвращении на родину и временная виза для выезда за пределы Российской Федерации до истечения законного срока пребывания, который истёк 22.09.2019. Документ, заменяющий паспорт №00073/19/ACM/SC/LPO, получен только 13.11.2019. Основания для продлении регистрации по месту пребывания гражданину республики Камерун ФИО3 Аддоевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р. отсутствовали, так как согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок пребывания в Российской Федерации в 90 суток суммарно в течение каждого периода из 180 суток истёк 22.09.2019. В период с 23.09.2019 по 18.12.2019 гражданин республики Камерун ФИО3 Аддоевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. совместно с матерью гражданкой республики Камерун ФИО2 Ноэлль, ДД.ММ.ГГГГ г.р. продолжали пребывать в общежитии ФГБОУВО «ТУСУР» по адресу: <...>, при этом регистрация у ребёнка отсутствовала.
По результатам административного расследования инспектором по особым поручениям отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области, майором полиции ФИО5 20.01.2020 составлен протокол № 36 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - предоставление жилого помещения иностранному гражданину, находящемуся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через её территорию.
На основании данного протокола и иных материалов административного дела 20.01.2020 заместителем начальника Управления - начальник отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области майором полиции ФИО6 вынесено постановление № 36 о назначении административного наказания по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ, в соответствии с которым ФГБОУВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме 400 000 рублей.
Считая, что данное постановление вынесено с нарушением действующего законодательства, ТУСУР обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Так, в соответствии с принципами презумпции невиновности, закрепленными в положениях статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 18.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, в виде административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В Российской Федерации миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания осуществляется в соответствии со статьями 20 - 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ) и в порядке, предусмотренном Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона № 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Из положений п.1 ч.1 ст. 21 Федерального закона № 109-ФЗ следует, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает.
Пунктом 46(2) Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9, установлено, что для постановки на учет по месту пребывания несовершеннолетнего иностранного гражданина в возрасте до 1 года, родившегося на территории Российской Федерации, не выезжавшего за пределы территории Российской Федерации и не имеющего паспорта иностранного гражданина либо иного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, представляется свидетельство о рождении этого иностранного гражданина. При постановке на учет по месту пребывания такой категории иностранных граждан миграционная карта не представляется (не направляется).
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Порядок въезда на территорию Российской Федерации и правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 25.10 Закона N 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, несовершеннолетний иностранный гражданин в возрасте до 1 года, родившейся на территории Российской Федерации, подлежит постановке на учет по месту пребывания. При этом, срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Нахождение такого гражданина на территории Российской Федерации после истечения указанного срока является основанием для признания такого несовершеннолетнего находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка.
Как следует из материалов дела, гражданка республики Камерун ФИО2 Ноэлль. ДД.ММ.ГГГГ г.р., является студенткой ТУСУРа в период с 20.06.2019 г по 29.06.2020 г. состояла на учёте по месту пребывания в общежитии № 4 ТУСУР, по адресу: г, Томск, ул. Ф. Лыткина, д. 10. ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации в г.Томске.
ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации в г. Томске у гражданки республики Камерун ФИО2 Ноэлль, ДД.ММ.ГГГГ г.р. родился ребёнок гражданин республики Камерун ФИО3 Аддоевич, который состоял на учёте по месту пребывания в общежитии № 4 ТУСУРа по адресу: <...> в период с 25.06.2019 по 22.09.2019, в последующим регистрация не продлевалась. Документов, подтверждающих наличие оснований для продления срока временного пребывания несовершеннолетнего гражданина республики Камерун ФИО3 Аддоевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в материалы дела не представлено.
Соответственно с 23.09.2019 несовершеннолетний гражданин республики Камерун ФИО3 Аддоевич находился в Российской Федерации с нарушением установленного порядка.
В период с 23.09.2019 до момента выезда за пределы Российской Федерации - по 18.12.2019 ребёнок - гражданин республики Камерун ФИО3 Аддоевич, ДД.ММ.ГГГГ проживал в общежитии № 4 ТУСУР по адресу: <...> без регистрации и без учёта по месту пребывания.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о факте незаконного нахождения на территории Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина республики Камерун ФИО3 Аддоевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и его проживание в принадлежащем ТУСУР жилом помещении в общежитии № 4 ТУСУР по адресу: <...>, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.9 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, также подтверждено заявителем событие административного правонарушения и факт его совершения. Основания для составления протокола об административном правонарушении имелись. Протокол об административном правонарушении составлен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ. Постановление от 20.01.2020 № 36 вынесено в присутствии представителя ТУСУР ФИО7
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель предпринял исчерпывающие меры для своевременного выполнения возложенной на него обязанности в материалы дела не представлено. Также отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению ТУСУР возложенной на него обязанности, поэтому его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.9 КоАП РФ, имеется.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, имеющих существенный характер, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ТУСУР, не установлено.
Постановление о назначении административного наказания по ч.3 ст.18.9 КоАП РФ вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной данной нормой.
Статьей 2.9 КоАП РФ определено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Совершенное заявителем правонарушение является малозначительным, если не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, характер и степень общественной опасности рассматриваемого нарушения, суд приходит к выводу о возможности в данном случае квалифицировать совершенное заявителемправонарушение как малозначительное. При этом суд исходит из того, что допущенное правонарушение фактически не повлекло вредных последствий, не причинило существенного вреда интересам государства и общества.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Это предполагает соразмерность деяния и назначаемого за него наказания. Следовательно, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствовали характеру и размеру назначаемого административного наказания.
По мнению суда, в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении и его рассмотрением достигнуты предупредительные и воспитательные цели административного производства, установленные ч.1 ст.3.1 КоАП РФ. При таких обстоятельствах наложение административного наказания в виде штрафа 400 000 руб. будет иметь неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины нарушителя
Из пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 следует, что, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Руководствуясь ст.170, 176, 211 АПК РФ,
РЕШИЛ:
признать незаконным и отменить постановление, вынесенное заместителем начальника Управления – начальником отдела миграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области от 20.01.2020 № 36 ФИО6 в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ИНН <***>, ОГРН <***>), в связи с малозначительностью деяния.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья С.З. Идрисова