ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А67-631/2021 от 25.03.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

М О Т И В И Р О В А Н Н О Е

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск Дело № А67-631/2021

25 марта 2021 года подписана резолютивная часть

02 апреля 2021 года изготовлено в полном объеме

Судья Арбитражного суда Томской области Ю. М. Сулимская,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (636460, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛПП» (636500, Томская область, Верхнекетский район, рабочий поселок Белый Яр, промзона Сибирская лесопромышленная компания, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании штрафных санкций в размере 7000 руб.

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Томской области к обществу с ограниченной ответственностью «ЛПП» с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании 7 000 руб. штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета по форме СЗВ-М за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь 2020 года, а также за несоблюдение страхователем порядка предоставления сведений в форме электронных документов за 2019 год, ноябрь, декабрь 2019, январь 2020.

07.12.2020 по результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов арбитражным судом вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к обществу с ограниченной ответственностью «ЛПП» (далее – ответчик) с заявлением о взыскании 7 000 руб. штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь 2020 года, а также за несоблюдение страхователем порядка предоставления сведений в форме электронных документов за 2019 год, ноябрь, декабрь 2019 г., январь 2020 г.

Определением суда от 01.12.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов арбитражным судом 25.03.2021г. в соответствии со ст. 229 АПК РФ подписана резолютивная часть решения, в соответствии с которым требования заявителя удовлетворены частично в размере 4 000 руб.

В материалы дела от Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу №А67-631/2021.

В соответствии с п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» поскольку арбитражный суд, исходя из части 2 статьи 229 АПК РФ, составляет мотивированное решение только по заявлению лица, участвующего в деле, рассмотренном в порядке упрощенного производства, то при отсутствии соответствующего заявления лица, участвующего в деле, обжалованию подлежит решение, принятое путем подписания резолютивной части. Суд общей юрисдикции, арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства. Общество с ограниченной ответственностью «ЛПП» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>.

Указанным Управлением в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Обществом, нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования составлены Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования №№ 4 от 25.05.2020, 3 от 25.05.2020, 2 от 25.05.2020, 1 от 25.05.2020, 152 от 08.06.2020, 151 от 08.06.2020, 150 от 08.06.2020, 149 от 08.06.2020, 148 от 08.06.2020, 147 от 08.06.2020, предусмотренного ч.3, ч. 4 ст. ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), а именно, несоблюдение страхователем срока представления сведений по форме СЗВ-М за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь 2020 года, а также за несоблюдение страхователем порядка предоставления сведений в форме электронных документов за 2019 год, ноябрь, декабрь 2019 г., январь 2020 г., обязанность по предоставлению которых предусмотрена ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Так, Управлением установлено, что ООО «ЛПП» сведения по форме СЗВ-М стаж за 2019 год представлены с нарушением порядка предоставления сведений на 86 застрахованных лиц – 17.02.2020 (почтой). Также сведения по форме СЗВ-М по типу «исх» за ноябрь 2019 года с нарушением порядка предоставления сведений на 45 застрахованных лиц – 13.12.2019 (почтой), за декабрь 2019 года с нарушением порядка предоставления сведений на 32 застрахованных лиц – 13.01.2020 (почтой), за январь 2020 года с нарушением порядка предоставления сведений на 34 застрахованных лиц – 17.02.2020 (почтой)

Кроме этого, указано, что заявителем представлены сведения за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь 2020 года на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М по типу «доп» с нарушением установленного срока.

По результатам рассмотрения материалов о нарушении заместителем начальника Управления вынесены Решения №№ 4, 3, 2, 1 от 29.06.2020, №№ 152, 151, 149, 148, 147 от 13.07.2020 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ч.ч. 3, 4 ст.17 Федерального закона Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа всего в размере 7000 руб.

В связи с изложенным, ответчику были направлены Требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования о добровольной уплате штрафных санкций, которые ответчиком не исполнены.

Как было указано выше, Определением Арбитражного суда Томской области от 07.12.2020 по делу № А67-9336/2020 в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано. Учитывая изложенное, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением. Взыскание штрафа в размере 7000 руб. является предметом требований заявителя.

Исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996 №27-ФЗ (далее – Федеральный закон №27-ФЗ), работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон №27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период. Сведения о трудовой деятельности представляются страхователем в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.

В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В соответствии с п.2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно п. 2.2 ст. 11 указанного Федерального закона, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей (абз. 4 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция) при представлении индивидуальных сведений застрахованным лицом (его представителем) они заверяются подписью этого лица (его представителя).

Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 32 Инструкции).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах». При выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах «доп» и «отмн».

Согласно разделу 3 «Тип формы» - выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм». Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период. Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки Управлением было установлено представление сведений с нарушением порядка их предоставления, а именно: по форме СЗВ-М стаж за 2019 год представлены с нарушением порядка предоставления сведений на 86 застрахованных лиц – 17.02.2020 (почтой). Также сведения по форме СЗВ-М по типу «исх» за ноябрь 2019 года с нарушением порядка предоставления сведений на 45 застрахованных лиц – 13.12.2019 (почтой), за декабрь 2019 года с нарушением порядка предоставления сведений на 32 застрахованных лиц – 13.01.2020 (почтой), за январь 2020 года с нарушением порядка предоставления сведений на 34 застрахованных лиц – 17.02.2020 (почтой)

Кроме этого, указано, что Обществом несвоевременно представлены сведения за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь 2020 года на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М по типу «доп», в связи с чем, по мнению заявителя, были нарушены положения п. 2 ст. 8, п.п. 2, 2.2 ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Поскольку по сведениям управления уплата штрафа по Требованиям, направленным Управлением в адрес ответчика не произведена, ответчиком доказательств уплаты штрафа в заявленном размере и несостоятельности доводов управления в арбитражный суд не представлено, суд делает вывод о том, что требования заявителя в части нарушения порядка предоставления сведений по форме СЗВ-М стаж за 2019 год, по форме СЗВ-М по типу «исх» за ноябрь 2019 года, за декабрь 2019 года, за январь 2020 года являются обоснованным, требования заявителя подлежат удовлетворению в части 4000 руб.

В отношении дополняющих сведений суд отмечает следующее.

Как указывалось выше, на основании ст. 15 Федерального закона №27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

Управлением установлено, что Обществом представлены сведения за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь 2020 года на 1 застрахованное лицо по форме СЗВ-М по типу «доп» с нарушением установленного срока.

Как указывалось выше, согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н при представлении индивидуальных сведений застрахованным лицом (его представителем) они заверяются подписью этого лица (его представителя).

Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 32 Инструкции).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах». При выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах «доп» и «отмн».

Факт представления обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу «доп» за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, январь 2020 года, проведения по данному факту проверок и составления актов, принятия решений о привлечении страхователя к ответственности, подтверждается материалами дела. Вместе с тем, каких-либо доказательств, что предоставление сведений по форме СЗВ-М («доп») за рассматриваемые периоды связано с выявлением учреждением каких-либо ошибок в представленных ранее сведениях - в материалы дела не представлено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что ответчик самостоятельно выявил ошибки и направил дополняющие формы СЗВ-М до выявления Учреждением указанного факта.

В связи с чем, руководствуясь статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции № 766н, суд признает, что самостоятельное выявление ООО «ЛПП» ошибок до их обнаружения Учреждением, которые ответчик откорректировал путем представления в фонд дополнительных сведений за указанные периоды, свидетельствует о возможности в таком случае не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Ссылка на Инструкцию от 22.04.2020 № 211н не принимается судом, поскольку рассматриваемые судом страховые периоды истекли и сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены страхователем ранее 27.07.2020 (даты вступления в законную силу Инструкции № 211н). При этом, в материалы дела не представлено доказательств, что Учреждение направляло уведомление об исправлении выявленных ошибок страхователю.

Иными словами, в ситуации, когда ошибка в исчислении количества застрахованных лиц (непредставление сведений о застрахованном лице) была установлена страхователем самостоятельно и исправлена, в отчетность внесены изменения путем реализации предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» права на представление дополняющей формы СЗВ-М, иная оценка условий применения положений части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», при которой самостоятельное выявление ошибок плательщиком не освобождает его от ответственности, не может отвечать целям правосудия, может повлечь сокрытие ошибок, что приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства.

Конституционный Суд Российской Федерации указал в Постановлении от 30.07.2001г. №13-П, что санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе, соответствовать принципам соразмерности конституционно защищаемым целям и ценностям, справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в полном объеме, т.к. у Учреждения отсутствовали основания для привлечения ООО «ЛПП» к ответственности, в связи с самостоятельным уточнением сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В данном случае суд, в том числе, руководствуется позицией, изложенной в Определении Верховного суда РФ от 05.09.2018г. № 303-КГ18-5700 по делу № А04-5751/2017.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд считает, что заявленные Государственным учреждением – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) требования подлежат удовлетворению в части взыскания штрафных санкций в размере 4000 руб. В удовлетворении остальной части оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется. В соответствии с п.1 ст. 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛПП» в бюджет Пенсионного фонда РФ штрафные санкции в сумме 4000 руб. за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, по форме СЗВ-М за ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, и государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1143 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

Судья Ю. М. Сулимская